Среда обитания,строение и процессы жизнедеятельности бактерий
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме
Урок с применением мультимедийной презентации, которая чередуется с использованием микроскопа, иллюстрированных карточек. Урок разработан для УМК под редакцией Д.И.Трайтака. Имеет много проблемных заданий, математических задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sreda_obitaniya_stroenie_i_processy_zhiznedeyatelnosti_bakteriy.docx | 941.88 КБ |
informacionnyy_list.docx | 31.2 КБ |
bakterii.rar | 2.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
- образовательная- изучить особенности строения и жизнедеятельности бактерий, которые позволяют выделить их в отдельное царство, познакомиться с типами взаимоотношений между организмами на примере бактерий
- Развивающая – развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы на основе увиденного и услышанного, развивать практические навыки работы с микроскопом, развивать поисково-информационные умения, развивать учебно-организационные умения: организовывать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.
- Воспитательная- осуществлять экологическое воспитание обучающихся, воспитывать умение работать в коллективе,формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха
Тип урока – комбинированный.
Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группе с познавательными материалами), проблемный метод (при решении проблемных заданий), интерактивный ( использование мультимедийной презентации), практические ( работа с микроскопом).
Оборудование и материалы : мультимедийное оборудование, микроскоп, микропрепараты картофельной палочки и сенной палочки, раздаточный материал к заданиям, информационный лист, мультимедийная презентация.
УМК: Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/Д.И.Трайтак, Н.Д.Трайтак. –М.: Мнемозина,2011.
ХОД УРОКА
- Организация обучающихся на работу.
- Проверка домашнего задания (слайд1)
Составить рассказ о вирусах, используя схему:
- Переход к изучению новой темы. (слайд 2)
- По сведениям ученых они появились 3,5 млрд лет назад, и благодаря им атмосфера Земли наполнилась кислородом.
- В теле человека их около 1,5 кг и 300 видов.
- Именно благодаря им мы чувствуем запах земли после дождя
- В Антарктиде из ледника Тейлора временами выходит кровавый водопад
- Они помогают в расследовании криминальных преступлений и несут гибель от болезней.
- В этой маленькой точке уместилось бы их 250000.
- (слайд3)Впервые их увидел в оптический микроскоп и описал голландский натуралист Антони ван Левенгук в 1676 году. Как и всех микроскопических существ он назвал их «анималькули».
Сейчас у вас есть возможность повторить открытие Левенгука и увидеть их с помощью микроскопа.
Рассматривание в микроскоп культур сенной и картофельной палочек.
В- на что похожи увиденные организмы?
О –палочки. (Слайд4)
Палочка от греческого «бактерион» Название «бактерии» ввёл в употребление Христиан Эренберг в 1828. (слайд5)
Тема урока:
« Среда обитания, строение и процессы жизнедеятельности бактерий.»
Задачи: (Слайд6)
- Познакомиться с характерными чертами строения бактерий;
- Познакомиться со средами обитания бактерий;
3. Выяснить, как происходят основные процессы жизнедеятельности
бактерий, каковы взаимоотношения бактерий с другими организмами.
- Изучение нового материала.
- Разнообразие бактерий.
1)Формы бактерий ( работа с текстом учебника §55 стр 180), составление схемы
«формы бактерий», распределение картинок с примерами бактерий на группы, с дальнейшей проверкой (слайд7)
В- помимо разной формы, что еще вы можете выделить у некоторых бактерий?
О- жгутики.
2)По характеру движения: (слайд 8)
Подвижные
Неподвижные
3)По цвету:
Бесцветные
Окрашенные ( пурпурные, зеленые, сине-зеленые)
- Внутреннее строение бактериальной клетки в сравнении с растительной (работа с таблицей «Строение растительной и бактериальной клетки»
Вспомните чем покрыта растительная клетка?
Как называется полужидкая среда растительной клетки?
Какие органоиды есть в растительной клетке?
Присутствуют ли они в клетке бактерии?
Какую функцию выполняет в клетке ядро?
Есть ли ядро в бактериальной клетке?
Бактерии относятся к доядерным организмам(прокариотам)
дать обозначения элементам строения бактериальной клетки.
- Среда обитания.
Рассмотрите рис 121 стр181. Какие среды обитания завоевали бактерии?
Одинаковое ли количество бактерий находится в разных средах?
Предположите , что позволило бактериям занять все среды обитания.
- Дыхание . Вспомните , что такое дыхание?
Дыхание – процесс окисления веществ в клетках организмов с помощью поглощаемого из окружающей среды кислорода.
(Слайд9)
Бактерии делятся на 2 группы: аэробы, анаэробы.
- Размножение бактерий (слайд 10)
Клетки бактерий при благоприятных условиях очень быстро размножаются, делясь надвое. Если клетка удваивается каждые полчаса, то за сутки она способна дать 281 474 976 710 656 потомков. А некоторые бактерии способны размножаться еще быстрее
Известно, что некоторые бактерии размножаются делением со скоростью 1 деление в секунду (каждую секунду бактерии раздваиваются).
Лаборант заметил, что если посадить в пустой сосуд 1 бактерию, то через 1 минуту этот сосуд окажется полным.
Через какое время наполнится сосуд, если вначале посадить в него 2 бактерии?
- Взаимоотношения бактерий с другими организмами.(слайд11)
Видимо, раз бактерии находятся повсеместно и в большом количестве, можно предположить, что они вынуждены поддерживать отношения с другими организмами.
Нейтрализм- вид биотических отношений, когда два организма не влияют друг на друга.
Метабиоз –такая форма взаимоотношений , когда продукты жизнедеятельности одного вида служат источником питания другого.
Симбиоз – форма совместного существования двух организмов, которое оказывается полезным для тех и других.
Конкуренция – соперничество нескольких субъектов в достижении схожей цели.
Паразитизм- сосуществование организмов, при котором один организм живет за счет другого, нанося ему вред.
Антагонизм- подавление одних форм бактерий другими с помощью вырабатываемых ими антимикробных веществ.
Рассмотрение взаимоотношений на примере молочнокислых бактерий.
В природных средах обитания и различных субстратах тот или иной тип взаимоотношений между микроорганизмами устанавливается не изолированно от других типов, а во взаимосвязи с ними, образуя сложные системы влияний и зависимостей. Один из примеров таких сложных взаимоотношений мы сейчас рассмотрим.
Взаимополезные отношения устанавливаются между дрожжами и молочно-кислыми бактериями в опаре и тесте при производстве хлеба, в молоке при производстве кефира, кумыса. Молочная кислота необходима для дрожжей, а дрожжи обеспечивают молочно-кислых бактерий ростовыми веществами.
Отношения метабиоза способствуют быстрой порче квашеных и соленых овощей, кисло-молочных продуктов, если они хранятся открытыми. Молочно-кислые бактерии продуцируют молочную кислоту, ее потребляют плесневые грибы и подготавливают, таким образом, субстрат для гнилостных бактерий.
Но в свою очередь молочная кислота , выделяемая молочно-кислыми бактериями подавляет развитие гнилостных бактерий. Это пример антагонизма. На использовании антагонизма между молочнокислыми и гнилостными микробами основаны квашение овощей, сквашивание молока. И. И. Мечников предложил использовать молочно-кислые бактерии для борьбы с гнилостными бактериями, обитающими в кишечнике человека и постоянно отравляющими его продуктами своей жизнедеятельности.
Примером паразитизма могут служить взаимоотношения между бактериофагами и бактериями. Бактериофаги, питаясь веществами живых бактерий, разрушают их.
- Как бы не складывались взаимоотношения бактерий с другими организмами, они касаются пищевых ресурсов. Бактерии – живые организмы, следовательно они питаются.
В- назовите 2 типа питания.
(Слайд 12) по типу питания разделяют бактерии на автотрофы и гетеротрофЫ, гетеротрофы- на сапротрофов и паразитов. Сапротрофы питаются органическими веществами отмерших организмов, либо выделениями живых. Паразиты – организмы , живущие на живых организмах, даже на других бактериях.
- Не смотря на широкое распространение , уничтожить самих бактерий очень легко. Для некоторых губителен солнечный свет ( туберкулезная палочка) , для других – сухой воздух или замораживание. Человек научился получать дезинфекционные растворы( комет, доместос ит.д.). Настоящим прорывом в борьбе с микробами стало изобретение технологий пастеризации и стерилизации.
Пастеризация — процесс одноразового нагревания чаще всего жидких продуктов или веществ до 60 °C в течение 60 минут или при температуре 70—80 °C в течение 30 мин Технология была предложена в середине XIX века французским микробиологом Луи Пастером. ( слайд 13)
Применяется для обеззараживания пищевых продуктов, а также для продления срока их хранения.
При такой обработке в продукте погибают вегетативные формы микроорганизмов, однако споры остаются в жизнеспособном состоянии и при возникновении благоприятных условий начинают интенсивно развиваться. Поэтому пастеризованные продукты (молоко, пиво и др.) хранят при пониженных температурах в течение ограниченного периода времени. Считается, что пищевая ценность продуктов при пастеризации практически не изменяется, так как сохраняются вкусовые качества и ценные компоненты (витамины, ферменты)
Стерилизация (от лат. sterilis — бесплодный) полное освобождение различных веществ, предметов, пищевых продуктов от живых микроорганизмов. Наиболее распространённые методы действие высоких температур( нагревание при 120 гр в течение 20 минут)
Как пример, нагревание медицинских инструментов было известно ещё в Древнем Риме, но было забыто в Средние века, что привело к резкому росту числа осложнений и летальности после хирургических операций.
Итак, с живыми бактериями справиться относительно легко, но при наступлении неблагоприятных условий бациллы ( какие по форме?- палочки) образуют споры . ( слайд 14), покрытые плотной оболочкой и теряющие воду, они нужны не для размножения, в состоянии споры бактерия может выдерживать длительное высушивание, нагревание больше 100 гр , охлаждении – 273,16 гр.
Задача: Подсчитайте, сколько дней бактерии могут сохранять свою жизнь в виде спор, если известно. Что споры холеры выдерживают неблагоприятные условия 2 дня, чумы - в 4 раза дольше, тифа – в 30 раз дольше, туберкулеза – в 150, а сибирской язвы – в 1826 раз.
Ответ:чума-8 дней, тиф- 60 дней, туберкулез- 10 месяцев, сибирская язва -10 лет.
У бактерий, попавших в благоприятные условия, оболочка споры лопается и появляется нормальная бактериальная клетка , о некоторых тайнах которой мы узнали на сегодняшнем уроке.
- Вывод по уроку.
Бактерии – относительно просто устроенные микроорганизмы, видимые только в микроскоп, относящиеся к доядерным организмам, так как не имеют оформленного ядра. Они могут быть сапротрофами, автотрофами и паразитами, обитать в аэробной и анаэробной среде, что позволило им занять все среды обитания.
- Домашнее задание. (слайд15)
§55 §56. Подготовить сообщения об азотобактере, холерном эмбрионе, молочнокислых бактериях.
- Закрепление .
Собрались как-то вдруг бактерии на форум,
Всех посчитали - получился кворум
И главная бактерия сказала:
"Поговорим о том, как нас осталось мало.
Нас люди беспощадно истребляют
И что-то новое всегда изобретают.
Все эти кометы, доместосы и ферри,
За нашу жизнь они нам сильно надоели!
Ну ладно бы они плохих травили,
Тех, кто заразный -тех бы и убили,
Но убивают почему-то всех подряд,
Не разбираясь, кто тут прав, кто виноват?
И даже в космос люди нас не допустили,
А сами там такое натворили.
Смириться с этим нам никак нельзя,
Давайте предложения, друзья!"
Решили дружно, что на время все исчезнем,
А люди пусть попробуют прожить, как прежде.
Смоделируйте ситуацию, при которой на Земле исчезли бактерии.( Работа с карточками , обозначающими бактерии и другие организмы, продукты)
- Рефлексия.
8. Оцените урок. Допишите предложения:
Сегодня на уроке я могу похвалить:
себя за ___________________________________________________________________
моих одноклассников за________________________________________________
учителя за __________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Информационный лист
- Тема урока ___________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
- «Бактерион» ___________________________
Понятие ввел ____________________________
- Формы бактерий
4.Бактерии различны
По характеру движения____________________________, ____________________________________
По цвету _________________________________, ___________________________________________
5.Внутреннее строение бактериальной клетки.
6.Определите типы взаимоотношений организмов между собой.
1.вид биотических отношений, когда два организма не влияют друг на друга___________________
2.такая форма взаимоотношений , когда продукты жизнедеятельности одного вида служат источником питания другого_____________________________________________________________.
3.форма совместного существования двух организмов, которое оказывается полезным для тех и других_________________________________________________________________________________.
4.соперничество нескольких субъектов в достижении схожей цели______________________________.
5.сосуществование организмов, при котором один организм живет за счет другого, нанося ему вред
_______________________________________________________________________________________.
6.подавление одних форм бактерий другими с помощью вырабатываемых ими антимикробных веществ________________________________________________________________________________.
7. Решите задачу: Подсчитайте, сколько дней бактерии могут сохранять свою жизнь в виде спор, если известно. Что споры холеры выдерживают неблагоприятные условия 2 дня, чумы - в 4 раза дольше, тифа – в 30 раз дольше, туберкулеза – в 150, а сибирской язвы – в 1826 раз.
Ответ: чума-_____дней, тиф- ____дней, туберкулез- ______месяцев, сибирская язва -_______ лет.
8. Оцените урок. Допишите предложения:
Сегодня на уроке я могу похвалить:
себя за _______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
моих одноклассников___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
учителя за ____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Регуляция процессов жизнедеятельности организмов и их связей с окружающей средой.
Задачи: 1. Познакомить учащихся с регуляцией процессов жизнедеятельности организмов и связи их с окружающей средой.2...
Модульный урок № 4 Тема: «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».
Урок в 6 классе разработан с помощью модульной технологии, по авторской программе В.В.Пасечника....
Конспект урока «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».
Цель урока: Познакомить учащихся с характерными признаками бактерий, их отличием от растений, сформировать умение сравнивать и обобщать материал, дать представление о скорости размножения бактерий, по...
Технологическая карта урока биологии по теме "Особенности строения и процессов жизнедеятельности бактерий" (6 кл)
Данная разработка содержит технологическую карту урока и приложения. Материал ориентирован на УМК Лапшиной В.И., Рокотовой, изд-во "Академкнига/Учебник"....
Конспект урока, 5 класс. "Царство бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий."
Методическая разработка предназначена для изучения нового материала по теме "Царство бактерии"...
Бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий.
Конспект урока по биологии 5 класс по теме :"Строение и жизнедеятельность бактерий"...
Тема урока: Царство бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий.
Конспект на тему урока:" Царство бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий."...