Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: «Бактерии:строение и жизнедеятельность»
методическая разработка по биологии (5 класс)
Урок, направленный на формирование УУД, разработан на основе школьного учебника по биологии для 5 класса под редакцией И.Н.Пономаревой в соответствии с ФГОС ООО
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочий лист урока «Бактерии: строение и жизнедеятельность»
Ф.И. _______________
1.Сформулируйте проблему и цель урока. Заполните «Оценочные листы».
2.Составьте план работы на уроке. Заполните «Оценочные листы».
3.Самостоятельная работа в группах по инструктивной карточке. Результаты работы занесите в «Оценочный лист».
4.Решите проблемно-познавательную задачу: Бактерии появились на Земле более 3,5 млр. лет назад. И до сих пор эта самая древняя и примитивная группа является процветающей, наряду с гораздо более сложными организмами, почему? Сформулируйте гипотезу.
Результаты занесите в «Оценочный лист »
4. Заполните сравнительную таблицу.
Признак сравнения | Растительная клетка | Бактериальная клетка |
1.Оболочка | ||
2.Ядро | ||
3.Хлоропласты | ||
4.Цитоплазма |
После выполнения задания проведите самопроверку в паре. Результаты занесите в «Оценочный лист »
5. Выполните тест, возле правильных суждений поставьте знак «+».
Прием «Верные, неверные утверждения»
1.Бактерии не имеют ядра.
2.У бактерий нет наследственной информации.
3.Бактерии быстро размножаются путем деления.
4. Больше всего бактерий содержится в воздухе
5.При благоприятных условиях бактерии образуют споры
6. При помощи спор бактерии размножаются
Проведите взаимоконтроль, сверившись с эталоном, результаты выполнения занесите в «Оценочный лист»
6. Закончите предложение
1. Я теперь знаю, что бактерии в отличии от одноклеточных растений, грибов, животных, не имеют … .
3. Споры у бактерий, оказывается, играют роль … .
4. Я могу привести примеры того, что бактерии имеют разную форму, Они могут быть … .
7. Рефлексия
«Неоконченное предложение»:
-Самым трудным для меня на уроке было…..
-Самым интересным для меня на уроке было…..
-Я оценил(а) свою работу на уроке на….
Предварительный просмотр:
Оценочный лист
Ф.И. __________________
Деятельность на уроке | Баллы за верное выполнение | Результат |
Формулирование проблемы и цели урока | 1 | |
Участие в составлении плана своей деятельности | 2 | |
Формулирование гипотезы | 3 | |
Решение познавательной задачи | 1 | |
Самостоятельная работа в парах | 2 | |
Заполнение сравнительной таблицы | 2 | |
Выполнение задания «Верные и неверные утверждения» | 1 | |
Итог | 12 |
Переведите набранные вами баллы в оценку
11-12 баллов – «5»
9-10 баллов – «4»
6-8 баллов – «3»
0-5 баллов – «2»
Предварительный просмотр:
Приложение 3
Самостоятельная работа в группах
1 группа «Внешнее строение»
Инструктивная карточка
1) Прочитайте текст учебника на стр.41-42, ответьте на вопрос:
Каковы размеры бактерий?
2) Составьте схему «Формы бактерий»
2 группа «Внутреннее строение»
Инструктивная карточка
1) Прочитайте текст учебника на стр.42, ответьте на вопрос:
Что является отличительной чертой бактериальной клетки?
2) Прочитайте текст учебника на стр.43, ответьте на вопрос:
Как называют организмы, у которых нет ядра (ДНК находится в цитоплазме) и есть оформленное ядро?
3) Прочитайте текст учебника на стр. 42-43 и ответьте на вопрос:
Какие части имеет бактериальная клетка, какие функции они выполняют? Предложите схему строения бактериальной клетки
3 группа «Особенности процессов жизнедеятельности (питания, типа обмена веществ – дыхания и размножения)
Инструктивная карточка
1) Прочитайте текст учебника на стр.43-44 дополните схему. Дайте определение организмам, отличающимся по типам питания.
Особенности процессов жизнедеятельности бактерий
→питание → ……..
→ …….
→ дыхание → ……..
→ …….
→ размножение: ……….
Подписи к слайдам:
1 2 3 4 5 6
Бактерии появились на Земле более 3,5 млр. лет назад. И до сих пор эта самая древняя и примитивная группа является процветающей, наряду с гораздо более сложными организмами, почему?
1.Нет ядра 2.Ядерное вещество в цитоплазме 3.Есть плотная клеточная стенка 4. Иногда жгутики
Автотрофы: способны синтезировать органические вещества из неорганических Гетеротрофы:они не способны синтезировать органические вещества, а питаются готовыми
Аэробное –организмам необходим кислород для окисления органических веществ. Анаэробное -Анаэробным организмам кислород не нужен, а для некоторых видов этой группы он даже ядовит
Клетки бактерий при благоприятных условиях могут делиться на двое через каждые 20-30 минут
При неблагоприятных условиях (недостатке воды, пищи, при низких температурах) многие бактерии переходят в состояние покоя-спору. Споры очень стойки. Они выдерживают нагревание, кипячение, высушивание и низкие температуры.
Рис. 1. Округлые Рис. 2. Палочковидные Р Рис. 3. Спиралевидные Рис. 4. Вибрионы Формы бактерий
Признаки сравнения Растительная клетка Бактериальная клетка Оболочка Ядро Хлоропласты Цитоплазма
1. Я теперь знаю, что бактерии в отличии от одноклеточных растений, грибов, животных, не имеют … . 3. Споры у бактерий, оказывается, играют роль … . 4. Я могу привести примеры того, что бактерии имеют разную форму, Они могут быть … .
Изучить §9, выполнить творческое задание на выбор: -выполнить модель бактериальной клетки, подготовить мини - проект «Мир полезных бактерий», составить синквейн «Бактерии»
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Матреногезовская средняя общеобразовательная школа»
Алексеевского городского округа
Технологическая карта урока
по учебному предмету « Биология»
по теме: «Бактерии:строение и жизнедеятельность»
УМК И.Н.Пономаревой. Биология. 5 класс.
Рожнова Валентина Митрофановна
учитель биологии
образование: высшее,
стаж: 32 года,
квалификационная категория: первая
2019 год
Тема: Бактерии: строение и жизнедеятельность
Место урока в рабочей программе: второй урок в теме «Многообразие живых организмов»
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Цель: создать условия для формирования представлений о бактериях как живых организмах, населяющих все среды жизни
Задачи:
Обучающие: содействовать изучению особенностей строения, жизнедеятельности бактерий; содействовать формированию знаний о полезных и вредных бактериях; об отличительных признаках бактерий.
Развивающие: способствовать развитию умений перерабатывать полученную информацию: работать с текстом, выделять главное, анализировать, формулировать и решать проблемы
Воспитывающие: содействовать формированию творческих, коммуникативных способностей обучающихся; формированию понятия о необходимости соблюдения санитарных норм обучающихся
Формирование УУД:
1. Регулятивные – умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя.
2.Познавательные – умения осуществлять поиск нужной информации; выделять главное в тексте; структурировать учебный материал; грамотно формулировать вопросы; готовить сообщения.
3. Коммуникативные – умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками, умение слушать и понимать речь других.
4.Личностные – Умение управлять своей познавательной деятельностью, открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим поступкам, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Основные понятия: бактерии, прокариоты, эукариоты, автотрофы, гетеротрофы, спора
Оборудование для учителя: технологическая карта, учебник: Биология: 5 класс: И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2019, компьютер, презентация «Бактерии»
Оборудование для учащихся: таблицы: «Строение растительной клетки», «Строение клетки бактерий»; Учебник: Биология: 5 класс: И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2019, оценочный лист, рабочий лист урока.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Приветствует учащихся Мотивирует, создает положительный настрой к учебной деятельности: «Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам! Что есть прекрасного в обычном? Мир этот полон красоты! И то, что кажется привычным Иначе вдруг увидишь ты…. Улыбнитесь друг другу, как улыбается солнышко. Все наше волнение, все плохие эмоции сбросим в наш «волшебный мешочек». Повернитесь друг к другу, положите свои ладошки на ладошки своего соседа повторяйте за мной: Я желаю тебе сегодня добра, ты желаешь мне сегодня добра. Если будет трудно, я тебе помогу» Раздаются материалы урока, учитель объясняет, как и когда учащиеся будут работать с ними. (Приложение 1)
| Приветствуют учителя Проверяют готовность к уроку. Организуют свое рабочее место Знакомятся с материалами урока: «Оценочный лист», «Рабочий лист урока». |
Регулятивные: Волевая саморегуляция Личностные: формирование познавательной мотивации, желания выполнять учебные действия Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Организует проверку знаний, стимулирует к активной работе учеников
Вспомните строение растительной клетки У каких организмов тело не состоит из клеток? Назовите царства живой природы. Какие из указанных царств живой природы вам уже знакомы? Почему ученые систематики распределили живые организмы на различные царства? | Отвечают на вопросы, при необходимости дополняют ответы одноклассников Рассказывают строение растительной клетки (оболочка, ядро, цитоплазма, вакуоль, пластиды) (слайд 2) Вирусы Царства: Растения, животные, грибы, бактерии (слайд 3) Потому что представители каждого царства имеют особые характерные признаки, присущие только для них | Коммуникативные: доносить свою позицию до других с помощью монологической и диалогической речи, уметь обосновывать собственное мнение. Личностные: самоопределение
|
Выявление места и причины затруднения | Сегодня вы познакомитесь с необычными организмами, которые всюду сопровождают нас, но мы их не замечаем. Эти организмы появились и распространились на Земле раньше других. Они встречаются в почве, в воздухе, в воде, обитают и в телах других организмов, найдены в гейзерах, солёных озёрах, таких, как Мёртвое море, в Антарктиде и в Арктике, могут жить даже в реакторах атомных станций. Их количество превышает число людей на земном шаре. О них наш сегодняшний разговор . (слайд 4) Кто они? Какое же это царство? Какими особенностями должны обладать такие организмы? Давайте сформулируем проблему, используя вопросительные слова (как?, зачем?, почему?)
Вопрос: Нужны ли нам знания о невидимых обитателях планеты? Что вы знаете об этих организмах? Прием «Корзина идей» Посмотрите на слайд 5 презентации, перед вами различные организмы. Можете ли вы назвать номера, под которыми изображены бактерии. Почему вы столкнулись с проблемой при выполнении этого задания? Для решения этой проблемы нужно поставить цель. Исходя из цели, сформулируйте тему урока Как мы сможем оценить себя после достижения цели? Для оценки нужны критерии. У вас есть «Оценочные листы», которые вы будете заполнять по мере выполнения заданий, а в конце урока вы оцените свою работу.(Приложение 2) Для решения проблемы и достижения цели необходимо продумать план нашей работы. | Высказывают свои предположения Анализируют информацию, используя субъектный опыт, высказывают свое мнение, формулируют ответ: «Царство Бактерии» Отвечают на вопрос, но допускают ошибки Формулируют проблему: Почему бактерии широко распространены на Земле и легко выживают в неблагоприятных условиях? Высказывают предположения об этих организмах. Формулируют проблему: Не смогли распознать бактерии, т.к. не знаем их характерных признаков Определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть. Цель: изучить признаки бактерий, особенности строения и процессы жизнедеятельности бактерий Формулируют тему урока: «Бактерии: строение и жизнедеятельность» Запись темы урока. Осуществляют самооценку по умениям формулировать проблему, цель, планировать учебную деятельность | Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивов. Регулятивные: целеполагание; планирование путей достижения целей Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками Познавательные: логические – анализ дополнительной информации; общеучебные- самостоятельное выделение- формулирование познава тельной цели; логическое формулирование проблемы |
Построение проекта выхода из затруднения | Давайте составим план работы на уроке. Создает условия для составления плана работы | В тетрадях составляют план работы на уроке Составляют план: 1. Изучить внешнее строение бактерий. 2. Изучить внутреннее строение бактерий. 3. Изучить особенности жизнедеятельности (питания, дыхания, размножения, способы перенесения неблагоприятных условий | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные: логическое формулирование проблемы Регулятивные: планирование путей достижения целей Личностные: планирование учебного сотрудничества |
Реализация построенного проекта | Формулирует проблемно- познавательную задачу: Бактерии появились на Земле более 3,5 млрд. лет назад. И до сих пор эта самая древняя и примитивная группа является процветающей, наряду с гораздо более сложными организмами, почему? (слайд 6) Помогает уточнить противоречие и гипотезу У нас пока нет достаточных знаний для подтверждения гипотезы, поэтому приступаем к работе по поиску и осознанию информации Организует работу с текстом учебника. Самостоятельная работа в группах (Приложение 3) Во время защиты группы, учитель дополнительно поясняет материал, а также добавляет к материалу учебника (под запись: перенесение неблагоприятных условий: образование спор) (слайды 7-12) Вывод: бактерии очень выносливы: они переносят высушивание, сильные холода, нагревание до 80-90оС, но погибают от ультрафиолетовых солнечных лучей, дезинфицирующих веществ и длительном нагревании более 120 оС. Результаты занесите в «Оценочный лист » Физкультминутка | Учащиеся слушают задачу, выявляют противоречие и формулируют гипотезу. Причина: организмы устроены сложно, значит они жизнеспособны, широко распространены. А если организмы древние и примитивные, то не жизнеспособны, встречаются редко, не приспособлены Возникает противоречие: но это не так, несмотря, на простое строение и древний возраст, бактерии вездесущи и удивительно жизнеспособны. Гипотеза: Значит, они имеют некие особенности, позволяющие им быть такими. Ребята работают в группе по инструктивной карточке. Обсуждение результатов работы в паре, дополняют ответы одноклассников
Результаты заносят в «Оценочный лист » Проводят физкультминутку | Познавательные: установление причинно-следственных связей, формулировать гипотезу, осуществлять сравнение, преобразовывать информацию из одного вида в другой Регулятивные: выдвигать версии решения проблемы, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно, оценка результата своей работы Коммуникативные: умение обосновывать собственное мнение, доносить свою позицию до других, организовывать учебное взаимодействие в паре Личностные: действие смыслообразования |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Организует работу по заполнению сравнительной таблицы (рабочий лист, задание 4) После выполнения задания проведите самопроверку в паре. Результаты занесите в «Оценочный лист » | Заполняют сравнительную таблицу(слайд 13) Результаты заносят в «Оценочный лист » | Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения Познавательные: структурирование знаний, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и учениками, оценка и коррекция действий партнера. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Выполните тест, возле правильных суждений поставьте знак «+» 1.Бактерии не имеют ядра. 2.У бактерий нет наследственной информации. 3.Бактерии быстро размножаются путем деления. 4. Больше всего бактерий содержится в воздухе 5.При благоприятных условиях бактерии образуют споры 6. При помощи спор бактерии размножаются Проведите взаимоконтроль, сверившись с эталоном, результаты выполнения занесите в «Оценочный лист» | Выполняют тест, осуществляют взаимоконтроль, результаты выполнения заносят в «Оценочный лист»
Правильные суждения- 1,3 | Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения, самостоятельная адекватная оценка правильности результатов |
Включение в систему знаний и повторение | Вспомним проблему и пробуем ответить на этот вопрос Почему примитивные бактерии широко распространены на Земле и легко выживают в неблагоприятных условиях? Закончите предложение (слайд 14) 1. Я теперь знаю, что бактерии в отличии от одноклеточных растений, грибов, животных, не имеют … . 3. Споры у бактерий, оказывается, играют роль … . 4. Я могу привести примеры того, что бактерии имеют разную форму, Они могут быть … . | Отвечают на проблемный вопрос Почему бактерии широко распространены на Земле и легко выживают в неблагоприятных условиях? Предполагаемый ответ: очень простое строение, приспособление к разным условиям существования (кислородное и бескислородное), типам питания, быстрое размножение, спорообразование Выполняют задание «Закончи предложение» | Познавательные: умение структурировать знания Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения |
Информация по домашнему заданию | Озвучивает домашнее задание (слайд 15) Изучить §9, выполнить творческое задание на выбор: -выполните модель бактериальной клетки; Подготовить мини - проект «Мир полезных бактерий», синквейн «Бактерии» | Записывают домашнее задание | Регулятивные: осознание того, что усвоено и на основании этого оценка пробелов в знаниях и выбор домашнего задания. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Организует рефлексию Возьмите «Оценочные листы», просуммируйте баллы и соотнесите с оценкой Закончить предложения… | Переводят баллы в оценку, осуществляют самооценивание Выполняют рефлексивное задание «Неоконченное предложение»: -Самым трудным для меня на уроке было….. -Самым интересным для меня на уроке было….. -Я оценил(а) свою работу на уроке на…. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные: рефлексия способов и условий действия Личностные: самооценка на основе критерия успешности Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения |
Источники информации:
1.Биология: 5 класс: учебник / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова; под ред. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2019. – 141 с.: ил.
2. Биология: 5 класс: методическое пособие / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2016 – 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока биологии в 5 классе, тема `Бактерии. Строение и жизнедеятельность`, по учебнику Пономаревой, ФГОС
Технологическая карта урока биологии в 5 классе, тема `Бактерии. Строение и жизнедеятельность`, по учебнику Пономаревой, ФГОС...
Разработка интернет - урока по биологии в 6 классе. Тема: "Бактерии: строение и жизнедеятельность"
Тип урока: урок изучения нового материала. Формы урока: урок – исследование Прогнозируемый результат: 1. Умение работать с источниками информации, с микроскопами, лабораторным оборудованием. 2. Знают ...
Урок по теме "Бактерии: строение и жизнедеятельность"
Урок по теме "Бактерии: строение и жизнедеятельность" по теме "Бактерии" в 5 классе по программе Пономарёвой И.Н....
Урок биологии в 5 классе Тема «Бактерии: строение и жизнедеятельность»
Цель: формирование у учащихся представлений о царстве Бактерии, особенностях их строения и жизнедеятельности.Задачи:1) познакомить учащихся с самой древней группой живых организмов – бактериями...
Презентация по биологии на тему: "Бактерии: строение и жизнедеятельность" 5 класс
Презентация по биологии на тему: "Бактерии: строение и жизнедеятельность" 5 класс составлена в соответствии с учебником И.П. Пономарёвой. В ней раскрыты основные отличительное особенности ба...
Технологическая карта урока по теме "Бактерии: строение и жизнедеятельность". Биология. 5 класс.
Технологическая карта урока по биологии в 5 классе. Тема урока "Бактерии: строение и жизнедеятельность". На уроке предусмотрены разные формы работы: индивидуальная, парная, групповая и...