Рабочая программа Модуль «Решение задач по генетике» 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Программа модуля предназначена для учащихся 9 класса , носит межпредметный характер и рассчитана на 10 часов.
Программа предназначена для дополнительного углубленного изучения предмета Общая биология по разделу «Основы генетики». В программе для общеобразовательной школы (базовый уровень) на прохождение этого раздела отводится всего 9 часов с учётом теоретического материала, следовательно, на решение генетических задач и того меньше. Этого времени недостаточно, особенно для тех учащихся, которые собираются сдавать экзамены по биологии. Кроме того, этот раздел биологии вызывает немалый интерес у ребят.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_zadach_po_genetike_9_kl.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши
Рассмотрена на заседании МО Протокол № от | Утверждена на заседании Педагогического совета МКОУ СОШ № 25 с УИОП г.Россошь Протокол № от | Введена в действие приказом директора МКОУ СОШ № 25 с УИОП г.Россошь Приказ № |
Составитель
Шишова Ирина Анатольевеа
учитель биологии
Рабочая программа
Модуль «Решение задач по генетике»
9 класс
Пояснительная записка.
Программа модуля по биологии разработана на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, учебного плана Муниципального казенного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области на 2014/2015 учебный год.
Программа модуля предназначена для учащихся 9 класса , носит межпредметный характер и рассчитана на 10 часов.
Программа предназначена для дополнительного углубленного изучения предмета Общая биология по разделу «Основы генетики». В программе для общеобразовательной школы (базовый уровень) на прохождение этого раздела отводится всего 9 часов с учётом теоретического материала, следовательно, на решение генетических задач и того меньше. Этого времени недостаточно, особенно для тех учащихся, которые собираются сдавать экзамены по биологии. Кроме того, этот раздел биологии вызывает немалый интерес у ребят.
Программой предусмотрены проведение уроков - практикумов по решению генетических задач, которые находятся за пределами школьной программы. Практические умения основываются на теоретических знаниях полученных на уроках биологии в 9 классе, а также на теоретических лекциях, предусмотренных программой модуля.
Цели программы:
- расширить и углубить знания по общей биологии;
- развивать интерес к предмету;
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
- Групповая
- Индивидуальная
Формы и методы, используемые в работе по программе
Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.
Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
Наглядность: просмотр компьютерных презентаций
Основные принципы программы:
Принцип гуманизации
Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип опоры
Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип обратной связи
Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу
Формы организации учебных занятий.
Программа предусматривает проведение аудиторных занятий, в начале которых даются теоретические знания учителем, затем приводятся примеры решения задач и в конце учащимся предлагаются задачи для самостоятельного решения (для неподготовленных учащихся). Для подготовленных учащихся в начале проводится краткое повторение теоретического материала, а затем учащиеся решают задачи. Контроль за выполнением проводится учителем, либо совместно с учениками. Наряду с этим предполагается организация работы в группах, самостоятельного изучения школьной литературы, использование Интернет ресурсов, редактора презентаций PowerPoint.
Календарно- тематическое планирование
№ | Раздел/Тема | Кол-во часов | Содержание темы | Обучение детей с ОВЗ | Вид контроля | Оборудование | Планируемые результаты | Дата | |
1 | Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики. | 1 | Генетика. Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип | Умение объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. | Опрос | Компьютер, экран, Проектор, презентации | Умение объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. | ||
2 | Генетические опыты Г. Менделя. Решение задач. | 1 | Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Доминантный признак. Рецессивный признак. Аллель. | Умение составлять простейшие родословные и решать генетические задачи | Практикум | Компьютер, экран, Проектор, презентации | Умение составлять простейшие родословные и решать генетические задачи | ||
3 | Моногибридное скрещивание. | 1 | Рецессивный признак. Аллель. Мутация. Скрещивание. | Умение составлять простейшие родословные и решать генетические задачи | Практикум по решению логических, творческих задач и задач по алгоритму | Компьютер, экран, Проектор, презентации | Умение составлять простейшие родословные и решать генетические задачи | ||
4 | Наследование признаков при дигибридном скрещивании. Решение задач. | 1 | Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование; закон Т.Моргана. | Понимать необходимость развития теоретической генетики для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия | Практикум по решению логических, творческих задач и задач по алгоритму | Компьютер, экран, Проектор, презентации | Понимать необходимость развития теоретической генетики для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия | ||
5 | Наследование признаков при дигибридном скрещивании. Решение задач. | 1 | Отрабатывать умения решать задачи на моно-и дигибридное скрещивание. Занятие- тренинг. | Умение решать генетические задачи | Занятие- тренинг | Умение решать генетические задачи | |||
6 | Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. | 1 | Отрабатывать умения решать задачи | Умение решать генетические задачи | Практикум по решению логических, творческих задач и задач по алгоритму | Умение решать генетические задачи | |||
7 | Сцепленное наследование генов и кроссинговер. | 1 | Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование; закон Т.Моргана. Генетическое определение пола животных и растений. Хромосома, X- и Y-хромосомы. Гибрид. | Умение решать генетические задачи . Исследовать, находить информацию (в Интернете, энциклопедиях, в справочниках) о достижениях науки | Практикум по решению логических, творческих задач и задач по алгоритму | Умение решать генетические задачи Исследовать, находить информацию (в Интернете, энциклопедиях, в справочниках) о достижениях науки | |||
8 | Фенилкетонурия. Биохимический метод изучения генетики человека. Решение генетических задач. | 1 | Методы изучения генетики человека. | Умение характеризовать биохимические методы изучения генетики человека, заболевание Фенилкетонурия. Отрабатывать умения решать задачи. Работа в группах. | Практикум по решению логических, творческих задач и задач по алгоритму | Компьютер, экран, Проектор, презентации | Умение характеризовать биохимические методы изучения генетики человека, заболевание Фенилкетонурия. Отрабатывать умения решать задачи. Работа в группах. | ||
9 | Подготовка проекта | 1 | Оформление результатов проектной работы и подготовка к ее презентации | Умение работать в составе творческих групп, аргументировать свою точку зрения. | Мультимедиа, компьютер, экран | Умение работать в составе творческих групп, аргументировать свою точку зрения. Создание презентаций.. Работа с программой Power Point. Овладение исследовательской и проектной деятельностью. | |||
10 | Защита проектов. | 1 | Контроль и систематизация знаний. | Сформированность познавательных интересов , умение работать в составе творческих групп, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией. Защита проектов | Защита презентаций, проектов | Компьютер, экран, Проектор, презентации | Сформированность познавательных интересов , умение работать в составе творческих групп, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией. Защита проектов |
Предполагаемые результаты программы:
Личностные результаты:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатамиосвоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатамиосвоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток, видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
- приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики ВИЧ-инфекции;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
Формы контроля и критерии оценки.
Текущий контроль осуществляется с использованием разнообразных методов: беседы, индивидуального опроса, тестирования, подготовки сообщений (индивидуальных и по результатам работы в группах). По окончании изучения каждого модуля осуществляется тематический контроль, в ходе которого выявляется качество усвоения учащимися основных понятий, их взаимосвязей, а также умение применять знания для решения генетических задач. Итоговый контроль целесообразно проводить в виде баллов, где оцениваются презентации , исследовательские работы на одну из актуальных тем курса во время общественного смотра знаний. Курс завершается выпуском брошюры по решению генетических задач.
Перечень учебно – методическое обеспечения:
1. Адельшин Ф.К. Задачи по генетике. Пособие для абитуриентов ВМА..,1997г. 2. Генетика. М. «Высшая школа»
З. Киселёва С., Мягкова А.Н. Генетика. М. «Просвещение», 1983.
4. Самоучитель для решения задач по генетики. 2 части. Г.И. Подгорнова. В «Перемена"1988г.
Для учащихся:
- Биология для поступающих в ВУЗы /под ред. В.Н.Ярыгина. М.,Высшая школа,1997.
- Грин Н. Стаут У. Тейлор Д. Биология в 3-х т. Т.3. М.: Мир 1993.
- Общая биология. Учебник для 10-11 классов школ с углубленным изучением биологии./ под ред. А.О.Рувинского. М. Просвещение. 1993.
- В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. “Готовимся к ЕГЭ” Общая биология. М. Дрофа. 2004 г.
Дополнительная литература:
1. Иорданский Н. Н. Эволюция жизни. М.: Академия, 2001.
2. Мамонтов С. Г. Биология: пособие для поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2003.
3. Мамонтове. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Основы биологии: книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992.
4. Медников Б. М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.
5. Чайковский Ю. В. Эволюция. М.: Центр системных исследований, 2003.
Интернет-ресурсы
- http://www.eidos.ru – Эйдос-центр дистанционного образования
- http://www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
- http://school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии.
- http://www.5ballov.ru/test - тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии.
- http://www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm - Телекоммуникационные викторины по биологии - экологии на сервере Воронежского университета.
- http://chashniki1.narod.ru/uchutil45.htm - Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу "Биология".
Приложение
- Проект «Наследственные болезни, сцепленные с полом».
- Составить родословную своей семьи.
3. Выпуск брошюры по решению генетических задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модуль «Решение задач по генетике» 9 класс
Программа модуля предназначена для учащихся 9 класса , носит межпредметный характер и рассчитана на 10 часов.Программа предназначена для дополнительного углубленного изучения предмет...
Рабочая программа модуля "Математика вокруг нас". 5 класс
Введение новых стандартов для изучения математики выдвигает требования к обоснованию содержания и структуры базового и дополнительного компонентов в образовании. Разработанные учебные программы и на и...
Рабочая программа Модуль межпредметный «Юный краевед» 5 класс (1ч)
Предлагаемый модуль разработан с усилием линий на развитие познавательных способностей учащихся, формирование “информационной грамотности”. При изучении курса реализуются межпредметные связи: би...
Рабочая программа Модуль внутрипредметный «Занимательная физиология» 5 класс ( 9 ч)
Настоящая программа опирается на знания, которые учащиеся получают на уроках биологии. Данный курс дополняет и расширяет получаемые знания о строении клеток и тканей животных и растительны...
Рабочая программа кружка ,,Решение задач по алгебре и геометрии\'\'.9 класс
Программа расчитана на подготовку учащихся к сдаче ОГЭ..и расширения знаний....
Рабочая программа курса "Решение задач повышенной сложности в курсе математики 6 кл"
Основная цель изучения курса: сформировать у учащихся интерес к математике как науке и с помощью соответствующих заданий развивать пространственное воображение, логическое мышление, познават...
Рабочая программа "Физика. Решение задач" 11 класс
Данный курс предназначен для учащихся 11 класса (учебник Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев), изучающих физику на базовом уровне на усиление предмета. Структура программы полностью соответствует структуре ...