Урок "Строение и многообразие водорослей" биология 6 класс
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Чарикова Ирина Викторовна

Урок "Строение и многообразие водорослей" 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vodorosli_stroenie_mnogoobrazie.docx524.22 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Водоросли» 5 класс

Технология педагогическая мастерская

Цели.

Предметные результаты:

– формировать умение отличать водоросли от других изученных растений (по таблице);

– формировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельность водорослей;

– формировать умение понимать смысл биологических терминов: слоевище, водоросли, низшие растения.

Метапредметные и личностные результаты:

Личностные УУД

  1. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
  2. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.
  3. Формирование личностных представлений о целостности природы.

Коммуникативные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
  2.  Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской и других видах деятельности.

Регулятивные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
  2. Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
  3. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать выработанные критерии оценки.

Индукция.

Внимание на экран. Что вы можете сказать об этом? Какие растения изображены на слайдах? Кто может сформулировать тему урока? Я согласна с вами, тема нашего урока «Водоросли». Как вы считаете, можно ли по внешнему виду определить водоросли?

 Разделите растения, изображенные на карточках на две группы. Какие группы получились? По какому принципу вы разделили эти растения?  С чем ассоциируются у вас слово водоросли?

Запишите свое определение водоросли в маршрутный лист.

 Откуда появилось слово «водоросли»? Слово это связано с водой, но это не означает, что все растения, обитающие в воде – это водоросли, так же как не все водоросли растут в воде. Например, элодея и ряска растут в воде, это цветковые растения. А водоросли плеврококк и хлорелла растут на коре деревьев в наземно-воздушной среде.

В биологической классификации все растения делят на две большие группы. К низшим растениям относят водоросли, а  остальные растения относят к высшим.

Проблема: 

  • Почему водоросли относят к низшим растениям?
  • Многообразие водорослей
  • Значение в природе и жизни человека

Сегодня мы рассмотрим, что это за существа, как они выглядят, как живут, их основные виды и формы. Рассмотрим их среду обитания и роль в природе. Для этого организуем работу в лаборатории.

Деконструкция.

 Посмотрите фрагмент ЭОР. Выполните задание лабораторной работы «Строение зеленой водоросли спирогиры». Работайте в паре. Проверьте правильность выполнения работы.

( см. слайд ) Оцените свою работу в таблице маршрутного листа.

 Давайте вспомним то, что знаем о строении растительной клетки. Сравните строение водоросли и высших растений. Заполните таблицу.  Проверьте  и самостоятельно оцените свою работу.

  1. какие органы есть у растений?
  2. Что такое ткань?
  3. Какие ткани вы знаете?
  4. Почему  водоросли относятся к низшим растениям? ( не имеют листьев, стебля – органов  растения, сложного строения, нет  тканей)

На основании данных таблицы сделайте вывод о строении водорослей. В случае затруднения обратитесь к общей характеристике водорослей в маршрутном листе (дополнительная информация).

Беседа. Обсуждение результатов работы.  

Вывод: Многоклеточные зеленые водоросли относятся к низшим растениям, так как их тело не имеет органов, нет листьев, стеблей. Клетки не образуют тканей. Многоклеточное тело водорослей называется слоевище. Различают зеленые, бурые и красные водоросли.

Проверьте вывод по образцу.  Вы согласны с выводом?  Мы ответили на 1 вопрос урока. Оцените свою работу в таблице.

Физминутка.

Реконструкция. Водоросли – это чудо природы и они заслуживают внимания. Есть наука о водорослях, она  называется альгологией.

Давайте создадим экспозицию музея «Водоросли». Вы познакомились с некоторыми представителями этой группы растений. Теперь узнаем об их разнообразии и значении в природе и жизни человека. Изучите материалы, рисунки. Подготовьте рассказ по своей теме. Работа в группах по темам: 1. одноклеточные водоросли,  2. многоклеточные зеленые, 3. бурые,  4. красные, 5. значение в природе и хозяйственной деятельности.

Социализация – обсуждение в группе, подготовка материалов для выступления.

Афиширование – выступление и вывешивание продукта (материалов экспозиции)

Выступление групп  о многообразии водорослей. Оцените выступление группы.

Мы ответили на второй вопрос урока. Какое значение водоросли имеют в природе?

Разрыв.

Ребята, на этом столе стоят предметы: салат из морской капусты, йод, клей, картон, мармелад. Хотите узнать, какие из них имеют отношение к водорослям?

Выступление группы о хозяйственной роли в жизни человека.

 Рефлексия.

Пришла пора оценить свою работу на уроке. Подсчитайте баллы. У кого 10 – 12 баллов?

 Прошу встать, аплодисменты, вы молодцы.  Остальным нужно повторить дома эту тему.

Творческое задание – сделать буклет.

Продолжите предложение…

Спасибо за работу. Урок закончен.

Одноклеточные зеленые водоросли

Прочитайте текст. Подготовьте ответы на вопросы по тексту и оформите на отдельном листе информационную страничку ( буклет, рисунок по этой теме).

1.Место обитания 2. Представители 3. Форма тела 4. Особенности жизнедеятельности

Зеленые водоросли обитают повсеместно в пресных водоемах, реже в морях. Некоторые из них встречаются на поверхности почвы, скалах и коре деревьев. Из одноклеточных зеленых водорослей наиболее известны представители родов хлорелла, хлорококк, хламидомонада.

Хлорелла. Растения из рода хлорелла похожи на мелкие зеленые шарики. Каждый такой шарик представляет собой одну клетку, диаметр которой не превышает 15 мкм. Хлореллы обитают в пресной воде, на стволах деревьев.

Хлорококк. Водоросли этого рода распространены повсеместно. Они образуют зеленый налет на деревьях, почве, скалах, вызывают «цветение воды». Их клетки округлой формы с плотной оболочкой, более крупные по сравнению с хлореллой. Основное отличие от хлореллы заключается в образовании зооспор — спор, имеющих жгутики.

Хламидомонада. В отличие от хлореллы и хлорококка, хламидомонада обитает в пресных водоемах и ведет подвижный образ жизни. Она имеет 2 жгутика и светочувствительный глазок. Летом при благоприятных условиях жизни хламидомонада быстро размножается делением. Вода в водоемах в это время приобретает зеленоватый цвет.

Зеленые водоросли 

Прочитайте текст. Подготовьте ответы на вопросы по тексту и оформите на отдельном листе информационную страничку ( буклет, рисунок по этой теме).

1.Место обитания 2. Представители 3. Форма тела 4. Особенности жизнедеятельности

В озерах, медленно текущих реках и в прудах летом бывает много тины, которая обычно состоит из очень тонких скользких темно зеленых нитей. Это многоклеточные нитчатые водоросли. Чаще всего среди них встречается спирогира.

Ее клетки одинаковы по строению и располагаются в один ряд. В каждой из них есть цитоплазма, ядро и хроматофор, имеющий форму одной или двух спирально скрученных лент. Как и одноклеточные зеленые водоросли, спирогира поглощает из воды растворенные минеральные вещества и углекислый газ, используя их для образования на свету органических веществ в процессе фотосинтеза. Все клетки дышат растворенным в воде кислородом. Увеличение спирогиры в длину происходит благодаря делению клеток (прибавлению их числа) и росту всей водоросли.

В проточных водоемах подводные камни и коряги часто бывают обросшими ярко зелеными шелковистыми нитями. Это многоклеточная нитчатая водоросль улотрикс.

Нити улотрикса состоят из ряда коротких клеток с хроматофорами в форме незамкнутого кольца. К подводным предметам эти нити прикрепляются бесцветной клиновидной клеткой.

 В пресных водоемах и в морях часто встречается многоклеточная нитчатая водоросль кладофора. Ее нити ветвятся и нередко в молодом состоянии бывают прикрепленными к подводным предметам при помощи нижней клетки со своеобразными выростами. Во взрослом состоянии кладофоры нередко отрываются от субстрата и представляют собой плотные шарообразные скопления.

Бурые водоросли

Прочитайте текст. Подготовьте ответы на вопросы по тексту и оформите на отдельном листе информационную страничку ( буклет, рисунок по этой теме).

1.Место обитания 2. Представители 3. Форма тела 4. Особенности жизнедеятельности

Известно около 1500 видов бурых водорослей. Почти все они обитают в морях. По продолжительности жизни бурые водоросли бывают однолетними и многолетними.

Бурые водоросли — это исключительно многоклеточные растения. Длина их тела составляет от нескольких сантиметров до 100 м. Крупные бурые водоросли образуют в морях своеобразные леса и луга. Облик бурых водорослей представляет собой нити, либо широкие листовидные пластины, часто сильно рассеченные.

Заросли бурых водорослей встречаются от зоны прилива и отлива, где они часами находятся вне воды, до глубины 40–100 и даже 200 м, куда проникают отдельные солнечные лучи. Поэтому у этих водорослей преобладает бурый пигмент (фукоксантин), способный к использованию энергии света таких лучей при образовании органических веществ.

Клетки бурых водорослей содержат по одному ядру и несколько мелких хроматофоров. Оболочки клеток снаружи ослизненные. Слизь защищает их тело от удара волн и способствует сохранению воды в организме водорослей, обнажающихся во время отлива.

Самые известные из них – ламинария (морская капуста), фукус, саргассы, водоросли

растущие в Атлантическом океане и в честь которых названо Саргассово море.

Красные водоросли. 

Прочитайте текст. Подготовьте ответы на вопросы по тексту и оформите на отдельном листе информационную страничку ( буклет, рисунок по этой теме).

1.Место обитания 2. Представители 3. Форма тела 4. Особенности жизнедеятельности

Известно около 4 тыс. видов красных водорослей. В большинстве они — многоклеточные. Растут в прозрачной воде на глубине 20–40 м, изредка встречаясь на глубине 100–200 м. По величине красные водоросли уступают бурым. Лишь отдельные из них вырастают длиной до 2 м. Окраска красных водорослей связана с сочетанием нескольких пигментов.

Наиболее известна морская красная водоросль — порфира. Слоевище взрослой водоросли — плоская листовидная пластинка овальной формы. Длина пластинки до 50 см. 

Красные водоросли могут расти на довольно значительной глубине, так как имеющийся у них красный пигмент участвует в процессе фотосинтеза, используя даже зеленые, голубые и синие лучи солнечного спектра. Такие лучи проникают в воду гораздо глубже красных лучей.

Роль водорослей в природе

Прочитайте текст. Составьте план для ответа по тексту и оформите на отдельном листе информационную страничку ( буклет, рисунок или схему по этой теме).

Какую роль выполняют в природе разные  группы водорослей?

Водоросли - одни из древнейших организмов, населяющих нашу планету. В прошлые геологические эпохи, как и в настоящее время, водоросли населяли океаны, реки, озера и другие водоемы. Обогатив атмосферу кислородом, они вызвали к жизни разнообразный мир животных, они явились родоначальниками растений, заселивших сушу, и создали мощные толщи горных пород.

Водоросли - источник органических веществ, производители кислорода в водоемах. Вследствие деятельности водорослей образуются горные породы (диатомиты, кремнистые залежи, некоторые известняки).

В комплексе с другими организмами (бактериями, грибами) водоросли принимают участие в процессе самоочищения воды.

Однако развиваясь в большом количестве, водоросли могут приводить к "цветению воды", во время которого значительное количество организмов оседает на дно, усиливаются процессы гниения, резко уменьшается количество кислорода и повышается концентрация углекислого газа. Это приводит к летнему замору рыб. "Цветение" отрицательно отражается на водоснабжении (забиваются фильтры, вода приобретает неприятный вкус и запах).

Хозяйственное значение водорослей

Прочитайте текст. Составьте план для ответа по тексту и оформите на отдельном листе информационную страничку ( буклет, рисунок или схему по этой теме).

Какую роль выполняют в природе разные  группы водорослей?

Ламинарии — прекрасный корм для скота, богатое калием удобрение почвы. Из этих водорослей получают йод, желеобразующие вещества для кондитерской промышленности, используют для изготовления лаков, красок, глазурованной керамической посуды. Некоторые виды ламинарий, называемые морской капустой, ценятся как диетический пищевой продукт, богатый йодом.

Фукусы относятся к числу обычных бурых водорослей прибрежных участков морей северного полушария. Эти водоросли применяют для получения кормовой муки и альгина — клеящего вещества, применяемого при изготовлении картона и типографских красок.

В тропических странах из саргассумов получают желеобразующие вещества (альгинаты), а некоторые из них употребляют в пищу.

Порфиру, как и другие красные водоросли, используют для получения агар-агара. Он необходим в пищевой промышленности для изготовления мармелада, пастилы. Его добавляют в хлеб, чтобы он не так быстро черствел. Широкое применение агар приобрел в качестве среды для выращивания микроорганизмов. Из многих красных водорослей получают иод.

Используются в микробиологической промышленности, космических исследованиях (хлорелла). Для производства бумаги и картона используют кладофору, которая в большом количестве развиваются в водоемах Западной Сибири.

В санитарной гидробиологии водоросли используются как указатели степени загрязненности воды органическими веществами. Водоросли применяют для очистки промышленных вод.

Маршрутная  карта учащегося

Ф.И._________________________________________________________________________

Тема урока: «___________________________________»

________________ - это________________________________________________________________

1 задание. Лабораторная работа.  Строение зеленой водоросли спирогиры.

Цель: Изучить строение зеленых многоклеточных водорослей на примере спирогиры.

Оборудование: Микроскоп, препараты с растениями спирогиры.  Рисунки.

Ход работы

Рассмотрите микропрепарат многоклеточной нитчатой спирогиры. Найдите в клетке водоросли оболочку, цитоплазму, ядро, хроматофор. Обратите внимание на окраску и форму хроматофора. Обозначьте на рисунке основные части клетки.  

биология2_Page_37.jpeg

Сравните строение водоросли и высших растений. Заполните таблицу.

Отметьте знаком «+» наличие признаков или запишите словами особенности

Строение клетки, питание, среда обитания

Водоросли

Высшие  растения

Ядро

Оболочка

Цитоплазма

Хлорофилл

Пластида

Тип питания

Органы

Ткани

Среда обитания

Сделайте вывод о строении водорослей (вставьте  пропущенные слова):

Водоросли относятся к ………………….. растениям, так как их тело  не имеет……………………..., нет листьев, стеблей. Клетки тела одинаковы, они не образуют …..……………Многоклеточное тело водорослей называется …………..………………..

Хлоропласты водорослей называют ……………………………………………….

Дополнительная информация

Общая характеристика водорослей

Водоросли — это сборная группа низших растений, которые обитают преимущественно в воде.

Водоросли очень разнообразны и насчитывают более 30 тысяч видов. Они живут в пресной воде: озерах, прудах, реках. Многие водоросли обитают в морях и океанах.

Среди водорослей есть организмы, состоящие из одной клетки - одноклеточные, и есть многоклеточные.

У водорослей никогда не бывает настоящих листьев, стеблей и корней, то есть они не имеют вегетативных органов. Поэтому водоросли относят к низшим растениям и тело водоросли называют слоевищем или  талломом.

Все водоросли фотосинтезируют. Хлоропласты водорослей называются хроматофорами. В хлоропластах водорослей находятся различные пигменты: зелёные, красные, жёлтые. Сочетания этих пигментов обуславливают окраску водорослей от зелёной до красной и коричневой.

Учебная деятельность. Моё участие на данном этапе.

Оценить свою работу в баллах от 1 до 3.

3 балла – активная работа в группе; правильное выполнение задания

2 балла – активная работа; задание выполнено, но с затруднением, ошибки исправил по образцу

1 балл – в обсуждении не участвовал; согласился с большинством, списывал готовый результат

Лабораторная работа

Работа в группе

Всего баллов

Оценка

За урок

Рисунок

Таблица

Вывод

Закончите предложение  «Сегодня на уроке …»   (выберите одно или несколько)

Я узнал………………………………………………………………………………………

Было интересно…………………………………………………………………………….

Оказалось неожиданным…………………………………………………………………..

Вызвало затруднение……………………………………………………………………....

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0251/00003ce8-1697d87e/1/hello_html_me73d314.jpg

ламинария

http://www.6x100.ru/images/kartinkiSTU/190a.jpgсфагнум

http://flowerlib.ru/books/item/f00/s00/z0000017/pic/000123.jpg

элодея

http://schooled.ru/textbook/biology/6klas/6klas.files/image081.jpgульва

http://nashkedr.ru/img/plantagoMajor.gif

подорожник

http://www.akvatera.net/resize/e/800/800/files/rastliny/vallisneria-amaricana-var.-natans/vallisneria--americana---asiatica--new-003.jpgваллиснерия

http://bonfit.ru/upload/iblock/7a0/7a0c63a4ce4c5384cc6f6bce44a314c2.png

Фукус

http://berrylib.ru/books/item/f00/s00/z0000025/pic/000025.jpg

щитовник

http://www.spacehealth.ru/upload/medialibrary/289/03.jpgпорфира

http://etsphoto.ru/photocache/23/2321c04edb4b0837b1796bb4230f1fa6.jpg

                      одуванчик

http://blgy.ru/biology6v/brown-algae

http://bono-esse.ru/blizzard/A/Posobie/Bio/vodorosli.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульные уроки по биологии в 7 классе «Класс Млекопитающие, или Звери», «Многообразие зверей»

Модульные  уроки  по  биологии  7  класс; рабочая  программа  по  биологии  для  6-9  классов (авторы  В.В. Пасечник  и  др.) - ку...

биология-6 класс Тема урока : ″Многообразие жизненных форм растений.″ (по образовательной программе И.Н.Пономаревой «Биология» 6 класс)

биология-6 классТема урока : ″Многообразие жизненных форм растений.″(по образовательной программе И.Н.Пономаревой «Биология» 6 класс)Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель: Изучить жи...

Презентация для урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Паукообразные. Строение, жизнедеятельность, размножение, многообразие, паутина и её роль. Клещи, переносчики энцефалита, меры защиты. Роль в биоценозах."

Презентация разработана для проведения урока биологии в 7 классе по теме "Класс Паукообразные. Строение, жизнедеятельность, размножение, многообразие, паутина и её роль. Клещи переносчики энцефал...

Методическая разработка дополнительных занятий по алгебре "Тригонометрическое многообразие" 10 класс.

Методическая разработка предназначена для проведения дополнительных занятий в 10 классе при изучении темы "Тригонометрия". Подобраны ряд заданий, способствующих закрепления и отработке навыков решния ...

«Татарстан – наш общий дом. Единство народов, культурное и языковое многообразие как уникальное богатство республики». Единство народов, культурное и языковое многообразие как уникальное богатство республики»

«Татарстан – наш общий дом. Единство народов, культурное и языковое многообразие как уникальное богатство республики». Единство народов, культурное и языковое многообразие как уникальное богатство...