Методическая разработка мероприятия "Межпредметный интегрированный урок "Химия-Биология-География": "Пресная вода" 8-11 класс"
методическая разработка по биологии (8, 9, 10, 11 класс) по теме
Средняя общеобразовательная школа № 594 Московского района Санкт-Петербурга работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающимися индивидуально (домашнее обучение). Дети страдают самыми разными соматическими и душевными заболеваниями.
В процессе работы коллектив педагогов школы пришёл к выводу, что одной из существенных проблем детей является отсутствие опыта общения со сверстниками, и другие проблемы социальной адаптации. Чтобы помочь детям постепенно решить эти проблемы, в школе применяются различные методики. Одну из методик несколько лет назад разработали педагоги естественно-научного цикла - методику проведения метапредметных уроков для старшеклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель химии и биологии Василенко М.М.
ГБОУ СОШ № 594 Московского р-на СПб
Методическая разработка мероприятия "Межпредметный интегрированный урок "Химия-Биология-География:"Пресная вода"
8-11 класс"
1 Цель и задачи мероприятия
Средняя общеобразовательная школа № 594 работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающимися индивидуально (домашнее обучение). Дети страдают самыми разными соматическими и душевными заболеваниями.
В процессе работы коллектив педагогов школы пришёл к выводу, что одной из существенных проблем детей является отсутствие опыта общения со сверстниками, и другие проблемы социальной адаптации. Чтобы помочь детям постепенно решить эти проблемы, в школе применяются различные методики. Одну из методик несколько лет назад разработали педагоги естественно-научного цикла - методику проведения метапредметных уроков для старшеклассников.
Урок проводится вне расписания, как дополнительное, не обязательное мероприятие. Несколько лет назад темой урока была избрана "ВОДА".
На урок приглашаются ученики 8-10 классов.
Перед уроком проводится большая индивидуальная подготовка. Учащиеся готовят выступления, презентации, демонстрации опытов. Осваивают под руководством учителей различные источники информации и способы коммуникации в соответствии со своими индивидуальными физическими, психологическими и интеллектуальными возможностями.
Таким образом, урок является итогом большой подготовительной работы педагогов и учащихся.
Цели мероприятия:
а) в направлении личностного развития: формировать умение тактично вести себя в присутствии человека с ОВЗ; укреплять умение справляться со своими физическими недостатками в публичном пространстве; развивать качества личности, обеспечивающих культуру речи, патриотизм, любовь к родной природе, «экологическое мышление»; расширять способности к интеллектуальному эксперименту, необходимому для адаптации в современном обществе;
б) в метапредметном направлении - формировать общие способы интеллектуальной деятельности, характерные для предметов естественно-научного цикла;
в) в предметном направлении - актуализировать знания, полученные в процессе обучения по отдельным предметам.
Задачи мероприятия:
воспитывать интерес к предметам естественно-научного цикла;
способствовать формированию коммуникативной компетенции учащихся, быть объективным в оценке своей деятельности и деятельности окружающих;
углубить понимание внутренней схожести предметов естественно-научного цикла (предмет изучения – законы природы; методы укладываются в схему: "наблюдение–описание–эксперимент- изучение–объяснение");
расширить и закрепить у учащихся знания о воде, как об уникальном веществе, без которого невозможна жизнь;
способствовать формированию представления о воде, как о величайшей универсальной ценности;
содействовать закреплению у школьников желания беречь воду;
донести информацию о водных ресурсах мира и России;
формировать способности к интеллектуальному эксперименту, к концентрации внимания на изложении конкретной проблемы;
формировать коммуникативную компетенцию.
2 Технологии, методы обучения
Используемые технологии: информационно-коммуникативные (текстовые, графические, анимационные, видео- и звуковые), компьютерные (информационные), обучение в сотрудничестве, ролевая игра.
Применяемые методы обучения: организация групповой работы, поляризация пространства, учебная дискуссия, самооценка выполнения заданий на уроке, словесные и наглядные методы, метод наблюдения, практические методы, технические средства обучения.
3 Оборудование
Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, презентации учителей и учеников, химические стаканы, вода, фильтровальная бумага, фломастеры, медные монеты.
4 Форма организации
Межпредметный интегрированный урок.
5 Структура (элементы) мероприятия
организационный момент - 0,5 мин.
постановка целей и задач урока - 1,5 мин.
начало совместной работы. Актуализация собственных знаний учащихся о воде (викторина) - 5 мин.
актуализация опорных знаний и умений учащихся - 14 мин.
выполнение заданий обобщающего и систематизирующего характера (опыты, презентации, викторины) - 21 мин.
подведение итогов - 3 мин.
6 Ход мероприятия
Часть 1 - Организационный момент
Цель - включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне "я хочу", "я смогу".
Деятельность учителя: приветствует учеников; необходимо снять эмоциональное напряжение, неизбежное для детей в непривычной обстановке массового мероприятия; нужно учесть, что ученики мало знают друг друга; спокойно и доброжелательно корректирует поведение детей; помогает им занять удобные места.
Действия учеников: занимают места за круглый столом, формируя две "условные команды".
Часть 2 - Постановка целей и задач урока
На экране высвечивается слайд с названием темы урока и репродукцией с картины о пресной воде.
Деятельность учителя: в вводном слове указывается на традиционность проведения внеклассных занятий межпредметных связей "Химии", "Биологии" и "Географии". Занятие является продолжением изучения, систематизации знаний, повторения материала, пройденного на уроке по теме "Вода", и рассмотрению результатов совместной работы учеников с учителем в рамках внеклассного мероприятия; объявляется тема и цели урока; сообщается, что за правильные ответы будут присуждаться "снежинки". По окончанию урока результаты будут подсчитаны по двум группам, а также ученикам будет дана возможность оценить мероприятие.
Часть 3 - Начало совместной работы. Актуализация собственных знаний учащихся о воде (викторина)
Действия учителя: проводится викторина "Загадки об удивительном веществе"; посредством ярких демонстрационных слайдов о природе воды должен создаваться эмоционально позитивный настрой учеников на урок.
Ответы загадок демонстрируются на слайдах в виде высококачественных художественных изображений.
Деятельность учеников: участвуют в общей работе.
Часть 4 - Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Деятельность учителя: создаёт обстановку, мотивирующую самостоятельную деятельность учащихся по активизации знаний о воде, её физических свойствах и важности в природе Земли; руководит общей дискуссией; следит за тем, чтобы успели высказаться дети, имеющие трудности в произношении.
Деятельность детей: восстанавливают знания, полученные на уроках, формулируют ответы, получают опыт общения. Отвечающие получают в награду снежинки.
На экране – гидрологический цикл.
Деятельность учителя: помогает вспомнить эту схему; подводит к пониманию важности этого процесса в природе Земли; старшие ученики приходят к обобщению – это один из важнейших процессов на Земле, обеспечивающих имеющиеся природные условия; участвующие в дискуссии получают снежинки.
Деятельность учеников: заранее подготовленное выступление о круговороте воды в природе; заранее подготовленная презентация о свойствах облаков.
Деятельность учителя: моральная поддержка выступающих; организация положительной и доброжелательной обстановки; комментарии, обращающие внимание учащихся на тех аспектах презентаций, которые раскрывают тему урока; проводит блиц-турнир "География: вопросы о воде" (задаются вопросы об известных водных объектах), поощрение "снежинками".
Часть 5 - Выполнение заданий обобщающего и систематизирующего характера (опыты, презентации, викторины)
Деятельность учителя: опираясь на базовые знания учеников, напоминает основные физические свойства воды и предлагает экспериментальным путем рассмотреть некоторые из этих свойств.
Демонстрация опытов. Цель - показать на практике пример эксперимента, формирование универсальных учебных действий.
Деятельность учеников: две группы под руководством учителя химии проводят опыты, демонстрирующие уникальные свойства воды: "вода течет вверх", "поверхностное натяжение воды"; "мозговым штурмом" каждая группа формулирует объяснение этим явлениям.
Деятельность учителя: определяет наиболее правильный ответ и оценивает коллективную работу групп учащихся (поощрение "снежинками"); акцентирует внимание учеников на химическую и физическую сущность "снежинок" - их индивидуальность, уникальность и неповторимость в природе.
Деятельность учеников: заранее подготовленный одним из учеников вариант ответа; заранее подготовленная презентация "Биологическая роль воды на Земле".
Деятельность учителя: акцентирует на бережное отношение к воде как к жизненно важному ресурсу для здоровья и драгоценному дару природы России.
Часть 6 - Подведение итогов урока
Цели этого этапа урока:
в направлении личностного роста - укрепить ощущение успеха: «я могу»;
в метапредметном направлении - мы смогли выявить связи между разными предметами в изучении одного вещества.
Деятельность учителя:
задает контрольный вопрос: "У меня в руках два стакана. В одном вода чистая, в другом грязная. Чем опасна грязная вода?";
обращает внимание детей на то, что опасность грязной воды связана с её свойствами;
подводит итоги урока;
благодарит всех за проделанную работу;
раздает «Таблицу итогов урока».
Таблица итогов урока:
да | нет | |
Понравился ли тебе урок? | ||
Понравилось ли тебе работать в группе? | ||
Хочешь ли ты участвовать в подобных мероприятиях? | ||
Хочешь ли ты готовить выступления и выступать? | ||
Интересно ли установить связи между химическими и физическими свойствами воды и ее ролью в природе? |
Прощание.
7 Анализ мероприятия
Учащиеся способны самостоятельно ставить перед собой учебную задачу, находить средства и способы ее решения, индивидуально выстраивать траекторию собственного продвижения в учебном материале.
У учеников сформированы действия самоконтроля, они способны контролировать свои учебные действия и критично оценивать полученный результат.
У учеников успешно формируются навыки авторского действия, которые проявляется в умении составить учебные задания, справочники, творческие проекты.
Ученики демонстрируют владение различными формами внутригруппового и межгруппового сотрудничества при решении учебно-практических задач: ведение диалога, выстраивание монологического высказывания.
У учащихся проявляется высокая мотивация и интерес к предметам, об этом свидетельствует активность участия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/11/picture-170910-1357879543.jpg)
Методическая разработка проведения интегрированного урока «Лучший урок письма», 6 класс
6 класс«Лучший урок письма»Тема: Р/Р Сочинение « Cпорт в моей жизни». (1ч.)...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/15/picture-258519-1481823726.jpg)
Методическая разработка пропедевтического интегрированного урока "Занимательные опыты по физике и химии" (Физика, химия, ОБЖ) для 7 класса общеобразовательной школы и специальной (коррекционной) школы VIII вида
Учитель физики Колобухов А.В. Учитель химии ОБЖ Якимчик Е.Е. ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)" Пропедевтический интегрированн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/08/picture-138789-1381241763.jpg)
Методическая разработка к интегрированному уроку русского и английского языка во 2 классе по теме "Заимствованные слова. Англицизмы".
Данный материал представляет собой словарь в картинках, подготовленный специально к интегрированному уроку русского и английского языка во 2 классе по теме "Заимствованные слова. Англицизмы"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/17/picture-435734-1397733033.jpg)
Методическая разработка к интегрированному уроку по химии и биологии в 9 классе
Разработка урока по химии и биологии в 9 классе "Химические элементы в клетках живых организмов"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/30/picture-531029-1417361200.jpg)
Методическая разработка открытого интегрированного урока биология-физикав 8 классе "Мышцы:строение и работа".
8 КЛАСС, ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (БИОЛОГИЯ-ФИЗИКА) РАЗДЕЛ 4: «ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ» ТЕМА УРОКА №23:...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/03/picture-638793-1433364399.jpg)
Методическая разработка ( конспект) интегрированного урока литературы в 5 классе "Родная природа в стихотворениях поэтов, художников, композиторов 19 века"
Данная методическая разработка ( конспект) имеет целью воспитать в учениках любовь к природе, умение слышать музыку дождя, пение птиц, шелест листьев, почувствовать себя частью приро...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/22/picture-624059-1429702335.jpg)
Методическая разработка к интегрированному уроку учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы для 5-х классов. " Занимательная фонетика".
Предлагаемая методическая разработка раскрывает алгоритм совместной деятельности учителя-русского языка и учителя-логопеда для последующей самостоятельной работы учащихся....