Программа практикума по биологии для обучающихся 10-11 класса «Решение задач по генетике»
учебно-методическое пособие по биологии (11 класс) на тему

Лийв Ольга Викторовна

Данный материал представляет собой программу практикума, для угубленного изучения раздела  "Генетика",  реализуемого в рамках профильного обучения биологии и подготовки к ЕГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды»

Программа  практикума по биологии

для обучающихся 10-11 класса

 «Решение задач по генетике»

                                                   Лийв Ольга Викторовна,

                                                              учитель географии и биологии

                                       Муниципального

                                                                  общеобразовательного учреждения

                                                              «Средняя общеобразовательная

                                                  школа №1 п.Пангоды»

п.Пангоды

Программа практикума  по биологии

"Решение задач по генетике"

Пояснительная записка.

Раздел   «Генетика»  является одним из самых сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. Облегчению усвоения материала данного  раздела  может способствовать формирование соответствующей предметной компетентности, а именно, умения   решать  задачи по генетике разных уровней сложности.

Решение задач, как учебно-методический прием изучения генетики, имеет большое  значение. Его применение способствует качественному усвоению знаний, получаемых теоретически, повышая их образность, развивает  умение рассуждать и обосновывать выводы, существенно расширяет кругозор изучающего генетику, т.к. задачи, как правило, построены на основании документальных данных, привлеченных из области частной генетики растений, животных, человека. Использование таких задач развивает у школьников логическое мышление и позволяет им глубже понять учебный материал, а преподаватель имеет возможность осуществлять эффективный контроль уровня усвоенных учащимися знаний. Несмотря на это,  школьные учебники содержат минимум информации о закономерностях наследования, а составлению схем скрещивания и решению генетических задач в школьной программе по общей биологии отводится очень мало времени. Задания, проверяющие понимание процессов наследования признаков, широко представлены в КИМах ЕГЭ по биологии, поэтому  старшеклассникам, изучающим биологию на общеобразовательном уровне, но нацеленным на сдачу экзамена по данному предмету, занятия по программе практикума дают возможность изучить данную тему  расширенно.  

Данный практикум  предназначен для обучающихся 10-11-х классов и рассчитан на 17 часов учебного времени (1 час в две недели).

         Целью практикума  является развитие у обучающихся   умений и навыков решения задач по основным разделам классической генетики.

         Задачи курса: 

  •  совершенствование  навыков использования генетических терминов, генетической символики, для решения задач;
  • формирование умения использовать  знание законов генетики для объяснения явлений, связанных с наследованием признаков;
  • подготовка к решению задач повышенной сложности по теме «Генетика» при сдаче ЕГЭ;
  • развитие  представлений о практической значимости знаний о закономерностях наследования  для различных отраслей производства, селекции, медицины, а также для формирования навыков здорового образа жизни;
  • расширение кругозора в области биологической науки, необходимое в дальнейшей профессиональной деятельности;
  • развитие интеллектуальной сферы: умение анализировать фактический материал, логически мыслить и рассуждать, проявлять изобретательность при решении трудных задач.

По окончанию изучения курса обучающиеся должны знать:

- основные понятия, термины и законы генетики;

- правила оформления различных типов задач по генетике;

- методы генетики;

- значение знаний по генетике в различных отраслях науки и производства.

Должны уметь:

- использовать генетические символы для решения задач, оформлять задачу;

- решать типовые задачи и задачи повышенной сложности;

- объяснять решения задач, используя знание законов генетики;

- различать и характеризовать методы генетики;

- применять теоретические знания на практике, объяснять жизненные ситуации с точки зрения генетики.

Методические рекомендации.

Основные разделы содержат краткие теоретические пояснения закономерностей наследования и предполагают решение задач. Курс рассчитан на тех, кто уже обладает знаниями по генетике и молекулярной биологии, но может быть использован и для тех, у кого таких знаний еще нет. Например, при подготовке обучающихся 9-х классов к биологическим олимпиадам или поступлению в ССУЗы. В зависимости от уровня подготовленности обучающихся учитель может подбирать типичные задачи или задачи разного уровня сложности, а также по своему усмотрению увеличивать количество часов по отдельным разделам.

Для успешного решения поставленных задач необходимо выстраивать процесс обучения, используя следующие принципы обучения:

- личностно-деятельностный принцип (проявляется в учёте субъективного опыта обучающихся, использовании задач, основанных на реальных примерах,  в построении индивидуального образовательного маршрута при использовании заданий различного уровня и возможностей обучающих программ);

- принцип междисциплинарности, т.к. знания закономерностей наследования признаков включают аспекты различных наук и сфер человеческой деятельности: математики (использование математических методов), медицины (использование фактического материала из данной области), истории (знакомство с историей  развития науки «генетика»).

Программа предусматривает проведение аудиторных занятий, в начале которых изучается  теоретический материал по конкретной теме, затем приводятся примеры решения задач и в конце обучающимся  предлагаются задачи для самостоятельного решения (для неподготовленных учащихся).  Для подготовленных учащихся вначале проводится актуализация  теоретических знаний по теме, а затем учащиеся решают задачи. Контроль  выполнения заданий  проводится учителем, либо совместно с учениками. Предусматривается проведение промежуточного и итогового контроля с решением  различных задач согласно спецификации ЕГЭ по биологии. Формы текущего контроля: вопросы с открытым ответом, терминологический диктант, тестовая работа, решение задачи с письменным пояснением. Для закрепления теоретических  знаний проводятся виртуальные практические работы в обучающих программах [6, 14].

Практический материал, памятки, инструктивные таблицы, разработанные для каждого занятия, прилагаются.  

        

Тематический план.

№п/п

Название темы

Общее количество часов

Из них

Вид контроля

Тип занятий

Теория, часов

Практика, часов

1

Основные понятия генетики. Наследование признаков при моногибридном скрещивании.

2

1

1

Текущий

Вводная лекция, практикум

2

Наследование признаков при дигибридном скрещивании

3

1

2

Текущий

Семинар, виртуальная практическая работа

3

Наследование признаков при взаимодействии генов.

4

1

3

Текущий + промежуточное итоговое тестирование

Практикум

4

Хромосомная теория наследственности.

2

0,5

1,5

Текущий

Презентация, практикум

5

Наследование признаков, сцепленных с полом.

2

0,5

1,5

Текущий

Практикум

6

Методы генетики.  Итоговый контроль.

4

1

3

Итоговый контроль в формате ЕГЭ.

Лекция, практикум, зачёт.

Всего часов

17

5

12

Содержание разделов.

             Тема 1. Наследование признаков при моногибридном скрещивании – 2  ч.

  1. Г.. Мендель – основоположник науки генетики. Основные понятия генетики .Гибридологический метод Менделя.
  2.  Основные закономерности.  Алгоритм  оформления и решения  задачи. . Использование генетической символики.  Решение задач на наследование признаков при моногибридном скрещивании.

Практическая работа. Решение прямой и обратной задачи на монгибридное скрещивание.

Тема 2. Наследование признаков при дигибридном скрещивании – 3 ч.

  1. Понятие «дигибридное скрещивание». Решение задачи способом построения решётки Пеннета.
  2. Гипотеза чистоты гамет. Объяснение закономерностей наследования при дигибридном скрещивании.  Фенотипический радикал дигибридного скрещивания.
  3. Анализирующее скрещивание. Значение анализирующего скрещивания. Признаки результатов анализирующего скрещивания при моно- и дигибридном скрещивании.

Практические работы: 1) решение задач в тренажёре ЦОР «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 10 класс»  Урок  № 29, слайд 10;

 2) виртуальная практическая работа по материалам  ЦОР        «Виртуальная лаборатория по генетике.  Биологика».

Тема 3.  Наследование признаков при взаимодействии генов – 4 ч.

  1. Взаимодействие аллельных генов: полное доминирование, неполное доминирование, кодоминирование, сверхдоминирование, множественные аллели.
  2. Взаимодействие неаллельных генов: комплементарное действие генов. Примеры наследования по типу комплементарности.
  3. Эпистатическое действие генов (эпистаз). Рецессивный  и доминантный  эпистаз. Примеры эпистаза.
  4.  Полимерное действие генов. Наследование признаков при полимерии. Летальные гены и их наследование.

Практические работы: 1)  составление систематизирующей таблицы «Типа взаимодействия генов»;

2) решение задач на наследование признаков при взаимодействии генов.

Тема 4. Хромосомная теория наследственности. – 2 ч.

  1. Наследование генов, находящихся в одной паре хромосом. Дрозофила как лабораторный объект.  Группа сцепления. Нарушение сцепления генов. Закон Т.Моргана.
  2. Полное и неполное сцеплениеРоль кроссинговера при неполном сцеплении генов. . Решение задач на сцепленное наследование.   Основные положения хромосомной теории наследственности.
  3. Практическая работа:  решение задач на наследование признаков при сцеплении генов и кроссинговере.

Тема 5. Наследование признаков сцепленных с полом – 2 ч.

  1. Половые хромосомы и аутосомы. Гомо- и гетерогаметный пол. Типы определения пола. Гемизигота. Генетическое определение пола.
  2.  Закономерности наследования признаков, сцепленных с полом. Признаки, сцепленные с Х и У-хромомсомами.

Практическая работа: Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом в тренажёре ЦОР «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 10 класс»  Урок № 32, слайд 11.

Тема 6. Методы генетики. Итоговый контроль - 4 ч.

  1. Методы генетики: гибридологический, цитогенетический, биохимический, онтогенетический, близнецовый, генеалогический.
  2. Генеалогический метод . Составление и анализ родословных.  Значение метода в медицине.
  3. Типы задач по генетике в экзаменационной работе.
  4. Итоговый контроль.

Практическая работа: решение  задач части В и С из материалов подготовки к  ЕГЭ.

Литература для обучающихся.

1. Биология. Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10-11 кл. общеобразова  тельных учреждений / В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова – М.: Дрофа, 2009.  

  1.  Богданова Т.Л., Солодова  Е.А.  Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006.
  2. Общая биология. Учебник для 10-11 класса общеобразовательных учебных заведений / В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин. – М.: Дрофа, 2002.
  3. Общая биология. Учебник для 10-11 классов школ с углубленным изучением биологии./ под ред. А.О.Рувинского. М. Просвещение. 1993.
  4. Петросова Р.А. Основы генетики. - М.: Дрофа, 2004.
  5. ЦОР «Виртуальная лаборатория по генетике.  Биологика». – Институт новых технологий.

Литература для учителя.

  1. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2008.
  2. Биология. Основы генетики. Менделизм: уроки с использованием модульной технологии. 10 класс / авт.-сост. В.М. Жуков.  – Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Грин Н. Стаут У. Тейлор Д. Биология в 3-х т. Т.3. М.: Мир 1993.
  4. Крестьянинов В.Ю. Вайнер Г.Б. Сборник задач по генетике с решениями. Саратов. «Лицей». 1998.
  5. Кириленко А.А. Биология. Сборник задач по генетике. Базовый и повышенный уровни ЕГЭ: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2009.
  6. Мацеевский Я. Земба Ю. Генетика и методы разведения животных. М. Высшая школа. 1988.
  7. Нахаева В.И. Тестовые задания по биологии для подготовки к выпускным, вступительным и единому государственному экзаменам. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007.
  8. ЦОР «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии. Общая биология. 10 класс».
  9. Презентации из готовых материалов кабинета биологии.


Приложения

Приложение 1

  1. Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема занятия, раздела

 Основное содержание

Формы деятельности  обучающихся

Домашнее

задание

Коррекция

1

Основные понятия генетики.

Г. Мендель – основоположник науки генетики. Основные понятия генетики. 1-й и 2-й законы Менделя. Гибридологический метод Менделя.

Диалог с учителем. Ответ на проблемный вопрос.

Терминологический диктант.

Отработать основные понятия.

2

 Решение задач на наследование признаков при моногибридном скрещивании.

Алгоритм  оформления и решения  задачи. Использование генетической символики. Решение простейших задач. На моногибридное скрещивание.  Правильное оформление условий и ответа. Решение прямой и обратной задачи.

Решение теста по теме «Понятия генетики».

Работа под руководством учителя.

Работа у доски по алгоритму и самостоятельно.

Решение задачи.

3

Наследование признаков при дигибридном скрещивании

Понятие «дигибридное скрещивание».. Построение решётки Пеннета при решении  задач на дигибридное скрещивание. Фенотипический радикал дигибридного скрещивания.

Решение прямой и обратной задачи. Решение задачи способом построения решётки Пеннета. Работа с тренажёром в программе «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия».

Решение задачи.

4

Решение задач: третий закон Менделя.

Третий закон Менделя. Гипотеза чистоты гамет. Объяснение закономерностей наследования при дигибридном скрещивании.

Решение задач в тренажёре  ЦОР «Виртуальная лаборатория по генетике.  Биологика».

Составить задачу на законы Менделя.

5

Анализирующее скрещивание.

Анализирующее скрещивание. Значение анализирующего скрещивания. Признаки результатов анализирующего скрещивания при моно- и дигибридном скрещивании.

Решение задач на анализирующее скрещивание из материалов ЕГЭ. Выполнение контрольного теста.

Решение тестов.

6

Взаимодействие аллельных генов.

Взаимодействие аллельных генов: полное доминирование, неполное доминирование, кодоминирование, сверхдоминирование, множественные аллели.

Составление систематизирующей таблицы.

Решение задач на взаимодействие генов.

Решение задачи.

7

Комплементарное  действие генов

Взаимодействие неаллельных генов.  Комплементарное действие генов.

Составление систематизирующей таблицы.

Решение задач на взаимодействие генов (часть С ЕГЭ).

Решение задачи.

8

Эпистатическое действие генов.

Эпистатическое действие генов (эпистаз). Рецессивный  и доминантный  эпистаз.

Составление систематизирующей таблицы.

Решение задач на взаимодействие генов.

Решение задачи.

9

 Полимерное действие генов.

 Полимерное действие генов. Наследование признаков при полимерии.

Составление систематизирующей таблицы.

Промежуточное тестирование.

Решение задачи.

10

Наследование признаков при сцеплении генов.

Наследование признаков при сцеплении генов. Группа сцепления. Полное и неполное сцепление. Нарушение процесса сцепления генов.  Закон Т.Моргана.

 Работа с заданиями части В и С материалов ЕГЭ.

Выучить понятия.

11

Основные положения хромосомной теории наследственности.

Роль кроссинговера при неполном сцеплении генов. Генетические карты. Хромосомная теория наследственности. Решение задач на определение процента кроссинговера.

Решение задач на наследование признаков при сцеплении генов и кроссинговере.

Решение задачи.

12

Генетическое определение пола.

Половые хромосомы и аутосомы. Типы определения пола. Гомо- и гетерогаметный пол. Типы определения пола. Гемизигота.

Решение тестовых заданий.  Работа с тренировочными заданиями ЕГЭ.

Тесты в формате ЕГЭ.

13

 Наследование признаков, сцепленных с полом.

Закономерности наследования признаков, сцепленных с полом. Признаки человека, сцепленные с полом.

Работа у доски по алгоритму. Работа с тренажёром в программе «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия».

Индивидуальные задания - решение задач.

Решение задачи.

14

Методы генетики.

Методы генетики: гибридологический, цитогенетический, биохимический, онтогенетический, близнецовый, генеалогический.

Решение тестов.

Тесты в формате ЕГЭ.

15

Генеалогический метод.

Генеалогический метод. Анализ родословных. Значение метода в медицине.

Решение задачи на анализ родословных.

Решение задачи - работа в парах.

16

Задачи по генетике в материалах ЕГЭ.

Типы задач по генетике, встречающиеся в экзаменационной работе.

Повторение алгоритмов работы с задачами по генетике.

Индивидуальная работа.

17

Итоговый контроль

Материал, изученный в течение курса.

Итоговая контрольная работа- задания разного типа(части А,В и С)


Приложение II.  

Практическая часть

Урок 1. Основные понятия генетики.

  1. Понятия генетики.  

Понятие

Определение

Ген

Единица наследственности; участок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре одного белка.

Аллельные гены

Парные гены – различные формы одного итого же гена. Гены, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом.

Неаллельные гены

Гены, расположенные в разных локусах  или в разных хромосомах.

Гетерозигота

Особь, которая даёт гаметы разных сортов.

Гомозигота

Особь, которая даёт гаметы одного сорта.

Моногибридное скрещивание

Скрещивание по одной паре альтернативных признаков.

Дигибридное скрещивание

Скрещивание по двум парам альтернативных признаков.

Полигибридное скрещивание

Скрещивание по нескольким парам альтернативных признаков.

Гибриды

Организмы, получающиеся в результате скрещивания.

Доминантный признак

Преобладающий; признак, который проявляется у гетерозигот.

Рецессивный признак

Признак, который подавляется

Генотип

Совокупность всех генов организма; система взаимодействующих генов.

Фенотип

Совокупность внешних и внутренних признаков и свойств организма.

Наследственность

Способность организмов передавать из поколения в поколение свои признаки и свойства.

Изменчивость

Способность организмов приобретать новые  признаки и свойства.

Понимание терминов можно проверить, используя терминологический диктант или задания в тестовой форме.

  1. Задания для терминологического диктанта.

Выслушав определение, записать термин.

Вариант 1.

  1.  Способность организмов передавать из поколения в поколение свои признаки и свойства.
  2. Единица наследственности; участок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре одного белка.
  3. Гены, расположенные в разных локусах  или в разных хромосомах.
  4. Особь, которая даёт гаметы одного сорта.
  5. Признак, который проявляется у гетерозигот.
  6. Совокупность всех генов организма.
  7. Скрещивание по двум парам альтернативных признаков.

Вариант 2.

  1. Скрещивание по одной паре альтернативных признаков.
  2. Признак, который подавляется.
  3. Совокупность внешних и внутренних признаков и свойств организма.
  4. Способность организмов приобретать новые  признаки и свойства.
  5. Особь, которая даёт гаметы разных сортов.
  6. Организмы, получающиеся в результате скрещивания.
  7. Гены, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом.

Ответы:

Вариант 1: 1) наследственность;

              2) ген;

                 3) неаллельные гены;

              4) гомозигота;

              5) доминантный;

              6) генотип;

              7) дигибридное.

             Вариант 2:  1) моногибридное;

                          2) рецессивный;

                          3) фенотип;

                          4) изменчивость;

                          5) гетерозигота;

                          6) гибриды;

                          7)  аллельные.

  1. Тест на  проверку умения применять  понятия генетики на практике.

Вариант 1.

  1. Как называется организм, имеющий генотип АА?
  1. гомозигота по доминантному признаку
  2. гомозигота по рецессивному признаку
  3. гетерозигота
  4. гемизигота
  1. Сколько типов гамет типов гамет образует зигота ААВВ?
  1. 1                   2) 2                3) 3       4)  4
  1. Аллельными являются гены
  1. А и В      2) А и в     3) В  и   в     4) а  и В
  1. У человека карий цвет глаз доминирует. Каков генотип кареглазого гетерозиготного человека?
  1. АА      2) Аа    3) ВВ    4) аа
  1. Как называется признак, который не проявляется у гибрида?
  1. промежуточный            3)  доминантный  
  2. рецессивный                  4) мутантный

6. Аллельными считаются следующие пары генов

       1) рост человека – карие глаза                       2) низкий рост  -  темны

       3) рогатость коров – безрогость коров         4) чёрная шерсть – гладкая шерсть

Вариант 2.

  1. Как называется организм, имеющий генотип аа?
  1. гомозигота по доминантному признаку           3) гетерозигота
  2. гомозигота по рецессивному признаку            4) гемизигота
  1. Какую гамету не образует особь с генотипом АаВв?
  1. АВ     2)   аВ     3) ав    4) В
  1. Дигеторозиготой является организм с генотипом
  1. ААВВ      2) АаВВ        3) АаВв      4) ааВв
  1. Какой генотип будет у потомков пр скрещивании особей с генотипами АА  и аа?

1)Аа     2) АА     3) аа       4) аА

 5.  Какое продолжение может иметь следующее высказывание: «Особь имеет  следующий фенотип:  …..»

  1)   ААВВ      2)АаВв      3) В          4) красная окраска плодов

6. В соответствии с I законом Менделя  в первом поколении наблюдается

     1) расщепление по фенотипу 3:1      

     2) расщепление по генотипу 1:2:1

     3) единообразие по фенотипу и генотипу

Урок 2.  Решение задач на наследование признаков при моногибридном скрещивании.

  1. Символы, принятые в традиционной генетике.

Символ

Характеристика

Женский организм

Мужской организм

×

Знак скрещивания

P

Родительские организмы

F1, F2

Потомки, гибриды первого и второго поколения

A, B, C, D…

Гены, которые кодируют доминантные признаки

a, b, c, d…

Гены (парные, аллельные), которые кодируют рецессивные признаки

AA, BB, CC, DD…

Генотипы моногомозиготных особей по доминантному признаку

aa, bb, cc, dd…

Генотипы моногомозиготных особей по рецессивному признаку

Aa, Bb, Cc, Dd…

Генотипы моногетерозиготных особей

AABB, AABBCC

Генотипы ди- и тригомозиготных особей

AaBb, AaBbCc

Генотипы ди- и тригетерозиготных особей

А B, CD
a b  cd

Генотипы дигетерозигот в хромосомной форме при независимом и сцепленном наследовании

A; B; C; D…

AB; Ab; ABc…

    или

Гаметы

2. План решения задач по генетике

1.  Записать условие генетической задачи. Условие задачи необходимо записать в виде символов. Вначале записывают, что дано (признаки родительских форм) и что требуется определить (признаки потомков):

  • Родительские организмы обозначаются латинской буквой P (perenta), на первом месте принято ставить женский пол - ♀ (зеркало Венеры), на втором - мужской    (щит и копьё Марса). 
  • Потомство от скрещивания (гибриды) обозначают буквой F (filie), цифрой в индексе обозначают порядок поколения, например: F1, F2.
  • Доминантный признак обозначают произвольно (если недаётся определённое обозначение признака в условии задачи) любой заглавной буквой латинского алфавита, а рецессивный признак (аллельный) - той же  строчной буквой, например: A и a, B и b, C и c, D и d, L и l и т.д.

2. Определение типа задачи. Необходимо выяснить, сколько пар генов кодируют эти признаки, число фенотипических классов в потомстве и их количественное соотношение. Кроме этого, следует учитывать, связано ли наследование признака (-ов) с половыми хромосомами, специальное оно или независимое, а также какие гены взаимодействуют при наследовании - аллельные или неаллельные.

3. Решение задачи. Решать генетическую задачу необходимо в определённой последовательности. Сначала составляют цитологическую схему скрещивания родительских форм (указывают фенотипы), их гаметы, а затем решётку Пеннета для расчёта возможных типов зигот (потомков) и их фенотипы.

При записи гамет учащиеся должны помнить, что:

  • каждая гамета получает гаплоидный (одинарный) набор хромосом (генов);
  • все гены имеются в гаметах;
  • в каждую гамету попадает только одна гомологическая хромосома из каждой пары, то есть только один ген каждой аллели;
  • потомок получает одну гомологичную хромосому (один аллельный ген) от отца, а другой аллельный ген – от матери;
  • гетерозиготные организмы при полном доминировании всегда проявляют доминантный признак, а организмы с рецессивным признаком всегда гомозиготны.

В решётке Пеннета по горизонтали располагают женские гаметы, а по вертикали - мужские. В ячейки решётки вписывают образующиеся сочетания гамет – зиготы. Затем записывают фенотипы потомства.

4. Объяснение решения задачи. Необходимо указать, по каким законам и принципам происходит наследование признаков.

5. Ответ. В ответе необходимо ответить на все вопросы, поставленные в задаче.

Задачи на моногибридное скрещивание.

Задача 1. При скрещивании двух сортов томатов с гладкой и опушённой кожицей в первом поколении все плоды оказались с гладкой кожицей. Определите генотипы исходных родительских форм и гибридов первого поколения. Какое потомство можно ожидать при скрещивании гибридов между собой.

(Задача решается по алгоритму на доске)

Задача 2. Обратная (Разбор образца задачи, комментирование.)

При скрещивании двух дрозофил с нормальными крыльями у 32 потомков были укороченные крылья, а у 88 потомков – нормальные крылья. Определите доминантный и рецессивный признаки, генотипы родителей и потомства.

  1. Условие задачи:

Признак, фенотип

Ген, генотип

Нормальные крылья

Укороченные крылья

Р : нормальные крылья

F1:   укороч.: норм.

            32      :   88  

А

а

А_ ,   А_

Найти:

                    Р: генотип;                     F1: генотип

Доминантный и рецессивный признак

  1. Решение задачи.

                                  Р              норм.    ×               норм.         -  фенотип

                                                    А а                             А а             - генотип

                                  G            А      а                     А      а

                              F1      фенотип                     3       :     1  

                                                                     норм.      :      укор.

                                            Генотип    

     гаметы      

га-

меты 

           

А

а

А

АА

Аа

а

Аа

аа

               

  1. Объяснение решения задачи.

Так как в первом поколении 3/4 особей имели нормальные крылья, то данный признак является доминантным.

Расщепление по фенотипу в первом поколении примерно соответствует соотношению  3:1, значит имеет место 2-й закон Менделя – закон расщепления. Отсюда вытекает, что родители были гетерозиготы, а в потомстве 1/4  - рецессивные гомозиготы, 1/4  - доминантные гомозиготы, 2/4 – гетерозиготы.

  1. Ответ:
  1. Доминантный признак – нормальные крылья, рецессивный признак – укороченные крылья.
  2. Генотип  Р:  Аа.   Генотип F1:    1/4   АА,   2/4  Аа,  1/4 аа.

Задачи для самостоятельной работы.

  1. На звероферме в течение нескольких лет от одной пары норок был получен приплод в 225 особей. Из них  167 имели коричневый мех, а 57– голубовато-серый. Определите, какой признак является доминантным. Каковы генотипы родителей и потомков?
  2. Две черные самки мыши скрещивались с коричневым самцом. Первая самка в нескольких пометах дала 19 черных и 17 коричневых потомков, а вторая — 33 черных. Определите генотипы родителей и потомков.

Урок 3. Наследование признаков при дигибридном скрещивании.

  1. Вопросы для контроля.
  1. Какое скрещивание называется дигибридным?
  2. Сколько разных букв используются для обозначения генотипа пи дигибридном скрещивании?
  3. Сколько типов гамет образует дигетерозигота?
  4. Каковы правила заполнения решётки Пеннета?

  1. Решение задачи в тренажёре программы «виртуальная школа Кирилла и Мефодия».

Задание. Открыть урок № 29, слайд 10, выполнить решение задачи в тренажёре.

3.   Задача с на дигибридное скрещивание с комментарием.

 У томатов пурпурная окраска стебля доминирует над зеленой, а рассеченные листья над цельнокрайними («картофелелистность»). При скрещивании растений томата с пурпурными стеблями и рассеченными листьями с растениями, имеющими зеленые стебли и рассеченные листья, получено 642 пурпурных рассеченных, 202 пурпурных картофелелистных, 620 зеленых рассеченных и 214 зеленых картофелелистных. Объясните результаты.

Решение. При анализе по нескольким парам признаков целесообразно посмотреть сначала закономерности, наблюдающиеся по каждой паре в отдельности. Так, в этой задаче по окраске расщепление идет примерно в отношении 1 : 1 (844 пурпурных : 834 зеленых), а по форме листовых пластинок 3 : 1 (1262 рассеченных : : 416 картофелелистных), т. е. по окраске расщепления как при анализирующем скрещивании, а по форме листовой пластинки — как F2. Отсюда общее расщепление примерно 3:1:3:1. Если применить теорему умножения вероятностей, то легко убедиться, что теоретически так и должно быть:

4. Задачи для самостоятельной работы.

Задача 1. Нормальный рост у овса доминирует над гигантизмом, а раннеспелость над позднеспелостью.  Гены обоих признаков находятся в разных парах хромосом. Какими признаками будут обладать гибриды, полученные от скрещивания гетерозиготных по обоим признакам родителей?  Каков фенотип родительских особей?

Задача 2.

У человека некоторые формы близорукости доминируют над нормальным зрением, а цвет карих глаз над голубым. Гены этих признаков находятся в разных хромосомах. Какое потомство можно ожидать от брака близорукого кареглазого мужчины с голубоглазой женщиной с нормальным зрением?  Определите все возможные генотипы родителей и потомства.

Урок 4. Решение задач на законы Менделя.

  1. Вопросы для контроля.
  1. Сформулируйте  первый закон Менделя и второй закон (закон расщепления).
  2. Сформулируйте третий закон Менделя (закон независимого наследования признаков).
  3. Объясните с точки зрения поведения негомологичных хромосом в мейозе, почему при дигибридном скрещивании наследование по каждой паре признаков идёт независимо друг от друга.
  4. Запишите фенотипический радикал дигибридного скрещивания.

(  9А_В_ : 3 А_bb : ааВ_  : 1 ааbb )

  1. Примеры решения задач.

В парниках овощесовхоза высажена рассада томатов. 31 760 кустов этой рассады принесли плоды грушевидной формы, а 95 150 кустов — круглой. Определите характер наследования формы плодов у томатов и генотипы родителей. Сколько примерно гетерозиготных кустов среди них?

Решение. Расщепление произошло в отношении 3 круглой : 1 грушевидной формы, что характерно для F2 при моногибридном скрещивании. Следовательно, родители имели генотипы гибридов F2   т. е. оба — гетерозиготные. Круглая форма плода доминирует над грушевидными, так как теоретически с доминантным признаком растений должно быть в 3 раза больше, чем с рецессивным, что наблюдалось в овощесовхозе. Исходя из общей формулы расщепления по генотипу в Р2 (1АА : 2Аа : 1аа) гетерозиготных кустов было примерно 2/з от общего количества кустов с круглыми плодами (1АА + 2Аа), т. е. 95 150 • 2/з = 64 433 гетерозиготных куста.

Схема скрещивания:

Расщепление по фенотипу — 3:1.

Расщепление по генотипу — 1:2:1.

Так как расщепление по фенотипу и генотипу совпадает, нет промежуточного фенотипа, наблюдается явление полного доминирования.

  1. Решение задач в тренажёре -  ЦОР «Виртуальная лаборатория по генетике.  Биологика».

Урок 5.  Анализирующее скрещивание.

  1. Работа с теоретическим материалом.

Анализирующее скрещивание – это скрещивание особей с доминантным признаком, но неизвестным генотипом, с особью, гомозиготной по рецессивному признаку, генотип которой всегда аа.

По результату скрещивания определяется генотип особи с доминантным признаком:

I вариант.  Если при скрещивании особи с доминантным признаком с рецессивной гомозиготой полученное потомство единообразно, то анализируемая особь с доминантным признаком гомозиготна.

Схема скрещивания.

Р:  фенотип                      домин. приз.    ×     рецес. приз.

      генотип                            Ах                              аа

G:                                           А, х                              а

F1: фенотип                          доминантный признак

      Генотип                                            Аа          

ВЫВОД: если потомство единообразно, то х = А, Ах = АА.

При единообразии потомства каждая родительская особь даёт только один тип гамет, следовательно, особь с доминантным признаком гомозиготна и имеет генотип АА.

  II вариант.   Если при скрещивании особи с доминантным признаком с рецессивной гомозиготой полученное потомство даёт расщепление 1:1,  то исследуемая особь с доминантным признаком гетерозиготна.

Схема скрещивания.

Р:  фенотип                      домин. приз.    ×     рецес. приз.

      генотип                            Ах                              аа

G:                                           А, х                              а

F1: фенотип                  1 доминантный   :     1 рецессивный  

      генотип                            1 Аа             :            1 аа    

ВЫОД:  если у потомства происходит ращепление признаков, то х = а, Ах = Аа.

        В случае расщепления признаков у потомков  F1  особь с доминантным признаком должна образовывать два типа гамет А, а. следовательно, она гетерозиготна по генотипу.

  1. Задача для самостоятельного решения.

Коричневого самца мыши скрестили с двумя чёрными самками. Скрещивание проводили в трёх повторах. У первой самки в потомстве оказалось 13 коричневых и 15 чёрных мышей. У второй самки всё потомство 925 мышей) имело только чёрную окраску. Зная, что чёрная окраска доминирует над коричневой, определите генотипы родителей.

Урок 6. Взаимодействие аллельных генов.

  1. Работа с теоретическим материалом.

Составление систематизирующей таблицы «Типы взаимодействия генов».

Тип взаимодействия

Сущность

Примеры

  1. 1. Взаимодействие аллельных генов.

Полное доминирование

Одна аллель полностью подавляет действие другой

1) Наследование окраски семян у гороха.

2) ….

Неполное доминирование

Имеет место проявление промежуточного признака.

Окраска венчика у ночной красавицы.

Кодоминирование

Проявление в гетерозиготном состоянии признаков, обусловленных двумя аллелями одного гена.

Наследование группы крови у человека.

Кодоминирование. Группа крови человека кодируется аутосомным геном и имеет три аллели -   0, А, В. Аллели А и В  являются доминантными, аллель 0 рецесивна по отношению к обеим доминантным аллелям.

        Каждая доминантная аллель контролирует синтез в эритроцитах соответствующих агглютиногенов А или В. При наличии у человека двух доминантных аллелей А и В имеет место кодоминирование и в эритроцитах синтезируются оба агглютиногена. Группа крови определяется наличием или отсутствием того или иного агглютиногена.

Генотипы групп крови у человека

Аллельные гены

 0

А

В

0

00

А0

В0

  А

А0

АА

АВ

В

В0

АВ

ВВ

Группы крови у человека

Фенотип

Генотип

I группа

00

II группа

А0, АА

III группа

В0, ВВ

 IV группа

АВ

При решении задач на взаимодействие аллельных генов необходимо:

  1. Определить доминантный и рецессивный признак (-и) по условию задачи, рисунку, схеме или по результатам скрещивания F и F.
  2. Ввести буквенные обозначения доминантного и рецессивного признгаков, если они не даны в условии задачи.
  3. Записать фенотипы и генотипы родительских форм.
  4. Записать фенотипы и генотипы потомков.
  5. Составить схему скрещивания, обязательно указать гаметы, которые образуют родительские формы.
  6. Записать ответ.
  1. Задачи на разные типы взаимодействия аллельных генов.
  1. При скрещивании растений красноплодной земляники между собой всегда получаются красные ягоды, а при скрещивании растений с белыми ягодами – белые ягоды. При скрещивании этих линий получаются растения с розовыми ягодами. Какое потомство получиться при опылении красноплодной земляники пыльцой земляники с  розовыми ягодами?
  2. Родители имеют II и III группы крови, а их сын – I группу крови. Определите генотипы крови родителей и ребенка. Возможно ли переливание крови родителей их ребенку?
  3. У матери I группа крови, у отца – IV. Могут ли дети унаследовать группу крови одного из родителей?

Уроки 7, 8, 9. Взаимодействие неаллельных генов.

  1. Работа с теоретическим материалом.

Продолжение составления систематизирующей таблицы «Типы взаимодействия генов».

Тип взаимодействия

Сущность

Примеры

  1. 2. Взаимодействие неаллельных генов.

Комплементарность

Взаимодействие нескольких неаллельных генов, приводящих к развитию нового признака.

Наследование формы гребня у кур.

Наследование формы плода у тыквы.

Эпистаз

(доминантный и рецессивный)

Один ген подавляет действие другого неаллельного гена.

Наследование окраски шерсти у спаниелей.

Полимерия

Признак обусловлен несколькими парами неаллельных генов, обладающих одинаковым действием.

Цвет кожи человека, окраска зёрен ржи.

При решении задач на взаимодействие неаллельных генов необходимо:

  1. Сделать краткую запись задачи.
  2. Если признак не один, вести анализ каждого признака отдельно, сделав по каждому признаку соответствующую запись.
  3. Применить формулы многогибридного скрещивания, если ни одна из них не подходит, то…
  4. Сложить все числовые показатели в потомстве, разделить сумму на 16, найти одну часть и выразить все числовые показатели в частях.
  5. Исходя из того, что расщепление в F дигибридного скрещивания идёт по формуле 9A_B_ : 3A_bb : 3 aaB_ : 1aabb, найти генотипы F.
  6. По F найти генотипы F.
  7. По F найти генотипы родителей.

2. Пример решения задачи.

При скрещивании черной курицы с белым петухом все цыплята черные. В анализирующем скрещивании получено 44 белых и 15 черных цыплят. Объясните результаты.

Решение. Соотношение в потомстве 3:1, однако предполагать здесь различие по одной паре аллелей нельзя, так как для моногибридного анализирующего скрещивания характерно соотношение 1 : 1, да и вероятности доминантного и рецессивного признаков не характерны для моногибридного скрещивания. Поэтому следует предположить, что различия окраски между петухом и курицей определяется двумя генами. Можно предположить, что черная окраска развивается в том случае, если в генотипе присутствует два доминантных гена, т. е. при их взаимодействии. Если присутствует один доминантный ген, окраска не развивается, так и в случае отсутствия обоих доминантных генов:

Следовательно, в данном примере наблюдается комплементарное взаимодействие генов, или двойной рецессивный эпистаз (аа > В и ЬЬ > А).

  1. Задачи для самостоятельной работы.

Задача 1. Для решения используйте фенотипический радикал. При скрещивании двух сортов ржи с белым и желтым зерном в первом поколении все растения имели зеленые зерна. При скрещивании зеленых гибридов во втором поколении F2 получили 450 зеленых зерен, 150 желтых зерен, 200 белых. Определите генотипы исходных родительских особей и потомков F1 и F2. Какой из вариантов взаимодействия генов имеет место в данном случае?

Задача 2. Окраска кожи у человека определяется двумя парами неаллельных генов, причем четыре доминантных гена ААВВ определяют черный цвет кожи негра, а четыре  рецессивных гена aabb – белый цвет кожи. Мулаты могут иметь окраску кожи различной интенсивности: тёмную, среднюю и светлую. Какое потомство можно ожидать от брака 1)мужчины негра с белой женщиной; 2)двух средних мулатов, гетерозиготных по двум парам аллелей? Составьте схемы возможных вариантов скрещивания.

Урок 10.  Наследование признаков при сцеплении генов.

  1. Изучение теоретического материала при просмотре презентации.

Авторская презентация или из программы «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 10 класс».

  1. Пример решения задачи.

Известно, что при дигибридном анализирующем скрещивании у потомков происходит расщепление по фенотипу в соотношении 1:1:1:1. Объясните, почему в опытах, которые проводил Т.Морган, при скрещивании самки дрозофилы, имеющей серое тело и нормальные крылья (дигетерозигота), с самцом, у которого чёрное тело и зачаточные крылья (рецессивные признаки), произошло расщепление по фенотипу в следующем соотношении.: 41,5% дрозофил с серым телом и нормальными крыльями, 41,5% мух имели чёрное тело и зачаточные крылья, 8,5%   с серым телом и зачаточными крыльями, 8,5% - с чёрным телом и нормальными крыльями. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских форм и потомства. Обоснуйте результаты скрещивания.

Решение.

  1. Условия задачи:

Признак, фенотип

Ген, генотип

Серое тело

Чёрное тело

Нормальные крылья

Зачаточные крылья

Р: ♀    серое тело нормальные    

        чёрное тело зачаточные крылья  

F1: 41,5% серое тело нормальные крылья

      41,5%  чёрное тело зачаточные крылья

      8,5%   серое тело зачаточные крылья

      8,5%   чёрное тело нормальные крылья

А

А

В

B

?

?

?

?

?

?

?

  1. Схема решения задачи:

Р:     ♀  серое тело нормальные крылья ×       чёрное тело зачаточные крылья  

                                АаВb                                                               ааbb

       G:             АВ, Аb, аВ, ab                                                                         аb            

       F1:                            41,5%       :          41,5%       :           8,5%       :           8,5%  

                     серое тело          чёрное тело           серое тело         чёрное тело

                нормальные         зачаточные           зачаточные       нормальные    

                             крылья              крылья                   крылья              крылья

                   41,5% А_В_             41,5% ааbb            8,5%  А_bb         8,5% ааВ_

  1. Объяснение решения задачи: в скрещивании участвуют особи: гетерозиготная по двум парам признаков (АаВb) и дигомозиготная по рецессивным признакам (ааbb). В процессе образования гамет в мейозе может происходит конъюгация и кроссинговер. В результате идее перекомбинация генов и возникают новые сочетания Этим можно объяснить отклонение от соотношения 1:1:1:1, которое проявляется при полном сцеплении.

  1. Ответ.
  1. Генотипы родителей:

♀ - АаВb,       ♂   ааbb

  1. У самки образуется два типа некроссоверных гамет (АВ, аb), т.к. кроссинговер не происходит, и два типа кроссоверных гамет за счёт процесса кроссинговера (Аb,аВ); у самца образуется один тип гамет (аb).
  2. Случайное сочетание гамет друг с другом при оплодотворении формирует четыре вида фенотипов, но так как гены сцеплены, то исходные фенотипы образуются чаще (по 41,5%).

  1. Задача     для самостоятельного решения.

У кукурузы     ген коричневой окраски (А)     и гладкой формы В семян сцеплены друг с другом и находятся одной хромосоме, рецессивные гены белой окраски и морщинистой формы семян тоже сцеплены. При скрещивании двух растений с коричневыми гладкими семенами и белыми морщинистыми семенами  было получено 400 растений с коричневыми гладкими семенами и 398 растений с белыми морщинистыми семенами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских форм и потомства. Обоснуйте результаты скрещивания.  

Урок 11. Основные положения хромосомной теории наследственности.

 Основные положения хромосомной теории наследственности.

  1. Гены находятся в хромосомах.  Каждая хромосома представляет собой группу сцепления генов. Число групп сцепления у каждого вида равно гаплоидному числу хромосом.
  2. Каждый ген в хромосоме занимает определённое место (локус). Гены в хромосомах расположены линейно. Гены относительно стабильны.
  3. Гены могут изменяться (мутировать).
  4. Между гомологичными хромосомами может происходить обмен аллельными генами – кроссинговер.
  5. Расстояние между генами в хромосоме пропорционально проценту кроссинговера между ними.

  1. Контрольные вопросы.
  1. Что такое группа сцепления? От чего зависит количество групп сцепления у каждого организма?

  1. Одинаковое ли количество групп сцепления будут иметь организмы одного вида? Поясните.
  2. Что такое кроссинговер? Между какими хромосомами он может происходить? К чему это приводит?

  1. Пример решения задачи. 

 При скрещивании пятнистых нормальношерстных кроликов со сплошь окрашенными ангорскими крольчихами гибриды были пятнистые нормальношерстные. В потомстве от анализирующего скрещивания получено:

52 — пятнистых ангорских;

288 — сплошь окрашенных ангорских;

46 — сплошь окрашенных нормальношерстных;

314 — пятнистых нормальношерстных.

Объясните результаты.

Решение. Очевидно, что шерсть нормальной длины доминирует над ангорской, а пятнистая окраска — над сплошной. Гены окраски и длины шерсти сцеплены, так как при расщеплении в анализирующем скрещивании наблюдается неравномерное соотношение фенотипических классов (в отличие от менделевского 9:3:3:1 для F2 в дигибридном скрещивании).

Кроссоверные классы легко определить по меньшей численности или сравнивая классы с исходными родителями. Ясно, что здесь кроссоверные кролики 52 пятнистых ангорских и 46 сплошь окрашенных нормальношерстных. Для определения относительного расстояния между генами окраски и длины шерсти нужно вычислить процент кроссоверных кроликов от всего потомства:

Урок 12. Генетическое определение пола.

  1. Типы определения пола.

Группы организмов

Определение пола

Женский

Мужской

Некоторые отряды насекомых

ХХ

Х0

Большинство рыб, растений, млекопитающие, дрозофила, некоторые отряды насекомых

ХХ

ХY

Бабочки, пресмыкающиеся, птицы, некоторые виды растений, рыб

ХY

ХХ

Некоторые виды насекомых (моль)

Х0

ХХ

  1. Вопросы для контроля.
  1. В чём разница между аутосомами и половыми хромосомами?
  2. От наличия какой хромосомы зависит пол особи?
  3. Сколько аутосом  содержится в генотипе человека?
  4. Чем отличается генотип женского и мужского организма у человека?

3.Работа с тестами в программе «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»    (урок  № 32 )

Урок 13. Наследование признаков, сцепленных с полом.

  1. Образец решения задачи на наследование, сцепленное с полом.

Женщина-дальтоник вышла замуж за мужчину с волосатыми ушами и не страдающего дальтонизмом. Какие дети могут родиться в этой семье, если рецессивный ген дальтонизма локализован в Х-хромосоме, а ген волосатых ушей – в Y-хромосоме? Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства. Составьте схему решения задачи.

Решение.

  1. Условие задачи:

Признак, фенотип

Ген, генотип

Нормальное цветовое зрение

Дальтонизм

Волосатые уши (гипертрихоз)

Р: дальтоник

     нормальное цветовое зрение, волосатые уши(гипертрихоз)

F1:  генотип, фенотип

 

       

ХD

Xd

Yz

XDYz

?

Схема решения задачи:

Р:            дальтоник         ×         нормальное цветовое зрение,

                                                              волосатые уши(гипертрихоз) 

                       Xd Xd                                                XDYz

G:                     Xd                                                   XD,     Yz

F1:             XD Xd                                                                      Xd Yz

              Здоровы,                                       Дальтоники, гипертрихоз

       носители гена дальтонизма                     (волосатые уши)

3. Объяснение решения задачи: женщина страдает дальтонизмом, её генотип -  Xd Xd . Мужчина имеет волосатые уши и нормальное цветовое зрение, его генотип -  XDYz . Дети в этой семье могут страдать обоими дефектами (только мальчики), девочки здоровы, но являются носителями гена дальтонизма.

4.Ответ.

  1. 1) Генотипы родителей:    -  Xd Xd ,       - XDYz .
  2. ) генотипы потомков:   ♀ - XD Xd ,            - Xd Yz .
  3. Фенотипы потомков :     ♀- здоровы, носители гена дальтонизма,    -  дальтоники с волосатыми ушами.

2. Задачи для самостоятельной работы.                                                           

1) Составьте схемы четырех вариантов наследования аномального признака, сцепленного с полом: 1)XX* и XY; 2)XX и  X*Y: 3)XX* и X*Y; 4)X*X* и XY. Рассчитайте в каждом случае в (%) вероятность рождения особей-носителей и особей, у которых проявляется аномальный признак. Сравните вероятность проявления признака у мужских особей и женских особей (XX – женский пол, XY – мужской пол).

2) У кошек ген чёрной и ген рыжей окраски сцеплены с полом, находятся в Х-хромосоме и дают неполное доминирование. При их сочетании получается черепаховая окраска шерсти. От кошки черепаховой масти родилось 5 котят, один из которых оказался рыжим, 2 котенка имели черепаховую окраску и 2 котенка были чёрными. Рыжий котенок оказался самкой. Определите генотип и фенотип кота-производителя, генотипы и пол котят.

3) Гипертрихоз передается с У-хромосомой, а полидактилия (многопалость) — аутосомный доминантный признак. В семье, где отец имел гипертрихоз, а мать — полидактилию, родилась нормальная дочь. Какова вероятность того, что следующий ребенок будет с обеими аномалиями?

Урок 14. Методы генетики и их применение.

  1. Методы генетики.

Задание. Построить систематизирующую таблицу «Методы генетики».

Название метода

Сущность метода

Гибридологический метод

Система скрещиваний, позволяющая определить в ряду поколений наследование признака и выявить новообразования. Это основной метод генетики.

Цитогенетический метод

Изучение материальных структур наследственности - микроскопическое изучение структуры и числа хромосом.

Биохимический метод

Обнаружение изменений в биохимических параметрах организма, связанных с изменением генотипа.

Онтогенетический метод

Изучение проявления гена в процессе онтогенеза.

Популяционный метод

Изучение генетического состава популяций, выяснение распространения отдельных генов в популяции, вычисление частоты аллелей и генотипов.

Генеалогический метод

Составление и изучение родословных, изучение характера и типа наследования признаков.

Близнецовый метод

Изучение природы различных признаков (морфологических, физиологических, поведенческих), выявление роли среды и наследственности в формировании признаков.

Генная инженерия

Использование природных или искусственно созданных генов.

Математический анализ

Статическая обработка полученных данных.

  1. Просмотр презентации «Наследственные заболевания человека.
  2. Контрольные вопросы и задания.
  1. В чём суть гибридологического метода генетики?
  2. Как в генетике используется математический анализ?
  3. Что такое кариотип? Сколько хромосом в кариотипе человека?
  4. В чём сущность цитогенетического метода исследования? Какие заболевания человека можно установить с его помощью?
  5. В каких случаях используется генеалогический метод?
  6. Какие закономерности наследственности и изменчивости можно установить с помощью близнецового метода?
  7. Для чего используют популяционно-статистический метод?

Урок 15. Генеалогический метод.

Символы, применяемые для анализа родословных.


2.Образцы решения задач с применением  анализа родословных.

177. Проведите анализ родословных человека, приведенных на рис. 19—25.

Решение.

177а. В этой родословной (рис. 19), очевидно, аутосомно-доминантное наследование признака, так как с ним наиболее часто появляются потомки разного пола только в семьях, где один из родителей (1-4) имел признак. В семьях, где не было родителей с признаком, дети тоже не появлялись с этим признаком.

177 б. В этой родословной (рис. 20) рецессивный признак сцеплен с полом, так как в исходной семье  не имеющих признака  родителей, появляются с признаком только потомки мужского пола (II -2 II-5, II -7, III-3, IV-1). Следовательно, в одной из Х-хромосом матери (I-1) имеется рецессивный ген, определяющий этот признак. Обладательница признака (III-7) появилась только в одной семье, где у отца (II-7) был признак, а мать, по-видимому, в одной Х-хромосоме имела рецессивный ген.

177 в.  В этой родословной (рис. 21) с признаком появляются в потомстве только мужчины, так что можно было предположить, что признак — голандрический. Однако в одной семье с признаком появилась женщина (III-6). В этой семье отец (II-8) имел признак, а мать (II-7), по-видимому, была гетерозиготна, тогда в потомстве возможно появление гомозиготной дочери. Признак у женщин проявляется только в гомозиготном, а у мужчин в гомо- и гетерозиготном состояниях, что характерно для зависимого от пола признака, т. е. у мужчин он доминирует, у женщин — рецессивен.

177 ж. В этой родословной (рис. 25 на с. 166) наследование признака явно характерно для сцепленного с полом доминантного гена, так как если отец (1-2) имеет в Х-хромосоме данный ген, то все дочери (II—1, II-5, II-8, II-10) в семье появляются с признаком. Если мать (II-1) имеет хотя бы в одной Х-хромосоме доминантный ген, то могут появиться с признаком как дочери (III—2), так и сыновья (III-1), потому что от матери оба пола получают Х-хромосому.

  1. Задачи для самостоятельного решения.

   1. На основании родословной установите характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом). Определите генотипы родителей и детей в первом и во втором поколении. Составьте схему решения задачи. Обоснуйте результаты скрещивания.

К задаче 1.

2. Пробанд страдает ночной слепотой. Два его брата также больны. По линии отца пробанда страдающих ночной слепотой не было. Мать пробанда больна. Две сестры и два брата матери пробанда и их дети здоровы. По материнской линии известно: бабушка больна, дедушка здоров; сестра бабушки больна, а брат здоров; прадедушка и его сестра и брат больны; прапрадедушка, его брат, дочь и два сына брата больны. Жена пробанда, его родители и родственники здоровы. Определите вероятность рождения больных детей в семье пробанда. Постройте родословную.

Урок 16. Задачи по генетике в материалах ЕГЭ.

  1. Примеры различных типов задач по генетике из материалов для подготовки к ЕГЭ.

Часть А  - базовый уровень (выберите один правильный ответ из четырёх).

  1. Организм, имеющий генотип АА называют

1) гомозигота по доминантному признаку

2) гомозигота по рецессивному признаку

3) гетерозигота

  4) гемизигота

2. У человека доминантным признаком не является

        1) карий цвет глаз                          2) нормальный слух

        3) голубой или серый цвет глаз          4) резус-положительный фактор крови

3. Хромосомный тип определения пола у рептилий и бабочек

        1) ХХ – женский организм, ХY – мужской организм

        2) ХY – женский организм, ХХ – мужской организм

        3) Х0 - женский организм, ХХ – мужской организм

        4) ХХ – женский организм, Х0 – мужской оргпнизм

4. Определите генотипы потомства (F1) от скрещивания двух гомозиготных растений тыквы с белыми овальными плодами и жёлтыми и круглыми плодами 9белый цвет плодов (А) доминирует над жёлтым, а круглая форма плодов (В) – над овальной.

        1) ААBb           2) AaBb         3) aaBB        4) AAbb

Часть А – повышенный уровень (выберите один правильный ответ из четырёх предложенных).

  1. Расстояние между генами в хромосоме свидетельствует о
  1. количестве неаллельных генов
  2. количестве аллельных генов
  3. частоте кроссинговера
  4. характере расщепления признака у потомков
  1. В опытах Т.Моргана при скрещивании дрозофил с генотипом АаBb и aabb гибридные особи с признаками родительских форм (кроссинговер происходит) составили по
  1. 50%      2)  8,5%        3) 41,5%       25%
  1. Человек с генотипом IAI0Rh+rh¯ имеет фенотип
  1. первая группа крови, отрицательный резус-фактор
  2. вторая группа крови, положительный резус-фактор
  3. первая группа крови, положительный резус-фактор
  4. вторая группа крови, отрицательный резус-фактор
  1. При доминантном эпистазе скрещивание дигетерозигот даёт расщепление по фенотипу в соотношении
  1. 9:3:3:1      2)  12:3:1       3)  9:3:4     4) 15:1

Часть В – повышенный уровень.

Установите соответствие

1. Установите соответствие между законами Г. Менделя и Т.Моргана и их характеристиками.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ЗАКОН

А) закон сцепленного наследования

Б) закон расщепления

В) закон единообразия гибридов

Г) использование плодовой мушки-дрозофилы

Д) абсолютность закона нарушает процесс кроссинговера

Е) использование растительных объектов

 

  1. Г. Менделя
  2. Т. Моргана

Установите правильную последовательность.

2. Установите правильную последовательность действий при решении задач на взаимодействие аллельных генов.

А) Записать ответ.

Б) Определить доминантный и рецессивный признак (-и) по условию задачи, рисунку, схеме или по результатам скрещивания F и F.

В) Записать фенотипы и генотипы родительских форм.

Г) Ввести буквенные обозначения доминантного и рецессивного признаков, если они не даны в условии задачи.

Д) Составить схему скрещивания, обязательно указать гаметы, которые образуют родительские формы.

Е) Записать фенотипы и генотипы потомков.

Выберите три ответа из шести предложенных.

3.У человека сцеплено с полом наследуются

        1) дальтонизм

        2) гемофилия

        3) альбинизм

        4) гипертрихоз

        5) фенилкетонурия

        6) галактоземия

Часть С – повышенный уровень.

Применение биологических знаний в практических ситуациях.

  1. Сцепление генов может иногда нарушаться. Объясните, за счёт каких процессов это может происходить.

Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации.

При скрещивании растения гороха с гладкими семенами и усиками с растением с морщинистыми семенами без усиков все поколение было единообразно и имело гладкие семена и усики. При скрещивании другой пары растений с такими же фенотипами (гороха с гладкими семенами и усиками и гороха с морщинистыми семенами без усиков) в потомстве получили половину растений с гладкими семенами и усиками и половину растений с морщинистыми семенами без усиков. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните полученные результаты. Как определяются доминантные признаки в данном случае?

Образец решения.

Схема решения задачи включает:

1) 1-е скрещивание:

семена гладкие и усики × морщинистые и без усиков

Р. ААBВ ааbb

G АB аb

F1 АаBb

семена гладкие и усики;

2) 2-е скрещивание:

семена гладкие и усики × морщинистые и без усиков

Р. АаBb ааbb

G АB , аb аb

F1 АаBb, ааbb

семена гладкие и усики; семена морщинистые без усиков;

3) Гены, определяющие гладкие семена и наличие усиков, являются доминантными, так как при 1-м скрещивании всё поколение растений было одинаковым и имело гладкие семена и усики. Гены, определяющие гладкие семена и наличие усиков (А, В), локализованы в одной хромосоме и наследуются сцеплено, так как при 2-м скрещивании произошло расщепление по двум парам признаков в соотношении 1:1

Приложение III

 Задания для итогового контроля знаний и умений.

Вариант1.

 Часть А.

Выберите номер правильного ответа.

А1. Наследственность – это свойство организмов, которое обеспечивает

  1. Внутривидовое сходство организмов
  2. Различия между особями одного вида
  3. Межвидовое сходство организмов
  4. Изменение организмов в течение жизни

А2. Каковы генотипы родительских растений гороха с круглыми жёлтыми семенами и с морщинистыми зелёными семенами, если в их потомстве расщепление по фенотипу 1:1:1:1

  1. ААВВ  и aabb     2) AaBB   и  AABb  3) AaBb и aabb   4) aaBB   и   AAbb

А3. Локус – это

  1. Пара аллельных генов                     3) сцепленные гены
  2. Пара неаллельных генов                 4) место расположения гена

А4. Сколько разных типов гамет образует организм с генотипом ВВСс

   1) один                    3) три

   2) два                       4) четыре

А5. В каком соотношении будет наблюдаться расщепление у гибридов во втором поколении при неполном доминировании

  1. 1:1       2) 1:2      3) 1:2:1     4) 3:1

А6. Механизм наследования каких признаков у дрозофилы изучал Морган при открытии явления сцепленного наследования?

        1) цвет глаз, цвет тела                       3) форма крыльев, цвет глаз

        2) цвет тела, форма крыльев             4) цвет тела, количество щетинок      

А7. Способность образовывать самоукореняющиеся побеги («усы») характерна для многих растений, в том числе и для земляники. Проявление этой способности зависит от совместного действия двух неаллельных доминантных генов – R и С. Укажите генотип растения, которое способно образовывать «усы».

  1. RRCC      2) rrCC      3)   Rrcc    4)  RRcc

Часть В.

Установите соответствие.

В1. Установите соответствие между законами Менделя и их характеристикой.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ЗАКОН

А) моногибридное скрещивание

Б) дигибридное скрещивание

В) закон расщепления

Г) закон независимого распределения

Д) расщепление по фенотипу  9:3:3:1

Е) расщепление по фенотипу   3:1

 

  1. II    закон Г.Менделя
  2. III  закон Г.Менделя

В2. Установите соответствие между типами взаимодействия генов и их характеристикой.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ТИП ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГЕНОВ

А) проявляется преобладающий признак

Б) за формирование признака отвечает несколько неаллельных доминантных генов

В) один ген подавляет действие другого

Г) при скрещивании растений гороха с жёлтыми и зелёными семенами в  F1 – все потомки жёлтые

Д) так наследуется форма плодов у тыквы

Е) так наследуется окраска (масть) у лошадей

  1. Полное доминирование
  2. Комплементарное действие
  3. Эпистаз

Часть С.

С1.

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите  номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

  1. Гены находятся в хромосомах; каждая хромосома представляет собой группу сцепления; число групп сцепления у каждого вида одинаково. 2. Гены относительно стабильны, располагаются хаотично в хромосомах. 3. Гены могут мутировать. 4. Между гомологичными хромосомами может происходить кроссинговер. 5. Расстояние между генами в хромосоме обратно пропорционально проценту кроссинговера между ними.

С2. Определите генотипы родителей в семье, где все сыновья дальтоники, а дочери здоровы.

Вариант2.

 Часть А.

Выберите номер правильного ответа.

А1. Гибридологический метод Г. Менделя основан на:

  1. Межвидовом скрещивании растений гороха
  2. Выращивании растений в различных условиях
  3. Скрещивании различных сортов гороха, отличающихся по определённым признакам
  4. Цитологическом анализе хромосомного набора

А2. Аллельными считаются следующие пары генов

          1) рост человека – форма его носа

          2) карие глаза – голубые глаза

          3) рогатость коров – окраска коров

          4) чёрная шерсть – гладкая шерсть

А3. Организм с генотипом  ВВСс образует гаметы

  1. В,С и с                   2) ВВ и Сс      3) ВС  и Вс       4) ВВС  и  ВВс

А4. Вкаком случае приведены примеры анализирующего скрещивания

  1. ВВ × Вb и bb × bb     2) Аа × аа и АА × аа  

3) Сс × Сс   и сс × сс       4) DD × Dd   и   DD × DD

А5. Под влиянием условий окружающей среды и генотипа формируется

  1. генетический код         2) геном           3) генотип           4) фенотип

А6. Нарушение сцепления генов, локализованных в одной хромосоме, происходит в результате

  1. конъюгации   2) кроссинговера    3) репликации    4)  репарации

А7. Наиболее выражен признак при полимерном типе его наследования у организма с генотипом

А1А1А2а2 а3 а3      2) А1А1А2А2а3а3         3) А1а1а2а2а3а3      4) А1А1А2а2А3А3 

Часть В.

Установите соответствие.

В1. Установите соответствие между законами Г. Менделя и Т.Моргана и их характеристиками.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ЗАКОН

А) закон сцепленного наследования

Б) закон расщепления

В) закон единообразия гибридов

Г) использование плодовой мушки-дрозофилы

Д) абсолютность закона нарушает процесс кроссинговера

Е) использование растительных объектов

 

  1. Г. Менделя
  2. Т. Моргана

В2. Установите правильную последовательность действий при решении задач на взаимодействие аллельных генов.

А) Записать ответ.

Б) Определить доминантный и рецессивный признак (-и) по условию задачи, рисунку, схеме или по результатам скрещивания F и F.

В) Записать фенотипы и генотипы родительских форм.

Г) Ввести буквенные обозначения доминантного и рецессивного признаков, если они не даны в условии задачи.

Д) Составить схему скрещивания, обязательно указать гаметы, которые образуют родительские формы.

Е) Записать фенотипы и генотипы потомков.

Часть С.

         С1.

Дайте ответ на поставленный вопрос.

Для чего применяют анализирующее скрещивание?

        

        С2.  На основании родословной установите характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и во втором поколениях.

мужчина

женщина

           

брак

дети

проявление

исследуемого

признака


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 8-9 класса РЕШЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ ПО БИОЛОГИИ

Пояснительная запискаСовременный этап научно-технического и информационного прогресса протекает в условиях гиперконкуренции. При этом, в качестве наиболее значимых факторов конкурентоспособности берут...

программы факультативных курсов в 6-7 классах: 6 класс-"Решение текстовых задач" и 7 класс-"Геометрические построения"

      Анализ результатов проведения ЕГЭ с момента его существования говорит о том , что решаемость задания содержащего текстовую задачусоставляет в среднем около 30%.Такая ситуац...

Разработка урока 8 класса "Решение экспериментальных задач по основным классам неорганических соединени"

Практическое занятие в 8 классе после изучения раздела "Классы неорганических соединений"...

Технологическая карта урока математики в 5 классе «Решение текстовых задач базового типа с помощью умножения и деления.» (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.)

Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.) Тема урока «Решение текстовых задач базового типа с помощью умноже...

Рабочая программа по предметному курсу биология 11 класс "Решение биологических задач в ходе подготовки к ЕГЭ"

Содержание курса предполагает использование в учебном процессе межпредметных связей с курсами биологии, химии, географии, что способствует формированию системных знаний у школьников, пониманию взаимос...

Программа факультативного курса для обучающихся 8 класса "Решение нестандартных задач"

Формирование умения рассуждать, доказывать и решать задачи, а особенно нестандартные задачи, в процессе обучения математике является одной из важнейших педагогических задач. Содержание данного факульт...

Мастер -класс Решение контекстных задач на уроках биологии как способ развитие читательской грамотности школьников

Сценарий мастер - класса   по использованию задач с биологическим содержанием для формирования читательской  грамотности как важного компанента функциональной грамотности...