рабочая программа по биологии для 10 классов
рабочая программа по биологии (10 класс) по теме
Данная программа составлена для учащихся 10а класса (базовый уровень). Настоящая программа рассчитана на 35 часов в год (по 1 часу в неделю). Программа разработана на один учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr.10_kl.docx | 31.77 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная организация №11» г. Альметьевска Республики Татарстан
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель ШМО Заместитель Директор МБОУ «СОШ №11»
______/ Бабаева Н.А / директора по УВР ________/Р.Р.Беляева /
Протокол №___ от МБОУ «СОШ №11» Приказ № 332 от
« 28 » августа 2017г. ________/Канифова А.Н/ «29 » августа 20 17 г.
«28 » августа 2017 г.
Рабочая программа
По предмету биология
Классы 10а (базовый уровень)
Учитель высшей квалификационной категории
Асадуллина Разина Хамитовна
«Принято»
Педагогическим советом протокол
От 29 августа 2017 г. № __
2017- 2018 учебный год
Пояснительная записка
Данная программа составлена для учащихся 10а класса (базовый уровень). Настоящая программа рассчитана на 35 часов в год (по 1 часу в неделю). Программа разработана на один учебный год.
Учебно – методический комплекс:
- АА.Каменский, Е.А.Криксунов ,В.В.Пасечник «Общая биология»,10-11 классы, Москва: «Дрофа», 2008г.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
знать/понимать
• основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
• строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
• сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
• вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
• биологическую терминологию и символику;
Уметь
• объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
• решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
• описывать особей видов по морфологическому критерию;
• выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
• сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
• анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
• изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
• находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
• оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
• оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Содержание тем учебного курса 10 класса
Введение 1 час
Биология –наука о живой природе живого. Биологические системы..Основные признаки живого. Уровни организации жизни . Методы изучения биологии. Значение биологии. (НРК- влияние абиотических и биотических факторов на биосферу)
Раздел 1.Основы цитологии.-13ч.
Глава1.Химический состав клетки-4ч.
Биологически важные химические элементы. Неорганические (минеральные) соединения. Биополимеры. Углеводы, липиды, белки, их строение и функции. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения. Клетки. (НРК-гипер функция, гипо функция мин.солей – к хромосомным нарушениям, определения отцовства по строению ДНК,работа белка гемоглобина в эритроцитах крови – болезни крови; мутации генные ,геномные ,хромосомные)
Практическая работа№1»Выявление источников мутагенов в окружающей среде,о ценка возможных последствий на организм»
Глава2.Структура и функции клетки-3ч.
Развитие знаний о клетке. Клеточная теория. Цитоплазма. Плазматическая мембрана. ЭПС. Комплекс Гольджи. Лизосомы..Митохондрии .Пластиды. . Органоиды движения, включения. Ядро. Строение и функции хромосом. Прокариоты и эукариоты. (НРК-биотехнология – дрожжевые грибки, микроорганизмы-продуктивность)
Глава3. Обеспечение клеток энергией..-2ч.
Обмен веществ и превращение энергии- свойство живых организмов. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода. Биологическое окисление при участии кислорода.. (НРК- правильное питание, работа эндокринной системы)
Глава4. Наследственная информация и ее реализация. В клетке. 4ч..
Генетическая информация. Ген. Геном. Удвоение ДНК.. Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код. Биосинтез белка..Вирусы. Профилактика СПИДа. (НРК-ОРЗ,ОРВИ,ангина,ГРИПП, гепатит – АВС(вакцинация), формы С-вакцинации нет.)
Демонстрации;
Схемы, таблицы. транспаранты пространственные модели, иллюстрирующие строение молекул белков, молекулы ДНК ,молекул РНК , прокариотической клетки, клеток животных и растений, вирусов, хромосом, удвоение молекул ДНК, транскрипцию, генетический код, биосинтез белков, обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез. Динамические пособия « Биосинтез белка». « Строение клетки».
Лабораторные работы:
Л.р.№1 «Каталитическая активность ферментов в живых тканях»
Л.р.№2 «Строение растительной, животной ,грибной ,бактериальной клеток.»
.Л.р.№3 «Плазмолиз и деплазмолиз».
Л.р. №4 «Вариационный ряд изменчивости».
Л.р..№5» Модификационная изменчивость( изучение местных сортов растений).
Раздел2 . Размножение и развитие организмов -5ч.
Глава 5. Размножение организмов.-3ч..
Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое размножение. Мейоз.. Образование половых клеток..Оплодотворение. (НРК- амитоз - злокачественные опухоли, митоз - рост , развитие, физиологич.изменения - мейоз)
Глава 6. Индивидуальное развитие организмов.-2ч.
Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Влияние алкоголя ,никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека. Организм как единое целое. (НРК -влияние на эмбриона алкоголя и хим. Веществ…)
Демонстрации:
Схемы, таблицы, транспаранты и учебные видео, иллюстрирующие деление клетки
( митоз и мейоз), способы бесполого размножения, формирование мужских и женских половых клеток, оплодотворение у растений и животных, индивидуальное развитие организма, взаимовлияние частей развивающегося зародыша .Динамическое пособие «Деление клетки. Митоз и мейоз». Сорусы комнатного папоротника.
Раздел3 Основы генетики и селекции.-15ч..
Глава7 Основные закономерности наследственности- 7ч.
Генетика наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Моногибридное скрещивание.. Первый и второй законы Менделя. Генотип и фенотип. Аллельные гены. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Половые хромосомы. Наследование, сцепленное с полом. (НРК – закономерности передачи наследственных признаков, генные , хромосомные, геномные мутации; болезни в районе – Синдром Морфана, сах.диабет, гипофизарный нанизм, Синдром – Шерешевского Тернера, Арнольд Клери – патология сосудов головного мозга.; генетика пола – демографическое состояние популяций 100/116)
Практическая работа №2»Составление простейших схем скрещивания».
Практическая работа№3»Решение элементарных генетических задач.
Глава8. Закономерности изменчивости-4ч.
Модификационная и мутационная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Закон гомологических рядов наследственной измнчивости Н.И.Вавилова. Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека..Проблемы генетической безопасности. Меры профилактики- роль медико-генетического консультирования в профилактике наследственных заболеваний. (НРК- уход, кормление - повышение продуктивности, урожайности; наследственные болезни региона, их пути искоренения)
Глава 9.Селекция и биотехнология-5ч.
Одомашнивание как начальный этап селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Методы современной селекции. Успехи селекции. Генная и клеточная инженерия. Биотехнология. Клонирование. (НРК - скрещивание, гибридизация в с/х и животноводстве; селекционные станции РТ, РБ – выведение районированных сортов)
Демонстрации:
Схемы, таблицы, фотографии, гербарные материалы, иллюстрирующие моно-, дискрещивание, перекрест хромосом, неполное доминирование, наследование сцепленное с полом, мутации( различные породы собак, частичный альбинизм и необычная форма листьев. у комнатных растений,). Модификационную изменчивость, центры многообразия и происхождения культурных растений ,искусственный отбор, гибридизация, исследования в области биотехнологии..
Практическая работа№4»Анализ и оценка этических аспектов клонирования и развития в некоторых исследованиях биотехнологии».
Тематическое планирование
№ п\п | Тема урока | Количество часов | Дата планируемая | Дата фактическая |
Введение (1 час) | ||||
1 | Введение | 1 | 5.09 | |
Раздел 1.Основы цитологии.-13ч. | ||||
2 | Неорганические вещества. | 1 | 12.09 | . |
3 | Органические вещества. | 1 | 19.09 | |
4 | Органические вещества. Строение и функция белков. | 1 | 26.09 | |
5. | Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения Л.р.№1 Каталитическая функция фермента каталазы Зачет1 | 1. | 3.10 | |
6 | Клеточная теория Л.р.№2» Строение Р Г Ж Б клеток.» | 1 | 10.10 | |
7. | Строение клетки. Клеточная мембрана, цитоплазма, .Л.р.№ 3»Плазмолиз и деплазмолиз». | 1 | 17.10 | |
8. | Вирусы. | 1 | 24.10 | / |
9 | Обмен веществ и энергией. Энергетический обмен на примере распада глюкозы. | 7.11 | 2ч | |
10 | Пластический обмен на примере фотосинтеза у растений. Хемосинтез. | 1 | 14.11 | |
11. | Биосинтез белка. Генетический код. Транскрипция. | 1 | 21.11 | |
12 | Биосинтез белка. Трансляция. | 1 | 28.11 | |
13 | Практикум по решению задач. | 1 | 5.12 | |
14. | Практикум по решению задач Зачет2 | 1 | 12.12 | |
Раздел2 . Размножение и развитие организмов -5ч. | ||||
15. | Жизненный цикл клетки. Деление. Митоз. | 1 | 19.12 | |
16. | Бесполое и половое размножение | 1 | 9.01 | |
17 | Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение. Партеногенез. | 1 | 16..01 | 3чет |
18. | Индивидуальное развитие –эмбриональный этап. | 1 | 23..01 | |
19. | Индивидуальное развитие -Постэмбриональный период. Зачет3 | 1 | 30..01 | |
Раздел3. Основы генетики и селекции.15ч. | ||||
20 | История развития генетики. Моногибридное скрещивание. | 1 | 6.02 | |
21 | Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование. | 13.02 | ||
22. | Дигибридное скрещивание. | 1 | 20.02 | |
23 | Практикум по решению задач. Зачет 4, по решению задач. | 1 | 27.02 | |
24 | Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование ( Закон Т. Моргана). | 1 | 6.03 | |
25 | Генетика пола.Наследование сцепленное с полом. | 1 | 13.03 | |
26. | Взаимодействие генов. Цитоплазматическая наследственность. | 1 | 20.03 | |
27 | Модификационная изменчивость Л.р.№4 Вариационный ряд изменчивости» | 1 | 10.04 | 4чет |
28. | Мутационная изменчивость. | 1 | 17.04 | |
29. | Наследственная изменчивость человека | 1 | 24.04 | |
30. | Зачет 5 по теме: « Значение генетики для человека. Закономерности изменчивости». | 1 | 1.05 | |
31 | Методы селекции растений | 1 | 15.05 | |
32 | Методы селекции животных | 1 | 22.05 | |
33 | Методы селекции микроорганизмов . | 1 | 29.05 | |
34 | Современное состояние и перспективы биотехнологии. | 1 | 30.05 | |
35 | Повторение «Генетика человека» | 1 | 30.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....