Разноуровневые задачи по генетике для 9 класса
методическая разработка по биологии (9 класс) на тему
Предлагаются два варианта для самостоятельной работы по решению генетических задач в 9 классе. Задания имеют три уровня сложности и дают возможность учителю более четкого оценивания понимания материала. Учитель может предложить каждому начинать решение с основного уровня сложности и постепенно продвигаться к более высокому; можно также давать сразу более сложные задания для более сильных учеников. Предлагаются и задачи в качестве тренировочных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9zadachigen1.docx | 15.24 КБ |
9zadachigen2.docx | 15.07 КБ |
9zadachitrenir.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа № 3 «Решение генетических задач»
I вариант
Основной уровень сложности
- У лошадей в клетках тела 64 хромосомы, у домашних ослов — 62. Между ними возможны межвидовые гибриды, мулы, которые неплодовиты. Сколько хромосом в гаметах гибридов? Почему от мулов нельзя получить потомство?
- Какова вероятность того, что в семье с двумя детьми оба — мальчики?
- Перепишите текст, найдите ошибки и зачеркните их в своей записи. Надпишите сверху возможные исправления:
«Количество ДНК во всех клетках тела разное, следовательно, количество генов у них тоже разное. Поэтому в организме много клеток с разными генотипами. Зато у гамет одного организма генотип одинаковый и у всех гаплоидный набор хромосом».
- В потомстве чешуйчатых карпов получилось соотношение зеркальных рыб (без чешуи) к чешуйчатым как 1:3. Выясните генотипы родителей и потомства.
Повышенный уровень сложности
- Найдите и исправьте ошибку в условии задачи. Запишите исправленный текст и решите задачу:
«Ген черной окраски тела у коров доминирует над геном красной окраски. У красной коровы и красного быка в потомстве поровну черных и красных телят. Какой генотип у полученных черных телят?»
- За признаки золотистого и белого оперения у кур отвечают аллельные гены. Известно, что у белых родителей могут быть цыплята, которые вырастут в птиц с золотистой окраской. Какой ген доминирует? Объясните ваш ход рассуждений.
- У человека встречается мутантный рецессивный ген, вызывающий наследственную глухонемоту. Какова вероятность рождения здоровых детей от родителей, несущих такой ген?
Высокий уровень сложности
- Как звучал бы первый закон Менделя, если бы он не добивался создания чистых линий и один из родителей не являлся бы чистой линией?
- Окраска плодов у томатов обусловлена аллелями одного гена. Допустим, что доминантный ген неизвестен. Красноплодные томаты скрестили с желтоплодными и получили в потомстве 352 растения с красными плодами, остальные — с желтыми. Попробуйте определить, сколько же желтых растений получилось в потомстве.
- Какова вероятность рождения здорового мальчика в семье дальтоника и женщины-носителя гена дальтонизма?
Дополнительный вопрос
- У человека в 23-й паре хромосом бывает YXX (мужчина), YYX (мужчина), YXXX (мужчина), только Х (женщина). Почему не бывает хромосомного набора YY? Или только Y? Предложите свои версии объяснения названных отклонений. Постарайтесь, используя эти примеры, вывести закон определения пола у человека.
- У кузнечиков женский пол так же, как у млекопитающих, определяется двумя Х-хромосомами (ХХ). Но мужской пол определяется не Y и Х-хромосомами (YX), а одной Х-хромосомой (Х0). Какие гаметы у обоих полов могут образовываться? Какие гаметы могут образоваться, если в мейозе у самки при образовании яйцеклеток Х-хромосомы не разойдутся? Какое потомство, т.е. какого пола тогда может быть (будем считать его жизнеспособным)?
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа № 3 «Решение генетических задач»
II вариант
Основной уровень сложности
- У европейских коров и африканских коров зебу в диплоидном наборе 60 хромосом. Между ними возможны плодовитые гибриды. Сколько гамет в хромосомах гибридов? Поясните расчет.
- Какова вероятность того, что в семье с двумя детьми один из них — мальчик, другой — девочка? Как вы думаете, полностью ли объяснит эти явления теория равных вероятностей?
- Перепишите текст, найдите ошибки и зачеркните их в своей записи. Надпишите сверху возможные исправления:
«Количество хромосом во всех гаметах одного существа разное, следовательно, количество генов у них тоже разное. Но в парных (гомологичных) хромосомах диплоидных клеток генетическая информация абсолютно одинакова, потому что обе парные хромосомы приходят от одного и того же существа».
- Положительный резус-фактора в крови определяется доминантным геном (Rh+). Могут ли быть у родителей с положительным резус-фактором дети с отрицательным? Ответ объясните схемой.
Повышенный уровень сложности
- При скрещивании черной и коричневой собак все щенки оказались черными. Отсюда сделали вывод, что черный цвет доминирует. Правильное ли это объяснение? Возможно ли другое?
- Два генетически идентичных (однояйцевых) брата-близнеца знакомятся с сестрами-близняшками и женятся на них. Дети одной семьи и второй так же будут одинаковы внешне, как пары родителей?
- У собак признак короткой шерсти доминирует над признаком длинной шерсти. Какова вероятность рождения длинношёрстного щенка у собак с короткой шерстью?
Высокий уровень сложности
- Как звучал бы второй закон Менделя, если бы Мендель скрещивал не гибриды, а гибрида с одной из родительских чистых линий?
- Допустим, что у человека за цвет кожи отвечают 2 пары аллельных генов — А и Е. Если все 4 гена в этих двух аллелях доминантны, то кожа у человека черная, если 3 из четырех — темная, 2 — смуглая, 1 — светлая, ни одного доминантного аллеля — белая (альбинос).
Может ли у темнокожих родителей быть светлокожий ребенок? Какие здесь возможны варианты генотипов и фенотипов детей?
- Какова вероятность рождения больного ребёнка в семье здорового мужчины и женщины-носителя гемофилии?
Дополнительный вопрос
- Известно, что окраска кроликов определяется двумя аллелями разных генов: один ген отвечает за выработку «незрелого», не готового к проявлению пигмента, второй— за «дозревание» пигмента. Аллель выработки пигмента и аллель его успешного «дозревания» — доминантные. Аллели отсутствия этих процессов — рецессивные. Могут ли при таком наследовании окраски в потомстве белых кроликов быть только черные?
- У рептилий пол определяется не так, как у млекопитающих, а наоборот: ХХ — самцы, YX — самки. В то же время известно, что в природе встречаются популяции ящериц, которые размножаются партеногенезом и состоят только из самок. Предложите свою теорию наследования пола в таких популяциях.
Предварительный просмотр:
Тренировочные задачи для 9 кл.
Доминирование
- Допустим, признак «прямые» или «волнистые» волосы определяется одной парой аллельных генов. Но какой из них доминирует? Можно ли это выяснить, наблюдая за фенотипом детей и родителей? Сначала сделайте предположение, а затем постарайтесь составить таблицу возможных и невозможных вариантов.
- Если кровь человека с резус-фактором (ресус-положительная, Rh+) попадает в кровь человека без резус-фактора (Rh—), то у второго начинают образовываться антирезусные антитела. Теперь, если снова в его кровь попадет кровь резус-положительная, то ее клетки начнут разрушаться и может возникнуть внутрисосудистое свертывание крови. Положительный резус-фактор — доминантный признак. Может ли у ребенка резус-фактор не совпадать с материнским? В каких случаях? Какая ситуация, по-вашему, может нести опасность для развивающегося ребенка — если у матери Rh+, а у ребенка Rh—, или наоборот?
Анализирующее:
13. У дрозофил есть рецессивная мутация, вызывающая отсутствие крыльев (генетики обозначают ее W— (от английского wings — крылья). Аллель, отвечающая за создание крыльев, W+, доминантна. Допустим, к ученым попадает крылатый экземпляр, но неизвестного генотипа. Как выяснить генотип крылатого насекомого, если в лаборатории есть в распоряжении чистые линии бескрылых и крылатых дрозофил?
Пол
11. У домашних индеек часто цыплята выводятся из неоплодотворенных яиц (партеногенетически). Какого пола будут все такие птенцы? Учтите, что определение пола у птиц противоположно человеческому варианту, и организм партеногенетических птиц тоже диплоидный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модуль «Решение задач по генетике» 9 класс
Программа модуля предназначена для учащихся 9 класса , носит межпредметный характер и рассчитана на 10 часов.Программа предназначена для дополнительного углубленного изучения предмет...
Рабочая программа Модуль «Решение задач по генетике» 9 класс
Программа модуля предназначена для учащихся 9 класса , носит межпредметный характер и рассчитана на 10 часов.Программа предназначена для дополнительного углубленного изучения предмет...
Программа элективного курса по биологии: «Решение задач по генетике» 9 класс.
Программа элективного курса по биологии: «Решение задач по генетике» 9 класс....
«РЕШЕНИЕ РАЗНОУРОВНЕВЫХ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ. ПРОБЛЕМЫ ГЕНЕТИКИ ЧЕЛОВЕКА»
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО БИОЛОГИИ...
Задачи по генетике 9 класс
Представлены задачи по генетике для 9 класса....
Элективный курс "Решение задач по генетике" 10 класс
Элективный курс "Решение задач по генетике" 10 класс...
2018-2019 Элективный курс "Формирование УУД при решении разноуровневых задач по физике", 8 класс
Программа элективного курса «Формирование УУД при решении разноуровневых задач по физике» для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего ...