План-конспект урока по комплексному анализу текста "Душой весны природа ожила"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

План-конспект урока по русскому языку комплексный анализ текста в 6 классе "Душой весны природа ожила". Личночтно-ориентированый, три уровня сложности, используется литературный материал стихотворения А. Фета, Тютчева, и др. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon litvin_6kl.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литвин А.Н.

Роль личностно ориентированного обучения в образовательном процессе

Личностно ориентированное обучение актуально в современно образовательном процессе. Нет и не может быть двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций, одинаковым мышлением.

Перед собою, как перед учителем, мы постоянно ставим задачу создавать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ученика в классе. Основной целью личностно ориентированного обучения считаем индивидуализацию обучения, основанную на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого учащегося. В учебной деятельности строим свои уроки по следующей схеме:

  • опрос на разных уровнях (репродуктивном, конструктивном творческом);
  • объяснение нового материала на высоком уровне;
  • закрепление на разных уровнях;
  • контроль на разных уровнях.

Учащиеся сами в праве выбирать задание соответствующего уровня. На своих уроках мы стремимся скорректировать деятельность учащихся с учетом их способностей, обеспечить переход обучения в самообучение, в самообразование, активизировать познавательную деятельность учащихся для их умственного развития. Предлагаем вашему вниманию урок русского языка в 8 классе.

Тема: «Душой весны природа ожила». Комплексный анализ текста.

Цель урока:

  • продолжить изучение стилистики языка, способствовать пониманию
    истинного содержания, идеи литературного произведения, дать учащимся
    знания,    необходимые    для    самостоятельного    толкования    смысла    и
    эстетического качества художественного текста;
  • приучить самостоятельно видеть орфограммы (повторение), организовать
    деятельность учащиеся по обобщению знаний по орфографии и синтаксису;
  • актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы учебного
    материала, способствовать воспитанию у учащихся любви к родной природе.

Оборудование: репродукции картин о русской природе, музыка.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя:

Сегодня мы проводим урок по повторению лингвистических, литературоведческих понятий, эта работа будет групповая.

Посмотрите в окно: природа меняется. Проснулась зеленая трава, деревья выпустили маленькие, клейкие почки, которые расцветут и превратятся в листья. Небо стало необыкновенно голубым и светлым.

Да, весна - это жизнь, это любовь, это вдохновение. Неслучайно почти всех писателей, художников волновало это время года. И хотя у Пушкина встречаем строки «Я не люблю весны», но тут же «и сердце волнуется, и мысль кипит».

Душой весны природа ожила,

И блещет все в торжественном покое,

Лазурь небес, и море голубое.

Мы попробуем сегодня проникнуть в мастерские писателей и поэтов, понять законы писательского труда, научиться у них любить природу, родину, наш русский язык.

//. Психологический тренинг

Работа в группах предполагает взаимопонимание, доброжелательность, а также взаимную заинтересованность. Поэтому встаньте, возьмите друг друга за руки, почувствуйте: каждый готов к тому, что не подведет товарища.

///. Работа в группах

1        группа. Работа с текстом.

Догорел апрельский светлый вечер. По лучам холодный сумрак лег. Спят грачи, далекий шум потока В темноте таинственно заглох.

  1. Определить тему, идею отрывка.
  2. Как бы вы озаглавили его?
  3. Найти языковые средства выразительности, показать их роль.
    (Метафора    
    догорал    апрельский    светлый    вечер    показывает,    что

апрельский день был солнечным, он горел ярко, как костер.

Олицетворения сумрак лег, спят грачи, шум заглох показывают, что природа живая, она устала за день, потому что много работала.

Эпитет светлый вечер говорит, что весенние солнечные лучи «застряли» в воздухе, и он светится).

  1. Морфемный разбор слова догорал.
  2. Объяснить знаки препинания в последнем предложении.

2        группа. Работа с текстом

Вы слышите, как звенит радостно синий воздух? Совершилось обыкновенное чудо, пришла весна. Как хочется жить и работать!

Рано встает горящее солнце.

Все еще спят, а светило спешит заняться своим весенним творчеством. Как художник, оно смешивает яркие краски утренней зари, заставляет нежно красить облака, пламенеть маковым цветом стекла домов. Оно выстилает розовыми цветами мостовые и площади. Длинный день - признак весны. Народная примета говорит, что он год кормит

  1. Озаглавить текст.
  2. Определить тему и идею текста.
  3. Найти языковые средства выразительности и определите их роль.
    (Метафора
    звенит радостью синий воздух показывает радость природы.
    Обилие олицетворений
    {светило спешит заняться,  смешивает краски,

выстилает мостовые) подчеркивает, что солнце, как заботливый хозяин в доме старается сделать все красивым и веселым, чтобы всем было уютно в этом доме. Сравнение как художник показывает, что как художник делает картин} живой, радостной, красивой, так и солнце стремится украсить природу.)

  1. Звуковые средства выразительности. В этом тексте преобладает звук
    [С] - аллитерация, которая создает «шум работы» солнца.
  2. Морфологические   средства   выразительности.   Преобладают   глаголы
    (подчеркивает   динамичность,   в   основном   глаголы    настоящего   времени
    несовершенного  вида,  подчеркивают,  что действие совершается  постоянно,
    длительно)
  3. Синтаксические   средства   выразительности.   Автор   использует   б
    тексте вопросительные и  восклицательные предложения, которые внося!
    экспрессию, заставляют читателей прислушаться к весенней жизни.
  4. Особенности лексики. В тексте автор использует синонимы: солнце,
    светило, которые подчеркивают различные действия данного образа.

Дополнительные грамматические задания

  1. Найти сложное предложение.
  2. Найти подчинительный и сочинительный союзы.
  3. Найти причастие, сделать его морфемный разбор (горящее).
  4. Выписать слова с орфограммой в корне, объяснить написание.

5.        Объясните знаки препинания в предложении:

Весенний день - признак весны.

3   группа.    Сравнительный   анализ   стихотворений    Ф.И.    Тютчеве «Весенняя гроза» u A.A. Фета «Весенний дождь»

Люблю грозу в начале мая,        Еще светло перед окном,

Когда весенний, первый гром,        В разрыве облак солнце блещет,

Как бы резвяся и играя,        И воробей своим крылом,

Грохочет в небе голубом.        В песке купаяся, трепещет.

Громят раскаты молодые,        А уж от неба до земли,

Вот дождик брызнул, пыль летит,        Качаясь, движется завеса,

Повисли перлы дождевые,        И будто в золотой пыли

И солнце нити золотит.        Стоит за ней опушка леса.

С горы бежит поток проворный,        Две капли брызнули в стекло,

В лесу не молкнет птичий гам,        От лип душистым медом тянет,

И гам лесной и шум нагорный -        И что-то к саду подошло,

Все вторит весело громам...        По свежим листьям барабанит.

Определите тему, идею стихотворений, позицию лирического героя

(Тема двух стихотворений близкая - авторы показывают весенний дождь; идея стихотворений - показать красоту русской природы во время весеннего дождя.

Позиция лирического героя более выражена в стихотворении Тютчева: «Люблю грозу в начале мая».

У Тютчева дается полная картина грозы. Мы видим ее наступление, как она приходит и уходит, также состояние природы после грозы. У Фета -ожидание грозы, как она постепенно приходит.)

Найдите языковые средства выразительности и определите их роль

Метафоры: Солнце нити золотит, будто в золотой пыли стоит за ним опушка леса, создают образность, выразительность и т.д.

Морфологические особенности тестов

Для двух текстов характерно обилие глаголов и глагольных форм совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени (у Тютчева: грохочет - брызнул, у Фета: блещет - брызнули). Таким чередованием два автора достигают более богатой выразительности.

Фонетические особенности текстов

Аллитерация у Тютчева — звук «г» создает грохот, звучание весенней грозы. С помощью этого картина весенней грозы становится слышимой. Аллитерация у Фета больше выражена звуком «с», который создает более мягкий шум, шуршание.

Особенности синтаксиса

Оба автора используют сложные союзные предложения, которые свойственны литературному языку; инверсию, которая придает тексту взволнованность, эмоциональность.

Вывод: Творчество Фета и Тютчева близко, оба они мастера слова. Слово этих поэтов заставляет читателей чувствовать русскую природу.

Главное в дифференцированном уроке - это признание за каждым учеником личности, раскрытие содержания индивидуального опыта учеников.

В этих условиях ученики стремятся быть «услышанными», высказываются по затронутой теме. На таком уроке каждый ученик стремится использовать разнообразные способы выполнения заданий без боязни ошибиться, так как помогут товарищи по группе.

Человеку всегда нужен успех. Без него пропадает мотивированное отношение к учебе, не может существовать диалог «ученик - учитель». В зависимости от изменения от познавательной ситуации, достижения успеха ученик может сменить уровень, перейти в другую группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект к уроку "Климатообразующие факторы". География Природа России. 8 класс.

Данный план - конспект используется мной на уроках географии и обучающимися при дистанционном изучении материала....

урок-исследование "Комплексный анализ текста" (по тексту Ю.Бондарева "Звезда и Земля")

Разработка открытого урока по комплексному анализу текста Ю.Бондарева "Звезда и земля"....

План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.

        План-конспект  открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести  «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...

План-конспект открытого урока по английскому языку «Человек- дитя природы»

План-конспект открытого урока в 10 классе на тему: "Человек - дитя природы"...

План-конспект внеклассного мероприятия по китайскому языку 春节 « Праздник весны. Традиции празднования и пожелания».

План-конспект внеклассного мероприятия  по китайскому языку 春节 « Праздник весны. Традиции празднования и пожелания».. Данный план-конспект разработан на основе  УМК Китайски...

План-конспект интегрированного урока по физической культуре на тему «Комплексное развитие двигательных качеств»

План-конспект интегрированного  урока по физической культуре на  тему «Комплексное развитие двигательных качеств»...