Рабочая программа по биологии для 11 классов
рабочая программа по биологии (11 класс) по теме

Данная программа составлена для учащихся 11а класса базового уровня. Настоящая программа рассчитана на 34 часа в год (по 1 часу в неделю). Программа разработана на один учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr.11_klass_biol.docx30.06 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная организация №11» г. Альметьевска Республики Татарстан

«Рассмотрено»                               «Согласовано»                              «Утверждено»

Руководитель  ШМО                       Заместитель                                   Директор  МБОУ «СОШ №11»

______/ Бабаева Н.А  /                      директора по УВР                             ________/Р.Р.Беляева /                  

Протокол №___ от                         МБОУ «СОШ №11»                        Приказ № 332   от      

« 28 » августа 2017г.                        ________/Канифова А.Н/              «29 » августа 20 17 г.                                                                              

                                                      «28 » августа 2017  г.

Рабочая программа

                               По предмету  биология

                               Классы 11 а (базовый уровень)

          Учитель высшей квалификационной категории

                     Асадуллина Разина Хамитовна

           

                                                                 

«Принято»

Педагогическим советом протокол

 От 29 августа 2017 г. №  __

2017- 2018 учебный год

                                      Пояснительная записка

Данная программа составлена для учащихся 11а класса базового уровня. Настоящая программа рассчитана на 34 часа в год (по 1 часу в неделю). Программа разработана на один учебный год.

Учебно – методический комплекс:

- 1.А.А.Каменский,Е.А.Криксунов,В.В.Пасечник.10-11 класс. Общая биология, Учебник для общеобразовательных учреждений , Москва: «Дрофа»,2008г.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

    В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

     знать/понимать

•    основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

•    строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

•   сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

•   вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

•   биологическую терминологию и символику;

    Уметь

•   объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

•   решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

•   описывать особей видов по морфологическому критерию;

•   выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

•   сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

•   анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

•   изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

•   находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•   соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

•   оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

•   оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Содержание тем учебного курса 11класса

Раздел 1.Эволюция -20ч.

Глава 1. Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции-4ч.

Возникновение и развитие эволюционных представлений. Эволюционная теория  Жан Батист Ламарка.  Чарльз Дарвин и его теория происхождения  видов. Синтетическая теория эволюции. Доказательства эволюции. Вид. Критерии вида. Популяция- структурная единица  вида, элементарная единица эволюции.

Л.р.№1»Морфологические особенности растений различных видов».

Глава 2.Механизмы эволюционного процесса- 7ч.

Движущие силы эволюции. Роль изменчивости в эволюционном процессе. Естественный отбор - направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора в популяциях. Изоляция- эволюционный фактор. Приспособленность-результат действия факторов эволюции. Видообразование. Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс Ароморфозы. Идиоадаптации и дегенерации.. . (НРК-бережное отношение  к природопользованию, расширение ареала биомассы флоры и фауны- для этого  создаются ОПТ в РТ,)

Л.р.№3»Ароморфозы у растений и идиоадаптации у насекомых».

Л.р.№2»Приспособленность организмов к среде обитания.»

Глава 3.Возникновение жизни на Земле-2ч.

Развитие представлений о возникновении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни.

Глава 4.Развитие жизни на Земле-3ч.

Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Этапы эволюции. Многообразие органического мира. Значение работ Карла Линнея. Принципы систематики. Классификация организмов.

Глава 5.Происхождение человека-4ч.

Ближайшие родственники человека среди животных.  Гипотезы о происхождении  человека. Основные этапы эволюции приматов. Первые представители  рода-человек. Появление человека разумного. Факторы эволюции человека.

Человеческие расы.

Демонстрации.

Схемы, таблицы, иллюстрирующие критерии вида( на примере разных пород одного вида животных), движущие силы эволюции, возникновение и многообразие приспособлений у растений( на примере кактусов, орхидей, лиан и т п), и животных( на примере  дарвиновских вьюрков), образование новых видов  в природе, эволюцию растительного мира, эволюцию животного мира, редкие и исчезающие виды, движущие силы антропогенеза, происхождение человека. Коллекции окаменелостей( ископаемых растений и животных).

Лабораторные работы

1.Выявление приспособлений организмов  к среде обитания.1                                   2..Описание особей по морфологическому критерию( на примере гербарных образцов), 3.Ароморфозы  и  идиоадаптации у растений и насекомых

4.Происхождение человека – Анализ гипотез  происхождения человека.

5. Сравнительная характеристика  агроценозов  и естественных экосистем.

Практическая работа№1»Выявления признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.»

Раздел 2. Основы экологии-14ч.

Глава 6.Экосистемы-7ч.

Предмет экологии. Экологические факторы среды. Взаимодействие популяций разных видов. Конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз. Сообщества. Экосистемы, биоценозы, биогеоценозы. Поток  энергии и цепи питания. Экологическая пирамида. Биомасса. Свойства экосистем. Смена экосистем.  Агроценозы. Антропогенные изменения в экосистемах. (НРК- природно- заповедный фонд РТ, представлен следующими объектами: заповедники(Волжско-Камский), национальный .парк (Нижняя Кама), памятники маленькой природы, ботанические заказники. Они созданы для охраны, увеличения численности и сохранения генофонда полезных насекомых-опылителей, медоносных пчел, энтомофаги, почвообразующих, беспозвоночных, поддержания экологического баланса в регионе).

Л.р.№5»Сравнительная характеристика искусственной и естественной экосистемы».

Практическая работа №2»Составление схем передачи веществ и энергии  в экосистемах».

Практическая работа№3»Исследования изменений  в экосистемах на биологических  моделях(аквариум).

Практическая работа№4»Решение экологических задач».

Практическая работа№5»Выявление антропогенных  изменений в экосистемах».

Глава7.Биосфера. Охрана биосферы-7ч.

Состав и функция биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Круговорот химических элементов. Биогеохимические процессы в биосфере .Эволюция биосферы.

Глобальные экологические проблемы. Общество и окружающая среда. (НРК-природные ресурсы РТ , природные ресурсы района, состояние окружающей среды . природной среды, бережное и ценностное  отношение к родной природе…)

Практическая работа№6»Воздействие человека на среду обитания».

Практическая работа№7»Анализ  и оценка последствия  собственной деятельности в окружающей среде глобальных экопроблем и путей их решения.».

Тематическое планирование

№ п\п

Тема урока

Количество  часов

Дата

планируемая

Дата фактическая

Глава 1. Развитие эволюционных представлений. Доказательства эволюции. (4часа)

1

Возникновение и развитие эволюционных представлений

1

2

Ч. Дарвин  и его теория происхождения видов

1

3

Доказательства эволюции

Синтетическая эволюция.

1

4

Вид. Критерии вида. Популяции

1.

Глава 2. Механизм эволюционного процесса (7часов)

5

Эволюционная  роль мутаций

1

6

Формы естественного отбора

1.

7

Дрейф генов – фактор эволюции Изоляция.

1.

8

Приспособленность – результат действия факторов эволюции

1.

9

Видообразование как результат эволюции

1.

10

Основные направления эволюционного процесса

1.

11

Обобщающий урок по теме «Эволюция».

1.

Глава 3. Возникновение жизни на земле (2часа)

12

Развитие представлений о развитии жизни

1.

13

Современные взгляды на возникновение жизни. Семинар.

1.

Глава 4. Развитие жизни на земле(3часа)

14

Развитие жизни в криптозое и палеозое; протерозое.

1.

15

Развитие жизни на Земле в мезозое и кайназое.

1.

16

Многообразие органического мира. Принцип систематики Классификация организмов.

1.

Глава 5. Происхождение человека (4часа)

17

Доказательства происхождения человека от животных

1

18

Эволюция человека

Этапы эволюции человека

1

19

Факторы эволюции человека Человеческие расы, несостоятельность  расизма.

1

20

Обобщающее повторение тем «Развитие жизни на Земле» и  «Происхождение человека»

1.

Глава 6.Экосистемы (7часов)

21

Предмет экологии Экологические факторы среды.

1.

22

Биотические факторы

Взаимодействие популяций разных видов.

1.

23

Сообщества. Экосистемы.

1.

24

Поток энергии и цепи питания.

1.

25

Свойства экосистем. Смена экосистем.

1.

26

БГЦ естественные и искусственные.

Агроценозы.

1.

27

Применение         экологических знаний     в практической деятельности  человека

1.

Глава 7. Биосфера. Охрана биосферы. Влияние деятельности человека на биосферу. (7часов)

28

Состав и функции    биосферы. Учение Вернадского о биосфере

1.

29

Круговорот химических элементов

1.

.

30

Биосфера – оболочка жизни. Современное состояние природной сферы.

1.

31

Влияние промышленной, сельскохозяйственной деятельности человека на природу. Потеря биоразнообразия.

1.

32

Окружающая среда и здоровье человека.1.

1

33

Рациональное использование природных ресурсов и охрана биосферы.

1

34

Обобщающий урок по разделу 5 «Основы экологии» , «Биосфера»

Обобщение и систематизация знаний

Урок контроля знаний

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....