Открытый урок по природоведению по теме "Вода - источник жизни", 5 класс
методическая разработка по природоведению (5 класс) на тему
Сценарий интегрированного урока по природоведению для 5 класса по теме "Вода - источник жизни".
Цели: познакомиться с физико-химическим составом воды и выявить её роль в жизни организмов и в окружающей среде.
и соответственно задачи:
1)Познакомиться с содержанием воды на Земле, её физическими и химическими свойствами (опытным путём)
2) Изучить состав воды,
3)Выявить роль воды в живых организмах и в окружающей среде,
4)Рассмотреть экологические проблемы, связанные с загрязнением воды.
5) Презентовать проект исследовательских работ под названием : «Занимательные опыты с водой»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka_na_11.02.14.docx | 31.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок природоведения по теме: «Волшебница вода: три состояния воды»
Авторы: Иванова Галина Дмитриевна,
учитель физики высшей
квалификационной категории МБОУ «СОШ №20»,
Захарова Ирина Васильевна
учитель биологии высшей
квалификационной категории МБОУ «СОШ №20».
Новочебоксарск 2014
«Волшебница вода: три состояния воды»
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята и гости нашего урока. Сегодня мы раскроем тайну одного самого распространенного и удивительного вещества на земле, отгадайте какого? (В морях и реках обитает, но часто по небу летает, а как наскучит ей летать, на землю падает опять).
Дети: вода.
Учитель: абсолютно верно. Тема нашего урока «Волшебница вода: три состояния воды». Эпиграф нашего урока
Вода, истинное чудо земной природы, заслуживает, быть может,
великой поэмы – так велика ее роль в нашей жизни,
так драматична и сложна судьба этого жидкого минерала.
В. Чивилихин
Ребята, как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем вспоминать о воде?
Игра: на доске нарисовать корзину или использовать готовую плетёную корзину, в которую будем складывать все, что вам известно о воде, выбирая из готовых ответов, напечатанных на листах бумаги, а затем отсортируем «мусор» по понятиям: свойства воды, значение воды, география воды, участвуют 3 команды и на доске с помощью магнитов, собирают в соответствии с ответами категории групп.
Дети: свойства воды, применение воды, три состояния воды, вода – растворитель
Учитель: таким образом, цель нашего урока:
познакомиться с физико-химическим составом воды и выявить её роль в жизни организмов и в окружающей среде.
и соответственно задачи, которые мы ставим перед собой следующие:
1)Познакомиться с содержанием воды на Земле, её физическими и химическими свойствами (опытным путём)
2) Изучить состав воды,
3)Выявить роль воды в живых организмах и в окружающей среде,
4)Рассмотреть экологические проблемы, связанные с загрязнением воды.
5) Презентовать проект исследовательских работ под названием : «Занимательные опыты с водой»
Стук в дверь
Учитель: интересно, кто это? Заходите, не стесняйтесь.
Незнайка: здравствуйте, ребята! Это я, Незнайка. Слышал, что в этом кабинете изучают какую-то воду. Фу, что удивительного в этой воде? Я вот полечу на другую планету, где нет воды и буду преспокойненько там жить. Зачем она нужна?
Учитель: хорошо, Незнайка. Дело твое. Но мы хотим пригласить тебя на урок, ты с ребятами поработаешь и сам решишь, уникальна вода или нет, можно ли прожить без нее или нет?
Незнайка: ладно, уговорили, посижу, послушаю, может быть, что-нибудь интересненькое придумаю для вас.
Учитель: Дорогие ребята! Мы с вами совершим сегодня путешествие по пройденным страницам темы «вода». Будем играть по командам, каждая из которых несет определенное название, в соответствии со страницами учебника:1)страничка географическая 2)физическая 3)химическая 4)биологическая 5)экологическая. У страничек по ходу урока будут задания, соответствующие их названиям, но все они касаются одной темы: «Вода».
В каждой книге есть предисловие, так и у нашей книги оно есть. Попробуйте, обсудив в группах, его составить, ответив на вопрос: почему вода называется водой (1 мин и заслушиваем доводы).
Учитель: послушайте ребята, и мою притчу о воде.
Давным – давно, в незапамятные времена, особый вид обезьян медленно превращался в человека. Отличался человек от обезьяны тем, что начал говорить. Пришло время каждому предмету, растению, животному, то есть всему вокруг, давать своё имя. И вот однажды два первобытных человека отправились на охоту. Они забрели далеко от знакомых мест. День был жаркий, их мучила жажда. Наконец, охотники набрели на ручей. Один попробовал жидкость из ручья и сказал «Во!» (что означало «отлично»). Другой попробовал и согласился: «Да – а – а!». Так и стали они жидкость в ручье называть словом «Вода».
Учитель: Открываем первую страницу нашей книги о воде «Географическую». Здесь мы вспомним о нахождении воды на земле. Для этого пригласим ученицу с выступлением по презентации. А другие слушают внимательно, потому что она приготовила вопросы по презентации.
Дети: выступление по презентации (см.слайд №4-13)
Учитель: ученица подготовила для вас вопросы(6 вопросов). Самые активные за правильные ответы получат жетоны, которые обмениваются на оценку.
Вопросы девочки:
- В каких трех состояниях может находиться вода? (Жидкое - вода, твердое – лед, газообразное – водяной пар)
- Что такое гидросфера? (водная оболочка Земли).
- Что такое гейзеры? (Гейзеры – горячие источники, температура воды которых достигает 90 градусов С)
- Что такое минеральные источники? (Минеральные источники – запасы воды, которые содержат различные минеральные соли).
- Какая часть земного шара содержит воду? ¾ земного шара
- Назовите свойства воды. (без цвета, запаха, растворитель, без вкуса, текуча).
Переходим на вторую страничку «Физическая». На этой страничке будет работать весь класс по заданиям-карточкам, а выводы сформулирует любой участник группы странички «Физическая», результаты опытов и рисунки вы оформите в форме паспортов опыта, соединив которые мы издадим сборник- проект «Занимательные опыты с водой», используя его, каждый ученик в домашних условиях самостоятельно может выяснить, проделав опыты, насколько необычна и уникальна по своим свойствам вода.
Задания группам: Географическая - «Опыт 1 «Не замочив рук», экологическая – «Опыт 2 «Волшебная вода», биологическая – «Опыт 3 «Вода в пакете», физическая – «ОПЫТ 5: «Конденсация и парообразование», химическая – Опыт 4 «Загадочна картофелина» (примерно 2 минуты).
Дети: задают вопросы по своим опытам другим командам, а сами формулируют общий вывод.
Общие выводы: Вода находится в 3-х состояниях, может переходить из одного состояния в другое, давление воды зависит от атмосферного давления, плотность солёной воды больше плотности пресной воды.
Учитель: переходим к следующей страничке «Химическая».
Учитель: курс природоведения основан на знакомстве с ведущими естественными науками: география, астрономия, физика и химия. Ребята, знаете ли вы формулу воды?
Дети: Н2О, выходят к доске и записывают формулу.
Учитель: а кто объяснит состав молекулы воды?
Дети: вода образована одним атомом кислорода и двумя водорода и собирают из рисунка схему молекулу воды.
Учитель: молодцы! Значит, вы сможете собрать самостоятельно прибор для электролиза, который я вам продемонстрирую. Ваша задача проанализировать и понять увиденное.
Учитель демонстрирует, как собрать прибор и пишет уравнение разложения воды на доске, а учащиеся в группах собирают прибор и оформляют паспорт опыта.
Паспорт опыта по химии.
Название: разложение воды под действием электрического тока
Цель опыта: пронаблюдать разложение молекул воды на атомы водорода и кислорода.
Постановка опыта:
- Соберите прибор для электролиза из проводков с крокодильчиками, грифелей карандаша, картона и батареи (источник питания)
- Опустите грифели карандаша, нанизанные на картон, в воду в стакане и сразу же засеките время до момента появления первых пузырьков
- Наблюдайте за грифелями карандаша
Оборудование и реактивы: батарея, два провода, 4 «крокодильчика», стакан, вода, картон, 2 грифеля от простого карандаша.
Вопросы:
- Что вы наблюдаете?
- На обоих ли грифелях карандаша одинаковое количество пузырьков? Почему?
- Откуда мы берём ток для данного опыта?
- Во сколько раз пузырьков на одном грифеле будет больше, чем на другом?
- Напишите уравнение разложение воды, подставив недостающие элементы к схеме: H2O = 2H +1O (вручную написать)
Рисунок: самостоятельно
Выводы: самостоятельно
Учитель: анализируя результат эксперимента по разложению воды, сформулируем вывод о химическом строении воды (1. молекула воды образована одним атомом кислорода и двумя атомами водорода, 2. Пропуская ток через воду можно это доказать и пронаблюдать наглядно, 3 это применение электролиза)
Учитель: Как вы думаете, какое практическое значение играет открытие электролиза для людей? Выбрать из списка на слайде нужное значение (очистка металлов от примесей, фильтрование, выветривание, защита от коррозии)
Дети: оформляют во время беседы паспорта опытов.
Учитель: Всё выяснили, а вот зачем мы с вами засекали время начала электролиза никто не спросил. По – очереди назовите каждая команда своё время? Оно оказалось разное, а условия у всех одинаковые. В чём причина?
Дети: в воде
Учитель: наш секрет заключался в том, что у вас разная вода: водопроводная, минеральная, после фильтра, «Сестрица» природная, из аквариума. Думаю, что вы сами не догадаетесь, какая именно была ваша. Но с помощью подсказок должны отгадать:
- Быстрее всего разлагается вода с примесями солей….(минеральная)
- Медленнее всего разложение воды самой чистой….(через фильтр)
- Как остальные 3 команды распложаться? Аквариумная, водопроводная, «Сестрица»
Физкультминутка. Приложение №1
Учитель: переходим на страничку «биологическая». Как называется тема нашего урока?
Дети: волшебница вода: три состояния воды.
Учитель: попробуем доказать, что вода-источник жизни. Приведите примеры из жизни, доказывающие это. Начинает команда «биологическая».
Дети: вода необходима для растений, они корнями её всасывают, тело морских животных на 90% состоит из воды, в телах живых организмов много воды, у человека 70%.
Учитель: действительно, нет ни одного живого организма, в состав клеток которого не входила бы вода. Несомненно, это связано с уникальными свойствами воды, которые мы с вами вспомнили. По данным литературы человек на 70% состоит из воды и не может прожить без нее более 3 дней. А сколько в каждом из вас? Это легко просчитать. Массу своего тела разделите на 3 и умножьте на 2.
Дети: 29%, 30%, 28%, 24% и т.д.
Учитель: ребята, перейдем к практической части. Вы отметили то, что вода обязательно входит в состав тела живых организмов. Попробуем это доказать на опыте.
У меня на столе для демонстрации всем командам стоят приготовленных 3 стакана, в которые я заранее налила сок, выжав его кухонным комбайном – это сок одного апельсина, одного яблока, одной моркови. До приготовления сока я взвесила данные плоды и корнеплод, они подобраны одинаково по массе, а кол-во сока, посмотрите, разное.
Чем можно это объяснить?
Дети: их клетки содержат разное количество воды.
Учитель: это верное предположение. Наша задача выяснить ещё одно: зависит ли объём воды от размеров клетки? Проведите опыт: приготовьте микропрепараты и рассмотрите клетки исследуемых плодов и корнеплодов.
Паспорт опыта по биологии
Название: вода в живых клетках
Цель опыта: выявить роль воды в клетке, в живом организме
Оборудование и объекты: микроскоп, предметное и покровное стёкла, стакан с водой, пипетка, лупа, плоды апельсина, яблока, корнеплод моркови
Постановка опыта:
- Рассмотреть под лупой и невооружённым взглядом клетки апельсина.
- Приготовить микропрепараты из клеток яблока и клеток моркови
- Рассмотреть микропрепараты под микроскопом
- Ответить на вопросы
Вопросы:
- Почему для рассмотрения клеток апельсина вы не использовали микроскоп?
- Как выглядят клетки яблока, их форма, размеры?
- Как выглядят клетки моркови, их форма, размеры?
- В чём различие между всеми клетками?
- Зависит ли объём воды в клетке от её размера?
Рисунок: самостоятельно
Выводы: самостоятельно
Дети: по ходу анализа работы оформляют паспорт опыта.
Учитель: помогает проведению опыта и формулирует вместе выводы. Вода – это среда для любой клетки, в ней растворены витамины, минеральные соли, по размеру клеток можно предположить, что воды больше в крупных, а значит данный организм более нуждается в воде, например, как в нашем опыте, получается, что самый требовательный к воде – это апельсин, менее требователен - корнеплод моркови.
Учитель: как эти знания помогают людям?
Дети: они узнают, что в поливе и особых условиях и местах произрастания нуждаются по – разному растения
Учитель: переходим на заключительную страничку «экологическая». Здесь нам участники данной группы расскажут о круговороте воды в природе и будут загадывать вам загадки, связанные со значением воды для человека и в природе.
- Рыбам жить зимой тепло: крыша — толстое стекло.
Ответ: Лед - Он без рук, он без ног из земли пробиться смог,
Нас он летом в самый зной ледяной поит водой.
Ответ: Ручей - С неба крупа падает.
На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У неё теперь ангина.
Ответ: град
- Ни рук, ни ног, а гору разрушает. (Капля)
Учитель: познакомившись на страничке «экологическая» с применением воды, сформулируем выводы (вместе с учителем).
Учитель: сегодня на уроке мы ещё раз доказали как уникальна по своему строению и необходима вода на земле, она источник жизни. Незнайка, теперь ты понял, что лететь бесполезно на другие планеты, т.к. там нет самого главного-источника жизни воды?
Незнайка: да. Что-то я поторопился с решением. Вы меня переубедили. Я остаюсь здесь. Пока я с вами работал на уроке, сочинил для вас стихотворение о воде.
Рассказывает стихотворение.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Растворяет сахар в чае,
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить!
Учитель: Молодец Незнайка.
Учитель: сегодня мы на уроке повторили физико-химические и биологические свойства воды, вывели роль воды на планете Земля и собрали небольшой проект – сборник опытов по воде в виде паспортов, составленных вами на уроке.
Презентация сборника учителем.
Спасибо за урок. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по природоведению в 5 классе.
Тема урока:«Вселенная». Предварительная подготовка:урок ориентирован на закрепление пройденного материала. Это итоговый урок по разделу, поэтому предварительно ученикам дается задание повторить м...
Открытый урок по природоведению:" Охрана растений" 5 класс
Открытый урок по природоведению " Охрана растений" . Крассная книга . Заповедники Саратовской области....
Разработка открытого урока по природоведению "Человек и окружающая среда" 5 класс.
Данный материал представлен в виде конспекта урока....
Открытый урок по природоведению в 5 классе. Одноклеточные и многоклеточные организмы
урок – исследование с элементами игры....
Открытый урок по природоведению в 5 классе "Большой мир маленьких клеток"
Открытый урок по природоведению для 5 класса "Большой мир маленьких клеток".Цели и задачи урока:разобрать понятие "клетка";выделить её главные части;научиться приготовлению микропрепарата чешуи кожицы...
Открытый урок по природоведению в 5 классе по теме "Воздух"
Урок обобщения по природоведению в 5 классе по теме "Воздух" в форме игры "Морской бой". В презентации имеются подробные правила игры и вопросы...
Открытый урок по природоведению 5 класс на тему "Жизнь под угрозой.автор Н.И.Сонин
Урок по теме «Жизнь под угрозой». (5 класс)Задачи урока: познакомить учащихся с редкими и исчезающими видами животных и растений; ...