урок по теме "Регуляция процессов жизнедеятельности организмов"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Шартон Ольга Михайловна

урок биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_v_6_klasse.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 6 классе

Тема урока «Регуляция процессов жизнедеятельности организмов и их связей с окружающей средой»

Цель урока: изучение регуляции процессов жизнедеятельности у одноклеточных и беспозвоночных животных.

Задачи урока:

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

Оборудование: таблицы «Тип Кишечнополостные. Гидра», «Тип Простейшие», «Тип Кольчатые черви. Дождевой червь», «Тип Членистоногие. Класс Насекомые», мультимедийное учебное пособие, учебник

Основные понятия: раздражимость, рефлекс, нервная система.

Ход урока.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний.

 Тестовая проверка.

III. Изучение новой темы.

План изучения.

1. О регуляции процессов жизнедеятельности одноклеточных животных и их взаимоотношений с окружающей средой.

2. диффузная нервная система кишечнополостных, особенности ее строения и роль в регуляции жизнедеятельности.

3. рефлекс – как основа нервной деятельности организмов.

4. усложнение нервной системы дождевого червя по сравнению с сетчатой нервной системой гидры.

5. особенности строения нервной системы и органов чувств членистоногих, обеспечившие им более сложное поведение, основанное на инстинктах.

Введение в тему: « Дирижерская палочка и милицейский жезл помогают представителям двух профессий выполнять свои профессиональные обязанности. Ваша задача подобрать как можно больше слов-ассоциаций,  которые характеризуют функции этих предметов»

А теперь выясним , какие системы органов выполняют в организме животных эти функции «регулировщика и дирижера.

                Живые организмы и окружающая среда тесно связаны между собой. Любое изменение в окружающей среде сразу же влияет на живые организмы и они отвечают на него своей деятельностью. Давайте найдем примеры в тексте учебника. Чтение текста на стр. 114 абзац 1. Приведите свои примеры.

А как это осуществляется  нам помогут понять такие понятия как раздражимость, чувствительность, регуляция, координация.

Работа с учебником на стр 114  абз.2. Найти определение раздражимости.

Раздражимость – это способность организмов отвечать на воздействие окружающей среды. Обладают все живые организмы.

          Все живые организмы обладают способность к регуляции и координации своих процессов, характерна она и для простейших.

Работа с рис. На стр.114 и ответы на вопросы:

- какой организм изображен на рис.

- чем отличается амеба на двух рис.

-предположите, что может вызвать такие изменения у амебы.

-можно ли сказать, что амеба обладает раздражимостью.

Работа с текстом на стр. 114 абз.3,4

Проблемный вопрос -  что регулирует и координирует работу у амебы и инфузории туфельки? Что произойдет если их повредить?)

(инфузория-туфелька имеет специальные волокна, которые пронизывают ее и координируют работу ресничек. Если их повредить, то реснички будут двигаться хаотично).

Учитель .В ходе эволюции процессы координации и регуляции усложнялись и совершенствовались. Так впервые появилась нервная система, которая одновременно с эндокринной системой управляет работой многоклеточных организмов. Первыми животными у которых появилась нервная система были кишечнополостные :гидры, актинии, медузы. У них появляются нервные клетки, которые обладают чувствительностью. Давайте рассмотрим рис. На стр. 115.  И ответим на вопросы:

- как расположены нервные клетки у гидры

- на что похожа нервная система (на сетку)

Вывод: у гидры сетчатая нервная система.

 (диффузная или сетчатая нервная система, кишечнополостные, состоит из нервных клеток, соединенных отростками, образуют сетку опутывающую все тело)

- опишите, что произойдет с гидрой , если ее уколоть иглой.

Просмотр диска

А как работает нервная система? При помощи рефлекса.

Итак, мы подошли к понятию рефлекс. Работа с текстом на стр.114 последнее предложение,  найти определение рефлекса, выделить главные слова, записать в тетрадь.

- как вы думаете, могут быть рефлексы у инфузории-туфельки и эвглены зеленой.

(нет, т.к. у них нет нервной системы, а без нее нет и рефлекса)

Вывод: Таким образом, работа нервной системы осуществляется на основе рефлексов. Они могут быть направлены на удовлетворение потребностей организма в пище, воде, безопасности и способствуют выживанию организмов.

Рефлексы бывают безусловные (врожденные) и условные

( приобретенные)

Учитель. В ходе эволюции нервная система прошла несколько этапов развития.

Наиболее древняя- сетчатая или диффузная. Следующий тип нервной системы- узловой (черви, насекомые, моллюски, ракообразные)

Есть и третий тип- нервная трубка у позвоночных животных.

А сейчас более подробно познакомимся с узловой нервной системой, на примере дождевого червя. Чтение вслух по цепочке стр. 116 абзац 1,2. Затем ответить на вопросы:

- назовите части нервной системы дождевого червя

- где находится у дождевого червя самый крупный нервный узел.

-почему передний конец тела червя обладает наибольшей чувствительностью? ( от надглоточного узла отходят многочисленные нервы, поэтому этот конец тела более чувствителен)

Вывод: у дождевого червя образуется подобие головного мозга, возбуждение по нервам передается в определенных направлениях, и это дает выигрыш в быстроте и точности ответных реакций.

Учитель. У  насекомых и других членистоногих животных нервная система имеет тоже узловой тип строения, но поведение их более сложное. Как можно это объяснить? ( у насекомых наиболее сильно развиты надглоточный узел и органы чувств)

-приведите примеры более сложного поведения?

(строят муравейники, соты пчелы, разделение труда, танцы пчел)

-Найдите, что лежит в основе этих видов деятельности? (Инстинкт)

-найдите определение инстинкта. (врожденный комплекс определенных, особых для каждого вида реакций на воздействие среды).

IV. Закрепление материала

Тест. Тема «Координация и регуляция»    

1. у животных работой организма управляют системы:

А) нервная             Б) кровеносная           В) эндокринная        

Г) дыхательная      д) пищеварительная           Е) мышечная

2. У амебы нервная система:

А) сетчатая          Б) узловая        В) сетчато-узловая         Г) отсутствует

3. рефлекс это:

А) способность раздражаться          Б) возможность чувствовать

В) ответное действие          Г) ответная реакция

4. нервные клетки собраны в узлы у:

А) пчелы    б) дождевого червя    в)амебы          г) инфузории-туфельки

Д) гидры          е) муравья

5. окологлоточное нервное кольцо состоит из:

А) брюшной нервной цепочки          б) подглоточного нервного узла

В) надглоточного нервного узла      г) нервных клеток

2) Познавательные задачи

. Профессору Умникову предложили выработать безусловные руфлексы у амебы, инфузории-туфельки, гидры и дождевого червя. Сможет ли профессор выполнить это задание хотя бы частично? Ответ поясните. А если бы речь шла о выработке условных рефлексов?

V. Задание на дом.

Записать все определения которые изучили на уроке.

Типы нервной системы

1. сетчатая

2. узловая

3. нервная трубка

Познавательные задачи

. профессору Умникову предложили выработать безусловные руфлексы у амебы, инфузории-туфельки, гидры и дождевого червя. Сможет ли профессор выполнить это задание хотя бы частично? Ответ поясните. А если бы речь шла о выработке условных рефлексов?

Познавательные задачи

. профессору Умникову предложили выработать безусловные руфлексы у амебы, инфузории-туфельки, гидры и дождевого червя. Сможет ли профессор выполнить это задание хотя бы частично? Ответ поясните. А если бы речь шла о выработке условных рефлексов?

Познавательные задачи

. профессору Умникову предложили выработать безусловные руфлексы у амебы, инфузории-туфельки, гидры и дождевого червя. Сможет ли профессор выполнить это задание хотя бы частично? Ответ поясните. А если бы речь шла о выработке условных рефлексов?

Познавательные задачи

. профессору Умникову предложили выработать безусловные руфлексы у амебы, инфузории-туфельки, гидры и дождевого червя. Сможет ли профессор выполнить это задание хотя бы частично? Ответ поясните. А если бы речь шла о выработке условных рефлексов?

Познавательные задачи

. профессору Умникову предложили выработать безусловные руфлексы у амебы, инфузории-туфельки, гидры и дождевого червя. Сможет ли профессор выполнить это задание хотя бы частично? Ответ поясните. А если бы речь шла о выработке условных рефлексов?

Познавательные задачи

. профессору Умникову предложили выработать безусловные руфлексы у амебы, инфузории-туфельки, гидры и дождевого червя. Сможет ли профессор выполнить это задание хотя бы частично? Ответ поясните. А если бы речь шла о выработке условных рефлексов?

Познавательные задачи

. профессору Умникову предложили выработать безусловные руфлексы у амебы, инфузории-туфельки, гидры и дождевого червя. Сможет ли профессор выполнить это задание хотя бы частично? Ответ поясните. А если бы речь шла о выработке условных рефлексов?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 6 классе по теме "Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость".

Презентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость" с использованием ИКТ....

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов и их связей с окружающей средой.

Задачи:              1. Познакомить учащихся с регуляцией процессов жизнедеятельности организмов и связи их с окружающей средой.2...

Координация и регуляция процессов жизнедеятельности организмов.

Презентация по теме "Координация и регуляция процессов жизнедеятельности организмов" для 6 класса имеет объём двух уроков по данной теме, включает задания творческие, работу с учебником, с рабочими те...

План-конспек урока Тема: Регуляция процессов жизнедеятельности у беспозвоночных организмов.

Цели урока: Образовательная – закрепить знания учащихся о движении живых организмов, изучить реакции беспозвоночных организмов на внешние воздействия;Развивающая – развитие умений самостоятельно ...

Открытый урок 6кл. Основные процессы жизнедеятельности растений

Урок обобщения и систематизации знаний по основным процессам жизнедеятельности растений...

2. Урок по теме "Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших"

Тема: Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших. Ин...

План-конспект урока биологии в 6 кл "Регуляция процессов жизнедеятельности организмов и их связей с окружающей средой".

Комбинированный (изучение нового материала) урок, сочетающий методы: урок проблемного изложения, частично-поисковый.Цели урока:1.Образовательные: познакомить учащихся с регуляцией процессов жизнедеяте...