Рабочая программа по биологии для 8 классов
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Данная программа составлена для учащихся 8а,б,в классов. Настоящая программа рассчитана на 70 часов в год (по 2 часа в неделю). Программа разработана на один учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr._8kl._biologiya.docx | 40.83 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная организация №11» г. Альметьевска Республики Татарстан
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель ШМО Заместитель Директор МБОУ «СОШ №11»
______/ Бабаева Н.А / директора по УВР ________/Р.Р.Беляева /
Протокол №___ от МБОУ «СОШ №11» Приказ № 332 от
« 28 » августа 2017г. ________/Канифова А.Н/ «29 » августа 20 17 г.
«28 » августа 2017 г.
Рабочая программа
По предмету биология
Классы 8а,б,в
Учитель высшей квалификационной категории
Асадуллина Разина Хамитовна
«Принято»
Педагогическим советом протокол
От 29 августа 2017 г. № __
2017- 2018 учебный год
Пояснительная записка
Данная программа составлена для учащихся 8а,б,в классов. Настоящая программа рассчитана на 70 часов в год (по 2 часа в неделю). Программа разработана на один учебный год.
Учебно – методический комплекс:
- Колесов Д.В.,Маш Р.Д.,И.Н.Беляев Биология,8 класс, М: «Дрофа»,2006.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения биологии учащиеся должны
знать/понимать:
• признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости
• особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь:
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
• выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
• рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
• выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
• проведения наблюдений за состоянием собственного организма
Содержание тем учебного курса 8 класса
Введение (1 час). Науки, изучающие организмы человека: анатомия; физиология; психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
Происхождение человека (3 часа). Биологическая и социальная природа человека. Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек – как вид.
Строение и функция организма (1 час). Общий обзор организма. Уровни организации. Структура тела. Органы и систем органов.
Клеточное строение организма. Ткани. (5 часов) Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки. – обмен веществ Биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки Состояние физмологического покоя и возбуждения. Ткани. Образование тканей: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функции нейрона. Синапс.
Рефлекторная регуляция. (1 час). Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражении. Самонаблюдение мигательного рефлекса.
Опорно-двигательная система (7 часов). Скелет и мышцы; их функция. Строение, состав и соединение костей. Макро-, микростроение костей. Типы костей. Скелет человека; его приспособления к прямохождению и трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединения костей. Первая помощь при травмах. Мышцы: их строение и значение. Работа мышц. Нарушения осанки и плоскостопие. Строение мышц и сухожилии. Обзор человеческого тела. Мышцы – антогонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменения мышцы при тренировках. Последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа. Утомление при статической и динамической работе. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление; предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Внутренняя среда организма (3 часа). Внутренняя среда организма. Компоненты внутренней среды организма, тканевая жидкость и лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови, плазма и форменные элементы (тромбоциты; эритроциты и лейкоциты.) Свертывание крови. Роль кальция и витамина К. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение. Значение крови. Борьба с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л.Пастер и И.Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезней. Бацилло-вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья. Вакцины и лечебные сыворотки. Иммунитет – естественный и искусственный. Активный и пассивный. Тканевая совместимость и переливание крови. Группа крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
Кровеносная и лимфатическая система организма (6 часов). Органы кровеносной и лимфатической систем; их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Строение и работа сердца. Автоматия сердца. Круги кровообращения. Защитные барьеры организма. Движение крови по сосудам. Движение лимфы. Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Артериальное давление крови. Пульс. Гигиена ССС. Доврачебная помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.
Дыхание (5 часов). Значение дыхания. Органы дыхания. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Инфекционные хронические заболевания дыхательных путей; миндалин и околоносовых пазух. Профилактика. Доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдох и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушного бассейна. Функциональные возможности дыхательной системы; как показатель здоровья; ЖЕЛ. Болезни органов дыхания, Выявление и их предупреждение. Флюрография. Туберкулез. Рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей и электротравме. Биологическая и клиническая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражениях органов дыхания.
Пищеварение (6 часов). Пищевые продукты и питательные вещества; их роль в обмене веществ. Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения. Пищеварительные железы. Пищеварение в ротовой полости и желудке, изменение питательных веществ в кишечнике. Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения. Профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций, гельминтов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Обмен веществ и энергии (4 часа). Обмен веществ и энергии – основное свойство живых. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ. Заменимые и заменимые аминокислоты; макро-, микроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины . Энергозатраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ценность пищи. Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена. Составление пищевых рационов. Обменные процессы в организме. Нормы питания. Витамины.
Кожа (3 часа). Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи Ногти и волосы. Уход за ними. Роль кожи в обменных процессах рецепторы кожи; участие в терморегуляции. Гигиена обуви, одежды. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни и их профилактика, лечение у дерматолога. Травмы, ожоги и обморожения. Терморегуляция организма и закаливание, доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Выделение (2 часа). Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды. Органы мочевыделения; их строение и функция. Первичная и конечная моча. Заболевания мвс и их предупреждение.
Эндокринная система (2 часа). Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы их влияние на рост и развитие и обмен веществ. Гормоны половых желез; надпочечников; поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Нервная система. Органы чувств (9 часов). Значение, строение и функционирование нервной системы Мозг и психика .Центральная и периферическая н.с. Вегетативная нервная система. Спинной мозг. Строение и функция спм. Функции отделов мозга. Головной мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора БП головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатические и парасимпатические подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие. Как действуют органы чувств и анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функция сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Заболевания и повреждения глаз. Предупреждение глазных болезней; травм глаз. Предупреждение близорукости и дальнезоркости. Коррекция зрения. Гигиена глаз. Органы слуха, строение и функция наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Причины тугоухости и глухоты. Гигиена слуха. Органы равновесия Их анализаторы. Органы осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие анализаторов.
Высшая нервная деятельность. Поведение и психика (6 часов). Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И.М.Сеченов и И.И.Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения – торможения. Учение А.А Ухтомского о доминанте. Врожденные программы поведения; безусловные рефлексы; инстинкты; запечатление Приобретенные программы поведения; условные рефлексы; рассудочная деятельность; динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности ВНД человека; речь и сознание; трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь – как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии психических функций. Осознанные действия и интуиция. Познавательные процессы: ощущение; восприятие; представления; память; воображение и мышление. Волевые действия. Побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции, эмоциональные реакции, эмоциональное состояние, эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания; виды внимания; его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти и воли. Развитие наблюдательности и мышления. Особенности высшей нервной, ощущение, восприятие, представления, память, воображение мышление.
Индивидуальное развитие организма (6 часов). Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Половая система мужская и женская. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом. В определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша, овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля и Мюллера. И причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табак, алкоголь, наркотики) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. Их профилактика. Внутриутробное развитие организма. Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок; уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самосознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы; склонности; способности. Выбор жизненного пути.
Лабораторные работы.
№1 «Каталитическая активность ферментов».
№2 «Ткани человека и животных под МК».
№3 «Спилы костей».
№4 «Мышцы человеческого тела».
№5 «Микроскопическое строение крови человека и лягушки».
№6 «Подсчет пульса».
№7 «Определение ЖЭЛ».
№8 «Действие ферментов слюны на крахмал».
№9 «Норма питания».
Тематическое планирование
№ п\п | Тема урока | Количество часов | Дата планируемая | Дата фактическая |
Введение. Происхождение человека (4 ч) | ||||
1 | Науки, изучающие человека . Становление наук о человеке. | 1 | 5.09 | |
2 | Систематическое положение человека. | 1 | 7.09 | |
3 | Историческое прошлое людей. | 1 | 12.09 | |
4 | Расы человека. | 1 | 14.09 | |
Строение и функции организма (1 ч) | ||||
5 | Общий обзор организма человека. | 1 | 19.09 | |
Клеточное строение организма. Ткани. ( 5 ч) | ||||
6 | Клеточное строение организма. | 1 | 22.09 | |
7 | Жизненные процессы | 1 | 26.09 | |
8 | Ткани: животных и человека | 1 | 28.09 | |
9 | Лабораторная работа №1»Рассматривание клеток и тканей в микроскоп.» | 1 | 3.10 | |
10 | . Зачет по теме «Общий обзор организма человека. Клеточное строение организма»Ткани.» | 1 | 5.10 | |
Рефлекторная регуляция (1 ч) | ||||
11 | Рефлекторная регуляция. | 1 | 10.10 | |
Опорно-двигательная система (7 ч) | ||||
12 | Значение опорно-двигательной системы ее состав. Строение костей. Лабораторная работа «Микроскопическое строение кости». | 1 | 12.10 | |
13 | Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей. Соединение костей | 1 | 17.10 | |
14 | Добавочный скелет. Скелет конечностей. | 1 | 18.10 | |
15 | Строение мышц. Обзор мышц человека. Практическая работа | 1 | 24.10 | |
16 | Работа скелетных мышц и их регуляция. | 1 | 26.10 | |
17 | Осанка. Предупреждение плоскостопия Первая помощь при ушибах переломах вывихах.. | 1 | 7.11 | |
18 | Зачет по теме»ОДС». | 1 | 9.11 | |
Внутренняя среда организма (3 ч) | ||||
19 | Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. Транспортные системы организма. | 1 | 13.11 | |
20 | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. | 1 | 16.11 | |
21 | Иммунология на службе здоровья. | 1 | 21.11 | |
Кровообращение и лимфообращение (6ч) | ||||
22 | Кровеносные сосуды Лабораторные работы: «Функция венозных клапанов» и «Изменение в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение». | 1 | 23.11 | |
23 | Круги кровообращения | 1 | 28.11 | |
24 | Строение и работа сердца. | 1 | 30.11 | |
25 | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Лабораторные работы : «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» и «Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови». | 1 | 5.12 | |
26 | Гигиена сердечно – сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. | 1 | 7.12 | |
27 | Первая помощь при кровотечениях. Лабораторная работа : «Реакция сердечно- сосудистой системы на дозированную нагрузку». | 1 | 12.12 | |
Дыхание (5 ч) | ||||
28 | Значение дыхания. Органы дыхательной системы.Дыхательные пути.голосообразование. заболевания дыхательных путей .Строение легких. | 1 | 14.12 | |
29 | Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание. | 1 | 19.12 | |
30 | Функциональные возможности Механизм вдох я выдоха. . Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды . | 1 | 21.12 | |
31 | Гигиена органов дыхания. Болезни и травмы органов дыхания- профилактика и первая помощь. Приемы реанимации. | 1 | 9.01 | |
32 | Зачет по темам-«Внутренняя среда»» «Кровеносная и лимфатические системы .» Дыхание»» | 1 | 11.01 | |
Питание и пищеварение (6 ч) | ||||
33 | Питание и пищеварение. | 1 | 16.01 | |
34 | Пищеварение в ротовой полости. | 1 | 18.01 | |
35 | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока. Лабораторная работа «Действие слюны на крахмал». | 1 | 23.01 | |
36 | Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендикс. Первая помощь при подозрении на аппендицит. | 1 | 25.01 | |
37 | Регуляция пищеварения. | 1 | 30.01 | |
38 | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. Профилактика гепатита. | 1 | ||
Обмен веществ и превращение энергии (4 ч) | ||||
39 | Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. | 1 | 1.02 | |
40 | Витамины | 1 | 6.02 | |
41 | Энергозатраты человека и пищевой рацион | 1 | 8.02 | |
42 |
Зачет по темам»Пищеварительная система» | 13.02 | ||
Покровы тела (3 ч) | ||||
43 | Кожа – наружный покровный орган. Терморегуляция организма. Закаливание. | 1 | 15.02 | |
44 | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. Самостоятельная работа «Определение жирности кожи лица с помощью бумажной салфетки». | 1 | 20.02 | |
45 | Приемы оказания помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях. | 1 | 22.02 | |
Выделение (2 ч) | ||||
46 | Выделение. Роль выделения в поддержании постоянства внутренней среды организма. Регуляция деятельности мочевыделительной системы. Заболевания органов мочевыделения и их профилактика | 1 | 27.02 | |
47 | Органы мочевыделительной системы. Строение и функции почек. | 1 | 01.03 | |
Эндокринная система (2 ч) | ||||
48 | Основные понятия эндокринной регуляции. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. | 6.03 | ||
49 | Взаимодействие гуморальной и нервной регуляции. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение | 1 | 8.03 | |
Нервная система. Органы чувств (9 ч) | ||||
50 | Значение нервной системы. | 1 | 13.03 | |
51 | Строение нервной системы. Спинной мозг. | 1 | 15.03 | |
52 | Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. Лабораторная работа «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка». | 1 | 20.03 | |
53 | Функции переднего мозга. | 1 | 22.03 | |
54 | Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы. | 1 | 4.04 | |
55 | Анализаторы. | 1 | 10.04 | |
56 | Зрительный анализатор. Лабораторная работа «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением», «Поиск слепого пятна Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней | 1 | 12.04 | |
57 | Слуховой анализатор. | 1 | 17.04 | |
58 | Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. | 1 | 19.04 | |
Высшая нервная деятельность. Психика и поведение человека (6 ч) | ||||
59 | Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. Биологическая природа и социальная сущность человека. | 1 | 24.04 | |
60 | Врождённые и приобретённые программы поведения. | 1 | 26.04 | |
61 | Сон и сновидения. | 1 | 1.05 | |
62 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы. | 1 | 3.05 | |
63 | Становление личности. Интересы, склонности, способности . Воля, эмоции, внимание. | 1 | 8.5 | |
64 | Роль эндокринной регуляции. Функция желёз внутренней секреции. | 1 | 10.05 | |
Индивидуальное развитие организма ( 6 )ч | ||||
65 | Жизненные циклы. Размножение. | 1 | 15.05 | |
66 | Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Развитие ребёнка после рождения. | 1 | 17.05 | |
67 | Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём. | 1 | 22.05 | |
68 | Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. | 1 | 24.05 | |
69 | Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Творческие работы «Риски заболеваний в зависимости от состояния окружающей среды в районе и городе » | 1 | 29.05 | |
70 | Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. | 1 | 31.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....