Интегрированный урок по биологии и экологии. Вода- источник жизни
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок биологии и экологии.
Тема урока: Вода- источник жизни.
Цель: показать необходимость воды для всего живого на Земле.
Задачи
Донесение информацию о водных ресурсах Саратовской области и их экологическом состоянии; о влиянии воды на здоровье и жизнедеятельность человека.
Образовательные:
-сформировать знания учащихся о распространении воды в природе, физических свойствах и значении воды для живых организмов, об экологических проблемах, связанных с загрязнением воды.
-продолжить формирование знаний о распространении воды в природе о роли воды в жизни живых организмов;
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к водным ресурсам,
продолжить экологическое просвещение школьников, расширив знаний учащихся об экологических проблемах, связанных с загрязнением воды нефтью и нефтепродуктами;
-прививать заботу к окружающей среде и своему здоровью, показав значение воды в жизни живых организмов;
-воспитать интерес к учебному предмету.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, колонки, экран, глобус, Музыкальный ряд:
Песня «Золотая рыбка»
Ход урока:
Вступительное слово учителя.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок!
- Ребята! Сегодня у нас с вам необычный урок, к нам приехали гости давайте поздороваемся. Мы с вами отправимся в путешествие. Куда же мы отправимся? Отгадайте загадку:
Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я,
Кто такая? (Вода)
- Это вода. Вода – кровь Земли. Если мы посмотрим на глобус (модель земного шара), то увидим, что больше всего на нем голубого цвета (так обозначается вода).
- Вода – самый удивительный минерал на Земле. Вода дает жизнь всему живому на планете. вода единственное вещество на планете, которое может находиться в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.
- Вода незаменима. Нет такого вещества во Вселенной, которое смогло бы заменить воду. Воды на земле очень много. Большая часть нашей планеты - 3/4 покрыта водой.
- Вода входит в состав крови человека и животных. Она содержится в стеблях растений. Вода обеспечивает перемещение разных веществ по всему организму.
- 22 марта объявлен Международным днем воды. И этот день отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому что она всё чаще требует защиты.
- Но на сегодняшний день стоят экологические проблемы связанные с загрязнением воды
- — В нашей местности тоже существуют экологические проблемы. Какие это проблемы и как их решить мы с вами узнаем во время нашего путешествия.
Губанова И.М.
- Без воды не могут жить ни люди, ни растения, ни животные. Поэтому многие живые организмы прекрасно проживают в воде.
- Ребята, а вы знаете кто такие живые организмы (Ответ детей)
- Мы выполним задание на закрепление пройденного материала ,посмотрите на экран, на партах у вас лежат листочки вам надо заполнить таблицу.
- Какими признаками обладают живые организмы. ( Ответ детей)
- Сегодня мы отправимся в удивительный мир и совершим таинственное путешествие в подводное царство, где, может быть, встретимся с речными и морскими жителями золотую рыбку встретим.
- Сегодня мы путешественники-спасатели. Кто такие спасатели? Чем они занимаются? А кого мы будем спасать? Отгадайте загадку:
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю,
Глаза есть, да не мигаю,
Крылья есть – не летаю. (Рыбка)
Это рыбка. В народе говорят Рыбы – дети воды. На земле около 200 тысяч видов разных рыб. Часть из них обитает в прудах, озерах и реках. Это пресноводные рыбы. Остальные – морские.
- Ребята, мы заговорим с вами о рыбах. Что вы знаете о них? Какие они? (ответы детей)
Рыбы - это водные жители, тело которых покрыто чешуёй.
Тело рыбы состоит из головы, туловища, хвоста и плавников.
При помощи плавников рыбы поворачиваются в воде и меняют направление. Рулём для них служит хвост.
Дышат рыбы при помощи жабр. Они закрывают жабры и набирают полный рот воды, а потом открывают жабры и выпускают через них воду, «забирая» из воды кислород.
Большинство рыб мечут икру. Из каждой икринки потом появляются мальки. Они не совсем похожи на взрослых рыб. Но пройдёт немного времени и мальки превратятся во взрослых рыб.
Зимой, когда вода замерзает, рыбы опускаются на дно. В это время они ведут малоподвижный образ жизни, мало питаются. Но в воде подо льдом очень мало кислорода, поэтому люди делают проруби, чтобы рыбам было легче дышать.
Физ минутка
«Игра с рыбками»:
Рыбки плавали, резвились,
В чистой, тепленькой воде.
То сомкнутся, разомкнутся,
То зароются в песке.
Журавлёва О.Н.
- Мы продолжаем наше путешествие и узнаем , какие рыбы обитают в нашей области.
- В какой области мы живем? (ответ детей)
- Какая большая река протекает на территории нашей области? (Волга, ее длина – 3530 км) Рассказ учителя. Журавлёва О.Н.
Ребята давайте познакомимся с обитателями реки Волга.
1 На рыбалку мы ходили,
Рыбу дружно все удили.
Свой рассказ ты как не крась,
Но ловился лишь ...
(Карась)
2. Рыба полосатая,
Хищная, опасная,
Ловит маленьких мальков,
Красный цвет у плавников! Окунь
3. В заливах рек он обитает,
Червей в озёрах поедает,
И если вдруг опасность чует,
Взъерошит плавники повсюду! Ёрш
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)
- Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
При том такая злюка!
Конечно, это… (щука)
Стерлядь. Рассказ учителя.
Губанова И.М.
- Мы познакомились лишь с некоторыми обитателями реки Волги.(Всего их насчитывается более 40 видов.) Многие из них занесены в Красную книгу. Что это за книга?
- Продолжим путешествие. Представим, что мы стоим на берегу моря. Стоит чудесная погода. Светит солнышко. Потянули ручки к солнышку. Потрогаем воду. Делаем шаг вперед. Как в такую погоду не поплавать. Смелей. Поплыли. Физминутка.
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребая
И дельфинов догоняй.
Чтобы плыть еще скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами?
А теперь пора нырнуть,
В мир подводный заглянуть.
- Мы в гостях у морского царя Нептуна. Каких обитателей мы сможем здесь повстречать? Здесь мы увидим «больших господ» - китов и акул, и разную «мелочь» - разнообразных рыб. Самая большая рыба – китовая акула (до 15 м). Самая маленькая - бычок-пигмей (8-12 мм).
- Ребята у вас было задание найти информацию о морских рыбках какой необыкновенной окраской или формой они бывают
Рыбы с разнообразной окраской:
рыба-бабочка, рыба-клоун, рыба-зебра, рыба-попугай, рыба-ангел… летучая рыба
Рыбы разнообразной формы:
рыба-меч, рыба-молот, рыба-пила, рыба-лун, электрический скат, морской чёрт…
Меч-рыба - одна из самых больших хищных рыб. Она достигает 4,5 метра в длину и весит до 500 кг. На хвосте у неё большой полулунный плавник, верхняя челюсть несет меч, а тело голое, без чешуи. |
Игра: Угадай рыбку
ЖУРАВЛЁВА О.Н.
Отправляясь в путешествие мы с вами говорили, без воды не могут жить ни люди, ни растения, ни животные. Чтобы живые организмы прекрасно проживали в воде, что для этого надо. (ответ детей).
Не засоряйте подводный мир ИГРА ЗАПРЕЩАЮЩИЕ ЗНАКИ
Губанова И.М.
.Давайте сегодня каждый из вас попробует придумать свою рыбку.
- Отправляясь в путешествие, мы взяли с собой багаж (бумагу, карандаши, фломастеры).
Дети рисуют рыбок, сами прикрепляют рыбок на готовое изображение подводного мира.
Ребята! Сегодня мы с вами совершили путешествие в подводный мир, много узнали о рыбах, о проблеме загрязнения воды и их решении
придумали и нарисовали своих рыбок. Ребята, а вам понравилось наше путешествие. Чтобы было веселее исполним песню.
Дети исполняют песню «Золотая рыбка»
Проводится самооценка:
- я думаю, что у меня все хорошо;
- у меня сегодня не все получилось;
- я обязательно в следующий раз буду лучше.
Домашнее задание: сочинить сказку «Я маленькая рыбка». Учитель выставляет оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по биологии, географии и химии на тему: «Вода-основа жизни на Земле»
Цель данного урока: показать проявление общих закономерностей природы с точки зрения биологии, географии и химии....
Разработка интегрированного урока физики и английского языка "Вода - источник жизни на Земле"
Урок посвящен всемирному Дню воды, который отмечается 22 марта. В уроке использованы материалы мультимедийного учебно-методического комплекта "Зелёный пакет"....
Интегрированный урок химия-биология –экология для 11 класса по теме: Источники загрязнения и значение атмосферы
Работа выполнена с помощью цифровой лаборатории «Архимед»...
Открытый урок по природоведению по теме "Вода - источник жизни", 5 класс
Сценарий интегрированного урока по природоведению для 5 класса по теме "Вода - источник жизни". Цели: познакомиться с физико-химическим составом воды и выявить её роль в жизни организмов и в окру...
интегрированный урок по физике, химии и географии "Вода - источник жизни"
интегрированный урок по физике, химии и географии "Вода - источник жизни"...
Методическая разработка мероприятия "Межпредметный интегрированный урок "Химия-Биология-География": "Пресная вода" 8-11 класс"
Средняя общеобразовательная школа № 594 Московского района Санкт-Петербурга работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающимися индивидуально (домашнее обучение). Дети ст...
Разработка интегрированного урока английского языка и физики по теме «Вода источник жизни. Как сберечь воду»
Интегрированный урок английского языка и физики по теме «Вода источник жизни. Как сберечь воду» Тип урока: комбинированныйЦели и задачи урока:Цель: создание целостного представления ...