Рабочая программа по биологии для 8 класса
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Филатова Галина Юрьевна

Программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой. Рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). В программе предусмотрены лабораторные и практические задания в соответствии с рекомендациями авторской программы.

Рекомендуемый учебник: Биология: 8 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (М., изд. центр "Вентана-Граф")

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Биология» для 8 класса

составленная на основе рабочей программы для 5-9 классов

И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко , А.Г. Драгомилов , Т.С. Сухова. (Биология: 5 - 9 классы: программа. - М.: Вентана-Граф , 2012.)

Учебник:

 Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.

       Биология: 8 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений   (М., изд.  центр "Вентана-Граф» 2014 год)

По учебному плану 2 часа в неделю, 70 часов в год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Структура курса складывается из трех частей. В первой раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, дается топография органов, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, проводится знакомство с разноуровневой организацией организма, рассматриваются клеточное строение, ткани. Во второй части дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и эндокринной системах и их связи, анализаторах, поведении и психике. В третьей, завершающей части рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности: темперамент, характер, способности и др.

По программе предусмотрены лабораторные и практические работы. По желанию учителя часть их может быть выполнена в классе, часть задана на дом (в классе проверяются и интерпретируются полученные результаты). Среди практических работ большое внимание уделяется функциональным пробам, позволяющим каждому школьнику оценить свои физические возможности путем сравнения личных результатов с нормативными. Включены также тренировочные задания, способствующие развитию наблюдательности, внимания, памяти, воображения.

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  1. Драгомилов, А. Г. Биология : 8 класс [Текст] : учебник для учащихся общеобразоват. учреждений / А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш. - М. : Вентана-Граф, 2011.
  2. Драгомилов,  А. Г. Биология : 8 класс [Текст] : рабочая тетрадь № 1 и 2 для учащихся общеобразоват. учреждений / А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш. - М. : Вентана-Граф, 2011.
  3. Драгомилов, А. Г. Биология. Человек. 8 класс [Текст] : методическое пособие / А. Г. Драгомилов. Р. Д. Маш. - М. : Вентана-Граф, 2010.
  4. Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы [Текст] : программы / И. Н. Пономарева, Т. С. Сухова, И. М. Швец. - М. : Вентана-Граф, 2010.

Дополнительная литература для учителя:

  1. Воронин, Л. Г. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека [Текст] : кн. для учителя / Л. Г. Воронин, Р. Д. Маш. - М. : Просвещение, 1983. -160 с. : ил.
  2. Никишов, А. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс [Текст] / А. И. Никишов. - М. : Дрофа, 2010.
  3. Рохлов, В. С. Дидактический материал по биологии. Человек [Текст] : кн. для учителя / В. С. Рохлов. - М. : Просвещение, 1997. - 240 с. : ил.
  4. Семенцова, В. Н. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. Биология. Человек [Текст] / В. Н. Семенцова, В. И. Сивоглазов. - М. : Дрофа, 2010.-144 с.

5. Фросин, В. И. Готовимся к Единому государственному экзамену : Биология. Человек [Текст] / В. И. Фросин, В. И. Сивоглазов. - М. : Дрофа, 2009.

Мультимедиа-поддержка курса «Биология. Человек»:

  • 1С: Школа. Биология. Человек. 8 класс (2 CD);

•        Биология. Человек. 8 класс : мультимедийное приложение к учебнику Н. И. Сонина, М. Р. Сапина (CD).

  • Биология. 6-11 классы : лабораторный практикум (CD).
  • Интернет-ресурсы:

http://bio.lseptember.ru - газета «Биология» (приложение к газете «1 сентября»); www.bio.nature.ru - научные новости биологии;

www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования;

www.km.ru/edication - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».

Изучение биологии направлено на достижение

следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания живой природы
  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры поведения в природе
  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

                           Задачи раздела  «Человек» ( 8 класс )

  • обучения:

создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской  компетентностей:

  1. обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образования

                                                             через систему из 68 уроков и

                                                             индивидуальные образовательные

                                                             маршруты учеников

  1. продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности

                                                              через лабораторные работы и

                                                              систему особых домашних заданий

  1. продолжить развивать у детей общеучебные умения: особенно у восьмиклассников умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу

                                                                через систему разнообразных

                                                                заданий

  • развития: 

создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у восьмиклассников моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков

  • воспитания:

способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной  «Я-концепцией», формированию у школьников валеологической и коммуникативной компетентностей: особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием, воспитывать  у них независимость и способность к эмпатии   через учебный материал уроков  и КСО

                         

.                            Содержание учебной программы:

Биологическая и социальная природа человека. (1ч)

   Биологические и социальные факторы в становлении человека. Принципиальные отличия условий жизни человека, связанные с появлением социальной среды. Её преимущества и издержки. Зависимость человека как от природной, так и от социальной сред. Значение знаний о строении и функциях организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих.

     Тема 1. " Организм человека. Общий обзор" - 5 часов.

Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека. Место человека в живой природе. Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. Ткани. Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция.

                     В соответствии со cтандартом биологического образования

                                                     учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • систематическое положение вида чело-век разумный
  • место человека в живой природе
  • биосоциальную природу человека
  • строение клетки
  • краткие сведения о строении и функциях основных тканей
  • основные процессы жизнедеятельности клетки
  • расположение основных органов в организме человека

на повышенном уровне:

  • соответствие строения тканей выполняемым функциями
  • взаимосвязь органов и систем органов как основа целостности организма
  • уровни организации организма
  • нервно-гуморальная регуляция деятельности организма

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • пользоваться микроскопом
  • распознавать на таблицах части клетки, органы и системы органов

на повышенном уровне:

  • распознавать на микропрепаратах разные виды тканей
  • обосновывать взаимосвязь строения и функций тканей

            Тема 2. "Опорно-двигательная система" - 7 часов

Строение, состав и соединение костей. Скелет человека. Первая помощь при травмах. Мышцы: их строение и значение. Работа мышц. Нарушения осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы.

В соответствии со cтандартом биологического образования

                                                   учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • значение опорно-двигательной системы
  • скелет человека, его отделы
  • типы соединения костей
  • виды костей
  • рост костей
  • мышцы, их функции
  • влияние ритма и нагрузки на работу мышц
  • утомление
  • роль физических упражнений для опорно-двигательной системы
  • повреждения скелета

на повышенном уровне:

  • сходство скелетов человека и животных
  • особенности строения скелета, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением
  • микроскопическое строение костей
  • основные группы мышц тела человека
  • работа мышц: статическая и динамическая
  • роль нервной системы в регуляции деятельности мышц

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • показывать отделы скелета и отдельные кости
  • узнавать типы мышечной ткани
  • оказывать первую помощь при травмах
  • уметь выявлять нарушение осанки и плоскостопие

на повышенном уровне:

  • распознавать на микропрепаратах виды мышечной ткани
  • обосновывать необходимость активного отдыха для борьбы с гиподинамией        

                  Тема 3. "Кровь и кровообращение". -  8  часов

Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав. Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови. Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Движение лимфы. Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

В соответствии со cтандартом биологического образования

                                                  учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • состав внутренней среды организма
  • значение крови и кровообращения
  • состав крови
  • иммунитет
  • СПИД
  • группы крови
  • переливание крови
  • инфекционные заболевания и меры борьбы с ними
  • органы кровообращения
  • строение сердца
  • круги кровообращения
  • виды кровотечений
  • предупреждение сердечно-сосудистных заболеваний
  • влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды

на повышенном уровне:

  • взаимосвязь между составными частями внутренней среды организма
  • свойства крови
  • состав плазмы
  • особенности строения клеток крови в связи с выполняемыми функциями
  • резус-фактор
  • донорство
  • виды иммунитета
  • роль Дженнера, Пастера, Мечникова в создании учения об иммунитете
  • особенности строения сосудов
  • работа сердца
  • движение крови по сосудам
  • кровяное давление
  • нервно-гуморальная регуляция деятельности сердца и сосудов
  • лимфообращение

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • распознавать клетки крови на рисунках
  • определять пульс
  • оказывать первую помощь при кровотечениях
  • соблюдать правила общения с инфекционными больными
  • выделять факторы, отрицательно влияющие на сердечно-сосудистую систему

на повышенном уровне:

  • сравнивать строение клеток крови человека и других животных
  • определять кровяное давление

                       

                                 

                                Тема 4. "Дыхательная система" - 6 часов.

Значение дыхания. Органы дыхания. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражениях органов дыхания.

В соответствии со стандартом биологического образования

                                                  учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • значение дыхания
  • строение и функции органов дыхания
  • жизненная емкость легких
  • инфекционные болезни: грипп, туберкулез
  • гигиена органов дыхания
  • вредное влияние курения на органы дыхания
  • приемы искусственного дыхания

на повышенном уровне:

  • особенности строения дыхательных путей в связи с их функциями
  • дыхательные движения
  • газообмен в легких и тканях
  • нервно-гуморальную регуляцию дыхания
  • взаимосвязи органов дыхания с другими системами органов
  • охрана воздушной среды

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • показывать на рисунках и таблицах органы дыхания
  • владеть приемами искусственного дыхания

на повышенном уровне

  • обосновывать взаимосвязь строения с функциями
  • выявлять факторы, вызывающие болезни органов дыхания

                               

                          Тема 5. "Пищеварительная система" - 7 часов.

Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости и желудке, изменение питательных веществ в кишечнике. Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения.

В соответствии со стандартом биологического образования

                                                          учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • пищевые продукты
  • питательные вещества
  • строение и функции органов пищеварения
  • зубы, виды зубов
  • пищеварительные железы
  • всасывание
  • гигиена питания
  • предупреждение желудочно-кишечных заболеваний
  • влияние никотина и алкоголя на пищеварение

на повышенном уровне

  • методы изучения пищеварения
  • пищеварительные ферменты, их значение
  • внутреннее строение зуба
  • роль И.П. Павлова в изучении функций органов пищеварения
  • функции пищеварительных желез
  • регуляция процессов пищеварения

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • показывать на рисунках органы пищеварения
  • владеть приемами оказания первой помощи при отравлениях

на повышенном уровне:

  • обосновывать взаимосвязь строения с функциями
  • определять топографию органов пищеварения

                                                                       

                              Тема 6. «Обмен веществ и энергии. Витамины» - 3 часа.

                 Обменные  процессы в организме. Нормы питания. Витамины.

В соответствии со стандартом биологического образования

                                                                               учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • общая характеристика обмена веществ и энергии
  • пластический обмен, энергетический обмен и их значение
  • значение для организма белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей
  • влияние никотина и алкоголя на обмен веществ
  • витамины
  • способы сохранения витаминов в пищевых продуктах
  • рациональное питание
  • режим питания школьников

на повышенном уровне

  • взаимосвязь пластического и энергетического обмена
  • обмен воды и минеральных солей
  • обмен органических веществ
  • роль витаминов в обмене веществ
  • нормы питания

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • применять правила гигиены на практике

на повышенном уровне:

  • составлять суточный рацион питания

                         Тема 7. " Мочевыделительная система". – 2 часа

 Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек.  Нефрон- функциональная единица почки. Образование первичной и конечной мочи. Удаление конечной мочи из организма: роль почечной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. Предупреждение их заболеваний.  Гигиеническая оценка питьевой воды.

В соответствии со стандартом биологического образования

                                                                          учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • значение выделения
  • органы мочевыделительной системы
  • профилактика заболеваний почек
  • строение и функции кожи
  • роль кожи в терморегуляции
  • закаливание организма
  • первая помощь при поражении кожи
  • гигиенические требования к одежде и обуви

на повышенном уровне:

  • микроскопическое строение почек
  • образование первичной и вторичной мочи
  • взаимосвязь строения кожи с выполняемыми функциями
  • механизм образования тепла

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • распознавать на рисунках органы мочевыделительной системы.

на повышенном уровне:

  • устанавливать связи функций выделительной системы  с функциями других систем органов

Тема 8. "Кожа" - 4 часа

Значение  и строение кожных покровов и слизистых оболочек, защищающих организм от внешних воздействий. Функции эндосперма, дермы и гиподермы. Волосы и ногти – роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. Нарушения кожных покровов и повреждения кожи.  Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания кожи; их предупреждение и меры защиты от заражения. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.

В соответствии со стандартом биологического образования

                                                                          учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • строение и функции кожи
  • роль кожи в терморегуляции
  • закаливание организма
  • первая помощь при поражении кожи
  • гигиенические требования к одежде и обуви

на повышенном уровне:

  • взаимосвязь строения кожи с выполняемыми функциями
  • механизм образования тепла

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах, обморожениях и ожогах

на повышенном уровне:

  • устанавливать связи функций кожи с функциями кровеносной, выделительной и других систем органов
  • обосновывать гигиенические правила

                            Тема 8. "Эндокринная система" - 2 часа

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

В соответствии со стандартом биологического образования

                                                                           учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • значение желез внутренней секреции для роста, развития и регуляции функций в организме

на повышенном уровне:

  • отличие гуморальной регуляции функций в организме от нервной

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • находить на таблице железы внутренней секреции

на повышенном уровне:

  • сравнивать гормоны, витамины и фер-менты, как биологически активные ве-щества

Тема 9. "Нервная система" - 6часов

Значение, строение и функционирование нервной системы. Вегетативная нервная система. Спинной мозг.  Отделы головного мозга.  Аналитико – синтетическая функция коры больших полушарий.

В соответствии со стандартом биологического образования

                                                учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • значение нервной системы
  • отделы нервной системы
  • строение и функции спинного мозга
  • строение и функции головного мозга
  • факторы, нарушающие функции нервной системы

на повышенном уровне:

  • особенности строения отделов нервной системы
  • особенности строения головного мозга в связи с социальным поведением
  • вегетативная и соматическая нервные системы

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • показывать на таблицах отделы нервной системы, части спинного и головного мозга

на повышенном уровне:

               

Тема 9. " Органы чувств. Анализаторы". - 5 часов

Значение, строение и функционирование нервной системы. Вегетативная нервная система. Спинной мозг. Головной мозг. Как действуют органы чувств и анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз. Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Органы осязания, обоняния и вкуса.

В соответствии со стандартом биологического образования

                                                учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • органы чувств и их значение
  • строение и функции органов зрения и слуха
  • гигиена зрения
  • предупреждение нарушений слуха

на повышенном уровне:

  • анализаторы
  • взаимодействие анализаторов
  • органы равновесия, осязания, обоняния и вкуса

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • узнавать на моделях части органов зрения и слуха

на повышенном уровне:

  • составлять схемы зрительных и слуховых восприятий
  • объяснять соответствие строения органов и выполняемых ими функций

                     Тема 10. "Поведение и психика" - 6 часов

Врожденные и приобретенные формы поведения. Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон и его значение. Особенности высшей нервной деятельности человека. Работоспособность.

В соответствии со Стандартом биологического образования

                                                 учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • общая характеристика ВНД
  • характеристика условных и безусловных рефлексов
  • понятие о речи, мышлении, внимании, памяти, эмоциях как функциях мозга
  • значение сна
  • гигиена умственного и физического труда
  • режим дня школьника
  • вредное влияние алкоголя, никотина и наркотиков на нервную систему

на повышенном уровне:

  • роль И. Сеченова и И. Павлова в создании учения о ВНД
  • образование и торможение условных рефлексов, их биологическое значение
  • социальная обусловленность поведения человека
  • изменение работоспособности в трудовом процессе
  • профилактика нервно-психических расстройств

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • применять упражнения по тренировке внимания и памяти
  • составлять режим дня школьника

на повышенном уровне:

  • сравнивать условные и безусловные рефлексы
  • вырабатывать условные рефлексы у домашних животных

     Тема 11. "Индивидуальное развитие человека" - 5 часов

Половая система человека. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. О вреде наркогенных веществ. Психические особенности личности.

В соответствии со стандартом биологического образования

                                                    учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • система органов размножения
  • оплодотворение и внутриутробное развитие
  • рождение ребенка
  • рост и развитие ребенка
  • характеристику подросткового периода
  • вредное влияние никотина, алкоголя и других факторов на потомство

на повышенном уровне:

  • основные этапы внутриутробного развития
  • периоды развития ребенка после рождения и их характеристика (физиологические и психические изменения)
  • условия правильного развития биосоци-ального существа

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • выделять факторы, влияющие на здоровье потомства

на повышенном уровне:

  • составлять «кодекс» здорового образа жизни будущих родителей


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 КЛАСС, 70 ЧАСОВ (2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ)

Дата

Тема

урока

Тип

урока

Формы

контроля

Домашнее

задание

План

Факт

Введение 1 ч.

1

1 нед

 Науки об организме человека                

                                

Изучение нового материала

Введение,

§1;

Общий обзор организма человека 5 ч.

2

1 нед

Структура тела.                        

Комбинированный урок

§2

3

2 нед

Клетка, ее строение, химический состав, жизнедеятельность                                                

 

Изучение нового материала

Лабораторная работа 1 «Действие фермента каталазы на пероксид водорода» (учебник, с. 18);

§3;

4

2 нед

Ткани                                        

Комбинированный урок

Лабораторная работа 2 «Клетки и ткани под микроскопом» (учебник, с. 23)

§4;

5

3 нед

Системы органов в организме.

Комбинированный урок

практическая работа №1.Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих торможение.

§5;

повторитьп.1-4

6

3 нед

Скелет. Строение, состав и соединение костей                        

                

Изучение нового материала

Лабораторная работа 3 «Строение костной ткани» (учебник, с 38);        

§6;

Опорно-двигательная система 7 ч.

7

4 нед

Скелет головы

и скелет туловища                

        

        

        

Комбинированный урок

§7;

8

4 нед

Скелет конечностей                                        

Комбинированный урок

        

§8

9

5 нед

Первая помощь

при травмах:

        

Комбинированный урок

§9

10

5 нед

Мышцы.

Изучение нового материала

§ 10

11

6 нед

Работа мышц.                        

Изучение нового материала

Опыт с удержанием груза.                

§ 11.

12.

6 нед

Нарушение осанки и плоскостопие.        

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

Учебник: § 12; проверить правильность своей осанки (с. 59), наличие или отсутствие плоскостопия (с. 61), гибкость позвоночника  (с. 63)

13

7 нед

Развитие опорно-двигательной системы. Обобщение.        

Урок обобщения и

систематизации знаний

«Проверьте себя» (учебник, с. 66-67)

П.13, повторить п.6-12

Кровь и кровообращение 8 ч

14

7 нед

Внутренняя среда. Значение крови и ее состав                                                

Изучение нового материала

§ 14;

15

8 нед

Иммунитет

Комбинированный урок

Лабораторная работа 4 «Изучение микроскопического строения крови» (учебник, с. 72)

§ 15;

16

8 нед

Тканевая совместимость и переливание крови                

                        

Комбинированный урок

§ 16

17

9 нед

Строение и работа сердца        

Изучение нового материала

        

§ 17 (до кругов кровообращения);

18

1

9 нед

Круги кровообращения Движение лимфы                

                        

Комбинированный урок

§ 17,

§ 18

19

10нед

Движение крови по сосудам.

Изучение нового материала

Практическая работа

№ 1 «Измерение кровяного давления. Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке».

§ 19.

20

10 нед

Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.                

                

Комбинированный урок

Практическая работа № 2 «Изучение приёмов остановки капиллярного венозного, артериального кровотечений».

§20, 21.

практическая работа в учебнике, с. 94 (функциональная сердечнососудистая проба)

21

11 нед

Первая помощь при кровотечениях. Обобщение «Кровь и кровообращение»        

Комбинированный урок

«Проверьте себя» (учебник, с.102-103)                

Повторение п.14-22

Дыхание 6 ч.

22

11 нед

Органы дыхания                                        

Изучение нового материала

§23;

23

12 нед

Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях                

                

Комбинированный урок

Лабораторная работа 5 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» (учебник, с. 105); рабочая тетрадь 1, с. 54, № 84, 85

§24

24

12 нед

Дыхательные

движения.

Комбинированный урок

Лабораторная

работа 6 «Дыхательные

движения»

(учебник,

с. 106);

§ 25

25

13 нед

Регуляция дыхания

Комбинированный урок

П.26

26

13 нед

Болезни органов дыхания и их предупреждение.

 

Комбинированный урок

§ 27

 практическая работа

в учебнике,

с. 113 («Определение запылённости воздуха

в зимнее время»

27

14 нед

Первая помощь при поражении органов дыхания

Комбинированный урок

П.28

Пищеварение 10 ч.

28

14 нед

Значение и со-

став пищи                

        

                

Изучение нового материала

        

§29

29

15 нед

Органы

пищеварения                                        

Изучение нового материала

§30

30

15 нед

Зубы. Пищеварение в ротовой полости                                        

Комбинированный урок

Лабораторная работа 7 «Действие ферментов слюны на крахмал» (учебник, с. 133)

§31,32(до пищеварения в желудке);

31

16 нед

Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения                        

        

Комбинированный урок

§32 (до конца),

§ 34 (до пункта «Питание и здоровье»);

32

16 нед

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ                                

Комбинированный урок

§33;

33

17 нед

Гигиена питания.                        

Комбинированный урок

Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Симптомы аппендицита

§ 34 ,

 

практическая работа «Измерение массы и роста своего тела»

34

17 нед

Заболевание органов пищеварения

Урок обобщения и систематизации знаний

«Проверьте себя» (учебник, с. 145-146)

§ 35

35

18 нед

Обменные процессы в организме                                                

Изучение нового материала

§36

36

18 нед

Нормы питания. Обмен белков, жиров, углеводов                                                

Комбинированный урок

§ 37; практические работа: «Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после наг-рузки» (учебник, с. 151-152)

37

19 нед

Витамины        

        

                                

Комбинированный урок

 

§38

Выделение 2 ч.

38

19 нед

Строение

и функции

почек        

        

        

        

Изучение нового материала

§39;

39

20 нед

Предупреждение заболеваний почек.

                        

Комбинированный урок

Питьевой ре-

жим. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиеническая оценка питьевой

воды

§40;

Кожа 4 ч.

40

20 нед

Значение и строение кожи                                

Изучение нового материала

§41

41

21 нед

Нарушение кожных покровов и повреждения кожи.

                

                

Комбинированный урок

§ 42

42

21нед

Роль кожи в теплорегуляции.        Оказание пер-

вой помощи при тепловом и солнечном ударах

§ 43

(оказание первой помощи);

43

22 нед

Зачет 6 по теме «Обмен веществ. Выделение. Кожа»                        

Урок обобщения и систематизации знаний

«Проверьте себя» (учебник, с. 171-172)

Повторить материал о гормонах

Эндокринная система 2 ч.

44

22 нед

Железы .

Изучение нового материала

§44

45

23 нед

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма                                

Комбинированный урок

Фронтальный опрос        

П.45,таблица

Нервная система 6 ч.

46

23 нед

Нервная система.                                        

Изучение нового материала

§46;

47

24 нед

Вегетативная нервная система.                

        

        

Комбинированный урок

Фронтальный опрос                

§47

48

24 нед

Нейрогормональная регуляция.                

        

        

Комбинированный урок

Фронтальный опрос                

§48

49

25 нед

Строение и функции спинного мозга.                        

                

Комбинированный урок

Фронтальный и индивидуальный опрос        

§49;

50

25 нед

Головной мозг.                        

                        

Комбинированный урок

Практическая работа

№ 3 «Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка» (учебник, с. 192);

§50;

51

26 нед

Обобщение. «Эндокринная и нервная системы»

Урок обобщения и систематизации знаний

«Проверьте себя» (учебник, с. 194-195)

Повторить материал о нервной системе

Органы чувств и анализаторы 5 ч.

52

26 нед

Значение органов чувств и анализаторов

Изучение нового материала

§51;

53

27 нед

Зрительный анализатор.                                

        

                                                

Комбинированный урок

Практическая работа

№ 4 «Сужение и расширение зрачка» (учебник, с. 199)

§ 52; практические работы (учебник, с. 199):

54

27 нед

Гигиена зрения.

§53;

55

28 нед

Органы слуха

и равновесия.

Их анализаторы

Изучение нового материала

§54;

рабочая

56

28 нед

Органы осязания, вкуса и их анализаторы. Зачет 8 по теме «Органы чувств. Анализаторы»                                

Урок обобщения и систематизации знаний

§55 «Проверьте себя» (учебник, с. 211-212)

Поведение и психика 6 ч.

57

29 нед

Врождённые и приобретённые формы поведения.                                        

Изучение нового материала

§ 56, 57,

58

29 нед

Закономерности работы головного мозга

§58

59,

30 нед

Биологические ритмы. Сон и его значение                

        

Изучение нового материала

§59

60

31 нед

Особенности высшей нервной деятельности, познавательные процессы                        

Изучение нового материала

§60;

61

31 нед

Воля и эмоции. Внимание

Комбинированный урок

Практическая работа № 5 ,с. 230-231);

        

§61;

62

32 нед

Динамика работоспособности.

Режим дня                                        

Комбинированный урок

§62;

«Проверьте себя» (учебник, с. 236-237)

Индивидуальное развитие организма 5 ч.

63

32 нед

Половая система человека                        

Изучение нового материала

§63

64

33 нед

Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём        

Комбинированный урок

§64;

сообщения, презентации

65

33 нед

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения

Комбинированный урок

Опрос                

§65;

66

34нед

О вреде наркогенных веществ        

Комбинированный урок

§66

67

34 нед

Психологические особенности личности

                

        

Комбинированный урок

§67;

«Проверьте себя» (учебник, с. 259-260). Подготовиться к итоговой проверочной работе

68

35нед

Итоговая проверочная работа по курсу «Человек»                        

Урок обобщения и систематизации знаний

69

70

35 нед

Повторение.

Урок обобщения и систематизации знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....