Рабочая программа по биологии в 9 классе
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Рабочая программа по биологии в 9 классе соответствует требованиям ФГОС ООО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_17_g.doc | 211 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по биологии в 9 классе
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
- эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
- умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
- создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Живые организмы
Выпускник научится:
- выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
- аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
- аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
- осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
- объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
- выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
- различатьпо внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
- знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
- описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
- находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
- основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
- использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
- создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Человек и его здоровье
Выпускник научится:
- выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;
- аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;
- аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
- аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;
- выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
- знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;
- анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
- описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
- объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
- находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
- находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
- анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
- создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Общие биологические закономерности
Выпускник научится:
- выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
- аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;
- аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;
- осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;
- объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
- знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
- описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
- находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;
- анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
- находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (9 класс)
Преподавание ведется по учебнику:
Биология 9 класс. Под редакцией: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.
Количество часов году-68
Количество плановых контрольных работ - 4
Введение в общую биологию. 9 класс (70 ч, 2 ч в неделю) Введение (3 ч)
Биология наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Методы исследования биологии. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Свойства живого. Уровни организации живой природы. Демонстрация Портреты учёных, внёсших значительный вклад в развитие биологической науки.
Раздел1. Уровни организации живого(41ч)
Молекулярный уровень.(6ч)
Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения. Биологические катализаторы. Вирусы. Демонстрация Схемы строения молекул химических соединений, относящихся к основным группам органических веществ. Лабораторные и практические работы Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой.
Клеточный уровень (13ч)
Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка— структурная и функциональная единица жизни. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов клетки. Прокариоты, эукариоты. Хромосомный набор клетки. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Автотрофы, гетеротрофы. Демонстрация Модель клетки. Микропрепараты митоза в клетках корешков лука; хромосом. Модели-аппликации, иллюстрирующие деление клеток. Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках. Лабораторные и практические работы Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.
Организменный уровень (15ч)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонстрация Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных. Лабораторные и практические работы Выявление изменчивости организмов.
Популяционно-видовой и биосферный уровни (7ч).
Вид, его критерии. Структура вида. Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Популяция— элементарная единица эволюции. Борьба за существование и естественный отбор. Экология как наука. Экологические факторы и условия среды
Раздел 2. Эволюция органического мира(14ч.).
Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и её относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов— микроэволюция. Макроэволюция. Демонстрация Гербарии, коллекции, модели, муляжи растений и животных. Живые растения и животные. Гербарии и коллекции, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора. Лабораторные и практические работы Изучение морфологического критерия вида
Биосфера и человек (3 ч.).
Экосистемный уровень Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия. ДемонстрацияКоллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах. Модели экосистем. Экскурсия Биогеоценоз.
Биосферный уровень Биосфера и её структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы. Основы рационального природопользования. Возникновение и развитие жизни. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции. Демонстрация Модели-аппликации «Биосфера и человек». Окаменелости, отпечатки, скелеты позвоночных животных. Лабораторные и практические работы Изучение палеонтологических доказательств эволюции. Экскурсия в краеведческий музей или на геологическое обнажение.
Учебно – тематический план
№ | Наименование раздела | Количество часов (всего) | Лабораторные, практические работы | Экскурсии | Контрольные работы | Контрольные срезы |
1 | Введение | 3 | ||||
2 | Уровни организации живого | 37 | 2 | |||
3 | Экосистемный уровень | 5 | ||||
4 | Биосферный уровень | 4 | ||||
5 | Основы учения об эволюции | 7 | 1 | |||
6 | Возникновение и развитие жизни на Земле | 4 | ||||
7 | Биосфера и человек | 3 | 1 | |||
8 | Резерв | 5 | ||||
Итого: | 68 | 4 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов | Дата | |
план | факт | |||
Введение | ||||
1 | Инструктаж по ТБ. Биология – наука о жизни. Методы исследования в биологии. | 1 | ||
2 | Сущность жизни и свойства живого. | 1 | ||
3 | Молекулярный уровень. Общая характеристика. | 1 | ||
Раздел 1. Уровни организации живого (37ч) Молекулярный уровень | ||||
4 | Углеводы. Липиды. | 1 | ||
5 | Состав и строение белков. Функции белков. | 1 | ||
6 | Нуклеиновые кислоты | 1 | ||
7 | АТФ м другие органические соединения клетки. | 1 | ||
8 | Биологические катализаторы. | 1 | ||
9 | Вирусы. Пути передачи и профилактика СПИДа. | 1 | ||
Клеточный уровень | ||||
10 | Основные положения клеточной теории. | 1 | ||
11 | Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. | 1 | ||
12 | Ядро. Влияние алкоголя, наркотических средств на наследственный аппарат клетки. | 1 | ||
13 | Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. | 1 | ||
14 | Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. | 1 | ||
15 | Различия в строении клеток прокариот и эукариот. | 1 | ||
16 | Контрольный срез (тестирование) за 1четверть. | 1 | ||
17 | Анализ контрольного среза. Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. Энергетический обмен в клетке. | 1 | ||
18 | Энергетический обмен в клетке. | 1 | ||
19 | Питание клетки. | 1 | ||
20 | Фотосинтез и хемосинтез. | 1 | ||
21 | Синтез белков в клетке. | 1 | ||
22 | Деление клетки. Митоз. | 1 | ||
Организменный уровень | ||||
23 | Бесполое размножение организмов. Примеры вегетативного размножения местных растений. | 1 | ||
24 | Половое размножение организмов. Оплодотворение. | 1 | ||
25 | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетические закон. | 1 | ||
26 | Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. | 1 | ||
27 | Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание. | 1 | ||
28 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. | 1 | ||
29 | Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Перекрест. | 1 | ||
30 | Взаимодействие генов. | 1 | ||
31 | Контрольный срез за (тестирование) за II четверть | 1 | ||
32 | Анализ контрольного среза. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | 1 | ||
33 | Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции. . Состояние окружающей среды в РА и состояние здоровья жителей нашего региона. | 1 | ||
34 | Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость. | 1 | ||
35 | Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова. | 1 | ||
36 | Основные методы селекции растений, животных, микроорганизмов. Достижения селекционеров РА в области селекции растений и животных. | 1 | ||
37 | Урок обобщения по теме: «Организменный уровень». | 1 | ||
Популяционно-видовой уровень | ||||
38 | Критерии вида. | 1 | ||
39 | Популяции. | 1 | ||
40 | Биологическая классификация. | 1 | ||
Раздел 2. Экосистемный уровень (5ч) | ||||
41 | Сообщество, экосистема, биогеоценоз. | 1 | ||
42 | Состав и структура сообщества. Редкие виды растений и животных, «Красная книга РА». | 1 | ||
43 | Потоки вещества и энергии в экосистеме. | 1 | ||
44 | Продуктивность сообщества. | 1 | ||
45 | Саморазвитие экосистемы. | 1 | ||
Раздел 3. Биосферный уровень (4ч) | ||||
46 | Биосфера. Среды жизни. | 1 | ||
47 | Средообразующая деятельность организмов. | 1 | ||
48 | Круговорот веществ в биосфере. | 1 | ||
Раздел 4. Основы учения об эволюции (7ч) | ||||
49 | Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина. | 1 | ||
50 | Изменчивость организмов. | 1 | ||
51 | Контрольный срез (тестирование) за III четверть. | 1 | ||
52 | Анализ контрольного среза. Генетическое равновесие в популяции и его нарушения. | 1 | ||
53 | Борьба за существование и естественный отбор. | 1 | ||
54 | Формы естественного отбора. | 1 | ||
55 | Изолирующие механизмы видообразования. Видообразование. | 1 | ||
56 | Макроэволюция. Основные закономерности эволюции. | 1 | ||
Раздел 5. Возникновение и развитие жизни на Земле (4ч) | ||||
57 | Гипотезы возникновения Жизни. Гипотеза Опарина-Холдейна. | 1 | ||
58 | Современные гипотезы происхождения жизни. Развитие жизни на земле. | 1 | ||
59 | Влияние экологических факторов на организмы. | 1 | ||
60 | Экологические ресурсы. Адаптация организмов к различным условиям существования. | 1 | ||
Раздел 6. Биосфера и человек (3ч) | ||||
61 | Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. | 1 | ||
62 | Итоговый контрольный срез (тестирование). | 1 | ||
63 | Анализ контрольного среза. Основы рационального Природопользования в РА. | 1 | ||
64-68 | Резерв | 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....