РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 9 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 68 часов
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ школы №3 ООП ООО, Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденных приказом Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 с изменениями и дополнениями и на основании авторской программы под руководством В.В.Пасечника., программа для общеобразовательных учреждений 5-11 классы 2-е издание, стереотипное Москва., Дрофа 2010.
Курс рассчитан на 2 час в неделю, всего 68 часа в год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
b-9_kl.docx | 44.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 имени Героя Советского Союза Н.Ф.Гастелло г. Долгопрудного
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Биология»
9 класс
(базовый уровень)
Составитель: учитель биологии
высшей квалификационной категории
Иванова Лидия Александровна
2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ школы №3 ООП ООО, Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденных приказом Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 с изменениями и дополнениями и на основании авторской программы под руководством В.В.Пасечника., программа для общеобразовательных учреждений 5-11 классы 2-е издание, стереотипное Москва., Дрофа 2010.
Курс рассчитан на 2 час в неделю, всего 68 часа в год
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Цель:
∙освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
Задачи:
∙овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
∙развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
∙воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
∙иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание курса соответствует авторской программе
Тематический план
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Количество контрольных работ (лабораторных, практических или диктантов и т.д.) |
1 | Введение | 2 | |
Уровни организации живой природы. | 54 | ||
2 | Молекулярный уровень | 10 | |
3 | Клеточный уровень | 15 | 1(Л.Р) |
4 | Организменный уровень | 14 | 1(Л.Р) |
5 | Популяционно-видовой уровень | 3 | 1(Л.Р) |
6 | Экосистемный уровень | 8 | 1 ЭКС |
7 | Биосферный уровень | 4 | |
8 | Эволюция. | 7 | 1 ЭКС |
9 | Возникновение и развитие жизни. | 7 | |
8 | Итого: | 70 | 3(Л.Р), 2ЭКС, |
(68 часов, 2 часа в неделю)
Введение (2 часа)
Биология как наука и методы её исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки деятельности человека.
Раздел 1
Уровни организации живой природы (54 часов)
Тема 1.
Молекулярный уровень (10 часов)
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
Термины и понятия: биология, микология, бриология, альгология. Палеоботаника, биотехнология, биофизика, биохимия, радиобиология. Факты: биология как наука. Процессы: Становление биологии как науки. Интеграция и дифференциация.
Обобщающий урок №1по теме: Молекулярный уровень организации живой природы
Тема.2
Клеточный уровень (15 часов)
Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.
Химический состав клетки и её постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.
Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).
Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
Лабораторная работа: Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.
Термины и понятия: цитология мономер, полимер, биополимер. Факты: уровни организации живой природы. Молекулярный уровень как биологическая система. Универсальность биополимеров. Принцип организации биополимеров. углеводы, липиды, гормоны. Факты: Классификация углеводов. Функции углеводов в живых организмах: энергетическая, строительный материал, информационная. Функции липидов: источник энергии, источник воды, защитная, строительная, регуляторная. Свойства липидов: образование энергии и воды при окислении, низкая теплопроводность, плотность меньше воды, нерастворимость в воде. Объекты: Углеводы и липиды живых организмов. белки (протеины, полипептиды), глобула, денатурация. фермент, гормон. нуклеиновые кислоты. макроэргическая связь. катализ, катализаторы, фермент, активный центр. капсид, паразит.
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК №2 ПО теме КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ
Тема.3
Организменный уровень (14 часов)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.
Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.
Лабораторная работа: Выявление изменчивости организмов.
Термины и понятия: размножение, бесполое размножение, вегетативное размножение, гаметы, гермафродиты. гаметогенез, мейоз, конъюгация, перекрест хромосом. онтогенез, оплодотворение, эмбриогенез. аллельные гены, генетика, ген, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, изменчивость, наследственность, моногибридное скрещивание, рецессивный признак, чистые линии.
Обобщающий урок №3 по теме: ОРГАНИЗМЕННЫЙ УРОВЕНЬ
Тема.4
Популяционно – видовой уровень (3 часа)
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция – форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.
Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.
Лабораторная работа: Изучение морфологического критерия вида.
Термины и понятия: вид, виды-двойники, ареал, популяция.
Тема 5
Экосистемный уровень (8 часа)
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем.
Экскурсия в биогеоценоз.
Термины и понятия: экология, популяция, биоценоз, биогеоценоз, экосистема
Обобщающий урок № 4 по теме Экосистемный уровень
Тема 6
Биосферный уровень (4 часа)
Биосфера и её структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.
Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек».
Термины и понятия: : биосфера, абиотические факторы, биогеохимические циклы, биогенные элементы, микроэлементы, гумус, фильтрация.
Обобщающий №4 урок по теме Биосферный уровень
Раздел 2
Эволюция (7 часов)
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и её относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
Экскурсия: Причины многообразия видов в природе.
Понятия и термины: эволюция, искусственный отбор, борьба за существование, естественный отбор, наследственная изменчивость.
Раздел 3
Возникновение и развитие жизни (7 часа)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.
Лабораторная работа: Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
Экскурсия в краеведческий музей или на геологическое обнажение.
Понятия и термины: гипотеза, коацерваты, пробионт, автотрофы, гетеротрофы, палеонтология, прокариоты, эволюция, эукариоты.
Обобщающий урок №5 по теме ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ на Земле
ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОЬУЧАЮЩИХСЯ
Знать/понимать:
• признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
Уметь:
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественно - научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки
• выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики вирусных заболеваний;
- предупреждения ВИЧ-инфекций.
предупреждения наследственных заболеваний, вредных привычек
(курения, алкоголизма, наркомании);
- соблюдения правил здорового образа жизни, правил поведения в окружающей среде;
- при работе с гербарным материалом, комнатными растениями.
соблюдения правил поведения в природной среде;
- прогнозирования последствий влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания.
соблюдения правил поведения в природной среде;
- обоснования актуальности проблемы сохранения биологического разнообразия видов и сообществ в природе.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет: Биология
Класс: 9
ФИО учителя-предметника: Иванова Лидия Александровна
Количество часов в год: 68
Количество часов в неделю: 2
Количество контрольных работ: 0
Количество практических (лабораторных) работ: 19
Учебник: Каменский А.А.,Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2012 – 303 с.
№ уроков | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки (и/или коррекция) |
ВВЕДЕНИЕ-3Ч | |||
1 | Биология-наука о жизни .пр. 1 | ||
2 | Методы исследования биологии пр. 2 Сущность жизни и свойства живых пр. 3 | ||
Раздел 1. Тема 1. Уровни организации живой природы. (54 часа) | |||
МОЛЕКУЛЯРНЫЙ УРОВЕНЬ-10Ч | |||
3 | Уровни организации живой природы пр. 1,1 | ||
4 | Углеводы пр. 1.2 | ||
5 | Липиды пр. 1.3 | ||
6 | Состав и строение белков пр. 1.4 | ||
7 | Функции белков пр. 1.5 | ||
8 | Нуклеиновые кислоты пр. 1.6 | ||
9 | АТФ и др органические соединения пр. 1.7 | ||
10 | Биологические катализаторы.ЛР-1 Расщепление Н2О2 с помощью ферментов содержащихся в живых клетках стр23 пр. 1.8 | ||
11 | Вирусы пр. 1.9 | ||
12 | Обобщающий урок №1по теме: Молекулярный уровень организации живой природы | ||
КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ-15Ч | |||
13 | Основные положения клеточной теории.ЛР-2 Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом. пр. 2.1 Различие в строении клеток эукариотов и прокариотов 2.7 | ||
14 | Общие сведения о клетке. Клеточная мембрана. пр. 2.2 | ||
15 | Ядро клетки. Хромосомы. 2.3 | ||
16 | Эндоплазматическая цепь. Рибосомы. Комплекс Гольджи2.4 Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. 2.5 | ||
17 | КЛЕТОЧНЫЙ ЦЕНТР. Органоиды движения. Клеточные включения 2.6 | ||
18 | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм 2.8 | ||
19 | Энергетический обмен в клетках 2.9 | ||
20 | Типы питания клетки 2.10, 2.12 | ||
21 | Фотосинтез | ||
22 | Хемосинтез. Голозои. 2.11 | ||
23 | Синтез белков в клетках | ||
24 | Синтез белков в клетках. Генетический код 2.13 | ||
25 | Синтез белков. Транспортное РНК. Трансляция. 2.14 | ||
26 | Деление клеток. Митоз 2.15 | ||
27 | ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК №2 ПО теме КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ- | ||
ОРГАНИЗМЕННЫЙ УРОВЕНЬ-14Ч | |||
28 | Размножение организмов .Оплодотворение 3.1,3.2 | ||
29 | Развитие половых клеток. Мейоз 3.3 | ||
30 | Индивидуальное развитие 3.4 | ||
31 | Закономерности наследственных признаков 3.5 | ||
32 | Закон чистоты гамет 3.5 | ||
33 | Неполное доминирование 3.6 | ||
34 | Дигибридное скрещивание 3.7 | ||
35 | Сцепленное наследование признаков . Взаимодействие генов 3.8,3.9 | ||
36 | Генетика пола 3.10 | ||
37 | Модификационная изменчивость | ||
38 | ЛР-3 Выявление изменчивости организма стр-70 | ||
39 | Мутационная изменчивость | ||
40 | Основа селекции Основные методы селекции растений 3.13-3.14 | ||
41 | Обобщающий урок№3 по теме ОРГАНИЗМЕННЫЙ УРОВЕНЬ | ||
ПОПУЛЯЦИОННО-ВИДОВОЙ УРОВЕНЬ-3Ч | |||
42 | Вид. Критерии вида. ЛР-4 Изучение морфологического критерия вида. | ||
43 | Популяция. Структура вида | ||
44 | Биологическая классификация | ||
ЭКОСИСТЕМНЫЙ УРОВЕНЬ-8Ч | |||
45 | Сообщество. Экосистема. Биоценоз. | ||
46 | Состав и структура сообщества | ||
47 | Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. | ||
48 | Потоки вещества и энергии в экосистемах. | ||
49 | Искусственные биоценозы. Продуктивность сообщества | ||
50 | Саморазвитие экосистемы | ||
51 | Экскурсия Биогеоценоз | ||
52 | Обобщающий урок №4 по теме Экосистемный уровень | ||
БИОСФЕРНЫЙ УРОВЕНЬ-4Ч | |||
53 | Биосфера. Среда жизни | ||
54 | Круговорот веществ в биосфере | ||
55 | Экологические кризисы | ||
56 | Обобщающий №5урок по теме Биосферный уровень | ||
ОСНОВЫ УЧЕНИЯ ОБ ЭВОЛЮЦИИ-7Ч | |||
57 | Развитие эволюционного учения | ||
58 | Изменчивость организмов | ||
59 | Борьба за существование | ||
60 | Видообразование | ||
61 | Макроэволюция Основные закономерности эволюции | ||
62 | Экскурсия Причины многообразия видов в природе | ||
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ-4 Ч | |||
63 | Гипотеза возникновения жизни Развитие представлений о возникновении новой жизни | ||
64 | Развитие жизни в археи, протерозои, палеозои. | ||
65 | Развитие жизни в кайнозое и мезозое | ||
66 | Обобщающий урок №6по теме ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ на Земле | ||
Повторение | |||
67 | Повторение тем по курсу Биология Растения Подготовка к ГИА | ||
68 | Повторение тем по курсу Биология Животные Подготовка к ГИА | ||
69 | Повторение тем по курсу Биология Человек Подготовка к ГИА |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.Биология. 5-11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника/ авт.-сост. Г.М. Пальдяева.- М.: Дрофа, 2010.
2.Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2009.
3.Биология. Введение в общую биологию.9кл.:рабочая тетрадь/ В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов.-М.: Дрофа,2006.
Учебники и учебные пособия
- Пасечник В.В. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника: Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2004.
- Пепеляева О.А., Сунцова И.В. поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. – М.: ВАКО, 2009.
- Биология. 8-9 классы: рефераты / сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Биология. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации – 2010: учебно – методическое пособие / А.А. Кириленко, С.И. Колесников – Ростов н/Д: Легион, 2009.
- Открытые уроки по биологии. 7-9 классы / авт.-сост. В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева. – Волгоград: Учитель, 2003.
- Биология. 6-9 классы. Конспекты уроков: семинары. Конференции, формирование ключевых компетенций / авт.-сост. И.Н. Фасевич и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Олимпиадные задания по биологии. 6-11 классы /авт.-сост. Л.М. Кудинова. – Волгоград: Учитель, 2005.
- Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-9 классы / авт.-сост. Ю.В. Щербакова, И.С. Козлова. – М.: Глобус, 2010.
- Биология. 6-7 классы: нестандартные уроки и внеклассные мероприятия / сост. Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Рабочее место учителя
- Ноутбук
- Принтер
- Мультимедийное оборудование
«СОГЛАСОВАНО» Протокол №1 Заседания ШМО учителей математики, физики и информатики, биологии Председатель ШМО ____________ «____» __________2017 года |
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР ____________Наимова Т.М. «____» __________2017 года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология рабочая программа 5 класс Базовый уровень (ФГОС 5 класс) на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по направлению «Индустриальные технологии» составлена для учащихся 5 класса на основе следующих документов:...
Рабочая программа 10 класс базовый уровень, профильный уровень
Данная программа расчитана на 2 уровня базовый и профильный...
рабочая программа 10 класс (базовый уровень)
рабочая программа 10 класс (базовый уровень)...
Рабочая программа 10 класс (базовый уровень)
Программа курса биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – ...
Рабочая программа .9 класс. Базовый уровень. Ю. Н, Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова
Пояснительная записка.Основное содержание.Учебно-тематическое планирование. Календарно-тематическое планирование. Требования к уровню подготовки выпускников.Контроль уровня обученности. Учебно-методич...
Рабочая программа 10 класс. Базовый уровень.Учебник: Алгебра для 10-11 классв общеобразовательных учреждений. / Под ред. Ш.А. Алимова, Ю.М. Колягина Ткачев и др. //Москва Просвещение.
Пояснительная записка.Основное содержание.Учебно-тематическое планирование. Календарно-тематическое планирование.Требования к математической подготовке обучающихся.Контроль уровня обученности обучающи...
Рабочая программа 11 класс Базовый уровень.1. Алгебра и начала математического анализа, 10 11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений /Ш.А. Алимов [и др.], - М.: Просвещение
Пояснительная записка. Основное содержание.Учебно-тематический план.Календарно-тематическое планирование.Требования к математической подготовке обучающихся.Контроль уровня обученности обучающихся.Учеб...