Рабочая программа по биологии для 11 классов
рабочая программа по биологии (11 класс) по теме
Данная программа составлена для учащихся 11а класса базового уровня. Настоящая программа рассчитана на 34 часа в год (по 1 часу в неделю). Программа разработана на один учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr.11_klass_biol.docx | 30.06 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная организация №11» г. Альметьевска Республики Татарстан
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель ШМО Заместитель Директор МБОУ «СОШ №11»
______/ Бабаева Н.А / директора по УВР ________/Р.Р.Беляева /
Протокол №___ от МБОУ «СОШ №11» Приказ № 332 от
« 28 » августа 2017г. ________/Канифова А.Н/ «29 » августа 20 17 г.
«28 » августа 2017 г.
Рабочая программа
По предмету биология
Классы 11 а (базовый уровень)
Учитель высшей квалификационной категории
Асадуллина Разина Хамитовна
«Принято»
Педагогическим советом протокол
От 29 августа 2017 г. № __
2017- 2018 учебный год
Пояснительная записка
Данная программа составлена для учащихся 11а класса базового уровня. Настоящая программа рассчитана на 34 часа в год (по 1 часу в неделю). Программа разработана на один учебный год.
Учебно – методический комплекс:
- 1.А.А.Каменский,Е.А.Криксунов,В.В.Пасечник.10-11 класс. Общая биология, Учебник для общеобразовательных учреждений , Москва: «Дрофа»,2008г.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
• основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
• строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
• сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
• вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
• биологическую терминологию и символику;
Уметь
• объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
• решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
• описывать особей видов по морфологическому критерию;
• выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
• сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
• анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
• изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
• находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
• оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
• оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Содержание тем учебного курса 11класса
Раздел 1.Эволюция -20ч.
Глава 1. Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции-4ч.
Возникновение и развитие эволюционных представлений. Эволюционная теория Жан Батист Ламарка. Чарльз Дарвин и его теория происхождения видов. Синтетическая теория эволюции. Доказательства эволюции. Вид. Критерии вида. Популяция- структурная единица вида, элементарная единица эволюции.
Л.р.№1»Морфологические особенности растений различных видов».
Глава 2.Механизмы эволюционного процесса- 7ч.
Движущие силы эволюции. Роль изменчивости в эволюционном процессе. Естественный отбор - направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора в популяциях. Изоляция- эволюционный фактор. Приспособленность-результат действия факторов эволюции. Видообразование. Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс Ароморфозы. Идиоадаптации и дегенерации.. . (НРК-бережное отношение к природопользованию, расширение ареала биомассы флоры и фауны- для этого создаются ОПТ в РТ,)
Л.р.№3»Ароморфозы у растений и идиоадаптации у насекомых».
Л.р.№2»Приспособленность организмов к среде обитания.»
Глава 3.Возникновение жизни на Земле-2ч.
Развитие представлений о возникновении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни.
Глава 4.Развитие жизни на Земле-3ч.
Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Этапы эволюции. Многообразие органического мира. Значение работ Карла Линнея. Принципы систематики. Классификация организмов.
Глава 5.Происхождение человека-4ч.
Ближайшие родственники человека среди животных. Гипотезы о происхождении человека. Основные этапы эволюции приматов. Первые представители рода-человек. Появление человека разумного. Факторы эволюции человека.
Человеческие расы.
Демонстрации.
Схемы, таблицы, иллюстрирующие критерии вида( на примере разных пород одного вида животных), движущие силы эволюции, возникновение и многообразие приспособлений у растений( на примере кактусов, орхидей, лиан и т п), и животных( на примере дарвиновских вьюрков), образование новых видов в природе, эволюцию растительного мира, эволюцию животного мира, редкие и исчезающие виды, движущие силы антропогенеза, происхождение человека. Коллекции окаменелостей( ископаемых растений и животных).
Лабораторные работы
1.Выявление приспособлений организмов к среде обитания.1 2..Описание особей по морфологическому критерию( на примере гербарных образцов), 3.Ароморфозы и идиоадаптации у растений и насекомых
4.Происхождение человека – Анализ гипотез происхождения человека.
5. Сравнительная характеристика агроценозов и естественных экосистем.
Практическая работа№1»Выявления признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.»
Раздел 2. Основы экологии-14ч.
Глава 6.Экосистемы-7ч.
Предмет экологии. Экологические факторы среды. Взаимодействие популяций разных видов. Конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз. Сообщества. Экосистемы, биоценозы, биогеоценозы. Поток энергии и цепи питания. Экологическая пирамида. Биомасса. Свойства экосистем. Смена экосистем. Агроценозы. Антропогенные изменения в экосистемах. (НРК- природно- заповедный фонд РТ, представлен следующими объектами: заповедники(Волжско-Камский), национальный .парк (Нижняя Кама), памятники маленькой природы, ботанические заказники. Они созданы для охраны, увеличения численности и сохранения генофонда полезных насекомых-опылителей, медоносных пчел, энтомофаги, почвообразующих, беспозвоночных, поддержания экологического баланса в регионе).
Л.р.№5»Сравнительная характеристика искусственной и естественной экосистемы».
Практическая работа №2»Составление схем передачи веществ и энергии в экосистемах».
Практическая работа№3»Исследования изменений в экосистемах на биологических моделях(аквариум).
Практическая работа№4»Решение экологических задач».
Практическая работа№5»Выявление антропогенных изменений в экосистемах».
Глава7.Биосфера. Охрана биосферы-7ч.
Состав и функция биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Круговорот химических элементов. Биогеохимические процессы в биосфере .Эволюция биосферы.
Глобальные экологические проблемы. Общество и окружающая среда. (НРК-природные ресурсы РТ , природные ресурсы района, состояние окружающей среды . природной среды, бережное и ценностное отношение к родной природе…)
Практическая работа№6»Воздействие человека на среду обитания».
Практическая работа№7»Анализ и оценка последствия собственной деятельности в окружающей среде глобальных экопроблем и путей их решения.».
Тематическое планирование
№ п\п | Тема урока | Количество часов | Дата планируемая | Дата фактическая |
Глава 1. Развитие эволюционных представлений. Доказательства эволюции. (4часа) | ||||
1 | Возникновение и развитие эволюционных представлений | 1 | ||
2 | Ч. Дарвин и его теория происхождения видов | 1 | ||
3 | Доказательства эволюции Синтетическая эволюция. | 1 | ||
4 | Вид. Критерии вида. Популяции | 1. | ||
Глава 2. Механизм эволюционного процесса (7часов) | ||||
5 | Эволюционная роль мутаций | 1 | ||
6 | Формы естественного отбора | 1. | ||
7 | Дрейф генов – фактор эволюции Изоляция. | 1. | ||
8 | Приспособленность – результат действия факторов эволюции | 1. | ||
9 | Видообразование как результат эволюции | 1. | ||
10 | Основные направления эволюционного процесса | 1. | ||
11 | Обобщающий урок по теме «Эволюция». | 1. | ||
Глава 3. Возникновение жизни на земле (2часа) | ||||
12 | Развитие представлений о развитии жизни | 1. | ||
13 | Современные взгляды на возникновение жизни. Семинар. | 1. | ||
Глава 4. Развитие жизни на земле(3часа) | ||||
14 | Развитие жизни в криптозое и палеозое; протерозое. | 1. | ||
15 | Развитие жизни на Земле в мезозое и кайназое. | 1. | ||
16 | Многообразие органического мира. Принцип систематики Классификация организмов. | 1. | ||
Глава 5. Происхождение человека (4часа) | ||||
17 | Доказательства происхождения человека от животных | 1 | ||
18 | Эволюция человека Этапы эволюции человека | 1 | ||
19 | Факторы эволюции человека Человеческие расы, несостоятельность расизма. | 1 | ||
20 | Обобщающее повторение тем «Развитие жизни на Земле» и «Происхождение человека» | 1. | ||
Глава 6.Экосистемы (7часов) | ||||
21 | Предмет экологии Экологические факторы среды. | 1. | ||
22 | Биотические факторы Взаимодействие популяций разных видов. | 1. | ||
23 | Сообщества. Экосистемы. | 1. | ||
24 | Поток энергии и цепи питания. | 1. | ||
25 | Свойства экосистем. Смена экосистем. | 1. | ||
26 | БГЦ естественные и искусственные. Агроценозы. | 1. | ||
27 | Применение экологических знаний в практической деятельности человека | 1. | ||
Глава 7. Биосфера. Охрана биосферы. Влияние деятельности человека на биосферу. (7часов) | ||||
28 | Состав и функции биосферы. Учение Вернадского о биосфере | 1. | ||
29 | Круговорот химических элементов | 1. . | ||
30 | Биосфера – оболочка жизни. Современное состояние природной сферы. | 1. | ||
31 | Влияние промышленной, сельскохозяйственной деятельности человека на природу. Потеря биоразнообразия. | 1. | ||
32 | Окружающая среда и здоровье человека.1. | 1 | ||
33 | Рациональное использование природных ресурсов и охрана биосферы. | 1 | ||
34 | Обобщающий урок по разделу 5 «Основы экологии» , «Биосфера» Обобщение и систематизация знаний Урок контроля знаний | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....