Рабочая программа по биологии в 9 классе
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Матыцина Надежда Николаевна

Рабочая программа по биологии для 9 класса. УМК Н.И. Сонин, А. А. Плешаков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bio_9_klassa.docx71.39 КБ

Предварительный просмотр:

                      Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Фащевка

Грязинского муниципального  района Липецкой области

Рассмотрена

 на заседании ШМО                                                   Утверждаю.

Общественно - естественных дисциплин               ДиректорМБОУ СОШ села Фащевка

протокол № 1 от 28.08.2017                                    _______________Федерякина С.В

руководитель МО______/Татаринова  Е.Б.             Приказ ____от ______________                                                                  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 учебного предмета

                                                               биология

                                                              для 9 класса

МБОУ СОШ села Фащёвка

на 2017 -  2018 учебный год

                                                             Учитель, реализующий учебный предмет,

                                                                   Матыцина Надежда Николаевна

                                                                 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель

 - освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях ; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

Задачи:

- овладения умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.

Нормативные правовые  документы:

Программа составлена на основе:

1.Федерального закона от 29 декабря 2012года №273- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»

2.Приказ Министерства образования Российской федерации от 05.03.2004 № 1089 « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) общего образования»

 3.Приказ Министерства образования Российской федерации от 09 марта №1312 « Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации , реализующих программы общего образования»

4. Приказ Министерства образования Российской федерации от 31 марта  2014г№253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных ( допущенных)  к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию,  на 2014-2015 учебный год»

5.Приказ УОиН Липецкой области от 23.04.2014 г № 358 « О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2014-2015 учебный год»

6. Приказ по МБОУ СОШ с. Фащевка № 87 от 26.08.2014 г «Об утверждении учебного плана» на 2014-2015 учебный год.

7.Приказ по  МБОУ СОШ с. Фащевка № 88 от 26.08.2014 г « Об утверждении календарного учебного графика» на 2014-2015 учебный год

8.Приказ по  МБОУ СОШ с. Фащевка № 226 от 08.12.2009 г  «О приведение в соответствие с положением рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин»

 9. Приказа по школе №225 от 08.12.2009года  « О приведении в соответствие с положением рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин».

Сведения о программе:

Рабочая программа разработана на основе:

1.Программы для общеобразовательных школ, гимназий лицеев: Биология 9 класс. Составитель В.С.  Кучменко – М. ДРОФА, 2008г.

2.Авторской программы и  УМК  А. А. ПЛЕШАКОВ, Н.И. СОНИН, с учетом требований ГОС и регионального образовательного стандарта Липецкой области

3.Базисного учебного плана ОУ

 Обоснование выбора программы

Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах общеобразовательных школ и рассчитана на 2 часа классных занятий.

Программа курса (68 часов) полностью включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10—11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и с учетом образовательного уровня. Представлено значительное число лабораторных работ, демонстраций и экскурсий, облегчающих восприятие учебного материала

Последовательность изучения материала также способствует интеграции курса в систему биологического образования, завершаемого в 9 классе.

Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи.

Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах средней школы, по специальным

учебникам «Природоведение» А. А. Плешакова и Н. И. Сонина в 5 классе, учебником  «Живой организм»  Н. И. Сонина для учащихся 6 классов и учебником «Биология. Многообразие живых организмов» В. Б. Захарова и Н. И. Сонина. Изучение предмета также основывается на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин, изучаемых факультативно или иным образом в соответствии с профессиональной ориентацией школы, лицея (гимназии).

Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Для углубления знаний и расширения кругозора учащихся рекомендуются экскурсии по разделам программы: «Наследственность и изменчивость организмов», «Эволюция живого мира на Земле», «Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии». С этой же целью предусмотрены демонстрации.

Концептуальной основой раздела биологии 9 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.

 Информация  о внесенных изменениях в примерную программу и их обоснование: Данная адаптированная рабочая программа предназначена для изучения курса «Биология. Общие закономерности» в 9 классе составлена в соответствии с ФК ГОС по биологии, примерной программой основного общего образования по биологии, авторской программой основного общего образования по биологии 6-9 классы, авторы: Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова «Биология. Многообразие живых организмов». Программа является продолжением линии Н.И. Сонина (5, 6, 7 ,8 класс). На изучение курса отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год.

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественнонаучной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.

Определение места и роли учебного курса: Предлагаемая программа предназначена для изучения биологии в 9 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А. А. Плешакова и Н. И. Сонина и учебником «Живой организм» Н. И. Сонина для учащихся 6 классов. Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю) и предполагает блочный принцип построения курса.

 Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в 9 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.

Формы организации  образовательного процесса :

  • Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, программное обучение, зачетный урок, практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;
  • Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум,  групповое  творческое задание.
  •  Индивидуальные формы: работа с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др. ,
    практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;  письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий

  • работа в малых группах (2-5 человек);
  • проектная работа;
  • подготовка сообщений/ рефератов;
  • исследовательская деятельность;
  • информационно-поисковая деятельность;

выполнение практических и лабораторных работ. 

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги.

Технологии обучения:

Дифференцированное, модульное проблемное, развивающее, разноуровневая, технология критического мышления, классно - урочная технология, групповая технология, игровая технология (дидактические игры).

Механизмы формирования компетентности обучения. Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными умениями  для учебного предмета «Биология. Живой организм » являются:

- Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными; использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.

-  Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet); использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц).

-  Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.

-  Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

Формы контроля:

-тестовый контроль

           - работа с картой

-заполнение таблиц

           -практические работы

           -фронтальная письменная работа

         - индивидуальный устный опрос

В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий: мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации; использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся, введение компьютерного тестирования; разнообразные способы организации оценочной деятельности

Планируемый уровень подготовки выпускников  на конец учебного года

В результате изучения предмета учащиеся 9 классов должны:

знать/понимать

•  особенности жизни как формы существования материи;

•  роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;

•  фундаментальные понятия биологии;

•  сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;

•  основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;

•  соотношение социального и биологического в эволюции человека;

•  основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

уметь

•  пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

•  давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

•  работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

•  решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;

•  работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

•  владеть языком предмета.

Курс предусматривает 6 лабораторных работ  

 

Информация об используемом учебнике:

В преподавании курса используется учебно-методический комплект, в который входят:

 1. Учебник- Биология. Общие закономерности. 9 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.Б. Захаров, Н.И. Сонин – М.: Дрофа, 2008;

2.При организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: В. Б. Захаров. Биология . Общие закономерности. Рабочая тетрадь. 9 класс.   М.: Дрофа, 2017.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.

Содержание программы

Введение (1 час)

Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.

РАЗДЕЛ 1

Эволюция живого мира на Земле. (18ч)

Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов (1 ч.)

 Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.

Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы квалификации живых организмов. Видовое разнообразие.

Демонстрация схем структуры царств живой природы.

Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период (2 ч.)

 Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Труды Ж. Кювье и Ж. де Сент-Илера. Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты.

Демонстрация биографий ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж.Б. Ламарка.

Тема 1.3. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (2 ч.)

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

Демонстрация. Биография Ч.Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч.Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль»

Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (1 ч.)

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

Тема 1.5. Микроэволюция (1 ч.)

Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных  растений и пород домашних животных, а также результаты видообразования.

Лабораторные и практические работы

Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений*.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать:

 — представления естествоиспытателей додарвиновской эпохи о сущности живой природы;

 — взгляды К. Линнея на систему живого мира;

 — основные положения эволюционной теории Ж. Б. Ламарка, её позитивные и ошибочные черты;

— учение Ч. Дарвина об искусственном отборе;

 — учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Учащиеся должны уметь:

— оценивать значение эволюционной теории Ж. Б. Ламарка для развития биологии;

— характеризовать предпосылки возникновения эволюционной теории Ч. Дарвина;

 — давать определения понятий «вид» и «популяция»;

 — характеризовать причины борьбы за существование;

— определять значение внутривидовой, межвидовой борьбы за существование и борьбы с абиотическими факто- рами среды;

 — давать оценку естественного отбора как результата борьбы за существование.

Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция. (2ч)

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса.Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.

Результаты эволюции: многообразие видов, органическая  целесообразность, постепенное усложнение организации.

Демонстрация. Примеры гомологичных и аналогичных органов, их строение и происхождение в процессе онтогенеза. Соотношение путей прогрессивной биологической эволюции. Характеристика представителей животных и растений, занесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.

Основные понятия. Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни»; их причины; пути и скорость видообразования. Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация. Значение работ А. Н. Северцова.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать:

 — значение заботы о потомстве для выживания;

 — определения понятий «вид» и «популяция»

           — сущность генетических процессов в популяциях;

— формы видообразования.

Учащиеся должны уметь:

— объяснять причины разделения видов, занимающих обширный ареал обитания, на популяции;

 — характеризовать процесс экологического и географического видообразования;

 — оценивать скорость видообразования в различных систематических категориях животных, растений и микроорганизмов.

Тема 1.7. Возникновение и развитие жизни на Земле (3ч)

Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория акад. А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.

Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.

Демонстрация схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать

— теорию академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле. Учащиеся должны уметь:

 — характеризовать химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи.

Тема 1.8. Развитие жизни на Земле (6 ч.)

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление  и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные  папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.

Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.

Демонстрация. Репродукция картин 3. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов. Схемы развития царств живой природы. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах.

Модели скелетов человека и позвоночных животных.

Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Объекты и методы изучения в биологии. Многообразие  живого мира.

Эволюция. Вид популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни».

Макроэволюция. Биологический прогресс и  биологический регресс. Пути  достижения биологического прогресса; ароморфозы, идиоадаптация, общая дегенерация.

Теория академика А.И. Опарина о происхождении жизни на Земле.

Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать:

— этапы развития животных и растений в различные периоды существования Земли;

— движущие силы антропогенеза;

— систематическое положение человека в системе живого мира;

— свойства человека как биологического вида;

— этапы становления человека как биологического вида;

 — расы человека и их характерные особенности.

Учащиеся должны уметь:

— описывать развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры;

 — описывать развитие жизни на Земле в палеозойскую эру;

 — описывать развитие жизни на Земле в мезозойскую эру;

 — описывать развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру;

 — характеризовать роль прямохождения, развития головного мозга и труда в становлении человека;

 — опровергать теорию расизма.

Обобщение по теме «Эволюция живого мира на Земле»

РАЗДЕЛ    2. Структурная организация живых организмов  ( 10 час)

Тема 2.1.Химическая организация клетки (3 часа)

Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.

Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.

Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.

■ Демонстрация объемных моделей структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид).

Тема 2.2.Обмен веществ и преобразование энергии в клетке(2 часа)

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.

Тема 2.3. Строение и функции клеток (5 часов)

Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот.  Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.

Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.

Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).

Клеточная теория строения организмов.

■ Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов. Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме. Материалы, рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.

■ Лабораторная работа

Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом.

Требования к знаниям и умениям учащихся по теме: « Строение и функции клеток»

Основные понятия. Органические и неорганические вещества, образующие структурные компоненты клеток. Прокариоты: бактерии и сине-зеленые водоросли (цианобактерии). Эукариотическая клетка; многообразие  эукариот;   клетки  одноклеточных и многоклеточных организмов. Особенности растительной и животной клеток. Ядро и цитоплазма — главные составные части клетки. Органоиды цитоплазмы. Включения. Хромосомы. Кариотип.  Митотический цикл; митоз. Биологический смысл митоза. Положения клеточной теории строения организмов.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать:

— определения понятий: «прокариоты», «эукариоты», «хромосомы», «кариотип», «митоз»;

 — строение прокариотической клетки;

— строение прокариот (бактерии и синезелёные водо- росли (цианобактерии));

— строение эукариотической клетки

— многообразие эукариот;

 — особенности строения растительной и животной клеток;

 — главные части клетки;

 — органоиды цитоплазмы, включения

 — стадии митотического цикла и события, происходящие в клетке на каждой из них;

 — положения клеточной теории строения организмов;

— биологический смысл митоза.

Учащиеся должны уметь:

— характеризовать метаболизм у прокариот;

 — описывать генетический аппарат бактерий;

— описывать процессы спорообразования и размножения прокариот;

— объяснять место и роль прокариот в биоценозах;

— характеризовать функции органоидов цитоплазмы, значение включений в жизнедеятельности клетки;

— описывать строение и функции хромосом.

РАЗДЕЛ   3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов)

Тема 3.1. Размножение организмов (2 часа)

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Га-метогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.

. ■ Демонстрация плакатов, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур; микропрепаратов яйцеклеток; фотографий, отражающих разнообразие потомства у одной пары родителей.

Обучения

 Требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

 — многообразие форм бесполого размножения и группы организмов, для которых они характерны; — сущность полового размножения и его биологическое значение;

 — процесс гаметогенеза;

— мейоз и его биологическое значение;

— сущность оплодотворения.

Учащиеся должны уметь:

 — характеризовать биологическое значение бесполого размножения;

— объяснять процесс мейоза, приводящий к образованию гаплоидных гамет.

Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 часа)

Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккелъ и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.

■ Демонстрация таблиц, иллюстрирующих процесс метаморфоза у членистоногих, позвоночных (жесткокрылых и чешуйчатокрылых, амфибий); таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования органов и тканей в филогенезе.

 Требования к знаниям и умениям учащихся по теме: «Размножение индивидуальное развитие организмов »

Учащиеся должны знать: — определение понятия «онтогенез»;

 — периодизацию индивидуального развития;

 — этапы эмбрионального развития (дробление, гаструляция, органогенез);

 — формы постэмбрионального периода развития: непрямое развитие, развитие полным и неполным превращением;

— прямое развитие;

— биогенетический закон Э. Геккеля и Ф. Мюллера;

— работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.

Учащиеся должны уметь:

— описывать процессы, протекающие при дроблении, гаструляции и органогенезе;

— характеризовать формы постэмбрионального развития;

— различать события, сопровождающие развитие организма при полном и неполном превращении; — объяснять биологический смысл развития с метаморфозом;

— характеризовать этапы онтогенеза при прямом постэмбриональном развитии.

РАЗДЕЛ   4. Наследственность и изменчивость организмов (13 часов)

Тема 4.1.Закономерности наследования признаков (7 часов)

Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное и полигибридное скрещивание. Законы Менделя. Независимое и сцепленное наследование. Генетическое определение пола. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков

■ Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их стенотипические проявления.

■ Лабораторная работа

Решение генетических задач и составление родословных

Требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

 — определения понятий: «ген», «доминантный ген», «рецессивный ген», «признак», «свойство», «фенотип», «генотип», «наследственность», «изменчивость», «модификации», «норма реакции», «мутации», «сорт», «порода», «штамм»;

 — сущность гибридологического метода изучения наследственности;

 — законы Менделя;

 — закон Моргана.

Учащиеся должны уметь:

— использовать при решении задач генетическую символику;

— составлять генотипы организмов и записывать их гаме-ты;

— строить схемы скрещивания при независимом и сцепленном наследовании, наследовании, сцепленном с полом;

— сущность генетического определения пола у растений и животных;

— характеризовать генотип как систему взаимодействующих генов организма;

— составлять простейшие родословные и решать генетические задачи.

Тема 4.2 .Закономерности изменчивости (3 часов)

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость.   Мутации.   Значение   мутаций    для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

■ Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.

■ Лабораторные и практические работы Изучение изменчивости.

Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).

Требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

 — виды изменчивости и различия между ними.

 Учащиеся должны уметь:

— распознавать мутационную и комбинативную изменчивость.

Тема 4.3.Селекция растений, животных и микроорганизмов (3 часа)

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

■ Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.

 Обобщение по теме « генетика и селекция»

Требования к знаниям и умениям учащихся по теме: «Селекция растений, животных

и микроорганизмов»

Основные понятия. Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип. Генетическое определение пола у животных и растений. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм.

Умения. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.

■  Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.

Органическая химия. Строение и функции органических молекул: белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК).

Физика. Дискретность электрического заряда. Основы молекулярно-кинетической теории. Рентгеновское излучение. Понятие о дозе излучения и биологической защите

РАЗДЕЛ  5 . Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (14ч)

Тема 5.1.Биосфера, ее структура и функции (9 часов)

Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе.

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.

■ Демонстрация: а) схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы; схем круговорота веществ в природе;

б) карт, отражающих геологическую историю материков; распространенности основных биомов суши;

в) диафильмов и кинофильма «Биосфера»;

г) примеров симбиоза представителей различных царств живой природы.

Требования к знаниям и умениям учащихся по теме

Учащиеся должны знать:

 — определения понятий: «биосфера», «экология», «окружающая среда», «среда обитания», «продуценты», «консументы», «редуценты»;

 — структуру и компоненты биосферы;

 — компоненты живого вещества и его функции.

Учащиеся должны уметь:

 — классифицировать экологические факторы;

 — характеризовать биомассу Земли, биологическую продуктивность;

 — описывать биологические круговороты веществ в при- роде;

— объяснять действие абиотических, биотических и антропогенных факторов;

— характеризовать и различать экологические системы

 — биогеоценоз, биоценоз и агроценоз;

— раскрывать сущность и значение в природе саморегуляции;

 — описывать процесс смены биоценозов и восстановления природных сообществ;

— характеризовать формы взаимоотношений между организмами: симбиотические, антибиотические и нейтральные.

Тема 5.2.Биосфера и человек (5 часов)

Природные ресурсы и их использование.

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

■ Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны

.

Требования к знаниям и умениям учащихся по теме: «Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии»

Основные понятия. Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и восстановление биоценозов.

Воздействие человека на биосферу. Охрана природы; биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы. Заповедники, заказники, парки. Красная книга. Бионика.

Умения. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах. Анализировать видовой состав биоценозов. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах; характеризовать пищевые сети в конкретных условиях обитания.

Применять на практике сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства и т. д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.

■ Межпредметные связи. Неорганическая химия. Кислород, сера, азот, фосфор, углерод, их химические свойства. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.

Физическая география. Климат Земли, климатическая зональность.

Физика. Понятие о дозе излучения и биологическая защита.

Обобщение (1 час) Резервное время —6часов  

                                     ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

тем

Количество часов, отводимых на освоение каждой темы (всего)

В том числе количество часов контролирующего характера (контроль знаний, умений и навыков)

Введение

1

Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле

Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов

1

1

Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский

период

2

Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

2

Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

1

Тема 1.5. Микроэволюция

1

Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция

2

Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле

3

Тема 1.8. Развитие жизни на Земле

6

Всего

           18

Раздел 2. Структурная организация живых

организмов

Тема 2.1. Химическая организация клетки

4

Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке

2

Тема 2.3. Строение и функции клеток

8

1

Всего

14

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов

Тема 3.1. Размножение организмов

2

Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

3

Всего

5

Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов

Тема 4.1. Закономерности наследования признаков

7

Тема 4.2. Закономерности изменчивости

3

Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов

3

1

Всего

13

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции

9

Тема 5.2. Биосфера и человек

5

Всего

14

Итого

66

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ

9 КЛАСС

В результате изучения предмета учащиеся 9 классов должны:

знать/понимать

•  особенности жизни как формы существования материи;

•  роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;

•  фундаментальные понятия биологии;

•  сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;

•  основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;

•  соотношение социального и биологического в эволюции человека;

•  основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

уметь

•  пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

•  давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

•  работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

•  решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;

•  работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

•  владеть языком предмета.

Лабораторные работы

1.Изучение изменчивости, критериев вида, результатов  искусственного отбора на сортах культурных  растений.

2.Изучение приспособленности организмов  к среде  обитания.

3.Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом.

4 Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений»

5. Решение генетических задач и составление родословных.

6.Изучение изменчивости.

7.Построение вариационной кривой.

Литература

Основная литература

Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. Общие закономерности: Учебник для 9 класса средней школы. М.: Дрофа, 2004.

Дополнительная литература

1.   Захаров В. В., Сонин Н. И. Биология. Многообразие живых организмов: Учебник для 7 класса средней школы. М.: Дрофа, 2004.

2.   Иорданский Н. Н. Эволюция жизни. М.: Академия, 2001.

3.   Мамонтов С. Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2003.

4.   Мамонтов С. Г.,    Захаров В. В.    Общая   биология:

Пособие для средних специальных учебных заведений. 4-е изд. М.: Высшая школа, 2003.

5.   Мамонтове. Г., Захаров В. В., Козлова Т. А. Основы биологии: Книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992.

6.   Медников Б. М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.

7.   Сонин Н. И. Биология. Живой организм: Учебник для 6 класса средней школы. М.: Дрофа, 2004.

8.   Чайковский Ю. В. Эволюция. М.: Центр системных исследований, 2003.

Научно-популярная литература

1.  Акимушкин И.   Мир животных  (беспозвоночные  и ископаемые животные). М.: Мысль, 1992.

2.  Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие, или звери). М.: Мысль, 1988.

3.  Акимушкин И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). М.: Мысль, 1993.

4.  Акимушкин И. Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1985.

5.  Ауэрбах Ш. Генетика. М.: Атомиздат, 1966.

6.   Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 1982.

Приложение №2

Нормы оценивания знаний и умений учащихся по биологии  

Оценка «5» (очень хорошо) ставится ученику, чей устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или их результат в полной мере соответствует требованиям программы обучения.

• Учащийся знает и правильно понимает изучаемый и ранее изученный программный  материал, излагаемые положения подтверждает убедительными примерами, правильно истолковывает конкретные факты, делает правильные выводы и обобщения по ним; понимает фактическое значение усвоенных научных положений и выводов; отвечает последовательно и полно, не прибегая к  дословному изложению текста учебника.

Оценка «4» (хорошо) ставится ученику, чей устный ответ, письменная работа,

практическая деятельность или их результат в основном соответствует требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки, если ответ в основном соответствует тем же требованиям, которые установлены для оценки «5», но в ответе прослеживается один из следующих недочётов:

• ученик допускает одну – две неточности в изложенном материале или истолковании фактов;

• при ответе не отступает от текста учебника, но по контрольным вопросам учителя обнаруживает понимание излагаемого материала;

• правильно выполняя практическую работу, затрудняется в некоторых выводах, недостаточно полно обобщает результаты выполненной работы.

 Оценка «3» (удовлетворительно) ставится ученику, чей устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или их результат в основном соответствует требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Учащийся обнаруживает  знание и понимание основного программного материала, но его ответ страдает одним из следующих недостатков:

• материал излагается схематично, опуская отдельные существенные подробности и допуская неточности в определениях;

• затрудняется в выводах, обобщениях и истолковании фактов, но справляется с этим при помощи учителя;

• правильно излагает теоретический материал, но затрудняется в подтверждении излагаемых положений конкретными фактами;

• при ответе только пересказывает текст учебника, а при контрольных вопросах учителя обнаруживает недостаточное понимание отдельных излагаемых положений;

• при выполнении практических работ допускает небрежность, без помощи учителя затрудняется в выводах по результату проведенной работы.

 Оценка «2» (недостаточно) ставится ученику, чей устный ответ, письменная

работа, практическая деятельность или их результат частично соответствует требованиям программы обучения. Имеются существенные недостатки и ошибки.

Учащийся:

• обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изучаемого материала;

• не может истолковывать конкретные факты и не понимает практического значения излагаемого;

• не может самостоятельно и последовательно ответить на поставленный основной и наводящий вопросы учителя;

• при выполнении работ практических работ, не может самостоятельно выполнить задание.  

При оценивании биологических диктантов или тестов (небольших работ, продолжительность которых 5 – 7 минут), состоящих из 10-ти основных вопросов, допускается следующая шкала оценивания:  9 – 10 правильных ответов – «5»

                                                7 – 8   правильных ответов – «4»

                                                 5 – 6   правильных ответов – «3»

                                                3 –0  правильных ответов – «2»

• При оценивании работ (рисунков, схем и т.д.), необходимо учитывать моторные навыки ребёнка, умение рисовать и чертить.  

• Поощрять оценкой стремление выполнить правильно и аккуратно.  

• При оценивании работ, выполненных в тетрадях, учитывать аккуратность, выполнение единых требований к ведению тетради.

           При оценивании контрольной (письменной) работы  учитывается правильность и объём выполненной части работы, за основу принимается процентная шкала:

90 – 100% правильно выполненной работы – оценка «5»

65-89% правильно выполненной работы – оценка «4»

40-64%правильно выполненной работы – оценка «3»

                                               0– 39% правильно выполненной работы – оценка «2»

Приложение к программе, утвержденной

приказом № ____от______2017г                

Календарно-тематическое планирование

Биология-9 класс. ( Захаров К.М., Сонин Н.И.) 2ч в неделю

Тема урока

дата проведения

Обоснование причины изменения даты проведения

Планируемая дата проведения

Дата

фактического проведения

1.

Введение (1 час)

Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.

2.09

2.09

2.

РАЗДЕЛ 1

Эволюция живого мира на Земле. (18ч)

Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов (1 ч.)

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах.

6.09

6.09

3.

(1)

Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период (2 ч.)

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Труды Ж. Кювье и Ж. де Сент-Илера

9.09

9.09

4.

(2)

Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты.

13.09

13.09

5.

(1)

Тема 1.3. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (2 ч.)

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Лабораторная работа №1

 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений»

16.09

16.09

6.

(2)

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

20.09

7.

(1)

Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (1 ч.)

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

Лабораторная работа №2 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

23.09

8.

(9)

Тема 1.5. Макроэволюции (1 ч.)

Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

Лабораторная работа№3 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений»

27.09

9.

(1)

Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция. (2ч)

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса.

30.09

10.

(2)

Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.

4.10

11.

(1)

Тема 1.7. Возникновение и развитие жизни на Земле (3ч)

Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле.

7.10

12

(2).

Химический, предбиологический (теория акад. А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.

11.10

13.

(3)

Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.

14.10

14

(1).

Тема 1.8. Развитие жизни на Земле (6 ч.)

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

18.10

15

(2).

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление  и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные  папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

21.10

16.

(3)

Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.

25.10

17.

(4)

Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

8.11

18.

(5)

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма

11.11

19.

(6)

Обобщение по теме «Эволюция»

15.11

РАЗДЕЛ    2. Структурная организация живых организмов (18 ч)

20

(1)

Тема 2.1.Химическая организация клетки (4 часа)

Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.

18.11

21

(2)

Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.

22.11

22.

(3)

Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии.

25.11

23.

(4)

ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.

29.11

24.

(1)

Тема 2.2.Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (2 часа)

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз.

2.12

25.

(2)

Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке

6.12

26.

(1)

Тема 2.3. Строение и функции клеток (8 часов)

Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот.  Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.

биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).

9.12

27.

(2)

Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток.

13.12

28.

(3)

Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток.

16.12

29.

(4)

Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко.

20.12

30.

(5)

Особенности строения растительной клетки.

Лабораторная работа № 4 «

Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом»

23.12

31.

(6)

Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме.

Биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях

27.12

32.

(7)

Клеточная теория строения организмов

10.01

33.

(8)

Обобщение по теме «Структурная организация живых организмов»

13.01

34.

(1)

РАЗДЕЛ   3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов)

Тема 3.1. Размножение организмов (2 часа)

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных.. Оплодотворение.

17.01

35.

(2)

Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения.

20.01

36.

(1)

Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 часа)

Эмбриональный период развития. Общие закономерности развития.

24.01

37.

(2)

Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.

27.01

38.

(3)

Биогенетический закон.

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккелъ и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости

31.01

39.

(1)

РАЗДЕЛ   4. Наследственность и изменчивость организмов (13 ч) Тема 4.1.Закономерности наследования признаков (7 часов)

Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков.

3.02

40

(2).

Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное и полигибридное скрещивание.

7.02

41.

(3)

Законы Г. Менделя

10.02

42.

(4)

Законы Г. Менделя

14.02

43.

(5)

Законы Г. Менделя

Лабораторная работа №5. «Решение генетических задач и составление родословных»

17.02

44.

(6)

Независимое и сцепленное наследование

21.02

45

(6)

Генетическое определение пола.

28.02

46.

(7)

Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков

3.03

47.

(1)

Тема 4.2 Закономерности изменчивости (3 часов)

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость.   Мутации.   Значение   мутаций    для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

7.03

48.

(2)

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

10.03

49.

(3)

Лабораторная работа № 6

«Изучение изменчивости.

Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся)»

14.03

50

(1).

Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов (3 часа)

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм.

Селекция растений, животных и микроорганизмов

17.03

51

(2)

Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности

21.03

52.

(3)

Обобщение по теме «Генетика  и селекция»

24.03

РАЗДЕЛ  5 . Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (14ч)

53.

(1)

Тема 5.1.Биосфера, ее структура и функции (9 часов)

Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (В. И. Вернадский).

4.04

54.

(2)

Круговорот веществ в природе

7.04

55.

(3)

История формирования сообществ

11.04

56.

(4)

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

14.04

57.

(5)

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор.

18.04

58.

(6)

Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости.

21.04

59.

(7)

Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

25.04

60.

(8)

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм.

28.04

61

(9)

Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.

5.05

62.

Тема 5.2.Биосфера и человек (5 часов)

Природные ресурсы и их использование.

12.05

63.

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); Последствия хозяйственной деятельности человека.

16.05

64.

Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

19.05

65.

Обобщение

23.05

66.

резерв

23.02

67.

резерв

2.05

68.

резерв

9.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....