Рабочая программа по биологии для 10-х класссов
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Абдуллина Лилия Равгатовна

Рабочая программа ориентирована на учебник: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Общая биология 10-11 классы

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                           Пояснительная записка

            Данная рабочая программа составлена  и реализуется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

                -Федеральным  Законом от 29.12.2012.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

               - Законом Республики  Татарстан (от 22.07.2013 № 68-ЗРТ) «Об образовании»;

                -Приказом МО и Н РФ  (от 05.03.2004, № 1089) «ОБ утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;.

                - Приказом МО и Н РФ  (от 09.03.2004, №1312) «ОБ утверждении федерального базисного учебного плана  и  примерных учебных  планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

                  -Федеральным  перечнем  учебников, рекомендованных  и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих  образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию ( утверждены приказом Минобрнауки  России от 05 июля 2017г. №629, приказ №581 от 20 т июня 2017г; приказ № 535 от  июля2017 г.;  письмо Н РФ от 8 декабря 2011 г. № МД 1634/03 « Об использовании учебников в образовательном процессе»;

                  -Учебным  планом  школы на 2017-2018 учебный год;

                -Образовательной программой школы

                -Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов,  дисциплин в школе

              - Примерной программой основного общего образования по биологии, программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева. - М.: Дрофа, 2009.,                                                                                                                

                Рабочая программа ориентирована на учебник: Рабочая программа ориентирована на учебник: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Общая биология 10-11 классы.: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2014

Изучение курса «Общая биология.10 класс»  направлено на достижение следующих целей :

-освоением знаний о биологических системах, биологической науке и методах научного познания;

-овладением умениями обосновывать роль биологических знаний в практической деятельности людей, наблюдать за экосистемами, находить и анализировать информацию о живых объектах;

-развитием познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, концепций, гипотез в ходе работы с различными источниками информации;

-воспитанием убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью, уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

-использованием приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью, обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

        Изучение биологии в 10 классе направлено на достижение следующих задач:

-работа с биологическими приборами, инструментами, справочниками;

-проведение наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

-воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуре поведения в природе.

       Таким образом, по мере изучения курса достигается цель всего биологического образования – подготовка биологически и экологически грамотного человека, который должен понимать значение жизни как наивысшей ценности, научится строить свои отношения с природой на основе уважения к жизни, окружающей среде, человеку.

                                       Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

       На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предусмотрено формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами на этапе основного общего образования являются:
         Познавательная деятельность:
-использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
         Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
 Рефлексивная деятельность:
-владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий;
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
   Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о физической картине мира будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления физических процессов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся. В приведенном тематическом планировании предусмотрено использование нетрадиционных форм уроков, в том числе организационно-деловых игр, исследовательских лабораторных работ, проблемных дискуссий, интегрированных уроков с историей и биологией, проектная деятельность и т. д.
    При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
   Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач, формулировать проблему и цели своей работы, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии, сочинения, резюме, исследовательского проекта, публичной презентации.
     Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках
информационно-коммуникативной деятельности: способности передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; проводить смысловой анализ текста; создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно); составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся должны более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных. В соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы: текст, таблицу, схему, аудиовизуальный ряд и др.
      Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута. Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

                                                                        Содержание курса

Раздел 1.  Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии (4ч)

Объект изучения биологии- живая природа. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии.

Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи

Сущность жизни и свойства живого. Методы познания живой природы.

Раздел 2.Клетка (10ч).

Тема 2.1.Методы цитологии. Клеточная теория.(1ч).

Развитие знаний о клетке. Клеточная теория и ее основные положения. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Методы цитологии.

Тема 2.2.Химический состав клетки (4ч).

Химический состав клетки. Неорганические и органические соединения и их роль в клетке.

Тема 2.3.Строение клетки (3ч). Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; эукариотические и прокариотические клетки. Строение и функции хромосом.

Тема 2.4.Реализация наследственной информации в клетке ( 1ч).

ДНК- носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетке. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.

Тема 2.5.Вирусы(1ч).

Вирусы. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

Лабораторные и практические работы.

Наблюдение клеток растений  и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

Сравнение строения клеток растений и животных.

Раздел 3.Организм (19ч).

Тема 3.1.Организм-единое целое.

Многообразие  живых  организмов (1ч).Организм- единое целое. Многообразие организмов. Одноклеточные, многоклеточные и колониальные организмы.

Тема 3.2.Обмен веществ и превращение энергии –свойства живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

Тема 3.3.Размножение (4ч).

Размножение- свойство живых организмов. Деление клетки- основа роста, развития и размножения организма. Половое и бесполое размножение.

Тема 3.4.Индивидуальное развитие организма ( онтогенез). (2ч).

Индивидуальное развитие организма. Причины нарушения развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Последствие влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Тема 3.5.Наследственность и изменчивость (7ч).

Наследственность и изменчивость- свойства организмов. Генетика-наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель –основоположник генетики. Генетическая терминология, законы Менделя. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.

Наследственные болезни человека и их профилактика.

Тема 3.6. Генетика- теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология (3ч). Учение  Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология и ее достижения, перспективы развития.  Этические аспекты развития биотехнологии ( клонирование человека).

Лабораторные и практические работы.

Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

Составление простейших схем скрещивания.

Решение элементарных генетических задач.

Выявление источников мутагенов в окружающей среде и оценка  возможных последствий их влияния на организм.

Резервное время(2ч)

                                           Продолжительность и последовательность изучения разделов

    Согласно примерной программе на изучение биологии   в 10 классе отводится 35 часов; по учебному плану МБОУ «СОШ №24» отводится 35   часов.  Исходя  из этого предполагается следующее распределение часов

№ п/п

Раздел.

Количество часов

Лабораторные и практические работы

По примерной программе

По рабочей программе

1.

Биология как наука. Методы научного познания

4

3

2.

Клетка

10

10

2-Л.Р.

3.

Организм

19

21

1-Л.Р.3-П.Р.

Резервное время

2

1

Всего:

35

35

5

Рабочая программа предусматривает некоторые изменения.  Раздел «Биология как наука. Методы научного познания» сокращена на 1 час.  Из-за большого объема изучаемого материала на раздел  «Организм» добавлено 2часа

Требования к уровню подготовки  учащихся

Требования на базовом уровне направлены  на реализацию деятельностного,  практико- ориентировочного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья                                                                                                                                                                                                                                    В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен                                                                                                                                                   Знать/ понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
  • сущности биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;                                                                                                                                            Уметь:
  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единства живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности ;
  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный  и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать разные гипотезы сущности жизни, происхождение жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных тестах, справочниках, научно- популярных изданиях, компьютерных базах данных, Интернет- ресурсах) и критически ее оценивать;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  • для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стессов, вредных привычек; правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии

                                                                   

                                                  Учебно-методическое и программное обеспечение

                       Для учащихся:        

 учебник: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Общая биология 10-11 классы.: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2014

         Для информационной компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств и средств Internet, реализуемых с помощью компьютера:

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов  http://school-collection.edu.ru;

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)  http://fcior.edu.ru;

Газета «Биология» издательского дома Первое сентября  http://bio.1september.ru;

Открытый колледж: Биология  http://college.ru/biologiya;

Вся биология  http://www.sbio.info;

Государственный Дарвиновский музей  http://www.darwin.museum.ru.

                        Для учителя:

учебник: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Общая биология 10-11 классы.: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2014

Агафонова И.Б., Биология. Общая биология. 10-11 класс. Базовый уровень. – М.: Дрофа, 2007 – 368с.

Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод. пособие к учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой, Е.Т.Захаровой. «Общая биология. Базовый уровень». – М.: Дрофа, 2006. – 140с.

Зарудняя Т.В. «Биология. 10 класс: поурочные планы», -Волгоград: Учитель, 2008.-169с.

Калинова Г.С., Петросова Р.А., Никишова Е.А. «Отличник ЕГЭ. Биология/ФИПИ.-  М.: Интеллект-центр, 2010.-256с.

Лернер Г.И.Общая биология. (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 288с.

Кирилленко В.Н., Обухов Д.К. «Клетки и ткани»,-М: «Дрофа», 2008-118с.

                                         Календарно- тематическое планирование   уроков биологии  в 10 классах

Тема урока

Кол-во

часов

Тип

урока

      Элементы

     содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

 Лаборатор-ные  работы

Домашнее

задание

Дата проведения

План

Факт

                      Раздел 1.  Биология как наука. Методы научного познания (3 часа)

1

1.Краткая история развития биологии. Методы исследования.

Урок изучения нового материала

1

Ввод-ный.

Биология. Жизнь. Биологические науки. Наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, исторический метод

Учащиеся должны знать, что изучает общая биология. Учащиеся должны знать, что изучает общая биология , уметь охарактеризовать особенности методов познания живого.

С.3-8 изучить

2.09.

2

2.Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи.

1

Урок комбинированный

Признаки живых организмов. Уровни организации живых систем

Уровни организации живой природы:молекулярный, клеточный, организменный, популяционно- видовой, экосистемный, биосферный.

С.13-18 изучить

9.09

3

3.Обобщение по теме: «Биология как наука. Методы научного познания»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Биология. Жизнь. Биологические науки. Наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, исторический метод

Учащиеся должны уметь объяснять основные свойства живых организмов: обмен веществ, саморегуляция, самовоспроизведение, наследственность и изменчивость, рост и развитие, раздражимость и уметь привести примеры представителей 5 царств живой природы - вирусы, бактерии, грибы, растения и животные.

Индивидуальные задания. Подготовить сообщения.

16.09

                      Раздел 2. Клетка (11 часов)

Тема 2.1  Методы цитологии. Клеточная теория ( 1час)

4

 1.Развитие знаний о клетке. Клеточная теория.

1

Клетка, цитология, основные положения клеточной теории

Учащиеся должны знать методы изучения клетки, уметь раскрывать основные положения современной клеточной теории, основные отличия в строении клеток организмов разных царств. Учащиеся должны уметь доказать материальное единство органического мира

С.22-25 изучить

23.09

Тема 2.2 Химический состав клетки  (4 часа)

5

1. Особенности химического состава клетки.  Неорганические вещества.

1

Урок- изучение нового материала

Элементарный состав живого вещества. Строение и биологическое значение воды и минеральных солей.

Учащиеся должны знать элементарный состав живого вещества и уметь привести примеры макроэлементов, биоэлементов и микроэлементов; содержание и роль воды и минеральных солей в клетке.

С.26-33

30.09

6

2. Биополимеры. Углеводы. Липиды.

1

Урок комбинированный

Строение и биологическое значение углеводов, липидов .

Учащиеся должны знать особенности строения и биологическое значение моносахаридов, дисахаридов, полисахаридов, жиров и других липидов

С.34-39

7.10

7

3. Белки. Их строение и функции.

1

Урок комбинированный

Биополимеры, полипеп-тиды, пептидная связь; структуры, свойства и функции белковых молекул; биологические катализаторы - ферменты.

Учащиеся должны знать строение, свойства, функции и биологическое значение белков в клетке; уметь объяснять функции белков особенностями строения их молекул.

С.40-47

14.10

8

4. Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. АТФ

1

Урок комбинированный

ДНК, РНК, генетический код.

Учащиеся должны знать особенности строения молекул ДНК, РНК , их биологическое значение. Учащиеся должны уметь схематически изображать нуклеотиды и структуру АТФ, процесс удвоения ДНК.

   С.48-52

21.10

Тема 2.3   Строение клетки (3 часа)

9

1.Строение клетки.  Строение и функции хромосом.

 

1

Лабораторная работа

Строение и функции оболочки, цитоплазмати-ческой мембраны, ядра.

Учащиеся должны знать строение и функции цитоплазмы, клеточных мембран, ядра.

С.55-60

28.10

10

2. Основные  органоиды клетки, их функции.  Л.Р. «Наблюдение клеток растений  и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»

1

Комбинированный урок

Строение и функции  органоидов клетки( ЭПС, комплекс Гольджи, Лизосомы, митохондрии, пластиды, органоиды движения), клеточные включения.

Учащиеся должны знать строение и функции цитоплазмы, клеточных мембран, органоидов клетки, клеточных включений.

Л.Р. «Наблюдение клеток растений  и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»

С.61-70

11.11

11

3. Сходство и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток. Л.Р. «Сравнение строения клеток растений и животных».

1

Лабораторная работа

Строение бактериальной клетки, спорообразова-ние, размножение и значение бактерий.

Учащиеся должны знать особенности строения и жизнедеятельности бактерий, их значение в природе и жизни человека, должны уметь работать с микроскопом, готовить микропрепараты

Л.Р.«Сравнение строения клеток растений и животных».

С.71-77

18.11

Тема 2.4 Реализация наследственной информации в клетке (1 час)

12

1. ДНК- носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Роль генов в биосинтезе белка.

1

Урок-изучение нового материала

Транскрипция и трансляция генетической информации клетки.

Учащиеся должны знать основные особенности этапов биосинтеза белка в клетке, уметь построить схему транскрипции и объяснить принцип реализации генетической информации.

С.95-105

25.11

Тема 2.5 Вирусы (1 час)

13

1. Вирусы. Профилактика СПИДА.

1

Урок-изучение нового материала

. Вирусы и бактериофаги

Учащиеся должны знать особенности строения и жизнедеятельности вирусов, их значение в природе и жизни человека, меры профилактики СПИДА.

С.78-84, подгото-вить сообщение по теме

2.12

Раздел 2. Организм (21 час)

Тема 3.1 Организм - единое целое (1 час)

14

1. Организм единое целое.  Многообразие живых организмов

1

Урок-изучение нового материала

Одноклеточные, многоклеточные, колониальные организмы.

Учащиеся должны знать особенности одноклеточных и многоклеточных организмов.

подгото-вить сообщение по теме

9.12

  Тема 3.2 Обмен веществ и превращение энергии -свойство живых организмов (3часа)

15

1. Обмен веществ и превращение энергии в клетке

1

Урок-изучение нового материала

Метаболизм, анаболизм и катаболизм, три этапа энергетического обмена, гликолиз, КПД дыхания.

Учащиеся должны усвоить сущность и значение обмена веществ в клетке. Особенности энергетического обмена клетки и значение митохондрий в процессах клеточного дыхания.

С.84-87

16.12

16

2. Питание клетки. Хемосинтез.

1

Комбинированный урок

Автотрофы, гетеротрофы, , хемосинтез.

Учащиеся должны знать типы питания организмов и уметь привести примеры организмов с различными типами питания.

С.89-95

23.12

17

3. Автотрофное питание. Фотосинтез.

1

Комбинированный урок

фотосинтез, световая и темновая фазы фотосинтеза

Учащиеся должны знать особенности автотрофного типа питания

С.89-95

13.01

Тема 3.3 Размножение (4 часа)

18

1. Размножение-свойство организмов. Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов.

1

Урок-изучение нового материала

 Жизненный цикл клеток. Фазы митоза.

Учащиеся должны знать особенности и  значение деления клетки , особенности интерфазы и фаз митоза. Учащиеся должны уметь объяснить механизм, обеспечивающий постоянство числа и формы хромосом в клеточном ядре.

С.105-109

20.01

19

2 Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов (продолжение).

1

Комбинированный урок

Гаметы и гаметогенез, сперматогенез и овогенез, биологическое значение полового процесса.

Учащиеся должны знать особенности и биологическое значение полового размножения, основные фазы мейоза и особенности гаметогенеза яйцеклеток и сперматозоидов.

Изучить записи

27.01

20

3. Половое и бесполое размножение.

1

Комбинированный урок

Формы бесполого размножения: митоз, споро-образование, почкование и вегетативное размножение.

Учащиеся должны знать особенности и биологическое значение бесполого размножения и его форм, особенности и биологическое значение полового размножения.

С.116-121

3.02

21

4. Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

1

Комбинированный урок

Наружное и внутреннее оплодотворение, двойное оплодотворение у растений, развитие без оплодотворения.

Учащиеся должны знать сущность процесса оплодотворения, особенности строения зиготы, особенности оплодотворения у цветковых растений,

С.125-128

10.02

 Тема 3.4  Индивидуальное развитие организма  (онтогенез)  (2 часа)

22

1.Онтогенез – индивидуальное развитие

организма.

Л.Р. «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства»

1

Урок-изучение нового материала

Эмбриогенез и постэмбриональное развитие.

Учащиеся должны знать закономерности онтогенеза позвоночных .

Л.Р.«Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства»

С.129-137

17.02

23

2. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье.

1

Комбинированный урок

Вред курения, употребления алкоголя, наркотиков, пищевых добавок, лекарств, излучений, стрессовых ситуаций и др.

Вредное влияние курения и употребления алкоголя и наркотиков на развитие зародыша человека, меры профилактики нарушений зародышевого развития человека.

Подгото-вить сообщение

По теме

24.02

Тема 3.5  Наследственность и изменчивость (8 часов) 

24

 1.Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

1

Урок- изучение нового материала

Основные понятия генетики.

 Наследственность. Изменчивость. Ген. Генотип. Фенотип. Аллельные гены.  Гомозигота.  Гетерозигота.

Доминантный признак.

Рецессивный признак. Гибридологического метода Г.Менделя.

Давать определения понятиям «генетика», «ген», «генотип», «фенотип»,   «аллельные гены», «гибридологический метод». Называть признаки биологических объектов - генов и хромосом. Характеризовать сущность биологических процессов наследственности  и  изменчивости.

Объяснять роль генетики в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей.

Объяснять значение гибридологического метода Г.Менделя.

С.140-141

3.03

25

 2. Закономерности наследования. Моногибридное  скрещивание. П.Р. «Составление простейших схем скрещивания».

1

Комбинированный урок

Законы Менделя. Закон доминирования.  Механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания.  Схемы наследования при моногибридном скрещивании.

Давать  определения понятиям «гомозигота», «гетерозигота», «доминантный признак», «моногибридное скрещивание», «рецессивный признак». Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков. Воспроизводить  формулировку правила единообразия. Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания. Анализировать содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании. Составлять схему моногибридного скрещивания; схему анализирующего скрещивания и неполного доминирования. Определять по фенотипу генотип, по генотипу фенотип; по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.

П.Р. «Составление простейших схем скрещивания».

С.141-143

10.03

26

 3. Дигибридное  скрещивание.

1

Комбинированный урок

Дигибридное скрещивание, третий закон Менделя.

Учащиеся должны знать законы Менделя и уметь записывать схемы скрещивания и составлять решетку Пеннета.

С.144-145

17.03

27

 4. Хромосомная теория наследственности.  Взаимодействие неаллельных генов.

1

Комбинированный урок

Закон Моргана, кроссинговер, генетические карты, цитоплазматическая наследственность. Явление сцепленного наследования, закон Моргана, генетика пола.

Учащиеся должны знать основные положения хромосомной теории наследственности, уметь объяснять закон Моргана, иметь представление о

генетических картах.

С.152-158

24.03

28

 5. Генетика пола. Сцепленное с полом наследования    

1

Комбинированный урок

Явление сцепленного наследования, закон Моргана, генетика пола.

Решение задач на сцепленное с полом наследование.

Учащиеся должны  знать хромосомный механизм определения пола и о сцепленном с полом наследовании. Уметь решать задачи на сцепленное с полом наследование.

С.159-163

7.04

29

 6. Наследственная и ненаследственная изменчивость.

1

Комбинированный урок

Наследственная изменчивость: комбинативная, мутационная и соотносительная, мутагены, мутации и мутагенез, закон гомологических рядов Вавилова.

Учащиеся должны знать виды наследственной изменчивости, типы мутаций и виды мутагенов, способы и причины мутагенеза, формулировку закона гомологических рядов.

С.163-174

14.04

30

7. Наследственные болезни человека.

 П.Р. «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм»

1

Комбинированный урок

Влияние различных вредных факторов на наследственность человека.

Учащиеся должны знать о вредном влиянии курения, употребления алкоголя и наркотиков на наследственность человека.

П.Р. «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм»

С.176-184,подготовить сообщение по теме

21.04

31

8.  Обобщающий урок. П.Р. «Решение элементарных генетических задач»

1

Урок обобщения и повторения

Повторение и обобщение материала о наследственности и изменчивости организмов

Учащиеся должны знать закономерности наследственности и изменчивости организмов. Учащиеся должны уметь доказывать материальное единство природы, её познаваемость.

П.Р. «Решение элементарных генетических задач»

решить генети-ческие задачи

28.04

 Тема 3.6  Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология (3 часа)

32

1. Генетика - теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И. Вавилова.

1

Урок-изучение нового материала

Учение Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

Знать центры многообразия и происхождения культурных растений

С.238-245

5.05

33

2. Основные методы селекции

1

Комбинированный урок

Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Учащиеся должны знать основные методы гибридизации.

Изучить записи. Подгото-вить сообшение по теме

12.05

34

3. Биотехнология, ее достижения, перспективы развития.

1

Урок –обобщения и повторения.

Биотехнология: методы.

Учащиеся должны знать методы исследования биотехнологии и ее этические аспекты.

Подгото-виться итоговой контроль-ной работе.

19.05

Заключение (1 час)

35

Контрольно-обобщающий урок по курсу 10 класса.

1

Кон-  троль-но- обоб-щаю-

щий

Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

26.05

                                                                                      

                                                                                               Нормы оценок  

                Оценка знаний, умений, навыков  

 Отметка «5»:

-полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;

- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;

- для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;

- ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Отметка «4»:

- раскрыто основное содержание материала;

- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

- ответ самостоятельный;

- определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Отметка «3»:

- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

-определения понятий недостаточно четкие;

- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка «2»:

- основное содержание учебного материала не раскрыто;

- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

- допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

           Оценка практических умений учащихся

Отметка «5»:

-правильно определена цель опыта;

- самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;

-научно, грамотно, логично, описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта;

Отметка «4»:

-правильно определена цель опыта;

-самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;

-допущены 1-2 ошибки, в целом грамотно, логично, описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта;

-в описании наблюдении допущены неточности, выводы неполные.

Отметка «3»:

-правильно определена цель опыта; подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта проведены с помощью учителя;

-допущены неточности и ошибки в закладке опыта, описании наблюдения, формировании выводов.

Отметка «2»:

-не определена цель опыта; не подготовлено нужное оборудование;

-допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.

              Оценка умений прводить наблюдения

  Учитель должен учитывать:

- правильность проведения;

- умение выделять существенные признаки, логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдения  и в выводах.

Отметка «5»:

- правильно по заданию проведено наблюдение; выделены существенные признаки, логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдения и выводы;

Отметка «4»:

- правильно по заданию проведено наблюдение; при  выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, названы  второстепенные;

- допущена небрежность в оформлении наблюдения и выводов;

Отметка «3»:

- допущены неточности , 1-2 ошибки в проведении наблюдения по заданию учителя;

-; при  выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, выделены лишь некоторые;

- допущены ошибки в оформлении наблюдения и выводов;

Отметка «2»:

- допущены (3-4) в проведении наблюдения по заданию учителя;

- неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта, допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов;

                     Контрольная работа за год 10 класс.

1 вариант.

Часть 1.Выберите один правильный ответ.

1.Какие химические элементы называются макроэлементами?

А. кислород                В. азот

Б. водород                Г. все ответы верны

2.Какое из представленных веществ относится к моносахаридам?

А. крахмал                        В. хитин

Б. глюкоза                         Г. сахароза

3.Какая функция НЕ относится к функциям углеводов?

А. запасающая                        В. защитная

Б. строительная                        Г. регуляторная

4.Что собой представляет третичная структура белка?

А. полипептидная цепь                                        В. глобула

Б. спирально закрученная цепь                                Г. комплекс глобул

5.Какое строение имеет нуклеотид молекулы РНК:

А. глюкоза, азотистое основание, остаток фосфорной кислоты

Б. рибоза, азотистое основание, остаток фосфорной кислоты

В. дезоксирибоза, азотистое основание, остаток фосфорной кислоты

Г.   рибоза, азотистое основание.

6.Какое азотистое основание не входит в состав молекулы ДНК:

А. аденин                        В. цитозин

Б. гуанин                        Г. урацил

7.Процесс поглощения растворенных веществ клеточной стенкой называется:

А. фотосинтез                        В. фагоцитоз

Б. пиноцитоз                         Г. хемосинтез

8.Какая часть клетки осуществляет транспорт веществ по клетке:

А. комплекс Гольджи                        В. рибосомы

Б. ЭПС                                        Г. митохондрии

9.Как называются клетки, не имеющие оформленного ядра?

А. прокариоты                В. анаэробы

Б. эукариоты                Г. аэробы

10.Какой участок одной из цепочек ДНК будет комплементарен другой цепочке ДНК – ТАТЦЦГТАГГТ:

А. ТТАГГТТЦЦАТ                        В. АТТГГТАТЦЦА

Б. АТАГГЦАТЦЦА                        Г. ЦТАГГЦАТЦЦА

11.Как называется молекула РНК, которая отвечает за транскрипцию информации с молекулы ДНК:

А. Т-РНК                        В. Р-РНК

Б. И-РНК

12.Чем отличаются клетки грибов от клеток растений?

А. толстая клеточная стенка                В. наличие вакуолей

Б. запасает гликоген                        Г. наличие ядра

13.Какой вид размножения характерен для размножения дрожжей:

А. вегетативное                        В. почкование

Б. половое                        Г. спорообразование

14.Какой вид оплодотворения характерен для растений?

А. наружное                        В. двойное

Б. внутреннее

15.На каком этапе энергетического обмена образуется молочная кислота?

А. подготовительный                        В. спиртовое брожение

Б. гликолиз                                Г. клеточное дыхание

16.Каким способом питаются растения:

А. гетеротрофы                        В. паразиты

Б. автотрофы                        Г. сапрофиты

17.При какой фазе митоза хромосомы расходятся к полюсам клетки?

А. интерфаза                В. метафаза

Б. анафаза                Г. телофаза

18.В результате дробления зиготы:

а. увеличивается размер зародыша                в. происходит дифференциация клеток

б. увеличивается числа клеток                        г. происходит перемещение клеток

19.Наружный слой клеток гаструлы называется

а. эктодерма                        в. мезодерма

б. энтодерма                        г. бластула

20.Наружное оплодотворение характерно для:

а. прыткой ящерицы                        в. прудовой лягушки

б. белой куропатки                        г. обыкновенного ежа

Часть 2.

Выберите три правильных ответа из шести. В процессе овогенеза:

а. образуются яйцеклетки

б. образуются четыре зрелые половые клетки из одной

в. образуются сперматозоиды

г. образуется одна зрелая гамета

д. число хромосом уменьшается вдвое

е. образуются клетки с диплоидным набором хромосом

Установите соответствие между законами Г. Менделя и их характеристиками.

Закон

Характеристика

1.

I закон Менделя

А.

Скрещивание гомозигот

2.

II закон Менделя

Б.

Скрещивание гетерозигот

В.

Родительские формы – чистые линии

Г.

Родительские формы взяты из F1

Д.

В F100% гетерозигот

Е.

Расщепление по фенотипу 3:1

Часть 3.

Какие преимущества дало животным появление в ходе эволюции внутреннего оплодотворения? Приведите примеры.

Какие типы постэмбрионального развития существуют? Какие преимущества имеет каждый из них?

3. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки. Объясните их.

Углеводы представляют собой соединения углерода и водорода.

Различают три основных класса углеводов – моносахариды, дисахариды и полисахариды.

Наиболее распространенные моносахариды – сахароза и лактоза

Они растворимы в воде и обладают сладким вкусом

При расщеплении 1 г глюкозы выделяется 35,2 кДж энергии.

Контрольная работа за год 10 класс.

2 вариант.

Часть1. Выберите один правильный ответ.

1.Какой из перечисленных элементов относится к микроэлементам?

А. кислород                В. азот

Б. водород                Г. цинк

2.Какие из представленных веществ является гидрофобным?

А. сахар                        В. жир

Б. спирт                        Г. аминокислоты

3.Какие из веществ относятся к олигосахаридам?

А. крахмал                        В. фруктоза

Б. глюкоза                        Г. сахароза

4.Какие функции выполняют в организме липиды?

А. энергетическая                В. защитная

Б. запасающая                        Г. все ответы верны

5.Какое строение имеет первичная структура белка?

А. полипептидная цепь                                        В. глобула

Б. спирально закрученная цепь                                Г. комплекс глобул

6.Какое строение имеет нуклеотид молекулы ДНК:

А. глюкоза, азотистое основание, остаток фосфорной кислоты

Б. рибоза, азотистое основание, остаток фосфорной кислоты

В. дезоксирибоза, азотистое основание, остаток фосфорной кислоты

Г.   рибоза, азотистое основание, урацил

7.Какое азотистое основание не входит в состав молекулы РНК:

А. аденин                        В. цитозин

Б. гуанин                        Г. тимин

8.Какие из витаминов относятся к жирорастворимым?

А. витамины А и В                        В. витамины А и Д

Б. витамины А и С                        Г. витамины В и С

9.Какое заболевание вызывается вирусами:

А. дизентерия                                В. грипп

Б. ангина                                        Г. туберкулез

10.Какая часть клетки обеспечивает её энергией:

А. ядро                                В. митохондрии

Б. комплекс Гольджи                Г. рибосомы

11.Процесс поглощения твердых  веществ клеточной стенкой называется:

А. фотосинтез                        В. фагоцитоз

Б. пиноцитоз                         Г. хемосинтез

12.Дан фрагмент молекулы ДНК А-Т-Г-Г-Ц-Ц-Т-А-Т-А. Используя принцип комплементарности, определите  вторую цепочку ДНК.

А. А-Т-Ц-Ц-А-Т-А-Т-Т-Т                        В. Т-А-Ц-Г-Ц-Г-А-Т-А-Т

Б. Т-А-Ц-Ц-Г-Г-А-Т-А-Т                        Г. Г-А-Ц-Ц-Г-Г-А-Т-А-Т

13.Чем отличается клетка прокариот от клетки эукариот?

А. наличием ядра                        В. отсутствие ядра

Б. клеточная стенка                        Г. рибосомы

14.На какой стадии энергетического обмена происходит образование воды, углекислого газа и 36 молекул АТФ?

А. подготовительный                        В. спиртовое брожение

Б. гликолиз                                Г. клеточное дыхание

15.Каким способом питаются грибы:

А. гетеротрофы                        В. голозои

Б. автотрофы                        Г. сапрофиты

16.При какой фазе митоза происходит удвоение молекул ДНК?

А. интерфаза                В. метафаза

Б. анафаза                Г. телофаза

17. Индивидуальное развитие организма – это:

а. филогенез                        в. онтогенез

б. гаметогенез                        г. овогенез

18. Формирование гаструлы связано с:

а. активным ростом клеток                в. впячиванием зародыша

б. дроблением                                г. образованием тканей и органов

                                                                                                                                                       

19. Кроссинговер – это:

а. обмен участками гомологичных хромосом                

в. независимое расхождение хромосом

б. слипание гомологичных хромосом                        

г. разновидность митоза

20. При благоприятных условиях  бесполое размножение происходит у:

а. прыткой ящерицы                в. пресноводной гидры

б. кукушки                        г. прудовой лягушки

Часть 2.

Выберите три правильных ответа из шести. В отличие от митоза при мейозе:

а. происходит кроссинговер

б. удваивается ДНК

в. образуется гаплоидные клетки

г. получаются клетки идентичные материнской

д. из одной материнской клетки образуются четыре дочерних

е. происходит разрушение ядерной оболочки в профазе

Установите соответствие между законами Г. Менделя и их характеристиками.

Закон

Характеристика

1.

II закон Менделя

А.

Моногибридное скрещивание

2.

III закон Менделя

Б.

Дигибридное скрещивание

В.

Закон расщепления признаков

Г.

Расщепление по фенотипу 9:3:3:1

Д.

Расщепление по фенотипу 3:1

Е.

Закон независимого распределения признаков

                                                                                                                      Часть 3.

Сравните митоз и мейоз. Назовите черты сходства и различия в этих процессах.

Перечислите основные причины разнообразия потомства при половом размножении.

3. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки. Объясните их.

1. Нуклеиновые кислоты, как и белки, являются биополимерами.

2. В клетках содержатся нуклеиновые кислоты двух видов – ДНК и АТФ.

3. Мономерами нуклеиновых кислот служат аминокислоты.

4. В состав ДНК входит четыре азотистых основания: аденин, лизин, тимин, цитозин.

5. ДНК  обеспечивает хранение наследственной информации и её передачу от материнской клетки к дочерней.

6. В середине двадцатого столетия было установлено, что молекула ДНК состоит из двух спирально закрученных цепей.

Лист корректировки рабочей программы

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку в 9 класссе

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего основного общего образования, примерной программы основного общего обр...

Рабочая программа по биологии 5 классс

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику В.В. Пасечник...

Рабочая программа по литературе ФГОС ООО 5 классс

Данная программа составлена к учебнику В.Я.Коровиной....

Рабочая программа по биологии 7 классс 2015-2016 учебный год

Рабочая программа составлена на основании авторской пронраммы В.Б Захарова. Количество часов в неделю 2. Количество часов за год 70.Данная программа дает распределение учебных часов по разделам предме...

Рабочая программа по биологии для 5-х класссов

       Рабочая программа по биологии для 5 класса. Рабочая программа ориентирована на использование учебника : Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобра...

Рабочая программа по биологии 5 классс УМК А.А. Плешаков, Н.И. Сонин

Рабочая программа по биологии 5 классс УМК А.А. Плешаков, Н.И. Сонин...

Рабочая программа по биологии 10 классс

Рабочая программа учебного курса«Биология 10 класс » (Базовый уровень) Составитель Наговицына Наталья Вячеславовна  учитель биологииРабочая программа составлена на основе Федерального...