№ | Тема 11кл | Тема уроков | Практическая и лабораторная работа | Тип урока и вид контроля | Основные требования к знаниям учащихся. Ведущие понятия | Информационно - методическое обеспечение, оборудование |
Дата |
план |
факт |
Развитие представлений об эволюции живой природы (6 часов). |
|
|
1 |
| Введение. Учение об эволюции органического мира. |
| УОиСЗ | Объяснять сущность эволюционных преобразований | самодельная таблица | 03.09 | 03.09 |
2 |
| История развития представлений о развитии жизни на Земле. |
| УИиПЗНЗ | Характеризовать научные представления об эволюции живой природы. Давать определение ключевому понятию - креационизм | доп. лит-ра, рисунки учебника | 06.09 | 06.09 |
3 |
| Система органической природы К. Линнея. |
| УИиПЗНЗ | Определять характер мировоззрений К.Линнея. Характеризовать значение работ К.Линнея | таблица «Классификация растений» | 08.09 | 08.09 |
4 |
| Развитие эволюционных идей Ж.Б. Ламарка. |
| УИиПЗНЗ | Излагать основные положения эволюционного учения Ж.Б.Ламарка | опорный конспект | 10.09 | 10.09 |
5 - 6 |
| Семинар по теме «Развитие эволюционных идей в додарвиновский период. |
| УОиСЗ | Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников | Выступления с сообщениями, доп.лит-ра, рисунки учебника | 13.09 | 13.09 |
Дарвинизм (6 часов). |
|
|
7 |
| Естественно – научные предпосылки теории Ч. Дарвина |
| УИиПЗНЗ | Характеризовать естественнонаучные предпосылки формирования эволюционных взглядов | географическая карта, таблицы | 15.09 | 15.09
|
8 |
| Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. |
| УИиПЗНЗ | Составлять схемы происхождения домашних животных и культурных растений от дикого предка | доп. лит-ра, рисунки учебника, фотографии, гербарии | 17.09 | 17.09 |
9 |
| Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Формы борьбы за существование. |
| УИиПЗНЗ | Характеризовать формы борьбы за существование. Давать определение ключевому понятию – борьба за существование | изображения севрюги, богомола | 20.09
| 20.09
|
10 |
| Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Образование новых видов. |
| УИиПЗНЗ | Описывать действие естественного отбора на конкретных примерах. Давать определение ключевому понятию – естественный отбор. | самодельная таблица | 22.09 | 22.09 |
11 |
|
| Практическая работа №1 «Сравнитель- ная характе- ристика естественного и искусственного отбора». | УОиСЗ | Сравнивать основные понятия | доп. лит-ра, рисунки учебника, фотографии, гербарии | 24.09 | 24.09 |
12 |
| Зачет № 1. |
| УК,ОиКЗУ | Тестирование |
| 27.09 | 27.09 |
Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. |
|
|
13 - 14 |
| Эволюционная роль мутаций.
| Лабораторная работа №1 Выявление изменчивости у особей одного вида | УИиПЗНЗ | Характеризовать эволюционную роль мутаций | доп. лит-ра, рисунки учебника | 29.0929.09 | 29.0929.09 |
15 |
| Генетические процессы в популяциях. |
| УИиПЗНЗ | Доказывать, что популяции-элементарные единицы эволюции | кодограмма урока | 01.10 | 01.10 |
16 |
| Формы естественного отбора. |
| УИиПЗНЗ | Называть условия действия форм естественного отбора. Обосновывать влияние факторов, определяющих интенсивность действия отбора | доп. лит-ра, рисунки учебника | 04.10 | 04.10 |
17 |
|
| Практическая работа №2 «Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отборов. | УЗЗ | Выделять критерии для сравнения. Сравнивать формы для естественного отбора | доп. лит-ра, рисунки учебника | 06.10 | 06.10 |
18 |
| Семинар по теме «Движущие силы эволюции». |
| УОиСЗ | Характеризовать роль в эволюции движущих сил | таблицы, карточки | 08.10 | 08.10 |
19 - 20 |
| Адаптация организмов к среде обитания и их относительность.
| Лабораторная работа №2 Выявление приспособленности у организмов к среде обитания | УИиПЗНЗ | Приводить примеры приспособлений организмов на разных уровнях организации | таблицы, раздаточный материал | 11.10 11.10 | 11.10 11.10 |
21 |
| Виды, критерии вида.
| Лабораторная работа №3 Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию | УИиПЗНЗ | Называть критерии вида и обосновывать важность критериев для определения вида. Доказывать, что вид объективно существует в природе. | изображения нескольких организмов, относящихся к одному виду | 13.10 | 13.10 |
22 - 23 |
| Видообразование. |
| УИиПЗНЗ | Приводить примеры способов видообразования и доказывать реальное их существование | изображения нескольких организмов, относящихся к одному виду | 15.10 15.10 | 15.10 15.10 |
24 |
|
| Практическая работа № 3 «Сравнение процессов экологического и географического видообразования». | УЗЗ | Сравнивать способы видообразования. Выделять критерии для сравнения. Определять последовательность этапов экологического и географического видообразования | доп. лит-ра, рисунки учебника | 18.10 | 18.10 |
25 |
| Семинар по теме «Основные положения синтетической теории эволюции». |
| УОиСЗ | Давать сравнительную характеристику движущим силам эволюции с точки зрения теории Ламарка, учения Дарвина и синтетической теории эволюции | контрольные тесты | 20.10 | 20.10 |
26 |
| Зачет № 2. |
| УК,ОиКЗУ | Тест «Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция» | карточки | 22.10 | 22.10 |
Основные закономерности эволюции. Макроэволюция (12 часов) |
|
|
27 |
| Макроэволюция. Направления эволюции. |
| УИиПЗНЗ | Сравнивать процессы –микроэволюция и макроэволюция | схема | 25.10 | 25.10 |
28 - 29 |
| Пути достижения биологического прогресса. |
| УИиПЗНЗ | Характеризовать основные пути эволюции | таблица «Формы филогенеза» | 27.1027.10 | 27.1027.10 |
30 |
|
| Практическая работа №4 «Сравнительная характеристика путей и направлений эволюции». | УЗЗ | Выделять отличительные особенности основных направлений эволюции Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников | доп. лит-ра, рисунки учебника | 29.10 | 29.10 |
31 |
|
| Практическая работа № 5 «Выявление ароморфозов у растений». | УЗЗ | Приводить примеры ароморфозов у растений | гербарии, фотографии | 01.11 | 01.11 |
32 |
|
| Практическая работа № 6 «Выявление идиоадаптаций у растений». | УЗЗ | Приводить примеры и описывать идиоадаптации у растений | гербарии, фотографии, рисунки | 10.11 | 10.11 |
33 |
|
| Практическая работа № 7 «Выявление ароморфозов у животных». | УКПЗУН учащихся | Приводить примеры ароморфозов у животных | гербарии, фотографии, рисунки | 12.12 | 12.12 |
34 |
|
| Практическая работа №8 «Выявление идиоадаптаций у животных» | УКПЗУН учащихся | Приводить примеры и описывать идиоадаптации у животных. | фотографии, рисунки животных | 15.12 | 15.12 |
35 |
| Основные закономерности эволюции. |
| УИиПЗНЗ | Приводить примеры гомологов и аналогов. Отличать проявления дивергенции и конвергенции. | таблица «Формы филогенеза» | 17.11 | 17.11 |
36 |
| Правила эволюции. |
| УИиПЗНЗ | Называть правила эволюции. Раскрывать сущность правил эволюции. Приводить доказательства необратимости эволюции. | доп. лит-ра | 19.11 | 19.11 |
37 |
| Семинар по теме «Основные закономерности эволюции». |
| УОиСЗ | Сравнивать процессы дивергенции и конвергенции. | доп. лит-ра, рисунки учебника | 22.11 | 22.11 |
Основные черты эволюции животного и растительного мира (8 часов) |
|
|
|
38 |
| Зачет №3 |
| УК,ОиКЗУ | Тест «Основные закономерности эволюции. Макроэволюция» | схемы, рисунки, карточки | 24.11 | 24.11 |
39 |
| Развитие жизни в архейской и протерозойской эрах. |
| УИиПЗНЗ | Описывать живой мир в архейскую и протерозойскую эру. | таблица в учебнике «Геохронологическая шкала» | 26.11 | 26.11 |
40 |
| Развитие жизни в раннем палеозое. |
| УИиПЗНЗ | Называть период появления наземных растений. Описывать климатические изменения в раннем палеозое. Выделять отличительные особенности строения первых наземных растений. Характеризовать эволюцию животных в раннем палеозое. | таблица в учебнике «Геохронологическая шкала» | 29.11 | 29.11 |
41 |
| Развитие жизни в позднем палеозое. |
| УИиПЗНЗ | Называть период появления наземных позвоночных животных. Описывать климатические изменения в позднем палеозое. Выделять эволюционные преимущества перехода растений к семенному размножению. Объяснять причины расцвета земноводных в каменноугольном периоде. | таблица в учебнике «Геохронологическая шкала» | 01.12 | 01.12 |
42 |
| Развитие жизни в мезозое. |
| УИиПЗНЗ | Называть период возникновения цветковых растений. Называть период возникновения млекопитающих птиц. Описывать климатические изменения в мезозое. Выделять преимущества цветковых растений. | таблица в учебнике «Геохронологическая шкала» | 03.12 | 03.12 |
43 |
| Развитие жизни в кайнозое. |
| УИиПЗНЗ | Описывать климатические изменения в кайнозое. Объяснять влияние на развитие животных и растений оледенения. Характеризовать эволюцию животных в кайнозое. Обосновывать причины господства цветковых растений. | таблица в учебнике «Геохронологическая шкала» | 06.12 | 06.12 |
44 - 45 |
| Семинар по теме «Основные черты эволюции животного и растительного мира». |
| УОиСЗ | Называть основные ароморфозы в эволюции животных и растений. Обосновывать причины возникновения и вымирания живых организмов. Характеризовать основные направления эволюции растений на Земле. | опорный конспект | 08.12 08.12 | 08.12 08.12 |
46 |
| Зачет № 4 |
| УК,ОиКЗУ | Тест «Основные черты эволюции животного и растительного мира» | схемы, рисунки, карточки | 10.12 | 10.12 |
Происхождение человека (10 часов). |
|
|
47 |
| Положение человека в системе животного мира. |
| УИиПЗНЗ | Сравнивать человека и человекообразных обезьян. Характеризовать систематическое положение человека. | рисунки учебника, самодельные таблицы | 13.12 | 13.12 |
48 |
| Эволюция приматов. |
| УИиПЗНЗ | Называть группу млекопитающих, от которых произошел отряд Приматы. Характеризовать особенности направления отбора мутаций под влиянием трудовой деятельности. | рисунки учебника, самодельные таблицы | 15.12 | 15.12 |
49 |
| Стадии эволюции человека. Древнейшие люди. |
| УИиПЗНЗ | Называть представителей древнейших людей. Описывать образ жизни древнейших людей. | схемы, рисунки, карточки | 17.12 | 17.12 |
50 |
| Стадии эволюции человека. Древнейшие люди. |
| УИиПЗНЗ | Описывать образ жизни неандертальцев. Характеризовать прогрессы черты в эволюции древних людей. | сообщения, доклады | 20.12 | 20.12 |
51 |
| Стадии эволюции человека. Первые современные люди. |
| УИиПЗНЗ | Описывать образ жизни кроманьонцев. Выделять ведущие факторы, по мнению Ф.Энгельса, в эволюции современного человека. | сообщения, доклады | 22.12 | 22.12 |
52 |
| Современный этап в эволюции человека. |
| УИиПЗНЗ | Называть основные расы внутри вида Человек разумный. Выделять признаки различий человеческих рас и объяснять причины различий. | рисунки учебника, самодельные таблицы | 24.12 | 24.12 |
53 |
|
| Практическая работа №9 «Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас». | УЗЗ | Обосновывать механизм формирования человеческих рас. | схемы, рисунки, карточки | 27.12 | 27.12 |
54
|
| Семинар по теме «Происхождение человека» |
| УОиСЗ | Характеризовать влияние биологических и социальных факторов в эволюции человека. | Схемы, таблицы, рисунки
| 12.01 | 12.01 |
55 |
|
| Практическая работа №10 Анализ и оценка различных гипотез возникновения происхождения человека | УП |
| рисунки учебника, самодельные таблицы | 12.01 | 12.01 |
56 |
| Зачет № 5. |
| УК,ОиКЗУ | Тест «Происхождение человека» | схемы, рисунки, карточки | 14.01 | 14.01 |
Понятие о биосфере (8 часов) |
|
|
57 |
| Биосфера – живая оболочка планеты. |
| УИиПЗНЗ | Описывать компоненты биосферы. Характеризовать верхние и нижние пределы распространения жизни в биосфере. | таблица «Распространение организмов в биосфере» | 17.01 | 17.01 |
58 |
| Структура биосферы. Живые организмы. |
| УИиПЗНЗ | Приводить примеры проявления функций живого вещества. | рисунки учебника, самодельные таблицы | 19.01 | 19.01 |
59 |
| Круговорот воды в природе. |
| УИиПЗНЗ | Описывать круговорот воды в природе. | таблица | 21.01 | 21.01 |
60 |
| Круговорот углерода. |
| УИиПЗНЗ | Описывать круговорот воды в углероде. | таблица | 24.01 | 24.01 |
61 |
| Круговорот фосфора и серы. |
| УИиПЗНЗ | Описывать круговорот фосфора и серы. Объяснять роль живых организмов в круговороте фосфора и серы. | таблица | 26.01 | 26.01 |
62 |
| Круговорот азота. |
| УИиПЗНЗ | Описывать круговорот азота в природе. | таблица | 28.01 | 28.01 |
63 |
|
| Практическая работа № 11 «Составление схем круговорота углерода, кислорода, азота» | УП | Составлять схемы круговорота веществ в природе. | Таблица «Биохимические циклы» | 31.01 | 31.01 |
64 |
| Зачет № 6 |
| УК,ОиКЗУ | Тест «Понятие о биосфере» | схемы, рисунки, карточки | 02.02 | 02.02 |
65 |
| История формирование сообществ живых организмов. |
| УИиПЗНЗ | Давать определение ключевому понятию -биомы. Приводить примеры, доказывающие, что разделение материков отразилось на эволюции растений и животных. | физическая карта | 04.02 | 04.02 |
66 |
| Основные биомы суши. |
| УИиПЗНЗ | Описывать биомы суши палеоарктической области. | карты, глобус | 07.02 | 07.02 |
67 |
|
| Лабораторная работа № 6 «Описание экосистемы своей местности» | УЗЗ | Описывать смену биомов в зависимости от климатических условий. | экологические проекты | 09.02 | 09.02 |
68 |
| Семинар по теме «Основные биомы суши». |
| УСиОЗ | Характеризовать биомы суши различных биогеографических областей. | физическая карта | 11.02 | 11.02 |
69 |
| Естественные сообщества. Структура естественных сообществ». |
| УИиПЗНЗ | Сравнивать количество биомассы, образующейся в различных климатических условиях. | экологические проекты | 14.02 | 14.02 |
70 |
| Абиотические факторы. Температура . |
| УИиПЗНЗ | Описывать приспособления у растений и животных к изменениям температуры окружающей среды. | доп. лит-ра, рисунки учебника | 16.02 | 16.02 |
71 |
| Абиотические факторы. Свет. |
| УИиПЗНЗ | Описывать влияние суточных и сезонных ритмов на растения и животных | доп. лит-ра, рисунки учебника | 18.02 | 18.02 |
72 |
| Абиотические факторы. Влажность. Ионизирующее излучение. |
| УИиПЗНЗ | Описывать приспособления у растений и животных к недостатку влаги. | доп. лит-ра, рисунки учебника | 21.02 | 21.02 |
73 |
| Интенсивность действия фактора. |
| УИиПЗНЗ | Давать определения ключевому понятию – пределы выносливости. Характеризовать интенсивность действия абиотических факторов. | опорный конспект | 25.02 | 25.02 |
74 |
| Взаимодействие факторов. |
| УИиПЗНЗ | Давать определения ключевым понятиям. Приводить примеры ограничивающего воздействия экологических факторов. |
| 28.02 | 28.02 |
75 |
| Семинар по теме «Воздействие абиотических факторов на организмы». |
| УПиСЗ | Обосновывать условия оптимального и ограничивающего воздействия экологических факторов. Характеризовать приспособление организмов к сезонному ритму. | сообщения, доклады | 02.03 | 02.03 |
76 |
| Биотические факторы среды. |
| УИиПЗНЗ | Давать определения ключевым понятиям. Приводить примеры видового многообразия биоценозов. Характеризовать биотические факторы среды. | таблица | 04.02 | 04.02 |
77 |
| Цепи питания. Правила экологических пирамид. |
| УИиПЗНЗ | Давать определения ключевым понятиям. Приводить примеры пастбищной и детритной цепи питания. Отличать понятия пищевая цепь и сеть питания. | раздаточный материал | 07.03 | 07.03 |
78 |
|
| Практическая работа №12 «Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей)». | УЗЗ | Составлять схемы пищевых цепей и пищевых сетей объяснять роль взаимосвязей в жизни сообществ. Решать задачи по теме «Устойчивость биогеоценозов» | рисунки учебника, схемы, раздаточный материал | 11.03 | 11.03 |
79 |
| Саморегуляция экосистем. |
| УИиПЗНЗ | Давать определения ключевым понятиям. Выделять существенные и несущественные компоненты экосистемы. | доп. лит-ра, рисунки учебника | 14.03 | 14.03 |
80 |
| Смена экосистем. |
| УИиПЗНЗ | Давать определения ключевым понятиям. Описывать механизм сукцессии.
| доп. лит-ра, рисунки учебника | 14.03 | 14.03 |
81 |
|
| Практическая работа № 13 «Решение экологических задач». | УЗЗ | Составлять схемы путей переноса энергии в экосистеме и выявлять взаимосвязи организмов в экосистеме. | карточки | 16.03 | 16.03 |
82 |
| Агроэкосистемы. |
| УИиПЗНЗ | Давать определения ключевым понятию -агроценоз. Приводить примеры агоценозов. | раздаточный материал | 18.03 | 18.03 |
83 |
|
| Практическая работа № 14 «Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем». | УЗЗ | Выделять особенности агроэкосистем. Сравнивать агроэкосистмы и естественные экосистемы. | рисунки учебника, схемы, раздаточный материал | 21.03 | 21.03 |
84 |
| Зачет № 7. |
| УК,ОиКЗУ | Тест «Взаимоотношение организма и среды» | рисунки учебника, схемы, раздаточный материал | 23.03 | 23.03 |
Взаимоотношения между организмами (6 часов) |
|
|
85 |
| Формы взаимоотношений. Позитивные отношения. |
| УИиПЗНЗ | Давать определения ключевым понятию -симбиоз. Объяснять эволюционное значение симбиоза. Осуществить самостоятельный поиск биологической информации из различных источников. | рисунки учебника, изображения различных живых организмов | 01.04 | 01.04 |
86 |
| Антибиотические отношения. Хищничество. |
| УИиПЗНЗ | Давать определения ключевым понятию - антибиоз. Приводить примеры хищничества у различных групп организмов. Обосновывать проявления математической модели системы «Хищник-жертва». | рисунки учебника | 04.04 | 04.04 |
87 |
| Паразитизм. |
| УИиПЗНЗ | Давать определения ключевым понятию- паразитизм. Отличать хищничество от паразитизма. Характеризовать появление парзитизма. | рисунки учебника | 06.04 | 06.04 |
88 |
| Конкуренция. |
| УИиПЗНЗ | Давать определения ключевым понятию -конкуренция. Характеризовать проявления конкуренции. | рисунки учебника | 08.04 | 08.04 |
89 |
| Семинар по теме «Взаимоотношения между организмами». |
| УОиСЗ | Решать задачи по тме «Взаимоотношение между организмами» Объяснять роль взаимоотношений между организмами в обеспечении биологического равновесия в экосистеме. | рисунки учебника, схемы, раздаточный материал | 11.04 | 11.04 |
90 |
| Зачет № 8. |
| УК,ОиКЗУ | Тест «Взаимоотношение между организмами» |
| 13.04 | 13.04 |
Биосфера и человек (14 часов) |
|
|
91 |
| Взаимодействие человека на природу в процессе становления общества. |
| УИиПЗНЗ | Давать определения ключевым понятиям. Объяснять влияние на окружающую среду деятельности первобытного человека. Характеризовать учения о ноосфере В.И.Вернадским. | источники доп. информации | 15.04 | 15.04 |
92 |
| Природные ресурсы и их использование. |
| УИиПЗНЗ | Давать определения ключевым понятиям. Приводить примеры природных ресурсов различных групп. | источники доп. информации | 18.04 | 18.04 |
93 |
| Загрязнение воздуха. |
| УИиПЗНЗ | Описывать влияние загрязнения воздуха на биоценоз. Объяснять причины и последствия атмосферы. | источники доп. информации | 20.04 | 20.04 |
94 |
| Загрязнение пресных и морских вод. |
| УИиПЗНЗ | Приводить примеры истощения водных ресурсов. Описывать влияния загрязнений природных вод на биоценоз. Объяснять причины и последствия загрязнения пресных вод. | источники доп. информации | 22.04 | 22.04 |
94 |
| Антропогенные изменения почвы. |
| УИиПЗНЗ | Давать определения ключевым понятию -эрозия. Объяснять причины и последствия загрязнения почвы. |
источники доп. информации |
| 25.04 | 25.04 |
95 |
| Влияние человека на растительный и животный мир. |
| УИиПЗНЗ | Называть растения и животных, находящихся под угрозой исчезновения. Объяснять последствия уничтожения лесов. Выявлять антропогенные изменения в экосистемах своего региона. | источники доп. информации | 27.04 | 27.04 |
96 |
| Радиоактивное загрязнение биосферы. |
| УИиПЗНЗ | Называть источники радиоактивного загрязнения биосферы. | источники доп. информации | 29.04 | 29.04 |
97 - 98 |
| Охрана природы и перспективы рационального природопользования. |
| УИиПЗНЗ | Объяснять причины и последствия загрязнения -природопользование. Обосновывать необходимость бережного отношения к природе и ее охраны.
| сообщения, доклады | 04.05 04.05 | 04.0504.05 |
99 - 100 |
| Семинар на тему «Биосфера и человек». |
| УОиСЗ | Оценивать возможные вредные последствия влияния хозяйственной деятельности человека на биосферу. Анализировать глобальные изменения в биосфере. | схемы, рисунки, карточки | 06.0506.05 | 06.0506.05 |
101 |
| Зачет № 9. |
| УК,ОиКЗУ | Тест «Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы» | схемы, рисунки, карточки | 13.05 | 13.05 |
102 - 103 |
| Контрольная работа и ее анализ |
| УК,ОиКЗУ | Давать определения ключевым понятиям. Приводить примеры эхолокации и электролокации. Обосновывать использование в строительстве принципов организации живых организмов. | контрольные тесты | 16.05 18.05 | 16.0518.05 |
104 |
| Годовая контрольная работа и ее анализ |
| УК,ОиКЗУ | Анализировать этический аспект современных исследований в области биологии. | контрольные тесты | 20.05 | 20.05 |