урок по теме "Регуляция процессов жизнедеятельности организмов"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 6 классе
Тема урока «Регуляция процессов жизнедеятельности организмов и их связей с окружающей средой»
Цель урока: изучение регуляции процессов жизнедеятельности у одноклеточных и беспозвоночных животных.
Задачи урока:
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.
Оборудование: таблицы «Тип Кишечнополостные. Гидра», «Тип Простейшие», «Тип Кольчатые черви. Дождевой червь», «Тип Членистоногие. Класс Насекомые», мультимедийное учебное пособие, учебник
Основные понятия: раздражимость, рефлекс, нервная система.
Ход урока.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний.
Тестовая проверка.
III. Изучение новой темы.
План изучения.
1. О регуляции процессов жизнедеятельности одноклеточных животных и их взаимоотношений с окружающей средой.
2. диффузная нервная система кишечнополостных, особенности ее строения и роль в регуляции жизнедеятельности.
3. рефлекс – как основа нервной деятельности организмов.
4. усложнение нервной системы дождевого червя по сравнению с сетчатой нервной системой гидры.
5. особенности строения нервной системы и органов чувств членистоногих, обеспечившие им более сложное поведение, основанное на инстинктах.
Введение в тему: « Дирижерская палочка и милицейский жезл помогают представителям двух профессий выполнять свои профессиональные обязанности. Ваша задача подобрать как можно больше слов-ассоциаций, которые характеризуют функции этих предметов»
А теперь выясним , какие системы органов выполняют в организме животных эти функции «регулировщика и дирижера.
Живые организмы и окружающая среда тесно связаны между собой. Любое изменение в окружающей среде сразу же влияет на живые организмы и они отвечают на него своей деятельностью. Давайте найдем примеры в тексте учебника. Чтение текста на стр. 114 абзац 1. Приведите свои примеры.
А как это осуществляется нам помогут понять такие понятия как раздражимость, чувствительность, регуляция, координация.
Работа с учебником на стр 114 абз.2. Найти определение раздражимости.
Раздражимость – это способность организмов отвечать на воздействие окружающей среды. Обладают все живые организмы.
Все живые организмы обладают способность к регуляции и координации своих процессов, характерна она и для простейших.
Работа с рис. На стр.114 и ответы на вопросы:
- какой организм изображен на рис.
- чем отличается амеба на двух рис.
-предположите, что может вызвать такие изменения у амебы.
-можно ли сказать, что амеба обладает раздражимостью.
Работа с текстом на стр. 114 абз.3,4
Проблемный вопрос - что регулирует и координирует работу у амебы и инфузории туфельки? Что произойдет если их повредить?)
(инфузория-туфелька имеет специальные волокна, которые пронизывают ее и координируют работу ресничек. Если их повредить, то реснички будут двигаться хаотично).
Учитель .В ходе эволюции процессы координации и регуляции усложнялись и совершенствовались. Так впервые появилась нервная система, которая одновременно с эндокринной системой управляет работой многоклеточных организмов. Первыми животными у которых появилась нервная система были кишечнополостные :гидры, актинии, медузы. У них появляются нервные клетки, которые обладают чувствительностью. Давайте рассмотрим рис. На стр. 115. И ответим на вопросы:
- как расположены нервные клетки у гидры
- на что похожа нервная система (на сетку)
Вывод: у гидры сетчатая нервная система.
(диффузная или сетчатая нервная система, кишечнополостные, состоит из нервных клеток, соединенных отростками, образуют сетку опутывающую все тело)
- опишите, что произойдет с гидрой , если ее уколоть иглой.
Просмотр диска
А как работает нервная система? При помощи рефлекса.
Итак, мы подошли к понятию рефлекс. Работа с текстом на стр.114 последнее предложение, найти определение рефлекса, выделить главные слова, записать в тетрадь.
- как вы думаете, могут быть рефлексы у инфузории-туфельки и эвглены зеленой.
(нет, т.к. у них нет нервной системы, а без нее нет и рефлекса)
Вывод: Таким образом, работа нервной системы осуществляется на основе рефлексов. Они могут быть направлены на удовлетворение потребностей организма в пище, воде, безопасности и способствуют выживанию организмов.
Рефлексы бывают безусловные (врожденные) и условные
( приобретенные)
Учитель. В ходе эволюции нервная система прошла несколько этапов развития.
Наиболее древняя- сетчатая или диффузная. Следующий тип нервной системы- узловой (черви, насекомые, моллюски, ракообразные)
Есть и третий тип- нервная трубка у позвоночных животных.
А сейчас более подробно познакомимся с узловой нервной системой, на примере дождевого червя. Чтение вслух по цепочке стр. 116 абзац 1,2. Затем ответить на вопросы:
- назовите части нервной системы дождевого червя
- где находится у дождевого червя самый крупный нервный узел.
-почему передний конец тела червя обладает наибольшей чувствительностью? ( от надглоточного узла отходят многочисленные нервы, поэтому этот конец тела более чувствителен)
Вывод: у дождевого червя образуется подобие головного мозга, возбуждение по нервам передается в определенных направлениях, и это дает выигрыш в быстроте и точности ответных реакций.
Учитель. У насекомых и других членистоногих животных нервная система имеет тоже узловой тип строения, но поведение их более сложное. Как можно это объяснить? ( у насекомых наиболее сильно развиты надглоточный узел и органы чувств)
-приведите примеры более сложного поведения?
(строят муравейники, соты пчелы, разделение труда, танцы пчел)
-Найдите, что лежит в основе этих видов деятельности? (Инстинкт)
-найдите определение инстинкта. (врожденный комплекс определенных, особых для каждого вида реакций на воздействие среды).
IV. Закрепление материала
Тест. Тема «Координация и регуляция»
1. у животных работой организма управляют системы:
А) нервная Б) кровеносная В) эндокринная
Г) дыхательная д) пищеварительная Е) мышечная
2. У амебы нервная система:
А) сетчатая Б) узловая В) сетчато-узловая Г) отсутствует
3. рефлекс это:
А) способность раздражаться Б) возможность чувствовать
В) ответное действие Г) ответная реакция
4. нервные клетки собраны в узлы у:
А) пчелы б) дождевого червя в)амебы г) инфузории-туфельки
Д) гидры е) муравья
5. окологлоточное нервное кольцо состоит из:
А) брюшной нервной цепочки б) подглоточного нервного узла
В) надглоточного нервного узла г) нервных клеток
2) Познавательные задачи
. Профессору Умникову предложили выработать безусловные руфлексы у амебы, инфузории-туфельки, гидры и дождевого червя. Сможет ли профессор выполнить это задание хотя бы частично? Ответ поясните. А если бы речь шла о выработке условных рефлексов?
V. Задание на дом.
Записать все определения которые изучили на уроке.
Типы нервной системы
1. сетчатая
2. узловая
3. нервная трубка
Познавательные задачи
. профессору Умникову предложили выработать безусловные руфлексы у амебы, инфузории-туфельки, гидры и дождевого червя. Сможет ли профессор выполнить это задание хотя бы частично? Ответ поясните. А если бы речь шла о выработке условных рефлексов?
Познавательные задачи
. профессору Умникову предложили выработать безусловные руфлексы у амебы, инфузории-туфельки, гидры и дождевого червя. Сможет ли профессор выполнить это задание хотя бы частично? Ответ поясните. А если бы речь шла о выработке условных рефлексов?
Познавательные задачи
. профессору Умникову предложили выработать безусловные руфлексы у амебы, инфузории-туфельки, гидры и дождевого червя. Сможет ли профессор выполнить это задание хотя бы частично? Ответ поясните. А если бы речь шла о выработке условных рефлексов?
Познавательные задачи
. профессору Умникову предложили выработать безусловные руфлексы у амебы, инфузории-туфельки, гидры и дождевого червя. Сможет ли профессор выполнить это задание хотя бы частично? Ответ поясните. А если бы речь шла о выработке условных рефлексов?
Познавательные задачи
. профессору Умникову предложили выработать безусловные руфлексы у амебы, инфузории-туфельки, гидры и дождевого червя. Сможет ли профессор выполнить это задание хотя бы частично? Ответ поясните. А если бы речь шла о выработке условных рефлексов?
Познавательные задачи
. профессору Умникову предложили выработать безусловные руфлексы у амебы, инфузории-туфельки, гидры и дождевого червя. Сможет ли профессор выполнить это задание хотя бы частично? Ответ поясните. А если бы речь шла о выработке условных рефлексов?
Познавательные задачи
. профессору Умникову предложили выработать безусловные руфлексы у амебы, инфузории-туфельки, гидры и дождевого червя. Сможет ли профессор выполнить это задание хотя бы частично? Ответ поясните. А если бы речь шла о выработке условных рефлексов?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 6 классе по теме "Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость".
Презентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость" с использованием ИКТ....
Регуляция процессов жизнедеятельности организмов и их связей с окружающей средой.
Задачи: 1. Познакомить учащихся с регуляцией процессов жизнедеятельности организмов и связи их с окружающей средой.2...
Координация и регуляция процессов жизнедеятельности организмов.
Презентация по теме "Координация и регуляция процессов жизнедеятельности организмов" для 6 класса имеет объём двух уроков по данной теме, включает задания творческие, работу с учебником, с рабочими те...
План-конспек урока Тема: Регуляция процессов жизнедеятельности у беспозвоночных организмов.
Цели урока: Образовательная – закрепить знания учащихся о движении живых организмов, изучить реакции беспозвоночных организмов на внешние воздействия;Развивающая – развитие умений самостоятельно ...
Открытый урок 6кл. Основные процессы жизнедеятельности растений
Урок обобщения и систематизации знаний по основным процессам жизнедеятельности растений...
2. Урок по теме "Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших"
Тема: Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших. Ин...
План-конспект урока биологии в 6 кл "Регуляция процессов жизнедеятельности организмов и их связей с окружающей средой".
Комбинированный (изучение нового материала) урок, сочетающий методы: урок проблемного изложения, частично-поисковый.Цели урока:1.Образовательные: познакомить учащихся с регуляцией процессов жизнедеяте...