РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности (спортивно – оздоровительное) для 5- класса «Движение и Здоровье»
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями и на основе программы авторского коллектива
Курс рассчитан на 1час в неделю, всего 34 часа в год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_dvizhenie_i_zdorove_2017_-_2018.docx | 89.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 имени Героя Советского Союза
Н.Ф. Гастелло г. Долгопрудного
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
(спортивно – оздоровительное)
для 5- класса
«Движение и Здоровье»
Составитель: учитель биологии
высшей квалификационной категории
Иванова Лидия Александровна
2017 год
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями и на основе программы авторского коллектива
Курс рассчитан на 1час в неделю, всего 34 часа в год
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению кружка «Здоровячок» составлена по авторской программе З.И Невдахиной ./ ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ КУРСА внеурочной деятельности
Предметные:
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
- излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
- организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
- - подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
- - находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
- - выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
- - выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
- - применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Метапредметные:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Личностные:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Основные требования к уровню подготовленности обучающихся по подвижным и народным играм за учебный год.
Должны:
иметь представления:
- о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности человека;
- о способах изменения направления и скорости передвижения;
- о режиме дня и личной гигиене;
- о правилах составления комплексов ОРУ;
- о правилах поведения на занятиях внеурочной деятельности;
- о правилах подготовки мест для самостоятельных физкультурно-оздоровительных занятий.
Уметь:
- выполнять комплексы ОРУ;
- выполнять упражнения и технические действия из подвижных и народных игр, самостоятельно проводить подвижные игры;
- -выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
- -играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями; владеть мячом: держание, передачи на расстояние до 5м, ловля, ведение, броски в процессе соответственно подобранных подвижных и народных игр.
Ожидаемый результат
- Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.
- Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.
- Развитие умений работать в коллективе.
- Формирование у детей уверенности в своих силах.
- Умение применять игры самостоятельно.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Подвижные игры
- с элементами легкой атлетики;
- с элементами футбола;
- с элементами волейбола;
- с элементами баскетбола;
- с элементами гандбола;
- с элементами гимнастики;
- зимние подвижные игры;
Народные игры
- Русская лапта
- «Свечки» (русская народная игра).
- «Повелитель лунки» (кабардинская народная игра).
- «Белый мяч» (калмыцкая народная игра)
- «Заяц» (русская народная игра).
- «Вышибалы» (русская народная игра).
- «Уральский мяч» (башкирская народная игра).
- «Лунки» (русская народная игра)
- «Шар-мазло» («Котел») (русская народная игра)
- «Земля – вода – небо» («Зверь – рыба – птица») (русская народная игра)
- «Стой!» (удмуртская народная игра)
№ п/п | Содержание программы | Количество контрольных работ (лабораторных. Практических, диктантов и т.д.) |
Подвижные игры | ||
с элементами легкой атлетики | 1 | |
с элементами волейбола | 4 | |
с элементами футбола | 5 | |
с элементами гимнастики | 5 | |
с элементами баскетбола | 5 | |
зимние подвижные игры | 4 | |
с элементами гандбола | 4 | |
игра (русская лапта) | 2 | |
Итого: | 34 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тематика занятий | Количество часов теория, практика | Сроки изучения | |
план | факт | |||
1 | Вводный инструктаж по ТБ.«Катай мяч» | 1 | ||
2 | «Ловишки с мячом» | 1 | ||
3 | «Эстафета с мячами» | 1 | ||
4 | «Передай мяч» | 1 | ||
5 | «Бросить и поймать». | 1 | ||
6 | «Свечки» (русская народная игра). | 1 | ||
7 | «Повелитель лунки» (кабардинская народная игра). | 1 | ||
8 | «Белый мяч» (калмыцкая народная игра) | 1 | ||
9 | «Белый мяч» (калмыцкая народная игра) | 1 | ||
10 | «Белый мяч» (калмыцкая народная игра) | 1 | ||
11 | «Заяц» (русская народная игра). | 1 | ||
12 | «Заяц» (русская народная игра). | 1 | ||
13 | «Вышибалы» (русская народная игра). | 1 | ||
14 | «Вышибалы» (русская народная игра). | 1 | ||
15 | «Мяч об узкую стенку» (мордовская народная игра). | 1 | ||
16 | «Мяч об узкую стенку» (мордовская народная игра). | 1 | ||
17 | «Лапта» (русская народная игра). | 1 | ||
18 | «Лапта» (русская народная игра). | 1 | ||
19 | «Уральский мяч» (башкирская народная игра). | 1 | ||
20 | «Лунки» (русская народная игра) | 1 | ||
21 | «Шар-мазло» («Котел») (русская народная игра) | 1 | ||
22 | «Земля – вода – небо» («Зверь – рыба – птица») (русская народная игра) | 1 | ||
23 | «Стой!» (удмуртская народная игра) | 1 | ||
24 | «Мяч водящему» (метание). | 1 | ||
25 | «Мяч водящему» (метание). | 1 | ||
26 | «Прокати мяч ногой в свой дом». | 1 | ||
27 | Охотники и зайцы (метание) | 1 | ||
28 | Попади в мяч! | 1 | ||
29 | Сбей кеглю. (метание) | 1 | ||
30 | «Найди свой дом». | 1 | ||
31 | Передал - садись (метание) | 1 | ||
32 | «Кто дальше бросит?» (метание ) | 1 | ||
33 | Игра - эстафета | 1 | ||
34 | Игра - эстафета | 1 |
«СОГЛАСОВАНО» Протокол №1 Заседания ШМО учителей математики, физики и информатики, биологии Председатель ШМО ____________ «____» __________2017 года |
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР ____________Наимова Т.М. «____» __________2017 года |
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ БАСКЕТБОЛА.
Передал – садись! Играющих выстраивают в две – три колонны. Перед ними на расстоянии 2 –4 м встают капитаны с мячами в руках. По сигналу капитаны передают мяч двумя руками от груди (или одной рукой от плеча) первым игрокам в колонне, которые ловят его, возвращают тем же способом обратно и принимают положение упора присев. Затем следует передачи вторым игрокам и т.д. Когда последний в колонне передает мяч капитану, тот поднимает его вверх – и вся команда быстро встает. Команда, сделавшая это раньше, побеждает.
Быстрая передача. Играющие в парах. Расстояние между учениками 4 – 5 м. По сигналу они начинают передавать мяч заданным способом. Пара, быстрее всех сделавшая 10 (15,20) передач, выигрывает.
Бросай – беги. Играющие стоят в двух разомкнутых на 3 – 4 шага шеренгах. Одна шеренга рассчитывается на первый-второй, а другая на второй-первый. Первые номера – одна команда, вторые – другая, У края каждой шеренги лежат мячи. По сигналу крайние игроки берут мяч, передают его по диагонали игроку своей команды, стоящему напротив, и сами бегут вслед за мячом. Игрок, получивший, передает его по диагонали игроку, стоящему напротив, и сам бежит на его место и т.д. Когда мяч достигнет крайних игроков, они ведут мяч, обегая противоположную колонну, на место игрока, начавшего передачу первым, и передают мяч по диагонали напротив, т.е. игра начинается сначала. Игра заканчивается, когда игроки, начавшие передачу первыми вернуться на свои места. Команда, сделавшая это первой, выигрывает.
Мяч среднему. Играющих делят на две команды, которые образуют два круга. В центре каждого круга становится игрок с баскетбольным мячом. По сигналу игроки в центре поочередно бросают мяч своим игрокам и получают его обратно. Получив мяч от последнего, игрок в центре поднимает его вверх. Можно ввести дополнительное упражнение: игрок, получивший мяч от центрового, сначала должен ударить мячом о пол и только после этого передать мяч обратно.
Эстафета с ведением мяча. Играющие в двух – трех колоннах выстраиваются параллельно друг другу у лицевой линии. По сигналу первые ведут мяч до отмеченного места, останавливаются, бросают мяч в стену и ловят (вращают его вокруг себя; переводят с ведением мяч под ногой; и т.д.) С ведением возвращаются в конец колонны и прокатывают мяч первому под ногами всех участников. Следующие все повторяют. Команда, закончившая первой, побеждает.
Борьба за мяч. Играют две команды на баскетбольной площадке. Учитель в центре подбрасывает мяч между капитанами, которые стараются отбить его одному из своих игроков. Овладев мячом, игроки передают мяч друг другу (можно с ведением), а игроки противоположной команды пытаются овладеть мячом. Команда, сделавшая 10 передач подряд, получает очко. После этого игру начинают с центра. Команда, набравшая большее количество очков, побеждает.
Колесо. Играющие стоят в колоннах по три, расставленных лучами по окружности лицом от центра. У первых игроков по мячу. По свистку первые игроки бегут с ведение мяча по кругу, обегая колонны (в одном заданном направлении). Добегая до своей колонны, передают мяч из рук в руки первому, а сами встают в конец колонны. И так до тех пор, пока первый вновь не становится в начале. Выигрывает команда, выполнившая задание первой.
Гонка мячей по шеренгам. Две команды выстраиваются шеренгами. У первых игроков по мячу. По сигналу мяч передается стоящему рядом, тот следующему и так до последнего, который в том же порядке передает его назад. Передачи следуют обусловленным способом. Количество игроков в шеренгах одинаково. Выигрывает команда, закончившая передачи первой.
Вызов номеров. Две равные команды встают за лицевой линией с обеих сторон щита. Рассчитываются по порядку номеров, которые сохраняются за игроками на все время игры. Перед каждой командой ставится мяч. Тренер называет номер игрока, например, три. Оба третьих номера выбегают вперед, берут мяч и ведут его до стоек, обводя их, и возвращаются назад, поставив мяч на прежнее место. Затем вызываются другие номера. За каждого игрока, пришедшего первым, команда получает очко. За пять минут нужно набрать большее количество очков.
Эстафета с ведением мяча и броском в корзину. Две команды за чертой в колоннах. Сигнал – первые игроки ведут мяч до щита, бросают в корзину, в случае промаха подбирают мяч и бросают снова до попадания, затем с ведением возвращаются в колонну назад. Передав мяч следующему, стать в конец колонны. При проведении эстафеты второй раз команды меняются местами.
Мяч своему. Две команды по 6-7 игроков. Один из игроков становится в круг (диаметр 2 м) – ловящий. Другой игрок (защитник) становится около круга соперников. Остальные располагаются произвольно. После розыгрыша в центре завладевшие мячом, передавая мяч друг другу, стараются подвести его к кругу и передать своему ловящему. Выигрывает команда, ловящий которой поймал мяч большее число раз за определенное время (5 - 10 минут). Игра по баскетбольным правилам.
Баскетбольные салочки. Одна команда, владея мячом, водя его и передавая друг другу, старается осалить мячом игроков другой команды. Салить можно, только не выпуская мяч из рук. Пробежки и осаливание броском мяча не допускаются. Осаленные садятся на скамейку. Затем команды меняются ролями. Играют оговоренное время, выигрывает команда, осалившая большее число соперников; если играют до осаливания всех игроков убегающей команды, то выигрывает команда, справившаяся с задачей быстрее.
Салки с передачей мяча водящему. У всех играющих по баскетбольному мячу. Они перемещаются по площадке, убегая от водящих, и выполняют ведение мяча. Водящих в начале игры двое, у них один баскетбольный мяч. По сигналу учителя водящие, передавая мяч друг другу, перемещаются по площадке и стараются осалить играющих. Салить можно только касанием мяча, который держит в руках любой из водящих. Осаленный игрок кладет свой мяч на площадку и присоединяется к водящим, таким образом, в ходе игры число водящих все время увеличивается, а число убегающих уменьшается.
Подвижные игры с элементами футбола.
- Передачи мяча ногами.
Игроки делятся на бве команды (по 5-6 человек), каждая выстраивается по кругу на расстоянии вытянутых рук или шире. Получается 2 круга. Игроки в кругах рассчитываются по порядку номеров. Первые номера становятся в середину своих кругов и кладут перед собой мяч. Стоящие по кругу могут отметить свои места чёрточками или кружочками. По общему сигналу стоящие в центре игроки передают ногой мяч вторым номерам, получают его обратно и передают третьим. Получив от них пас, передают мяч четвёртым номерам и т.д.
Правила запрещают пропускать кого-либо из игроков, стоящих в кругу. Мяч можно передавать с обязательной остановкой его стопой или же с ходу без остановки, что быстрее, хотя и сложнее. Это оговаривается заранее.
- Передача мяча головой.
Построение как и в первой игре, но перед началом мяч находится не у центрального, а у второго номера, стоящего в кругу. По сигналу он выбрасывает мяч руками центральному игроку (первому номеру), а тот отбивает мяч головой в руки третьему номеру, который снова выбрасывает его центральному. Затем мяч отбивается головой четвёртому, пятому и т.д. Каждый игрок должен побывать в середине круга и потренироваться в точных (пусть и недалёких) предачах мяча.
Важно, чтобы величина кругов была одинаковой, а мяч, упавший на землю, был подобран игроком и с места падения послан по назначению.
- Выбей мяч из круга.
Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук. Водящий выходит с мячом в середину круга, кладёт мяч на землю и по сигналу старается выбить его ногой из круга, но так, чтобы он не пролетел выше коленей игроков. Стоящие по кругу задерживают мяч ногами и не дают ему вылететь из круга. Задержанный мяч игроки могут предавать ногами между собой, не давая его водящему.
Если находящемуся в середине не удаётся выбить мяч из круга, то на его место идёт игрок, пропустивший мяч с правой стороны от себя. Каждый игрок старается защитить промежуток между собой и соседом справа.
Игрокам не разрешается задерживать мяч руками. Мяч, пролетевший высоко над кругом, возвращается водящему. Победителем считается тот, кто ни разу не был водящим или водил меньше всех.
- Забей гол.
Расположение игроков такое же, как и в предыдущих играх. В середине круга находится баскетбольный мяч. Выбирается водящий, задача которого, находясь в круге, не дать остальным игрокам сбить футбольным мячом баскетбольный. Все передают мяч друг другу и бьют по цели только ногой, а водящий выполняет роль вратаря. Ему разрешается отбивать мяч ногами, головой, туловищем и руками. Он покидает середину круга тогда, когда баскетбольный мяч будет сбит. Новым вратарём становится тот, кто метким ударом ноги поразил цель.
- Передай пас.
Каждая команда делится на две группы, которые выстраиваются напротив друг друга. Игрок ногой передаёт мяч через площадку партнёру. Тот, кому адресован мяч, останавливает его и посылает мяч следующему игроку. Последний, получив пас, берёт мяч в руки.
Отрабатывая технику вбрасывания мяча из аута и приёма мяча, игру прводят следующим образом. Мяч бросают стоящему напротив двумя руками из-за головы, а тот останавливает его ногой или головой, после чего берёт мяч в руки и делает бросок следующему игроку с противоположной стороны.
- Точно в цель.
Игроки обеих команд располагаются в затылок друг другу в 8-10м от стены, где начерчены два круга радиусом 70см. Круги расположены на расстоянии 1м от пола. По сигналу первые номера в командах делают удар по мячу сначала правой, а затем левой ногой,стараясь попасть в круг. В случае неудачи удары повторяются, пока цель не будет поражена (попадание в линию круга не засчитывается). Лишь после этого мяч переходит ко второму игроку и т.д. Выигрывает команда, игроки которой быстрее поразят цель обеими ногами. Можно увеличить размеры мишени и разметить её концентрическими кругами (120см, 80см, 40см). Тогда команды набирают очки в зависимости от точности попадания в цель.
- Передача мячей по кругу.
В центре площадки очерчивают круг диаметром 12-16м. Игроки становятся по кругу и рассчитываются на первый-второй. Каждая команда получает по мячу, которые находятся у игроков, стоящих рядом друг с другом. По звуковому сигналу каждая команда начинает как можно быстрее передавать мяч по кругу: первые номера – по часовой стрелке, вторые – против, пытаясь обогнать другую команду. Победителем становится команда, которой удаётся первой закончить передачу мячей.
Мяч должен передаваться в строгой последовательности, игрокам не разрешается ловить мяч другой команды или затруднять передачу мяча.
- Светофор.
Игроки ведут мяч по залу, как и куда они хотят; по команде преподавателя «зелёный свет» - только в указанном направлении, по команде «красный свет» игроки останавливают мяч. Можно применять зрительные сигналы в виде красных и зелёных кружочков.
- Топ-танец.
По команде игроки чередуют касания мяча подошвой обеих ног попеременно. Когда они уловят ритм движений, следует команда «поворот», игроки поворачиваются кругом, удерживая ногу на мяче.
- Стрельба по мишени.
Между двумя игроками ставится мяч. Задача игроков пробить по другому мячу так, чтобы сбить мяч в центре. Оценивается количество попаданий.
- Охота на индюков.
По периметру площадки ставится, как можно больше кегель – «индюков». Задача учащихся – отправиться на охоту за индюками. Сбитые кегли – «индюки» ставятся обратно. Учитывается количество добытых «птиц» каждым «охотником».
- Обманный мяч.
Игроки, стоящие по кругу передают друг другу мяч. 2-3 водящих в середине круга пытаются поймать или коснуться мяча. Тот. Кто поймает мяч или коснётся.ю выходит из круга. Тот, от кого мяч пойман, становится водящим.
Подвижные игры с элементами волейбола.
«Мяч в воздухе»
Цель: развитие внимания, координации и точности движений.
Количество игроков: 6–15.
Инвентарь: 2–3 мяча.
Инструкция. Игроки делятся на 2–3 команды и встают каждая в свой круг. По сигналу начинается передача мяча (заранее обусловленным способом) в любом направлении. Игрок, допустивший ошибку, покидает круг. Игра продолжается до тех пор, пока в круге не останется один человек, который считается победителем в своей команде. Затем победители каждой команды играют между собой, выявляя чемпиона.
Вариант: игроки не выбывают, а за ошибки командам, которые они представляют, начисляют штрафные очки. Выигрывает команда, у которой сумма штрафных очков меньше.
«Мяч капитану»
Цель: развитие координации, точности движений, внимания.
Количество игроков: 8–16.
Инвентарь: волейбольные мячи.
Инструкция. Игроки делятся на команды и выстраиваются в колонны. Напротив каждой команды на расстоянии 4–5 м стоит капитан, который поочередно посылает мяч игрокам своей команды. После обратной передачи игрок идет в конец колонны. Побеждает команда, игроки которой дольше продержат мяч в воздухе.
Вариант: игроки встают в круг, а капитан – в центр круга. Все передачи идут через капитана. Выигрывает команда, которая сделает меньше ошибок в течение 3 мин.
«Попади в квадрат»
Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания, точности движений, комбинаторики.
Количество игроков: 8–16.
Инвентарь: волейбольные мячи.
Инструкция. Игроки каждой команды выстраиваются на лицевых линиях волейбольной площадки, которая с обеих сторон разделена на квадраты. В каждом квадрате – цифра, обозначающая количество очков, начисляемое за попадание в этот квадрат. Первый игрок называет цифру и делает верхнюю (нижнюю) прямую подачу. Если мяч приземлился точно в указанном квадрате, игроку начисляется соответствующее количество очков; если мяч попал в другой квадрат, из названного игроком числа вычитается два очка. Если при подаче игрок сделал ошибку (мяч задел сетку, ушел за пределы площадки, игрок переступил линию подачи и т.п.), то очки не начисляются.
«Не урони шарик»
Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания, точности, комбинаторики движений.
Количество игроков: 8–16.
Инвентарь: надувные шарики по числу игроков.
Инструкция. Играющие с надувными шариками в руках двумя командами размещаются на площадке. По сигналу ведущего игроки начинают передачу над собой, перемещаясь по своей площадке. При этом они могут передавать шарик партнерам по команде. Задача обеих команд – не допустить, чтобы шарик коснулся пола и вышел за пределы площадки. Игра продолжается 3–5 мин. Побеждает команда, сделавшая меньше ошибок.
«Волейбол в кругу»
Цель: освоение элементарных умений передачи мяча, развитие точности движений.
Количество игроков может быть любым.
Инвентарь: волейбольный мяч.
Инструкция. Играющие становятся в круг и начинают передавать мяч друг другу любым способом, как в волейболе. Тот, кто не смог принять или передать мяч, получает штрафное очко. Выигрывает тот, кто получил меньше штрафных очков.
«Поймай и передай»
На одной из разделенных волейбольной сеткой сторон площадки выстраиваются в колонны две, три или четыре команды лицом к сетке, расстояние до которой определяет учитель. На противоположной площадке напротив своих колонн на заданном расстоянии стоят ученики – по одному от каждой команды. Стоящие первыми в колоннах держат в руках мяч. По сигналу они выполняют подачу через сетку на противоположную сторону площадки и уходят в конец своих колонн. Стоящие на другой стороне площадки ученики стараются поймать мяч или подобрать его с пола, затем подбегают к ограничительной линии, обозначенной учителем, и выполняют передачу в свою колонну. Новый направляющий ловит мяч и повторяет задание. Эстафета заканчивается, когда стоявшие первыми в колоннах ученики примут передачи. Побеждает команда, закончившая эстафету раньше других.
Мяч в обруче
Команды стоят в колоннах перед ограничительной линией. Перед каждой колонной лежат 3–4 обруча в 3 м один от другого. В каждом обруче находится волейбольный мяч. По сигналу направляющие в колоннах бегут к первому обручу, берут мяч, встают в обруч и выполняют верхнюю передачу над собой, затем ловят мяч, кладут его в обруч и бегут к следующему. Выполнив верхнюю передачу во всех обручах, игроки бегут к своим командам, передают эстафету следующим участникам и уходят в конец колонн. Когда последний участник возвращается к своей команде, все ученики в колоннах поднимают руки, сигнализируя о завершении эстафеты.
Попади в щит
Игроки стоят в колоннах перед ограничительной линией. У направляющих в руках волейбольные мячи. Перед баскетбольным щитом на противоположной стороне площадки проводят ограничительную дугу при помощи 3–4-метровой веревки и мела. По сигналу направляющий бежит к ней и, стараясь не наступить на нее, выполняет верхнюю передачу, стремясь попасть в баскетбольный щит, затем подбирает мяч, бежит к своей колонне и передает его следующему участнику. Выигрывает команда, у которой окажется больше удачных попаданий.
Подача в щит
Содержание и правила – те же, что и в предыдущей эстафете, но вместо верхней передачи применяется нижняя прямая подача.
Пионербол
Игру проводят по общепринятым правилам с теми же переходами, что и в волейболе, после выигрыша очка.
Варианты
1. Игра проводится по традиционным правилам, но двумя мячами.
2. Использовать можно только верхние передачи мяча.
3. Перебрасывать мяч через сетку можно только верхней передачей.
4. Все перебрасывания мяча заменяют верхними передачами.
5. Ввод мяча в игру выполняют нижней прямой подачей из-за линии нападения.
Мяч над головой
Учащиеся делятся на команды с равным числом игроков. Время игры – обычно 1–1,5 мин. – сообщается заранее. Одновременно могут играть две, четыре команды и более. Игроки каждой команды произвольно располагаются на отведенной им части площадки и берут мячи. Каждая команда выбирает одного человека, который будет контролировать игру команды-соперницы. По сигналу учителя все играющие начинают выполнять верхнюю передачу над собой. Ученик, уронивший мяч или поймавший его, либо нарушивший правила, выбывает из игры и садится на скамейку запасных. Побеждает команда, у которой после сигнала об окончании игры на площадке осталось больше игроков.
Мяч перед собой
Правила – те же, что и в предыдущей игре, но верхнюю передачу заменяют нижней.
Передача центровому .
Команды располагаются на площадке, образуя два, три круга или более. В середину каждого круга встает центровой с волейбольным мячом в руках. Каждая команда выбирает одного человека, который будет контролировать игру команды-соперницы. По сигналу центровой последовательно посылает мяч любой передачей ученикам, стоящим в его кругу. Тот выполняет ответную передачу. Соблюдая очередность, передачи выполняют все стоящие в кругу. Если до окончания игры центровой успел передать мяч всем игрокам, он продолжает выполнять передачи по второму кругу. Затем центровых игроков меняют.
Прими подачу
Класс делится на две команды. Первая произвольно располагается на одной стороне волейбольной площадки. Игроки второй встают на другой стороне площадки за лицевой линией в одну шеренгу, а ее направляющий получает волейбольный мяч. По сигналу игрок второй команды выполняет подачу через сетку. Любой игрок первой команды должен принять подачу и выполнить передачу одному из своих товарищей, а тот – поймать мяч. Если это ему удается, первая команда получает одно очко. Когда все игроки второй команды выполнят подачу, команды меняются местами. Выигрывает команда, набравшая больше очков.
Игры-эстафеты с элементами гимнастики.
1.“Пролезь через мост”.
Участвуют две команды. Первые участники по сигналу учителя бегут к шведским стенкам, забираются вверх, касаются рукой верхней палочки, спускаются вниз, добегают до гимнастического мата, выполняют мост. В это время второй участник бежит к первому, пролезает под мостом и выполняет дальше то же задание, а первый участник возвращается быстро к своей команде и становится в конце колонны. Следующие участники выполняют то же задание, только последний не выполняет “мост”.
2.“Повтори за мной”.
Для выполнения заданий можно применить гимнастический мост, трамплин, батут, автомобильную камеру. Участники могут соревноваться как индивидуально, так и по командам. Дети показывают те элементы или прыжки, которые изучали, но и могут придумывать свои. Один придумывает, другой должен повторить. Выигрывает тот., кто больше придумает и больше повторит. Чтобы быстрее закончилась игра, можно установить пределы (например: до 10 элементов).
3. “Придумай упражнение”.
Даётся заданное количество элементов (например: 4,6,8).Из них надо придумать упражнение. Могут участвовать 2 и более команд. Выполнять задание может капитан команды,или тот, кого выберет команда. Например, даны элементы акробатики: кувырок вперёд, кувырок назад, стойка на лопатках, мост, сед углом, полушпагат, равновесие на ноге, прыжок с поворотом на 180 градусов. Участнику самому нужно придумать упражнение из этих ключевых элементов, добавляя какие-то переходы.
4. “Кувырок через обруч”.
На расстоянии 10м от команд стоят два ученика и держат на полу обручи в вертикальном положении. За обручами лежат гимнастические маты и далее стоят стойки. По сигналу учителя первые игроки в командах бегут, прыгают в обруч с кувырком вперёд, далее оббегают стойки и обратно в обруч пролазят (пробегают) и передают эстафету следующему.
5. “Силачи”.
В двух метрах от команд стоят 2 гимнастические скамейки. Первые участники лежат на животе на скамейках, так, чтобы ноги находились не на скамейке По сигналу участники сгибая и выпрямляя руки быстро проталкивают себя вперёд. В 3-4 м от скамейки на гимнастическом мате лежат гантели. После прохождения скамеек участники подбегают к гантелям, 5 раз их выжимают вверх от плечей, кладут гантели, обратно пробегают по скамейкам и передают эстафету.
6. “Переправа”.
На расстоянии 10м от команд стоят 2 козла (или коня), за ними лежат гимнастические маты, в 2м от матов стоят 2 скамейки. По сигналу первые участники подбегают к козлам, перелезают через них, спрыгивают на маты, на скамейках упираясь на руки (ноги на полу сзади, разведены), передвигаются в упоре на руках, оббегают стойки и подбегая спиной к скамейке, пробегают её ноги врозь спиной, поворачиваются и пролезают под козлом, берут за руку 2-го игрока и с ним делают то же. Добежав до стойки 1-ый остаётся за стойкой, а 2-ой бежит за 3-им. Перелазят через козла оба, у скамейки выполняют задание оба, а за стойкой остаётся второй. И так до тех пор, пока все не переправятся за стойку.
7. “Эстафета с гимнастическими скамейками”.
На расстоянии в 10м стоят 2 гимнастические скамейки. По сигналу игроки обеих команд подбегают к ним сбоку - ноги на скамейке, руки на полу и выполняют передвижение вдоль скамейки в таком упоре. Закончив это задание, игроки забегают в гимнастический обруч, продевают его через себя. Обратно по скамейке передвигаются в упоре, но руки на скамейке, а ноги на полу. Следующие игроки повторяют эти же задания.
8. “Кувырки с мячом в руках”.
По сигналу учителя, первые бегут к гимнастическим матам с мячом в руках, выполняют кувырок, оббегают стойку. На обратном пути то же делает кувырок и передаёт мяч следующему. Штрафные баллы засчитываются, если игрок роняет мяч при кувырке или во время бега.
9. “Упражнения в равновесии на гимнастическом бревне”.
Участие принимает один игрок (капитан). Необходимо придумать комбинацию из заданного количества элементов (6-8).Можно выполнять шаги, прыжки, повороты, танцевальные движения, равновесие на одной ноге, наскок на бревно, сед углом, соскок. Выигрывает тот игрок, который покажет более интересную комбинацию и допустит меньше ошибок.
10. “Кувырки в парах”.
Задание, как и в 8 эстафете, только вместо мячей двое игроков в команде выполняют кувырки вдвоём, взявшись за руки.
11.”Переправа над пропастью”.
Устанавливаются двое брусьев (параллельных), соответственно под ними гимнастические маты, задача каждого участника как можно скорее пройти брусья в висе на руках, или по одной жерди на руках, а по другой на подколенках.
Подвижные игры с элементами гандбола.
«чей мяч быстрее».
В игре участвуют одновременно две команды по 4-5 человек. Игроки обеих команд выстраиваются за линией общего круга с чередованием через одного. Каждая команда имеет по одному мячу, который необходимо перебрасывать от игрока к игроку в одном направлении до тех пор, пока один мяч не перегонит другой.Мяч можно передавать из любого исходного положения, менять задание и увеличивать или уменьшать круг.
«перехвати мяч».
Игроки образуют круг диаметром 6-8 м. Два игрока становятся в круг, игроки, стоящие за кругом, разыгрывают мяч между собой, игроки, стоящие в кругу в это время стараются коснуться мяча или поймать его. Если один из игроков, стоящих в кругу, коснется мяча, он сменяет игрока, бросившего мяч последним.
«защита крепости».
Игроки разбиваются на команды по 3 человека. В пределах круга двое игроков перебрасывают друг ту мяч. Третий старается помешать передаче мяча или перехватить его. Игроки могут перемещаться в пределах круга в разном направлении, а игрок, перехвативший мяч, становится на место того, кто бросил мяч последним.
«чья команда ловчее». В пределах одной площадки играют две команды по 5-6 человек. У игроков одной команды мяч, который они разыгрывают между собой до тех пор, пока его не перехватит игрок из команды соперников. Игрокам, перехватывающим мяч, не разрешается задерживать или толкать игрока с мячом, а также вырывать мяч из рук. При ведении мяча можно делать не более трех шагов, держать мяч не более трех секунд.
«меткий мяч»
На площадке длинною в 20 м в центре устанавливают мишени: гимнастическая скамейка, на которой лежат набивные мячи. Обе команды в составе по 5-6 человек выстраиваются по противоположным сторонам поля. По сигналу игроки непрерывно бросают мячи до тех пор, пока все набивные мячи не будут сбиты со скамейки. Игроки могут выполнять броски в цель с различных исходных положений. Броски можно выполнять поочередно, вначале бросают одни игроки команды, другие в это время подносят мячи.
«сбей мяч»
На игровой площадке длинною 20 метров в центре на средней линии устанавливается набивной мяч. На расстоянии 1-2 м за лицевыми линиями проводятся финишные линии, до которых нужно докатить набивной мяч. По сигналу обе команды бросают гандбольные мячи в набивной мяч до тех пор, пока одной из команд не удастся выкатить набивной мяч за линию финиша соперника. Бросившие гандбольные мячи в мишень необходимо тут же подбирать и продолжать сбивать набивной мяч.
«броски мяча под веревкой»
На площадке длиною 20 м через середину поля на высоте 0,5 - 1м натягивается веревка. На расстоянии 1-2 м от середины с обеих сторон отмечаются линии для броска. На каждой половине поля располагается команда по 5-6 человек. Игроки каждой команды, поочередно, выполняют серию бросков под веревкой и стараются попасть в игрока противоположной команды. Выигрывает та команда, которая за установленное время больше выполнила попаданий.
«один против одного»
На площадке размером 15x15 м располагается 6-8 игроков. По сигналу в игровую площадку вбрасывается мяч. Игрок, поймавший мяч, старается попасть в любого из участвующих игроков. Тот игрок, который поймает мяч, должен остановиться, затем броском о поверхность площадки попасть в любого игрока. Если игрок, в которого бросали, мяч поймает его, попадание в него не засчитывается, а он получает очко.
«без промаха»
На площадке 10x10 м за лицевыми линиями располагаются по 2-3 человека, часть игроков находится на площадке. Игроки, стоящие за линией площадки, получают мяч и после быстрых передач друг другу стараются попасть в убегающих игроков на площадке. Убегающие игроки не должны покидать игровое поле и касаться мяча.
«охотники и зайцы»
Обе команды «Охотники» и «Зайцы» располагаются на одном поле 20x20 м. Игроки «Охотников», разыгрывая мяч, стараются попасть им по убегающим «Зайцам».Если мяч попадает в игрока, он должен покинуть игровую площадку, если другой игрок «Заяц» поймал мяч, игрок, выбывший из игры, до этого вновь возвращается на площадку. После определенного времени игроки меняются ролями.
«выбивала»
На игровой площадке размером 10x20 м, разделенной на две половины, располагаются по 4-5 игроков. По два игрока от каждой команды занимают места за линией поля соперников. Каждая команда старается выбить мячом игрока другой команды, находящегося на поле. Засчитываются только прямые попадания. Если игрок другой команды поймал мяч, попадание не засчитывается. Игрокам заходить на половину поля соперников не разрешается. Игрок, в которого попал мяч, выходит из игры.
Подвижные игры с элементами лёгкой атлетики.
1. “ БЕГ С МЯЧИКОМ “.
Место проведения – игровая площадка, футбольное поле.
Основная цель – научить бега по дистанции.
Инвентарь – большой или маленький мячик.
Организация. Начертить дугу, позади которой размещаются две и более команд игроков, которые выстраиваются в колону по одном. Двое ведущих, назначаются из учеников, один из них находится за дугой посредине между командами, держа в руках мячик, а второй стоит впереди на определенном расстоянии от первого, расстояние между двумя ведущими может быть произвольной и зависит от возраста и подготовки учеников.
Проведение.
По сигналу тренера ведущий, что находится за дугой, передает мячик второму ведущему, катя его по земле. Участники по одному с каждой команды бегут за мячом.
Команда – представитель, которой первым коснется мяча, получает очко. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не примут участия в игре.
Выиграет команда, которая в сумме набрала больше очков.
3. “БЕГ ПО ПРЯМОЙ ДОРОЖКЕ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ “.
Место проведения – беговая дорожка, футбольное поле.
Основная цель – развитие реакции, ловкости, скорости.
Инвентарь - флажки.
Организация. Размечается три параллельных линии. Две первые, которые находятся на расстоянии 5 -7 метров одна от второй - стартовые линии. Третья линия – финишная, находится на расстоянии 15-20 метров от первой стартовой линии. Участники делятся на две команды, например, красных и синих. Команда красных находится на одной стартовой линии, команда синих на второй.
Игроки команды, которые находятся на стартовой линии, расположенной ближе к финишной, занимают одно из положений (сидя, лежа), а игроки, расположенные на другой стартовой линии, занимают положение высокого или низкого старта.
Проведение. По сигналу тренера игроки обоих команд начинают бежать. Задача игроков, которые стартуют с первой от финиша линии – быстрее добежать к финишу, не дав себя догнать игрокам другой команды, которая стартует со второй линии. Настигнутым считается игрок, если его коснулись рукой. За каждого настигнутого игрока команда получает одно очко.
Игру проводят несколько раз.
При проведении следующего забега игроки меняются местами.
Выиграет команда, которая набрала больше очков.
4. “ БЕГ НА ВСТРЕЧУ С ОСТАНОВКОЙ “.
Место проведения – беговая дорожка.
Основная цель – развитие скорости, умения ускорять и замедлять бег.
Инвентарь – флажки для разметки места проведение игры.
Организация. На расстоянии 20-25 метров от стартовой линии размечают столько параллельных линий, сколько игроков в команде. Оставив между линиями один метр.
Проведение. За линией стоя в колону по одному выстраивается несколько команд, каждому участнику присваиваются порядковые номера. Бегуны стартуют из положения высокого или из низкого старта. По сигналу тренера первые номера бегут к первой линии и, наступив на нее ногой, возвращаются кругом и продолжают бежать в обратную сторону. Прибежав за стартовую линию они касаются рукой игроков под вторым номером, которые в свою очередь бегут к второй линии и наступив на нее, возвращаются за линию старта описанным способом и касаются игрока под следующим номером и т.д.
Повторяется игра парное количество раз.
При втором забеге игры первые номера бегут к последней линии, которая находится на дальнем расстоянии от стартовой линии, вторые номера бегут к стартовой линии, третьи бегут еще ближе и т.д. Последний бегун в команде бежит к первой линии.
В любом забеге определяются места. За первое место - одно очко, за второе – два и т.д. Выиграет та команда, которая набрала меньшее количество очков.
5. “ ЧЕЛНОЧНЫЙ БЕГ “.
Место проведения – беговая дорожка стадиона.
Основная цель – воспитание умения владеть собою, усвоение техники старта и развитие скорости.
Организация. Размечаются две стартовых линии на расстоянии 20-30 метров одна от одной.
Две команды, поделившись на две половины (в каждой половине должна быть одинаковое количество игроков), выстраиваются за линию старта в колону по одном. Одна половина команды выстраивается за первой стартовой линией, а вторая за второй стартовой линией.
Игроки команды имеют одинаковые номера. В одной половине команды – четные, во второй – нечетные номера. Проведение. Игроки принимают низкий или высокий старт. По сигналу стартуют первые номера, которые бегут ко вторым номерам и касаются их рукой. Прикосновенье рукой знак для бега вторым номерам, которые бегут к третьим номерам, третьи к четвертым и т.д. Выиграет команда, которая первой заняла свои начальные места.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ОКАЗЫВАЮТ СОДЕЙСТВИЕ УСВОЕНИЮ ТЕХНИКИ МЕТАНИЯ И РАЗВИТИЯ НЕОБХОДИМЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ.
1. “КТО ЛУЧШИЙ “.
Место проведения - футбольное поле, ровная площадка достаточных размеров.
Инвентарь – теннисные мячики.
Основная цель – научиться далеко и метко метать мячики.
Организация. Размечается коридор шириной в 9 метров и длиной, которая превосходит дальний бросок мячика учениками на 5-10 метров. С одной стороны, коридора, шириной 1-2 метра проводится стартовая линия, линия от которой ученики будут метать мячик. От стартовой линии на расстоянии минимального по длине броска мячика, на всю длину и ширину коридора размечаются квадраты размером 3 на 3 метры. Все квадраты нумеруются. Нумерование квадратов осуществляется так: все три квадрата первого ряда имеют первый номер, квадраты второго ряда имеют второй номер, и т.д. Каждый квадрат оценивается в очках. Наибольшее количество баллов оценивается средний квадрат, боковые квадраты оцениваются одинаковым количеством очков, но меньше среднего квадрата. Каждый следующий квадрат оценивается большим количеством очков от предшествующих.
Например: средний квадрат первого ряда оценивается в два очка, а боковые квадраты первого ряда оцениваются в одно очко. Средний квадрат среднего ряда оценивается в четырех очки, а боковые квадраты среднего ряда оцениваются в два очка и т.д.
Из числа учеников выделяются два помощника. Один помощник находится из коридоров возле квадратов и называет квадрат, в котором приземлился мячик. Второй помощник исполняет обязанности секретаря, записывая, сколько очков, набрал каждый ученик.
Соревнования могут проводиться на личное или командное первенство. Если проводятся командные соревнования, класс делится на две или трех команды, все участники команд имеют порядковые номера. Какая команда начинает метать первой, определяется жеребьевкой.
Проведение. Каждый ученик имеет одну попытку. Бросок защитывается и начисляются соответствующие очки, если мячик приземлился в одном из квадратов. Выиграет команда, которая набрала большее количество очков.
2. “ КТО ЛУЧШИЙ И БЫСТРЫЙ “.
Место проведения – футбольное поле, равная площадка.
Инвентарь – мячи для игры в ручной мяч и 10-12 булав или кеглей.
Основная цель – научиться метко, метать мяч.
Организация. Начертить на земле два круга диаметром от 5 до 8 метров, которые находятся один от другого на расстоянии от 15 до 20 метров. Игрокам запрещается заходить в эти круги. В каждом круге расставленные булавы или кегли. Площадка делится на две части и на каждой его половине находятся игроки одной команды. Количество игроков произвольно. Эта игра очень интенсивная, и потому желательно поделить учеников на несколько групп, и проводить встречи между ними поочередно в короткое время.
Проведение. Цель игры состоит в том, чтобы проникнуть на половину соперника и сбить мячом булавы. Бежать с мячом, держа его в руках, не разрешается, его можно лишь передавать из рук у руки.
Игра может проводиться на время продолжительностью 5-6 минут или к тому времени, пока одна из команд не собьет у соперника все булавы.
3. “ МЕТАНИЕ В ПОДВИЖНУЮ ЦЕЛЬ “.
Место проведения – равная площадка, футбольное поле.
Инвентарь – три флажка для разметки площадки, мячик для игры в ручной мяч.
Основная цель – научиться метко, метать мячик.
Организация. Разметить треугольник с длиной сторон 10-15 метров. Возле любой из вершин треугольника игроки выстроены по одному. Все игроки имеют порядковые номера. Мячик находится в руках у игрока под первым номером. По сигналу ведущего игрок, у которого мячик в руках начинает бежать первым. Как только он сделал 2-3 шага, начинает бежать игрок под первым номером из группы, которая выстроена возле следующей вершины треугольника. Игрок, у которого мячик, передает в движении игроку, который начал бежать вторым. Если второй игрок получил мячик, бег начинает игрок под первым номером из группы, которая выстроена возле третьей вершины треугольника. Если он пробежал, несколько шагов нему передают мячик. Бегают игроки по сторонам треугольника.
Игра проводится до тех пор, пока все игроки не возвратятся на свои производные места.
1. ТОЛКАНИЕ ЯДРА.
“КТО САМЫЙ СИЛЬНЫЙ ”.
Место проведения – футбольное поле, равная площадка.
Инвентарь – два флажка для разметки площадки, набивной мяч весом 2 или 3 кг, в соответствии с возможностями учеников.
Основная цель. Заинтересовать учеников к толканию ядра.
Организация. Размечают флажками две линии на расстоянии одна от другой на длину обычного броска мячика, выполненного слабым по подготовке учеником из числа участников игры.
В игре принимают участие две команды, расположенными за двумя линиями, одна напротив второй. Все участники команды имеют порядковые номера, а также каждая команда имеет свой порядковый номер.
Проведение. Жеребьевкой устанавливается команда, которая первой вступает в игру.
Участник первой команды под номером первым толкает набивной мяч на площадку второй команды. Участник под первым номером второй команды в свою очередь толкает мяч на площадку первой команды, но он должен выполнить толкания с места приземления мяча. Второй номер первой команды толкает мячик на площадку соперника с тем же условием. Игра продолжается, таким образом, до тех пор, пока одна из команд не оттиснет другу команду на ее территории так далеко, что последняя уже не сможет перетолкнуть набивной мяч за границы своей площадки.
2. “ТОЛКАНИЕ МЯЧИКА В ОБРУЧ “.
Место проведения – небольшая площадка.
Инвентарь – гимнастический обруч, набивной мяч.
Основная цель – научиться толкать мяч под правильным углом.
Организация. Подвесить обруч на высоту 2,5-3 метров над землей. На расстоянии 3-4 метров от места, над которым подвешенный обруч, провести линию, от которого будут толкать мяч. Одна команда становится за этой линией, а вторая занимает место на второй стороне от обруча на расстоянии 3-4 метров от него.
Проведение. Ученики одной команды поочередно толкают мячик, так, чтобы он пролетел через обруч. Ученики второй команды в настоящее время, подают мяч ученикам, которые его толкают. После того как все ученики сделали по одной попытке, команды меняются местами. Каждое попадание в обруч оценивается в одно очко. Ученик, который не попал в обруч, или задевал ободок, штрафуется одним очком.
Выиграет команда, которая набрала большее количество очков.
3. “ ТОЛКАНИЕ ЧЕРЕЗ ПРЕПЯТСТВИЕ НА ДАЛЬНОСТЬ “.
Место проведения – ровная площадка.
Инвентарь - две стойки, резиновые бинты, ядро или набивной мяч.
Основная цель – отрабатывание скачка и усвоение оптимального угла толкания ядра.
Организация. На двух стенках натянуть резиновый бинт на высоте три метра (максимальная высота над землей). На расстоянии трех метров от одного стороны стойки разместить зону для приземления ядра. Ширина зоны 20-40 см. Это две зоны и они нумеруются. Принимают участие две команды, все члены которых имеют порядковые номера.
Проведение. Ученики обоих команд вне очереди толкают ядро или мячик через натянутый резиновый бинт (высоту, на которой натянут резиновый бинт, выбирают в соответствии с возможностями учеников). По номеру зоны, в которой приземлится ядро, определяется количество очков, которые получает участник. Каждому участнику предоставляется три попытки. Очки начисляются за лучший результат. В случае если ядро пролетит под резиновым бинтом, очки не начисляются.
4. “ ТОЛКАНИЕ ЧЕРЕЗ ИГРУ“.
Место проведения – ровная площадка.
Инвентарь – две стойки, резиновый бинт, ядро.
Основная цель – отрабатывание скачка и усвоение оптимального угла толкания ядра.
Организация. На двух стойках, начиная из высоты двух метров, натянуть параллельно несколько бинтов. Расстояние между бинтами 30-40 см. На расстоянии 6 метров размечают круг диаметром 2,135 см. В соревнованиях принимают участие две или больше команды.
Проведение. Толкают ядра из разбега поочередно участники всех команд. Попадание ядра между натянутыми резиновыми бинтами оценивается очками, количество которых с увеличением высоты возрастает. Каждому участнику предоставляется три попытки.
Командное первенство определяется по наибольшей сумме очков набранных участниками команды.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ОКАЗЫВАЮТ СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИРТИЮ ВЫНОСЛИВОСТИ.
1. “ ДЕЖУРСТВО ХОДЬБЫ И БЕГА “.
Место проведения – беговая дорожка.
Инвентарь – флажки для разметки дорожек.
Основная цель – научить учеников перемещаться шагом и бегом с разной скоростью.
Организация. Беговая дорожка по колу делится поперечными линиями на несколько равных за длиной отрезков. Длина отрезка может быть в границах от 40-50 метров. Каждый отрезок имеет свой порядковый номер. Ученики делятся на группы по 4-5 человека в каждой команде.
Проведение. Первый отрезок одолевается медленной ходьбой, второй отрезок проходят ускоренной ходьбой, третий отрезок медленно пробегают, а четвертый - с ускорением.
По сигналу группы поочередно выходят на линию старта, которая находится в начале виража и начинают движение, если группа, которая стартовала перед ними, преодолеет первый отрезок.
Тренеру надо следить, чтобы скорость движения во всех группах была одинаковой и постоянно сохранялась между ними одинаковое расстояние. После небольшого отдыха упражнение повторяют. Количество повторений произвольно и зависит от возраста, пола и подготовки учеников.
Организация и проведение упражнения тоже самое, как в первом упражнении. Другая лишь длина отрезков: и каждый следующий отрезок длиннее на 10-20 метров от предшествующего.
Зимние подвижные игры.
1. «Снежинки и ветер»
Все дети в этой игре – снежинки. Дети собираются в круг и берутся за руки. По сигналу взрослого: «Ветер задул сильный, сильный. Разлетайтесь, снежинки!» — разбегаются в разных направлениях по площадке, расправляют руки в стороны, покачиваются, кружатся. Взрослый говорит: «Ветер стих! Возвращайтесь, снежинки, в кружок!» Дети должны быстро сбежать в круг и снова взяться за руки.
2. «Лиса и куры»
С помощью считалки в начале игры выбрать лису. Остальные дети – куры. Площадка – это двор. На одном краю площадки снежный вал – куры взбираются на него и присаживаются (сидят на насесте). На противоположной стороне площадки в норе живёт лиса. Ведущий говорит: «Курочки, выходите, зёрнышки поклюйте». Куры выходят во двор, бегают, хлопают крыльями, кудахчут. По сигналу взрослого: «Лиса!» — куры должны убежать, спрятаться в курятник, взлететь на насест. Лиса хватает (салит) ту курицу, которая не успела взобраться на насест. Лиса победила, если переловила всех кур.
Вариант: Та курица, которая поймана, становится лисой.
3. «Заморожу!»
Все играющие собираются на одной стороне площадки. «Убегайте, берегитесь, догоню и заморожу!», — говорит взрослый. Дети бегут к противоположной стороне площадки, чтобы спрятаться в «домике».
Вариант: Дети становятся в круг, ведущий (взрослый, или кто-то из детей) – внутри круга. Все играющие вытягивают руки. Ведущий говорит: «Берегись, заморожу!» и бежит по кругу, стараясь дотронуться до рук играющих, а играющий должны тут же руки спрятать за спину. До кого дотронулись – тот заморожен, и он становится ведущим.
4. «Метелица»
Все дети встают друг за другом и берутся за руки. Первым стоит взрослый — он метелица. Метелица пробегает между снежными постройками, валами, санками змейкой или обегает их, ведя за собой. Ребята стараются не разорвать цепочку и не натыкаться на предметы.
5. «Ёлочки-подружки»
Дети произвольно располагаются на площадке, ведущий-ловишка стоит в середине. По сигналу: «Раз, два, три — лови!» - все разбегаются по площадке, увертываются от ловишки. Ребята стараются выручать друг друга, так как ведущему нельзя запятнать тех детей, которые станут лицом друг к другу и, вытянув руки в стороны вниз, будут изображать елочку.
Развивающие упражнения
1. «Мишки на севере»
Найдите или постройте снежную горку. Дети входят на неё по скату на четвереньках на прямых ногах, переваливаясь с боку на бок, изображая белых медведей. Взобравшись наверх, они встают и сбегают вниз.
2. «Охотники»
На верхний край снежной стенки или вала кладут яркий кубик, кеглю или другой предмет.
Дети стараются сбить его снежком. Можно поставить для сбивания несколько одинаковых или разных предметов. В этом случае в игре одновременно будет участвовать больше детей — по числу предметов-целей.
3. «Кто к нам в гости приходил?»
Взрослый находит на снегу свежие следы собаки, кошки, птицы (вороны, воробья и т. д.) и спрашивает у детей: «Кто к нам в гости приходил?». Дети внимательно рассматривают следы. Когда вместе они определят, чьи следы на снегу, они подражают наиболее характерным движениям этого животного или птицы, воспроизводят их звуки.
4. «Перетяжки»
Играющие собираются вокруг сугроба кругом и крепко берутся за руки. Как только взрослый скажет: «Перетяжки начались!», все начинают тащить рядом стоящих в свою сторону, стараясь заставить их угодить в сугроб. Если кто-то падает в сугроб, игра приостанавливается, дети выравнивают круг. После небольшого перерыва игра продолжается.
5.«Попляши, да покружись»
Ребята разбиваются на пары и берутся за руки, стоя лицом друг к другу. По сигналу взрослого: «Попляшем» — они приседают и приплясывают. Через некоторое время взрослый говорит: «А теперь покружимся!» — и ребята кружатся в парах. Когда же он произнесет: «Стой!», дети должны остановиться и, продолжая держаться за руки, устоять на одной ноге, отведя другую назад.
Вариант: При повторении игры в следующий раз детям дается задание по сигналу «Стой» попробовать присесть, держась за руки, на одной ноге «пистолетиком».
другой команды.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа№3 имени Героя Советского Союза Н.Ф.Гастелло г. Долгопрудного
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Биология»
5 класс
(базовый уровень)
Составитель: учитель биологии
высшей квалификационной категории
Иванова Лидия Александровна
2017 год
Рабочая программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями и на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы. ФГОС» - М.: Дрофа, 2015.)
Курс рассчитан на 1час в неделю, всего 34 часа в год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ КУРСА
Предметные:
1. - осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3. – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4. – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
5. – понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
…….Метапредметные:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
- Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Личностные:
- Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
- Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
- Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Содержание курса полностью соответствует авторской программе
- Тематический план
№ | Название раздела, темы | Количество часов по плану | Количество часов по программе | Количество контрольных работ (лабораторных, практических или диктантов и т.д.) |
34часов | 35 часов | |||
1. | Введение | 6 | 6 | 1(экс.) 2+1 |
2. | Раздел 1. Клеточное строение организмов | 10 | 10 | 5 |
3. | Раздел 2. Царство бактерии | 3 | 2 | 1 |
4. | Раздел 3. Царство Грибы | 5 | 5 | 1,3 |
5. | Раздел 4. Царство Растения | 9 | 10 | 2,6 |
6. | Резерв Итого | 0 34 | 2 33+2 резерв | 4демонстрации, 1 экскурсии14лаб. Работ 3прак.раб |
Биология.
Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
Введение (6 часов)
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Практические работы
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ним. Изучение клеток растений с помощью лупы.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.
Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи..
Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
Контрольно -Обобщающий урок 1 по теме «Клеточное строение организмов»
Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы(8 часов)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные работы
Строение плодовых тел шляпочных грибов.
Строение плесневого гриба мукора.
Строение дрожжей
Понятия: «грибница», «головня», «спорынья», «гриб трутовик»
Контрольно -Обобщающий урок 2 по теме «Царство Бактерии»
Контрольно -Обобщающий урок 3 по теме «Царство Грибы»
Раздел 3. Царство Растения (9 часов)
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные работы
Строение зеленых водорослей
Строение мха (на местных видах).
Строение спороносящего хвоща.
Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Строение спороносящего папоротника
Понятия: «ботаника», «низшие растения», «слоевище», «таллом», «водоросли», «хроматофор», « ризоиды», «хламодомонада», «хлорелла», « ламинария», « мох», «спора», «сперматозоид», «яйцеклетка», «вай», «корневище», «спорангии», «плаун», «хвощ», «папоротник», «голосеменные», «семя», «фитонициды»,
Контрольно -Обобщающий урок 4 по теме «Царство Растения»
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет: Биология
Класс: 5
ФИО учителя-предметника: Иванова Лидия Александровна
Количество часов в год: 34
Количество часов в неделю: 1
Количество контрольных работ: 3
Количество практических (лабораторных) работ: 17
Учебник:Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2015 г
№ уроков | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки (и/или коррекция) |
Введение (6 ч) | |||
1 | Биология — наука о живой природе Пр.р. №1-2 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений» | ||
2 | Методы исследования в биологии | ||
3 | Разнообразие живой природы. | ||
4 | Среды обитания живых организмов | ||
5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы | ||
6 | Обобщающий урок по теме «Введение» Экскурсия. Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных | ||
Клеточное строение организмов (10 ч) | |||
7 | Устройство увеличительных приборов Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.» Л.р.№2 «Изучение клеток растения с помощью лупы.» | ||
8 | Строение клетки | ||
9 | Л.р.№3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.» | ||
10 | Пластиды Л.р.№4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.» Л.р.№5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.» | ||
11 | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества | ||
12 | Жизнедеятельность клетки, поступление веществ в клетку( дыхание, питание) | ||
13 | Жизнедеятельность клетки, ее рост | ||
14 | Деление клетки | ||
15 | Ткани Л.р.№6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.». | ||
16 | К-Обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов» | ||
Царство Бактерии (3 ч) | |||
17 | Строение и жизнедеятельность бактерий | ||
18 | Роль бактерий в природе и жизни человека | ||
19 | К-Обобщающий урок по теме «Царство Бактерии» | ||
Царство Грибы (5 ч) | |||
20 | Общая характеристика грибов | ||
21 | Шляпочные грибы П.р.№3 «Строение плодовых тел шляпочных грибов. | ||
22 | Плесневые грибы и дрожжи Л.р.№7-8 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.». | ||
23 | Грибы-паразиты | ||
24 | К-Обобщающий урок по теме «Царство Грибы» | ||
Царство Растения (10 ч) | |||
25 | Разнообразие, распространение растений | ||
26 | Водоросли Л.р.№9 «Строение зеленых водорослей.» | ||
27 | Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей | ||
28 | Лишайники | ||
29 | Мхи Л.р.№10 «Строение мха (на местных видах).» | ||
30 | Плауны, хвощи, папоротники. Л.р.№11« Строение спороносящего хвоща» Л.р.№12 «Строение спороносящего папоротника | ||
31 | Голосеменные растения Многообразие голосеменные растения Л.р.№13 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)» | ||
32 | Покрытосеменные растения Л.р.№14 «Строение цветкового растения» | ||
33 | Происхождение растений. | ||
34 | К-Обобщающий урок по теме «Царство Растения» | ||
«СОГЛАСОВАНО» Протокол №1 Заседания ШМО учителей математики, физики и информатики, биологии Председатель ШМО ____________ «____» __________2017 года |
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР ____________Наимова Т.М. «____» __________2017 года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности спортивно оздоровительное направление «Волейбол-путь к здоровью»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности спортивно оздоровительное направления «Волейбол-путь к здоровью» разработана на основе Федерального государственного образов...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «Оздоровительная аэробика» (10-11 класс)
Настоящая программа[М1] внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению представляет собой расширенный, углубленный вариант раздела «Гимнастика» базового учебного предмета физи...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа " Азбука здоровья" (спортивно-оздоровительное направление) - 5 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности " Азбука здоровья" (спортивно-оздоровительное направление) - для 5 класса...
рабочая программа внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительное направление) 8 класс
рабочая программа внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительное направление) 8 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления для 5-6 классов (ФГОС) «Волейбол – путь к здоровью»
программа по волейболу для учащихся 5-6 классов....
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно – оздоровительной направленности «Общая физическая подготовка с элементами подвижных и спортивных игр» для начального общего образования(3-4 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно - оздоровительной направленности "Общая физическая подготовка с элементами подвижных и спортивных игр" для начального общего образов...
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительное направление «Школа здоровья» для обучающихся с умственной отсталостью
1. Пояснительная запискаПрограмма составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, где внеурочная деятельность рассматривается как важная...