Рабочая программа по биологии в 5 классе
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме

Матыцина Надежда Николаевна

Рабочая программа по биологии в 5 классе по ФГОС содержит аннотацию,  планируемые предметные результаты освоения курса биологии и содержание программы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Фащёвка

Грязинского муниципального района Липецкой области

Рассмотрена

на заседании ШМО.

Руководитель ШМО _______/Татаринова Е.Б

Протокол   от  28.08.2017г. № 1

Утверждаю.

Директор МБОУ СОШ

села Фащёвка

Федерякина С.В./_________________

Приказ  от ______ 20___г. №___

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 учебного предмета

биология

для 5 класса

МБОУ СОШ села Фащёвка

на 2017 -  2018 учебный год

Учитель, реализующий учебный предмет,

Матыцина Надежда Николаевна

                                                                   


Аннотация к рабочей программе по биологии

Учебный предмет

биология

Наименование рабочей программы

Рабочая программа «Биология. Введение в биологию»

Составители рабочей программы

Матыцина Н.Н.

УМК

5 класс Биология. Введение в биологию. Н.И. Сонин, М.: Дрофа, 2016.

Количество часов на реализацию учебной программы

35ч

Цели, задачи рабочей программы

Изучение биологии направлено на достижение следующих целей: освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; овладения умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; воспитание позитивного целостного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе; использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни.

Планируемые  результаты

1.Планируемые предметные результаты освоения курса биологии.

предметные результаты освоения базового курса биологии должны отражать:

1) сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

2) владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, её уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

3) владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

4) сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

5) сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Курсивом указан материал, необязательный для изучения

Планируемые метапредметные результаты

- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

-выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

- заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать  мотивы и интересы в своей познавательной деятельности;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с  изменяющейся ситуацией;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно - следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее  решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать и аргументировать и отстаивать свое мнение;

Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности.

 В результате изучения биологии ученик должен:

знать/понимать

• многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;

•  строение живой клетки (главные части);

•  царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

•  среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

•  природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);

•  изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

•  важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

•  основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

           -  проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • систематизировать и обобщать разные виды информации;
  • составлять план выполнения учебной задачи;
  • проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным Царствам;

- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

- самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин.

-работать в соответствии с поставленной задачей;

- составлять простой и сложный план текста;

- участвовать в совместной деятельности;

- работать с текстом параграфа и его компонентами;

- узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

- находить и использовать причинно-следственные связи;

  • строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
  • выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

Учащиеся должны знать:

  • основные признаки живой природы;
  • устройство светового микроскопа;
  • основные органоиды клетки;
  • основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;
  • ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
  • существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
  • основные признаки представителей Царств живой природы.
  • основные среды обитания живых организмов;
  • природные зоны нашей планеты, их обитателей.
  • предков человека, их характерные черты, образ жизни;
  • основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
  • правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
  • простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
  • Учащиеся должны уметь:
  • объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
  • характеризовать методы биологических исследований;
  • работать с лупой и световым микроскопом;
  • узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
  • объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
  • соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
  • определять принадлежность биологических объектов к одному из Царств живой природы;
  • устанавливать черты сходства и различия у представителей основных Царств;
  • различать изученные объекты в природе, на таблицах;
  • устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
  • объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека.
  • сравнивать различные среды обитания;
  • характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
  • сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
  • выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
  • приводить примеры обитателей морей и океанов;
  • наблюдать за живыми организмами.
  • объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
  • объяснять роль растений и животных в жизни человека;
  • обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
  • соблюдать правила поведения в природе;
  • различать на живых объектах^ таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
  • вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.


Виды учебной деятельности.

 - виды деятельности со словесной (знаковой) основой

- виды деятельности на основе восприятия элементов действительности

- виды деятельности с практической (опытной) основой:

Формы  организации учебных занятий.

1.Фронтальная

2.Групповая (парная) форма обучения; группы сменного состава

3.Индивидуальная (организация самостоятельной работы)

4.Коллективная

Перечень лабораторных работ:

Лабораторные и практические работы.

Лабораторная работа №1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований» (демонстрационная) 

Лабораторная работа №2 «Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними»

Лабораторная работа № 3 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти плода томата)»

Лабораторная работа № 4. Определение состава семян пшеницы.

Лабораторная работа № 5. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.

Лабораторная работа№6 Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев и др.).

Лабораторная работа№7 Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. 

Лабораторная работа№ 8 Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения

Лабораторная работа№ 9 Измерение своего роста и массы тела.

Лабораторная работа№10 Овладение простейшими способами оказания первой

                               2.  Содержание учебного предмета

Курсивом указан материал, необязательный для изучения

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение

Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.

 Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Клетка –основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка.

Лабораторные и практические работы.

 Лабораторная работа №1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований» (демонстрационная) 

Лабораторная работа №2 «Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними»

Лабораторная работа № 3 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти плода томата)»

Лабораторная работа № 4. Определение состава семян пшеницы.

Лабораторная работа № 5. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов

Предметные результаты обучения.

 Учащиеся должны знать:

— основные признаки живой природы;

— устройство светового микроскопа;

— основные органоиды клетки;

 — основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;

— ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.

Учащиеся должны уметь:

— объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;

 — характеризовать методы биологических исследований;

— работать с лупой и световым микроскопом;

 — узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;

 — объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;

 — соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

 — проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

— ставить учебную задачу под руководством учителя;

 — систематизировать и обобщать разные виды информации; — составлять план выполнения учебной задачи.

Виды учебной деятельности:

Объясняют роль биологических знаний в жизни человека. Выделяют существенные признаки живых организмов. Определяют основные методы биологических исследований. Учатся работать с лупой и световым микроскопом, готовить микропрепараты. Выявляют основные органоиды клетки, различают их на микропрепаратах и таблицах. Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. Объясняют вклад великих естествоиспытателей в развитие биологии и других естественных наук

Формы организации учебных занятий:

лабораторные работы,

 работа в группах,

самостоятельная работа с учебником

 Раздел 2. Многообразие живых организмов

Многообразие живых организмов. Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Основные царства живой природы. Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Отличительные особенности грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы.

Растения. Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей. Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны), отличительные особенности и многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Многообразие цветковых растений.

Животные. Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Многоклеточные животные (беспозвоночные, позвоночные)

Предметные результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

 — существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

— основные признаки представителей царств живой природы.

Учащиеся должны уметь:

— определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

 —  устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

— различать изученные объекты в природе, на таблицах;

— устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

— объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.

 Метапредметные результаты обучения.

 Учащиеся должны уметь:

 — проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

— использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

— самостоятельно готовить устное сообщение на 2— 3 мин.

Виды учебной деятельности:

Называют основные этапы в развитии жизни на Земле. Определяют предмет изучения систематики. Выявляют отличительные признаки представителей царств живой природы. Сравнивают представителей царств, делают вы- воды на основе сравнения. Приводят примеры основных представителей царств природы. Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Осваивают навыки выращивания растений и домашних животных. Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями). Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении.

Формы организации учебных занятий: работа с дополнительной литературой, самостоятельная работа, составление рефератов

Раздел 3. Среда обитания живых организмов

Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде.

Лабораторная работа№6 Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев и др.).

Лабораторная работа№7 Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. 

Лабораторная работа№8 Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения

Исследовательская деятельность: Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

Учащиеся должны знать:

  • основные среды обитания живых организмов;
  • природные зоны нашей планеты, их обитателей.

Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать различные среды обитания;
  • характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
  • сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
  • выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
  • приводить примеры обитателей морей и океанов;
  • наблюдать за живыми организмами.

Учащиеся должны уметь:

  • находить и использовать причинно-следственные связи;
  • строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
  • выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

Виды учебной деятельности: 

Характеризуют и сравнивают основные среды обитания, а также называют виды растений и животных, населяющих их. Выявляют особенности строения живых организмов и объясняют их взаимосвязь со средой обитания. Приводят примеры типичных обитателей материков и природных зон. Прогнозируют последствия изменений в среде обитания для живых организмов. Объясняют необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих биологических объектов. Называют природные зоны Земли, характеризуют их основные особенности и выявляют закономерности распределения организмов в каждой из сред.

Формы организации учебных занятий: работа в парах, представление презентаций, исследовательских работ, мультимедиа - урок.

Раздел 4. Человек на Земле

Происхождение современного человека. Человек и окружающая среда.

Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.

Демонстрация.

Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

Лабораторная работа№ 9 Измерение своего роста и массы тела.

Лабораторная работа№10 Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

Учащиеся должны знать:

  • предков человека, их характерные черты, образ жизни;
  • основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
  • правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
  • простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
  • объяснять роль растений и животных в жизни человека;
  • обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
  • соблюдать правила поведения в природе;
  • различать на живых объектах^ таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
  • вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.

Учащиеся должны уметь:

  • работать в соответствии с поставленной задачей;
  • составлять простой и сложный план текста;
  • участвовать в совместной деятельности;
  • работать с текстом параграфа и его компонентами;
  • узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

Личностные результаты обучения:

  • формирование ответственного отношения к обучению;
  • формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
  • формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
  • осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • формирование основ экологической культуры.

Виды учебной деятельности:

Описывать основные этапы антропогенеза, характерные особенности предковых форм человека разумного. Анализируют последствия хозяйственной деятельности человека в природе. Называют исчезнувшие виды растений и животных. Называют и узнают в природе редкие и исчезающие виды растений и животных. Выясняют, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе. Объясняют причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек. Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья

Формы организации учебных занятий: коллективная работа с классом, самостоятельная работа с текстом, работа в парах с рисунками, экскурсия.

Экскурсии:

  1. Весенние явления в жизни растений и животных;

3.Тематический план

№ п/п

Наименование разделов и/или тем

Количество часов, отводимых на освоение каждой темы (всего)

В том числе количество часов контролирующего характера (контроль знаний, умений и навыков)

1

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение

8

1

2

Раздел 2. Многообразие живых организмов

14

1

3

Раздел 3. Среда обитания живых организмов

5

1

4

Раздел 4. Человек на Земле

7

1

5

Резервное время

1

Всего

35

4

5.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

1. Печатные пособия:

  1. Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы / Н. И. Сонин, В. Б. Захаров. - М.: Дрофа, 2014
  2. . Примерная программа   основного  общего образования по биологии 5-9 классы.

М: Просвещение, 2013г.

3.Тесты по биологии  5 класс. /Г.А. Воронина/-М: Экзамен

  1. Сонин, Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс : рабочая тетрадь к учебнику Н. И. Сонина, А. А. Плешакова / Н. И. Сонин. - М.: Дрофа, 2012. - (УМК «Живой организм»).
  2. Природоведение. 5 класс : поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина / авт.-сост. Т. В. Козачек. - Волгоград : Учитель, 2012.
  3. Биология : учебно-методические материалы к программе дополнительного профессионального педагогического образования (повышения квалификации). Достижение личностных, мета-предметных и предметных результатов образования средствами линий УМК «Биология. 5-9 классы» Н. И. Сонина и др. (линейная и концентрическая). Особенности предметного содержания и методического обеспечения / А. Ю. Пентин [и др.]. - М. : Дрофа, 2012. - 238 с. - (Основное общее образование) (Вертикаль).

2. Цифровые и электронные образовательные реурсы:

Природоведение. 5 класс : мультимедийное приложение к учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина. - М.: Дрофа, 2009. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

З.Интернет-ресурсы:

Электронные приложения к учебникам. - Режим доступа : http://www.drofa.ru/catnews/dl/ main/biologyhttp://ict.edu.ru/lib/school-catalog

Каталоги "Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования"

http://fcior.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. МинОбр РФ

Открытый класс

http://school-collection.edu.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный государственный образовательный стандарт

Федеральный портал «Российское образование»

Портал «Информационно-коммуника-ционные технологии в образовании»

http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей

Педсовет.org

Живой журнал Методичка

12-й Всероссийский интернет-педсовет

http://festival.1september.ru/articles/subjects/5

Фестиваль педагогических идей. Биология

Биоуроки

 4.Натуральные объекты

Гербарии

Основные группы растений

Сельскохозяйственные растения

Растительные сообщества

Коллекции

Голосеменные растения

Семена и плоды

Раковины моллюсков

Скелеты позвоночных животных

лягушка, голубь, уж, кролик, кошка

Комплекты микропрепаратов

Ботаника I

Ботаника II

Зоология

Магнитные модели-аппликации

Деление клетки. Митоз и мейоз

Наборы муляжей

Плоды, овощи, фруктовые растения, грибы

5.Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

Раздаточные

Микроскоп

Посуда и принадлежности для опытов

Демонстрационные

Штатив лабораторный

Лабораторные

Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии

 

6.Демонстрационные печатные пособия:

Таблицы «  Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения»

Комплект таблиц «  Строение и систематика

цветковых растений»

Таблицы «Зоология . Беспозвоночные»

 Таблицы «Зоология   Позвоночные»

7. Технические средства обучения:

Компьютер, мультимедийная установка

        

                                     

 

Приложение

к рабочей программе по биологии в 5 классе

Календарно - тематическое планирование

по биологии, 5 класс , 1 ч в неделю, 35 часов, на 2017-2018 г

№  урока

Тема урока

Планируемая дата проведения

Дата

фактического проведения

Обоснование причины изменения даты проведения

1.

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч)

Свойства живых организмов (обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.

1.09

1.09

2.

Биология как наука.  Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Лабораторная работа №1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований» (демонстрационная)

8.09

8.09

3.

Методы изучения живых организмов. 

15.09

15.09

4.

Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Лабораторная работа №2 «Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними»

22.09

22.09

5.

Клетка –основа строения и жизнедеятельности организмов.  Лабораторная работа № 3 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука »

29.09

29.09

6.

Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная, животная, растительная, грибная клетка.

Лабораторная работа № 4. Определение состава семян пшеницы.

.

6.10

7.

Великие естествоиспытатели. История изучения клетки

Лабораторная работа № 5. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов

13.10

8.

Контрольная работа по теме: «Живой организм: строение и изучение».

20.10

9.(1)

Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч)

Многообразие живых организмов. Клеточные и неклеточные формы жизни 

27.10

10.

(2)

Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Основные царства живой природы. (Разнообразие организмов)

10.11

11.

(3)

Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

17.11

12.

(4)

Отличительные особенности грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы.

24.11

13

.(5)

Растения. Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей.

1.12

14. (6)

Высшие споровые растения (мхи), отличительные особенности и многообразие.

8.12

15.

(7)

Высшие споровые растения (папоротники), отличительные особенности и многообразие.

15.12

16.

(8)

Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие.

22.12

17.

(9)

Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Многообразие цветковых растений.

12.01

18.

(10)

Животные. Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека.

19.01

19.

(11)

Многоклеточные животные (беспозвоночные).

26.01

20.

(12)

Многоклеточные животные (позвоночные).

2.02

21.

(13)

Значение животных в природе и жизни человека.

9.02

22.

(14)

Контрольная  работа по теме: «Многообразие живых организмов».

16.02

23

(1)

Раздел 3. Среда обитания живых организмов (5 ч)

Среда обитания. Факторы среды обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной, водной, почвенной, организменной среде.

2.03

24.

(2)

Места обитания.  (Жизнь на материках)

Лабораторная работа№6 Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев и др.).

16.03

25.

(3)

Места обитания. (Природные зоны

Лабораторная работа№7 Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания

23.03

26.

(4)

Места обитания. (Жизнь в морях)

Лабораторная работа№ 8. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения

6.04

27.

(5)

Контрольная работа по теме: «Среда обитания живых организмов».

13.04

28.

(1)

Раздел 4. Человек на Земле (7 ч)

Происхождение современного человека.

20.04

29.

(2)

Человек и окружающая среда. Соблюдение правил поведения в окружающей среде.

Как человек изменил Землю.

27.04

30.

(3)

Человек и окружающая среда. Бережное отношение к природе.

Жизнь под угрозой.

4.05

31

(4).

Охрана биологических объектов.

Не станет ли Земля пустыней.

11.05

32.

(5)

Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями, грибами Первая помощь при отравлении грибами.  Лабораторная работа№ 9 Измерение своего роста и массы тела.

18.05

33.

(6)

Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.  Лабораторная работа№10 Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

Итоговое повторение.

25.05

34

(7).

Резерв. Повторение

23.02

35.

Резерв. (Повторение)

9.03

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....