План – конспект урока по биологии Биология - наука о живой природе
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Клок Галина Давидовна

План – конспект урока по биологии Биология - наука о живой природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx29.05 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока по биологии

Класс: 5

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Тема:  Биология - наука о живой природе

Цели:

Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через  работу с текстом учебника, иллюстрациями,  знакомства с учебником и его методическим аппаратом, поиска решений проблемных вопросов, через сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.

 Образовательная: формирование представлений о биологии как науки,  биологических дисциплинах, биосфере, экологии, роли биологической науки в жизни общества.

Задачи: 

Образовательная: учить учащихся составлять план к тексту параграфа, делить текст на части (смысловые единицы), выделять главное, существенное  в части текста,   составлять рассказ по плану,  задавать  вопросы к тексту, работать с иллюстрациями, схемами.

Развивающая: развивать общеучебные компетенции:

Коммуникативные: (владение всеми видами  речевой деятельности и основам культуры устной речи).

Интеллектуальные: (анализ,  оценивание, классификация, обобщение).

Информационные: (умение извлекать информацию из текста учебника, применять).

Организационные: (умение формулировать цель деятельности, планировать ее достижение, осуществлять самооценку).

Воспитательные: воспитывать обучающихся через погружение в содержание текста учебника.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся имеют представление о биологии как науке, о значении биологических  знаний в современной жизни и роли биологической  науки в жизни общества; усвоили понятия «биология», «биосфера», «экология».

Метапредметные: формируются умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать  и оформлять их результаты, адекватно использовать речевые средства, умение работать с разными источниками биологической информации.

Личностные: формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры.

Основные понятия урока: биология, биосфера, экология.

Методы:  Основной:  наглядные (работа с учебником, рисунками, таблицами), словесные (беседа, диалог, рассказ), практические ( поиск информации, работа с рисунками)

Дополнительные: частично – поисковый.

Основные вопросы: что изучает биология,    значение биологии.

Средства обучения:

1.Учебник  Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. М.: Дрофа, 2012;

2. Рабочая тетрадь к учебнику;

4.Оценочный лист.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер.

Ход урока:  (см. технологическую карту).

Этап урока

Содержание, деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД     Планируемые результаты ( К- коммуникативные, Л-личностные, П-познавательные, Р-регулятивные)

Формы организации урока

I.Актуализация знаний

Беседа учителя с учащимися о биологии как науке,  о жизни, о разнообразии живых организмов.

1)Обратите внимание на доску, прочитайте высказывание:

 «Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное». (Н.И. Пирогов)

Задание на экране

2) Выделите естественные тела живой природы:

1.Живая природа;    2. Неживая природа;  А. Вода;   Б. Животные;    

В. Бактерии;    Г. Горные породы  

Д. Грибы;      Е. Воздух;   Ж. Растения;   З.Тепло;    И.Почва.

Учитель слушает учащихся, записывает на доске ответы 5 учеников из каждой пары

 открывает правильные ответы:

  1. Б, В, Д, Ж

3) Вопрос: назовите признаки,  по которым выделили тела живой природы.

4) Вопрос: назовите науку, которая изучает жизнь.

Учитель просит учащихся,  у которых лучшие ответы сделать в своих оценочных листах пометки.

Объясняют смысл,   данного высказывании, мысленно связывают его  со своей деятельностью на уроке.

2.Осуществляют поиск информации в учебнике. 3.Обсуждают ответ,  оформляют свои мысли в устной речи.

Учащиеся по очереди объявляют ответы.  

Ответ: раздражимость, обмен веществ, размножение, клеточное строение.

Ответ: Биология

Учащиеся делают отметки в оценочных листах (приложение № 1)

Л: оценивают ситуации

К: слушают собеседника и вступают с ним в диалог

П: выбирают основания для классификации объектов

К: доносят свою позицию до других владея монологической речью; слушают собеседника и вступают с ним в диалог

Фронтальная

В парах

II.Знакомство учащихся с особенностями учебника, его методическим аппаратом и правилами работы с ним

Учитель знакомит с особенностями учебника, его методическим аппаратом и правилами работы с ним

Учащиеся слушают учителя, изучают структуру учебника, читают полезные советы в памятке  (см. приложение

№ 2), задают вопросы учителю.

К: слушают собеседника и вступают с ним в диалог, задают вопросы

Фронтальная

III.Изучение нового материала

1.Целепологание

2.Биологические дисциплины

3.Введение и отработка понятий «биология», «биосфера», «экология».

4.Значение биологических знаний в жизни человека.  

 5) Вопросы:

 1.Что такое биология?

 2. Назовите тему нашего урока.

 3.Сформулируйте цель  урока.

 Объяснение учителя  «биологические дисциплины»   рисунок 1 на с.6 учебника

6) Выполните задание №1 с.4 в рабочей тетради  (на печатной основе). Найдите в тексте учебника с.6 понятия, указанные ниже и закончите предложения

7) Прочитайте текст на с.7., составьте план, используя инструкцию «Требования к составлению плана параграфа»  на с.18 учебника.  Опиши устно  по плану  строение биосферы, используя рис.2 с.7

8).Рассмотрите рис 3.с.8, ответьте на вопрос:  что будет, если человек лишится биологических знаний…..

Учитель просит учащихся,  у которых лучшие ответы сделать в своих оценочных листах пометки.

Биология – это  наука о жизни.

Биология – наука о живой природе

Изучить, что изучает наука   биология, определить значение биологических знаний в современной жизни.

Рассматривают рисунок 1 на с.6,  слушают учителя  

Читают текст, выписывают понятия в тетрадь

Читают текст, составляют план, записывают в тетради, используя план, рис.2 с.7 готовят рассказ

Выдвигают предположения,

Приводятся факты, которые можно найти в тексте, рисунке, личного опыта.

Обучающиеся заносят результаты в оценочный лист

(см. приложение № 1)

Р: определяют цели деятельности

К: принимают, сохраняют цели и следуют им в учебной деятельности; составляют отзыв на  ответ одноклассника

П: учатся считывать информацию со схемы;

П:осуществляют поиск информации;

П: осуществляют поиск информации; составляют простой план

К: готовят устный рассказ;

Р: работают по инструкции

П: выдвигают гипотезы и их обосновывают;

К: выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Фронтальная

В группах

 

В парах

Индивидуальная

Фронтальная беседа с использование рисунка 3 учебника

IV.Закрепление

Учитель совместно с учащимися подводит итоги урока. Биология – это наука, которая изучает жизнь. Биологические знания помогают человеку лечить и предупреждать болезни, сохранять  и улучшать условия жизни.

Объясни:

Экология – это…,  Биосфера - это ….

Биология – это…

Учитель выставляет оценки, называет отличившихся учеников

Учащиеся  выполняют упражнение.

Обучающиеся заносят результаты в оценочный лист

(см. приложение № 1)

П: мысленное воспроизведение понятий

К: оформляют свои мысли в устной форме;

Л: подводят итоги своей деятельности

Фронталь-

ная

V. Рефлексия

Учитель просит  высказать свои   ощущения    

Я узнал…

Я научился….

Мне понравилось…

Я затруднялся …..

Мое настроение…

Все что запланировал, на уроке сделал (да, нет)

Ученики в оценочных листах подводят итоги своей деятельности, соотносят результаты своей деятельности с целью урока

Л: подводят  итоги своей деятельности: что получи -

лось? Что не получилось?

Р:Что еще следует повторить?

Адекватно воспринимают оценки и отметки

Индивидуа-льная

VI. Задание на дом

В учебнике изучить статью «Как работать с учебником» и § 1 «Биология— наука о живой природе».

Ответить на вопросы (устно) и подготовить сообщение по заданию в конце параграфа. В рабочей тетради выполнить задания  3, 4 и 5

Записывают домашнее задание, задают вопросы

К: слушают собеседника и вступают с ним в диалог, задают вопросы

Индивидуальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (презентация) на тему: " Активный отдых на природе и безопасность"

Материал включает в себя: план-конспект урока в виде игры, презентации на темы: "Подготовка и проведение пеших походов", "Подготовка и проведение лыжных походов", "Подготовка и проведение водных поход...

План-конспект урока по комплексному анализу текста "Душой весны природа ожила"

План-конспект урока по русскому языку комплексный анализ текста в 6 классе "Душой весны природа ожила". Личночтно-ориентированый, три уровня сложности, используется литературный материал стихотворения...

План-конспект урока "Рождение новой европейской науки" по Всеобщей истории.

К план-конспекту прилагается презентация Power Point....

План-конспект урока на тему "Урал, географическое положение и природа района"

Урок в 9 классе на тему "Урал, географическое положение и природа района" проводиться с целью изучения нового материала...

План-конспект урока по теме "Основные химические соединения живой материи"

План-конспект по теме "Основные химические соединения живой материи" спланирован в соответствии с требованиями современного урока, способствующими созданий условий для активного усвоения учебного мате...

План-конспект урока "Солнечная система. Размеры Солнечной системы. Солнце. Природа тел Солнечной системы".

План-конспект урока "Солнечная система. Размеры Солнечной системы. Солнце. Природа тел Солнечной системы"....

План-конспект урока "Водоросли, их разнообразие и значение в природе"

Урок для 6 класса по теме "Водоросли, их разнообразие и значение в природе"  ФГОС УМК И.Н.Пономарева...