- Организационный момент (Мотивация к учебной деятельности)
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте? Все ль в порядке? Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать только лишь оценку «пять»? Добрый день, ребята! Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с новым государством. Каким? Давайте повторим. | Выбирают соответствующий цвет, соотносят значение с таблицей в папке, демонстрируют своё настроение.
Индия | Самоопределение(Л), целеполагание (П), планирование учебного сотрудничества (К) |
- Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного ранее материала, необходимого для «открытия нового знания», развития ранее приобретённых умений, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | - Работа по карте:
- Покажите на карте Индию, расскажите о географическом положении Индии.
- Горы, которые служат границей в Древней Индии.
- Реки, находящиеся на территории Индии.
- Расскажите о природных и климатических условиях Древней Индии.
2.Заполните пропуски в тексте: Вариант 1. Индийцы занимались ________________. В заболоченных долинах рек индийцы сажали _______. Выращивали в Индии ________________ и ________________. там, где было суше, сеяли ____________. На лесных опушках индийцы пасли ________ и __________. А также индийцы __________ на ланей и птиц. Вариант 2. Индийцы почитали животных: ___________________________________, священной считалась _______________. Индийцы приручили ______________, одним из главных богов был мудрый __________________. Некоторые индийцы ходили со специальной ________________, чтобы случайно не раздавить на дороге червяка или букашку. Взаимопроверка – сверка с экраном. Оцените себя. Критерии: 0-1 ошибка -5 2-3 ошибки - 4 4-5 ошибок -3 Боле пяти – 2 Итак, мы повторили все, что уже знаем об Индии. Давайте обобщим, что мы знаем? Что мы знаем + | Что хотим узнать? | - географическое расположение;
- природные и климатические условия;
- занятия индийцев;
- религия индийцев.
| *по каким порядкам жили индийцы? *каковы законы индийцев? *что из себя представляло общество Индии? |
| Показывают географические объекты на карте, отвечают на поставленные вопросы. Вставляют нужные слова, показывают знание карты, дают устные ответы, слушающие ребята, дают оценку устным ответам по памятке с критериями. Осуществляют самопроверку по ключам и критериям Вариант 1. Индийцы занимались земледелием. В заболоченных долинах рек индийцы сажали рис. Выращивали в Индии сахарный тростник и хлопчатник. Там, где было суше, сеяли пшеницу и ячмень. На лесных опушках индийцы пасли коров и коз. А также индийцы охотились на ланей и птиц. Вариант 2. Индийцы почитали животных: змею, обезьяну, льва, слона, священной считалась корова. Индийцы приручили слона, одним из главных богов был мудрый Ганеша. Некоторые индийцы ходили со специальной метёлочкой, чтобы случайно не раздавить на дороге червяка или букашку. Высказывают версии, что они знают, а что надо узнать.
| Отбор информации, анализ, сопоставление, умение сравнивать, умение делать выводы, умение передавать содержание в сжатом виде. (П). Владение диалоговой формой речи, владение устной и письменной речью, ее оформление(К). Оценка результатов собственной и чужой деятельности, умение работать с критериями (Р) |
- Целеполагание
Цель: подвести учащихся к формулировке темы, цели и задач. | Физминутка Ребята, давайте прогуляемся по джунглям(вспомните, что это такое?)Представьте, что мы в Индии: - заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим – зажмуриваем глаза, открываем и закрываем их несколько раз.
- Идем по тропинке – ходьба на месте.
- Увидели птицу слева, справа – повороты головой влево вправо.
- Разводим лианы на пути (разводим руками).
- И вот, наконец, вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему, потянулись и сели.
Итак, мы продолжаем свою прогулку по Индии, представьте, что мы здесь познакомились с семьёй земледельцев, разговорившись, поинтересовались, кем хотят стать их сыновья. На что глава семьи ответил, что они хотят стать воинами, но это невозможно, и дети вынуждены будут, как и они, работать на земле. Какой вопрос у вас возник к крестьянину. Почему его дети не могут стать воинами? - Так мы не из той касты, - ответил он. Какое новое слово? Каста определение стр.100 Помогите мне определить тему урока Индийские касты. Попробуем поставить перед собой цель и задачи сегодняшнего урока. Что мы должны узнать?
Итак, давайте запишем план сегодняшнего урока: План. - Миф о происхождении четырёх каст.
- Касты в Индии:
А) брахманы; Б) воины; В) земледельцы; Г) слуги; Д) неприкасаемые.
| Предполагаемые ответы учащихся:
Почему его дети не могут стать воинами?
Каста определение стр. 100 Каста – группа людей, обладающая определёнными правами и обязанностями, принадлежность к которой передавалась по наследству. Индийские касты Предполагаемые ответы ребят: Что такое каста? Что представляет собой каста? Какие касты были в Индии, в чем различия между ними?
| Самостоятельно формулировать тему, цель, задачи(Р). Владение диалоговой, устной формой речи(К). |
- Открытие новых знаний, развитие имеющихся умений.
Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися новых знаний | - Слово учителя «Миф о происхождении четырёх каст». (Слово сопровождается слайдами из презентации).
Дети получают задание: внимательно прослушать учителя выделить для себя названия каст и их происхождение.
Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырёх каст: жрецов, знатных воинов, земледельцев слуг. Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой-либо части тела бога Брахмы. Жрецы-брахманы появились из его рта, и поэтому они знают, как произносить молитвы. Воины произошли из могучих рук Брахмы – он умеют сражаться. Земледельцы, которые обрабатывают землю, пасут скот – появились из его бедер. а слуги, находятся ниже всех, потому что созданы из запыленных ступней его ног. Принадлежность к касте передавалась по наследству, поэтому человек, рожденный слугой мог стать только слугой, ведь у коровы, например, не может родиться жеребёнок или поросенок. Итак, как же выглядело общество Индии? Составим небольшой кластер. На доске слова, приведите их в систему. Брахма, брахманы, рот, воины, руки, земледельцы, бедра, слуги, пятки. - Работа в группах.
- группа № 1 Брахманы. п. 2,3
- группа № 2 Воины п.4
- группа № 3 Земледельцы п. 4
- группа № 4 Слуги. п 4
- группа № 5 Неприкасаемые. п 5.
Охарактеризовать касту по плану , составить фишбоун
*Что имели? *Чем занимались? *Права. * Особенности жизни Название касты | Основные занятия | Особенности жизни | Брахманы (I группа) | Жертвоприношения, читали заклинания, учили учеников | Жизнь делилась на 3 периода: учение, обзаведение семьёй, отшельничество | Воины (кшатрии) (II группа) | Участвовали в битвах, охотились, состязались в стрельбе из лука | | Земледельцы (вайшью) III группа) | Возделывали поля, работали в мастерских, торговали | | Слуги (шудры) (IV группа) | Служить представителям высших каст | Слуга не имел права накапливать имущество и приносить жертвы богам | Неприкасаемые (V группа) |
Сделайте вывод. Каково было деление общества в Индии? Было ли оно справедливым? Вопрос: Какое учение - брахманизм или буддизм - в отношении положения людей в обществе, взаимоотношений их между собой вам кажется более справедливым с современной точки зрения. Во «Всеобщей декларации прав человека» сказано: Статья 1. Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски. Статья 2. Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными данной Декларацией, независимо от: - национальности, языка, расы, пола, религии;
- социального происхождения, политических убеждений, богатства или бедности;
-величины и мирового значения его страны. |
Составляют кластер из предложенных слов, приводят в систему сказанное учителем, делают необходимые записи в рабочих тетрадях.
Составляют фишбоун, отчитываются по по нему, заполняют общую таблицу всем классом.
Предполагаемые ответы: В обществе было неравенство, деление и отношение кастам было несправедливым, особенно по отношению к простым земледельцам и слугам. Но самой униженной группой населения были неприкасаемые. | Ориентация в учебнике, в полученной информации, сопоставление и отбор информации из источников, умение работать с письменным текстом, анализ, сопоставление и сравнение фактов, установление закономерностей, логических связей, обобщение (П). Владение диалоговой формой речи, умение работать с текстом, понимание прочитанного текста, оформление своих мыслей, формулирование собственных мыслей и позиций, участие в работе группы, распределение обязанностей, планирование своей части деятельности и ее выполнение, осуществление самоконтроля и взаимоконтроля (К). Итоговый и пошаговый контроль результатов, планирование своей деятельности (Р). |
- Первичное закрепление.
Цель: проговаривание и закрепление нового знания, выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, провести коррекцию | У вас в рабочих листах расположены шаблоны для игры «Крестики -нолики». Я читаю предложение, а вы если согласны, то ставите крестик, а если нет - нолик. 1.Всё население Индии делилось на 5 каст. 2.Высшей кастой была каста воинов. 3.Только брахманы могли разговаривать с богом. 4.Принадлежность к касте передавалась по наследству. 5. По верованиям индийцев, бог, создавший людей из разных частей тела – Брахма 6.Неприкасаемые относились к касте земледельцев. 7.Пасти скот, пахать землю должны были слуги. 8.Воины были созданы из рук бога Брахмы. 9.Все касты произошли из частей тела бога Будды. Давайте проверим, как вы выполнили (самопроверка). Поставьте себе оценку: 0 ош -5 1-2 ош. – 4 3-4 ош - 3 Более 4 ошибок - 2 |
| Владение диалоговой формой речи, адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К). Умение делать выводы, перерабатывать информацию, перерабатывать ее (П). Умение соотносить информацию и факты. (Р)
|
- Итог урока (Рефлексия деятельности).
Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и деятельности всего класса |
- Подсчитайте сколько баллов за урок вы набрали?
(опросить кто сколько набрал, задать вопрос классу что нового узнали? чему научились? Кому сегодня поставим за работу на уроке оценки?) 2.Рефлексия деятельности «Для меня сегодняшний урок…» - Выберите строчку из стихотворения, которая соответствует вашему настроению, после сегодняшнего урока, подчеркните строчку.
Урок полезен, все понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Еще придется потрудиться. Да, трудно все-таки учиться!
| Оценивают себя, свою работу на уроке, характеризуют своё отношение к уроку, считают баллы, оценивают работу других. | Оценивание результатов собственной деятельности, деятельности, класса в целом, Регуляция своего поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованими.(Р) |