Открытый урок 6кл. Основные процессы жизнедеятельности растений
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Голованова Людмила Витальевна

Урок обобщения и систематизации знаний по основным процессам жизнедеятельности растений

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ  «Школа №3 имени И.А. Флерова»

Открытый урок учителя биологии Головановой Л.В.

Тема урока  «  Основные процессы жизнедеятельности растений»

18.02.11г.

Цель: систематизировать знания учащихся об основных процессах жизнедеятельности растений; обобщить знания о питании, дыхании, об испарении воды растением; углубить понятие  «индивидуальное развитие» растения; закрепить знания о размножении, росте и развитии растений, о влиянии факторов окружающей среды на рост и развитие растений о роли растений в природе и жизни человека

Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний

Оборудование: программа 1 С: Образование 3,0 Биология 6 класс  «Основные процессы жизнедеятельности растений»,таблицы.

1.Организационный момент.

2.Повторение изученного.

Задание1.(Устный опрос)

а)Питание ,дыхание ,космическая роль растений обмен веществ

1.Какие два способа питания растений мы знаем? (Корневое и воздушное)

2.Как осуществляется корневое питание у растений? (С помощью корневой системы растение извлекает из почвы минеральные в-ва, растворенные в воде)

3.Какую роль играют корневые волоски? (Они поглощают соли калия ,кальция и других хим. элементов)

4.Какова роль удобрений в жизни растений?

а)Схема на доске                                                    Удобрения

                                                                Минеральные         Органические

                          Азотные Калийные Фосфорные             Навоз Компост

б)Что означает понятие макроэлементы и микроэлементы?(Макроэлементы – содержатся в больших кол., микроэлементы – в малых)

5.Как осуществляется воздушное питание, дать определение процессу фотосинтеза?

(Фотосинтез – процесс синтеза органических в-в-углеводов- из неорганических в-в-углекислого газа и воды- в хлоропластых зеленых листьев, сопровождающийся выделением кислорода и поглощением солнечной энергии.)

6.Почему образование орган. в-в из неорганических называют воздушным питание?

 ( т.к.основным поставщиком углекислого газа является воздух)

7.Каковы особенности строения зеленого листа как специализированного органа воздушного питания? (Плоская форма дает большую поверхность соприкосновения с воздушной средой и солнечным светом)

8.Как передвигаются продукты жизнедеятельности растений? (Углеводы-органические в-ва-по ситовидным трубкам луба оттекают от листьев ко всем частям растения-сверху-вниз; минеральные в-ва, растворенные в воде поднимаются вверх по сосудам древесины)

9.Дать определение автотрофным и гетеротрофным организмам.(Автотрофы – организмы, самостоятельно синтезирующие органические в-ва из неорганических, используя солнечную энергию; гетеротрофы – организмы питающиеся готовыми органическими в-вами

10.Что означает  «Космическая роль» зеленых растений?(Только растения, используя солнечную энергию,производят органические в-ва,поставляя кислород в атмоферу)

Схема                                     Космическая роль растений

Органические в-ва  Накопление кисл.                        Накопл.энерги  Пост.углек.газа(0,03%)

                                    (21%)  Озон.слой    Создание почвы

11.Охарактеризовать процесс дыхания.(Дыхание – процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа; под действием кислорода происходит распад орг. В-в на углекислый газ и воду, выделяется энергия)

12.Дать характеристику процессу обмена в-в. (Обмен в-в-это совокупность протекающих в организме хим. превращений, обеспечивающих рост и развитие организма. его размножение и контакт с окружающей средой. дыхание и фотосинтез – необходимые условия обмена в-в)

13.Охарактеризовать этапы водного обмена. (1-Поглощение воды корнями 2-передвижение воды по сосудам древесины 3 - испарение воды листьями)

2.1.аСамостоятельная работа по вариантам.Тесты  (Приложение1)

б)Размножение и оплодотворение, рост и развитие ,зависимость от условий окружающей среды

1.Что такое процесс размножения? (Это увеличение числа особей)

2.Какие типы размножения вы знаете?(Бесполое и половое)

Схема                              Размножение

                           Половое              Бесполое

                                            Вегетативное  Размножение спорами

3.Дать определение процессу оплодотворение. (Оплодотворение – это процесс слияния мужских и женских гамет)

4.Как называют мужские и женские гаметы? (Спермии у семенных растений, сперматозоиды у споровых – мужские гаметы; яйцеклетки – женские гаметы)

5.Что такое зигота? (Слияние мужской и женской гамет в процессе оплодотворения дают зиготу)

6.Почему оплодотворение у цветковых растений называют двойным?(т.к. происходит слияние 2х спермиев с яйцеклеткой и с центральным ядром)

7.Какой ученый открыл двойное оплодотворение? (Сергей Гаврилович Навашин)

8.Что такое вегетативное размножение? (Один из видов бесполого размножения; размножение частями растения: корнем и побегом: листьями, стеблем, почками)

9.Значение вегетативного размножения.(Получение точной копии материнского растения, происходит быстрее полового размножения)

10Чем отличается искусственное вегетативное размножение от естественного? (Искусственное- с помощью человека)  

11.Что такое прививка? (Пересадка вегетативных частей одного растения на другое и сращивание друг с другом)

12.Что такое подвой и привой? Значение (Растение на которое прививают  - подвой, растение которое прививают – привой. Выращивание сортовых плодоых деревьев.прививки черенком и глазком)

13.Какой ученый вывел много ценных сортов плодовых и ягодных культур?(Иван Владимирович Мичурин)

14.Коково отличие растений от других живых организмов?(Растут в течении всей жизни – К.АТимирязев)

15.Дать определение понятию рост и развитие. (Рост – это необратимое увеличение массы организма- количественные изменения; Развитие – качественные изменения в строении и жизнедеятельности организма)

16.Что такое индивидуальное развитие организма? (Это преобразование организма от зарождения до смерти)

2.1б.Самостоятельная работа по вариантам.Тесты  (Приложение2)

Задание 3

 Выберите правильные утверждения:

3.1)

а)только растения могут поглощать энергию солнечного излучения

б)питание растений воздухом называют воздушным питанием

в)потребляя неорганические в-ва: углекислый газ .воду и минеральные соли,-растение питается

г)в лесу поглощенные растениями минеральные соли возвращаются в почву с опавшими листьями и хвоей

 д)с помощью хлорофилла.углекислого газа и воды в листе образуются органические в-ва (сахара)

е)на полях после уборки урожая поглощенные растениями минеральные в-ва не возвращаются в почву

ж)автотрофы – организмы,способные самостоятельно синтезировать органические в-ва из неорганических

3.2)

а) роль зеленых растений называется космической потому,что они из космоса получают энергию солнечного света

б) с появлением на Земле зеленых растений образовался атмосферный кислород

в) водный ток в растении зависит только от всасывающей способности корневых волосков

г ) обмен в-в – это только питание и дыхание  растений

д) поступающая из космоса энергия  солнечного света запасается зелеными растениями в виде углеводов, жиров и белков

е) зеленые растения поглощают энергию солнечного света и преобразуют в энергию химических связей

ж)кислород- в-во ,необходимое для фотосинтеза и дыхания растений

з)дыхание – это расщепление сложных органических в-в на более простые, неорганичесие, и освобождение энергии химических связей

Задание 4.

Работа в парах, попеременно отвечая на вопросы.

Ответ оценивается по 5 системе (5 вопросов):

1.К минеральным удобрениям относится:

а)навоз б)зола в)перегной г)фосфорные удобрения д)азотные удобрения

2.Выберите правильные утверждения :

а) зеленые растения – автотрофы,т.е. способны самостоятельно создавать органические в-ва

б) лист является специальным органом воздушного питания, т. к. при участии энергии солнечного света в хлорофилловых зернах из углекислого газа и воды образуются органические в-ва

в)сложный процесс фотосинтеза идет в хлоропластах в течение суток безостановочно

г)корневое питание обеспечивает растения минеральными солями и водой, а воздушное питание является основным поставщиком органических в-в

3.Дыхание в отличие от фотосинтеза: а)характерно для всех организмов

б)происходит во всех клетках растения в)свойственно только растениям г)характеризуется выделением углекислого газа

4.Двойное оплодотворение происходит у цветковых растений в результате:

а)слияния спермия с яйцеклеткой б)слияния одного спермия с яйцеклеткой ,а другого – с центральным ядром зародышего мешка

5.Половое размножение в отличие от вегетативного: а)возможно при участии генеративных органов б)вегетативных органов в)связано с оплодотворением г)обеспечивает наследование признаков обоих родителей

Задание 5.

6.1Весной у березы,сделав разрез в коре,часто берут сладкий березовый сок.

От восходящего или низходящего тока берут этот сок?

Что произойдет с березой,если у не взяли много сока?

6.2Почему бесполое размножение так широко представлено в царстве растений?

6.3Можно ли сказать,что обмен в-в влияет на окружающую среду?

6.4Почему рост и развитие растений зависят друг отдруга?

6.5.Как условия окружающей среды воздествуют на рост и развитие растений?

3.Подведение итогов

4.Домашнее задание:повторить главу 4.

Тесты 1 б) (Приложение2)

В-1

В-2

1.искусственное вегетативное размножение: а)основано на природных процессах б)помогает выращивать культурные растения в)вредно для растений г)используется в с/х

1.Развитие растений, в отличие от роста: а)взаимосвязано с окружающей средой б)качественное изменение в)длится не всю жизнь г)приводит к более активной жизнедеятельности

2.Индивидуальное развитие – это: а)дыхание растений б)размножение растений в)питание растений г)преобразование организма от зарождения до смерти

2.Характерными особенностями растений являются: а)наличие хлорофилла б)рост в течении всей жизни в)способность к фотосинтезу г)многоклеточность

3.Суточные ритмы обусловлены: а)сменой дня и ночи б)колебаниями освещенности в)колебаниями влажности г)колебаниями температуры

3.Самый важный абиотический фактор: а)свет б)вода в)температура г)солевой состав среды

4.От условий окружающей среды зависит: а)и рост и развитие б)только рост растения

в)только развитие г)ни то, ни другое

4.Прививка – а)размножение усами б)защита растений от болезней в)искусственное вегетативное размножение г)обеспечивает наследование признаков обоих родителей

Тесты 1 а) (Приложение1)

В-1

В-2

1.Какие в-ва получают растения с помощью корневого питания? а)кристаллы минеральных в-в б)воду в)органические в-ва г)минеральные в-ва, растворенные в воде

1.Зигота – особая клетка, образовавшаяся в результате: а) образования женских и мужских половых клеток б)перемещения спермия к яйцеклетке в)слияния сперматозоида(спермия)с яйцеклеткой

2.Размножение,необходимое свойство жизни  ,может быть: а)половым и бесполым

б)вегетативным и споровым в)половым и вегетативным г)вегетативным

2.Высшие растения размножаются вегетативно с помощью: а) листа б)слоевища в)корня г)цветка

Космическая роль растений обусловлена тем,что они: а)обеспечивают плодородие почвы б)способствуют накоплению кислорода в атмосфере в)имеют зеленую окраску г)накапливают в себе органическую массу

3.Основные продукты фотосинтеза – а)белки б)сахар в)соли г)кислород

4.Дыхание у растений интенсивнее6 а) днем б)летом в)ночью г)в молодых тканях

4.В жаркие часы дня листья растений увядают, потому, что: а)низкая интенсивность дыхания б)слишком высокая интенсивность фотосинтеза в)они отмирают

г )испарение воды превышает ее поступление

Тесты 1 б) (Приложение2)

В-1

В-2

1.искусственное вегетативное размножение: а)основано на природных процессах б)помогает выращивать культурные растения в)вредно для растений г)используется в с/х

1.Развитие растений, в отличие от роста: а)взаимосвязано с окружающей средой б)качественное изменение в)длится не всю жизнь г)приводит к более активной жизнедеятельности

2.Индивидуальное развитие – это: а)дыхание растений б)размножение растений в)питание растений г)преобразование организма от зарождения до смерти

2.Характерными особенностями растений являются: а)наличие хлорофилла б)рост в течении всей жизни в)способность к фотосинтезу г)многоклеточность

3.Суточные ритмы обусловлены: а)сменой дня и ночи б)колебаниями освещенности в)колебаниями влажности г)колебаниями температуры

3.Самый важный абиотический фактор: а)свет б)вода в)температура г)солевой состав среды

4.От условий окружающей среды зависит: а)и рост и развитие б)только рост растения

в)только развитие г)ни то, ни другое

4.Прививка – а)размножение усами б)защита растений от болезней в)искусственное вегетативное размножение г)обеспечивает наследование признаков обоих родителей

Задание 4.

Работа в парах, попеременно отвечая на вопросы.

Ответ оценивается по 5 системе (5 вопросов):

1.К минеральным удобрениям относится:

а)навоз б)зола в)перегной г)фосфорные удобрения д)азотные удобрения

2.Выберите правильные утверждения :

а) зеленые растения – автотрофы,т.е. способны самостоятельно создавать органические в-ва

б) лист является специальным органом воздушного питания, т. к. при участии энергии солнечного света в хлорофилловых зернах из углекислого газа и воды образуются органические в-ва

в)сложный процесс фотосинтеза идет в хлоропластах в течение суток безостановочно

г)корневое питание обеспечивает растения минеральными солями и водой, а воздушное питание является основным поставщиком органических в-в

3.Дыхание в отличие от фотосинтеза: а)характерно для всех организмов

б)происходит во всех клетках растения в)свойственно только растениям г)характеризуется выделением углекислого газа

4.Двойное оплодотворение происходит у цветковых растений в результате:

а)слияния спермия с яйцеклеткой б)слияния одного спермия с яйцеклеткой ,а другого – с центральным ядром зародышего мешка

5.Половое размножение в отличие от вегетативного: а)возможно при участии генеративных органов б)вегетативных органов в)связано с оплодотворением г)обеспечивает наследование признаков обоих родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок биологии 6 класс по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений»

Обобщающий урок биологии для обучающихся 6 класса. Данный урок построен на системном подходе изучения биологии, и позволяет повторить и обобщить не только биологические понятия по теме, но и подвести ...

Контрольная работа по ботанике на тему "Основные процессы жизнедеятельности растений"

Данная контрольная работа представлена в виде разноуровневого теста  в 2 вариантах  (с ответами)...

Самостоятельная работа по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений».

Самостоятельная работа и готовые карточки по теме "Основные процессы Жизнедеятельности растений" 6 класс....

Основные процессы жизнедеятельности растений

1. Технологическая карта урока2. Призентация на тему "Основные процессы жизнедеятельности растений"...

«Основные процессы жизнедеятельности растений».

laquo;Основные процессы жизнедеятельности растений»....