Рабочая программа по общей биологии 10-11 класс
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Степаненко Валентина Сергеевна

Рабочая программа составлена на основе  федерального компонента государственного стандарта с изменениями и дополнениями 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_biologiya_10-11_klass.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9 с  углубленным изучением отдельных предметов »

ГО Краснотурьинск, Свердловской области

Утверждаю

Директор МОУ «СОШ № 9»

__________________________

 «31» августа_2016год

Рабочая программа по химии

10- 11  класс                Составитель: Степаненко

                                                              Валентина

                                                                      Сергеевна

                     

  1. Пояснительная записка (цели, задачи, обоснования, содержание, критерии оценивания).

68 часов за 2 учебных года

Учебник « ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ» под редакцией

              В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина

Рабочая программа составлена на основе  федерального компонента государственного стандарта с изменениями и дополнениями

Изучение биологии на базовом уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • Освоение знаний

- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного познания;

  • Овладение умениями

- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • уметь оценивать достоверность естественно -научной информации получаемой из различных источников.

  • умение выстраивать личностное восприятие и самостоятельность суждений по вопросам связанным с эволюционными представлениями возникновения и развития жизни на земле

  • понимание места и роли человека в системе органического мира

  • Развитие

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • Воспитание  
  • - воспитание убежденности в возможности познания живой природы; необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • Использование приобретенных компетенций

  • - использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.


II.Требования к уровню подготовки учащихся 10 - 11 класса

(базовый уровень).

В результате изучения биологии  ученик должен      

Характеризовать:

  • основные уровни организации живой природы и их значение в природе;
  • Учение Вернадского о биосфере;
  • возникновение жизни на земле и эволюцию органического мира;
  • значение живого вещества в биологическом круговороте веществ и потоке энергии;
  • влияние человека на биосферу, как экосистему;
  • структурные компоненты экосистем, пищевые связи;
  • популяцию, как структурную единицу вида и элементарную единицу эволюции:
  • учение Дарвина об эволюции и ее результатах;
  • основные направления эволюции;
  • закономерности эволюции;
  • основные царства органического мира, их роль в природе;
  • процессы регуляции в организме
  • все виды размножение;
  • онтогенез организма;
  • законы наследственности;
  • изменчивость ее виды и значение;
  • значение генетики для здоровья человека, факторы, формирующие здоровье человека;
  • особенности одноклеточных и многоклеточных организмов;
  • роль химических веществ в жизни клетки;
  • части клеток и их структурные элементы4
  • обмен веществ и превращение энергии в клетке;

Сравнивать

  • свойства биосистем разных уровней организации;
  • природные биогеоценозы и агробиоценозы;
  • половое и бесполое размножение их роль;
  • наследственную и ненаследственную изменчивость;
  • естественный и искусственный отбор;
  • строение клеток различного уровня организации;
  • ДНК и РНК.

Обосновывать (объяснять, сопоставлять):

  • значение уровней организации жизни в природе;
  • роль биологического круговорота и устойчивости экосистемы;
  • видового разнообразия в сохранении устойчивости экосистем;
  • влияние антропогенных факторов на виды, экосистемы, биосферу:
  • меры охраны живой природы;
  • роль эволюции в развитии живой природы;
  • роль мутаций и естественного отбора в эволюции;
  • роль хромосом и генов в передаче наследственности;
  • влияние загрязнения природной среды в сохранении здоровья человека;
  • необходимость заботы человека о своем здоровье и здоровье близких.

Применять знания

  • для формирования картины мира;
  • для гуманного этического поведения в природе;
  • в деле охраны природы;
  • охраны редких и исчезающих видов;
  • для доказательства ценности жизни и сохранения своего здоровья;
  • в суждениях по культурологическим проблема

    Владеть умениями

  • сравнивать;
  • доказыва
  • вычленять основные идеи в учебном материале;
  • пользоваться предметным и именным указателями в научной и популярной литературе;
  • составлять развернутый план и тезисы текста,
  • конспектировать текст,
  • составлять схемы, готовить рефераты;
  • выполнять учебные проекты.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ (ГОС -204 с изменениями и дополнениями)

  • Биология как наука. Методы научного познания


Объект изучения биологии - живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира. Методы познания живой природы.

  • Клетка


Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира.
   
Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы - неклеточные формы. Строение и функции хромосом. ДНК - носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код.

Проведение биологических исследований: наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание; сравнение строения клеток растений и животных; приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

  • Организм


Организм - единое целое. Многообразие организмов.
Обмен веществ и превращения энергии - свойства живых организмов.

Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение. Искусственное оплодотворение у растений и животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель - основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Проведение биологических исследований: выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм; составление простейших схем скрещивания; решение элементарных генетических задач; анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

  • Вид


История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Жана Батиста Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественно-научной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека.

Проведение биологических исследований: описание особей вида по морфологическому критерию; выявление приспособлений организмов к среде обитания; анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.


  • Экосистемы


Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем.

Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Проведение биологических исследований: выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности; исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум); решение экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   


Рабочая программа  курса «Общая биология 10 класс

Задачи:

  1. Мировоззренческие - осуществить синтез философских идей (о ценностях, сущности бытия, познания, практики и т. д.), этических, эстетических, правовых норм, идеалов и правил, касающихся культуры общения с живыми системами; раскрыть картину биологической реальности, показать сферы её перекрывания с физической, химической и социальной картинами мира;
  2. методологические- познакомить с научными принципами биологического познания (причинностью, системностью, историзмом), выявить их истоки, развить умение выдвигать и решать проблемы, планировать и ставить наблюдения и эксперименты;
  3. теоретические- сделать предметом самостоятельного изучения логическую структуру и концептуальный аппарат важнейших биологических и пограничных теорий и содержательных идей, научить пользоваться теоретическими знаниями для обобщения, систематизации и прогнозирования;
  4. практические- раскрыть прикладные теории и технологические карты производств, связанных с использованием живых систем, выработать систему трудовых навыков, вооружить знаниями, необходимыми для профессиональной ориентации.

ТРЕБОВАНИЯ БАЗОВОГО СТАНДАРТА БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА.

Знать (понимать):

  • -основные положения биологических теорий (клеточной, сущность законов Менделя, закономерностей изменчивости);
  • -строение биологических объектов (клетки, генов и хромосом);
  • -сущность биологических процессов и явлений (размножение, оплодотворение);
  • -вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки, биологическую терминологию и символику.

Уметь:

  • -объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения;
  •                       вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира;
  •                        единство живой и неживой природы, родство живых организмов;
  •                       отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека;
  •                       влияние мутагенов на организм человека;
  •                       причины нарушений развития организмов;
  •                       причины наследственных заболеваний, мутаций;
  • -решать биологические задачи (составлять элементарные схемы скрещивания);
  • -анализировать и оценивать (различные гипотезы о возникновении жизни; последствия собственной деятельности в окружающей среде);
  • -сравнивать (биологические объекты, тела живой и неживой природы по химическому составу; зародыши человека и других млекопитающих);
  • -процессы (бесполое и половое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • -изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • -находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически её оценивать.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

  • -соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголя, наркомании);
  • -правил поведения в природной среде;
  • -оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • -оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Данная программа обеспечивает выполнение обязательных требований образовательного стандарта.

       Содержание курса:

  1. Тема: Биология как наука – 1ч.
    Объект изучения биологии - живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира. Методы познания живой природы.
  2. Тема: Клетка -11ч.

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира.
Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы - неклеточные формы. Строение и функции хромосом. ДНК - носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код.
Проведение биологических исследований: наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание; сравнение строения клеток растений и животных; приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

  1. Тема: Энергетическое обеспечение клеток – 5ч.

  1. Размножение и развитие организмов – 6ч

Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.
Оплодотворение, его значение. Искусственное оплодотворение у растений и животных.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

  1. Тема: Генетика и селекция – 10ч.

Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель - основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Проведение биологических исследований: выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм; составление простейших схем скрещивания; решение элементарных генетических задач; анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

  1. Итоговыя работа -1 ч


БИОЛОГИЯ 10 кл (ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 34 часа)

          сроки

содержание

Предполагаемые сроки

Фактические сроки

Содержание темы

  1. Тема: Биология как наука (1ч)

1.Что изучает «Общая биология » Структурные единицы живых систем. Вводный инструктаж по от и тб

Знать понятия: биология. Жизнь. Свойства жизни. Уровни организации живой природы. Методы познания живой материи.

Уметь: объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения;  вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов.

2.Тема: Клетка (11ч).

1.Клеточный уровень организации жизни. Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки.

2. Органические вещества клетки. Биополимеры. Углеводы, липиды.

3. Биополимеры-белки, их строение

4. Биополимеры-белки, их функции.

5.Биополемеры-нуклеиновые кислоты

6.Контр.работа №2.

7.Строение и функции клеток. Виды и типы клеток- Эукареотическая клетка её части.

8.Строение и функции ядра. Особенности строения клеток различных царств

9 Хромосомы и хромосомный набор. Особенности строения клеток различных царств Л.Р1- строение растительной клетки

10.Прокариотическая клетка.

История изучения клетки. Клеточная теория. Вирусы

11.Обобщающий урок. Строение и жизнедеятельность клеток

Знать понятия: клетка. Цитология. Основные положения клеточной теории. Макроэлементы, микроэлементы. Свойства воды. Минеральные соли. Биополимеры. Липиды, липоиды, углеводы, белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК). Репликация ДНК. Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки. Особенности растительной и животной клеток. Хромосомы. Кариотип. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом. Прокариотическая клетка, бактерия. Генетический код, триплет, ген. Транскрипция, трансляция, матричный синтез. Вирус, бактериофаг.

Уметь: сравнивать строение клеток животных и растений. Готовить и описывать микропрепарат клеток растений.

  1. Тема: Энергетическое обеспечение клеток (5ч).

1.Основные понятия темы. Особенности энергетического и пластического обменов в растительных клетках.

2.Энергетический обмен. Ферментативная система окисления глюкозы

3.Пластический обмен. Генетическая информация удвоение ДНК, Генетический код.

4. Пластический обмен – биосинтез белка

 5.Контр.работа №3

Знать понятия: одноклеточные, многоклеточные понятия. Метаболизм, энергетический обмен, пластический обмен. АТФ. Автотрофы, гетеротрофы. Фотосинтез. Биосинтез, генетический код, матричный принцип передачи информации

Размножение и развитие организмов (6ч)

1 Деление клетки. Митоз.

2.Бесполое и половое размножение.

3.Мейоз.

4 Образование половых клеток. Оплодотворение. Особенности оплодотворения  растительных клеток

5 Зародышевое развитие организмов

6.Организм саморегулирующаяся система

Жизненный цикл клетки. Митоз, биологическое значение. Типы бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Раздельнополые организмы и гермафродиты. Яйцеклетка и сперматозоид. Гаметогенез. Мейоз, биологическое значение. Оплодотворение: наружное и внутреннее. Двойное оплодотворение у растений.

Уметь: объяснять процессы (бесполое и половое размножение) и делать выводы на основе сравнения.

4. Тема: Генетика и селекция (10ч).

1.Генетика- наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель- основоположник генетики. Моногибридное скрещивание

2  Дигибридное скрещивание.

3.Сцепленное наследование. Хромосомная теория наследственности.

5.Лаб.работа №2 «Решение задач».

5 Контр.работа №4.

6.Современное представление о гене и геноме.

7.Модификационная и наследственная изменчивости.

8.Генетика и здоровье человека.

9.Основы селекции..Биотехнология.

10.Повторение.

Знать понятия: наследственность и изменчивость. Генотип, фенотип. Гибридологический метод, скрещивание. Доминантный, рецессивный. Гены, аллели. Закономерности наследования признаков. Закон чистоты гамет. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Генетические карты. Геном. Аутосомы, половые хромосомы. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутагенные факторы. Наследственные болезни. Медико-генетическое консультирование. Селекция; гибридизация и отбор. Сорт, порода, штамм. Биотехнология. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы.

Уметь: составлять простейшие схемы скрещивания. Решать элементарные генетические задачи. Анализировать и оценивать этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии.

11.Контр.работа №5.

Задачи:

  1. мировоззренческие- осуществить синтез философских идей (о ценностях, сущности бытия, познания, практики и т. д.), этических, эстетических, правовых норм, идеалов и правил, касающихся культуры общения с живыми системами; раскрыть картину биологической реальности, показать сферы её перекрывания с физической, химической и социальной картинами мира;
  2. методологические- познакомить с научными принципами биологического познания (причинностью, системностью, историзмом), выявить их истоки, развить умение выдвигать и решать проблемы, планировать и ставить наблюдения и эксперименты;
  3. теоретические- сделать предметом самостоятельного изучения логическую структуру и концептуальный аппарат важнейших биологических и пограничных теорий и содержательных идей, научить пользоваться теоретическими знаниями для обобщения, систематизации и прогнозирования;
  4. практические- раскрыть прикладные теории и технологические карты производств, связанных с использованием живых систем, выработать систему трудовых навыков, вооружить знаниями, необходимыми для профессиональной ориентации.

Знать (понимать):

  • -основные положения биологических теорий (теории и гипотезы происхождения жизни на земле);
  • -строение биологических объектов (клетки, генов и хромосом);
  • -сущность биологических процессов и явлений (размножение, оплодотворение);
  • -вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки, биологическую терминологию и символику.

Уметь:

  • -объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения;
  •                       вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира;
  •                        единство живой и неживой природы, родство живых организмов;
  •                       отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека;
  •                       влияние мутагенов на организм человека;
  •                       причины нарушений развития организмов;
  •                       причины наследственных заболеваний, мутаций;
  • -решать биологические задачи (составлять элементарные схемы скрещивания);
  • -анализировать и оценивать (различные гипотезы о возникновении жизни; последствия собственной деятельности в окружающей среде);
  • -сравнивать (биологические объекты, тела живой и неживой природы по химическому составу; зародыши человека и других млекопитающих);
  • -процессы (бесполое и половое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • -изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • -находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически её оценивать.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

  • -соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголя, наркомании);
  • -правил поведения в природной среде;
  • -оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • -оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Содержание курса:

  1. Тема: Эволюция
  • Развитие эволюционных идей.  Доказательства эволюции. 6 часов.  
  • Механизмы эволюционного процесса.  – 7 часов
  • Возникновение и развитие жизни на земле. – 4 часа.
  • Происхождение человека- 5 часов

 История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Жана Батиста Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественно-научной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.
Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека.
Проведение биологических исследований: описание особей вида по морфологическому критерию; выявление приспособлений организмов к среде обитания; анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.

  1. Тема: Основы экологии  
  • Экосистемы. Биосфера, охрана биосферы – 11ч
  • Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем.

    Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Проведение биологических исследований: выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности; исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум); решение экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.
  • Итоговый контрольный срез -3ч

          сроки

содержание

Примерные сроки

Фактические сроки

Формирование учебных компетенций в пределах темы

  1. ТЕМА:  Развитие эволюционных идей. Доказательства Эволюции (6ч).

1.Возникновение и развитие эволюционных представлений в  додарвиновский       период. Работы К. Линнея. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка.

2. Предпосылки возникновения учения Дарвина Ч.Дарвин и его теория происхождения видов.

Доказательства эволюции

4.Вид критерии вида. Популяция.

5Лаб.работа №1 «Описание вида по морфологическому критерию».

6Контрольная работа №1

Знать понятия: эволюция. Креационизм, трансформизм, бинарная номенклатура ,эволюционизм, основные принципы и положения теории Дарвина, синтетическая теория эволюции .Доказательства единства происхождения органического мира: эмбриологические, морфологические, палеонтологические, биогеографические, молекулярные.  Вид, популяционная структура вида, критерии вида, популяция.

Уметь: объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения;

вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов.

  1. Тема: Механизмы эволюционного процесса 7ч

1Роль изменчивости в эволюционном процессе

2.Естественный отбор – направляющий фактор эволюции.

3. Формы естественного отбора. Дрейф генов -фактор эволюции.

4. Изоляция. Приспособленность ее виды. Лаб.работа №2 «Выявление приспособлений к среде обитания».

5.Видообразование.

6.Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

7 Контрольный срез

Знать понятия:. Мутационная изменчивость Групповая и индивидуальная изменчивость. Искусственный отбор. Борьба за существование ее виды. Естественный отбор Движущий и стабилизирующий отбор. Способы и пути видообразования. Ароморфоз,  идиоадаптация, дегенерация,

Уметь: описывать особей вида по морфологическому критерию; выявлять изменчивость у особей одного вида; выявлять приспособления организмов к среде обитания.

3.  Тема: Возникновение и развитие жизни на земле 4ч

1Развитие представлений о возникновении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни.

2. Развитие жизни по эрам и периодам

3. Многообразие органического мира. Принцип систематики. Классификация организмов.

4. Контрольный срез

Знать понятия : Эксперимент Пастера теория Опарина – Холдейна. Химическая эволюция. Биологическая эволюция. Постепенное усложнение организации и приспособления к условиям внешней среды организмов в процессе эволюции теории возникновения жизн.. Системы органического мира. Основные систематические группы

4. Тема: Происхождение человека 5ч

1.Гипотезы происхождения человека. Ближайшие родственники человека среди животных.

2. Основные этапы эволюции приматов.

Первые представители рода - Хомо.

  1. Появление человека разумного.
  2.  Факторы эволюции человека

5 Контрольная работа

Знать понятия:. Происхождение человека. Основные этапы эволюции. Движущие силы антропогенеза. Человеческие расы, их единство.

Уметь: анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни. Выявлять признаки сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства. Анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения человека.

5,Тема: Экосистема (11ч).

1.Предмет экологии. Экологические факторы.

2. Взаимодействие популяций разных видов

3. Сообщества. Экосистемы. Структура экосистем.

4.Поток энергии и цепи питания Круговорот веществ и поток энергии. Лаб.работа №3 « составление схем передвижения веществ».

5. Свойства экосистем. Смена экосистем. Агроценозы.\

6. Влияние человека на экосистемы Лаб.работа №4 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности».

7.Состав и функции биосферы. Круговорот химических элементов.

8.Биосфера и человек. Лаб.работа №5 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде».

9Глобальные экологические проблеммы.

10. Общество и окружающая среда.Пути решения экологических проблем. Лаб.работа №6 «Анализ и оценка глобальных экологических проблем и пути их решения».

11.Контрольная работа №5.

Знать понятия: экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Экологическая ниша. Экосистема, биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Пищевые цепи и сети. Биосфера. Живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество. Биомасса Земли. Глобальные экологические проблемы. Охрана природы. Рациональное природопользование. Национальные парки, заповедники, заказники. Красная книга.

Уметь: составлять схемы передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме. Определять влияние антропогенных изменений в экосистемах своей местности. Сравнивать природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности. Решать экологические задачи. Анализировать и оценивать последствия собственной деятельности в окружающей среде. Анализировать и сравнивать глобальные экологические проблемы и пути их решения.

 Итоговый контрольный срез 3 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Общая биология» для 10-11 класса (Базовый уровень)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы по биологии для общеобразовательного и гуманитарного профилей обучения в средней (полной школе) авторы И.Н. Понамарева, Л.П. Анастасова, О.А....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Общая биология» для 10-11 класса (Базовый уровень)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы по биологии для общеобразовательного и гуманитарного профилей обучения в средней (полной школе) авторы И.Н. Понамарева, Л.П. Анастасова, О.А....

Рабочая программа по общей биологии в 11 классе на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа по общей биологии в 11 классе на 2014-2015 учебный год...

Рабочая программа по общей биологии в 10 классе на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа по общей биологии в 10 классе на 2014-2015 учебный годАвторы В.Б. Захаров,С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин...

Методическая разработка.Рабочая программа учебного предмета "Биология". 5-11 классы. Основного общего образования

Рабочая программа 5-6 класс (ФГОС)  составлена на основе «Программы основного общего образования (Биология 5 – 9 кл. Концентрический курс)». Авторы: Сонин Н.И., Захаров...

Рабочая программа курса «Общая биология» для 10-11 класса (для обучающихся с нарушениями слуха)

Рабочая программа курса «Общая биология»для 10-11 класса (для обучающихся с нарушениями слуха)...

Рабочая программа по общей биологии 10-11 класс, авторы В.В. Пасечник, А.А.Каменский, Е.А. Криксунов

Рабочая программа 10 класса построена из расчета 35 часов в год, 1 час в неделю. Содержание среднего (полного) общего образования направлено на решение двух задач:1) завершение общеобразовательно...