Рабочая программа по биологии для 5 класса
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Рабочая программа по биологии. 1 час в неделю. Учебник Биология 5 класс. Введение в биологию. А.А. Плешаков, Н.И. Сонин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по биологии 5 класс Сонин | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА № 1381»
129346, Москва, Янтарный проезд, д. 2; 499 -184-59-60, 499 -184-72-79 (факс); E-mail: 1381@edu.mos.ru
ИНН/КПП 7716789580/771601001, ОГРН 5147746334159, ОКПО 40101892
«Утверждаю»
Директор ГБОУ Школа № 1381
________________ Г.Н. Одегова
«____» _______________ 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Название учебного курса: Биология
Класс: 5
Разработчик программы, учитель: Тарасова Ольга Алексеевна
Москва
2016
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс»составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. по учебнику А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Москва, «Дрофа», 2012
Учебное содержание курса включает 35 часов, 1 час в неделю.
Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства.
Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В соответствии с ФГОС базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить учащимся высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.
Курс для учащихся 5 классов реализует следующие задачи:
- систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы», познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления, ценностного отношения к природе и человеку.
В основу данного курса положен системно - деятельностный подход.
Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.
Целесообразно шире использовать в преподавании развивающие, исследовательские, личностно-ориентированные, проектные и групповые педагогические технологии. Целесообразно также проведение региональных модулей, обеспечивающих в зависимости от существующих в регионе образовательных и воспитательных приоритетов деятельности учащихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.
Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные, лабораторные и контрольные работы) и устный опрос.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии:
- Плешаков А.А., Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2013.
- Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа,2013
- Воронина Г.А.Тесты по биологии. К учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова. Биология. Живой организм.6 класса.- М. Экзамен, 2013
- Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2013
- Воронина Г.А.Тесты по биологии. К учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова. Биология. Введение в биологию.5 класса.- М. Экзамен, 2013
2. Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели цветков.
3. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
Увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование
4. Демонстрационные таблицы.
5. Географические карты материков: «Физическая карта полушарий», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России»
6. Экранно-звуковые средства: видеофрагметы и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса биологии
7. Электронно-образовательные ресурсы:
ЕКЦОР
Диск «Природоведение. 5 класс». «1С» Образование 4.
Диск «Планета Земля» БДЭ
Планируемые предметные результаты освоения биологии в 5 классе
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются:
- Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
- Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является (УУД).
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Календарно-тематическое планирование уроков биологии в5 классе.
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1.Живой организм: строение и изучение | 9 | |
1 | Что такое живой организм. | |
2 | Наука о живой природе. | |
3 | Методы изучения природы. Лабораторная работа №1«Знакомство с оборудованием для научных исследований». Лабораторная работа №2 «Проведение опытов, наблюдений и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы» | |
4 | Увеличительные приборы. Лабораторная работа №3 «Устройство ручной лупы, светового микроскопа». | |
5 | Живые клетки. Лабораторная работа №4 «Строение клеток кожицы чешуи лука». | |
6 | Химический состав клетки. Лабораторная работа №5 «Определение состава семян пшеницы». Лабораторная работа №6 «Определение физических свойств белков, жиров, углеводов». | |
7 | Великие естествоиспытатели. Обобщение. Подготовка к к/р №1 «Живой организм: строение и изучение». | |
8 | Контрольная работа №1«Живой организм: строение и изучение». | |
9 | Анализ к/р. Коррекция знаний. Вещества и явления в окружающем мире. | |
2. Многообразие живых организмов | 15 | |
10 | Как развивалась жизнь на Земле. | |
11 | Разнообразие живого. | |
12 | Бактерии. | |
13 | Грибы. | |
14 | Водоросли. | |
15 | Мхи. | |
16 | Папоротники. | |
17 | Голосеменные растения. | |
18 | Покрытосеменные растения. | |
19 | Значение растений в природе и жизни человека. | |
20 | Простейшие. | |
21 | Беспозвоночные. | |
22 | Позвоночные. | |
23 | Значение животных в природе и жизни человека. Обобщение. Подготовка к к/р №2 «Многообразие живых организмов». | |
24 | Контрольная работа №2 «Многообразие живых организмов». | |
3. Среда обитания живых организмов | 5 | |
25 | Анализ к/р. Коррекция знаний. Три среды обитания. Лабораторная работа № 7 «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания». | |
26 | Жизнь на разных материках. Лабораторная работа № 8 «Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использований различных источников информации (фотографий, чучел, гербариев)» | |
27 | Природные зоны. Лабораторная работа № 9 «Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решений». | |
28 | Жизнь в морях и океанах. Обобщение. Подготовка к к/р №3 «Среда обитания живых организмов». | |
29 | Контрольная работа №3 «Среда обитания живых организмов». | |
| 6 | |
30 | Анализ к/р. Коррекция знаний. Как человек появился на Земле. | |
31 | Как человек изменил Землю. | |
32 | Жизнь под угрозой. | |
33 | Не станет ли Земля пустыней. Обобщение. Подготовка к к/р №4 «Человек на Земле». | |
34 | Контрольная работа №4 «Человек на Земле». | |
35 | Анализ к/р. Коррекция знаний. Здоровье человека и безопасность жизни. Лабораторная работа № 10 «Измерение своего роста и массы тела». Лабораторная работа № 11 «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....