2. Урок по теме "Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших"
план-конспект урока по биологии (7, 8 класс) на тему
Тема: Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших. Инструктаж по ТБ.
Цель: познакомить школьников с представителями подцарства Простейшие, дать им характеристику, рассмотреть особенности процессов жизнедеятельности развивать умение делать выводы, воспитывать наблюдательность, аккуратность и точность в работе, самообразовательную, коммуникативную компетентности.
Оборудование: раздаточный материал, ноутбук, видеофрагменты
Понятия: циста, бентос, планктон, пелликула, сократительная вакуоль, псевдоподии, таксис, коньюгация.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок № 2
Тема: Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших. Инструктаж по ТБ.
Цель: познакомить школьников с представителями подцарства Простейшие, дать им характеристику, рассмотреть особенности процессов жизнедеятельности развивать умение делать выводы, воспитывать наблюдательность, аккуратность и точность в работе, самообразовательную, коммуникативную компетентности.
Оборудование: раздаточный материал, ноутбук, видеофрагменты
Понятия: циста, бентос, планктон, пелликула, сократительная вакуоль, псевдоподии, таксис, коньюгация.
Ход урока.
1×30
1. «Нулевой контроль» - письменный опрос
- Из чего состоит тело эукариот и прокариот? -0,5б
- Назовите основные органеллы растительной клетки. – 1б.
- Перечислите ткани растительного организма? - 1б
- Перечислите органы растений и их основные функции. - 3б
- Перечислите способы размножения растений. - 1б
- Что такое фотосинтез?- 2б
- Перечислите структуры -1,5б
1вар. корня 2 вар.стебля
2. Понятийный опрос - письменный опрос
Дать определение понятиям: фагоцитоз, гетеротрофы, гликокаликс, псевдоподии, царство животные
3. Работа у доски
1. Расположите в правильной последовательности систематические категории: вид, царство, империя, род, семейство, тип, надцарство, класс, отряд
2. Рассказать о строении животной клетки, ее отличии от клеток растений и грибов.
2×30
- Мотивация учебной деятельности.
(рассказ об открытии А.Левенгука “300 лет назад жил в г.Дельфте, что в Голландии шлифовальщик стекол Антон Левенгук. Через свои стекла он рассматривал окружающий его мир. Взяв застоявшуюся воду из бочки, он увидел в ней движущиеся организмы. Левенгук очень удивился и назвал их ничтожнейшими зверушками. Позднее ученые дали им название простейшие. Заслуга Левенгука перед наукой велика: во-первых, он открыл не видимых невооружённым глазом животных. И, во-вторых, он сделал микроскоп орудием изучением природы”)
показ видеофрагмента
А как думаете вы? Откуда взялись эти маленькие зверушки? Как вы думаете, о ком пойдет речь сегодня на уроке?
- Изучение нового материала.
- Систематическое положение.
Империя клеточные
Надцарство эукариоты
Царство животные
Подцарство одноклеточные
Тип Инфузории Саркомастигофоры Споровики
Класс Реснитчатые Саркодовые Жгутиковые
Род Инфузория Амеба Эвглена
Вид И.- туфелька А.обыкн. Э.зеленая
Вопрос – как вы думаете, что объединяет эти организмы в одно подцарство и почему они относятся к разным классам?
2. Строение и жизнедеятельность Простейших.
Работа с книгой - прочитав § 9, ответьте на вопрос: где живут, как дышат, питаются, двигаются, размножаются эти организмы?
Распространение
Особенности строения
Органы движения
Питание
Дыхание
Регуляция внутриклеточного давления
Размножение
Раздражимость
При неблагоприятных условиях
2. Закрепление изученного материала.
1. Работа с понятиями – пелликула, ложноножки, циста, пищеварительные вакуоли
2. Работа с учебником – вопросы к § 9
3×30
1.Закрепление изученного материала.
1. Выполнение лабораторной работы № 1
2. Изучение нового материала.
1. Разнообразие простейших (свободноживующие)
Пресные водоемы Моря
Планктон – инфузория Фораминиферы Радиолярии
Бентос - амеба протей
эвглена зеленая
арцелла обыкновенная
Работа с книгой - прочитав § 10, расскажите о своем животном
1 вар. Амеба
2 вар. Эвглена
3 вар. Инфузория –туфелька
1. Работа с тетрадью: заполнить таблицу «Сравнительная хар-ка Простейших»
Сравнительная характеристика простейших
Параметры для сравнения | Амеба обыкновенная | Эвглена зеленая | Инфузория туфелька |
Среда обитания | Водоемы с грязной водой | ||
Признаки организации: - количество клеток -количество ядер -форма (постоянная, непостоянная) -размеры | 1 1 Непостоянная 0,5мм | 1 1 Постоянная 0,05мм | 1 2 Постоянная 0,3мм |
Органеллы движения | Ложноножки | Жгутик | Короткие реснички |
Питание | пища – бактерии, водоросли, др. простейшие. (гетеротрофное) | Фотосинтез – на свету в хлоропластах (автотрофное), в темноте (гетеротрофное) МИКСОТРОФНОЕ – смешанный тип питания. | Желобок с длинными ресничками, рот, глотка, пищеварительная вакуоль. Основная пища – бактерии. (гетеротрофное) |
Дыхание | Растворенный в воде кислород проникает через всю поверхность тела | ||
Выделение | Сократительная вакуоль | Сократительная вакуоль | 2 сократительные вакуоли; порошица |
Размножение | Деление надвое | Деление надвое | Бесполое, половое - коньюгация |
Значение | Пища для животных (звено в цепи питания). |
3. Закрепление изученного материала.
1. Ответить на вопрос:
В пробирку с культурой Эвглены зеленой добавили небольшое количество картофельного отвара. Пробирку поставили в темноту. Через две недели зеленая окраска культуры исчезла. Как вы думаете, погибли ли эвглены? Что будет, если пробирку поставить на свет?
Ответ: организмы не погибли, хотя и лишились своей зелёной окраски. Если пробирку поставить на свет, то появится зеленая окраска культуры.
В пазухах листьев высокой пальмы скопилась дождевая вода. Через некоторое время в ней были обнаружены те же инфузории, что и в расположенном рядом озере. Каким образом инфузории «взобрались» на пальму?
Ответ: неблагоприятные условия, например, пересыхание водоема, инфузории переживают в состоянии цисты. Ветром цисты могли быть занесены на пальму
2. Биологического диктанта.
1. Вырост тела амеба ... (ложноножка)
2. Содержимое пищеварительной вакуоли ... (пищеварительный сок)
3. Вакуоль, удаляющая продукты обмена ... (сократительная)
4. Поступление в организм амебы пищи, воды и кислорода и вывод вредных веществ называется . (обменом веществ)
5. Защитная оболочка у амебы ... (циста)
6. Есть ли у амебы пищеварительная вакуоль? (есть)
4. Домашнее задание
1. Проработать § 9,10; ответить на вопросы к § 9,10 ;
2. Выучить понятия, общую характеристику Простейших
3. Заполнить таблицу «Сравнительная хар-ка Простейших»
4.
|
|
|
Лабораторная работа №1.
Тема: наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших.
Цель: познакомиться со строением представителей свободноживующих простейших, рассмотреть процессы их жизнедеятельности.
Оборудование: микроскоп, культуры простейших
Ход работы.
1. Рассмотрим под микроскопом каплю воды. Наблюдаем представителей п/ц Одноклеточные
Проба №1 - Амеба протей. Цитоплазма образует – ложноножки. Вокруг добычи образовалась – пищеварительная вакуоль
Проба № 2 - Эвглена зеленая. Тип питания - миксотрофное
Проба №3. Инфузория туфелька.
Вывод:
1. К каким классам принадлежат организмы, которых вы видели?
2. Назовите характерные черты представителей каждого из этих классов?
Проба №1 - Амеба протей. Орган передвижения – ложноножки. Меняет свою форму.
Проба № 2 - Эвглена зеленая. Орган передвижения – жгутик. Имеет хлоропласты.
Проба №3 - Инфузория туфелька. Орган передвижения – реснички. Имеет 2 ядра и 2 сократительных вакуоли. Могут размножаться половым путем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока "Отдел Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности"
Аттестационная работа: проект урока по биологии: «Отдел Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности» 7класс...
Открытый урок в 7 классе по теме " Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности"
Цель урока: проследить учащимися ,связь между, особенностями строения и жизнедеятельностью паукообразных и наземной средой, воспитать умение работать коллективно, оценивать возможности свои и возможно...
конспект урока "Класс Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных"
Конспект урока " Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека"...
Урок биологии в 7 классе. Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе, практическое значение
Урок биологии был представлен на ЕМД в школе....
Конспект урока с использованием лабораторной работы по теме "Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей"
Конспект урока можно использовать в 7 классе при изучении темы "Тип кольчатые черви. Внешнее и внутреннее строение кольчатых червей." Для лабораторной работы используются натуральные объекты-дождевые ...
Урок по теме "Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших"
Тема: Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности...
Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений». Урок биологии 6 класс.
План-конспект открытого урока по теме: Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа «Изучение внешнего строения моховидных растений». В ходе урока отр...