Рабочая программа по биологии для 5-х класссов
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Рабочая программа по биологии для 5 класса. Рабочая программа ориентирована на использование учебника : Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразовательный учреждений / В. В. Пасечник. .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_pr_po_biologii_5_klass.docx | 37.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа по биологии разработана для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений на основе нормативной документации:
- Федерального закона от 29декабря 2012года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Закона Республики Татарстан от 22 июля 2013 года № 68-ЗРТ «Об образовании»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 с изменениями от 31 декабря 2015 г. (приказ Министерством образования России № 1577);
- Примерной программы основного общего образования (с изменениями от 8 апреля 2015 г.)
- Образовательной программы начального и основного общего образования МБОУ «СОШ №24»;
- Федерального перечня учебников рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2017-2018 учебный год;
- Примерной программы основного общего образования, программы основного общего образования. Биология. 5-9 классы авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г.Швецов. Дрофа, 2016 г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника : Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразовательный учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012.- 141, (3) с.
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле. Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования. Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Цели и задачи курса в 5 классе:
Цель: познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии; систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно - научных знаний в начальной школе; начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования; развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно - научным знаниям; начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
Задачи :
Обучения:
-способствовать формированию знаний о науке биологии, изучающую живую природу; о свойствах живого; о методах биологического исследования; о строении, химическом составе и процессах жизнедеятельности клеток и тканей представителей разных царств живой природы;
-сформировать знания о строении и жизнедеятельности, распространении основных представителей царств «Бактрии», «Грибы», «Растения», о их роли в природе и жизни человека;
-обеспечить усвоение знаний о средах обитания, экологических факторах и приспособленности к ним основных представителей царств живой природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на живую природу;
-привить познавательный интерес к новому для учеников предмету, через систему разнообразных по форме уроков - изучения нового материала, лабораторные работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний;
-создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей;
-обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, морфологии, физиологии и систематике бактерий, грибов, лишайников в соответствии со стандартом биологического образования;
-способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, ставить несложные биологические опыты, вести наблюдения в природе;
-продолжить развивать у детей общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки, через монологические ответы на уроках и особое отношение к работе в тетрадях;
Развития:
-создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:
развитие
- слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций,
-положительного отношения к учёбе,
-умения ставить цели (через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных пособий, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика
Воспитания:
-способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей ;
-способствовать формированию у учащихся коммуникативной, экологической и валеологической компетентностей
Содержание учебного курса. Биология: Бактерии, грибы, растения . 5 класс
Введение ( 6 ч)
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.
Лабораторные и практические работы
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Ведение дневника наблюдений.
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— о многообразии живой природы;
— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
— экологические факторы;
— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
— правила работы с микроскопом;
— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
— отличать живые организмы от неживых;
— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
— характеризовать среды обитания организмов;
— характеризовать экологические факторы;
— проводить фенологические наблюдения;
— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должныуметь:
— составлять план текста;
— владеть таким видом изложения текста, как повествование;
— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
— получать биологическую информацию из различных источников;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта.
Раздел 1. Клеточное строение организмов (10ч)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные и практические работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.
Изучение клеток растения с помощью лупы.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.
Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.
Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение клетки;
— химический состав клетки;
— основные процессы жизнедеятельности клетки;
— характерные признаки различных растительных тканей.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
— работать с лупой и микроскопом;
— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
— распознавать различные виды тканей.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должныуметь:
— анализировать объекты под микроскопом;
— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
— работать с текстом и иллюстрациями учебника.
Раздел 2. Царство Бактерии (2 ч)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Раздел 3. Царство Грибы (5 ч)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные и практические работы
Строение плодовых тел шляпочных грибов.
Строение плесневого гриба мукора.
Строение дрожжей.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
— разнообразие и распространение бактерий и грибов;
— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику бактериям и грибам;
— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
— отличать съедобные грибы от ядовитых;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
Раздел 4. Царство Растения (9 ч)
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники,голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы
Строение зелёных водорослей.
Строение мха (на местных видах).
Строение спороносящего хвоща.
Строение спороносящего папоротника.
Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные методы изучения растений;
— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
— роль растений в биосфере и жизни человека;
— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику растительного царства;
— объяснять роль растений биосфере;
— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение.
Резервное время-3часа
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие:
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» в 5 классе является следующие :
Учащиеся должны уметь:
— составлять план текста;
— владеть таким видом изложения текста, как повествование;
— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
— получать биологическую информацию из различных источников;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта;
— анализировать объекты под микроскопом;
— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
— работать с текстом и иллюстрациями учебника;
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Предметными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие :
Учащиеся должны знать:
— о многообразии живой природы;
— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
— экологические факторы;
— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
— правила работы с микроскопом;
— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии;
— строение клетки;
— химический состав клетки;
— основные процессы жизнедеятельности клетки;
— характерные признаки различных растительных тканей;
— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
— разнообразие и распространение бактерий и грибов;
— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека;
— основные методы изучения растений;
— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
— роль растений в биосфере и жизни человека;
— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
— отличать живые организмы от неживых;
— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
— характеризовать среды обитания организмов;
— характеризовать экологические факторы;
— проводить фенологические наблюдения;
— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов;
— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
— работать с лупой и микроскопом;
— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
— распознавать различные виды тканей;
— давать общую характеристику бактериям и грибам;
— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
— отличать съедобные грибы от ядовитых;
— давать общую характеристику растительного царства;
— объяснять роль растений биосфере;
— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Тематическое планирование учебного материала
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Лабораторные работы |
1 | Введение | 6 | |
2 | Клеточное строение организмов | 10 | 4 |
3 | Царство Бактерии. | 2 | |
4 | Царство Грибы | 5 | 1 |
5 | Царство Растения | 10 | 5 |
6 | Обобщение и систематизация знаний по курсу | 2 | |
Итого | 35 ч. | 10 |
Календарно-тематическое планирование.
Биология. Бактерии, грибы, растения. 5класс (35 часов, 1 час в неделю)
№ | Тема урока | Кол-во часов | дата | |
план | факт | |||
Введение (6 ч.) | ||||
1 | Биология-наука о живой природе. Методы исследования в биологии. | 1 | 6.09 | |
2. | Методы исследования в биологии | 1 | 13.09 | |
3 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого. | 1 | 20.09 | |
4 | Среды обитания живых организмов | 1 | 27.09 | |
5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы | 1 | 4.10 | |
6 | Обобщающий урок по теме «Введение» | 1 | 11.10 | |
Клеточное строение организмов (10ч.) | ||||
7 | Устройство увеличительных приборов Лабораторная работа №1 Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними. | 1 | 18.10 | |
8 | Строение клетки. | 1 | 25.10 | |
9 | Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. Лабораторная работа №2. Строение клеток кожицы чешуи лука. | 1 | 8.11 | |
10 | Строение клетки. Пластиды. Лабораторная работа № 3«Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника» | 1 | 15.11 | |
11 | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества | 1 | 22.11 | |
12 | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание) | 1 | 29.11 | |
13 | Жизнедеятельность клетки: деление, рост, развитие | 1 | 6.12 | |
14 | Понятие «ткань» | 1 | 13.12 | |
15 | Понятие «ткань» Лабораторная работа №4 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей» | 1 | 20.01 | |
16 | Обобщение по теме «Клеточное строение Организмов» | 1 | 10.01 | |
Царство Бактерии. (2 ч.) | ||||
17 | Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность | 1 | 17.01 | |
18 | Роль бактерий в природе и жизни человека | 1 | 24.01 | |
Царство Грибы. (5 ч.) | ||||
19 | Общая характеристика грибов | 1 | 31.01 | |
20 | Шляпочные грибы | 1 | 7.02 | |
21 | Плесневые грибы и дрожжи Лабораторная работа №5. Изучение строения плесневых грибов | 1 | 14.02 | |
22 | Грибы-паразиты | 1 | 21.02 | |
23 | Обобщение по темам «Царство Бактерии» и «Царство Грибы» | 1 | 28.02 | |
Царство Растения (10 ч) | ||||
24 | Разнообразие, распространение, значение растений. | 1 | 7.03 | |
25 | Одноклеточные водоросли, их многообразие, строение, среда обитания Лабораторная работа № 6. Изучение строения водорослей. | 1 | 14.03 | |
26 | Многоклеточные водоросли. Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей | 1 | 21.03 | |
27 | Лишайники | 1 | 4.04 | |
28 | Мхи. Лабораторная работа №7. Изучение строения мхов (на местных видах) | 1 | 11.04 | |
29 | Папоротники, хвощи, плауны Лабораторная работа №8 . Изучение строения папоротника (хвоща) | 1 | 18.04 | |
30 | Голосеменные растения Лабораторная работа №9. Изучение строения голосеменных растений | 1 | 25.04 | |
31 | Покрытосеменные растения Лабораторная работа №10. Изучение строения покрытосеменных растений | 1 | 2.05 | |
32 | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира | 1 | 9.05 | |
33 | Обобщающий урок по теме «Царство растения» | 1 | 16.05 | |
Обобщение и систематизация знаний по курсу (2ч) | ||||
34 | Итоговое тестирование за курс 5 класса. | 1 | 23.05 | |
35 | Экскурсия. Весенние явления в жизни природы. | 1 | 30.05 |
Лист корректировки рабочей программы
Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку в 9 класссе
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего основного общего образования, примерной программы основного общего обр...
Рабочая программа по биологии 5 классс
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику В.В. Пасечник...
Рабочая программа по литературе ФГОС ООО 5 классс
Данная программа составлена к учебнику В.Я.Коровиной....
Рабочая программа по биологии 7 классс 2015-2016 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской пронраммы В.Б Захарова. Количество часов в неделю 2. Количество часов за год 70.Данная программа дает распределение учебных часов по разделам предме...
Рабочая программа по биологии для 10-х класссов
Рабочая программа ориентирована на учебник: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Общая биология 10-11 классы...
Рабочая программа по биологии 5 классс УМК А.А. Плешаков, Н.И. Сонин
Рабочая программа по биологии 5 классс УМК А.А. Плешаков, Н.И. Сонин...
Рабочая программа по биологии 10 классс
Рабочая программа учебного курса«Биология 10 класс » (Базовый уровень) Составитель Наговицына Наталья Вячеславовна учитель биологииРабочая программа составлена на основе Федерального...