разработка урока в 7 классе ФГОС по теме Значение рыб
учебно-методический материал по биологии (7 класс) на тему
Разработка урока основана на защите мини-проектов тремя группами 7 - го класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_v_7_klasse_fgos_po_teme_znachenie_ryb.docx | 51.3 КБ |
k_uroku_proektu_nadklass_ryby.ppt | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 7 классе. ФГОС.
Учитель биологии Дудка Ирина Александровна МБОУ СОШ №10.
Урок - защита проектов «Значение рыб в природе и жизни человека»
Цель урока: получить знания о различных отрядах Надкласса Рыбы; о видовом многообразии, раскрыть биологическую и экологическую роль рыб в природе; значение в жизни человека /промысловое и эстетическое значение рыб/, рассмотреть основные меры по охране рыбных богатств.
Задачи урока:
Образовательные:
- сформировать знания учащихся об экологическом значении рыб в природе
- сформировать знания учащихся о значении рыб как объекта промысла;
- раскрыть многообразие промысловых и аквариумных рыб;
- сформировать знания учащихся об основные меры по охране рыбных богатств.
Воспитательные:
- осуществить экологическое воспитание учащихся, показав влияние человека на численность рыб;
- воспитать бережное отношение к природе, рассмотрев основные меры по охране рыб, занесенных в Красную книгу РФ и Краснодарского края;
- сформулировать правила поведения в природе;
- раскрыть эстетическое значение на примерах аквариумных рыб, использование названий рыб в народном творчестве / пословицы о рыбах/, литературных произведений /иносказательные герои/;
- воспитать у учащихся чувство гордости за свой край, рассмотрев Краснодарский край как объект рыбного промысла.
Развивающие:
- развить у учащихся аналитико-синтетические умения: сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с дополнительной литературой;
- развить мыслительную активность учащихся;
- развить умение работать в группах при выполнении проектных заданий, умение работать в коллективе.
Формирование УУД:
Личностные: Позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные:
Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Коммуникативные: Обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Познавательные: Включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Ожидаемые результаты:
Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
- признаки Хордовых животных;
- общую характеристику Надкласса Рыбы;
-значение рыб в природе и жизни человека;
-воздействие человека на природу;
Учащиеся должны уметь:
-представлять эволюционный путь развития рыб;
-классифицировать объекты по их принадлежности к систематическим группам;
-применять двойные названия животных при подготовке проекта, презентаций;
-объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете;
-характеризовать экологическую роль рыб;
-характеризовать народнохозяйственное значение позвоночных;
-анализировать и оценивать воздействие человека на животный мир;
Метапредметные результаты
Учащиеся должны уметь:
-наблюдать и описывать различных представителей Надкласса Рыбы;
- устанавливать аналогии по различным отрядам Надкласса Рыб, классифицировать представителей видового разнообразия по отрядам, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
-находить в различных источниках необходимую информацию о рыбах;
-пользоваться поисковыми системами интернета.
Личностные результаты:
Учащиеся должны :
-уметь ставить цели и строить планы в работе над проектом;
-вырабатывать способность к саморазвитию и личностному самоопределению;
-иметь сформированность мотивации к обучению по Надклассу Рыбы;
-преобретать сформированность ценностно-смысловых установок на экологическое воспитание.
Оборудование: проекты учащихся, творческие работы /поделки рыб/учащихся, информационные карты проекта(см. приложение№1), оценочные листы (см. приложение№2), компьютер, мультимедийный проектор, книжная выставка о рыбах.
Задачи проекта:
1. Расширить представления о многообразии рыб. Изучить особенности рыб разных отрядов
2. Раскрыть биологическое и экологическое значение рыб в природе.
3. Выяснить практическое значением рыб в жизни человека
4. Рассмотреть основные меры по охране рыбных богатств.
5. Продолжить формирование бережного отношения к природе.
План урока:
1. Организационный момент, подведение к теме, задач урока/вызов, мотивация/.
2. Актуализация знаний по ранее изученному материалу: выполнение задания в рабочих листах (см. приложение№1.
3. Актуализация нового материала (защита проектов); работа с информационными картами проекта(см. приложение№2).
4. Закрепление материала: первичное /предложение дополнить проекты/, общее.
5.Рефлексия /подведение итогов урока/, работа с оценочными листами (см. приложение№3)
6. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1 этап Организационный. Учитель.
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их. Спасибо. Присаживайтесь. Надеюсь, сегодня вы будете чувствовать себя на уроке как рыба в воде.
И оценки за урок вы получите по принципу : без труда не выловишь и рыбку из пруда
Мотивация учащихся и целеполагание
Перед вами слайд с фото ихтиолога. Кто это? …Что это за наука?
Поговорки, ихтиолог, фото … О чём сегодня пойдёт речь?
Что бы чётко определить тему урока, я предлагаю вам «починить цепочку»: (восстановить линейную связь в данной цепочке слов☺)
Значение, надкласс, Рыбы, человека, и жизни, в природе, рыб.
Итак тема: Надкласс Рыбы. Значение рыб в природе и жизни человека
Дома вы работали над проектами, цели и задачи которых совпадали с темай сегодняшнего урока.
Давайте определим цель нашего урока (определяют):
получить знания о различных отрядах Надкласса Рыбы; о видовом многообразии, раскрыть биологическую и экологическую роль рыб в природе; значение в жизни человека,
Перед нами стоят задачи:
1.Расширить представления о многообразии рыб. Изучить особенности строения рыб разных отрядов
2. Раскрыть биологическое и экологическое значение рыб в природе.
3. Выяснить практическое значением рыб в жизни человека
4. Рассмотреть основные меры по охране рыбных богатств.
5. Продолжить формирование бережного отношения к природе
Т.е. мы должны ответить на главный вопрос: Зачем рыбы в природе?
Нужны ли нам рыбы?
Наш сегодняшний урок пройдёт в необычной форме. Мы будем работать в группах и каждая группа будет защищать подготовленный проект по теме урока.
Для этого Мы с вами организовали своебразный водный музей, в котором три группы будут представлять различные морские и речные отделы музея, в Импровизированных аквариумах живут рыбы разных отрядов. А для начала каждый из вас займётся индивидуальным заданием.
Работать вы сегодня будете в рабочих листах .
Рыбы – самые древние из позвоночных животных. Эволюционный возраст некоторых из них (акулы, скаты, рогозубы, африканские многопёры и др.) весьма солиден – сотни миллионов лет. Поэтому и неудивительно, что рыбы так широко распространились по всему обширному водному царству от самых малых водоёмов до великих океанов. Есть среди них и такие, которые отважились выйти на сушу. Разнообразие мест обитаний предоставляет рыбам широкий простор для специализации, выработке ряда приспособлений, порой весьма хитроумных и самых неожиданных.
2 этап Актуализация знаний по ранее изученному материалу. давайте вспомним основные признаки Типа Хордовых, признаки Надкласса рыб, приспособленность рыб к водной среде обитания . Для этого выполните задание на соответствие признаков. Вам для этого несколько минут …
Проверяем по слайду:
1 группа- признаки Типа Хордовых.
2 группа- признаки Надкласса рыб,
3 группа- приспособленность рыб к водной среде обитания.
Найдите в своих листах этап «Актуализация знаний» и выполните небольшой тест . команда выбирает правильные ответы.
Проверяем правильность выполнения: (СЛАЙД) за каждую правильную букву вы ставите 1 балл, посчитайте общее число баллов и поставьте в графу .
3 этап. Актуализация нового материала (защита проектов). Теперь давайте перейдем к нашей основной части – защите проектов, которые вы заранее готовили в группах. Начнем с первой группы, которая выполняла мини-проект по теме «Значение рыб/отрядов Акулы, Скаты/ в природе и жизни человека». Юные ихтиологи расскажут нам о своей работе. Все внимательно слушают, т.к. потом вам предстоит выполнять задания по всем представленным проектам. Время выступления – 5 мин. (только самое основное по вашему вопросу).
Выступление – защита 1 группы.
Спасибо, ребята. Итак, мы заслушали отчет по проекту первой группы. Теперь командиру группы , совместно с вами предстоит оценить работу всей группы (критерии оценки есть у вас в листах).
ФИЗМИНУТКА:
Рыбки весело резвятся в чистой тепленькой воде,
то сожмутся, разожмутся, то зароются в песке.
Учитель: Юные ихтиологи второй группы расскажут нам о своей работе в мини-проекте по теме «Значение рыб/отрядов Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные / в природе и жизни человека».
Выступление – защита 2 группы.
Спасибо. Выставляете баллы в своей группе за защиту проектной работы.
Учитель: А сейчас ихтиологи третьей группы расскажут нам о своей работе в мини-проекте по теме «Значение рыб/отрядов Отряды: Карпообразные, Окунеобразные. Двоякодышащие рыбы. Кистепёрые рыбы./ в природе и жизни человека».
Выступление – защита 3 группы.
Индивидуальное выступление:1) о значении рыб
Таким образом, роль рыб в природе и жизни человека неоценима, поэтому они являются объектами промысла. Одним из направлений по увеличению рыбных запасов является рыбоводство.
Индивидуальное выступление: 2) о значении необходимости охраны рыбных ресурсов; 3) о принципы охраны рыб.; 4) Рыбы Краснодарского края.
Основные принципы охраны рыб
- Сохранение уникальных водных экосистем путем создания заповедников, заказников, национальных парков и т.д.
- Охрана верховьев многих рек, где обитают редкие виды (например, хариус, ручьевая форель, подкаменщик).
- Мелиорация водоемов, расчистка нерестовых рек.
- Искусственное воспроизводство. Таким способом поддерживается численность многих видов осетровых, лососевых рыб.
- создание низкотемпературных генетических банков, где половые клетки могут храниться в течение десятилетий и даже столетий.
4 этап. Закрепление материала: Вы прослушали все выступления по подготовленным проектам, а теперь вам предстоит самостоятельно выполнить задания по изученной теме, за которые оценки буду выставлять вам я. В рабочих листах найдите этап «Закрепление материала» и выполните задания по всем представленным проектам.
составление интеллект-карты, используя выражения
Значение РЫБ.
В природе…
В жизни человека…
- Один из элементов биогеоценозов, поддерживающих их равновесие.
- Звено в пищевых цепочках биогеоценозов.
- Корм друг для друга и для некоторых птиц, млекопитающих.
- Регулируют численность водных позвоночных животных.
- Регуляция численности водных беспозвоночных.
- Являются объектом промысла людей.
- Источник рыбьего жира.
- Источник витаминов и минеральных веществ D, Na, K, P,Mg,S, Cl, Fe.
- Диетическое питание (животные белки и углеводы).
- Минеральные удобрения. Кормовая мука.
- Рыбы используются для очистки водоёмов от зарастания.
- Эстетическое значение.
- Как модели в инженерных конструкциях.
- Использование в литературных произведениях.
- Для исследований в медицине.
- Санитары природы.
- Эволюционное развитие жизни на планете.
- Участвуют в Круговороте веществ в природе
Учитель:
А теперь пришло время подвести итоги сегодняшнего урока: из выступлений ребят сегодня на уроке вы узнали следующее:
вывод:
Многообразие рыб – результат жизни, приспособления к различным проявлениям факторов водной среды, к основному образу жизни.
Роль рыб в природе весьма значительна благодаря разнообразию их деятельности и большой численности, пищевой ценности...
Всем ребятам большое спасибо за проделанную работу, результат стоил того, так как сегодня на уроке были раскрыты вопросы, выходящие за рамки школьного учебника биологии, очень интересные и познавательные.
5 этап. Рефлексия.
Ребята, давайте ответим на вопросы, что теперь я:
«Знаю, умею, могу, хочу….»
Оценочная деяельность.
6 этап. Домашнее задание. Запишите в дневник задание на дом:
- Выяснить, какие самые распространённые виды рыб обитают в нашей местности, в Кущёвском районе.
- подобрать
Дополнительный материал «Самые интересные рыбы»
Например:
Четырехкрылая летучая рыба способна совершать самые дальние перелеты. Дальность такого рекордного полета – 109 метров, высота – 11 метров, а продолжительность 90 секунд.
Самая ядовитая рыба яд японской раздувающейся рыбы фугу в 200 тысяч раз сильнее кураре, который используется для отравленных стрел. Человек, случайно съевший эту рыбу, умирает через 2 часа.
В глазах черный малакост, живущий в полной темноте на глубине 500 – 1500 метров обнаружен особый зрительный пигмент. Это несколько измененный хлорофилл, больше нигде не встречающийся. Под каждым глазом малакоста имеется светящаяся железа, испускающая темно-красный свет. Жертвы хищника его не видят, а рыба с помощью хлорофилла видит их в красном свете "как средь бела дня". Это первый случай, когда оказывается, что хлорофилл играет активную физиологическую роль в организме животного.
Бенчне, красной рыбке с тигровой окраской, больше подошло бы название «золотой». В июле 1980 года она была оценена коллекционерами в … 500000 долларов.
Приложение №1. Этап 2 урока Актуализация пройденного материала
1.Задание на соответствие.
1.Признаки хордовых животных.
2. Надкласс рыбы. Признаки:
3.Приспособление рыб к жизни в воде
А. Обтекаемая форма тела. Наличие слизи на покровах тела. Наличие плавников. Жаберное дыхание. Боковая линия. Наличие у многих плавательного пузыря.
Б. Среда обитания, пресные и морские водоёмы. Обтекаемая форма тела. Тело покрыто чешуёй. Органы передвижения – плавники. Органы дыхания – жабры. Двухкамерное сердце. Оплодотворение наружное или внутреннее.
В. Внутренний осевой скелет хорда(опорная ось у низших ) или позвоночник у высших.
Нервная трубка расположена над хордой (может дифференцироваться на спинной и головной мозг).Кровеносная система замкнута. Тело имеет двухстороннюю симметрию.
Запиши ответы:
- – 2. – 3. –
2.Задание. Выбрать правильное утверждение.
1.Рыбы, обитающие в разные периоды своей жизни в морях и пресных водах называются:
А) Морскими Б) Проходными В) Пресноводными
2.К парным плавникам ерша относится:
А) Спинные плавники Б) Подхвостовой плавник В) Грудной плавник
3. Направление течения и давления воды рыбы определяют:
А) Органами зрения и слуха Б) Осязательными клетками В) Органами боковой линии
4 . Температура тела рыб:
А)Постоянная и не зависит от внешней среды
Б)Непостоянная, но от темп. внешней среды не зависит
В) Непостоянная и зависит от температуры среды.
5. Надкласс рыбы – это самый многочисленный надкласс подтипа :
А)бесчерепные Б)членистоногие В)черепные (позвоночные)
6. Плодовитость рыб связана с:
А) Размерами тела Б) Заботой о потомстве В) Средой обитания
- - 2.- 3.- 4.- 5.- 6.-
3.Задание. Выбрать правильное утверждение. Запиши ответы:
1.Рыбы видят близко расположенные предметы
2.У рыб нет органов слуха.
3.По чешуе можно узнать возраст рыб.
4.Орган боковой линии есть только у пресноводных рыб.
5.Имеются рыбы у которых хорда сохраняется всю жизнь.
6.Нервная система состоит из головного мозга и брюшной нервной цепочки.
7.Спинной мозг рыб расположен в позвоночном канале.
8.Рыбы не способны к образованию условных рефлексов.
9.Рёбра прикрепляются к дугам туловищных позвонков.
10. Кровеносная система замкнута.
Этап 4 урока. Актуализация нового материала
1.Выберите значение, которое подходит Группе №1- Отряд Осетрообразные
Группе №2- Отряд Окунеобразные. Группе №3- Отряд Акулы.
1. Один из элементов биогеоценозов, поддерживающих их равновесие.
2. Звено в пищевых цепочках биогеоценозов.
3. Корм друг для друга и для некоторых птиц, млекопитающих.
4. Регулируют численность водных позвоночных животных.
5. Регуляция численности водных беспозвоночных.
6. Являются объектом промысла людей.
7. Источник рыбьего жира.
8. Источник витаминов и минеральных веществ D, Na, K, P,Mg,S, Cl, Fe.
9. Диетическое питание (животные белки и углеводы).
10. Минеральные удобрения. Кормовая мука.
11. Рыбы используются для очистки водоёмов от зарастания.
12. Эстетическое значение.
13. Как модели в инженерных конструкциях.
14. Использование в литературных произведениях.
15. Для исследований в медицине.
16. Санитары природы.
17. Эволюционное развитие жизни на планете.
18. Участвуют в Круговороте веществ в природе.
2.Задание на соответствие.
1)ЗМЕЕВИДНЫЕ А.(скаты, камбала),
2)ПЛОСКИЕ Б.(угри, мурены),
3)ДИСКОВИДНЫЕ В. (акулы, тунцы),
4)ТОРПЕДООБРАЗНЫЕ Г.(кузовок, рыба-шар).
5)ШАРООБРАЗНЫЕ Д.( рыба-луна),
1-
2-
3-
4-
5-
- Выбрать номера правильных суждений:
1.Развитие рыб происходит только в воде.
2.Основная функция плавательного пузыря – гидростатическая.
3.Жаберные крышки есть у всех рыб.
4.Кровеносная система рыб замкнутая.
5.Сердце рыб однокамерное.
6.Нервная система рыб состоит из головного мозга и брюшной нервной цепочки.
7.Рыбы способны к образованию условных рефлексов.
8.Органами выделения у рыб служат почки.
9.Для большинства рыб характерно наружное оплодотворение.
10.Температура тела рыб постоянная.
Основные принципы охраны рыб
- Сохранение уникальных водных экосистем путем создания заповедников, заказников, национальных парков и т.д.
- Охрана верховьев многих рек, где обитают редкие виды (например, хариус, ручьевая форель, подкаменщик).
- Мелиорация водоемов, расчистка нерестовых рек.
- Искусственное воспроизводство. Таким способом поддерживается численность многих видов осетровых, лососевых рыб.
- создание низкотемпературных генетических банков, где половые клетки могут храниться в течение десятилетий и даже столетий.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Без труда не вытащишь рыбку из пруда Как рыба в воде Скользкий как угорь Нем как рыба Пословицы и поговорки
Ихтиолог – учёный, изучающий рыб.
««Значение рыб в природе и жизни человека.» Цель: получить знания о различных отрядах Надкласса Рыбы; о видовом многообразии, раскрыть биологическую и экологическую роль рыб в природе; значение в жизни человека /промысловое и эстетическое значение рыб/, рассмотреть основные меры по охране рыбных богатств. .
Актуализация знаний Выполните задания в приложении №1
Ответы. 1. б) проходными 2. в) грудной плавник 3.в) Органами боковой линии 4.в) Непостоянная и зависит от температуры среды . 5.в) черепные 6.Б) Заботой о потомстве 7. 1 3 5 7 9 10
Тип Хордовые ( Chordata ) 4. Тело имеет двухстороннюю симметрию. (40 тысяч видов) обратно 1. Внутренний осевой скелет хорда(опорная ось у низших ) или позвоночник у высших. Признаки: 2. Нервная трубка расположена над хордой (может дифференцироваться на спинной и головной мозг). 3. Кровеносная система замкнута.
Надкласс рыбы Признаки: 1. Среда обитания, пресные и морские водоёмы. 2. Обтекаемая форма тела. 3. Тело покрыто чешуёй. 4. Органы передвижения – плавники. 5. Органы дыхания – жабры. 6. Двухкамерное сердце. 7. Оплодотворение наружное или внутреннее. (20 тысяч видов)
На Земле около 200 тысяч видов разных рыб, но есть такие, которые уничтожаются человеком. Их заносят в Красную книгу. Как человек использует рыбу? Но есть место, где рыб не используют в еду, ею любуются. Где это?
В Чёрном море водится чуть более 2500 видов живых организмов. 160 видов рыб и позвоночных, около 500 видов ракообразных, около 200 видов моллюсков.
По количеству рыбы Азовское море превосходит моря, большие и по площади, и по глубине. Есть здесь и лещи, и бычки, и хамса, тарань, и осетровые, и морской судак, , и серебряный карась, и сельдь.
Значение рыб в природе Один из элементов биогеоценозов, поддерживающих их равновесие. Звено в пищевых цепочках биогеоценозов. Корм друг для друга и для некоторых птиц, млекопитающих. Регулируют численность водных позвоночных животных. Регуляция численности водных беспозвоночных. Санитары природы. Эволюционное развитие жизни на планете. Участвуют в Круговороте веществ в природе
Значение рыб в жизни человека: Являются объектом промысла людей. Источник рыбьего жира. Источник витаминов и минеральных веществ D, Na, K, P,Mg,S, Cl, Fe. Диетическое питание (животные белки и углеводы). Минеральные удобрения. Кормовая мука. Рыбы используются для очистки водоёмов от зарастания. Эстетическое значение. Как модели в инженерных конструкциях. Использование в литературных произведениях. Для исследований в медицине. Спортивная рыбалка - вид отдыха
Знаю, умею, могу, хочу …… РЕФЛЕКСИЯ
Домашнее задание Выяснить, какие самые распространённые виды рыб обитают в нашей местности, в Кущёвском районе. 2. Подобрать материал о самых интересных рыбах. .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока биологии по ФГОС в 6м классе на тему: «Прорастание семян»
Цель урока:- формировать УУД. Задачи урока:- развивать умение сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; (личностные УУД)- развивать умение проговаривать пос...
Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».
Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...
Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».
Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который основан на поддержке компьютерных технологий (интеракт...
Разработка урока,5 класс, предмет -история. Тема: Индийские касты
Тема урока : Индийские кастыТип урока. Урок открытия новых знанийЦели :Предметные:· познакомить учащихся с кастами в древн...
Разработка урока по русскому языку по теме:" Прямое и переносное значение слова"
Разработка урока по русскому языку по теме: "Прямое и переносное значение слова"...
Разработка урока 7 класс ФГОС. Практическая работа № по теме: Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения.
Практическая работа по теме: Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения. Данная работа проводится после изучения семейств Однодольных и...
Разработка урока по технологии, раздел кулинария, тема "Значение яиц в питании человека. Блюда из яиц".
Урок по ФГОС рассчитан на два часа, имеет лабораторное исследование и практическую работу. Изюминкой разработки является возможность участия старших учащихся в разработке и проведении урока. Музыкальн...