Рабочая тетрадь по общей биологии, 10-11 кл
учебно-методическое пособие по биологии (10, 11 класс) на тему
Рабочая тетрадь на печатной основе по общей биологии для 10-11 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая тетрадь по общей биологии, 10-11 класс | 892.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛИЦЕЙ РОСТОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА
Шаблоны лекций
Общая биология
10-11 классы
Лекция №1.
Тема: «Биология как наука. Методы научного познания»
План лекции.
- Краткая история развития биологии. Система биологических наук.
- Сущность жизни и свойства живого.
- Уровни организации и методы познания живой природы.
- История изучения клетки. Клеточная теория.
Полна, полна чудес могучая природа!
А.С.Пушкин
1. Краткая история развития биологии.
Биология – наука о жизни.
Материя (природа)
Неживая Живая
_____________ ___________
_____________ ___________
___________ царства
___________
Общая биология изучает …………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………
Ученые, внесшие вклад в развитие биологии:……………………………………..
…………………………………………………………………………………………
Систематика биологических наук.
Биологию подразделяют на отдельные науки по объекту исследования:
- Микробиология - ____________________________________________
- Ботаника - __________________________________________________
- Зоология - __________________________________________________
Разделы общей биологии, изучающие общие свойства живых организмов:
- Генетика - _________________________________________________
- Биохимия - ________________________________________________
- Экология - ________________________________________________
- Цитология - ________________________________________________
В соответствии с уровнем организации живой материи выделились такие научные дисциплины, как:
- Молекулярная биология - ____________________________________
- Морфология - ______________________________________________
- Физиология - _______________________________________________
Все больше возрастает значение пограничных дисциплин, связывающих биологию с другими науками: __________________________________________
____________________________________________________________________
Значение биологии для человека огромно:
► в сельском хозяйстве: ………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………….
► в медицине: …………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………….
► в промышленности: ………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………….
► для охраны природы: ………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………. ………………………………………….…………………………………………
……………………………………………………………………………………
2. Сущность жизни и свойства живого.
Что такое «жизнь»?
Ф. Энгельс: «Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел».
Современное определение живого тела (предложил В.М.Волькенштейн):
«Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот».
Для живого характерен ряд общих свойств:
1. Единство химического состава ……………………………………..................
………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………….
2. Единство структурной организации …………………………………………...
………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………….
3. Обмен веществ и энергии ………………………………………………………
………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………….
По способу питания организмы
_____________________ ___________________
………………………….. ………………………...
………………………….. …………………………
4. Самовоспроизведение (размножение, репродукция) ………………………
………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………….
5. Наследственность ……………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………….
6. Изменчивость ……………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………….
7. Развитие и рост…………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………….
Онтогенез - ______________________________________________________
Филогенез - ______________________________________________________
8. Раздражимость …………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………….
У многоклеточных животных – рефлексы ____________________________
____________________________________________________________________
У растений и простейших:
- таксисы___________________________________________________________
____________________________________________________________________
- тропизмы___________________________________________________________
____________________________________________________________________
- настии_____________________________________________________________
9. Дискретность и целостность …………………………………………………..
………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………….
10. Саморегуляция …………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………….
11. Ритмичность ……………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………….
12. Энергозависимость …………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………….
3. Уровни организации живой материи.
Вся живая природа представляет собой совокупность биологических систем.
Система – совокупность изолированных, но взаимодействующих частей.
Важными свойствами живых систем являются многоуровневость и иерархическая организация.
Табл.1 Уровни организации живой материи.
Уровень | Элементарная единица | Значение уровня в органическом мире |
Методы исследования в биологии.
Наука – одна из сфер человеческой деятельности, цель которой – изучение и познание окружающего мира.
Принцип ученого: «Ничего не принимай на веру».
Научный метод – это совокупность способов познания природы.
Основные методы исследования, применяемые в биологических науках:
♦ описательный ………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………….
♦ сравнительный …..…………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………….
♦ исторический .………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………….
♦ экспериментальный………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………….
4. История изучения клетки. Клеточная теория.
Клетка - элементарная структурная и функциональная единица живого.
Цитология - ………………………………………………………………….
Ученые, стоявшие у истоков этой науки:……………………………………………
………………………………………………………………………………………….
Клеточная теория – одно из выдающихся обобщений биологии.
Авторы……………………………………………………………..
Открытия, способствовавшие созданию и усовершенствованию клеточной теории:…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Основные положения клеточной теории:
……………………………………………………………………………………
…....................................................................................................................................
……………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………….
Основные этапы научного исследования.
Лекция №2.
Тема: «Химический состав клетки».
План лекции.
1. Химический состав живой природы.
2. Неорганические вещества клетки.
3. Органические вещества. Белки.
4. Углеводы.
5. Липиды.
6. Нуклеиновые кислоты.
7. АТФ.
1. Химический состав живой природы.
Сходство живой и неживой природы в том, что ___________________________
___________________________________________________________________
Отличие живой материи от неживой ____________________________________
____________________________________________________________________
Химические элементы клетки
_________________ _________________ __________________
…………………….. ……………………. ………………………
…………………….. ……………………. ………………………
Химические вещества клетки
Неорганические Органические
…………………………… ………………………..
………………………….. ………………………..
Процентное содержание органических и неорганических веществ в клетках.
2. Неорганические вещества клетки.
ВОДА – в количественном отношении занимает первое место среди химических соединений живой клетки.
Состав и строение молекулы………………………………………………………
………………………………………………………………………………………….
Свойства……………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………
По отношению к воде вещества
_____________________ _____________________
…………………………. …………………………..
…………………………. …………………………..
Функции воды в живых системах:
1)______________- ……………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………….
2)_____________ - ……………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………….
3)______________- ……………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………….
4)_____________ - ……………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………….
5)_____________ - ……………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………….
МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА
Твердые Диссоциированные на ионы
................................. катионы (+) анионы (-)
…………………….. …………….. ……………
……………………… …………….. …………...
Роль минеральных веществ в клетке:
1)………………………………………………………………………………………
2)………………………………………………………………………………………
3)………………………………………………………………………………………
3. Органические вещества клетки.
Органические соединения – это _______________________________________
Особенности строения биомолекул:
- ………………………………………………………………………………….
- ………………………………………………………………………………….
- ………………………………………………………………………………….
- ………………………………………………………………………………….
БЕЛКИ (протеины – «протеос» - первый, важный) –
- это ________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Строение:……………………………………………………………………………...
Схема образования пептидной связи.
H H O H H O H H O H H O
│ │ ∕ ∕ │ │ ∕ ∕ │ │ ∕ ∕ │ │ ∕ ∕
H N C C + N C C → H N C C N C C + H2O
│ \ / │ \ │ │ \
R OH H R OH R R OH
Пептидная связь
Аминокислоты
(по способности синтезироваться в организме)
___________________ ____________________
………………………… ……………………………
………………………… ……………………………
………………………… …………………………….
Классификация белков:
- Простые - …………………………………………………………………….
- Сложные - ……………………………………………………………………
................................................................................................................................
Уровни структурной организации белков:
1. Первичная структура – это……………………………………………………..
………………………………………………………………………………………….
2. Вторичная структура – это ……………………………………………………..
………………………………………………………………………………………….
3. Третичная структура – это ……………………………………………………..
………………………………………………………………………………………….
4. Четвертичная структура – это ………………………………………………….
………………………………………………………………………………………….
Денатурация – это ___________________________________________________
____________________________________________________________________
Функции белков:
1. Каталитическая (ферментативная)
Ферменты – это _____________________________________________________
____________________________________________________________________
Ферменты (по строению)
Простые Сложные
......................................... ………………………..
…………………………. ………………………..
Свойства ферментов:
1)
2)
3)
2. Регуляторная
Гормоны – это ______________________________________________________
____________________________________________________________________
3. Транспортная ……………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………….
4. Защитная …………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………….
5. Строительная .........................................................................................................
………………………………………………………………………………………….
6. Энергетическая ………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………….
4. УГЛЕВОДЫ –
- это _______________________________________________________________
Классификация углеводов:
1. Моносахариды………………………………………………………………….
- ………………………….
- ………………………….
- ………………………….
- ………………………….
2. Олигосахариды………………………………………………………………….
- ………………………….
- ………………………….
- ………………………….
3. Полисахариды…………………………………………………………………..
- ………………………….
- ………………………….
- ………………………….
Функции углеводов:
1) энергетическая …………………………………………………………………….
2) запасающая…………………………………………………………………………
3) структурная…………………………………………………………………………
4) защитная…………………………………………………………………………….
5. ЛИПИДЫ (жиры и жироподобные вещества) –
- это ________________________________________________________________
Классификация липидов
Простые Сложные
…...................................... ………………………..
…………………………. ………………………..
Жиры – это __________________________________________________________
____________________________________________________________________
Схема образования молекулы жира..
Глицерин + Три жирные кислоты = молекула жира + вода
Функции липидов:
1) энергетическая …………………………………………………………………….
2) запасающая…………………………………………………………………………
3) структурная…………………………………………………………………………
4) защитная…………………………………………………………………………….
5) регуляторная………………………………………………………………………..
6. НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ –
- это ________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Типы нуклеиновых кислот
___________________ ____________________
Строение нуклеотида:
1)………………………………………………………………………………..
2)……………………………………………………………………………….
3)……………………………………………………………………………….
Схема нуклеотида: О
углевод
Табл.2 Сравнительная характеристика ДНК и РНК
Признак | ДНК | РНК |
1. Количество цепей 2. Строение нуклеотида: -углевод -азотистое основание -фосфорная кислота 3. Локализация в клетке 4. Функция 5. Количество в клетке |
Уровни структурной организации ДНК:
1. Первичная структура – это……………………………………………………..
Схема соединения нескольких нуклеотидов в цепь.
2. Вторичная структура – это ……………………………………………………..
………………………………………………………………………………………….
Комплементарные пары азотистых оснований:……………………………………
…………………………………………………………………………………………
3. Третичная структура – это ……………………………………………………..
………………………………………………………………………………………….
Редупликация ДНК – процесс удвоения ДНК по принципу комплементарности.
А – Т А - - Г А - ? ? - Т
Г - Ц Г - - Ц Г - - Ц
Ц – Г Ц - - Г Ц - - Г
Т – А Т – А Т - - А
А – Т А – Т А - - Т
Виды РНК:
1. Информационная (иРНК) или матричная (мРНК)……………………………………
Функция:…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
2. Рибосомная (рРНК)…………………………………………………………………………………………..
Функция:…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
3. Транспортная (тРНК)………………………………………………………………………………………..
Функция:…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
7. АТФ
Строение АТФ:
…………………………………………..
………………………………………………………………………………
Строение АДФ……………………………………………………..……..
Строение АМФ:………………………………………………………….
Функции АТФ:……………………………………………………………
Лекция №3.
Тема: «Строение эукариотической и прокариотической клеток».
План лекции.
1. Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана.
2. Цитоплазма. Органоиды.
3. Ядро. Хромосомы.
4. Прокариотическая клетка.
5. Неклеточные формы жизни: вирусы и бактериофаги.
1. Эукариотическая клетка.
Клетки
Прокариотические Эукариотические
(доядерные) (ядерные)
......................................... ………………………..
…………………………. ………………………..
Клетка любого живого организма – целостная живая система, состоящая из трех неразрывно связанных между собой частей:
- Оболочка ▪ Цитоплазма с органоидами ▪ Ядро.
Оболочка
внешняя внутренняя-
плазматическая мембрана
у растений у животных ………………………………………………..
………………………………………………..
Плазматическая мембрана.
Строение: ……………………………………………………………………………...
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Строение молекулы липида:………………………...
…………………………………………………………
…………………………………………………………
Рис. Строение клеточной мембраны.
Функции мембраны:
а) ……………………………………………………………………………………….
б) ……………………………………………………………………………………….
в)………………………………………………………………………………………..
г)………………………………………………………………………………………..
Фагоцитоз - _________________________________________________________
Пиноцитоз - _________________________________________________________
2. Цитоплазма –
- это ________________________________________________________________
Состав: ……………………………………………………………………………...
Функции:
1)……………………………………………………………………………………….
2)……………………………………………………………………………………….
Органоиды – это _____________________________________________________
Органоиды
мембранные немембранные
………………………………
одномембранные двухмембранные ………………………………
………………………………………………..
………………………………………………..
Табл. 3. Строение и функции органоидов клетки.
Органоиды | Строение | Функции |
Рис. Строение митохондрии Рис. Строение хлоропласта
1 - ____________________ 1 - ____________________
2 - ____________________ 2 - ____________________
3 - ____________________ 3 - ____________________
4 - ____________________ 4 - ____________________
5 - ____________________
3. Ядро (состав)
Ядерная Кариоплазма Ядрышки Хромосомы
Оболочка
_________________
- Ядерная оболочка
____________________
Функции:……………………………………………………………………………...
II. Кариоплазма - ____________________________________________________
Функции:……………………………………………………………………………...
III.Ядрышки - _______________________________________________________
Функции:……………………………………………………………………………...
IV. Хромосомы - ____________________________________________________
____________________________________________________________________
Состав:…………………………………………………………………………………
Хроматин - ……………………………………………………………………………
Рис. Строение хромосомы.
Количество хромосом в разных клетках разных организмов различно.
По количеству хромосом клетки делятся
____________________ ___________________
- содержат…………………..хромосом - содержат…………………..хромосом
У человека: 2n – 46, n – 23.
Функция хромосом – хранение наследственной информации.
Наследственная информация – это информация о ________________________
Гомологичные хромосомы - __________________________________________
Ген – участок молекулы ДНК, который содержит информацию об одном признаке или одном белке.
Геном (генотип) – совокупность всех генов.
Геном представлен набором хромосом.
4. Прокариоты
Из-за существенных отличий микроорганизмов от растений и животных Э Геккель выделил все микроорганизмы в самостоятельное царство Протиста.
Протисты
Высшие Низшие
………………………………….. ……………………………..
По форме прокариоты бывают:
- Кокки…………………………………………………………………………..
- Бациллы………………………………………………………………………..
- Вибрионы………………………………………………………………………
- Спириллы и спирохеты……………………………………………………….
Табл. 4. Сравнительная характеристика прокариот и эукариот.
Признак | Прокариоты | Эукариоты |
1. Ядро 2. Хромосомы 3. Органоиды |
Значение бактерий в жизни человека.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
5. Неклеточные формы жизни: вирусы и бактериофаги.
Вирусы (от лат. – «яд») - _____________________________________________
____________________________________________________________________
Вирусы открыл Д.И.Ивановский в 1892 г.
Строение вирусов:………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………….
Рис. Представители вирусов.
Вирусы способны размножаться только в клетках других организмов. Размножение вирусов – это многоступенчатый процесс:………………………….
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………
Вирусы – возбудители большого числа заболеваний человека:…………………..
…………………………………………………………………………………………
Бактериофаги – это___________________________________________________
____________________________________________________________________
Лекция №4.
Тема: «Обмен веществ и энергии в клетке».
План лекции:
1. Метаболизм и его составные части.
2. Энергетический обмен.
3. Пластический обмен. Фотосинтез.
4. Пластический обмен – биосинтез белка.
1. Метаболизм и его составные части.
Обмен веществ и энергии – метаболизм – это важнейшее свойство живых организмов.
Метаболизм включает два процесса
Пластический обмен Энергетический обмен
(ассимиляция, анаболизм) - (диссимиляция, катаболизм)-
это………………………………… это ……………………………
……………………………………. …………………………………
Катаболизм - ________________________________________________________
Анаболизм - _________________________________________________________
Схема. Взаимосвязь обмена веществ и энергии.
2. Энергетический обмен.
АТФ – универсальный источник энергии в клетке. Уравнение синтеза АТФ: АДФ + H3PO4 + 40 кДж = АТФ + H2O
Откуда берется энергия в 40 кДж?
___________________________________________________________________
Этапы энергетического обмена:
1. ……………………………….…
2. ……………………………….… анаэробы
3. ………………………………….. аэробы
1. Подготовительный этап. ……………………………………………………..
………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………….
2. Бескислородный (анаэробный). ………………………………………………
………………………………………………………………………………………..
Гликолиз - ________________________________________________________
Суммарное уравнение гликолиза:
C6H12O6 → 2C3H6O3 + 2 АТФ + Q
3. Кислородный (аэробный) – клеточное дыхание.
Уравнение реакции:
2C3H6O3 + O2 → CO2 + H2O + 36 АТФ + Q
Суммарное уравнение распада глюкозы:
____________________________________________________________________
Сравните это уравнение с уравнением сгорания глюкозы в неживой природе.
Есть ли отличия?
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Схема процессов энергетического обмена.
Живые организмы по способу питания
автотрофы гетеротрофы миксотрофы
…………… ………………..
Свет – это вечно натянутая пружина,
приводящая в действие механизмы земной жизни.
3. Фотосинтез - Юлиус Майер
- это _______________________________________________________________
____________________________________________________________________
Процесс фотосинтеза состоит из двух фаз:
Световая Темновая
I. Световая фаза. Фотон (квант видимого света) попадает в молекулу хлорофилла, возбуждая ее. При этом электроны сходят со своих орбит и с помощью переносчиков переправляются на другую сторону мембраны, создавая отрицательно заряженное электрическое поле. Молекула хлорофилла восстанавливает потерю электрона, отбирая его от молекулы воды:
H2O ↔H+ + OH-; OH- - 1ē → OH۰ 4 OH۰ = 2 H2O + O2
Кислород выделяется в атмосферу. Протоны водорода накапливаются внутри хлоропласта, образуя положительно заряженное электрическое поле. Таким образом, по обе стороны мембраны находятся два разноименных поля. При достижении критического уровня активизируется фермент АТФ-синтетаза, внутри которого имеется канал, через который проходят протоны H+ , а освобождающаяся энергия тратится на синтез АТФ. Образовавшаяся АТФ используется в дальнейшем на синтез углеводов.
Схема фотосинтеза у растений.
II. Темновая фаза…………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Хемосинтез – это ____________________________________________________
Открыл в 1887 г русский ученый С.Н.Виноградов.
Группы хемотрофных организмов:
- Железобактерии……………………………………………………………….
- Серобактерии………………………………………………………………….
- Нитрифицирующие бактерии…………………………………………………
4. Пластический обмен – биосинтез белка.
Наследственная (генетическая) информация – это информация о белках.
Ген – участок молекулы ДНК, содержащий информацию об одном признаке или одном белке.
Генетический код – это шифр, с помощью которого в ДНК зашифрована информация о белках.
Свойства генетического кода:
1) код триплетен……………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………….
2) код избыточен …………………………………………………………………..
3) код однозначен …………………………………………………………………
4) есть терминирующие кодоны ………………………………………………
5) код универсален ……………………………………………………………….
Табл.5 Генетический код.
Основные этапы передачи наследственной информации:
1) репликация (редупликация) (см. л.№2)- …………………………………………
2) транскрипция - ………………………………………………………………
3) трансляция - …………………………………………………………………
Схема взаимосвязи между процессами:
ДНК транскрипция иРНК трансляция белок
Все этапы передачи наследственной информации являются матричными процессами, т.е. протекают с использованием матрицы.
Транскрипция - _____________________________________________________
В качестве матрицы ………………………………………………………………….
А – Т А - ?
Г - Ц Г -
Ц – Г Ц -
Т – А Т –
А – Т А –
ДНК ДНК (1 цепь) иРНК
РНК – полимераза – фермент __________________________________________
Трансляция - ________________________________________________________
Схема процесса трансляции.
Строение тРНК см. л.№2
С иРНК связывается рибосома и начинает двигаться по иРНК, задерживаясь на каждом ее участке, который включает два кодона (т.е. 3+3=6 нуклеотидов). Подходит тРНК и своим антикодоном распознает кодоны иРНК. Аминокислота, связанная с этой тРНК, отделяется от черешка и присоединяется к растущей цепочке белка. Сразу же к рибосоме подходит следующая тРНК с аминокислотой, которая включается в цепь белка. Так продолжается до тех пор, пока рибосома не доходит до одного из стоп-кодонов. Эти кодоны сигнализируют об окончании синтеза белка.
Полисома - __________________________________________________________
Лекция №5.
Тема: «Размножение».
План лекции.
1. Размножение: бесполое и половое.
2. Митоз.
3. Мейоз. Развитие половых клеток.
4. Оплодотворение.
5. Онтогенез.
1. Размножение (самовоспроизведение)
- одно из важнейших свойств живого. Оно заключается в …………..
……………………………………………………………………………
Способы размножения
Бесполое Половое
…………………………………… …………………………........
…………………………………… ………………………………
…………………………………… ………………………………
Виды бесполого размножения:
1. Вегетативное……………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
2. Спорообразование ……………………….……………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
3. Бинарное деление…. ……………………….…………………………………..
…………………………………………………………………………………………………………………………………….
Существует два способа деления клеток:
Митоз - ……………… Мейоз - …………
………………………………… ……………………
2. Митоз.
Жизненный цикл клетки - ____________________________________________
Интерфаза - _________________________________________________________
Процессы, происходящие в интерфазе:…………………………………………...
………………………………………………………………………………………….
Фазы митоза:
- Профаза ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...
- Метафаза…...…………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...
- Анафаза ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...
- Телофаза ……………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...
Биологическое значение митоза: ………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...
Рис. Митоз
3. Мейоз - …………………………………………………..
Табл. №6. Сравнительный анализ митоза и мейоза.
Фаза | Митоз | Мейоз |
Интерфаза | ||
Профаза | Конъюгация- Кроссинговер- | |
Метафаза | ||
Анафаза | ||
Телофаза |
Мейоз II:………………………………………………………………………………
Результат мейоза:…………………………………………………………………….
Рис. Мейоз
Характеристика половых клеток – гамет
♀ яйцеклетки ♂ сперматозоиды
…………………………. …………………………..
…………………………. …………………………..
Развитие половых клеток – гаметогенез
♀ оогенез ♂ сперматогенез
…………………………. …………………………..
…………………………. …………………………..
Табл.№7. Фазы гаметогенеза
Фаза | Процессы |
I. Фаза размножения | |
II. Фаза роста | |
III. Фаза созревания |
Схема гаметогенеза.
♂ ♀
4. Оплодотворение –
- это _____________________________________________________________
Типы оплодотворения
Внешнее -…………………………… Внутреннее - ……………………
………………………………………. ……………………………………
………………………………………. …………………………………….
Роль бесполого и полового размножения:………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
5. Онтогенез –
- это ________________________________________________________________
Типы онтогенеза:
___________________ __________________ ___________________
………………………… ……………………… ………………………..
………………………... ……………………… ………………………..
Стадии онтогенеза:
Эмбриональный период Постэмбриональный период
Эмбриональный период – эмбриогенез.
1 2 3 4 5 6
1. ………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………….
2. ……………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………….
3. ………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………
4. ………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………
Эктодерма - ________________________________________________________
Энтодерма - ________________________________________________________
Мезодерма - ________________________________________________________
5. ………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………
6. ………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………
Табл.№8 Характеристика зародышевых листков
Зародышевые листки | Образующиеся ткани и органы |
Эктодерма Энтодерма Мезодерма |
Постэмбриональное развитие.
Прямое - Непрямое –
…………………………………….. ………………………………………
……………………………………….
Полное неполное
……………………………………………….
Периоды постэбрионального развития:
- …………………………
- ………………………….
- ………………………….
Лекция №6.
Тема: «Наследственность и изменчивость».
План лекции.
1. Генетика как наука.
2. Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.
3. Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование.
4. Дигибридное скрещивание.
1. Генетика как наука.
Г.Мендель – основоположник генетики.
Генетика – наука о ___________________________________________________
Наследственность, изменчивость – см. л.№1.
Генотип - ___________________________________________________________
Фенотип - ___________________________________________________________
Наиболее широко в генетике используется гибридологический метод – метод скрещивания (гибридизации). Потомство – гибриды.
Виды скрещивания:
___________________ _________________ ___________________
Основные черты гибридологического метода, использованного Г.Менделем:
1) «чистые линии» - _______________________________________________
………………………………………………………………………………………
2) ……………………………………………………………………………………
3) ……………………………………………………………………………………..
Моногибридное скрещивание.
Первый опыт Менделя:……………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Доминантный признак - ………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………….
Рецессивный признак - .. ………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………….
Аллельные гены (аллель) - ________________________________________
____________________________________________________________________
Гомозигота - _______________________________________________________
____________________________________________________________________
Гетерозигота - _____________________________________________________
____________________________________________________________________
Первый закон Менделя – закон единообразия гибридов первого поколения (закон доминирования):
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………
Второй опыт Менделя: ……………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Второй закон Менделя – правило расщепления гибридов F2 :
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………
Цитологические основы законов Менделя.
Закон чистоты гамет - ……………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………….
♀ ♂
Р х
Гаметы (G)
F1
Гаметы (G)
F2
Генетическая запись первого опыта Менделя.
Дано:
Ген Признак Решение:
А желтый цвет Р: ♀ АА х ♂ аа
а зеленый цвет G:
Найти F1 - ?
F1: Аа – 100% - желтые семена
Генетическая запись второго опыта Менделя.
Дано: Решение:
Для определения генотипа проводят анализирующее скрещивание.
- АА - ? Аа - ?
Анализирующее скрещивание - _______________________________________
____________________________________________________________________
Первый вариант: Р: АА х аа
G:
F1:
Второй вариант: Р: Аа х аа
G:
F1:
Вывод: ………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Взаимодействие аллельных генов
……………….. …………………. …………………
Неполное доминирование - ___________________________________________
___________________________________________________________________
При скрещивании растений ночной красавицы с пурпурными цветками (АА) и белыми цветками (аа) гибриды первого поколения будут иметь розовые цветки. При скрещивании гибридов во втором поколении происходит расщепление, но не 3:1 (как при полном доминировании), а 1:2:1, т.е. ¼ растений с белыми цветками (аа), 2/4 - с розовыми (Аа) и ¼ - с пурпурными (АА).
4. Дигибридное скрещивание.
Ген Признак
А желтый цвет
а зеленый цвет
В гладкая форма
в морщинистая форма
Р ♀ ♂
F1
G ♂
♀
Третий закон Менделя – закон независимого наследования признаков.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Решите задачи:
1. Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?
2. Определите генотипы и фенотипы потомства от брака кареглазых гетерозиготных родителей (карий цвет глаз – доминантный признак).
3. Миоплегия (периодические параличи) наследуется как доминантный признак. Определите вероятность рождения детей с аномалиями в семье, где отец гетерозиготен, а мать не страдает миоплегией.
4. Ген черной окраски тела крупного рогатого скота доминирует над геном красной окраски. Какое потомство можно ожидать от скрещивания: а) двух гетерозиготных особей? б) красного быка и гибридной коровы?
5. У одной из пород кроликов черный цвет шерсти доминирует над серым. Как определить генотип черной самки кролика, родословная которой потеряна?
6. Полидактилия (шестипалость) и близорукость передаются как доминантные признаки. Какова вероятность рождения детей без аномалий в семье, если оба родителя страдают обоими недостатками и при этом являются гетерозиготными по обоим признакам?
Лекция №7.
Тема: «Наследственность и изменчивость».
План лекции.
1. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов.
2. Генотип как целостная система.
3. Генетика пола.
4. Генетика человека.
1. Хромосомная теория наследственности.
Сцепленное наследование генов.
Группы сцепления - ____________________________________________
Исследователь сцепленного наследования ________________________________
Основные положения хромосомной теории наследственности:
1. ………………………………………………………………………………….
.......................................................................................................................................
2. ………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………
3. ………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………
4. ………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………
5. ………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………
Опыты Т. Моргана:
Объект исследования – плодовая мушка дрозофила; изучались два признака, гены которых локализованы в одной паре гомологичных хромосом, т.е. они относятся к __________________________________________________________
Ген Признак
А серое тело А ● А ●
а черное тело или А В
В нормальные крылья
в короткие крылья В ● В ● А В
1. Т.Морган скрестил серую самку с нормальными крыльями с черным короткокрылым самцом:
Р: ♀ А В х ♂ а в
А В а в
G:
F1: А В
а в
фенотип: ……………………
2. Т.Морган провел анализирующее скрещивание самцов из F1:
Р (из F1) ♀ А В х ♂ а в
а в а в
G:
F2: А В а в
а в а в
фенотип: ……………………
Вывод:……………………………………………………………………………..
3. Т.Морган провел анализирующее скрещивание самок из F1:
Р (из F1) ♀ А В х ♂ а в
а в а в
G:
F2: ♀
♂
? |
Кроссинговер – см. л. №5.
Вывод:……………………………………………………………………………….....
Закон Т.Моргана:
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...
Расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме, выражают в морганидах.
1 морганида – расстояние между генами, при котором образуется 1% кроссоверного потомства.
2. Генотип как целостная система.
Генотип – это система взаимодействующих генов.
Взаимодействие аллельных генов:
- ……………………………………………………………………………….….
- ……………………………………………………………………………...……
- …………………………………………………………………………………...
Взаимодействие неаллельных генов:
- Комплементарное взаимодействие генов – это …………………………
………………………………………………………………………………………….
Пример:…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
2. Эпистаз – это ……………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………
Пример:…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
3. Полимерное действие генов – это ……………………………………………..
…………………………………………………………………………………………
Пример:…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
4. Плейотропность – это ……………………………………………………………..
Пример:………………………………………………………………………………..
3. Генетика пола.
Современная теория наследования была разработана Т.Морганом в нач. XX в.
Пол у животных определяется ______________________________________
Кариотип – хромосомный набор клетки.
Хромосомы
_________________________ ________________________
Гомогаметный пол - _____________________________________________
Гетерогаметный пол - ____________________________________________
Пол будущего ребенка всегда определяет гетерогаметный пол.
♀ ♂
Р:
G:
F1:
♀ ♂ ♀ ♂
Наследование, сцепленное с полом –
- наследование признаков, гены которых расположены в ___________________
Гемофилия - ________________________________________________________
Дальтонизм - ________________________________________________________
Установлено, что эти заболевания обусловлены рецессивными генами, расположенными в Х-хромосоме – Х-сцепленное наследование.
Ген Признак Р:
ХН норма G:
Хh гемофилия F1:
Вывод: ………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………..
Наследование признаков у человека.
Признаки | Доминантные | Рецессивные с полом | Сцепленные |
Размер глаз | Большие | Маленькие | |
Форма волос | Курчавые | Прямые | |
Оволосение | Раннее облысение | Норма | |
Цвет волос | Не рыжие | Рыжие | |
Цвет глаз | Карие | Голубые или серые | |
Пигментирование кожи лица | Веснушки | Отсутствие веснушек | |
Рост | Карликовость | Нормальный рост | |
Количество пальцев | Полидактилия (лишние пальцы) | Норма | |
Зубы | Отсутствие зубов | Норма | |
Свертываемость крови | Нормальная свертываемость | Гемофилия | Х-хромосома |
Ногти на пальцах | Отсутствие ногтей | Норма | |
Острота зрения | Близорукость | Норма | |
Длина ресниц | Длинные | Короткие | |
Сумеречное зрение | Куриная слепота | Нормальное зрение | |
Цветовое зрение | Нормальное цветовое зрение | Цветовая слепота | Х-хромосома |
Длина подбородка | Длинный | Короткий | |
Геморрагический диагноз | Кровоточивость | Норма | Х-хромосома Y-хромосома |
Судорожные расстройства | Судороги | Норма | Х-хромосома Y-хромосома |
Тембр голоса | Бас (у мужчин) Сопрано (у женщин) | Тенор - Альт |
Решите задачи:
1. Классическая гемофилия наследуется как рецессивный признак. Ген гемофилии располагается в Х-хромосоме. Y-хромосома не содержит гена, контролирующего свертываемость крови. Девушка, отец которой страдает гемофилией, а мать здорова и происходит из благополучной по гемофилии семьи, выходит замуж за здорового мужчину. Определите вероятные фенотипы етей от этого брака.
2. От родителей, имевших по фенотипу нормальное цветовое зрение, родилось несколько детей с нормальным зрением и один мальчик дальтоник. Чем это объяснить? Каковы генотипы родителей и детей?
3. Гипертрихоз (вырастание волос на краю ушной раковины) наследуется как признак, сцепленный с Y-хромосомой. Какова вероятность рождения детей с этой аномалией в семье, где отец страдает гипертрихозом?
4. При скрещивании самки дрозофилы, дигетерозиготной по генам А и В, с рецессивным самцом получено следующее расщепление по фенотипу:
47 : 3 : 3 : 47. Определите расстояние между генами А и В.
5. Кареглазая девушка с нормальным зрением вышла замуж за парня с таким же фенотипом. У них родился голубоглазый мальчик с цветовой слепотой (дальтонизм) и кареглазая девочка с нормальным зрением. Какова вероятность рождения голубоглазого мальчика с нормальным зрением.
4. Генетика человека.
Методы исследования генетики человека:
1. Генеалогический - ……………………….……………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
2. Близнецовый - ………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Близнецы
_______________________ ______________________
…………………………………. ………………………………….
3. Популяционный - ………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
4. Цитогенетический - …………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
5. Биохимический - ………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Генетика и здоровье.
Известно более 2000 генетических болезней человека.
Генные заболевания (по типу наследования)
__________________________ ___________________________
……………………………. ……………………………
___________________________
_________________ _______________ __________________
Хромосомные болезни (типы):
- …………………………….
- …………………………….
Синдром Дауна - __________________________________________________
Синдром Шерешевского-Тернера - ___________________________________
Синдром Клайнфельтера - ___________________________________________
Как снизить вероятность возникновения наследственных заболеваний?
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...
Лекция №8.
Тема: «Основы селекции и биотехнологии».
План лекции.
1. Изменчивость.
2. Селекция: основные методы и достижения.
3. Биотехнология: достижения и перспективы развития.
1. Изменчивость –
- это _______________________________________________________
Виды изменчивости
Ненаследственная Наследственная
Модификационная
(фенотипическая)
__________________ ________________
……………………………. …………………………..
Модификационная изменчивость - _______________________________
____________________________________________________________
Норма реакции - ______________________________________________
____________________________________________________________
Признаки с широкой нормой реакции:……………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………..
Признаки со средней нормой реакции:…………………………………..………………..
……………………………………………………………………………………………………..
Признаки с узкой нормой реакции:……………………………..…………………………..
……………………………………………………………………………………………………..
Вывод: …………………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………….
Наследственная изменчивость - _______________________________________
____________________________________________________________________
I. Мутационная изменчивость.
Мутации – это _____________________________________________________
Виды мутаций (по характеру измиенения генома):
1. Генные или точечные - ………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………….
2. Хромосомные - ………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………….
3. Геномные - ………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………….
Полиплоидия - ______________________________________________________
Мутагенные факторы (мутагены)
_____________________ ______________________ ____________________
………………………….. …………………………….. …………………………
Мутации (по месту возникновения):
- ……………………………….
- ……………………………….
Большинство мутаций - ______________________, поэтому в фенотипе не проявляются.
Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н.И.Вавилов):
Близкородственные роды и виды характеризуются сходными рядами в наследственной изменчивости, т.е…………………………………………………..
Вывод: ………………………………………………………………………………...
………………………………………………………………………………………….
II. Комбинативная изменчивость.
В основе - …………………………………………………………………………….
Причины:
1. ……………………………………………
2……………………………………………..
3……………………………………………..
Цитоплазматическая изменчивость.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………
2. Селекция –
- это наука о ……………………………………………………………………….…..
Порода, сорт, штамм – это ____________________________________________
____________________________________________________________________
Основные задачи селекции:
- …………………………………………………………………………………...
- …………………………………………………………….……………………..
- …………………………………………………………………………………...
Методы селекции
Отбор Гибридизация Мутагенез
I. Методы отбора:
- …………………………………..
- …………………………………..
- …………………………………..
II. Методы гибридизации.
Гибридизация (см. л.№6) – это получение гибридов от скрещивания генетически разнородных организмов.
Гибридизация
Близкородственная Неродственная
(инбридинг)
……………………… Внутривидовая Отдаленная
………………………….. (аутбридинг) ……………….
Центры происхождения культурных растений.
Н.И.Вавилов выделил 8 центров происхождения культурных растений:
- Восточноазиатский:……………………………………………………………
- Южноазиатский тропический:………………………………………………..
- Юго-Западноазиатский:……………………………………………………….
- Переднеазиатский:…………………………………………………………….
- Среднеземноморский:…………………………………………………………
- Абиссинский:………………………………………………………………….
- Центральноамериканский:……………………………………………………
- Южноамериканский:………………………………………………………….
Селекция растений.
Основные методы селекции растений:
- Гибридизация
- Отбор
Методы отбора: ……………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………
Методы гибридизации:
Инбридинг - ____________________________________________
Гетерозис - _________________________________________________________
Аутбридинг - _______________________________________________________
Отдаленная гибридизация - _________________________________________
Преодоление бесплодия у межвидовых гибридов растений:………………………
………………………………………………………………………………………….
Метод полиплоидии - ………………………………………………………………
Большой вклад в развитие селекции растений внес И.В.Мичурин – вывел около 300 новых сортов плодовых растений:………………………………………………
………………………………………………………………………………………….
Селекция животных.
Основные методы селекции животных:
- Аутбридинг – неродственное скрещивание - ……………………………….
- Инбридинг - родственное скрещивание - ……………………………………
- Отдаленная гибридизация -………………………………………………….
- Метод определения качества производителей по потомству ………..
……………………………………………………………………………………..
5) Искусственное осеменение - ……………………………………………….
6) Трансплантация эмбрионов – полиэмбриония…………………………..
7) Индуцированный мутагенез - …………………………………………….
8) Методы клеточной инженерии – генетическое клонирование.
Селекция микроорганизмов.
К микроорганизмам относятся: ……………………………………………….….
Основные методы селекции микроорганизмов:
- ……………………………………
- ……………………………………
Микроорганизмы используются в различных областях промышленности и сельского хозяйства:…………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
3. Биотехнология –
- это _______________________________________________________
Методы биотехнологии
___________________ ____________________ ____________________
1. Клеточная инженерия – это _________________________________________
____________________________________________________________________
Соматическая гибридизация - ………………………………………………………
Метод клонирования - ………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………
2. Генная инженерия - ________________________________________________
____________________________________________________________________
Пример: ………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………….
3. Хромосомная инженерия – _________________________________________
____________________________________________________________________
Перспективы развития биотехнологии.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Лекция №9.
Тема: «История эволюционных идей».
План лекции.
1. Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К.Линнея.
2. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.
3. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.
4. Эволюционная теория Ч.Дарвина.
1. Развитие биологии в додарвиновский период.
Античные и средневековые представления о сущности жизни……………………
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Креационизм - ______________________________________________________
Метафизическое мировоззрение - _____________________________________
Система органической природы К.Линнея.
В основе классификации Линнея – принцип иерархичности таксонов (систематических единиц):
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………
Заслуги К.Линнея:……………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………
Слабые стороны системы живой природы по Линнею: ………………………….
………………………………………………………………………………………..
К.Линней: «Видов столько, сколько различных форм создал в начале мира Всемогущий»
2. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.
Вклад Ламарка в биологию: …………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………
В чем причины сходства и различий у животных? Ламарк пришел к эволюционной идее. В основе - ________________________________________
Основной труд Ламарка – «Философия зоологии» (1809 г.) В книге приводятся многочисленные доказательства изменяемости видов.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Движущие силы эволюции по Ламарку:
- ………………………………………
- ………………………………………
3. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.
XIX век – период открытия фундаментальных законов мироздания:
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...
Геологические предпосылки………………………………………………………………………….
Чарлз Лайель – изучал ……………………………………………………………….…………………………….
В начале XIX века развиваются новые области биологии – сравнительная анатомия, палеонтология. Большой вклад в развитие этих наук внес Ж.Кювье.
Принцип корреляций (соотносительности):_______________________
______________________________________________________
Теория катастроф:___________________________________________________
____________________________________________________________________
Достижения в области цитологии и эмбриологии:…………………………………….
……………………………………………………………………………………………………………………………………..
Биогенетический закон (авторы: Ф.Мюллер и Э.Геккель):_______________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карл Бэр – закон зародышевого сходства: ______________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
4. Эволюционная теория Ч.Дарвина.
Экспедиционный материал Ч.Дарвина: …………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Основной труд Ч.Дарвина - «Происхождение видов» (1859г.)
Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.
Искусственный отбор - ______________________________________________
____________________________________________________________________
Движущие силы (факторы) эволюции пород и сортов:
- …………………………………………
- …………………………………………
Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.
Движущие силы (факторы) эволюции органического мира:
- ..............................................................
- ………………………………………..
В основе механизмов эволюции – три главных фактора (по Дарвину):
- ……………………………………
- ……………………………………
- ……………………………………
Основные положения теории Дарвина:
- ………………………………………………………………………………………..
- …………………………………………………………………………………...
- …………………………………………………………………………………...
- …………………………………………………………………………………...
Лекция №10.
Тема: «Современное эволюционное учение»
План лекции.
1. Вид. Критерии вида.
2. Популяция как структурная единица.
3. Популяция как единица эволюции.
4. Микроэволюция.
5. Борьба за существование и ее формы.
1. Вид. Критерии вида.
Биологический вид – это совокупность особей:
- …………………………………………………………………….
- …………………………………………………………………….
- …………………………………………………………………….
Критерии вида:
1. Морфологический критерий:………………………………............................
………………………………………………………………………………………….
2. Генетический критерий: ……………………………………………………….
………………………………………………………………………………………….
3. Физиологический критерий:………………………………............................
………………………………………………………………………………………….
4. Экологический критерий:………………………………............................
………………………………………………………………………………………….
5. Географический критерий:………………………………............................
………………………………………………………………………………………….
6. Исторический критерий:………………………………............................
………………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
2. Популяция как структурная единица.
Популяция – это совокупность особей одного вида:
- …………………………………………………………………….
- …………………………………………………………………….
- …………………………………………………………………….
Смешиванию популяций препятствуют различные барьеры:
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Характеристика популяций.
Пространственная структура ……………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Половая структура …………………………..…………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Возрастная структура …………………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Численность ………………………………………………………..………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Популяционные волны - ____________________________________________
___________________________________________________________________
3. Популяция как единица эволюции.
Популяционная генетика изучает: ……………………………………………….
Каждая популяция характеризуется определенным генофондом - ……………..
…………………………………………………………………………………………
Изменения генофондов популяций – элементарные эволюционные изменения – МИКРОЭВОЛЮЦИЯ.
Мутации – постоянный источник наследственной изменчивости. С.С.Четвериков установил, что ……………………………………………………..
………………………………………………………………………………………….
Пример: ………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………
4. Изменения генофонда популяций. Микроэволюция.
Микроэволюция – это _______________________________________________
Генетическое равновесие (С.С.Четвериков) - …………………………………
………………………………………………………………………………………….
Факторы микроэволюции (по характеру действия)
__________________________ ___________________________
Направленные изменения генофонда происходят вследствие ________________
Причины ненаправленных, случайных изменений генофонда:
- ………………………………………………….
- ………………………………………………….
- …………………………………………………
- …………………………………………………
Дрейф генов - _______________________________________________________
Микроэволюция завершается ___________________________________________
Результаты эволюции:
- …………………………………………..
- …………………………………………..
- …………………………………………..
5. Борьба за существование.
Формы борьбы за существование:
1. Внутривидовая: ………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………
2. Межвидовая: ………………………………….………………………………….
…………………………………………………………………………………………
3. Борьба с неблагоприятными условиями среды: …………………………….
…………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………..
Лекция №11.
Тема: «Современное эволюционное учение».
План лекции.
1. Естественный отбор.
2. Биологические адаптации.
3. Изолирующие механизмы.
4. Видообразование.
1. Естественный отбор –
- это _______________________________________________________
____________________________________________________________
Формы естественного отбора:
1. Стабилизирующий - …………………………………………………….…………………
……………………………………………………………….…………………….………………
2. Движущий - ……………………………………………….………………..……………….
…………………………………………………………………………………….…………........
3. Дизруптивный (разрывающий) …………………………………….……………..
…………………………………………………………………………………………
Полиморфизм - _____________________________________________________
____________________________________________________________________
Половой диморфизм - ________________________________________________
____________________________________________________________________
Примеры: …………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………..
. Сравнительная характеристика искусственного и естественного отборов.
Признак | Искусственный | Естественный |
1. Создаваемые новые формы | ||
2. Отбирающий фактор | ||
3. Отбираемые признаки | ||
4. Результат | ||
5. Время возникновения. |
В ходе естественного отбора возникают биологические адаптации (приспособления) организмов к условиям внешней среды.
2. Биологические адаптации.
Приспособленность организмов – результат действия естественного отбора.
- Приспособительные особенности строения тела………………………………
....................................................................................................................................................................................................................................................................................
II. Приспособительные особенности окраски тела:
- ……………………………………………………………………………………………………………………….
- ……………………………………………………………………………………………………………………….
- ……………………………………………………………………………………………………………………….
III. Приспособительные особенности поведения………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………..
IV. Забота о потомстве………………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………………………………………….
V. Физиологические адаптации……………………………………………………………………….
..................................................................................................................................................................................................................................................................................
Относительность адаптаций.
………………………………………………………………………………………………………………………………….…………………………………………………
Примеры:…………………………………………………………………………………………………………………………………………….……………………………
……………………………………………………………………………………….…
3. Изолирующие механизмы.
Репродуктивная изоляция - _____________________________________
____________________________________________________________
Какие механизмы лежат в основе репродуктивной изоляции?
Изолирующие механизмы
Предзиготические Постзиготические
Предзиготические изолирующие механизмы:
1. Экологическая изоляция - ……………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………………………………………….
Пример:…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
2. Временная изоляция - ……………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………………………………………….
Пример:…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
3. Этологическая (поведенческая) изоляция - …………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………………………………………….
Пример:…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
4. Механическая изоляция - ……………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………………………………………….
Пример:…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Постзиготические изолирующие механизмы: …………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
4. Видообразование –
-эволюционные изменения, протекающие на популяционном, внутривидовом уровне.
Стадии видообразования:
1)……………………………………………………
2)……………………………………………………
Формы видообразования
Географическое Экологическое
…………………………………. …………………………….
…………………………………. …………………………….
Лекция №12.
Тема: «Происхождение жизни на Земле»
План лекции.
1. Макроэволюция, ее доказательства, главные направления.
2. Происхождение жизни на Земле.
3. Современные представления о возникновении жизни.
4. История развития органического мира.
1. Макроэволюция –
____________________________________________________________
Доказательства макроэволюции.
Палеонтологические доказательства.
Палеонтология – это наука, изучающая …………………………………………
………………………………………………………………………………………….
1. Ископаемые переходные формы………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
2. Филогенетические ряды (филогенез см. л.№1).
Работы В.О.Ковалевского: …………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Эмбриологические доказательства.
1. Сходства зародышей (см.л.№9)………………………………………..
2. Биогенетический закон (см.л.№9)……………………………………..
Систематические группы.
Основы научной систематики заложил еще в XVIII в. К.Линней.
В настоящее время действует бинарная номенклатура:
первое слово – имя рода, второе слово – название вида.
Пример: …………………………………………………………………………..
Типы эволюционных изменений.
Параллелизм – эволюционное изменение, в результате которого сходные признаки образуются у _____________________________________________
Конвергенция – эволюционное изменение, в результате которого сходные признаки образуются у _____________________________________________
Дивергенция – эволюционное изменение, в результате которого сходные признаки образуются у _____________________________________________
Главные направления эволюции.
А.Н.Северцов и И.И.Шмальгаузен установили три направления эволюции:
Ароморфозы – крупные, масштабные эволюционные изменения, которые ведут к общему подъему организации, повышают интенсивность жизнедеятельности, но не являются узкими приспособлениями к резко ограниченным условиям.
Примеры: животные………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………
Растения …………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………
Идиоадаптация – мелкие эволюционные изменения, которые повышают приспособленность организмов к определенным условиям среды.
Примеры: животные………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………
Растения …………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………
Общая дегенерация - эволюционные изменения, которые ведут к упрощению организации, к утрате ряда систем и органов.
Примеры: животные………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………
Растения …………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………
2. Происхождение жизни на Земле
Гипотезы о происхождении жизни.
Человечество всегда волновал вопрос: откуда берутся живые существа?
Суть вопроса сводилась к двум концепциям:
Живое из неживого – абиогенез Живое из живого – биогенез
1. Гипотеза самопроизвольного зарождения жизни…………………………….
…………………………………………………………………………………………
Опыт Ф.Реди………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………..
Работы Л.Пастера …………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………….
Вывод: все живое из живого!
А как произошла жизнь?
2. Креационизм (от лат. – сотворение) - …………………………………………..
………………………………………………………………………………………….
3. Гипотеза панспермии - …………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………….
4. Гипотеза биохимической эволюции Опарина – в настоящее время общепризнана…………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………….
Суть теории: …………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………….
3. Основные этапы развития жизни на Земле – теория Опарина.
- Этап химической эволюции – абиогенное возникновение органических мономеров: …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
II. Этап предбиологической эволюции:
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
III. Этап биологической эволюции – возникновение первых организмов:
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Возможен ли абиогенез сегодня? ………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
4. История развития органического мира.
Эра | Ароморфозы |
1. Архейская | |
2. Протерозойская | |
3. Палеозойская | |
4. Мезозойская | |
5. Кайнозойская |
Лекция №13.
Тема: «ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА»
План лекции.
- Положение человека в системе животного мира.
- Основные стадии эволюции человека.
- Факторы антропогенеза.
- Современный этап эволюции человека. Расы.
1. Положение человека в системе животного мира.
Антропология (с греч.) – «наука о человеке».
Основные разделы антропологии: морфология (учение о вариациях строения человеческого тела), антропогенез, расоведение (учение о расах).
Антропогенез (греч. anthropos – человек, genesis – развитие) – исторический процесс эволюционного становления человека.
Систематическое положение человека:
Царство
Тип
Подтип
Класс
Подкласс
Отряд
Подотряд
Семейство
Род
Вид
Рудименты (лат. – остаток):
Атавизмы (лат. – отдаленный предок):
Отличия человека от животных:
◊
◊
◊
◊
Основные стадии антропогенеза:
I.
II
III
IV
2. Основные стадии эволюции человека
Гоминиды | Исторический возраст | Ареал | Объем мозга, рост, масса | Особенности культуры |
Австралопитек | ||||
Человек умелый | ||||
Человек прямоходящий | ||||
Неандерталец | ||||
Кроманьонец |
3. Факторы антропогенеза:
- Биологические факторы:
- Социальные факторы:
4. Современный этап эволюции человека.
Как вы думаете, эволюционирует ли человек в настоящее время? Почему?
Подумайте, почему, в силу каких факторов некоторые современные ученые видят человека будущего в виде большеголового существа?
Человеческие расы – это
Существуют различные классификации человеческих рас. В практическом плане популярна классификация, по которой выделяют три большие расы:
☺
☻
☻
Расогенез – процесс возникновения и становления человеческих рас.
Факторами расогенеза являются:
Примеры действия естественного отбора на ранних стадиях формирования рас:
Лекция №14.
Тема: «Экосистема. Экологические факторы».
План лекции.
1. Экология как наука.
2. Среда обитания. Экологические факторы.
3. Основные абиотические факторы.
4. Биотические факторы. Основные типы биотических взаимодействий.
1. Экология как наука.
Экология – это наука о ______________________________________________
Задачи экологии:
- ………………………………
- ………………………………
2. Среда обитания –
…………………………………………………………………………...
На Земле существует четыре основные среды обитания:
- ………………………………
- ……………………………….
- ……………………………….
- ………………………………
Экологические факторы – это условия среды:
- Абиотические факторы – это ____________________________________
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
- Биотические факторы – это ______________________________________
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
- Антропогенные факторы – это ____________________________________
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Толерантность - _____________________________________________________
3. Основные абиотические факторы.
1. Температура……………………………………………………………
………………………………………………………………………………
Организмы
_____________________ _______________________
Приспособления организмов от переохлаждения или перегрева:…………………
………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………….
2. Свет.
Три области солнечного излучения:
Ультрафиолетовые лучи - ……………………………………………………………
………………………………………………………………………………………….
Видимые лучи - ………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………….
Инфракрасные лучи - ………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………
Фотопериодизм - …………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
3. Влажность ……………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Приспособления организмов:………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
4. Биотические факторы –
обязательные и разнообразные взаимоотношения живых организмов в природе.
Типы экологических взаимодействий.
(00) нейтрализм - ___________________________________________________
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
(- 0) вреднонейтральные – аменсализм - _______________________________
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
(+ 0) полезнонейтральные – комменсализм - ____________________________
…………………………………………………………………………………………
- Нахлебничество ………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………
- Сотрапезничество ……………………………………………………………
………………………………………………………………………………………
- Квартиранство ………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………
(+ +) взаимополезные взаимодействия
Протокооперация - ………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………….
Мутуализм - …………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………..
Симбиоз - …………………………………………………..…………………………
………………………………………………………………………………………….
(+ -) полезно-вредные:
Хищничество - ……………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………….
Каннибализм - ……………………………………………………………………….
Паразитизм - ………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………
1) постоянный……………………………………………………………………….
2) временный ……………………………………………………………………….
Паразиты:
1. Наружные …………………………………………………………………………
2. Внутренние …………………………………………………………………………
( - - ) взаимовредные
Конкуренция - ……………………………………………………………
…………………………………………………………………………….
Конкуренция бывает двух видов:
1. Внутривидовая конкуренция - ……………………………………….
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Территориальность - ……………………………………………………
……………………………………………………………………………..
Примеры: …………………………………………………………………
2. Межвидовая конкуренция - ………………………………………..
………………………………………………………………………………
Принцип Гаузе: два одинаковых в экологическом отношении вида существовать не могут.
Лекция №15.
Тема: «Экологические сообщества».
План лекции.
1. Экологические сообщества. Структура сообщества.
2. Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах.
3. Примеры биогеоценозов.
4. Изменения в биогеоценозах.
1. Экологические сообщества.
Биоценоз – это ___________________________________________
___________________________________________________________
Биогеоценоз (экосистема) – это __________________________________
Биосфера – самая большая экосистема.
Экосистемы
Искусственные Естественные
………………………………. ……………………………..
……………………………..... ……………………………..
Агробиоценозы - ___________________________________________________
____________________________________________________________________
Сравнительная характеристика.
Агроценоз Биогеоценоз
1.
2.
3.
4.
5.
Структура экосистемы.
Видовая структура - ________________________________________________
Виды: доминантные - …………………………………………………………
малочисленные - ………………………………………………………
Морфологическая структура - ________________________________________
____________________________________________________________________
Трофическая структура - _____________________________________________
Плотность популяции - ……………………………………………………………
Биомасса - __________________________________________________________
2. Пищевые связи –
это………………………………………………………………………
Пищевая сеть - …………………………………………………………..
Схема пищевой цепи.
Круговорот веществ и энергии в экосистемах.
Вещества и энергия в экосистемах передаются по пищевым цепям.
Схема круговорота веществ в экосистемах.
Перенос энергии в экосистемах.
Поток энергии солнца имеет однонаправленный характер.
Правило экологической пирамиды:
________________________________________________________________________________________________________________________
3. Биогеоценоз пресного водоема.
Растения и животные, населяющие водоем, распределяются в нем неравномерно:
- Прибрежная зона ………………………………………………………………
- Дно………………………………………………………………………………
- Толща воды…………………………………………………………………….
Цепи питания биогеоценоза пруда.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Биогеоценоз широколиственного леса.
Растения дубравы:
- Верхний ярус…………………………………………………………………
- Нижний ярус…………………………………………………………………
- Ярус подлеска……………………………………………………………….
- Ярус травянистых растений………………………………………………..
Цепи питания в дубравах.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
4. Изменения в биогеоценозах.
1. Колебания численности………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
2. Смена биогеоценоза.
Пример неустойчивого биогеоценоза:……………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Самовосстановление устойчивого биогеоценоза………………………………
………………………………………………………………………………………..
Лекция №16.
Тема: «Биосфера – глобальная экосистема»
План лекции.
1. Биосфера – глобальная экосистема
2. Круговорот веществ в природе.
3. Влияние человека на эволюцию биосферы.
4. Природные ресурсы.
1. Биосфера – глобальная экосистема
В.И.Вернадский – основоположник учения о биосфере.
В.И.Вернадский: «На земной поверхности нет силы химической силы более постоянно действующей, а поэтому более могущественной по своим конечным последствиям, чем живые организмы, взятые в целом».
Биосфера – это ______________________________________________________
Состав биосферы:
- Живое вещество………………………..
- Биогенное вещество……………………..
- Биокосное вещество…………………………..
- Косное вещество………………………………
Косное вещество биосферы.
Границы биосферы:……………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Атмосфера:…………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Гидросфера:………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Литосфера:…………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Живое вещество.
Общая масса живых организмов = 2,43* 1012 т.
Биомасса суши:…………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Биомасса океана:………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
2. Круговорот веществ в природе.
Круговорот воды:……………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Круговорот углерода:……………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Круговорот азота:………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
3. Влияние человека на эволюцию биосферы.
2,5 млн лет назад – первые люди:………………………………..………………….
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Первый экологический кризис.
Выход:……………………………………………………………………………..
Наступает новая фаза эволюции биосферы –
«человек – мощная природная движущая сила эволюции».
XVIII в. – новое время:……………………………………………………………
……………………………………………………………………………………..
Новый экологический кризис.
Выход:
1)……………………………………………………………………………..
2)…………………………………………………………………………………….
«Биосфера» ▬► «Ноосфера – сфера разума» (Вернадский).
4. Природные ресурсы.
___________________ __________________
…………………………. ______________ ___________
…………………………. ……………….. ……………..
…………………………. ……………….. ……………..
…………………………. ……………….. ……………..
Основные экологические проблемы современности.
I. Загрязнение воздуха.
Причины:……………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Последствия:
1) SO2 …………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………….
Кислотные дожди - ……………………………………………………..
…………………………………………………………………………….
2) CO2 …………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………..
Парниковый эффект - ……………………………………………………..
…………………………………………………………………………….
3) ………………………………………………………………………….
Смог - ……………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………
4) озоновые дыры …………………………………………………………
...……………………………………………………………………………
II. Загрязнение пресных вод………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Загрязнение вод Мирового океана………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
III. Загрязнение почвы.
Эрозии
Разрушение почвы в процессе добычи полезных ископаемых:………………
…………………………………………………………………………………….
V. Радиоактивное загрязнение биосферы.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Лекция №17.
Тема: «Бионика».
План лекции.
1. Охрана природы и рациональное природопользование.
2. Бионика.
1. Примеры природоохранительных мер:
Предотвращение загрязнения атмосферы:……………………………………..
………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………….
Предотвращение загрязнения водных ресурсов…………………………………..
………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………….
Предотвращение загрязнения почвы…………:……………………………………..
………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………….
Сохранение животного и растительного мира…………………………………..
………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………….
2. Бионика.
Птица – действующий по математическому закону инструмент, сделать который в человеческой власти со всеми его движениями…
Леонардо да Винчи
Бионика – направление в науке и технике, цель которого:
- ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
- ………………………………………………………………………………..
- …………………………………………………………………………………
Список литературы:
1. А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник «Общая биология.10-11 кл»
2. В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин «Общая биология.10-11 кл»
3. В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафонова, Е.Т.Зазарова «Общая биология.10-11 кл»
4. Д.К.Беляев, Н.Н.Воронцов, П.М.Бородин «Общая биология.10-11 кл»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Общая биология» для 10-11 класса (Базовый уровень)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по биологии для общеобразовательного и гуманитарного профилей обучения в средней (полной школе) авторы И.Н. Понамарева, Л.П. Анастасова, О.А....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Общая биология» для 10-11 класса (Базовый уровень)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по биологии для общеобразовательного и гуманитарного профилей обучения в средней (полной школе) авторы И.Н. Понамарева, Л.П. Анастасова, О.А....
Рабочая программа по общей биологии в 11 классе на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа по общей биологии в 11 классе на 2014-2015 учебный год...
Рабочая программа по общей биологии в 10 классе на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа по общей биологии в 10 классе на 2014-2015 учебный годАвторы В.Б. Захаров,С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин...
Рабочая программа по общей биологии 10-11 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта с изменениями и дополнениями...
Рабочая программа курса «Общая биология» для 10-11 класса (для обучающихся с нарушениями слуха)
Рабочая программа курса «Общая биология»для 10-11 класса (для обучающихся с нарушениями слуха)...
Рабочая программа по общей биологии 10-11 класс, авторы В.В. Пасечник, А.А.Каменский, Е.А. Криксунов
Рабочая программа 10 класса построена из расчета 35 часов в год, 1 час в неделю. Содержание среднего (полного) общего образования направлено на решение двух задач:1) завершение общеобразовательно...