Рабочая программа по биологии 10 классс
рабочая программа по биологии (10 класс)
Рабочая программа учебного курса
«Биология 10 класс » (Базовый уровень)
Составитель Наговицына Наталья Вячеславовна учитель биологии
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта и авторской программы В.В. Пасечника. Программа содержит темы всех разделов науки о биологии, изучаемых в 10 классе. Имеет теоретический и практический материал. На изучение биологии по данной программе отводится 34 часа, из расчета 1 час в неделю из Федерального компонента.
Учебник :
Биология: Общая биология. 10 кл. Базовый уровень: учебник/ В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. – 6-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2018. - 254 с.
Протокол № 1 от 28 августа 2019 г.
Приказ № 75 аОД от 28 августа 2019 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_biologiya_10_klass.docx | 109.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 1. Пояснительная записка
Нормативные правовые документы, обеспечивающие реализацию программы
Рабочая программа по биологии для обучающихся 10 классов составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта ФГОС среднего общего образования;
Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);
Списка учебников образовательного учреждения, соответствующему Федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2021 - 2022 уч. год, реализующих программы общего образования в соответствии с ФГОС.
Цели изучения биологии в средней школе следующие:
социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность-носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных ценностей,
накопленных обществом в сфере биологической науки);
ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов, результатов и достижений современной биологической науки;
развитие познавательных качеств личности, в том числе познавательных интересов к изучению общих биологических закономерностей и самому процессу научного познания;
овладение учебно-познавательными и ценностно- смысловыми компетентностями для формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения, а также методологией биологического эксперимента и элементарными методами биологических исследований);
формирование экологического сознания, ценностного отношения к живой природе и человеку.
Задачи изучения биологии в средней школе следующие:
освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества;
самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований; использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
Отличительные особенности учебного курса: мною предусмотрено изучение на уроках биологии национально-регионального компонента, который растворен среди тем предмета, что позволит активизировать познавательную деятельность обучающихся.
Рабочая программа опирается на УМК:
Литература для учителя: 1 Биология: Общая биология. 10 класс: Базовый уровень: учебник /В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. – 9-е изд.,стериотип. - М.: 2020. – 256 с.
2. Биология. 11 класс: поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина/ авт./сост. Т.И. Чайка. – Волгоград: Учитель, 2010.
3. Контрольно-измерительные материалы. Биология: 11 класс/ сост. Н.П. Троегубова. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с.
4. ЕГЭ. Биология: тематический сборник заданий/ под ред. Г.С. Калиновой. – М.: Национальное образование, 2019. – 256 с. – (ЕГЭ. ФИПИ – школе).
5. Мамонтов С.Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. – М., 1996.
Литература для учащихся: 1 Биология: Общая биология. 10 класс: Базовый уровень: учебник /В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. – 9-е изд.,стериотип. - М.: 2020. – 256 с.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Биология» в 10 классе изучается 1 час в неделю. На прохождение программой материала отводится 34 часа в год.
Глава 2. Планируемые результаты изучения учебного предмета
3.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология»
3.1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология» по итогам 10 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
– Осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире.
– Вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт.
–Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
-Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
- Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
-Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.
-Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.
-Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.
-Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования.
-Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Регулятивные УУД:
-Самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута.
-Оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали.
-Ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
Жизненных ситуациях.
-Оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели.
-Выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты.
-Организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели.
-Сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД:
-Искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи.
-Критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать
и фиксировать противоречия в информационных источниках.
-Использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках.
-Находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого.
- Спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития.
- Выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия.
-Выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения.
-Менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
-Осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатии.
-При осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.).
- Координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия.
-Развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств.
-Распознавать конфликтно-генные ситуации и предотвращать конфликты до их активнойфазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения.
Ученик научится:
–раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
–понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
–понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм,
–использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
–сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
-выделять существенные признаки биологических объектов (отличительные признаки живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; - различать на таблицах частей и органоидов клетки,
–приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
–распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
-сравнивать биологических объекты и процессы, уметь делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
-выявлять изменчивость организмов; приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
-пользоваться методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
–объяснять причины наследственных заболеваний.
Ученик получит возможность научиться:
–давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, ), законы наследственности, закономерности изменчивости;
–характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;
–сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
–решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
–решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
–решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
–устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
– объяснять рисунки, схемы, представленные в учебнике, составлять схемы процессов,
протекающих в клетке, иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур.
-работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического
исследования.
Раздел 3. Содержание учебного курса
1.1. Содержание учебного предмета «Биология». 10 класс (1 час в неделю; 34 часа).
Биология как комплекс наук о живой природе
Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний.
Биологические системы как предмет изучения биологии.
Структурные и функциональные основы жизни
Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.
Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции.
Вирусы – неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний.
Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке.
Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и половые клетки.
Организм
Организм — единое целое.
Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз.
Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов.
Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Сцепленное с полом наследование.
Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики.
Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутагены, их влияние на здоровье человека.
Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, ее направления и перспективы развития. Биобезопасность.
Список лабораторных и практических работ:
1. Лабораторная работа №1 «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом»
2. Лабораторная работа.№2 «Составление простейших схем скрещивания» Виды изменчивости.
3. Лабораторная работа.№3 «Изучение модификационной изменчивости на примере комнатных растений»
Раздел 4. Поурочное планирование
№ п/п | Тема урока | Содержание урока |
Введение (2 часа) | ||
1 | Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. | Методы и теории биологии, задачи биологии, уровни организации живой материи, критерии живых систем. Роль биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания природы. |
2 | Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой природы. | |
Химический состав клетки (6 часов) | ||
3 | Особенности химического состава клетки. Неорганические вещества клетки. | Предмет и задачи цитологии, клеточная организация организмов, неорганические и органические вещества клетки. Обмен веществ и энергии, биосинтез органических веществ, фотосинтез, хемосинтез. Ген. Генетический код |
4 | Углеводы и липиды. | |
5 | Белки – биологические полимеры. Функции белков. | |
6 | Нуклеиновые кислоты. | |
7 | АТФ и другие органические соединения клетки. | |
8 | Контрольная работа «Химический состав клетки» | |
Строение клетки (5 часов) | ||
9 | Клеточная теория. Строение клетки: плазматическая мембрана. | Органоиды клетки, клеточная теория, пиноцитоз и фагоцитоз, положение клеточной теории, прокариоты и эукариоты. |
10 | Органоиды клетки. Лаб.раб №1 «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом» | |
11 | Строение ядра Особенности строения прокариотических и эукариотических клеток. | |
12 | Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. | ВИЧ, СПИД, Профилактика ВИЧ-инфекций. Данные по городу. |
13 | Контрольная работа «Строение клетки» | |
Обмен веществ (3 часа) | ||
14 | Обмен веществ | Метаболизм, фотосинтез, пластический обмен, энергетический обмен, автотрофы, гетеротрофы, хемотрофы. Генетический код. Транскрипция, трансляция. |
15 | Пластический обмен в растительной клетке. Фотосинтез. Хемосинтез. | |
16 | Полугодовая контрольная работа Генетический код. Синтез белков в клетке.(самостоятельно) | |
Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов (6 часов) | ||
17 | Жизненный цикл клетки. Митоз. | Бесполое и половое размножение организмов, образование половых клеток, оплодотворение, митоз, мейоз. Эмбриональное развитие организмов, постэмбриональное развитие организмов, закономерности индивидуального развития. |
18 | Формы и способы размножения организмов. | |
19 | Мейоз. | |
20 | Мейоз. | |
21 | Онтогенез. Эмбриональный и постэмбриональный периоды | |
22 | Организм как единое целое. | |
Основы Генетики. (8 часов) | ||
23 | Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание.Л.р.№2 «Составление простейших схем скрещивания» | Ген, генотип, фенотип, закономерности наследования признаков, хромосомная теория наследственности, законы Менделя. Изменчивость, мутационная и комбинативная изменчивость, модификации, норма реакции. |
24 | Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование. | |
25 | Дигибридное скрещивание. | |
26 | Взаимодействие неаллельных генов. | |
27 | Хромосомная теория наследственности. Закон Моргана. Цитоплазматическая наследственность. | |
28 | Генетика определения пола. Наследование генов, сцепленных с полом. | |
29 | Виды изменчивости. Л.р.№3 «Изучение модификационной изменчивости на примере комнатных растений» | |
30 | Контрольно-обобщающий урок | |
Генетика человека. (2 часа) | ||
31 | Методы исследования генетики человека. | Влияние мутагенов на организм человека. Данные о наследственных болезнях по г. Нижневартовску Медико-генетическое консультирование |
32 | Наследственные заболевания и меры их профилактики | |
Обобщающие уроки по курсу биологии 10 класса (2 часа.) | ||
33 | Обобщение материала по основам цитологии и основам генетики . | |
34 | Годовая контрольная работа |
Контрольно-измерительные материалы
Тема: Химический состав клетки.
1 вариант
Выбери правильный ответ.
1. Наиболее распространенными в живых организмах элементами являются:
а) С, О, S, N;
б) Н, С, О, N;
в) О, Р, S, С;
г) N, Р, S, О.
2. К моносахаридам относятся:
а) глюкоза, рибоза, фруктоза
б) галактоза, мальтоза, сахароза
в) фруктоза, лактоза, сахароза
г) мальтоза, рибоза, сахароза
3. Первичная структура белка определяется аминокислотными остатками:
а) числом
б) последовательностью
в) числом и последовательностью
г)видами
4. Третичная структура белка определяется:
а) спирализацией полипептидной цепи
б)пространственной конфигурацией спирализованной полипептидной цепи
в) соединением нескольких полипептидных цепей
г) спирализацией нескольких полипептидных цепей
5. Мономерами молекул нуклеиновых кислот являются:
а) нуклеозиды
б) нуклеотиды
в) полинуклеотиды
г)азотистые основания.
6. Соединение двух полинуклеотидных цепей в спираль ДНК осуществляют связи:
а)ионные
б) водородные
в) гидрофобные
г)электростатические.
7. Клетка содержит ДНК в:
а) ядре
б) ядре и цитоплазме
в) ядре, цитоплазме и митохондриях
г) ядре, митохондриях и хлоропластах.
8. Какое из соединений не построено из аминокислот?
а) гемоглобин
б) инсулин
в) гликоген
9. Основным источником энергии в организме являются
а) витамины
б) ферменты
в) гормоны
г) углеводы
10. Вода играет большую роль в жизни клетки, она
а) участвует во многих химических реакциях
б) обеспечивает нормальную кислотность среды
в) ускоряет химические реакции
г) входит в состав мембран
Тема: Химический состав клетки.
2 вариант
Выбери правильный ответ.
1. Углерод как элемент входит в состав:
а) белков и углеводов
б) углеводов и липидов
в) углеводов и нуклеиновых кислот
г) всех органических соединений клетки
2. К дисахаридам относятся:
а) рибулоза, галактоза, фруктоза
б) рибоза, манноза, мальтоза
в) мальтоза, лактоза, сахароза
г) сахароза, фруктоза, рибулоз
3.Аминокислоты проявляют свойства:
а) кислот
б) оснований
в) кислот и оснований
г) в одних случаях кислот, в других – оснований
4. Третичную структуру белка поддерживают в основном связи:
а) ионные
б) водородные
в) дисульфидные
г) гидрофобные
5. Молекула ДНК содержит азотистые основания:
а) аденин,гуанин,урацил,цитозин
б) цитозин,гуанин,аденин,тимин
в) тимин,урацил,тимин,цитозин
г) аденин,урацил,тимин,цитозин
6. Число связей, возникающих в комплементарной паре оснований аденин-тимин молекулы ДНК, равно:
а)1
б)2
в) 3
г) 4.
7. Молекула АТФ содержит:
а) аденин, дизоксирибозу и три остатка фосфорной кислоты б) аденин, рибозу и три остатка фосфорной кислоты в) аденозин, рибозу и три остатка фосфорной кислоты г) аденозин,дезоксирибозу и три остатка фосфорной кислоты.
8. Изменяемой частью аминокислоты является...
а) карбоксильная группа
б) аминогруппа
в) радикал
9. Хромосомы растений состоят из:
а) белка
б) РНК
в) ДНК
г) белка и ДНК
10. В клетках каких организмов содержится в десятки раз больше углеводов, чем в клетках животных?
а) бактерий-сапрофитов
б)одноклеточных
в)простейших
г) растений
Тема: Химический состав клетки.
3 вариант
Выбери правильный ответ.
1. Азот как элемент входит в состав:
а) белков;
б) белков и нуклеиновых кислот
в) нуклеиновых кислот, белков и АТФ
г) белков, нуклеиновых кислот и липидов
2. К полисахаридам относятся:
а) крахмал, рибулоза, манноза
б) гликоген, глюкоза, целлюлоза
в) целлюлоза, крахмал, гликоген
г)крахмал, целлюлоза, манноза
3. Первичную структуру белка поддерживают связи:
а) пептидные
б) водородные;
в) дисульфидные;
г) гидрофобные.
4. Четвертичная структура белка определяется :
а) спирализацией полепептидной цепи
б) пространственной конфигурацией полипептидной цепи
в)спирализацией нескольких полипептидных цепей
г) соединением нескольких полипептидных цепей.
5. Молекула РНК содержит азотистые основания:
а) аденин,гуанин,урацил,цитозин
б) цитозин,гуанин,аденин,тимин
в) тимин,урацил,аденин,гуанин
г) аденин,урацил,тимин,цитозин.
6. Число связей, возникающих в комплементарной паре оснований гуанин-цитозин молекулы ДНК, равно:
а) 1
б) 2
в) 3
г) 4.
7. В молекуле АТФ остатки фосфорной кислоты соединены между собой связями:
а) двумя водородными
б) двумя электростатическими
в) двумя макроэргическими.
г) тремя макроэргическими.
8. Мономерами ДНК и РНК являются...
А) азотистые основания
Б) нуклеотиды
В) дезоксирибоза и рибоза
9. Из перечисленных химических соединений биополимером не является:
а) белок
б) дезоксирибонуклеиновая кислота
в) глюкоза
г) целлюлоза
10. В клетке липиды выполняют функцию
а)каталитическую
б) транспортную
в) информационную
г) энергетическую
Тема: Химический состав клетки.
4 вариант
Выбери правильный ответ.
1. Водород как элемент входит в состав:
а) воды, минеральных солей и углеводов;
б) воды, углеводов, белков и нуклеиновых кислот
в) воды, углеводов, липидов и нуклеиновых кислот
г) всех неорганических и органических соединений клетки
2. Молекула сахарозы состоит из остатков:
А) глюкозы
б) глюкозы и фруктозы
в) фруктозы и глюкозы
г) глюкозы и галактозы
3. Вторичная структура белка определяется:
а) спирализацией полипептидной цепи;
б) пространственной конфигурацией полипептидной цепи;
в) числом и последовательностью аминокислот спирализованной цепи;
г) пространственной конфигурацией спирализованной цепи.
4. В поддержании четвертичной структуры белка не принимаются участии:
а) пептидные
б) водородные
в) ионные
г) гидрофобные.
5. Состав мономеров молекул ДНК и РНК отличается друг от друга содержанием:
а) сахара
б) азотистых оснований
в) сахара и азотистых оснований
г) саахара,азотистых оснований и остатков фосфорных кислот.
6. число вариантов комплементарных пар оснований нуклеотидов ДНК равно:
а) 2
б) 3
в) 4
г) 5.
7. Заслуга Шлейдена и Шванна в том, что они...
а) сформулировали основные идеи клеточной теории
б) опровергли идеи Вихрова
в) открыли клеточное строение растений и животных
8. Денатурировать могут...
а) все структуры белка
б) только вторичная и первичная
в) только третичная и четвертичная
9. Какую функцию выполняют белки, ускоряющие химич. реакции, в клетке?
а) гормональную
б)сигнальную
в) ферментативную
г)информационную
10. В клетках человека и животных в качестве строительного материала и источника энергии используются
а) гормоны и витамины
б) вода и углекислый газ
в) неорганические вещества
г) белки, жиры и углеводы
Контрольная работа № 2 по теме «Строение клетки»
Вариант 1
Часть А. В предложенных заданиях необходимо выбрать и обвести ОДИН номер верного
ответа из четырех предложенных. (Каждый правильный ответ 1 балл)
1. Чтобы рассмотреть устройство клетки, необходимо приготовить:
1) штативную лупу 2) увеличительное стекло
3) ручную лупу 4) микропрепарат
2. Процесс размножения клетки называют:
1) дыханием 2) делением
3) питанием 4) ростом
3. Зелёный цвет растений обусловлен присутствием в клетках особых зелёных пластид:
1) вакуолей 2) лейкопластов
3) хлоропластов 4) цитоплазмы
4. Основную часть старой клетки занимает:
1) ядро 2) вакуоль
3) цитоплазма 4) оболочка
5. Клетки бактерий имеют:
1) клеточную стенку 2) ядро
3) ядерное вещество 4) ядрышко
6. Простейшим увеличительным прибором является:
1) световой микроскоп 2) штативная лупа
3) электронный микроскоп 4) ручная лупа
7. Основным запасным питательным растительных клеток является:
1) крахмал 2) вода
3) клейковина 4) масло
8. Все живые клетки растения дышат, что проявляется в виде
1) выделения углекислого газа 2) выделения кислорода
3) почвенного питания 4) роста и размножения
9. Резервуары, в которых накапливается клеточный сок, называются
1) пластиды 2) вакуоли
3) лейкопласты 4) цитоплазма
10. Защищает содержимое клетки от внешних воздействий
1) цитоплазма 2) вакуоль
3) ядро 4) оболочка
11. В цитоплазме одноклеточной водоросли хлореллы располагается один пластид,
который называется:
1) хлоропласт 2) хроматофор
3) лейкопласт 4) хромопласт
12. У инфузории-туфельки процесс удаления избытка воды и продуктов обмена
происходит через:
1) пищеварительные вакуоли 2) сократительные вакуоли
3) оболочку 4) цитоплазму
13. Пресноводную гидру относят к:
1) многоклеточным животным 2) колониальным организмам
3) многоклеточным гриба 4) многоклеточным растениям
14. В клетках семян гороха, фасоли, чечевицы содержится большое количество:
1) белка 2) соли
3) масла 4) сахара
15. Каким ученым была открыта клетка:
1) Антони ван Левенгуком 2) Шлейден Матиасом
3) Робертом Гуком 4) Шванн Теодором
16. Основным веществом клетки является:
1) вода 2) белок
3) соли 4) крахмал
Часть В. В предложенных заданиях ответ необходимо записать в виде числа или набора
символов. (Правильный ответ 2 балла)
В1.Установите соответствие между частью клетки и функцией, которую она выполняет.
Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.
Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ФУНКЦИЯ ЧАСТЬ КЛЕТКИ
А) способствует проникновению веществ в клетку 1) клеточная оболочка
Б) способствует обеспечению всех процессов жизнедеятельности 2) цитоплазма
В) способствуют передвижению веществ по клетке
Г) обеспечивают защиту от проникновения вредных веществ
Д) является внутренней средой клетки
А Б В Г Д
1 2 2 1 2
В2. Установите соответствие между частями клетки и особенностями их строения. Для этого
к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.
Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ЧАСТИ КЛЕТКИ
А) содержат клеточный сок 1) вакуоли
Б) могут быть окрашены в зелёный цвет 2) пластиды
В) содержат растворимые в воде вещества
Г) запасают крахмал, белки или масла
Д) представляют собой полости-резервуары
А Б В Г Д
1 2 1 1 1
В3. Расположите в правильном порядке события, которые происходят при делении клетки:
1) переход хромосом к противоположным концам клетки
2) расположение хромосом по «экватору» клетки
3) распад оболочки ядра
4) удвоение числа хромосом
5) образование перегородки в средней части клетки
6) образование материнской и дочерней клетки
3 4 2 1 5 6
Часть С. Запишите полный развернутый письменный ответ на предложенный вопрос (3 балла).
С1. Что общего в строении клеток всех эукариот?
Контрольная работа № 2 по теме «Строение клетки»
Вариант 2
Часть А. В предложенных заданиях необходимо выбрать и обвести номер верного ответа из четырех предложенных. Каждый правильный ответ 1 балл.
1. За счёт деления клеток происходит:
1) заживление ран 2) листопад у растений
3)фотосинтез 4) вытекание крови из раны
2.Сложный прибор, с помощью которого можно рассмотреть клеточное строение растения, называется:
1) увеличительное стекло 2) микроскоп
3) штативная лупа 4) микропрепарат
3. Ядро является главным органоидом, потому что оно:
1) самый крупный органоид 2) передвигается по цитоплазме
3) участвует в делении клетки 4) производит питательные вещества
4. В клетках семени подсолнечника содержатся капли особых запасных питательных веществ
1) крахмала 2) масел
3) солей 4) белков
5. Клеточного строения НЕ имеют
1) некоторые виды инфузорий 2) плесневые грибы
3) бактерии 4)вирусы
6. В животной клетке отсутствуют:
1) ядро 2)митохондрии
3) пластиды 4) цитоплазма
7. Линзы, расположенные выше тубуса светового микроскопа, образуют
1) объектив 2) штатив
3) окуляр 4) зеркало
8. К углеводам относят:
1) интерферон 2) инсулин
3) крахмал 4) гемоглобин
9. Вязкое вещество, заполняющее клетку- это
1) ядро 2)цитоплазма
3)мембрана 4) ядерное вещество
10. Клеточную оболочку поверх мембраны НЕ имеют клетки:
1)растений 2) животных
3) грибов 4)бактерий
11. К ядерным (имеющих ядро) организмам относятся:
1) растения, животные и бактерии 2) растения, животные и грибы
3) бактерии, грибы и растения 4) бактерии, грибы и животные
12. Вакуоль- это органоид, который:
1) запасает воду и минеральные вещества 2)регулирует все процессы жизнедеятельности
3) выполняет защитную функцию 4) улавливает энергию солнечных лучей
13.Хлоропласты в клетке
1) осуществляют фотосинтез 2)поддерживают давление
3)накапливают воду и минеральные вещества 4) выполняет защитную функцию
14. Клеточное ядро открыл
1) Р. Гук 2) А. Левенгук
3) Р. Броун 4) М. Шлейден
15. Амёбу относят к
1) одноклеточным животным 2) колониальным организмам
3) многоклеточным гриба 4) одноклеточным растениям
16.Хроматофоры хлореллы и хламидомонады
1)удаляют излишки воды из клетки 2)осуществляют фотосинтез
3) обеспечивают подвижность 4)запасают воду и мин. вещества
Часть В. В предложенных заданиях ответ необходимо записать в виде числа или набора
символов. (Правильный ответ 2 балла)
В1. Установите соответствие между частями клетки и выполняемыми ими функциями (одна функция лишняя) Для этого к каждому элементу первого столбца подберите одну позицию из второго столбца. Запишите цифры выбранных ответов.
Найдите соответствие между частями клетки и функциями.
Части клетки Функция
А) ядро 1) обеспечивает движение клетки
Б) плазматическая мембрана 2)запасает воду и минеральные вещества
В) жгутик 3) защищает клетку от повреждений
4) регулирует все процессы в клетке
А Б В
4 3 1
В2. Что из перечисленного явления частью животной клетки? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны
1)Мембрана 4) цитоплазма
2) клеточная стенка 5) Вакуоль
3) Хлоропласт 6) ядро
1 4 6
В3. Определите органоиды амёбы, обозначенные на рисунке:
1. Сократительная вакуоль
2. Ложноножка
3. Ядро
4. Цитоплазма
5. Пищеварительная вакуоль
1 2 3 4 5
б в а д г
Часть С. Запишите полный развернутый письменный ответ на предложенный вопрос (3 балла).
В клетках каких живых организмов присутствуют хлоропласты? Какова их функция (зачем они нужны)?
Вариант 1
1. Известен фрагмент полипептидной цепочки
- ала – ала – цис – глу- ала – тир –мет – арг – лиз – фен –
Определите последовательность нуклеотидов участка гена, несущего информацию для указанной полипептидной цепи.
2. Дана последовательность нуклеотидов участка гена:
-А-А-Т-Т-Т-Г-Ц-Ц-А-Ц-А-Ц-А-А-Т-Г-Ц-А-А-Т-Г-
Определите первичную структуру белковой молекулы, закодированной данной последовательностью нуклеотидов.
3. Пользуясь таблицей кода ДНК, определите какие аминокислоты кодируют триплеты
АТГ – ААТ - ГАЦ - ТТТ –
Какими триплетами закодированы аминокислоты:
Вал - Гли - Сер –
4. Какую аминокислоту транспортирует т-РНК с кодом
т-РНК – ЦУУ т-РНК – ГГА
5. В цепи ДНК аденина находится 16 %, что составляет 240 оснований. Определите процентное и количественное содержание, гуанинов, цитозинов в молекуле ДНК, а также урацилов в и-РНК.
Вариант 2.
1. Известен фрагмент полипептидной цепочки
- фен – лей – мет – вал – асп – арг – глу – гис – ала – тир–
Определите последовательность нуклеотидов участка гена, несущего информацию для указанной полипептидной цепи.
2. Какой принцип лежит в основе удвоения молекул ДНК. По этому принципу достройте недостающую цепь к следующей последовательности нуклеотидов в ДНК
- ААТ –ТГЦ – АТЦ –ЦТГ – ГГА – ААТ – АТЦ –
Укажите последовательность нуклеотидов в и-РНК и закодированную в ней пептидную цепь.
3. Пользуясь таблицей кода и-РНК, определите, какие аминокислоты кодируют триплеты
УАЦ - ЦАУ - ГГУ - УУУ –
Какими триплетами закодированы аминокислоты
Глн - иле –
4. Какую аминокислоту транспортирует т-РНК с кодом
т-РНК – АГЦ т-РНК – ААА
5. Из общего количества нуклеотидов, что составляет 2800 оснований, в ДНК гуанинов содержится 30 %.
Каково содержание аденинов в ДНК, а также урацилов в и-РНК?
Дополнительные вопросы.
1. Синтез белка происходит в органоидах клетки:
а) ядре, б) цитоплазме, в) рибосомах, г) митохондриях
2. Роль матрицы в биосинтезе белка играет:
а) и-РНК б) т-РНК в) ДНК г) белок
3. Ген содержит информацию о:
а) первичной структуре белка б) вторичной структуре белка
в) третичной структуре белка в) строении аминокислот
4. Удвоение молекулы ДНК происходит в соответствии с принципом
___________________________
5. Транскрипция – это:
а) синтез белка б) синтез р-РНК в) синтез дочерних ДНК г)синтез и-РНК
6. И-РНК представляет собой копию:
а)гена, группы генов б) молекулы ДНК в) группы генов г) гена
7. Трансляция это процесс синтеза ________________________ .
8. И-РНК в процессе биосинтеза белка выполняет функцию:
а) ускоряет реакции биосинтеза б) хранит генетическую информацию
в) передает генетическую информацию г) является местом синтеза белка
Итоговая контрольная работа 10 класс
Вариант 2
№1 неорганические вещества в клетках представлены катионами и анионами. Приведите несколько примеров катионов и анионов, какие функции в клетке они выполняют?
№2 Перечислите виды бесполого размножения. Приведите примеры организмов.
№3 Задача У пшеницы ген карликового роста (А) доминирует над геном нормального роста (а). Определите генотип и фенотип потомства от скрещивания:
а) гомозиготной карликовой пшеницы с нормальной;
б) двух гетерозиготных карликовых растений пшеницы.
№4 Дать определения понятиям: диплоидный набор хромосом, доминантный ген, изменчивость.
Итоговая контрольная работа 10 класс
Вариант 3
№1 Какими веществами представлены углеводы в клетке, какие функции они выполняют?
№2 Перечислите и поясните стадии митоза. В чём заключается его биологическая роль.
№ 3 Задача У норок коричневая окраска меха (В) является доминантной по отношению к голубой (алеутской) (в). При скрещивании гомозиготных животных с коричневой окраской меха с алеутскими было получено 120 щенят F2.
1. Сколько типов гамет может образовать алеутская норка?
2. Сколько типов гамет образуют животные F1?
3. Сколько животных F имели голубую окраску?
4. Сколько животных F имели коричневую окраску?
5. Сколько разных генотипов в может образоваться в F2?
№4 Дать определения понятиям: Трансляция, анаэробные организмы, аллельные гены
Итоговая контрольная работа 10 класс
Вариант 4
№1 Строение и функции ДНК. Что значит принцип комплементарности? Поясните.
№2 Кратко опишите, как происходит биосинтез белка в клетке
№3 Задача Голубоглазый правша, отец которого был левшой, женился на кареглазой левше из семейства, все члены которого в течение нескольких поколений имели карие глаза. Какого потомства и с какой вероятностью в отношении этих двух признаков следует ожидать от этого брака?
№4 Дать определения понятиям: транскрипция, гетерозиготный организм, генотип,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 5-7 классс Босова Л.Л. ФГОС
Рабочая программа 5-7 классс Босова Л.Л. ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 классс
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику В.В. Пасечник...
Рабочая программа по биологии 7 классс 2015-2016 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской пронраммы В.Б Захарова. Количество часов в неделю 2. Количество часов за год 70.Данная программа дает распределение учебных часов по разделам предме...
Рабочая программа по биологии для 5-х класссов
Рабочая программа по биологии для 5 класса. Рабочая программа ориентирована на использование учебника : Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобра...
Рабочая программа по биологии для 10-х класссов
Рабочая программа ориентирована на учебник: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Общая биология 10-11 классы...
Рабочая программа по биологии 5 классс УМК А.А. Плешаков, Н.И. Сонин
Рабочая программа по биологии 5 классс УМК А.А. Плешаков, Н.И. Сонин...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...