Рабочая программа по биологии в 5 классе
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме
Рабочая программа по биологии в 5 классе по ФГОС содержит аннотацию, планируемые предметные результаты освоения курса биологии и содержание программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по биологии, 5 класс | 48.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Фащёвка
Грязинского муниципального района Липецкой области
Рассмотрена на заседании ШМО. Руководитель ШМО _______/Татаринова Е.Б Протокол от 28.08.2017г. № 1 | Утверждаю. Директор МБОУ СОШ села Фащёвка Федерякина С.В./_________________ Приказ от ______ 20___г. №___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
биология
для 5 класса
МБОУ СОШ села Фащёвка
на 2017 - 2018 учебный год
Учитель, реализующий учебный предмет,
Матыцина Надежда Николаевна
Аннотация к рабочей программе по биологии
Учебный предмет | биология |
Наименование рабочей программы | Рабочая программа «Биология. Введение в биологию» |
Составители рабочей программы | Матыцина Н.Н. |
УМК | 5 класс Биология. Введение в биологию. Н.И. Сонин, М.: Дрофа, 2016. |
Количество часов на реализацию учебной программы | 35ч |
Цели, задачи рабочей программы | Изучение биологии направлено на достижение следующих целей: освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; овладения умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; воспитание позитивного целостного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе; использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни. |
Планируемые результаты | 1.Планируемые предметные результаты освоения курса биологии. предметные результаты освоения базового курса биологии должны отражать: 1) сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; 2) владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, её уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой; 3) владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе; 4) сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи; 5) сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения. Выпускник получит возможность научиться:
Курсивом указан материал, необязательный для изучения Планируемые метапредметные результаты - систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; -выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов); - заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты -умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы в своей познавательной деятельности; -умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; -умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; -умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; -владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; -умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно - следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать и аргументировать и отстаивать свое мнение; Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. В результате изучения биологии ученик должен: знать/понимать • многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы; • строение живой клетки (главные части); • царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей); • среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать); • природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов); • изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений); • важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать); • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения; - проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; - самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин. -работать в соответствии с поставленной задачей; - составлять простой и сложный план текста; - участвовать в совместной деятельности; - работать с текстом параграфа и его компонентами; - узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе. - находить и использовать причинно-следственные связи;
Учащиеся должны знать:
|
Виды учебной деятельности.
- виды деятельности со словесной (знаковой) основой
- виды деятельности на основе восприятия элементов действительности
- виды деятельности с практической (опытной) основой:
Формы организации учебных занятий.
1.Фронтальная
2.Групповая (парная) форма обучения; группы сменного состава
3.Индивидуальная (организация самостоятельной работы)
4.Коллективная
Перечень лабораторных работ:
Лабораторные и практические работы.
Лабораторная работа №1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований» (демонстрационная)
Лабораторная работа №2 «Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними»
Лабораторная работа № 3 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти плода томата)»
Лабораторная работа № 4. Определение состава семян пшеницы.
Лабораторная работа № 5. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.
Лабораторная работа№6 Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев и др.).
Лабораторная работа№7 Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.
Лабораторная работа№ 8 Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения
Лабораторная работа№ 9 Измерение своего роста и массы тела.
Лабораторная работа№10 Овладение простейшими способами оказания первой
2. Содержание учебного предмета
Курсивом указан материал, необязательный для изучения
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение
Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.
Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Клетка –основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка.
Лабораторные и практические работы.
Лабораторная работа №1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований» (демонстрационная)
Лабораторная работа №2 «Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними»
Лабораторная работа № 3 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти плода томата)»
Лабораторная работа № 4. Определение состава семян пшеницы.
Лабораторная работа № 5. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов
Предметные результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
— основные признаки живой природы;
— устройство светового микроскопа;
— основные органоиды клетки;
— основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;
— ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
— характеризовать методы биологических исследований;
— работать с лупой и световым микроскопом;
— узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
— объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
— соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
— ставить учебную задачу под руководством учителя;
— систематизировать и обобщать разные виды информации; — составлять план выполнения учебной задачи.
Виды учебной деятельности:
Объясняют роль биологических знаний в жизни человека. Выделяют существенные признаки живых организмов. Определяют основные методы биологических исследований. Учатся работать с лупой и световым микроскопом, готовить микропрепараты. Выявляют основные органоиды клетки, различают их на микропрепаратах и таблицах. Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. Объясняют вклад великих естествоиспытателей в развитие биологии и других естественных наук
Формы организации учебных занятий:
лабораторные работы,
работа в группах,
самостоятельная работа с учебником
Раздел 2. Многообразие живых организмов
Многообразие живых организмов. Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Основные царства живой природы. Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Отличительные особенности грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы.
Растения. Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей. Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны), отличительные особенности и многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Многообразие цветковых растений.
Животные. Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Многоклеточные животные (беспозвоночные, позвоночные)
Предметные результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
— существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
— основные признаки представителей царств живой природы.
Учащиеся должны уметь:
— определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
— устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
— различать изученные объекты в природе, на таблицах;
— устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
— объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.
Метапредметные результаты обучения.
Учащиеся должны уметь:
— проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
— использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
— самостоятельно готовить устное сообщение на 2— 3 мин.
Виды учебной деятельности:
Называют основные этапы в развитии жизни на Земле. Определяют предмет изучения систематики. Выявляют отличительные признаки представителей царств живой природы. Сравнивают представителей царств, делают вы- воды на основе сравнения. Приводят примеры основных представителей царств природы. Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Осваивают навыки выращивания растений и домашних животных. Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями). Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении.
Формы организации учебных занятий: работа с дополнительной литературой, самостоятельная работа, составление рефератов
Раздел 3. Среда обитания живых организмов
Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде.
Лабораторная работа№6 Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев и др.).
Лабораторная работа№7 Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.
Лабораторная работа№8 Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения
Исследовательская деятельность: Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.
Учащиеся должны знать:
- основные среды обитания живых организмов;
- природные зоны нашей планеты, их обитателей.
Учащиеся должны уметь:
- сравнивать различные среды обитания;
- характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
- сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
- выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
- приводить примеры обитателей морей и океанов;
- наблюдать за живыми организмами.
Учащиеся должны уметь:
- находить и использовать причинно-следственные связи;
- строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
- выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
Виды учебной деятельности:
Характеризуют и сравнивают основные среды обитания, а также называют виды растений и животных, населяющих их. Выявляют особенности строения живых организмов и объясняют их взаимосвязь со средой обитания. Приводят примеры типичных обитателей материков и природных зон. Прогнозируют последствия изменений в среде обитания для живых организмов. Объясняют необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих биологических объектов. Называют природные зоны Земли, характеризуют их основные особенности и выявляют закономерности распределения организмов в каждой из сред.
Формы организации учебных занятий: работа в парах, представление презентаций, исследовательских работ, мультимедиа - урок.
Раздел 4. Человек на Земле
Происхождение современного человека. Человек и окружающая среда.
Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.
Демонстрация.
Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Лабораторная работа№ 9 Измерение своего роста и массы тела.
Лабораторная работа№10 Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Учащиеся должны знать:
- предков человека, их характерные черты, образ жизни;
- основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
- правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
- простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
- объяснять роль растений и животных в жизни человека;
- обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
- соблюдать правила поведения в природе;
- различать на живых объектах^ таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
- вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
Учащиеся должны уметь:
- работать в соответствии с поставленной задачей;
- составлять простой и сложный план текста;
- участвовать в совместной деятельности;
- работать с текстом параграфа и его компонентами;
- узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
Личностные результаты обучения:
- формирование ответственного отношения к обучению;
- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ экологической культуры.
Виды учебной деятельности:
Описывать основные этапы антропогенеза, характерные особенности предковых форм человека разумного. Анализируют последствия хозяйственной деятельности человека в природе. Называют исчезнувшие виды растений и животных. Называют и узнают в природе редкие и исчезающие виды растений и животных. Выясняют, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе. Объясняют причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек. Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья
Формы организации учебных занятий: коллективная работа с классом, самостоятельная работа с текстом, работа в парах с рисунками, экскурсия.
Экскурсии:
- Весенние явления в жизни растений и животных;
3.Тематический план
№ п/п | Наименование разделов и/или тем | Количество часов, отводимых на освоение каждой темы (всего) | В том числе количество часов контролирующего характера (контроль знаний, умений и навыков) |
1 | Раздел 1. Живой организм: строение и изучение | 8 | 1 |
2 | Раздел 2. Многообразие живых организмов | 14 | 1 |
3 | Раздел 3. Среда обитания живых организмов | 5 | 1 |
4 | Раздел 4. Человек на Земле | 7 | 1 |
5 | Резервное время | 1 | |
Всего | 35 | 4 |
5.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
1. Печатные пособия:
- Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы / Н. И. Сонин, В. Б. Захаров. - М.: Дрофа, 2014
- . Примерная программа основного общего образования по биологии 5-9 классы.
М: Просвещение, 2013г.
3.Тесты по биологии 5 класс. /Г.А. Воронина/-М: Экзамен
- Сонин, Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс : рабочая тетрадь к учебнику Н. И. Сонина, А. А. Плешакова / Н. И. Сонин. - М.: Дрофа, 2012. - (УМК «Живой организм»).
- Природоведение. 5 класс : поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина / авт.-сост. Т. В. Козачек. - Волгоград : Учитель, 2012.
- Биология : учебно-методические материалы к программе дополнительного профессионального педагогического образования (повышения квалификации). Достижение личностных, мета-предметных и предметных результатов образования средствами линий УМК «Биология. 5-9 классы» Н. И. Сонина и др. (линейная и концентрическая). Особенности предметного содержания и методического обеспечения / А. Ю. Пентин [и др.]. - М. : Дрофа, 2012. - 238 с. - (Основное общее образование) (Вертикаль).
2. Цифровые и электронные образовательные реурсы:
Природоведение. 5 класс : мультимедийное приложение к учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина. - М.: Дрофа, 2009. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
З.Интернет-ресурсы:
- Программа по биологии. - Режим доступа : http://www.drofa.ru/for-users/teacher/vertical/ programme
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
Электронные приложения к учебникам. - Режим доступа : http://www.drofa.ru/catnews/dl/ main/biologyhttp://ict.edu.ru/lib/school-catalog
Каталоги "Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования"
http://fcior.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. МинОбр РФ
Открытый класс
http://school-collection.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральный государственный образовательный стандарт
Федеральный портал «Российское образование»
Портал «Информационно-коммуника-ционные технологии в образовании»
http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей
Педсовет.org
12-й Всероссийский интернет-педсовет
http://festival.1september.ru/articles/subjects/5
Фестиваль педагогических идей. Биология
Биоуроки
4.Натуральные объекты
Гербарии
Основные группы растений
Сельскохозяйственные растения
Растительные сообщества
Коллекции
Голосеменные растения
Семена и плоды
Раковины моллюсков
Скелеты позвоночных животных
лягушка, голубь, уж, кролик, кошка
Комплекты микропрепаратов
Ботаника I
Ботаника II
Зоология
Магнитные модели-аппликации
Деление клетки. Митоз и мейоз
Наборы муляжей
Плоды, овощи, фруктовые растения, грибы
5.Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
Раздаточные
Микроскоп
Посуда и принадлежности для опытов
Демонстрационные
Штатив лабораторный
Лабораторные
Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии
6.Демонстрационные печатные пособия:
Таблицы « Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения»
Комплект таблиц « Строение и систематика
цветковых растений»
Таблицы «Зоология . Беспозвоночные»
Таблицы «Зоология Позвоночные»
7. Технические средства обучения:
Компьютер, мультимедийная установка
Приложение
к рабочей программе по биологии в 5 классе
Календарно - тематическое планирование
по биологии, 5 класс , 1 ч в неделю, 35 часов, на 2017-2018 г
№ урока | Тема урока | Планируемая дата проведения | Дата фактического проведения | Обоснование причины изменения даты проведения |
1. | Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч) Свойства живых организмов (обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. | 1.09 | 1.09 | |
2. | Биология как наука. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Лабораторная работа №1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований» (демонстрационная) | 8.09 | 8.09 | |
3. | Методы изучения живых организмов. | 15.09 | 15.09 | |
4. | Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Лабораторная работа №2 «Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними» | 22.09 | 22.09 | |
5. | Клетка –основа строения и жизнедеятельности организмов. Лабораторная работа № 3 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука » | 29.09 | 29.09 | |
6. | Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная, животная, растительная, грибная клетка. Лабораторная работа № 4. Определение состава семян пшеницы. . | 6.10 | ||
7. | Великие естествоиспытатели. История изучения клетки Лабораторная работа № 5. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов | 13.10 | ||
8. | Контрольная работа по теме: «Живой организм: строение и изучение». | 20.10 | ||
9.(1) | Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч) Многообразие живых организмов. Клеточные и неклеточные формы жизни | 27.10 | ||
10. (2) | Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Основные царства живой природы. (Разнообразие организмов) | 10.11 | ||
11. (3) | Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. | 17.11 | ||
12. (4) | Отличительные особенности грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. | 24.11 | ||
13 .(5) | Растения. Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей. | 1.12 | ||
14. (6) | Высшие споровые растения (мхи), отличительные особенности и многообразие. | 8.12 | ||
15. (7) | Высшие споровые растения (папоротники), отличительные особенности и многообразие. | 15.12 | ||
16. (8) | Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. | 22.12 | ||
17. (9) | Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Многообразие цветковых растений. | 12.01 | ||
18. (10) | Животные. Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. | 19.01 | ||
19. (11) | Многоклеточные животные (беспозвоночные). | 26.01 | ||
20. (12) | Многоклеточные животные (позвоночные). | 2.02 | ||
21. (13) | Значение животных в природе и жизни человека. | 9.02 | ||
22. (14) | Контрольная работа по теме: «Многообразие живых организмов». | 16.02 | ||
23 (1) | Раздел 3. Среда обитания живых организмов (5 ч) Среда обитания. Факторы среды обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной, водной, почвенной, организменной среде. | 2.03 | ||
24. (2) | Места обитания. (Жизнь на материках) Лабораторная работа№6 Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев и др.). | 16.03 | ||
25. (3) | Места обитания. (Природные зоны Лабораторная работа№7 Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания | 23.03 | ||
26. (4) | Места обитания. (Жизнь в морях) Лабораторная работа№ 8. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения | 6.04 | ||
27. (5) | Контрольная работа по теме: «Среда обитания живых организмов». | 13.04 | ||
28. (1) | Раздел 4. Человек на Земле (7 ч) Происхождение современного человека. | 20.04 | ||
29. (2) | Человек и окружающая среда. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Как человек изменил Землю. | 27.04 | ||
30. (3) | Человек и окружающая среда. Бережное отношение к природе. Жизнь под угрозой. | 4.05 | ||
31 (4). | Охрана биологических объектов. Не станет ли Земля пустыней. | 11.05 | ||
32. (5) | Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями, грибами Первая помощь при отравлении грибами. Лабораторная работа№ 9 Измерение своего роста и массы тела. | 18.05 | ||
33. (6) | Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Лабораторная работа№10 Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи. Итоговое повторение. | 25.05 | ||
34 (7). | Резерв. Повторение | 23.02 | ||
35. | Резерв. (Повторение) | 9.03 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....