рабочая программа по биологии для 9 классов
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Данная программа составлена учащихся 9а, б, в, г классов базового курса биологии. Настоящая программа рассчитана на 68 час ( по 2 часа в неделю ). Программа разработана на один год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr.9_kl._biol.docx | 41.08 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная организация №11» г. Альметьевска Республики Татарстан
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель ШМО Заместитель Директор МБОУ «СОШ №11»
______/ Бабаева Н.А / директора по УВР ________/Р.Р.Беляева /
Протокол №___ от МБОУ «СОШ №11» Приказ № 332 от
« 28 » августа 2017г. ________/Канифова А.Н/ «29 » августа 20 17 г.
«28 » августа 2017 г.
Рабочая программа
По предмету биология
Классы 9 а, б, в, г
Учитель высшей квалификационной категории
Асадуллина Разина Хамитовна
«Принято»
Педагогическим советом протокол
От 29 августа 2017 г. № __
2017- 2018 учебный год
Пояснительная записка
Данная программа составлена учащихся 9а, б, в, г классов базового курса биологии. Настоящая программа рассчитана на 68 час ( по 2 часа в неделю ). Программа разработана на один год.
Учебно-методический комплекс:
- А.А.Каменский ;Е.А.Криксунов ;В.В.Пасечник Введение в биологию и экологию -9 класс для общеобразовательных учреждений М: Дрофа ;-2008.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Учащиеся должны знать
Признаки биологических объектов: особенности строения и функций клеток, тканей и организмов растений, животных, грибов и бактерий, структуры и свойств популяций, экосистем, биосферы;
— сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
— особенности: строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения, сохранения здоровья.
Учащиеся должны уметь
Находить:
В тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;
В биологических словарях и справочниках значения биологических терминов
В различных источниках( в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию о
Живых организмах; избирательно относиться к биологической информации; содержащейся в средствах массовой информации.
— объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика
родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;
взаимосвязи организмов и окружающей среды роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды
; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости ; проявления
, наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
Проводить простые исследования:
— изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
По результатам наблюдений
— распознавать и описывать: на таблицах — основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах — органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных данного региона, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
— выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
— сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы;
— определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
— анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
— проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значения биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
— использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; для оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; для рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Содержание тем учебного курса 9 класса
Введение (3 часа).
Основные понятия: « биология», «микология», «бриология», альгология», палеоботаника «, «биотехнология», биофизика», «биохимия», «радиобиология». Факты; Биология как наука. Процессы ; Становление биологии как науки. Интеграция и дифференциация.
Наука, научный факт, гипотеза, теория. Факты; Методы изучения живых объектов; биологический эксперимент; наблюдение; описание.
Основные понятия: жизнь, открытая система, наследственность и изменчивость. Факты: Отличительные особенности живых организмов от неживых тел; единый принцип организации, обмен веществ и энергии, открытые системы, реакция на изменения окружающей среды, размножение , развитие, наследственность и изменчивость, приспособление к определенной среде обитания. Обмен веществ, процессы синтеза и распада. Особенности развития ; упорядоченность, постепенность, последовательность, реализация наследственной информации
НРК -Географическое положение РТ- хозяйственная деятельность человека. Рельеф и полезные ископаемые РТ. Природно- географические зоны. Лесная и лесостепная и степные зоны РТ. Климат. Воды .Природные ресурсы-охрана атмосферного воздуха .Земельные ресурсы. Растительные ресурсы. Ресурсы недр.
Раздел 1
Уровни организации живой природы.
Тема.1.1 Молекулярный уровень.(9 часов).
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы ( белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды ,липиды, АТФ и другие соединения..). Катализаторы. Вирусы.( НРК-обстановка в РТ-ОРЗ. ОРВИ.,ангина и др)
Тема 1.2.Клеточный уровень. (16 часов).
Гипотезы происхождения клетки.
Основные положения клеточной теории. Клетка- структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы и гетеротрофы.
Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функция органоидов. Обмен веществ и превращение энергии- основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Фотосинтез и хемосинтез. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки ( митоз, мейоз).(НРК-злокачественные ( в связи с мутациями.)- опухоли -|
Демонстрация
- модели клетки,
-микропрепаратов митоза в клетках корешков лука;
- хромосом;
-моделей-аппликаций, иллюстрирующих, деление клеток.
Лабораторные работы;
Рассматривание клеток растений, животных под МК.
Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в клетках.
Тема1.3.Организменный уровень (16 часов).
Размножение организмов- бесполое и половое размножение Развитие половых клеток .Оплодотворение.
Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.
Основные закономерности передачи наследственной информации . Генетическая непрерывность жизни. Закономерности Теория возникновения многоклеточных организмов. Закономерности наследования признаков, установленные .Менделем. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Генотип. Фенотип. Дигибридное скрещивание.Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана. Взаимодействие генов. Генетика пола. Закономерности изменчивости- модификационная изменчивость. Норма реакции. Закономерности изменчивости-мутационная изменчивость.
Основы селекции. Работа Н.И.Вавилова..Основные методы селекции растений, животных, микроорганизмов. Биотехнология. Генная и клеточная инженерия.
Демонстрация
-микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.
Лабораторные работа№3
Выявление изменчивости организмов, вариационный ряд.
НРК- Демографическая ситуация в РТ .Изменение численности и состава популяции.
Подросток-алкоголь. табак, наркотические вещества-половая распущенность, ранняя беременность и ЗППП. Детская смертность
Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень (2 часа).
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция-форма существования вида. Биологическая классификация.
Демонстрация
-гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.
Лабораторная работа №4
Изучение морфологического критерия вида.
Тема 1.5. Экосистемный уровень ( 6 часов).
. Биоценоз. и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяции в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ и поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы.;. .. Продуктивность биоценозов. . Круговорот веществ. Сукцессии.
НРК (-Какие биоценозы -р. Зай, водохранилища района, -образованы в нашей местности. Биогеоценозы -р.Волга ,р.Кама).
Демонстрация
-коллекций , иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах.
-моделей экосистем.
Экскурсия в биогеоценоз.
Практическая работа №1»Типы взаимодействий популяций разных видов в конкретной экосистеме».
Практическая работа№2»Последствия деятельности человека в экосистемах».
Практическая работиа№3»Составление схем передачи веществ и энергии в экосистемах».
Тема 1.6. Биосферный уровень (5 часов).
Биосфера и ее структура, свойства , закономерности . Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Учение Вернадского о биосфере. Эволюция биосферы. Влияние деятельности человека на биосферу. Рациональное природопользование. Ноосфера и место в ней человека. Горизонты биологии будущего.
НРК-природные ресурсы района, . Нефть, Газ/ Природно- заповедный фонд РТ представлен объектами- заповедник Волжско- Камский, национальный парк Нижняя Кама. Памятники природы, ботанические сады, заказники..созданы для охраны насекомых- опылителей, медоносных пчел, энтомафагов ,почвообразователей ,поддержания эко баланса в регионе.
Демонстрация;
-моделей
аппликаций «Биосфера и человек».
Раздел 2.
Эволюция органического мира. ( 8 часов)
Тема 1.7.Основы учения об эволюции(6часов)
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции : наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Формы естественного отбора .Искусственный отбор. Селекция Изолирующие механизмы. Образование видов -- микроэволюция. Макроэволюция. Основные закономерности эволюции.
Демонстрация:
- живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность , результаты искусственного отбора.
Экскурсия; « причины многообразия видов в природе».
Тема 1.8.Возникновение и развитие жизни на Земле.(2часа)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. (Этапы развития жизни на Земле.) Доказательства эволюции.
Демонстрация
-окаменелостей, отпечатков скелетов позвоночных животных, моделей.
Экскурсия: в краеведческий музей или на геологическое обнажение
Раздел3.
Основы экологии.(3часа).
Тема1.9.Организм и среда( 2часа).
Экологические факторы их комплексное воздействие на организм Условия среды. .Вторичные климатические факторы.. Загрязняющие вещества. (НРК_нефть. Газ – загрязнители воздуха. Воды и почвы в нашем районе). Общие закономерности влияния экологических факторов(закон толерантности и минимума).Адаптация организмов к разным условиям среды .Межвидовые взаимоотношения Экологическая регуляция. Живые организмы – в круговороте веществ.
Л.р.№5»Выявление приспособлений организмов к среде обитания».
Л.р.№6»Распространение плодов и семян»
Тема10.Биосфера человек.(1час).
Эволюция биосферы .Антропогенное воздействие на биосферу. Радиационный фон в биосфере. Основы рационального природопользования. Ноосфера и место в ней человека. Горизонты биологии будущего.(НРК- ОПТ РТ-для сохранения и приумножения ..)
Практическая работа№4»Анализ и оценка воздействия факторов среды. факторов риска .на здоровье человека».
Практическая работа№5»Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.»
Тематическое планирование
№ п\п | Тема урока | Количество часов | Дата планируемая | Дата фактическая | |
1 | Биология –наука о жизни. | 1 | |||
2 | Методы исследования. | 1 | |||
3. | Сущность жизни и свойства живого. | 1 | |||
Раздел 1. Уровни организации живой природы ТЕМА1.1Молекулярный уровень. (9 часов.) | |||||
4 | Молекулярный уровень. Общая характеристика. | 1 | |||
5. | Углеводы. Липиды | 1 | |||
6. | Состав и строение белков. | 1 | |||
7. | Функция белков. | 1 | |||
8. | Нуклеиновые кислоты. | 1 | |||
9. | АТФ и другие органические вещества. | 1 | |||
10. | Структура молекулы белка- фермента : белок и кофермент. Биологические катализаторы. | 1 | |||
11. | Вирусы | 1 | |||
12. | ЗАЧЕТ по теме : «Молекулярный уровень организации живого.» | 1 | |||
ТЕМА 1.2. КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ (16 часов ). | |||||
13. | Основные положения клеточной теории. | 1 | |||
14. | Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. | 1 | |||
15. | Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. | 1 | |||
16. | Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. | 1 | |||
17. | Клеточный центр. Органоиды движения . Клеточные включения. | 1 | |||
18. | Ядро клетки . Хромосомный набор клетки. | 1 | |||
19. 20. | Строение клеток эукариот/ Строение клеток прокариот. | 1 | |||
21. | Метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция. | 1 | |||
22. | Энергетический обмен в клетке. | 1 | |||
23. | Типы питания клетки. | 1 | |||
24. | Фотосинтез и хемосинтез . | 1 | |||
25. | Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция. | 1 | |||
26. | Синтез белков в клетке. Транспортные РНК Трансляция. | 1 | |||
27. | Деление клетки. Митоз. | 1 | |||
28. | Зачет по теме :»Клеточный уровень организации живой природы.» | 1 | |||
. ТЕМА 1.3. ОРГАНИЗМЕННЫЙ УРОВЕНЬ (16 часов) | |||||
29. | Размножение организмов. | 1 | |||
30. | Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение. | 1 | |||
31. | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. | 1 | |||
32. | Постэмбриональный период. | 1 | |||
33 | Закономерности наследования признаков ; установленных Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. | 1 | |||
34. | Закон чистоты .гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании. | 1 | |||
35. | Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. | 1 | |||
36. | Дигибридное скрещивание . | 1 | |||
37. | Взаимодействие генов. | 1 | |||
38. | Сцепленное наследование. Закон Т.Моргана. | 1 | |||
39. | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | 1 | |||
40. | Модификационная изменчивость . | 1 | |||
41. | Мутационная изменчивость . | 1 | |||
42. | Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова. | 1 | |||
43. | Основные методы селекции растений ; животных и микроорганизмов. Биотехнология. | 1 | |||
44. | Зачет по теме :организменный уровень организации живого. | 1 | |||
ТЕМА 1.4.ПОПУЛЯЦИОННО_ ВИДОВОЙ УРОВЕНЬ (2 часа) | |||||
45. | Вид. Критерии вида. | 1 | |||
46. | Популяции. Биологическая классификация. | 1 | |||
ТЕМА 1.5. Экосистемный уровень (6часов) | |||||
47. | Сообщества.Экосистемы. Биогеоценоз | ||||
48. | Состав и структура сообщества | 1 | |||
49. | Потоки вещества и энергии в экосистеме.. Составление схем передачи веществ и энергии. | 1 | |||
50. | Продуктивность сообщества. | 1 | |||
51. | Саморазвитие экосистемы. | 1 | |||
52. | Зачет по теме:»ЭКОСИСТЕМНЫЙ УРОВЕНЬ». | 1 | |||
.. ТЕМА 1.6 «БИОСФЕРНЫЙ УРОВЕНЬ». (5часов) | |||||
53. | Биосфера. Эволюция биосферы..Среды жизни | 1 | |||
54. | Средообразующая деятельность организмов. | 1 | |||
55. | Круговорот веществ в биосфере. | 1 | |||
56. | Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования. Экологические проблемы. | 1 | |||
57. | Зачет по теме «БИОСФЕРНЫЙ УРОВЕНЬ» | 1 | |||
. Раздел 2 «ЭВОЛЮЦИЯ органического мира». (8часов) | |||||
Тема 1.7 Основы учения об эволюции (6 часов) | |||||
58. | Развитие эволюционного учения. | 1 | |||
59. | Борьба за существование и естественный отбор | 1 | |||
60. | Формы естественного отбора. | 1 | |||
61. | Изменчивость организмов. | 1 | |||
62. | Видообразование | 1 | |||
63. | Макроэволюция. Общие закономерности эволюции. | 1 | |||
Тема 1.8 .ВОЗНИКНОВЕНИЕ и РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ . ( 2 часа) | |||||
64 | Гипотезы возникновения жизни. | 1 | |||
65. | Развитие жизни в архее ; протерозое Развитие жизни в палеозое,мезозое,кайназое | 1 | |||
Раздел 3. Основы экологии (3часа) | |||||
Тема 1.9. Организм и среда (2 часа) | |||||
66 | Экологические факторы. Условия среды , общие закономерности влияния факторов на организмы, экологические ресурсы | 1 | |||
67 | Адаптация организмов. Межвидовые отношения, колебания численности, экологическая регуляция численности | 1 | |||
Тема 1.10 Биосфера и человек (1 час) | |||||
68 | Эволюция биосферы, антропогенное воздействие на биосферу. Рациональное природопользование . | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....