Рабочая программа по литературе ФГОС ООО 6 классс
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему
Данная прорамма составлена к учебнику В.Я.Коровиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._programma_fgos_literatura_6_klass.doc | 425.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
«Рассмотрено» на методическом объединении учителей русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 3» Протокол № 1 от «___» августа 2014г. | «Согласовано» Заместитель директора МБОУ «СОШ № 3» _____Г.Н.Вострякова «___» августа 2014г. | «Принято» Педагогическим советом МБОУ «СОШ № 3» Протокол № 1 от «___» августа 2014г. | «Утверждено» Приказом № _________ от «___» августа 2014г. Директор МБОУ «СОШ № 3» ___________/Т.М. Лабуренко/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
для 6 «В», 6 «Д» классов
на 2014 - 2015 учебный год
основное общее образование
уровень базовый
Рабочая программа составлена на основе Программы
Литература. 5-9 классы.
Под редакцией В.Я.Коровиной – М.; Просвещение, 2011
Составитель: учитель русского языка и литературы
Максименко Лариса Михайловна
высшая квалификационная категория
Бийск, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
стр.
Паспорт программы ………..……………………… …………………………..3
Пояснительная записка…………………………………………………….……4
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе………………………………………………………6
Содержание учебного предмета………………………………………………..8
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся…………………………………………………….9
Формы и средства контроля……………………………………………………36
Учебно-методическое материально-техническое обеспечение программы..39
Лист внесения изменений……………………………………………………....41
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Тип программы: программа основного общего образования
Статус программы: рабочая программа учебного предмета «Литература» для 6 класса
Назначение программы:
- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
- для педагогических работников МБОУ СОШ №3 программа определяет приоритеты в содержании основного общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
- для администрации МБОУ СОШ №3 программа является основанием для определения качества реализации основного общего образования.
Категория обучающихся: учащиеся 6В, 6Д классов МБОУ СОШ № 3
Сроки освоения программы: 1 год
Объем учебного времени: 105 часов
Форма обучения: очная
Режим занятий: 3 часа в неделю
Формы контроля:
- Промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинение синквейнов, защита проекта;
- Промежуточная аттестация: сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 6 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов и материалов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования по русскому языку, утвержденный приказом Минобразования России от «17» декабря 2010 г. № 1897
- Учебный план МБОУ СОШ № 3 на 2014- 2015 учебный год
- Положение о рабочей программе МБОУ СОШ № 3
-Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/ 2015 уч. год
- Рабочие программа по литературе для 5-9 классов. Авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, Н.В.Беляева. – М.: Просвещение, 2011.
Рабочая программа рассчитана на 105 часов и реализуется в течение 35 учебных недель (3 часа в неделю), что соответствует авторской.
Рабочая программа направлена на достижение тех целей и задач, которые предусматривает и авторская, а именно:
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение возможными алгоритмами постижения помыслов, заложенных в художественном тексте (или в любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Поскольку ведущим в ФГОС является системно-деятельностный подход, формы, методы и технологии направлены на его реализацию:
- Технология проблемного диалога;
- Метод проектов;
- ТРКМЧП;
- Блочно-модульная система обучения русскому языку с использованием опорных схем;
- Коллективный способ обучения (КСО)
- Игровые технологии
Реализация СДП обучения опирается на методы:
- активные;
- интерактивные;
- исследовательские;
- проектные.
Дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой, индивидуальной и самостоятельной работы
Результаты освоения учебного предмета контролируются в соответствии с положением о промежуточном и текущем контроле. Программа рассчитана на 10 контрольных работ.
Личностные, метапредметные, предметные результаты
Целью данной программы является направленность на достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС, в частности:
Личностные:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные:
• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание учебного предмета
Содержание | Кол-во часов | Кол-во контр. работ | Развитие речи |
Введение | 1 | ||
Устное народное творчество | 4 | 1 | 2 |
Из древнерусской литературы | 2 | ||
Из русской литературы XVIII века | 1 | ||
Из русской литературы XIX века | 51 | 6 | 2 |
Из русской литературы XX века | 28 | 2 | 4 |
Из литературы народов России | 2 | ||
Из зарубежной литературы | 12 | 2 | |
Повторение, обобщение, итоговый контроль | 3 | 1 | |
Резервный урок. Итоги года и задание на лето | 1 | ||
ИТОГО: | 105 | 10 | 10 |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ | Тема урока | Кол-во часов | Контроль | Использование ИКТ-ресурсов | Характеристика учебной деятельности учащихся | Интеграция с программой Здоровье | Дата | ||||||
6 в | 6 д | ||||||||||||
Введение (1ч) | |||||||||||||
1.1 | Художественное произведение. Диагностика уровня литературного развития учащихся | 1 | Тестирование | http://school-collection.edu.ru/about/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | Выразительное чтение, эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Характеристика форм проявления авторской позиции в произведениях различных родов литературы (лирика, эпос, драма). Решение тестов. | Раздел 1. «Самопознание» | 03.09 | 01.09 | |||||
Устное народное творчество (4ч) | |||||||||||||
2.1 | Обрядовый фольклор. Конкурс на лучшее исполнение обрядовых песен | 1 | Практическая работа | www.Ucheba.com/ – Образовательный портал «Учеба» | Объяснение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия двух основных ветвей словесного искусства – фольклорной и литературной. Выразительное чтение (или исполнение) обрядовых песен. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актеров. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Игровой вид деятельности: конкурс. | Раздел 2. «Я и другие» | 04.09 | 03.09 | |||||
3.2 | Пословицы и поговорки. Толкование прямого и переносного смысла пословиц и поговорок. Устное и письменное сочинение по пословице и поговорке | 1 | Рр Практическая работа | Различение пословицы и поговорки. Использование пословиц, поговорок в устных и письменных высказываниях. Составление плана письменного высказывания. Устный монологический ответ по плану. | 06.06 | 04.09 | |||||||
4.3 | Загадки. Толкование прямого и переносного смысла загадок. Сочинение загадок. Отгадывание загадок | 1 | Рр Практическая работа | www.uchportal.ru/ | Использование загадок в устных и письменных высказываниях. Составление плана письменного высказывания. Устный монологический ответ по плану. | 10.09 | 08.09 | ||||||
5.4 | Контрольная работа. Письменный ответ на один из проблемных вопросов:
| 1 | Контрольная работа | www.uroki.net/docrus.htm/ – Сайт «Uroki.net» | Письменный ответ на проблемный вопрос. | 11.09 | 10.09 | ||||||
Из древнерусской литературы (2ч) | 11.09 | ||||||||||||
6.1 | «Повесть временных лет». Развитие представлений о русских летописях | 1 | www.Ucheba.com/ – Образовательный портал «Учеба» | Выразительное чтение произведения. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актеров. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Характеристика героев древнерусской литературы. | 13.09 | 11.09 | |||||||
7.2 | «Сказание о Белгородском киселе». Практическая работа. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих характерные для произведений древнерусской литературы темы, образы и приемы изображения человека | 1 | Практическая работа | www.Ucheba.com/ – Образовательный портал «Учеба» | Характеристика героев древнерусской литературы. Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Подбор цитат по заданной теме. | Раздел 2. «Я и другие» | 17.09 | 15.09 | |||||
Из русской литературы XVIII века (1ч) | |||||||||||||
8.1 | Русские басни. И.И.Дмитриев. «Муха». Практическая работа. Подбор цитатных примеров из басни, иллюстрирующих понятия «аллегория» и «мораль» | 1 | Практическая работа | Устный рассказ о баснописце. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актеров. Характеристика героев басни. Формулирование вопросов к тексту. Устный и письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарем литературоведческих терминов. | Раздел 2. «Я и другие» | 18.09 | 17.09 | ||||||
Из русской литературы XIX века (51ч) | |||||||||||||
9.1 | И.А.Крылов. «Листы и Корни», «Ларчик» Практическая работа. Истолкование аллегории и морали изученных и самостоятельно прочитанных басен. | 1 | Практическая работа | http://festival.1september.ru/subjects/9 – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание литературы | Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение басен (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актеров. Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев басен. Выявление характерных для басен образов и приёмов изображения человека. | Раздел 2. «Я и другие» | 20.09 | 18.09 | |||||
10.2 | И.А.Крылов. «Осел и Соловей» и другие басни (для внеклассного чтения). Конкурс на лучшее инсценирование басни. Викторина на знание басен и их иллюстраторов. Проект: Составление под руководством учителя сценария литературной композиции по басням И.А.Крылова и её постановка на школьной сцене (выбор басен; составления текста композиции; распределение ролей и составление «замечаний для господ актеров»: внешность героя, мимика, жесты, основные интонации; оформление сцены: реквизит, декорации и т.п.; звуковое сопровождение спектакля). | 1 | Викторина. Проект | www.uroki.net/docrus.htm/ – Сайт «Uroki.net» | Обсуждение произведений книжной графики. Презентация и защита собственных иллюстраций к басням. Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом. Игровые виды деятельности: конкурс, викторина. | Раздел 2. «Я и другие» | 24.09 | 22.09 | |||||
11.3 | Контрольная работа. Письменный ответ на проблемный вопрос: Какие человеческие пороки осуждает И.А.Крылов в своих баснях? | 1 | Контрольная работа | http://festival.1september.ru/subjects/9 | Составление плана ответа на проблемный вопрос. | 25.09 | 24.09 | ||||||
12.4 | А.С.Пушкин «Узник». Практическая работа. Выявление черт фольклорной традиции в стихотворении «Узник», определение художественной функции фольклорных образов. | 1 | Практическая работа | www.Ucheba.com/ – Образовательный портал «Учеба» | Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о поэте. | 27.09 | 25.09 | ||||||
13.5 | А.С.Пушкин «Зимнее утро». Развитие представлений об эпитете, метафоре, композиции. Практическая работа. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «антитеза» в стихотворении «Зимнее утро» | 1 | Практическая работа | http://litera.edu.ru/ | Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актеров. Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. | Раздел 2. «Я и другие» | 01.10 | 29.09 | |||||
14.6 | А.С.Пушкин «И.И.Пущину». Практическая работа. Подбор цитат, иллюстрирующих особенности жанра дружеского послания в стихотворении «И.И.Пущину». | 1 | Практическая работа | www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/ – Сеть творческих учителей | Выявление в стихотворениях их жанровых особенностей. Составление плана анализа стихотворения. | 02.10 | 01.10 | ||||||
15.7 | А.С.Пушкин «Зимняя дорога» и другие стихотворения (для внеклассного чтения) Практическая работа. Подбор цитат по теме «Пейзаж и его роль в стихотворении «Зимняя дорога». Подбор примеров, иллюстрирующих понятия «эпитет», «метафора», «композиция». | 1 | Практическая работа | www.uchportal.ru/ | Устный и письменный анализ стихотворений. | 04.10 | 02.10 | ||||||
16.8 17.9 | А.С.Пушкин «Повести Белкина»: «Барышня-крестьянка» (для внеклассного чтения). Понятие о книге (цикле) повестей. Практическая работа. Иллюстрирование понятия «антитеза» примерами из повести «Барышня-крестьянка». Определение функции антитезы в сюжетно-композиционной организации повести. | 2 | Практическая работа | www.Ucheba.com/ | Выразительное чтение фрагментов прозы (в том числе по ролям). Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Различные виды пересказов. Анализ сюжетно-композиционных особенностей прозаических произведений. Выделение этапов развития сюжета. Различение образов рассказчика и автора-повествователя. Анализ различных форм выражения авторской позиции. | 08.10 09.10 | 06.10 08.10 | ||||||
18.10 19.11 | А.С.Пушкин «Дубровский». Практическая работа. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции | 2 | Практическая работа | www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/ – Сеть творческих учителей | Выразительное чтение фрагментов прозы (в том числе по ролям). Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Различные виды пересказов. Анализ сюжетно-композиционных особенностей прозаических произведений. Выделение этапов развития сюжета. Различение образов рассказчика и автора-повествователя. Анализ различных форм выражения авторской позиции. | 11.10 15.10 | 09.10 13.10 | ||||||
20.12 | А.С.Пушкин «Дубровский». Рр Практическая работа. Обучение анализу эпизода повести «Дубровский»: «Пожар в Кистеневке» и др. | 1 | Практическая работа | http://festival.1september.ru/subjects/8 – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» | Составление плана анализа эпизода. Работа со словарем литературоведческих терминов. | Раздел 5. Основы личной безопасности и профилактика травматизма | 16.10 | 15.10 | |||||
21.13 22.14 | А.С.Пушкин «Дубровский». Практическая работа. Создание собственных иллюстраций к произведениям | 2 | Практическая работа | http://litera.edu.ru/ | Составление сравнительной характеристики героев. Подбор цитат из текста произведения по заданной теме. Устное иллюстрирование. Обсуждение произведений книжной графики. Презентация и защита собственных иллюстраций. | 18.10 22.10 | 16.10 20.10 | ||||||
23.15 | А.С.Пушкин «Дубровский». Практическая работа. Составление викторин по произведениям | 1 | Практическая работа | http://litera.edu.ru/ | Подбор цитат из текста произведения по заданной теме. | 23.10 | 22.10 | ||||||
24.16 25.17 | А.С.Пушкин «Дубровский». Проект: Составление под руководством учителя инсценировки фрагментов повести «Дубровский» и её постановка на школьной сцене | 2 | Проект | www.uroki.net/docrus.htm/ – Сайт «Uroki.net». | Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом | Раздел 2. «Я и другие» | 15.10 29.10 | 23.10 27.10 | |||||
26.18 | Контрольная работа. Письменные ответы на проблемные вопросы:
| 1 | Контрольная работа | http://litera.edu.ru/ | Письменный ответ на проблемный вопрос. | 30.10 | 29.10 | ||||||
27.19 | М.Ю.Лермонтов «Тучи». Начальные представления о поэтической интонации | 1 | http://festival.1september.ru/subjects/9 | Поиск материалов о биографии и творчестве поэта с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актеров. Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. | Раздел 2. «Я и другие» | 12.11 | 30.10 | ||||||
28.20 | М.Ю.Лермонтов «Листок». Практическая работа. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя (поэтическая лексика и синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их художественной функции в произведении | 1 | Практическая работа | www.uroki.net/docrus.htm/ – Сайт «Uroki.net». | Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя и определение их художественной функции. Работа со словарем литературоведческих терминов. | 13.11 | 10.11 | ||||||
29.21 | М.Ю.Лермонтов «На севере диком стоит одиноко…». Развитие представлений о балладе. Практическая работа. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «сравнение», «поэтическая интонация», «антитеза», «символ», «баллада». | 1 | Практическая работа | www.Ucheba.com/ – | Работа со словарем литературоведческих терминов. | 15.11 | 12.11 | ||||||
30.22 | М.Ю.Лермонтов «Утес». Практическая работа. Определение видов рифм и способов рифмовки | 1 | Практическая работа | www.Ucheba.com/ – | Устный и письменный анализ стихотворения | 19.11 | 13.11 | ||||||
31.23 | М.Ю.Лермонтов «Три пальмы», другие стихотворения (для внеклассного чтения). Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха. Практическая работа. Подбор примеров, иллюстрирующих двусложные и трёхсложные размеры стиха (на примере изучаемых стихотворений) | 1 | Практическая работа | http://festival.1september.ru/subjects/9 | Устный и письменный анализ стихотворения | 20.11 | 17.11 | ||||||
32.24 | Контрольная работа. Письменные ответы на проблемный вопрос: Как выражается мотив одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова (указать название) | 1 | Контрольная работа | http://litera.edu.ru/ | Составление письменного ответа на проблемный вопрос. | 22.11 | 19.11 | ||||||
33.25 34.26 | И.С.Тургенев «Бежин луг». Развитие представлений о портретной характеристике персонажей. Практическая работа. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «портретная характеристика», «пейзаж». Подбор цитат, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции | 2 | Практическая работа | Поиск материалов о биографии и творчестве писателя с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов (в том числе по ролям). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актеров. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление устной и письменной характеристики героя или групповой характеристики героев. Нравственная оценка героев. Различение образов рассказчика и автора-повествователя. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарем литературоведческих терминов. | Раздел 2. «Я и другие» | 26.11 27.11 | 20.11 24.11 | ||||||
35.27 36.28 | И.С.Тургенев «Хорь и Калиныч» или другие рассказы для внеклассного чтения. Понятие о пейзаже в литературном произведении. Практическая работа. Конкурс на лучшее инсценирование фрагмента рассказа. Викторина на знание текста рассказа. Создание собственных иллюстраций к рассказу. Проект: Составление под руководством учителя электронного альбома «Словесные и живописные портреты русских крестьян (по рассказам из цикла «Записки охотника» и живописным полотнам русских художников)» | 2 | Практическая работа. Конкурс. Викторина. Проект | http://litera.edu.ru/ http://litera.edu.ru/ www.uroki.net/docrus.htm/ – Сайт «Uroki.net». | Обсуждение произведений книжной графики и живописных полотен. Презентация и защита собственных иллюстраций. Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом. Игровые виды деятельности: конкурс, викторина | 29.11 03.12 | 26.11 27.11 | ||||||
37.29 38.30 39.31 | Ф.И.Тютчев «Неохотно и несмело…», «Листья», «С поляны коршун поднялся…», другие стихотворения (для внеклассного чтения). Развитие понятия о пейзажной лирике. | 3 | http://litera.edu.ru/ | Поиск материалов о биографии и творчестве поэта с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актеров, романсов на стихи поэта. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Различение образов лирического героя и автора в лирике. Анализ форм выражения авторской позиции. Подбор цитат из стихотворений по заданной теме. Работа со словарем литературоведческих терминов. | Раздел 2. «Я и другие» | 04.12 06.12 10.12 | 01.12 03.12 04.12 | ||||||
40.32 41.33 42.34 | А.А.Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Ещё майская ночь…», «Учись у них – у дуба, у берёзы…», другие стихотворения (для внеклассного чтения). Развитие понятия о звукописи | 3 | http://festival.1september.ru/subjects/9 www.uroki.net/docrus.htm/ – Сайт «Uroki.net». | Поиск материалов о биографии и творчестве поэта с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актеров, романсов на стихи поэта. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Различение образов лирического героя и автора в лирике. Анализ форм выражения авторской позиции. Подбор цитат из стихотворений по заданной теме. Работа со словарем литературоведческих терминов. | Раздел 2. «Я и другие» | 11.12 13.12 17.12 | 08.12 10.12 11.12 | ||||||
43.35 | Рр Практическая работа. Подбор цитатных примеров к теме «Особенности изображения природы в лирике Ф.И.Тютчева и А.А.Фета». Определение видов рифм и способов рифмовки, двусложных и трёхсложных размеров стиха (на примере изучаемых стихотворений). Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя (поэтическая лексика и синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их художественной функции в произведениях. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «пейзаж», «звукопись», «строфа», «диалог». | 1 | Практическая работа | www.Ucheba.com/ – www.Ucheba.com/ – | Устный и письменный анализ стихотворений. Подбор цитат из стихотворений по заданной теме. Работа со словарем литературоведческих терминов. | 18.12 | 15.12 | ||||||
44.36 45.37 46.38 | Н.А.Некрасов «Железная дорога». Начальные представления о строфе. Практическая работа. Составление плана сообщения «Своеобразие композиции стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога» (антитеза, значение эпиграфа, роль пейзажа, сочетание реальных и фантастических картин, диалог-спор, риторические вопросы). | 3 | Практическая работа | http://festival.1september.ru/subjects/9 http://litera.edu.ru/ | Поиск материалов о биографии и творчестве поэта с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актеров, романсов на стихи поэта. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Различение образов лирического героя и автора в лирике. Анализ форм выражения авторской позиции. Подбор цитат из стихотворений по заданной теме. Работа со словарем литературоведческих терминов. | Раздел 2. «Я и другие» | 20 12 20.12 24.12 | 17.12 18.12 22.12 | |||||
47.39 | Контрольная работа. Письменный ответ на один из проблемных вопросов:
| 1 | Контрольная работа | www.uroki.net/docrus.htm/ – Сайт «Uroki.net» | Письменный ответ на вопрос проблемного характера. | 25.12 | 24.12 | ||||||
48.40 | Тестирование по творчеству М.Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета | 1 | Тест | http://litera.edu.ru/ http://litera.edu.ru/ www.uroki.net/docrus.htm/ – Сайт «Uroki.net». http://litera.edu.ru/ | Тестовая проверка знаний по теории литературы | 27.12 | 25.12 | ||||||
49.41 50.42 51.43 | Н.С.Лесков «Левша». Развитие понятия о сказе. Понятие об иронии. Практическая работа. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «ирония», «сказ». Подбор цитат, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции. Конкурс на лучшее инсценирование фрагмента сказа. Составление викторины на знание текста сказа. Создание собственных иллюстраций к сказу. Проект Составление под руководством учителя инсценировки «Как Левша гостил у англичан» и её постановка на школьной сцене. | 3 | Практическая работа. Конкурс. Викторина. Проект | http://festival.1september.ru/subjects/9 | Поиск материалов о биографии и творчестве писателя с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение сказа (в том числе по ролям). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление устной и письменной характеристики героев. Нравственная оценка героев сказа. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Различение образов рассказчика и автора-повествователя в эпическом произведении. Жанровая характеристика сказа. Работа со словарем литературоведческих терминов. Составление плана (цитатного плана) письменного высказывания. Обсуждение произведений книжной графики. Презентация и защита собственных иллюстраций. Игровые виды деятельности: конкурс, викторина. Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом. | Раздел 2. «Я и другие» | 14.01 15.01 17.01 | 12.01 14.01 15.01 | |||||
52.44 | Контрольная работа. Письменный ответ на проблемный вопрос: Какие лучшие качества русского народа изображены в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» и сказе Н.С.Лескова «Левша»? | 1 | Контрольная работа | www.uroki.net/docrus.htm/ – Сайт «Uroki.net». www.Ucheba.com/ – | Письменный ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера. | 21.01 | 19.01 | ||||||
53.45 | Н.С.Лесков «Человек на часах» (для внеклассного чтения) | 1 | www.Ucheba.com/ – http://festival.1september.ru/subjects/9 | Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. | Раздел 2. «Я и другие» | 22.01 | 21.01 | ||||||
54.46 55.47 56.48 | А.П.Чехов «Толстый и тонкий» и другие рассказы (для внеклассного чтения). Развитие понятия о комическом и комической ситуации. Практическая работа. Подбор цитат к теме «Речь героев и художественная деталь как источники юмора в рассказах А.П.Чехова». Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «комическое», «юмор». Конкурс на лучшее инсценирование рассказов. Составление викторины на знание текста рассказов. Создание собственных иллюстраций к рассказам. | 3 | Практическая работа. Конкурс. Викторина. | http://litera.edu.ru/ | Поиск материалов о биографии и творчестве писателя с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о писателе. Восприятие текста рассказа и его выразительное чтение (в том числе по ролям). Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление устной и письменной характеристики героев и их нравственная оценка. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарем литературоведческих терминов. Обсуждение произведений книжной графики. Игровые виды деятельности: конкурс, викторина. | Раздел 2. «Я и другие» | 24.01 28.0129.01 | 22.01 26.01 28.01 | |||||
57.49 58.50 | Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Я.П.Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…»; Е.А.Баратынский. «Весна, весна!..», «Чудный град…»; А.К.Толстой. «Где гнутся под омутом лозы…». Романсы на стихи русских поэтов о природе: А.С.Пушкин. «Зимний вечер»; М.Ю.Лермонтов. «Парус»; Ф.И.Тютчев «Ещё в полях белеет снег…». Практические работы. Выявление характерных признаков лирики в изучаемых стихотворениях. Составление устного и письменного сопоставительного анализа стихотворений. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя (поэтическая лексика и синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их художественной функции в произведениях. Проект Составление под руководством учителя электронного альбома «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века, полотнах русских художников и романсах русских композиторов» | 2 | Практическая работа. Проект | http://litera.edu.ru/ http://litera.edu.ru/ www.uroki.net/docrus.htm/ – Сайт «Uroki.net». http://litera.edu.ru/ | Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актеров. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений. Прослушивание и обсуждение романсов на стихи русских поэтов. Устное рецензирование исполнения романсов актерами. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве русских поэтов. Составление плана письменного высказывания. Обсуждение пейзажных картин русских художников и пейзажных полотен, созвучных стихам и романсам. Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом. | 31.01 04.02 | 29.01 02.02 | ||||||
59.51 | Контрольная работа. Письменный ответ на проблемный вопрос: Каков образ русской природы в стихах русских поэтов и романсах русских композиторов? | 1 | Контрольная работа | http://festival.1september.ru/subjects/9 www.uroki.net/docrus.htm/ – Сайт «Uroki.net». | Письменный ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера. | 05.02 | 04.02 | ||||||
Из русской литературы XX века (28ч) | |||||||||||||
60.1 61.2 | А.И.Куприн «Чудесный доктор». Понятие о рождественском рассказе. Практические работы. Поиск в тексте черт рождественского рассказа и подбор цитатных примеров, иллюстрирующих жанровые особенности рождественского рассказа. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции. Составление устного рассказа о герое и его прототипе | 2 | Практическая работа | www.Ucheba.com/ – http://festival.1september.ru/subjects/9 | Поиск материалов о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов рассказа (в том числе по ролям). Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика идейно-эмоционального содержания рассказа, нравственная оценка героев. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Составление плана устного и письменного высказывания. | Раздел 6. Культура потребления медицинских услуг | 07.02 11.02 | 05.02 09.02 | |||||
62.3 63.4 | А.П.Платонов «Неизвестный цветок», «Цветок на земле» и другие рассказы (для внеклассного чтения). Практические работы. Поиск цитатных примеров к понятию «образ-символ». Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции. Создание собственных иллюстраций к рассказам | 2 | Практическая работа | http://litera.edu.ru/ | Поиск материалов о биографии и творчестве писателя с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов рассказа (в том числе по ролям). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актеров. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выделение этапов развития сюжета. Устная и письменная характеристика героев и их нравственная оценка. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарем литературоведческих терминов. Обсуждение произведений книжной графики. Презентация и защита собственных иллюстраций. | Раздел 2. «Я и другие» | 12.02 14.02 | 11.02 12.02 | |||||
64.5 65.6 66.7 | А.С.Грин «Алые паруса». Понятие о жанре феерии. Практические работы. Составление таблицы «Сравнительная характеристика Ассоль и Грея». Подбор цитат, иллюстрирующих роль антитезы в композиции повести. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции. Рр Обучение анализу эпизода повести (по выбору учителя). Поиск цитат, иллюстрирующих понятие «феерия». Подбор ключевых цитат к темам «Мир, где живет Ассоль», «Прошлое и настоящее Грея». Сопоставление повести и её киноверсии | 3 | Практическая работа | www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/ – Сеть творческих учителей | Поиск материалов о биографии и творчестве писателя с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов (в том числе по ролям). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актеров. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Составление плана (цитатного плана) и сравнительной характеристики героев. Устный и письменный анализ эпизода. Работа со словарем литературоведческих терминов. | Раздел 2. «Я и другие» | 18.02 19.02 21.02 | 16.02 18.02 19.02 | |||||
67.8 68.9 69.10 | Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. К.М.Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», «Жди меня»; Д.С.Самойлов «Сороковые». Практические работы. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя (поэтическая лексика и синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их художественной функции в стихотворениях. Подбор цитат к теме «Роль антитезы в стихотворениях о войне». Подбор примеров, иллюстрирующих функции звукописных образов | 3 | Практическая работа | http://litera.edu.ru/ http://litera.edu.ru/ | Устные рассказы о поэтах-фронтовиках. Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актеров. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Различение образов лирического героя и автора. Выявление роли изобразительно-выразительных средств в стихотворениях. | Раздел 1. «Самопознание» | 25.02 26.02 28.02 | 25.02 26.02 26.02 | |||||
70.11 71.12 | В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». Практические работы. Подбор цитат к теме «Изображение в рассказе жизни и быта сибирской деревни». Подбор цитат, иллюстрирующих понятия «речевая характеристика», «юмор», «рассказчик». Рр Анализ эпизода рассказа (по выбору учителя) Создание собственных иллюстраций к рассказу. | 2 | Практическая работа | www.uroki.net/docrus.htm/ – Сайт «Uroki.net». http://litera.edu.ru/ | Поиск материалов о биографии и творчестве писателя с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов рассказа (в том числе по ролям). Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выявление этапов развития сюжета. Характеристики героев рассказа и их нравственная оценка. Составление планов речевых характеристик героев. Различение образов рассказчика и автора-повествователя. Анализ различных форм выражения авторской позиции. | Раздел 5. Основы личной безопасности и профилактика травматизма | 04.03 05.03 | 02.03 04.03 | |||||
72.13 | Контрольная работа. Письменный ответ на проблемный вопрос: Какова роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»? | 1 | Контрольная работа | http://festival.1september.ru/subjects/9 www.uroki.net/docrus.htm/ – Сайт «Uroki.net». | Письменный ответ на проблемный вопрос. | 07.03 | 05.03 | ||||||
73.14 74.15 75.16 | В.Г.Распутин «Уроки французского». Развитие понятий о рассказе и сюжете. Герой-повествователь. Практические работы. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «рассказ», «сюжет», «герой-повествователь». Подбор цитат к теме «Трудности послевоенного времени в рассказе «Уроки французского». Рр Анализ эпизода «Игра в замеряшки» (или другого по выбору учителя). Проект Составление электронного иллюстрированного альбома «Картины военного лихолетья и трудных послевоенных лет в стихах и рассказах русских писателей» | 3 | Практическая работа | www.Ucheba.com/ – | Поиск материалов о биографии и творчестве писателя с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов рассказа (в том числе по ролям). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актеров. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Выделение этапов развития сюжета. Различение образов рассказчика и автора-повествователя. Составление плана характеристики героев. Устная и письменная характеристика героев (в том числе сравнительная). Устный и письменный анализ эпизода. Работа со словарем литературоведческих терминов. Работа над коллективным (индивидуальным) проектом. | Раздел 1. «Самопознание» | 11.03 12.03 14.03 | 11.03 12.03 12.03 | |||||
76.17 77.18 78.19 | Н.М.Рубцов «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Развитие представлений о лирическом герое. Практические работы. Подбор цитат к теме «Образы и картины стихотворения «Звезда полей»: Родина, страна, Вселенная». Характеристика ритмико-метрических особенностей стихотворений. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя (поэтическая лексика и синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их художественной функции в стихотворениях. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «лирический герой». Создание собственных иллюстраций к стихотворениям | 3 | Практическая работа | www.Ucheba.com/ – | Поиск материалов о биографии и творчестве поэта с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актеров, романсов на стихи поэта. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Определение общего и индивидуального, неповторимого в образе Родины, созданной поэтом. Различение образов лирического героя и автора. Работа со словарем литературоведческих терминов. Презентация и защита собственных иллюстраций к стихотворениям. | 18.03 19.03 19.03 | 16.03 18.03 19.03 | ||||||
79.20 80.21 | Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Развитие понятия о юморе. Практические работы. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «юмор». Подбор цитат, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции. Сопоставление функций мифологических образов в классической и современной литературе. Создание собственных иллюстраций к рассказу. | 2 | Практическая работа | http://festival.1september.ru/subjects/9 http://litera.edu.ru/ | Поиск материалов о биографии и творчестве писателя с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов рассказа (в том числе по ролям). Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героев. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарем литературоведческих терминов. Презентация и защита собственных иллюстраций. | Раздел 1. «Самопознание» | 01.04 02.04 | 30.03 01.04 | |||||
81.22 82.23 83.24 | Родная природа в русской поэзии XX века. А.А.Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…»; С.А.Есенин. «Мелколесье. Степь да дали…», «Пороша»; А.А.Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…» Практические работы. Подбор цитат, иллюстрирующих средства создания поэтических образов в изучаемых стихотворениях. Подбор цитат, характеризующих ритмико-метрические особенности стихотворений. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя (поэтическая лексика и синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их художественной функции в стихотворениях. Рр Обучение анализу стихотворения. Создание собственных иллюстраций | 3 | Практическая работа. | http://litera.edu.ru/ http://litera.edu.ru/ www.uroki.net/docrus.htm/ – Сайт «Uroki.net». | Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актеров. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве русских писателей. Различение образов лирического героя и автора. Устный и письменный анализ стихотворений. Составление плана и письменный анализ стихотворений. Презентация и защита собственных иллюстраций. | 04.04 08.04 09.04 | 02.04 06.04 08.04 | ||||||
84.25 85.26 86.27 | Писатели улыбаются. В.М.Шукшин. «Чудик», «Критики» и другие рассказы (для внеклассного чтения) Практические работы. Подбор цитат к теме «Особенности шукшинских героев-«чудиков». Письменный выборочный пересказ с творческим заданием | 3 | Практическая работа. Творческая работа. | http://litera.edu.ru/ | Поиск материалов о биографии и творчестве писателя с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов рассказа (в том числе по ролям). Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выделение этапов развития сюжета. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Устная и письменная характеристика героев и их нравственная оценка. | 11.04 15.04 16.04 | 09.04 13.04 15.04 | ||||||
87.28 | Контрольная работа. Письменные ответы на проблемные вопросы: 1. В чем странность и привлекательность героев Шукшина? 2. Каков образ моего ровесника в произведениях А.И.Куприна, А.П.Платонова, В.Г.Распутина, В.П.Астафьева, Ф.Искандера? (по выбору.) 3. Какими способами авторы выражают в стихотворениях чувство любви к родной природе и Родине? (По стихотворениям Рубцова, Блока, Есенина, Ахматовой) 4. Какие черты личности учителя особенно привлекательны в произведениях В.Распутина и Ф.Искандера? | 1 | Контрольная работа | http://festival.1september.ru/subjects/9 | Составление плана и создание письменного высказывания на проблемный вопрос. Подбор цитат и аргументация их целесообразности для доказательства своих мыслей. | 18.04 | 16.04 | ||||||
Из литературы народов России (2ч) | |||||||||||||
88.1 89.2 | Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга»; К.Кулиев «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…». Практические работы. Подбор ключевых цитат к теме «Образ родины в стихах Г.Тукая и К.Кулиева». Подбор цитат, иллюстрирующих общечеловеческое и национальное в в лирике разных народов. Создание собственных иллюстраций к стихотворениям. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве разных поэтов. | 2 | Практическая работа. | www.Ucheba.com/ – www.Ucheba.com/ – | Поиск материалов о биографии и творчестве поэтов с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о поэтах. Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Презентация и защита собственных иллюстраций к стихотворениям. | 22.04 23.04 | 20.04 22.04 | ||||||
Из зарубежной литературы (12ч) | |||||||||||||
90.1 91.2 | Мифы народов мира. «Подвиги Геракла» и другие древнегреческие мифы (для внеклассного чтения). Отличие мифа от сказки. Практическая работа. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «миф», «пародия», «вечный образ», «баллада», «новелла», «романтизм», «реализм». | 2 | Практическая работа. | http://litera.edu.ru/ | Выразительное чтение фрагментов произведений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актеров. Различные виды пересказов. Поиск общего и различного в мифологических представлениях разных народов о происхождении и устройстве Вселенной и человеческого общества. Поиск и анализ «вечных» образов мифологии и мировой литературы в произведениях русских писателей, использование знаний об основных характеристиках этих образов при анализе художественного произведения. | 25.04 29.04 | 23.04 27.04 | ||||||
92.3 | Геродот. «Легенда об Арионе». Практическая работа. Сопоставление мифа об Арионе со стихотворением А.С.Пушкина «Арион». | 1 | Практическая работа. | www.uroki.net/docrus.htm/ – Сайт «Uroki.net» | Устные рассказы о писателях на основе поиска материалов о них с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Сопоставительный анализ произведений. | 30.04 | 29.04 | ||||||
93.4 94.5 | Гомер. «Илиада», «Одиссея» (фрагменты). Понятие о героическом эпосе | 2 | http://litera.edu.ru/ http://litera.edu.ru/ | Устные рассказы о писателях на основе поиска материалов о них с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Выразительное чтение фрагментов произведений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актеров. Различные виды пересказов. Анализ различных форм выражения авторской позиции. | 06.05 07.05 | 30.04 04.05 | |||||||
95.6 96.7 | М.де Сервантес Сааведра «Дон Кихот» (для внеклассного чтения). Понятие о пародии. Практическая работа. Анализ пародийных образов и ситуаций в романе «Дон Кихот» | 2 | Практическая работа. | www.uroki.net/docrus.htm/ – Сайт «Uroki.net». | Устные рассказы о писателях на основе поиска материалов о них с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Выразительное чтение фрагментов произведений. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. | 13.05 14.05 | 06.05 07.05 | ||||||
97.8 | Ф.Шиллер «Перчатка». Понятие о рыцарской балладе. Практическая работа. Сопоставление русских переводов баллады Ф.Шиллера | 1 | Практическая работа. | http://litera.edu.ru/ | Устные рассказы о писателях на основе поиска материалов о них с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Работа со словарем литературоведческих терминов. | Раздел 1. «Самопознание» | 16.05 | 11.05 | |||||
98.9 | П.Мериме «Маттео Фальконе». Понятие о новелле. Практическая работа. Рр Анализ эпизода из новеллы «Маттео Фальконе» | 1 | Практическая работа. | http://festival.1september.ru/subjects/9 | Устные рассказы о писателях на основе поиска материалов о них с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Работа со словарем литературоведческих терминов. | Раздел 1. «Самопознание» | 20.05 | 13.05 | |||||
99.10 100.11 | А.де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Понятие о притче. Практическая работа. Рр Анализ эпизода из сказки «Маленький принц» (по выбору учителя). Создание собственных иллюстраций к произведениям зарубежной литературы | 2 | www.uroki.net/docrus.htm/ – Сайт «Uroki.net». | Устные рассказы о писателях на основе поиска материалов о них с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Выразительное чтение фрагментов произведений. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Презентация и защита собственных иллюстраций. | 21.05 23.05 | 14.05 18.05 | |||||||
101.12 | Проект Составление под руководством учителя электронных иллюстрированных альбомов «Мифы Древней Греции» («Подвиги Геракла»), «Герои и сюжеты зарубежной литературы в иллюстрациях» | 1 | Проект | www.Ucheba.com/ – | Работа над коллективным (индивидуальным) проектом. | 27.05 | 20.05 | ||||||
Повторение, обобщение, итоговый контроль (3ч) | |||||||||||||
102.1 | Практическая работа. Проект Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса» | 1 | Практическая работа. Проект | http://litera.edu.ru/ | Предъявление читательских и исследовательских навыков, приобретённых в 6 классе. | 28.05 | 21.05 | ||||||
103.2 | Контрольная работа. Выразительное чтение стихотворений, выученных наизусть. Устные и письменные пересказы произведений. Сообщение о произведениях и литературных героях. Толкование изученных литературоведческих терминов и их иллюстрирование примерами. Письменный ответ на вопрос: Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе? Выявление уровня литературного развития учащихся | 1 | Контрольная работа | http://festival.1september.ru/subjects/8 – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» | Составление плана и текста собственного высказывания. письменный ответ на вопрос. | Раздел 2. «Я и другие» | 28.05 | 25.05 | |||||
104.3 | Тестирование | 1 | Тест | http://philology.ru/default.htm – Русский филологический портал www.uroki.net/docrus.htm/ – Сайт «Uroki.net» | Решение тестов. Отчет о выполнении самостоятельных учебных проектов. | 30.05 | 27.05 | ||||||
105 | Резервный урок. Итоги года и задание на лето | 1 | 30.05 | 28.05 | |||||||||
Итого | 105 |
Формы и средства контроля
- Промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинение синквейнов, защита проекта;
- Промежуточная аттестация: сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания.
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
- Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
- Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
- Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
- Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
- Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.
- Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.
В соответствии с этим:
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.
Однако допускается одна-две неточности в ответе.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ
Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.
Объем сочинений должен быть примерно в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы, в 6 классе—1,5—2, в 7 классе — 2—2,5, в 8 классе — 2,5—3, в 9 классе — 3—4, в 10 классе — 4—5, в 11 классе — 5—7.
Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-ом и 10 дней в 9-11- ых классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность. Оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Отметка «5» ставится за сочинение:
глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.
Отметка «4» ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.
Отметка «2» ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Оценка тестовых заданий
Отметка «5» ставится, если правильно выполнено 90-100% от общего объема предлагаемых заданий.
Отметка «4» ставится, если правильно выполнено 80-90% от общего объема предлагаемых заданий.
Отметка «3» ставится, если правильно выполнено 50-80% от общего объема предлагаемых заданий.
Отметка «2» ставится, если правильно выполнено менее 50% от общего объема предлагаемых заданий.
Оценка тематических зачетов производится в зависимости от формы контроля: устный ответ, письменная работа, тест.
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
Класс | Вслух | Про себя |
5 6 7 8 9 | 120 140 140 – 150 150 150 | 140 – 170 170 – 210 210 – 250 250 – 260 260 – 280 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
для учителя (основное)
1. Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2014
2. Беляева Н.В. Проверочные работы.5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2010
3. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2008.
4. Мещерякова М.И. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 1998.
5. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлев В. П. и др. / Под ред. Коровиной В. Я. Литература.6 класс. Учебник в 2 ч. – М.: Просвещение, 2014
для учителя (дополнительное)
- «Вокруг тебя – мир…» Методические рекомендации МК Красного Креста, 2001г.
для учащихся (основное)
1. Ахмадуллина Р.Г. Рабочая тетрадь по литературе. 6 класс. В 2-х ч.
2. Полухина В.П. «Читаем. Думаем. Спорим…»: Дидактические материалы по литературе: 6 класс. – М.: Просвещение, 2003
3. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлев В. П. и др. / Под ред. Коровиной В. Я. Литература.6 класс. Учебник в 2 ч. – М.: Просвещение, 2014
4. Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ сост. В.Я.Коровина.- М.: «Просвещение», 2010г.
для учащихся (дополнительное)
- «Вокруг тебя – мир…» книга для ученика 6-й класс МК Красного Креста, 2001г.
Оборудование: использование мобильного класса.
ЦОР в образовательном процессе
http://school-collection.edu.ru/about/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://edusource.ucoz.ru- Образовательные ресурсы
Издательский дом «Первое сентября»:
http://lit.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Литература». Сайт для учителей «Я иду на урок литературы»
http://festival.1september.ru/subjects/9 – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание литературы
Федеральный портал «Российское образование»:
www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=299&fids[]=269/ – Каталог образовательных ресурсов по литературе
http://litera.edu.ru/ – Коллекция: русская и зарубежная литература для школы
Единое окно доступа к образовательным интернет-ресурсам:
http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.10/ – Ресурсы по литературе
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР):
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/16038/?&sort/ – Литература
Методические материалы:
www.uchportal.ru/ – Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по литературе
www.Ucheba.com/ – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru), «Методики» (www.metodiki.ru), «Пособия» (www.posobie.ru)
www.uroki.net/docrus.htm/ – Сайт «Uroki.net». Для учителя русского языка и литературы: поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, контрольные работы, методические разработки, конспекты уроков, презентации
www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/ – Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках литературы
Лист внесения изменений и дополнений
Дата | Содержание изменений | Причина | Примечание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе ФГОС 5 класс
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта основного общего образования, утверждённого17декабря 2010г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897;программы общеобразова...
Рабочая программа по литературе ФГОС ООО УМК Сухих И.Н.
Рабочая программа учебного предмета "Литература" составлена на основе Примерных программ по учебным предметам ФГОС ООО, Фундаменталного ядра содержания общего образования, Требований ...
Рабочая программа по литературе ФГОС 5 класс(по программе Коровиной)
Данная рабочая программа по литературе – 5 класс построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы...
Рабочая программа по литературе ФГОС ООО 5 классс
Данная программа составлена к учебнику В.Я.Коровиной....
Рабочая программа по литературе ФГОС ООО 7 классс
Данная программа составлена к учебнику В.Я.Коровиной....
Рабочая программа по литературе ФГОС
Рабочая программа по литературе ФГОС...
рабочая программа по литературе (ФГОС) по программе Г.С. Меркина для 5-9 классов
Данная рабочая программа будет полезной для учителей русского языка и литературы, работающих в 5-9 классах по программе Г.С. Меркина (ФГОС)....