План-конспект урока "Водоросли, их разнообразие и значение в природе"
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме
Урок для 6 класса по теме "Водоросли, их разнообразие и значение в природе" ФГОС УМК И.Н.Пономарева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок в рамках ФГОС | 112.81 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока по биологии.
Тема: Водоросли, их разнообразие и значение в природе.
Класс 6 (ФГОС).
УМК Н.И.Пономарева.
Учебник: Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко; под ред. проф. И.Н.Пономаревой.- М.: Вентана-Граф
Цель урока: сформировать представление о водорослях, как низших растениях.
Задачи:
1.Познакомить с особенностями среды обитания, строения и жизнедеятельности водорослей;
2.Изучить общие признаки водорослей;
3.Определить признаки одноклеточных и многоклеточных водорослей;
4.Продолжить формирование умений работать с различными источниками информации: учебник, электронная образовательная программа 1С: Школа, и др ИКТ (аудиоконтент, видеоконтент, мультимедиа).
5.Воспитание экологической грамотности и бережного отношения к среде обитания водорослей.
Оборудование: интерактивное оборудование «Promethean», файлы презентации, ПК, магнитная доска с магнитами, гербарный материал «водоросли», чистые листы А-4 (для создания схемы, опорных знаков в работе групп),
Использование компонентов УУД:
- умение слышать, слушать, планировать и согласованно выполнять совместную работу;
- взаимодействовать друг другом, оказывать поддержку друг другу, уметь вести дискуссию;
- правильно выражать свои мысли;
- эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками;
- готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации в работе;
- умение выявлять существенное;
- умения осознавать познавательную задачу;
- умения и навыки читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника;
- понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме,
- использовать знаково-символичные средства;
- умение решать проблемы и задачи.
- навыки формированием произвольности поведения в индивидуальной и совместной работе;
- эмоциональное оценивание происходящего и изученного;
Ход урока.
- Проверка знаний учащихся.
? Какое значение имеет систематика в изучении живой природы.
? Как именуют виды растений.
? Какие таксоны выделены в классификации растений.
? Ученый-натуралист, который ввел бинарные названия видов.
? Установить соответствия между таксономическими единицами и предложенными названиями групп. Какое название группы лишнее, почему.
Злаки Однодольные Цветковые Пшеница твердая Пшеница Злакоцветные Голосеменные |
? Какие растения относят к высшим.
Промежуточный результат: определение качества усвоения изученного материала «Систематика растений, ее значение для ботаники».
- Изучение материала.
Образовательный компонент 1. | Действия учителя | Действия учеников |
Видеосюжет водоросли (ЭОП 1С: Школа). | Демонстрирует видеосюжет. Предлагает ответить на вопросы по видеосюжету. Определяет, что усвоили ученики после просмотра. Задает вопросы по сюжету. ? Место обитания организмов. ? Какие формы организмов увидели. ? Какие размеры могут иметь организмы. ? К какой категории относятся эти организмы. Постановка проблемы, цели урока. Помогает определить проблему и цель урока. Объясняет, что это особая группа растений «Водоросли». | Внимательно просматривают видеосюжет. Размышляют, анализируют информацию. Отвечают на вопросы. Предполагают цель урока. Записывают в классной тетради тему урока. |
Промежуточный результат: определение цели урока. Понимание, что есть сходства и различия между представленными растениями. Понимание необходимости изучения особенностей строения водорослей.
Образовательный компонент 2. | Действия учителя | Действия учеников |
Работа с текстом учебника, иллюстрацией № 107,108 | Объяснение задачу перед учениками. Помогает ученикам в работе с текстом и с иллюстрацией. Выслушивает и акцентирует внимание учеников на существенное. Проверяет качество выполнения работы. Задает вопросы. ? Чем отличаются по своему строению водоросли. ? В каких структурах находится хлорофилл. ? Какие формы тела имеют водоросли. ? Как называется одноклеточная водоросль. ? Какие особенности строения хламидомонады свойственны растительной клетке. ? Какие структуры свойственны свободно живущему организму. ? С каким процессом связано наличие этих структур. Выслушивает ответы учеников, дополняет и отмечает правильно выделенные признаки. Предлагает сравнить ответы учеников с ответами на слайде. | Активное слушание. Понимание задачи. Работают с текстом учебника и с иллюстрацией. Размышляют, взаимодействуют с учителем. Отвечают на вопросы. Внимательно слушают ответы одноклассников, дают комментарии к ответам, исправляют допущенные ошибки. Делают обобщение. Записывают в тетрадь признаки отдела «Водоросли». |
Промежуточный результат: усвоение общей характеристики отдела «Водоросли». А) Водоросли – низшие растения, т.к. тело представлено слоевищем, или талломом. В нем нет органов и тканей. Б) Хлорофилл находится в хроматофорах. В) Водоросли – автотрофные организмы. Усвоение отличий водорослей. А) Есть водоросли одноклеточные и многоклеточные. Б) Формы тела у водорослей разнообразны. В) Хламидомонада имеет жгутики, глазок, сократительную вакуоль – структуры, свойственные свободно живущему организму.
Образовательный компонент 3. | Действия учителя | Действия ученика |
Закрепление материала «Строение одноклеточной водоросли». ЭОП 1С: Школа и задание № 2 «рабочей тетради». | Объясняет цель работы, мотивирует на выполнение работы, оказывает помощь при выполнении работы в «рабочей тетради». Проверяет качество выполнения работы с использованием тестового варианта пособия в ЭОП 1С: Школа
| Выполняют задание №2 в «рабочей тетради» на закрепление знания строения одноклеточной водоросли. Совместное взаимодействие с учителем. Работают с интерактивным пособием. Показывают качество выполнения задания, степень усвоения, выбирают из предложенных вариантов правильный ответ. Называют структуры строения хламидомонады и ее функцию. Взаимодействуют с учителем в работе. |
Промежуточный результат: знание особенностей строения одноклеточной водоросли. Усвоение частей тела, функции структур тела. Запоминание новых понятий и закрепление знаний строения растительной клетки и структур свободноживущих организмов.
Образовательный компонент 4. | Действия учителя | Действия учеников |
Изучение блока «Размножение водорослей», «Многообразие водорослей», «Значение водорослей» | Проводит деление учеников класса на рабочие группы. Объясняет задачу для каждой группы. Осуществляет помощь при подготовке к выступлению, при создании схемы. Поддерживает высокий темп работы, акцентирует внимание на содержательной части материала каждой группы. Поощряет мысли в группах, создает благоприятную ситуацию в работе группы, ситуацию успеха. По окончанию выступлений групп проверяет правильность записей учеников. Демонстрирует гербарные экземпляры «водоросли», флакон йода, пищевой продукт. | Работа выполняется в группах. 1 группа работает над содержанием материала «Размножение водорослей». 2 группа – «Многообразие водорослей», 3 группа – «Значение водорослей». В группах проводят анализ содержания материала, обсуждают, определяют содержание своего рассказа. Взаимодействуют с учителем. Разрабатывают схему материала для последующей записи в тетради учениками класса. Выступают перед одноклассниками. Предлагают схему своей части материала. После выступления каждой группы переносят схемы главной части материала в тетрадь. |
Промежуточный результат: отработаны навыки работы в группе и взаимодействия с членами группы и учителем. Проведен совместный анализ содержания материала. Отработаны умения и навыки использования схемы, таблицы, опорных знаков и т.д. при решении учебной задачи. Усвоены знания особенностей размножения водорослей, многообразия водорослей, значения водорослей.
Схема № 1. «Размножение водорослей»
Схема № 2. «Многообразие водорослей»
Названия водорослей.
Глубина обитания в водоемах.
Схема № 3. «Значение водорослей»
-участвуют в образовании кислорода, насыщению водной среды и атмосферы кислородом;
-являются источником органических веществ и энергии для животных;
-продукт питания человека;
-корм для скота;
-медицинский препарат «йод»;
-удобрение;
-биологическая очистка сточных вод.
Образовательный компонент 5. | Действия учителя | Действия учеников |
Закрепление материала. Обобщение темы. Видеофильм «Многообразие водорослей». | Проводит небольшой опрос по изученным блокам. Подводит итоги работы групп. Обобщает изученный материал. После просмотра видеофильма предлагает задуматься о роли водорослей в существовании живых существ на планете. Ставит проблему для размышления. ? Роль человека в сохранении биологического разнообразия. ? Роль человека в сохранении среды обитания водорослей. ? Пути решения проблемы загрязнения водоемов. ? Эффективные и безопасные для водных обитателей методы очистки водоемов. | Внимательно просматривают видеосюжет, дают оценку информации в видеосюжете. Рассказывают, что они дополнительно узнали из фильма. Размышляют над проблемой. Отвечают на вопросы, предлагают варианты решения проблемы. |
Промежуточный результат: размышления над проблемой сохранения водорослей и защита среды обитания водорослей. Эмоциональная оценка и отношение к проблемам экологии. Умение предлагать собственные выводы, собственные способы решения проблемы. Закрепление изученного материала.
- Подведение итогов.
Методические рекомендации к уроку.
- использовать интерактивные возможности ИКТ;
- подготовить к уроку оборудование, интерактивные пособия;
- выдерживать временные рамки каждого обучающего компонента урока;
- оказывать дозированную помощь ученикам в работе, мотивировать к изучению материала, создавать ситуацию успеха каждого ученика;
- вовлекать в опрос и работу слабоуспевающих учеников, предлагая им форму работы, успешную для выполнения (например, работа с интерактивным пособием с наличием готовых ответов);
- использовать разнообразные формы восприятия материала;
- использовать многовариативные формы работы,
- обязательное включение в работу учебник, не перегружая урок презентацией, слайдами.
При подготовке к уроку использованы материалы Интернет-ресурса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по теме "Разнообразие плодово-ягодных растений»
План-конспект занятия по теме "Разнообразие плодово-ягодных растений"...
План конспект по биологии 8 класс Тема: Значение дыхания.
Тема: Значение дыхания по учебнику Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев , учебник «Биология. Человек» 8 класс, М., Дрофа, 2012 г.Конспект составлен по стандартам образования и содержит все пу...
План-конспект урока по биологии "Многообразие и значение земноводных" (для слабослышащих детей)
Описаны цели и задачи урока, ход урока...
Конспект урока Биология, 6 класс Тема урока «Водоросли, их разнообразие и значение в природе»
План - конспект урока по биологии по теме "Водоросли, их разнообразие и значение в природе"...
Презентация "Водоросли, их разнообразие и значение в природе"
Презентация для урока по биологии по теме "Водоросли, их разнообразие и значение в природе"...
Урок биологии в 8 классе "Разнообразие рыб. Значение в природе и жизни человека"
Данный урок разработан ввиде игры для закрепления и обобщения материала по теме "Рыбы" Игра "Счастливый случай на уроках зоологии" состоит из разминки и 4 геймов. Можно использоват...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКАРазряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные....