Рабочая программа по биологии для 5 класса
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Тарасова Ольга Алексеевна

Рабочая программа по биологии. 1 час в неделю. Учебник Биология 5 класс. Введение в биологию. А.А. Плешаков, Н.И. Сонин.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА  МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА  МОСКВЫ

«ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА № 1381»

129346, Москва, Янтарный проезд, д. 2; 499 -184-59-60, 499 -184-72-79 (факс); E-mail: 1381@edu.mos.ru

ИНН/КПП 7716789580/771601001,   ОГРН  5147746334159,   ОКПО 40101892

«Утверждаю»

Директор ГБОУ Школа № 1381

________________ Г.Н. Одегова

«____» _______________ 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Название учебного курса: Биология

Класс: 5

Разработчик программы, учитель: Тарасова Ольга Алексеевна

Москва

2016

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс»составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

         Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. по учебнику А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Москва, «Дрофа», 2012

Учебное содержание курса включает 35 часов, 1 час в неделю.

         Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе  природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства.

Поэтому  главная цель российского образования  заключается в повышении его качества и эффективности  получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт  общего образования. В соответствии с ФГОС  базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить учащимся  высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.

Курс для учащихся  5 классов реализует следующие задачи:

- систематизация знаний  об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы», познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;

- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления, ценностного отношения к природе и человеку.

         В основу данного курса положен системно -  деятельностный подход.

Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.

Целесообразно шире использовать  в преподавании  развивающие, исследовательские, личностно-ориентированные, проектные и групповые педагогические технологии. Целесообразно также проведение региональных модулей, обеспечивающих в зависимости от существующих в регионе образовательных и воспитательных приоритетов деятельности учащихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.

Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные, лабораторные и контрольные работы) и устный опрос.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

1.  Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии:

      - Плешаков А.А., Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2013.

      - Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа,2013

-     Воронина Г.А.Тесты по биологии. К учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова. Биология. Живой организм.6 класса.- М. Экзамен, 2013

      - Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2013

      - Воронина Г.А.Тесты по биологии. К учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова. Биология. Введение в биологию.5 класса.- М. Экзамен, 2013

2. Натуральные объекты: живые растения, гербарии  растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели  цветков.

3. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

Увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование

4. Демонстрационные таблицы.

5. Географические карты материков: «Физическая карта полушарий», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России»

 6. Экранно-звуковые средства:  видеофрагметы и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса биологии

7. Электронно-образовательные ресурсы:

 ЕКЦОР

Диск «Природоведение. 5 класс». «1С» Образование 4.

Диск «Планета Земля» БДЭ

   

Планируемые предметные результаты освоения биологии в 5 классе

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • Вычитывать все уровни текстовой информации.
  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Календарно-тематическое  планирование уроков биологии в5 классе.

№ п/п

          Тема                                    

Кол-во часов

1.Живой организм: строение и изучение

9

1

Что такое живой организм.  

2

Наука о живой  природе.                                                      

3

Методы изучения природы. Лабораторная работа №1«Знакомство с оборудованием для научных исследований». Лабораторная работа №2 «Проведение опытов, наблюдений и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы»

4

Увеличительные приборы.  Лабораторная работа №3 «Устройство ручной лупы, светового микроскопа».    

5

Живые клетки. Лабораторная работа №4 «Строение клеток кожицы чешуи лука».                                                        

6

Химический состав клетки.  Лабораторная работа №5 «Определение состава семян пшеницы». Лабораторная работа №6 «Определение физических свойств белков, жиров, углеводов».              

7

Великие естествоиспытатели. Обобщение. Подготовка к к/р №1 «Живой организм: строение и изучение».  

8

Контрольная работа №1«Живой организм: строение и изучение».  

9

Анализ к/р. Коррекция знаний.    Вещества и явления в окружающем мире.

2. Многообразие живых организмов

15

10

Как развивалась жизнь на Земле.                                        

11

Разнообразие живого.

12

Бактерии.                                            

13

Грибы.

14

Водоросли.                                            

15

Мхи.                                                                              

16

Папоротники.

17

Голосеменные растения.                                                  

18

Покрытосеменные растения.

19

Значение растений в природе и жизни человека.            

20

Простейшие.                                                        

21

Беспозвоночные.                            

22

Позвоночные.                                      

23

Значение животных в природе и жизни человека. Обобщение. Подготовка к к/р №2 «Многообразие живых организмов».                                          

24

Контрольная работа №2 «Многообразие живых организмов».

              3. Среда обитания живых организмов

5

25

Анализ к/р. Коррекция знаний.   Три среды обитания. Лабораторная работа № 7 «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания».            

26

Жизнь на разных материках. Лабораторная работа № 8 «Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использований различных источников информации (фотографий, чучел, гербариев)»

27

Природные зоны. Лабораторная работа № 9 «Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решений».                                                                                      

28

Жизнь в морях и океанах. Обобщение. Подготовка к к/р №3 «Среда обитания живых организмов».                                                                                        

29

Контрольная работа №3 «Среда обитания живых организмов».                                                                    

  1. Человек на Земле

6

30

Анализ к/р. Коррекция знаний.  Как человек появился на Земле.

31

Как человек изменил Землю.                              

32

Жизнь под угрозой.                                            

33

Не станет ли Земля пустыней. Обобщение. Подготовка к к/р №4 «Человек на Земле».      

34

Контрольная работа №4 «Человек на Земле».

35

Анализ к/р. Коррекция знаний.  Здоровье человека и безопасность жизни. Лабораторная работа № 10 «Измерение своего роста и массы тела». Лабораторная работа № 11 «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....