РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 7 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Пояснительная записка
Рабочая программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы. ФГОС» - М.: Дрофа, 2015.)
Курс рассчитан на 1 час в неделю, всего 34 часа в год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
b-7_34_chasa.docx | 35.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 имени Героя Советского Союза Н.Ф.Гастелло города Долгопрудного
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Биология»
7 класс
(базовый уровень)
Составитель: учитель биологии
высшей квалификационной категории
Иванова Лидия Александровна
2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы. ФГОС» - М.: Дрофа, 2015.)
Курс рассчитан на 1 час в неделю, всего 34 часа в год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ КУРСА
Предметные:
- В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- выделение существенных признаков биологических объектов;
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными,
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- различение на живых объектах и таблицах наиболее распространенных животных; опасных для человека;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Метапредметные:
- учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы в учебе и познавательной деятельности;
- знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения;
- формирование умения работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
- формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Личностные:
- воспитывание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- формирование толерантности и миролюбия; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно - исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Содержание курса соответствует авторской программе
Тематический план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Количество контрольных работ (лабораторных, практических или диктантов и т.д.) |
Введение. Общие сведения о животном мире Тема Многообразие животных и их систематика. Особенности строения организма животных. | 2 | 1 лаб.раб 1(э) | |
Раздел 1. Одноклеточные животные | 2 | ||
Подцарство Одноклеточные (Простейшие). Разнообразие и значение простейших. | 1 лаб.раб | ||
Раздел 2. Просто устроенные беспозвоночные Тема Тип Кишечнополостные. Тема Многообразие и значение кишечнополостных. Тема Тип Плоские черви. Тема Тип Круглые черви. Тема Особенности строения. Тема Особенности строения и процессов жизнедеятельности паразитических червей | 3 | ||
РАЗДЕЛ 3. Целомические беспозвоночные | 9 | ||
Тема Тип Кольчатые черви. Тема Многообразие и значение кольчатых червей. Тип Моллюски. Тема Класс Брюхоногие. Многообразие и значение моллюсков. Тема Тип Членистоногие. Общая характеристика. Тип Членистоногие: Ракообразные. Тема Тип Членистоногие: Паукообразные. Тема Тип Членистоногие: Насекомые. | 2 лаб.раб 1(э) | ||
РАЗДЕЛ 4. Первичноводные позвоночные | 3 | ||
Тема Класс Костные рыбы. Тема Многообразие и значение костных рыб. Тема Класс Земноводные (Амфибии). | 1 лаб.раб | ||
РАЗДЕЛ 5. Первичноназемные позвоночные | 6 | ||
Тема Многообразие и значение пресмыкающихся. Тема Класс Птицы. Тема Класс Млекопитающие. Тема Основные группы млекопитающих. | 2(Л/Р) 1(э) | ||
РАЗДЕЛ 6. Эволюция животного мира | 6 | ||
Тема Эволюция опорно - двигательной системы. Тема Эволюция пищеварительной системы. кровеносной системы. Тема Эволюция выделительной системы. Тема Эволюция нервной системы и органов чувств. Тема Эволюция половой системы. Тема Этапы развития животного мира | |||
РАЗДЕЛ 7. Значение животных в природе и жизни человека | 2 | ||
Тема Животный мир и хозяйственная деятельность человека Резерв | 5 | ||
ИТОГО | 34 | 6лаб.раб 3(э) |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ПО ПРОГРАММЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (биология 7 класс – 34 часов)
Введение. Общее знакомство с животными (2 часа)
Животные ткани, органы и системы органов животных. Организм животного как биосистема. Многообразие и классификация животных. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе. Значение животных в природе и жизни человека.
Лабораторная работа Изучение многообразия тканей животного.
Экскурсия Многообразие животных
Раздел 1. Одноклеточные животные (2 часа)
Одноклеточные животные, или Простейшие
Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.
Лабораторная работа Изучение строения и передвижения одноклеточных животных
Понятия: Простейшие. Органеллы. Псевдоподии. Внутриклеточное пищеварение. Саркодовые. Жгутиконосцы. Инфузории
Раздел 2. Просто устроенные беспозвоночные (3 часа)
Тип Кишечнополостные Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечно - полостные. Регенерация. Происхождение кишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.
Понятия Кишечнополостные. Диффузная нервная система. Медуза. Полип. Регенерация. Рефлекс Класс: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы. Чередование поколений
Тип Плоские черви, общая характеристика. Тип Круглые черви, общая характеристика. Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей.
Понятия Черви. Плоские черви. Сосальщики. Ленточные черви. Гермафродит. Тип: Круглые черви
РАЗДЕЛ 3. Целомические беспозвоночные (9 часов)
Тип Кольчатые черви. Многообразие и значение кольчатых червей. Тип Моллюски. Класс Брюхоногие. Многообразие и значение моллюсков. Тип Членистоногие. Общая характеристика. Тип Членистоногие: Ракообразные.
Тип Членистоногие: Паукообразные. Тип Членистоногие: Насекомые.
Лабораторные работы
Изучение строения раковин моллюсков.
Изучение внешнего строения насекомого. Изучение типов развития насекомых.
Экскурсия Разнообразие и роль членистоногих в природе родного края
Понятия, Кольчатые черви. Кожно-мускульный мешок. Целом. Замкнутая кровеносная система
Тип Моллюски
Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека.
Понятия Тип Моллюски. Брюхоногие и Двустворчатые моллюски. Мантия. Мантийная полость. Сердце. Незамкнутая кровеносная система, Класс Головоногие моллюски. Мозг. Реактивное движение моллюсков. Наутилусы. Каракатицы. Осьминоги. Кальмары
Тип Членистоногие
Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни. Происхождение членистоногих. Охрана членистоногих. Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека. Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи — переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики. Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Поведение насекомых, инстинкты. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые вредители. Меры по сокращению численности насекомых- вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые — переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд.
Понятия Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Хитин. Линька. Инстинкт Понятия Класс Насекомые. Сложные фасеточные глаза. Крылья. Мальпигиевы сосуды. Куколка
Понятия Класс Паукообразные. Сенокосцы. Скорпионы. Пауки. Клещи. Паутина. Ядовитые железы
Лабораторные работы
Изучение строения раковин моллюсков.
Изучение внешнего строения насекомого.
Изучение типов развития насекомых.
Экскурсия Разнообразие и роль членистоногих в природе родного края
РАЗДЕЛ 4. Первичноводные позвоночные (3 часа)
Тип Хордовые
Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение, развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов. Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека
Лабораторная работа Изучение внешнего строения и передвижения рыб
Понятия Позвоночник. Двухкамерное сердце. Головной мозг. Спинной мозг. Боковая линия. Малек. Хрящевые и Костные рыбы
Понятия Класс Земноводные. Трехкамерное сердце. Малый и большой круги кровообращения.
РАЗДЕЛ 5. Первично - наземные позвоночные (6 часов)
Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешне го и внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.
Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами.
Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие — перенос чики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Охрана млекопитающих. Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими. Многообразие птиц и млекопитающих родного края.
Лабораторные работы Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц. Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих.
Экскурсия Разнообразие птиц и млекопитающих местности проживания (экскурсия в природу, зоопарк или музей)
Понятия Класс Пресмыкающиеся. Ящерицы. Змеи. Черепахи. Крокодилы
Понятия Класс Птицы. Теплокровность. Клюв. Перья. Зоб. Воздушные мешки Надотряды: Пингвины, Страусовые, Типичные птицы. Порода
Понятия Класс Млекопитающие. Волосяной покров. Млечные железы. Матка. Диафрагма. Плацента. Плод. Беременность.
РАЗДЕЛ 6. Эволюция животного мира (6 часов)
Эволюция опорно-двигательной системы. Эволюция пищеварительной системы. Эволюция дыхательной системы. Эволюция кровеносной системы Эволюция выделительной системы. Эволюция нервной системы и органов чувств. Эволюция половой системы. Этапы развития животного мира
РАЗДЕЛ 7. Значение животных в природе и жизни человека (2 часа)
Животный мир и хозяйственная деятельность человека
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет: Биология
Класс: 7
ФИО учителя-предметника: Иванова Лидия Александровна
Количество часов в год: 34
Количество часов в неделю: 1
Количество контрольных работ: 0
Количество практических (лабораторных) работ: 7
Учебник: Латюшин В. В., Шапкин В.А. Биология. Животные. 7 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2017 г.
№ уроков | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки (и/или коррекция) |
| Введение. Общие сведения о животном мире (2ч). | ||
1 | Т.Б. на уроках биологии. Многообразие животных и их систематика. Особенности строения организма животных. Лабораторная работа №1Изучение многообразия тканей животного. | ||
2 | Экскурсия Многообразие животных
| ||
Раздел 1. Одноклеточные животные (2 часа) | |||
3 | Подцарство Одноклеточные (Простейшие). Разнообразие и значение простейших. | ||
4 | Лабораторная работа №2 Изучение строения и передвижения одноклеточных животных
| ||
Раздел 2. Просто устроенные беспозвоночные (3 часа) | |||
5 | Тип Кишечнополостные. Многообразие и значение кишечнополостных. | ||
6 | Тип Плоские черви | ||
7 | Тип Круглые черви. Особенности строения. Особенности строения и процессов жизнедеятельности паразитических червей | ||
РАЗДЕЛ 3. Целомические беспозвоночные (9 часов) | |||
8 | Тип Кольчатые черви. Многообразие и значение кольчатых червей. | ||
9 | Тип Моллюски. Класс Брюхоногие. | ||
10 | Многообразие и значение моллюсков. Лабораторные работы № 3 Изучение строения раковин моллюсков. | ||
11 | Тип Членистоногие. Общая характеристика. | ||
12 | Тип Членистоногие: Ракообразные. | ||
13 | Тип Членистоногие: Паукообразные. | ||
14 | Тип Членистоногие: Насекомые. | ||
15 | Лабораторная работа №4 -5 Изучение внешнего строения насекомого. Изучение типов развития насекомых. | ||
16 | Экскурсия Разнообразие и роль членистоногих в природе родного края | ||
17 | Обобщающий урок. «Беспозвоночные животные» | ||
РАЗДЕЛ 4. Первичноводные позвоночные (3 часа) | |||
18 | Класс Костные рыбы. Лабораторная работа №6 Изучение внешнего строения и передвижения рыб | ||
19 | Многообразие и значение костных рыб | ||
20 | Класс Земноводные (Амфибии). | ||
РАЗДЕЛ 5. Первично - наземные позвоночные (6 часов) | |||
21 | Класс Пресмыкающиеся. Многообразие и значение пресмыкающихся.. | ||
22 | Класс Птицы. Лабораторные работы №7Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц. | ||
23 | Класс Млекопитающие. | ||
24 | Лабораторные работы №6 Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих. | ||
25 | Основные группы млекопитающих | ||
26 | Экскурсия Разнообразие птиц и млекопитающих местности проживания (экскурсия в природу, зоопарк или музей) | ||
РАЗДЕЛ 6. Эволюция животного мира (6 часов) | |||
27 | Эволюция опорно-двигательной системы | ||
28 | Эволюция пищеварительной системы. | ||
29 | Эволюция дыхательной системы. Эволюция выделительной системы | ||
30 | Эволюция кровеносной системы | ||
31 | Эволюция нервной системы и органов чувств | ||
32 | Эволюция половой системы Этапы развития животного мира | ||
РАЗДЕЛ 7. Значение животных в природе и жизни человека (2 часа) | |||
33 | Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими. | ||
34 | Многообразие птиц и млекопитающих родного края. Животный мир и хозяйственная деятельность человека |
«СОГЛАСОВАНО» Протокол №1 Заседания ШМО учителей математики, физики и информатики, биологии Председатель ШМО ____________ «____» __________2017 года |
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР ____________Наимова Т.М. «____» __________2017 года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология рабочая программа 5 класс Базовый уровень (ФГОС 5 класс) на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по направлению «Индустриальные технологии» составлена для учащихся 5 класса на основе следующих документов:...
Рабочая программа 10 класс базовый уровень, профильный уровень
Данная программа расчитана на 2 уровня базовый и профильный...
рабочая программа 10 класс (базовый уровень)
рабочая программа 10 класс (базовый уровень)...
Рабочая программа 10 класс (базовый уровень)
Программа курса биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – ...
Рабочая программа .9 класс. Базовый уровень. Ю. Н, Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова
Пояснительная записка.Основное содержание.Учебно-тематическое планирование. Календарно-тематическое планирование. Требования к уровню подготовки выпускников.Контроль уровня обученности. Учебно-методич...
Рабочая программа 10 класс. Базовый уровень.Учебник: Алгебра для 10-11 классв общеобразовательных учреждений. / Под ред. Ш.А. Алимова, Ю.М. Колягина Ткачев и др. //Москва Просвещение.
Пояснительная записка.Основное содержание.Учебно-тематическое планирование. Календарно-тематическое планирование.Требования к математической подготовке обучающихся.Контроль уровня обученности обучающи...
Рабочая программа 11 класс Базовый уровень.1. Алгебра и начала математического анализа, 10 11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений /Ш.А. Алимов [и др.], - М.: Просвещение
Пояснительная записка. Основное содержание.Учебно-тематический план.Календарно-тематическое планирование.Требования к математической подготовке обучающихся.Контроль уровня обученности обучающихся.Учеб...