Лабораторные работы для 6 класса. Изучение строения клетки растений
учебно-методический материал по биологии (6 класс) на тему
Раздаточный материал для лаботарорных работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laboratornye_raboty_izuchenie_stroeniya_kletki_rasteniy.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа
«Изучение строения клетки растения»
приготовление и рассматривание препарата
кожицы чешуи лука
Оборудование: луковица, микроскоп, предметное и покровное стекла, препаровальная игла, учебник § 2, тетрадь.
Ход работы:
- Подготовьте предметное стекло, протрите его марлей..
- Нанесите 1-2 капли воды на стекло.
- Препаровальной иглой снимите. кожицу с внутренней поверхности чешуи лука.
- Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.
- Накройте кожицу покровным стеклом.
- Рассмотрите приготовленный препарат под микроскопом.
- Зарисуйте в тетрадь и обозначьте: клетку, клеточную стенку, цитоплазму, ядро.
- Зарисуйте схему строения растительной клетки и обозначьте: ядро, клеточную стенку, цитоплазму, хлоропласты, вакуоль.
- Вывод: Клетка – простейшая единица строения живого организма. Зеленый цвет растению придает хлорофилл в составе хлоропластов.
Лабораторная работа «Семейство Бобовые»
1. Выпишите номера признаков, которыми обладают представители Семейства бобовых.
1. Венчик цветка раздельнолепестный, состоит из 5 лепестков.
2. Венчик цветка состоит из 5 лепестков, два из которых сросшихся.
3. Чашечка цветка состоит из 4 свободных чашелистиков.
4. Цветок имеет 1 пестик и 5 тычинок.
5. Цветок имеет 1 пестик и 10 тычинок.
6. Тычинок 10, из которых 9 сросшихся.
7. Чашечка цветка состоит из 5 сросшихся чашелистиков.
8. Плод – ягода или коробочка.
9. Плод – боб.
10. На корнях имеются клубеньки, к которых запасается азот.
2. Выпишите номера растений, относящихся к семейству бобовых.
1. Дурман обыкновенный | 9. Пырей ползучий |
2. Одуванчик лекарственный | 10. Красавка белладонна |
3. Белена черная | 11. Физалис обыкновенный |
4. Донник лекарственный | 12. Донник белый |
5. Чечевица пищевая 6. Акация желтая 7. Подсолнечник однолетний 8. Люпин желтый | 13. Ярутка полевая 14. Горох посевной 15. Клевер красный 16. Перец однолетний |
3. Перепишите предложения, вставив пропущенные слова.
У растений семейства бобовых цветок имеет ............... околоцветник, чашечка состоит из .......... сросшихся чашелистиков, венчик состоит из ............ лепестков, …….. из которых сросшиеся, тычинок .......... , ……… из которых сросшихся, пестик ...........Плод ………
4. Распределите названия растений семейства бобовые по группам: а) пищевые, б) декоративные, в) лекарственные, г) кормовые.
Горох посевной Фасоль Арахис Люпин желтый Акация Люцерна | Боб Караган Робиния Душистый горошек Клевер Донник |
Лабораторная работа «Семейство Злаковые»
1. Выпишите номера признаков, которыми обладают представители Семейства Злаковых.
- Мелкие цветки собраны в соцветие корзинка.
- Мелкие цветки собраны в соцветия колоски, которые в свою очередь, соединяются в более сложные соцветия.
- Плод – семянка.
- Околоцветник состоит из 4 чашелистиков и 4 лепестков.
- Листья длинные, с параллельным жилкованием и длинным влагалищем.
- Плод – ягода.
- Плод – зерновка.
- Цветок имеет 2 цветковые чешуи, 3 тычинки и 1 пестик.
- Стебель – соломина с узлами.
- Цветки могут быть трубчатыми, язычковыми или воронковидными.
2. Выпишите номера растений, представителей семейства Злаковых:
1. Тимофеевка 2. Ромашка полевая 3. Мятлик луговой 4. Бамбук 5. Подсолнечник | 6. Кукуруза 7. Рис 8. Мята 9. Сахарный тростник 10. Сахарная свекла |
3. Перепишите предложения, вставляя пропущенные слова:
У представителей семейства Злаковые цветок имеет ….. цветковых чешуи, …… цветковых пленки, тычинок ….. , пестик ……. Плод называется …… Стебель называется …….
4. Распределите предложенные растения семейства Злаковых по группам: а) пищевые; б) сорные
Тимофеевка Мятлик луговой Ячмень Бамбук Овес | Сахарный тростник Ковыль Рис Пшеница Кукуруза |
Лабораторная работа «Семейство Пасленовые»
1. Выпишите номера признаков, которыми обладают представители Семейства Пасленовых.
1. Венчик цветка раздельнолепестный, состоит из 5 лепестков.
2. Венчик цветка сростнолепестный, состоит из 5 лепестков.
3. Чашечка цветка состоит из 4 свободных чашелистиков.
4. Цветок имеет 1 пестик и 5 тычинок.
5. Цветок имеет 1 пестик и 10 тычинок.
6. Плод - семянка.
7. Чашечка цветка раздельнолепестная, состоит из 5 чашелистиков.
8. Плод – ягода или коробочка.
2. Выпишите номера растений, относящихся к семейству пасленовых.
1. Дурман обыкновенный | 9. Пырей ползучий |
2. Одуванчик лекарственный | 10. Красавка белладонна |
3. Белена черная | 11. Физалис обыкновенный |
4. Чина луговая | 12. Донник белый |
5. Чечевица пищевая 6. Картофель 7. Подсолнечник однолетний 8. Люпин желтый | 13. Ярутка полевая 14. Томат обыкновенный 15. Манжетка обыкновенная 16. Перец однолетний |
3. Перепишите предложения, вставив пропущенные слова.
У растений семейства пасленовых цветок имеет ............... околоцветник, чашечка состоит из .......... сросшихся чашелистиков, венчик состоит из ............ сросшихся лепестков, тычинок .......... , пестик ...........Плод ………… или ............
4. Распределите названия растений семейства пасленовые по группам: а) пищевые, б) декоративные, в) лекарственные.
Картофель Красавка белладонна Петуния гибридная Перец однолетний Томат | Табак душистый Белена черная Дурман обыкновенный Баклажан |
Лабораторная работа «Семейство Розоцветные»
1. Выпишите номера признаков розоцветных растений.
1. Цветок имеет один пестик и шесть тычинок.
2. Венчик цветка сростнолепестной, состоит из 5 тычинок.
3. В цветке пестиков много или один.
4. Венчик цветка состоит из четырех свободных лепестков.
5. В цветке много тычинок.
6. Венчик цветка раздельнолепестной, состоит из 5 лепестков одинаковой формы.
7. Чашечка цветка состоит из 4 свободных чашелистиков.
8. Чашечка цветка состоит из 5 свободных чашелистиков.
2. Выпишите номера растений семейства розоцветных.
1. Лапчатка гусиная | 6. Вишня обыкновенная |
2. Ромашка аптечная | 7. Паслен черный |
3. Ярутка полевая | 8. Боярышник кроваво-красный |
4. Горох посевной | 9. Рябина обыкновеееая |
5. Малина обыкновенная | 10. Мать-и-мачеха |
3. Составьте таблицу “Растения семейства Розоцветные”
вид | род |
Земляника лесная Лапчатка прямостоячая Манжетка обыкновенная Малина обыкновенная Шиповник коричный Яблоня лесная Яблоня маньчжурская Шиповник кокандский |
4. Перепишите предложения, вставив пропущенные слова.
У растений семейства розоцветных цветок имеет ............... околоцветник, чашечка состоит из .......... свободных чашелистиков, венчик состоит из ............ свободных лепестков, тычинок .......... , пестиков ........... или ............
5. Распределите названия растений семейства розоцветные по группам: а) пищевые, б) декоративные, в) лекарственные.
Шиповник коричный Яблоня домашняя Малина обыкновенная Груша обыкновенная Земляника лесная | Боярышник кроваво-красный Слива домашняя Вишня обыкновенная Лавровишня лекарственная. |
Лабораторная работа
«Изучение строения луковицы»
Оборудование: луковица, учебник § ____, тетрадь.
Ход работы:
- Рассмотрите внешнее строение луковицы.
- Разрежьте луковицу на две половины, рассмотрите внутреннее строение луковицы.
- Зарисуйте в тетради строение луковицы, подпишите на рисунке почку, донце, кожистую и мясистую чешую.
- Ответьте на вопрос:
Что такое чешуя? Дайте определение.
Какую функцию выполняет чешуя?
- Вывод: Так как в строении луковицы можно различить ____________________________________________________, то значит луковица – видоизмененный побег.
«Изучение строения клубня картофеля»
Оборудование: клубень картофеля, учебник § ____, тетрадь.
Ход работы:
- Рассмотрите внешнее строение клубня.
- Зарисуйте внешнее строение клубня картофеля в тетрадь, подпишите на рисунке верхушку, глазки, основание.
- Разрежьте клубень картофеля на две половины, рассмотрите внутреннее строение клубня.
- Зарисуйте в тетради строение клубня, подпишите на рисунке камбий, кожицу, луб, сердцевину и древесину.
- Ответьте на вопрос:
Что такое глазок? Дайте определение.
Какую функцию выполняет глазок?
- Вывод: Так как в строении клубня можно различить ____________________________________________________, то значит клубень – видоизмененный стебель.
- Вывод: Так как в строении клубня можно различить ____________________________________________________, то значит клубень – видоизмененный побег.
Лабораторная работа
«Строение стебля растений»
Оборудование: микроскоп, микропрепарат «Ветка липы», срез дерева, учебник § 4, 27, тетрадь.
Ход работы:
- Запишите название лабораторной работы и оборудование в тетрадь.
- Рассмотрите микропрепарат «Ветка липы» под микроскопом.
- Зарисуйте в тетради строение стебля и обозначьте кору, камбий, древесину, сердцевину.
- Ответьте на вопрос:
Что такое ткань? Дайте определение.
Что такое чечевички, зачем они нужны?
За счет чего растет стебель в толщину, в длину?
Что такое годичные кольца?
В чем отличие травянистых стеблей от деревянистых?
- Заполните таблицу:
Ткань | Слой стебля | Особенности строения клеток | Значение | |
Кора | Кожица | |||
Пробка | ||||
Луб | ||||
Камбий | ||||
Древесина | ||||
Сердцевина |
Домашнее задание: § 4, 27, в рабочей тетради №№ 58-69, 76-89, 93-103 (доделать что не сделано)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии в 5 классе по ФГОС "Строение клетки растений, животных и грибов"
Урок подготовлен и проведён с использованием УМК "Сферы". Материалы содержат технологическую карту урока, рабочий лист учащегося, задания для работы в группах, оценочный лист учщегося....
Технологическая карта урока "Строение клетки растений". 5 класс
Данный материал содержит разработку урока о строении растительной клетки для учащихся 5 класса. Также он включает приложение с дополнительным материалом к уроку, который может использоваться в качеств...
Лабораторная работа "Знакомство с внешним строением растения"
Данная лабораторная работа может быть использована при изучении темы "Органы растенй покрытосеменных". К лабораторной прилагается тест на закрепление....
"Строение и функции плазматической мембраны. Лабораторная работа «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука»"
Цель урока: сформировать знания о строении, свойствах и функциях плазматической мембраны. Задачи: Образовательные: сформировать знания о взаимосвязи строения и функции мембраны клетки.Развивающие...
Технологическая карта урока Лабораторная работа Знакомство с внешним строением побегов растений
Технологическая карта урока Лабораторная работа Знакомство с внешним строением побегов растений...
Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений». Урок биологии 6 класс.
План-конспект открытого урока по теме: Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа «Изучение внешнего строения моховидных растений». В ходе урока отр...
разработка урока биологии, 6 класс по теме "Строение клетки растений"
Тип урока Урок «открытия» нового материала, формирования первоночальных знаний по строению живых организмов,овладения предметными умениями...