Рабочая программа по биологии в 8 классе
презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему
Рабочая программа по биологии в 8 классе, УМК Н.И. Сонин, А.А. Плешаков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bio_8_klassa.docx | 50.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Фащевка
Грязинского муниципального района Липецкой области
Рассмотрено на заседании МО Утверждаю.
Общественно - естественных дисциплин директор МБОУ СОШ села Фащевка
протокол № 1 от 28.08.2017 ______________/Федерякина С.В
руководитель МО___________
Татаринова Е.Б. Приказ №_____от__________
Рабочая программа
по учебному предмету
биология
для 8 класса
МБОУ СОШ села Фащевка
на 2017-2018 уч. год
Учитель, реализующий учебный предмет,
Матыцина Надежда Николаевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель:
- освоение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека, его отдельных систем в контексте гигиены и санитарии, оказания первой доврачебной медицинской помощи.
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии человека, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма;
Задачи:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции
Нормативные правовые документы:
Программа составлена на основе:
1.Федерального закона от 29 декабря 2012года №273- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»
2.Приказ Министерства образования Российской федерации от 05.03.2004 № 1089 « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) общего образования»
3.Приказ Министерства образования Российской федерации от 09 марта №1312 « Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации , реализующих программы общего образования»
4. Приказ Министерства образования Российской федерации от 31 марта 2014г№253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных ( допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год»
5.Приказ УОиН Липецкой области от 23.04.2014 г № 358 « О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2014-2015 учебный год»
6. Приказ по МБОУ СОШ с. Фащевка № 87 от 26.08.2014 г « Об утверждении учебного плана» на 2014-2015 учебный год.
7.Приказ по МБОУ СОШ с. Фащевка № 88 от 26.08.2014 г « Об утверждении календарного учебного графика» на 2014-2015 учебный год
8.Приказ по МБОУ СОШ с. Фащевка № 226 от 08.12.2009 г «О приведение в соответствие с положением рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин»
9. Приказа по школе №225 от 08.12.2009года « О приведении в соответствие с положением рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин».
10. Приказ по МБОУ СОШ села Фащевка № 94 от 25.08.2016 г « Об утверждении локальных актов»
Сведения о программе:
Рабочая программа разработана на основе:
1.Программы для общеобразовательных школ, гимназий лицеев: Биология 8 класс. Составитель В.С. Кучменко – М. ДРОФА, 2005г.
2.Авторской программы и УМК А. А. ПЛЕШАКОВ, Н.И. СОНИН, с учетом требований ГОС и регионального образовательного стандарта Липецкой области
3.Базисного учебного плана ОУ
Обоснование выбора программы
Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:
- нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;
- соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;
- личностная ориентация содержания образования;
- деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
- усиление воспитывающего потенциала;
- формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
- обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.
Концептуальной основой раздела биологии 8 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.
Информация о внесенных изменениях в примерную программу и их обоснование: Данная адаптированная рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе по курсу «Биология. Многообразие живых организмов» составлена в соответствии с ФК ГОС по биологии, примерной программой основного общего образования по биологии, авторской программой основного общего образования по биологии 6-9 классы, авторы: Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова «Биология. Многообразие живых организмов». Программа является продолжением линии Н.И. Сонина (5, 6, 7 класс).
На изучение курса отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год.
В 2017г., при проведении итоговой аттестации учащихся IX классов по биологии в форме ОГЭ, как и в предыдущие годы, половину всех заданий составили вопросы, проверяющие знания строения, жизнедеятельности и гигиены человека. Поэтому, особое внимание при изучении курса биологии 8 класса необходимо уделить следующим вопросам:
- Способы познания человеком собственного организма;
- Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности;
- Кровообращение, иммунитет;
- Обмен веществ (применять анатомо-морфологические знания для объяснения сущности физиологических процессов).
Определение места и роли учебного курса: Предлагаемая программа предназначена для изучения биологии в 8 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А. А. Плешакова и Н. И. Сонина и учебником «Живой организм» Н. И. Сонина для учащихся 6 классов. Программа рассчитана на 70 часов и предполагает блочный принцип построения курса. Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в 8 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.
Формы организации образовательного процесса:
- Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация , программное обучение , зачетный урок, практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;
- Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповое творческое задание.
- Индивидуальные формы: работа с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Интернет и др., практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды; письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий
- работа в малых группах (2-5 человек);
- проектная работа;
- подготовка сообщений/ рефератов;
- исследовательская деятельность;
- информационно-поисковая деятельность;
выполнение практических и лабораторных работ.
Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги.
Технологии обучения:
Дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневая, технология критического мышления, классно - урочная технология, групповая технология, игровая технология( дидактические игры).
Механизмы формирования компетентности обучения. Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными умениями для учебного предмета «Биология. Живой организм » являются:
- Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными; использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.
- Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet); использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц).
- Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.
- Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
Формы контроля:
-тестовый контроль
- работа с картой
-заполнение таблиц
-практические работы
-фронтальная письменная работа
- индивидуальный устный опрос
Промежуточная аттестация по решению педагогического совета (протокол №1 от 29.08.201 г.) по технологии проводиться путем выведения годовой отметки успеваемости на основе четвертных, полугодовых отметок успеваемости, выставленных в течение соответствующего учебного года.
В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий: мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации; использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся, введение компьютерного тестирования; разнообразные способы организации оценочной деятельности
Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года
В результате изучения биологии ученик должен :
знать/понимать
- сущность биологических процессов в организме человека: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов и делать выводы на основе сравнения);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: в учебнике; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Информация об используемом учебнике:
В преподавании курса используется учебно – методический комплект, в который входят:
1. Учебник - Биология. Многообразие живых организмов. 8 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.Б. Захаров, Н.И. Сонин – М.: Дрофа, 2008;
2.При организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: В. Б. Захаров. Биология. Многообразие живых организмов. Рабочая тетрадь. 8 класс. М.: Дрофа, 2008.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.
Курс предусматривает 11 лабораторных работ и 2 практические работы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(70часов, 2 часа в неделю)
Т е м а 1
Место человека в системе органического мира(2 часа)
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
■ Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных. Место человека в системе органического мира
Требования к знаниям и умениям учащихся при изучении темы: «Место человека в системе органического мира»
Определять принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу млекопитающих, отряду приматы.
Сравнивать человека с представителями класса млекопитающих и отряда приматы и делать вывод
Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью
Тема 2 Происхождение человека (3часа)
Биологические и социальные факторы антропогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
1 Темы, которые подлежат изучению, но не включаются в Требования к уровню подготовки выпускников.
■ Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.
Требования к знаниям и умениям учащихся при изучении темы: « Происхождение человека»
Называть:
- основные этапы эволюции человека;
Выявлять:
-особенности внешнего вида представителей разных рас
Тема 3
Краткая история развития знаний о строении
и функциях организма человека (2 час)
Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
■ Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов.
Требования к знаниям и умениям учащихся при изучении темы: «Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека »
Называть методы изучения организма человека, их значение для использования в собственной жизни. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма
Т е м а 4
Общий обзор строения и функций организма человека (5 часа)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
■ Демонстрация схем систем органов человека.
■ Лабораторные и практические работы Изучение микроскопического строения тканей. Распознавание на таблицах органов и систем органов.
Обобщение по теме «Общий обзор организма человека»
Требования к знаниям и умениям учащихся при изучении темы: «Общий обзор строения и функций организма человека »
Называть органоиды клетки.
Распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки. Сравнивать клетки растений, животных, человека.
Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки.
Т е м а 5
Координация и регуляция (10 часов)
Гуморальная регуляция
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
■ Демонстрация схем строения эндокринных желез; таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.
Нервная регуляция
Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.
Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.
Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
■ Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов.
■ Лабораторные и практические работы. Определение безусловных рефлексов различных
отделов мозга.
Изучение головного мозга человека (по муляжам). Изучение изменения размера зрачка.
Обобщение по теме «Регуляция процессов жизнедеятельности»
Требования к знаниям и умениям учащихся при изучении темы: «Координация и регуляция»
Называть:
•особенности строения и работы желез эндокринной системы;
•железы внутренней секреции;
•железы внешней секреции. Различать железы внутренней секреции и железы внешней секреции. Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы. Давать определение понятию: гормоны.
Называть заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез.
Характеризовать роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма.
Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье.
Устанавливать взаимосвязь между функциями нервной и эндокринной систем.
Т е м а 6
Опора и движение (8 часов)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
■ Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.
■ Лабораторные и практические работы Изучение внешнего строения костей. Измерение массы и роста своего организма. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.
Обобщение по теме «Опора и движение
Требования к знаниям и умениям учащихся при изучении темы: « Опора и движение»
Называть:
-особенности строения скелета человека;
-типы соединения костей;
-функции опорно-двигательной системы.
Распознавать на таблицах основные части скелета человека.
Устанавливать взаимосвязь:
-между строением и функциями костей;
Тема 7
Внутренняя среда организма (4 часа)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость.
Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.
Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета1.
Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.
■ Лабораторная работа
Изучение микроскопического строения крови.
Требования к знаниям и умениям учащихся при изучении темы: «Внутренняя среда организма »
Называть признаки биологических объектов:
-составляющие внутренней среды организма;
-составляющие крови (форменные элементы);
-составляющие плазмы.
Характеризовать сущность биологического процесса свертывания крови.
Рассматривать готовые микропрепараты крови человека и лягушки.
Сравнивать кровь человека и лягушки и делать выводы на основе их сравнения.
Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями крови.
Т е м а 8
Транспорт веществ (4 часа)
Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
■ Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.
■ Лабораторные и практические работы Изучение строения клеток крови под микроскопом.
Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.
Обобщение по теме: «Кровообращение. Дыхание»
Требования к знаниям и умениям учащихся при изучении темы:
«Транспорт веществ »
Давать определение понятиям: аорта, артерии, капилляры, вены.
Называть признаки (особенности строения) биологических объектов – кровеносных сосудов.
Называть особенности строения организма человека – органы лимфатической системы.
Распознавать и описывать на таблицах:
-систему органов кровообращения;
-органы кровеносной системы;
-систему лимфообращения;
-органы лимфатической системы.
Характеризовать:
-сущность биологического процесса – транспортного веществ;
-сущность большого и малого кругов кровообращения;
-сущность биологического процесса – лимфообращения.
Устанавливать взаимосвязь между кровеносной и лимфатической системой.
Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кровеносных сосудов
Тема 9 Дыхание (5 часов)
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания. Строение органов дыхания. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
■ Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.
■ Практическая работа Определение частоты дыхания.
Тема 10 Пищеварение (5часов)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.
Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.
■ Лабораторные и практические работы Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал.
Определение норм рационального питания.
Требования к знаниям и умениям учащихся при изучении темы: « Пищеварение»
Называть питательные вещества и питательные продукты, в которых они находятся; особенности строения организма человека – органы пищеварительной системы.
Объяснить роль питательных веществ в организме. Характеризовать сущность биологического процесса питания, пищеварения.
Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека.
Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения
Тема 11
Обмен веществ и энергии (2 часа)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.
Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз
Давать определения понятиям:
пластический обмен, энергетический обмен, водно-солевой обмен
Характеризовать: сущность обмена веществ и превращения энергии в организме;
обмен веществ как основа жизнедеятельности организма человека
Тема 12 Выделение (2 часа)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.
■ Демонстрация модели почек.
Тема 13
Покровы тела (4часа)
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.
■ Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи Называть особенности строения организма человека – органы мочевыделительной системы; другие системы, участвующие в удалении продуктов обмена.
Обобщение по теме «Питание. Обмен веществ».
Требования к знаниям учащихся по теме : « Покровы тела»
Распознавать и описывать на таблицах основные органы выделительной системы человека.
Характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ.
Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов мочевыделительной системы.
Тема 14
Размножение и развитие (3 часа)
Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.
Высшая нервная деятельность (5 часов)
Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Обобщение
Требования к знаниям и умениям учащихся при изучении темы: «Высшая нервная деятельность »
Давать определение понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы.
Называть принцип работы нервной системы.
Характеризовать:
-особенности работа головного мозга;
-биологическое значение условных и безусловных рефлексов;
-сущность регуляции жизнедеятельности организма.
Использовать приобретенные знания для: рациональной организации труда и отдыха.
Тема. Раздел 16. Человек и его здоровье (4 ч)
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
- Лабораторные и практические работы
Изучение приёмов остановки артериального и венозного кровотечений
Анализ и оценка влияния на здоровье человека факторов окружающей среды.
Требования к знаниям и умениям учащихся при изучении темы:
Учащиеся должны знать:
— приёмы рациональной организации труда и отдыха;
— отрицательное влияние вредных привычек. У
чащиеся должны уметь:
— соблюдать нормы личной гигиены и профилактики заболеваний;
— оказывать первую доврачебную помощь.
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
1.Изучение микроскопического строения тканей
2.Распознавание на таблицах органов и систем органов.
3.Определение безусловных рефлексов различных отделов головного мозга.
4.Изучение головного мозга человека (по муляжам).
5.Изучение изменения размера зрачка.
6.Изучение внешнего строения костей.
7.Измерение массы и роста своего организма.
8.Выявление влияния статистической и динамической работы мышц на утомление.
9.Изучение микроскопического строения крови.
10.Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.
11.Измерение кровяного давления
12.Воздействие желудочного сока на белки.
13.Изучение приёмов остановки артериального и венозного кровотечений.
14.Анализ и оценка влияния на здоровье человека факторов окружающей среды.
Практические работы
1. Определение частоты дыхания
2.Определение норм рационального питания.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы | Количество часов |
Тема 1. Место человека в системе органического мира | 2 |
Тема 2. Эволюция человека Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека | 2 2 |
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека | 5ч, из них 1ч обобщение |
Тема 5. Координация и регуляции | 10ч, из них 1ч обобщение |
Тема 6. Опора и движение | 8 |
Тема 7. Внутренняя среда организма | 4 |
Тема 8. Транспорт веществ | 4 |
Тема 9. Дыхание | 6 |
Тема 10. Пищеварение | 5 |
Тема 11.Обмен веществ и энергии | 2 |
Тема 12.Выделение | 2 |
Тема 13. Покровы тела | 4ч ,из них 1ч обобщение |
Тема 14.Размножение и развитие | 3 |
Тема 15. Высшая нервная деятельность | 5 |
Раздел 16. Человек и его здоровье | 4 |
Итого | 67+3 часов резерв |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Знать:
- сущность биологических процессов в организме человека: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения
Уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов и делать выводы на основе сравнения);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: в учебнике; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Литература
Основная литература
Сонин Н. И. Биология .Человек : Учебник для 8 класса средней школы. М.: Дрофа, 2008.
Дополнительная литература
1. Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1986.
2. Мамонтов С. Г., Захаров В. В., Козлова Т. А. Основы биологии: Книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992.
3. Медников Б. М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.
4. Одум Ю. Экология. Т. 1—2. М.: Мир, 1986.
5. Флинт Р. Биология в цифрах. М.: Мир, 1992.
6. Фоули Р. Еще один неповторимый вид (экологические аспекты эволюции человека). М.: Мир, 1990.
7. Экологические очерки о природе и человеке / Под ред. Б. Гржимека. М.: Прогресс, 1988.
Научно-популярная литература
1. Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). М.: Мысль, 1992.
2. Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие, или звери). М.: Мысль, 1988.
3. Акимушкин И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). М.: Мысль, 1993.
4. Акимушкин И. Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1985.
5. Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 1982.
6. Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. Новосибирск: Наука, 1988.
7. УинфриА. Т. Время по биологическим часам. М.: Мир, 1990.
Приложение №2
Нормы оценивания знаний и умений учащихся по биологии
Оценка «5» (очень хорошо) ставится ученику, чей устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или их результат в полной мере соответствует требованиям программы обучения.
Учащийся знает и правильно понимает изучаемый и ранее изученный программный материал, излагаемые положения подтверждает убедительными примерами, правильно истолковывает конкретные факты, делает правильные выводы и обобщения по ним; понимает фактическое значение усвоенных научных положений и выводов; отвечает последовательно и полно, не прибегая к дословному изложению текста учебника.
Оценка «4» (хорошо) ставится ученику, чей устный ответ, письменная работа,
практическая деятельность или их результат в основном соответствует требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки, если ответ в основном соответствует тем же требованиям, которые установлены для оценки «5», но в ответе прослеживается один из следующих недочётов:
• ученик допускает одну – две неточности в изложенном материале или истолковании фактов;
• при ответе не отступает от текста учебника, но по контрольным вопросам учителя обнаруживает понимание излагаемого материала;
• правильно выполняя практическую работу, затрудняется в некоторых выводах, недостаточно полно обобщает результаты выполненной работы.
Оценка «3» (удовлетворительно) ставится ученику, чей устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или их результат в основном соответствует требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Учащийся обнаруживает знание и понимание основного программного материала, но его ответ страдает одним из следующих недостатков:
• материал излагается схематично, опуская отдельные существенные подробности и допуская неточности в определениях;
• затрудняется в выводах, обобщениях и истолковании фактов, но справляется с этим при помощи учителя;
• правильно излагает теоретический материал, но затрудняется в подтверждении излагаемых положений конкретными фактами;
• при ответе только пересказывает текст учебника, а при контрольных вопросах учителя обнаруживает недостаточное понимание отдельных излагаемых положений;
• при выполнении практических работ допускает небрежность, без помощи учителя затрудняется в выводах по результату проведенной работы.
Оценка «2» (недостаточно) ставится ученику, чей устный ответ, письменная
работа, практическая деятельность или их результат частично соответствует требованиям программы обучения. Имеются существенные недостатки и ошибки.
Учащийся:
• обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изучаемого материала;
• не может истолковывать конкретные факты и не понимает практического значения излагаемого;
• не может самостоятельно и последовательно ответить на поставленный основной и наводящий вопросы учителя;
• при выполнении работ практических работ, не может самостоятельно выполнить задание.
При оценивании биологических диктантов или тестов (небольших работ, продолжительность которых 5 – 7 минут), состоящих из 10-ти основных вопросов, допускается следующая шкала оценивания: 9 – 10 правильных ответов – «5»
7 – 8 правильных ответов – «4»
5 – 6 правильных ответов – «3»
3 –0 правильных ответов – «2»
• При оценивании работ (рисунков, схем и т.д.), необходимо учитывать моторные навыки ребёнка, умение рисовать и чертить.
• Поощрять оценкой стремление выполнить правильно и аккуратно.
• При оценивании работ, выполненных в тетрадях, учитывать аккуратность, выполнение единых требований к ведению тетради.
При оценивании контрольной (письменной) работы учитывается правильность и объём выполненной части работы, за основу принимается процентная шкала:
90 – 100% правильно выполненной работы – оценка «5»
65-89% правильно выполненной работы – оценка «4»
40-64%правильно выполненной работы – оценка «3»
0– 39% правильно выполненной работы – оценка «2»
Литература
Основная литература
Сонин Н. И. Биология .Человек : Учебник для 8 класса средней школы. М.: Дрофа, 2008.
Дополнительная литература
1. Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1986.
2. Мамонтов С. Г., Захаров В. В., Козлова Т. А. Основы биологии: Книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992.
3. Медников Б. М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.
4. Одум Ю. Экология. Т. 1—2. М.: Мир, 1986.
5. Флинт Р. Биология в цифрах. М.: Мир, 1992.
6. Фоули Р. Еще один неповторимый вид (экологические аспекты эволюции человека). М.: Мир, 1990.
7. Экологические очерки о природе и человеке / Под ред. Б. Гржимека. М.: Прогресс, 1988.
Научно-популярная литература
1. Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). М.: Мысль, 1992.
2. Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие, или звери). М.: Мысль, 1988.
3. Акимушкин И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). М.: Мысль, 1993.
4. Акимушкин И. Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1985.
5. Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 1982.
6. Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. Новосибирск: Наука, 1988.
7. УинфриА. Т. Время по биологическим часам. М.: Мир, 1990.
Приложение
к рабочей программе, утвержденной
приказом № ____от______2017г
Календарно-тематическое планирование
Биология -8 класс. (Сонин Н.И.) 2ч в неделю
№ | Тема урока | дата проведения | Обоснование причины изменения даты проведения | |
Планируемая дата проведения | Дата фактического проведения | |||
1. | Тема 1. Место человека в системе органического мира (2ч) Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. | 1.09 | 1.09 | |
2. | Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. | 4.09 | 4.09 | |
3. | Тема 2. Эволюция человека(2ч) Биологические и социальные факторы антропогенеза. Этапы и факторы становления человека. | 8.09 | 7.09 | |
4. | Расы человека, их происхождение и единство. | 11.09 | 11.09 | |
5. | Тема 3.Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека(2ч) Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. | 15.09 | 15.09 | |
6. | Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. | 18.09 | 18.09 | |
7 | Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (5ч) Клеточное строение организма | 22.09 | ||
8. | Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Лабораторная работа №1 «Изучение микроскопического строения тканей» | 25.09 | ||
9 | Органы человеческого организма. Системы органов. Лабораторная работа № 2 «Распознавание на таблицах органов и систем органов» | 29.09 | ||
10. | Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза | 2.10 | ||
11. | Обобщение по теме «Общий обзор организма человека» | 6.10 | ||
12. | Тема 5. Координация и регуляции (10ч) Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. | 9.10 | ||
13. | Нервная регуляция. Значение нервной системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы | 13.10 | ||
14. | Строение и функции спинного мозга. Лабораторная работа №3. «Определение безусловных рефлексов» | 16.10 | ||
15. | Строение и функции головного мозга Лабораторная работа №4 «Изучение головного мозга человека (по муляжам)» | 20.10 | ||
16. | Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга. | 23.10 | ||
17. | Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Лабораторная работа №5 «Изучение изменения размера зрачка» | 27.10 | ||
18. | Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. | 10.11 | ||
19. | Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств | 13.11 | ||
20. | Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств | 17.11 | ||
21. | Обобщение по теме «Регуляция процессов жизнедеятельности» | 20.11 | ||
22. | Тема 6. Опора и движение (8ч) Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. | 24.11 | ||
23. | Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. | 27.11 | ||
24. | Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Лабораторная работа №6 «Изучение внешнего строения костей» | 1.12 | ||
25. | Типы соединения костей Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Лабораторная работа №7 «Измерение массы и роста своего организма» | 4.12 | ||
26. | Мышечная система. Строение и развитие мышц | 8.12 | ||
27. | Основные группы мышц, их функции. | 11.12 | ||
28. | Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы. Лабораторная работа № 8 «Выявление влияния статистической и динамической работы мышц на утомление» | 15.12 | ||
29 | Обобщение по теме «Опора и движение | 18.12 | ||
30. | Тема 7. Внутренняя среда организма (4ч) Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма | 22.12 | ||
31. | Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Лабораторная работа № 9 «Изучение микроскопического строения крови» | 25.12 | ||
32. | Свертывание крови. Группы крови | 12.01 | ||
33. | Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета | 15.01 | ||
34. | Тема 8. Транспорт веществ(4ч) Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. | 19.01 | ||
35. | Работа сердца Лабораторная работа №10«Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений» | 22.01 | ||
36. | Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Лабораторная работа №11 «Измерение кровяного давления» | 26.01 | ||
37. | Движение крови и лимфы. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение. | 29.01 | ||
38. | Тема 9. Дыхание (6ч) Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания. Строение органов дыхания. | 2.02 | ||
39. | Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови | 5.02 | ||
40. | Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Регуляция дыхания | 9.02 | ||
41. | Практическая работа №1 «Определение частоты дыхания» | 12.02 | ||
42. | Обобщение по теме: «Кровообращение. Дыхание» | 16.02 | ||
43. | Тема10. Пищеварение (5ч) Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах | 19.02 | ||
44. | Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения | 26.02 | ||
45. | Этапы процессов пищеварения. Лабораторная работа № 12 «Воздействие желудочного сока на белки, слюны — на крахмал» | 2.03 | ||
46. | Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. | 5.03 | ||
47. | Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Практическая работа №2 «Определение норм рационального питания» | 12.03 | ||
48. | Тема 11.Обмен веществ и энергии (2ч) Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. | 16.03 | ||
49. | Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз | 19.03 | ||
50. | Тема 12.Выделение (2ч) Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. | 23.03 | ||
51. | Почки, их строение и функции. Образование мочи. | 2.04 | ||
52. | Тема 13. Покровы тела (4ч) Строение и функции кожи. | 6.04 | ||
53. | Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. | 9.04 | ||
54. | Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение | 13.04 | ||
55. | Обобщение по теме «Питание. Обмен веществ». | 16.04 | ||
56. | Тема 14.Размножение и развитие (3ч) Система органов размножения; строение и гигиена. | 20.04 | ||
57. | Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация | 23.04 | ||
58 | Рост и развитие ребенка. Планирование семьи | 27.04 | ||
59. | Тема 15. Высшая нервная деятельность (5ч) Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. | 30.04 | ||
60. | Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека | 4.05 | ||
61. | Типы нервной системы | 7.05 | ||
62. | Познавательные процессы. Речь. Мышление. Сознание. Память. Эмоции | 11.05 | ||
63. | Торможение. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Особенности психики человека. | 14.05 | ||
64. | Раздел 16. Человек и его здоровье (4 ч) Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Лабораторная работа № 13 «Изучение приёмов остановки артериального и венозного кровотечений» | 18.05 | ||
65. | Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека | 21.05 | ||
66 | Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде. Лабораторная работа № 14 « Анализ и оценка влияния на здоровье человека факторов окружающей среды» | 25.05 | ||
67 | Обобщение | 28.05 | ||
68 69 70 | резерва резерв | 23.02 9.03 | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....