Рабочая программа по биологии в 7 классе
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Рабочая программа по биологии для 7 класса, УМК Н.И. Сонин, А.А.Плешаков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bio_7kl.docx | 65.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Фащёвка
Грязинского муниципального района Липецкой области
Рассмотрена на заседании ШМО. Руководитель ШМО _______/Татаринова Е.Б. Протокол от 28.08.2017г. №1 | Утверждаю. Директор МБОУ СОШ села Фащёвка Федерякина С.В.________/_________ Приказ от ______ 20___г. №___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
биология
для 7 класса
МБОУ СОШ села Фащёвка
на 2017 - 2018 учебный год
Учитель, реализующий учебный предмет,
Матыцина Надежда Николаевна
Аннотация к рабочей программе по биологии
Учебный предмет | биология |
Наименование рабочей программы | Рабочая программа «Биология. Многообразие живых организмов» |
Составители рабочей программы | Матыцина Н.Н. |
УМК | 7 класс – Биология. Многообразие живых организмов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, М.: Дрофа, 2014. |
Количество часов на реализацию учебной программы | 70ч |
Цели, задачи рабочей программы | Изучение биологии направлено на достижение следующих целей: освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; овладения умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; воспитание позитивного целостного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе; использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни. |
Планируемые результаты | Планируемые предметные результаты освоения курса биологии. Предметные результаты освоения базового курса биологии должны отражать: 1) сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; 2) владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, её уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой; 3) владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе; 4) сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи; 5) сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения. Планируемые метапредметные результаты - систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; -выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов); - заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты -умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы в своей познавательной деятельности; -умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; -умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; -умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; -владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; -умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно - следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать и аргументировать и отстаивать свое мнение; |
В результате изучения курса биологии
Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
- создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Курсивом указан материал, необязательный для изучения
Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности.
В результате изучения биологии ученик должен:
знать/понимать
• многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;
• строение живой клетки (главные части);
• царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
• среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
• природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
• изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
• важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
• основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- систематизировать и обобщать разные виды информации;
- составлять план выполнения учебной задачи;
- проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным Царствам;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин.
-работать в соответствии с поставленной задачей;
- составлять простой и сложный план текста;
- участвовать в совместной деятельности;
- работать с текстом параграфа и его компонентами;
- узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
- находить и использовать причинно-следственные связи;
- строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
- выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
Учащиеся должны знать:
- основные признаки живой природы;
- устройство светового микроскопа;
- основные органоиды клетки;
- основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;
- ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
- существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
- основные признаки представителей Царств живой природы.
- основные среды обитания живых организмов;
- природные зоны нашей планеты, их обитателей.
- предков человека, их характерные черты, образ жизни;
- основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
- правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
- простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
- Учащиеся должны уметь:
- объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
- характеризовать методы биологических исследований;
- работать с лупой и световым микроскопом;
- узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
- объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
- соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
- определять принадлежность биологических объектов к одному из Царств живой природы;
- устанавливать черты сходства и различия у представителей основных Царств;
- различать изученные объекты в природе, на таблицах;
- устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
- объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека.
- сравнивать различные среды обитания;
- характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
- сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
- выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
- приводить примеры обитателей морей и океанов;
- наблюдать за живыми организмами.
- объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
- объяснять роль растений и животных в жизни человека;
- обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
- соблюдать правила поведения в природе;
- различать на живых объектах^ таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
- вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
Виды учебной деятельности.
- виды деятельности со словесной (знаковой) основой
- виды деятельности на основе восприятия элементов действительности
- виды деятельности с практической (опытной) основой:
Формы организации учебных занятий.
1.Фронтальная
2.Групповая (парная) форма обучения; группы сменного состава
3.Индивидуальная (организация самостоятельной работы)
4.Коллективная
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение
Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы.
Виды учебной деятельности
Определяют и анализируют понятия: «биология», «уровни организации», «клетка», «ткань», «орган», «организм», «биосфера», «экология». Определяют значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества. Анализируют логическую цепь событий, делающих борьбу за существование неизбежной. Строят схемы действия естественного отбора в постоянных и изменяющихся условиях существования. Определяют понятия: «царства», «бактерии», «грибы», «растения» и «животные». Составляют краткий конспект урока. Готовятся к устному выступлению
Формы организации учебных занятий.
1Фронтальная
2.Групповая (парная) форма обучения;
3.Индивидуальная (организация самостоятельной работы)
РАЗДЕЛ 1
Царство Бактерии
Тема 1.1. Бактерии
Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.
■ Демонстрация. Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов; развитие царств растений и животных, представленных в учебнике. Строение клеток различных прокариот.
Формы организации учебных занятий.
1Фронтальная
2.Групповая (парная) форма обучения;
3.Индивидуальная (организация самостоятельной работы)
4.Составление план-конспекта
5. Устное сообщение
Виды учебной деятельности
Выделяют основные признаки бактерий. Дают общую характеристику прокариот. Определяют значение внутриклеточных структур, сопоставляя её со структурными особенностями организации бактерий. Характеризуют понятия: «симбиоз», «клубеньковые», или «азотфиксирующие бактерии», «бактерии-деструкторы», «болезнетворные бактерии», «инфекционные заболевания», «эпидемии». Дают оценку роли бактерий в природе и жизни человека. Составляют план-конспект темы «Многообразие и роль микроорганизмов». Выполняют зарисовку различных форм бактериальных клеток. Готовят устное сообщение по теме «Общая характеристика прокариот»
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;
— разнообразие и распространение бактерий и грибов;
— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека;
— методы профилактики инфекционных заболеваний. Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику бактерий;
— характеризовать формы бактериальных клеток;
— отличать бактерии от других живых организмов;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;
— разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;
— готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;
— пользоваться поисковыми системами Интернета.
РАЗДЕЛ 2 Царство Грибы
Тема 2.1.
Общая характеристика грибов
Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами.
■ Демонстрация. Схемы строения представителей различных систематических групп грибов. Различные представители царства Грибы.
■ Лабораторная работа №1 «Изучение строения плесневых грибов»
Тема 2.2. Лишайники
Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространенность и роль лишайников в природе и жизни человека .
■ Демонстрация. Схемы строения лишайников. Различные представители лишайников.
Формы организации учебных занятий.
1Фронтальная
2.Групповая (парная) форма обучения;
3.Индивидуальная (организация самостоятельной работы)
4.Составление план-конспекта
5. Устное сообщение
6 Работа в малых группах
Виды учебной деятельности
Характеризуют современные представления о происхождении грибов. Выделяют основные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Распознают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Дают определение понятия «грибы-паразиты» (головня, спорынья и др.). Готовят микропрепараты и изучают под микроскопом строение мукора и дрожжевых грибов. Проводят сопоставление увиденного под микроскопом с приведёнными в учебнике изображениями. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека. Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные понятия, относящиеся к строению про- и эукариотической клеток;
— строение и основы жизнедеятельности клеток гриба;
— особенности организации шляпочного гриба;
— меры профилактики грибковых заболеваний. Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику бактерий и грибов;
— объяснять строение грибов и лишайников;
— приводить примеры распространённости грибов и лишайников;
— характеризовать роль грибов и лишайников в биоценозах;
— определять несъедобные шляпочные грибы;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;
— пользоваться биологическими словарями и справочниками для поиска определений биологических терминов;
— разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;
— готовить сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;
— пользоваться поисковыми системами Интернета.
РАЗДЕЛ 3
Царство Растения
Тема 3.1. Многообразие растений .
Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения. Классификация растений
■ Демонстрация. Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов.
Виды учебной деятельности
Характеризуют основные черты организации растительного организма. Получают представление о возникновении одноклеточных и многоклеточных водорослей, особенностях жизнедеятельности растений. Определяют понятия: «фотосинтез», «пигменты», «систематика растений», «низшие» и «высшие растения». Дают характеристику основных этапов развития растений. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект текста урока. Готовятся к устному выступлению
Тема 3.2.
Подцарство Низшие растения
Водоросли – низшие растения. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.
■ Демонстрация. Схемы строения водорослей различных отделов.
■ Лабораторная работа №2 «Изучение строения водорослей»
Виды учебной деятельности
Дают общую характеристику водорослей, их отдельных представителей. Выявляют сходство и отличия в строении различных групп водорослей на гербарном материале и таблицах. Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект текста урока. Составляют план-конспект темы «Многообразие водорослей». Готовят устное сообщение об использовании водорослей в пищевой и микробиологической промышленности
Тема 3.3.
Подцарство Высшие растения
Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений.
Споровые растения. Общая характеристика, происхождение.
Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение папоротников в природе и их роль в биоценозах.
■ Демонстрация. Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов. Различные представители мхов, плаунов и хвощей. Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Схема цикла развития папоротника. Различные представители папоротников.
■ Лабораторная работа № 3 «Изучение внешнего строения мхов (на местных видах»
- Лабораторная работа № 4 «Изучение внешнего строения папоротника (хвоща);
Виды учебной деятельности
Демонстрируют знания о происхождении высших растений. Дают общую характеристику мхов. Распознают на гербарных образцах и таблицах раз- личных представителей моховидных. Характеризуют распространение и экологическое значение мхов. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Дают общую характеристику хвощевидных, плауновидных и папоротниковидных. Проводят сравнение высших споровых растений и распознают их представите- лей на таблицах и гербарных образцах. Зарисовывают в тетрадь схемы жизненных циклов высших споровых растений. Объясняют роль мхов, хвощей, плаунов и папоротников в природе и жизни человека. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют план-конспект по темам: «Хвощевидные», «Плауновидные» и «Строение, многообразие и экологическая роль папоротников»
Тема 3.4.
Отдел Голосеменные растения
Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.
■ Демонстрация. Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны. Различные представители голосеменных.
■ Лабораторная работа №5 «Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений»
■ Лабораторная работа № 6«Изучение внешнего строения покрытосеменных растений»
■ Лабораторная работа № 7 «Определение признаков класса в строении растений»
Лабораторная работа № 8 Определение до рода или вида нескольких травянистых растений одного-двух семейств;
Виды учебной деятельности
Получают представление о современных взглядах учёных на возникновение семенных растений. Дают общую характеристику голосеменных растений, отмечая прогрессивные черты, сопровождавшие их появление. Описывают представителей голосеменных растений, используя живые объекты, таблицы и гербарные образцы. Зарисовывают в тетради схему цикла развития сосны. Обосновывают значение голосеменных в природе и жизни человека. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации, пред смотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект урока.
Тема 3.5.
Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения
Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
■ Демонстрация. Схема строения цветкового растения; строения цветка. Цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение). Представители различных семейств покрытосеменных растений.
Обобщение по теме: «Царство растения»
Формы организации учебных занятий.
1Фронтальная
2.Групповая (парная) форма обучения;
3.Индивидуальная (организация самостоятельной работы)
4. Работа в малых группах
Виды учебной деятельности
Получают представление о современных научных взглядах на возникновение покрытосеменных растений. Дают общую характеристику покрытосеменных растений, отмечая прогрессивные черты, сопровождавшие их появление. Описывают представителей покрытосеменных растений, используя живые объекты, таблицы и гербарные образцы. Составляют таблицу «Сравнительная характеристика классов однодольных и двудольных растений». Зарисовывают в тетради схему цикла развития цветкового растения. Характеризуют растительные формы и объясняют значение покрытосеменных растений в природе и жизни человека. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект урока
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные методы изучения растений;
— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие;
— особенности строения и жизнедеятельности лишай-ников;
— роль растений в биосфере и жизни человека;
— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику растительного царства;
— объяснять роль растений в биосфере;
— давать характеристику основных групп растений (водорослей, мхов, хвощей, плаунов, папоротников, голосеменных, цветковых);
— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;
— характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли;
— объяснять причины различий в составе фитоценозов различных климатических поясов. Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе,
биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
РАЗДЕЛ 4
Царство Животные
Тема 4.1.Общая характеристика животных
Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов животных. Многообразие и классификация животных. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе.
Формы организации учебных занятий.
1Фронтальная
2.Групповая (парная) форма обучения;
3.Индивидуальная (организация самостоятельной работы)
4. Работа в малых группах
Виды учебной деятельности
Характеризуют животный организм как целостную систему. Распознают уровни организации живого и характеризуют каждый из них. Объясняют особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Анализируют родословное древо животного царства, отмечая предковые группы животных и их потомков. Распознают систематические категории животных и называют представителей крупных таксонов. Характеризуют структуру биоценозов и отмечают роль различных животных в них. Анализируют роль представителей разных видов в биоценозах и выявляют причины их взаимоотношений. Составляют краткий конспект урока. Готовятся к устному выступлению с презентацией «Мир животных»
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— признаки организма как целостной системы;
— основные свойства животных организмов;
— сходство и различия между растительным и животным организмами;
— что такое зоология, какова её структура.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории;
— представлять эволюционный путь развития животного мира;
— классифицировать животные объекты по их принадлежности к систематическим группам;
— применять двойные названия животных при подготовке сообщений, докладов, презентаций; — объяснять значение зоологических знаний для сохранения жизни на планете, разведения редких и охраняемых животных, выведения новых пород животных;
— использовать знания по зоологии в повседневной жизни
Тема 4.2.
Подцарство Одноклеточные Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Разнообразие простейших и их значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.
Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды.
■ Демонстрация. Схемы строения амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки. Представители различных групп одноклеточных.
■ Лабораторная работа №1 « Изучение строения и передвижения одноклеточных животных»
Формы организации учебных занятий.
1Фронтальная
2.Групповая (парная) форма обучения;
3.Индивидуальная (организация самостоятельной работы)
4. Работа в малых группах
Виды учебной деятельности
Дают общую характеристику одноклеточных животных, отмечая структуры, обеспечивающие выполнение функций целостного организма. Анализируют роль представителей разных видов одноклеточных организмов в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Дают развёрнутую характеристику классов Саркодовые и Жгутиковые. Распознают представителей саркожгутиконосцев, вызывающих заболевания у человека. Дают характеристику типа Споровики. Распознают и описывают споровиков, вызывающих заболевания у человека. Зарисовывают цикл развития малярийного плазмодия и объясняют причины заболевания малярией. Отмечают меры профилактики малярии и других заболеваний, вызываемых споровиками. Дают характеристику типа Инфузории, распознают и описывают отдельных представителей этого типа. Составляют таблицу «Сравнительная характеристика простейших». Выполняют лабораторную работу
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— признаки одноклеточного организма;
— основные систематические группы одноклеточных и их представителей;
— значение одноклеточных животных в экологических системах;
— паразитических простейших, вызываемые ими заболевания у человека и соответствующие меры профилактики.
Учащиеся должны уметь:
— работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы;
— распознавать одноклеточных возбудителей заболеваний человека;
— раскрывать значение одноклеточных животных в природе и жизни человека;
— применять полученные знания в повседневной жизни
Тема 4.3.
Подцарство Многоклеточные животные
Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные — губки; их распространение и экологическое значение.
■ Демонстрация. Типы симметрии у многоклеточных животных. Многообразие губок.
Виды учебной деятельности
Характеризуют многоклеточные организмы, анализируя типы симметрии животных. Объясняют значение симметрии для жизнедеятельности организмов. Объясняют значение дифференцировки клеток многоклеточных организмов и появление первых тканей. Кратко описывают представителей типа Губки, подчёркивая их значение в биоценозах и для человека. Составляют краткий конспект урока. Готовятся к устному выступлению
Тема 4.4.
Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация.
Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Происхождение кишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека
■ Демонстрация. Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа.
Виды учебной деятельности
Характеризуют особенности организации и жизнедеятельности кишечнополостных. Приводят примеры представителей классов кишечнополостных и сравнивают черты их организации. Объясняют значение дифференцировки клеток кишечнополостных и оценивают функции каждого клеточного типа. Отмечают роль кишечнополостных в биоценозах и их значение для человека. Выполняют практические работы по изучению плакатов и таблиц, иллюстрирующих ход регенерации у гидры. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект урока. Готовятся к устному выступлению
Тема 4.5. Трехслойные животные. Тип Плоские черви
Тип Плоские черви, общая характеристика.
Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.
■ Демонстрация. Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня
Виды учебной деятельности
Дают общую характеристику типа Плоские черви. Анализируют систематику типа. Характеризуют представителей класса Ресничные черви, приводят примеры представителей и отмечают их роль в биоценозах. Характеризуют представителей ленточных червей. Распознают черты приспособленности к паразитизму в их организации. При- обретают представления о паразитизме как о форме взаимоотношений организмов и о жизненном цикле паразитов. Зарисовывают в рабочие тетради жизненные циклы ленточных червей — паразитов человека и животных, выделяя стадии развития, опасные для заражения человека (инвазивные стадии). Характеризуют представителей класса Сосальщики. Зарисовывают жизненный цикл сосальщиков на примере печёночного сосальщика, выделяя стадии развития, опасные для заражения человека. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект текста урока. Готовятся к устному выступлению и презентации «Плоские черви — паразиты человека. Профилактика паразитарных заболеваний»
Тема 4.6.
Первичнополостные. Тип Круглые черви
Тип Кольчатые черви, общая характеристика.
Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; пути заражения человека и животных паразитическими червями. меры профилактики аскаридоза.
■ Демонстрация. Схема строения и цикл развития аскариды человеческой. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.
Виды учебной деятельности
Дают общую характеристику типа Круглые черви на примере аскариды человеческой. Зарисовывают цикл развития аскариды и характеризуют стадии развития, опасные для заражения человека. Объясняют меры профилактики аскаридоза. Приводят примеры свободноживущих круглых червей, оценивая их роль в биоценозах. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект урока. Готовятся к устному сообщению
Тема 4.7.
Тип Кольчатые черви
Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в почвообразовани.
■ Демонстрация. Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей.
■ Лабораторная работа № 2 «Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения»
Виды учебной деятельности
Дают общую характеристику типа Кольчатые черви. Отмечают прогрессивные черты организации кольчатых червей, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации плоских и кольчатых червей; результаты заносят в таблицу. Оценивают значение возникновения вторичной полости тела — целома. Характеризуют систематику кольчатых червей, распознают характерные черты многощетинковых, малощетинковых червей и пиявок. Объясняют значение кольчатых червей в биоценозах, а также медицинское значение пиявок. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект урока
Тема 4.8. Тип Моллюски
Общая характеристика типа Моллюски.
Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков и их значение в природе и жизни человека.
■ Демонстрация. Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.
■ Лабораторная работа № 3 «Изучение строения раковин моллюсков»
Виды учебной деятельности
Дают общую характеристику типа Моллюски. Отмечают прогрессивные черты организации моллюсков, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации кольчатых червей и моллюсков; результаты заносят в таблицу. Характеризуют систематику моллюсков, распознают характерные черты брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Объясняют значение моллюсков в биоценозах и значение для человека. Выполняют практическую работу «Внешнее строение моллюсков». Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект урока
Тема 4.9.
Тип Членистоногие.
Происхождение и особенности организации членистоногих. Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах.
Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики.
Класс Насекомые. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Поведение насекомых, инстинкты. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые – вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые – переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд.
Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки. Охрана членистоногих.
■ Демонстрация. Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука-крестовика. Различные представители класса. Схемы строения насекомых различных отрядов; многоножек.
■ Лабораторная работа № 4 «Изучение внешнего строения насекомого»
■ Лабораторная работа № 5 «Изучение типов развития насекомых»
Виды учебной деятельности
Дают общую характеристику типа Членистоногие. Отмечают прогрессивные черты организации членистоногих, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации кольчатых червей и членистоногих; результаты заносят в таблицу. Характеризуют систематику моллюсков и их происхождение. Дают общую характеристику класса ракообразных; анализируют особенности организации речного рака. Характеризуют систематику ракообразных, их разнообразие; распознают представите- лей высших и низших ракообразных; приводят примеры. Оценивают роль ракообразных в природе. Дают общую характеристику класса Паукообразные; анализируют особенности организации паука-крестовика. Характеризуют разнообразие паукообразных; распознают представителей класса — пауков, клещей, скорпионов. Оценивают экологическую роль и медицинское значение паукообразных. Дают общую характеристику класса Насекомые; анализируют особенности организации таракана. Различают типы развития насекомых. Характеризуют насекомых, их разнообразие; сравнивают представителей различных отрядов. Распознают представителей основных отрядов насекомых; приводят примеры. Оценивают роль насекомых в природе и значение для человека. Описывают представителей класса Многоножки и приводят примеры представителей. Выполняют лабораторные работы, предусмотренные программой. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект урока. Готовят презентацию
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— современные представления о возникновении много- клеточных животных;
— общую характеристику типа Кишечнополостные;
— общую характеристику типа Плоские черви;
— общую характеристику типа Круглые черви;
— общую характеристику типа Кольчатые черви;
— общую характеристику типа Членистоногие.
Учащиеся должны уметь:
— определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе;
— наблюдать за поведением животных в природе;
— работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);
— объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;
— понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение для экологических систем;
— выделять животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;
— оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных; — использовать меры профилактики паразитарных заболеваний.
Тема 4.10. Тип Иглокожие . Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.
■ Демонстрация. Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии. Схема придонного биоценоза.
Виды учебной деятельности
Дают общую характеристику типа Иглокожие. Характеризуют основные группы иглокожих, приводят примеры представителей. Анализируют значение иглокожих в биоценозах. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект урока
Тема 4.11. Тип Хордовые. Бесчерепные животные
Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.
■ Демонстрация. Схема строения ланцетника
Виды учебной деятельности
Дают общую характеристику хордовых на примере ланцетника. Проводят сравнительный анализ организации кольчатых червей и членистоногих; результаты заносят в таблицу. Описывают систематику хордовых, давая оценку главных направлений развития группы. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект урока
Тема 4.12.
Подтип Позвоночные (Черепные).
Надкласс Рыбы
Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Места обитания и внешнее строение рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Основные систематические группы рыб. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Экологическое и хозяйственное значение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе. Значение рыб в природе и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов.
■ Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения и передвижения рыб»
■ Демонстрация. Многообразие рыб. Схема строения кистеперых и лучеперых рыб.
Формы организации учебных занятий.
1Фронтальная
2.Групповая (парная) форма обучения;
3.Индивидуальная (организация самостоятельной работы)
4. Работа в малых группах
Виды учебной деятельности
Дают общую характеристику подтипа Позвоночные на примере представителей надкласса рыб. Отмечают прогрессивные черты организации рыб, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации ланцетников и рыб; результаты заносят в таблицу. Характеризуют систематику и многообразие рыб и их происхождение. Описывают строение особенности жизнедеятельности хрящевых рыб. Характеризуют многообразие костных рыб: хрящекостные, кистепёрые, двоякодышащие и лучепёрые рыбы; приспособительные особенности к среде обитания. Оценивают экологическое и хозяйственное значение рыб. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект урока
Тема 4.13.
Класс Земноводные.
Происхождение земноводных. Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Места обитания и распространение земноводных Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных.. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека
■ Демонстрация. Многообразие амфибий. Схема строения кистеперых рыб и земноводных.
Виды учебной деятельности
Дают общую характеристику класса Земноводные на примере лягушки. Отмечают прогрессивные черты организации рыб, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации рыб и амфибий; результаты заносят в таблицу. Характеризуют систематику рыб и их происхождение. Описывают строение и особенности жизнедеятельности амфибий. Характеризуют многообразие земноводных и приспособительные особенности к околоводной среде обитания. Оценивают экологическое и хозяйственное значение амфибий. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект урока. Готовят презентацию «Древние земноводные. Выход на сушу»
Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся.
Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.
■ Демонстрация. Многообразие пресмыкающихся. Схема строения земноводных и рептилий.
Виды учебной деятельности
Дают общую характеристику класса Пресмыкающиеся на примере ящерицы. Отмечают прогрессивные черты организации рептилий, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации амфибий и рептилий; результаты заносят в таблицу. Характеризуют систематику пресмыкающихся и их происхождение. Описывают строение и особенности жизнедеятельности. Характеризуют многообразие пресмыкающихся: чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи, а также приспособительные особенности к разнообразным средам обитания. Оценивают экологическое значение рептилий,обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект текста урока. Готовят презентацию «Древние рептилии. Господство в воде, воздухе и на суше»
Тема 4.15. Класс Птицы . Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами.
■ Демонстрация. Многообразие птиц. Схема строения рептилий и птиц
■ Лабораторная работа № 7 «Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц»
Виды учебной деятельности
Дают общую характеристику класса Птицы. Отмечают прогрессивные черты организации группы, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации рептилий и птиц; результаты заносят в таблицу; отмечают приспособления птиц к полёту. Характеризуют систематику птиц; их происхождение и связь с первоптицами. Описывают строение и особенности жизнедеятельности. Характеризуют многообразие представителей класса, называют основные отряды и экологические группы птиц. Оценивают экологическое и хозяйственное значение птиц. Выполняют лабораторную работу и обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект урока. Готовят презентацию
Тема 4.16. Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие – переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Охрана млекопитающих. Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими. Многообразие птиц и млекопитающих родного края.
■ Демонстрация схем, отражающих экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схема строения рептилий и млекопитающих
■ Лабораторная работа № 8 «Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих»
■ Экскурсии. Разнообразие и роль членистоногих в природе родного края
Виды учебной деятельности
Дают общую характеристику класса Млекопитающие. Отмечают прогрессивные черты организации млекопитающих, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации рептилий и млеко- питающих; результаты заносят в таблицу. Характеризуют систематику млекопитающих и их происхождение. Описывают строение и особенности жизнедеятельности. Характеризуют многообразие млекопитающих; описывают основные отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные, Парнокопытные, Приматы и др.; приводят примеры представителей разных групп, а также приспособительные особенности к разнообразным средам обитания. Оценивают экологическое и народнохозяйственное значение млекопитающих. Объясняют необходимость охраны ценных млекопитающих и регуляции численности животных, наносящих вред человеку. Выполняют практическую работу и обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект текста урока. Готовят презентации «Древние млекопитающие»,
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— современные представления о возникновении хордовых животных;
— основные направления эволюции хордовых;
— общую характеристику надкласса Рыбы;
— общую характеристику класса Земноводные;
— общую характеристику класса Пресмыкающиеся;
— общую характеристику класса Птицы;
— общую характеристику класса Млекопитающие.
Учащиеся должны уметь:
— определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе;
— работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);
— объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;
— понимать и уметь характеризовать экологическую роль хордовых животных;
— характеризовать хозяйственное значение позвоночных;
— наблюдать за поведением животных в природе;
— выделять животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;
— оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных. Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— давать характеристику методов изучения биологических объектов;
— наблюдать и описывать различных представителей животного мира;
— находить в различных источниках необходимую информацию о животных;
— избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;
— сравнивать животных изученных таксономических групп между собой;
— использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;
— выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных;
— обобщать и делать выводы по изученному материалу;
— работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;
— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.
РАЗДЕЛ 5 Царство Вирусы
Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.
■ Демонстрация. Модели различных вирусных частиц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции. Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.
Обобщение по теме «Царство животные»
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— общие принципы строения вирусов животных, растений и бактерий;
— пути проникновения вирусов в организм;
— этапы взаимодействия вируса и клетки;
— меры профилактики вирусных заболеваний.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять механизмы взаимодействия вирусов и клеток;
— характеризовать опасные вирусные заболевания человека (СПИД, гепатит С и др.)
— выявлять признаки сходства и различия в строении вирусов;
— осуществлять на практике мероприятия по профилактике вирусных заболеваний. Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— обобщать и делать выводы по изученному мате- риалу;
— работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;
— представлять изученный материал, используя воз- можности компьютерных технологий
Виды учебной деятельности
Дают общую характеристику вирусов и бактериофагов, запоминают историю их открытия. На конкретных примерах показывают особенности организации вирусов как внутриклеточных паразитов на генетическом уровне. Характеризуют механизм взаимодействия вируса и клетки. Приводят примеры вирусов, вызывающих инфекционные заболевания у человека и животных. Объясняют необходимость и меры профилактики вирусных заболеваний. Запоминают гипотезы возникновения вирусов. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект урока. Готовят презентации
Заключение. Особенности организации и многообразие живых организмов. Основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.
Личностные результаты обучения
— Развитие и формирование интереса к изучению природы;
— развитие интеллектуальных и творческих способностей;
— воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;
— признание высокой ценности жизни, здоровья своего и других людей;
— развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.
Резервное время — 3 ч.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и/или тем | Количество часов, отводимых на освоение каждой темы (всего) | В том числе количество часов контролирующего характера (контроль знаний, умений и навыков) |
1. 1 | Введение Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. | 3 ч | |
2 | Раздел 1. Царство Бактерии Тема 1.1 Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.
| 3 ч | |
3 | Раздел 2. Царство Грибы Тема 2.1. Общая характеристика грибов Тема 2.2. Лишайники | 4ч 3 ч 1 ч | |
4 | Раздел 3. Царство Растения Тема 3.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТЕНИЙ Тема 3.2. НИЗШИЕ РАСТЕНИЯ Тема 3.3. ВЫСШИЕ СПОРОВЫЕ РАСТЕНИЯ Тема 3.4. ВЫСШИЕ СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ. ОТДЕЛ ГОЛОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ Тема 3.5. ВЫСШИЕ СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ. ОТДЕЛ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ) РАСТЕНИЯ | 16ч 2 ч 2ч 4 ч 2 ч 6 ч | |
5 | Раздел 4. Царство Животные Тема 4.1. Общая характеристика животных Тема 4.2. Подцарство одноклеточные Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные Тема 4.4. Тип Кишечнополостные Тема 4.5. Тип Плоские черви Тема 4.6. Тип Круглые черви Тема 4.7. Тип Кольчатые черви Тема 4.8. Тип Моллюски Тема 4.9. Тип Членистоногие Тема 4.10. Тип иглокожие Тема 4.11. Тип Хордовые, Подтип бесчерепные Тема 4.12.Подтип позвоночные. Надкласс рыбы Тема 4.13. Класс земноводные Тема 4.14. класс Пресмыкающиеся Тема 4.15. Класс птицы Тема 4.16. Класс млекопитающие | 38 ч 1ч 2 ч 1 3 ч 1 ч 2 ч 3 ч 2 ч 7 ч 1 ч 1 ч 2 ч 2 ч 2 ч 4 ч 4 ч | |
6 | Раздел 5. Вирусы Тема 5.1. МНОГООБРАЗИЕ, ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВИРУСОВ | 2 ч 2 ч | |
7 | Заключение | 1 ч | |
итого | 67ч + 3 ч резерв |
Приложение
к рабочей программе, утвержденной
приказом № ____от______2017г
Календарно- тематическое планирование
Биология- 7кл. (Сонин Н.И.) 2ч в неделю
№ | Тема урока | Дата проведения | Обоснование причины изменения даты проведения | |
Планируемая дата проведения | Дата фактического проведения | |||
Введение (3 ч) | ||||
1. | Уровни организации и свойства живого | 2.09 | 2.09 | |
2 | Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы | 5.09 | 5.09 | |
3. | Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе. | 9.09 | 7.09 | |
4. (1) | Бактерии (3 ч) Бактерии, их строение и жизнедеятельность.. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера | 12.09 | 9.09 | |
5.(2) | Роль бактерий в природе, жизни человека. Подцарство Настоящие бактерии | 16.09 | 12.09 | |
6.(3) | Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.Архе- и Оксифотобактерии | 19.09 | 14.09 | |
Царство Грибы(4ч) | ||||
7. (1) | Общая характеристика грибов Отличительные особенности грибов. Лабораторная работа №1 «Изучение строения плесневых грибов» | 23.09 | 16.09 | |
8. (2) | Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты | 26.09 | 19.09 | |
9. (3) | Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Настоящие грибы. Оомицеты | 30.10 | ||
10. (4) | Лишайники (1 ч) Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространенность и роль лишайников в природе и жизни человека | 3.10 | ||
Царство Растения (17ч) | ||||
11. (1) | Общая характеристика растений. Регуляция и особенности жизнедеятельности растений; фитогормоны; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения. Классификация растений | 7.10 | ||
12. (2) | Водоросли – низшие растения. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Лабораторная работа №2 «Изучение строения водорослей» (Группа отделов Водоросли) | 10.10 | ||
13. (3) | Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы: зеленые, бурые и красные водоросли. Практическое значение. | 14.10 | ||
14. (4) | Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений. | 17.10 | ||
15. (5) | Споровые растения. Общая характеристика, происхождение. Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. | 21.10 | ||
16. (6) | Отдел Моховидные Распространение и роль в биоценозах. Лабораторная работа № 3 «Изучение внешнего строения мхов (на местных видах» | 24.10 | ||
17. (7) | Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. | 7.11 | ||
18. (8) | Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Лабораторная работа № 4 «Изучение внешнего строения папоротника (хвоща); | 11.11 | ||
19. (9) | Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. | 14.11 | ||
20. (10) | Отдел Папоротниковидные.Жизненный цикл папоротников. Распространение папоротников в природе и их роль в биоценозах. | 18.11 | ||
21. (11) | Отдел Голосеменные растения Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Лабораторная работа №5 «Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений» | 21.11 | ||
22. (12) | Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение. | 25.11 | ||
23. (13) | Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности. | 28.11 | ||
24. (14) | Строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения покрытосеменных растений» | 2.12 | ||
25. (15) | Класс Однодольные, основные семейства Лабораторная работа № 7 «Определение признаков класса в строении растений» | 5.12 | ||
26 (16) | Класс Двудольные, основные семействаЛабораторная работа № 8 Определение до рода или вида нескольких травянистых растений одного-двух семейств; | 9.12 | ||
27.(17) | Обобщение по теме: «Царство растения» | 12.12 | ||
Царство животные (38ч) | ||||
28. (1) | Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов животных. Многообразие и классификация животных. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Разнообразие отношений животных в природе. | 16.12 | ||
29. (2) | Подцарство Одноклеточные Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Лабораторная работа №1 «Изучение строения и передвижения одноклеточных животных» | 19.12 | ||
30. (3) | Инфузории. Споровики Разнообразие простейших и их значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными. | 23.12 | ||
31 (4.) | Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные — губки; их распространение и экологическое значение. | 26.12 | ||
32. (5) | Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Особенности организации кишечнополостных. | 9.01 | ||
33.(6) | Регенерация. Бесполое и половое размножение. Класс Сцифоидные | 13.01 | ||
34.(7) | Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека | 16.01 | ||
35. (8) | Трехслойные животные. Тип Плоские черви Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей. | 20.01 | ||
36. (9) | Классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний | 23.01 | ||
37. (10) | Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; пути заражения человека и животных паразитическими червями. меры профилактики аскаридоза. | 27.01 | ||
38. (11) | Тип Кольчатые черви Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Лабораторная работа № 2 «Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения | 30.01 | ||
39. (12) | Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. | 3.02 | ||
40.(13) | Значение кольчатых червей в почвообразовании | 6.02 | ||
41. (14) | Общая характеристика типа Моллюски. Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Лабораторная работа № 3 «Изучение строения раковин моллюсков» | 10.02 | ||
42. (15) | Многообразие моллюсков; классы брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков и их значение в природе и жизни человека. | 13.02 | ||
43. (16) | Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. | 17.02 | ||
44. (17) | Многообразие членистоногих; классы ракообразных. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах | 20.02 | ||
45.(18) | Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных | 27.02 | ||
46. (19) | Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. Пауки, скорпионы. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики. | 3.03 | ||
47. (20 | Класс Насекомые. Общая характеристика класса насекомых. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Поведение насекомых, инстинкты. Лабораторная работа № 4 «Изучение внешнего строения насекомого» | 6.03 | ||
48 (21). | Отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые – вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые – переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд. Многоножки. Охрана членистоногих. Лабораторная работа № 5 «Изучение типов развития насекомых» | 10.03 | ||
49. (22) | Тип Иглокожие. Общая характеристика. Многообразие иглокожих; классы Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение. | 13.03 | ||
50. (23) | Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения. | 17.03 | ||
51. (24) | Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Места обитания, внешнее и внутреннее строение. Процессы жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие. Миграция рыб в природе. Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения и передвижения рыб» | 20.03 | ||
52. (25) | Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Основные систематические группы рыб. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Значение рыб в природе и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов. | 24.03 | ||
53. (26) | Происхождение земноводных. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с образом жизни. | 3.04 | ||
54. (27) | Места обитания и распространение земноводных Размножение и развитие земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека | 7.04 | ||
55. (28) | Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения, размножение пресмыкающихся | 10.04 | ||
56. (29) | Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека. | 14.04 | ||
57. (30) | Класс Птицы . Общая характеристика класса. Места обитания и особенности внешнего и внутреннего строения, Лабораторная работа № 7 «Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц» | 17.04 | ||
58.(31) | Размножение и развитие птиц. Происхождение птиц | 21.04 | ||
59.(32) | Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. | 24.04 | ||
60. (33) | Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами. | 28.04 | ||
61. (34) | Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Лабораторная работа № 8 «Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих» | 5.05 | ||
62. (35) | Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. | 8.05 | ||
63. (36) | Происхождение и многообразие млекопитающих. переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. | 12.05 | ||
64. (37) | Значение и охрана млекопитающих. Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими. Многообразие птиц и млекопитающих родного края. | 15.05 | ||
65(38). | Экскурсия. Разнообразие и роль членистоногих в природе родного края | 19.05 | ||
66 | Обобщение по разделу | 22.05 | ||
67 | Общая характеристика вирусов. | 26.05 | ||
68. | Обобщение по теме «Царство животные». | 29.05 | ||
69 | Резерв | 24.02 | ||
70 | резерв | 1.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....