Рабочая программа учебного предмета Биология для 5 класса
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Рабочая программа предназначена для учителей, работающих по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass.docx | 38.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры биологии и химии Протокол №1 от 24.08.2017г. Руководитель кафедры _______ Л.М. Паршина | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «Большеелховская средняя общеобразовательная школа» _________ А.М. Афроськин Приказ №24-Д от 31.08.2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Биология»
для 5 «А» класса
Составитель: учитель биологии
МОУ «Большеелховская СОШ»
Паршина Людмила Михайловна
2017
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы Н. И. Сонина, В. Б. Захарова (Биология. 5-9 классы: Дрофа, 2014) и ориентирована на работу по учебникам и рабочим тетрадям:
Концентрический курс:
- Сонин Н.И., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2017 г. (УМК «Сфера жизни»)
- Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику. – М.: Дрофа,2017(УМК «Сфера жизни»)
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 5 классе основной школы выделяется 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
-формирование ответственного отношения к обучению;
- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ экологической культуры, воспитание в учащихся любви к природе;
- признание права каждого на собственное мнение;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия;
- умение слушать и слышать другое мнение
Метапредметные результаты:
- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- систематизировать и обобщать разные виды информации;
- составлять план выполнения учебной задачи;
- проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным Царствам;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин.
-работать в соответствии с поставленной задачей;
- составлять простой и сложный план текста;
- участвовать в совместной деятельности;
- работать с текстом параграфа и его компонентами;
- узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
- находить и использовать причинно-следственные связи;
- строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
- выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
Предметные результаты:
- основные признаки живой природы;
- устройство светового микроскопа;
- основные органоиды клетки;
- основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;
- ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
- существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
- основные признаки представителей Царств живой природы.
- основные среды обитания живых организмов;
- природные зоны нашей планеты, их обитателей.
- предков человека, их характерные черты, образ жизни;
- основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
- правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
- простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
- объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
- характеризовать методы биологических исследований;
- работать с лупой и световым микроскопом;
- узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
- объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
- соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
- определять принадлежность биологических объектов к одному из Царств живой природы;
- устанавливать черты сходства и различия у представителей основных Царств;
- различать изученные объекты в природе, на таблицах;
- устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
- объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека.
- сравнивать различные среды обитания;
- характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
- сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
- выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
- приводить примеры обитателей морей и океанов;
- наблюдать за живыми организмами.
- объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
Тематическое планирование
Наименование раздела | Всего часов | Из них | |
практические и лабораторные работы | контрольные работы | ||
Живой организм: строение и изучение | 8 | 4 | 1 |
Многообразие живых организмов | 14 | - | 2 |
Среда обитания живых организмов | 6 | 2 | 1 |
Человек на Земле | 6 | 2 | 1 |
Всего | 34 | 8 | 5 |
Содержание учебного предмета
(34 часа, 1 час в неделю)
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч).
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология - наука о живых организмах Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.
Лабораторные и практические работы.
Лабораторная работа 1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований» (демонстрационная)
Лабораторная работа 2 «Устройство ручной лупы, светового микроскопа»
Лабораторная работа № 3 «Строение клеток кожицы чешуи лука»
Лабораторная работа №4 «Определение химического состава семян пшеницы»
Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч).
Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6 ч).
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины - степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Лабораторные и практические работы.
Лабораторная работа № 5.
«Определение наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации»
Практическая работа 1 «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания»
Раздел 4. Человек на Земле (6ч).
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи
Демонстрация. Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Лабораторные и практические работы.
Лабораторная работа 6 «Измерение своего роста и массы тела»
Практическая работа №2 «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи»
Календарно - тематическое планирование
№п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Дата занятия | |
план | факт | |||
1 | Раздел 1. Живой организм: строение и изучение | 8 | ||
1 | Введение. Что такое живой организм. Инструктаж по технике безопасности | 1 | ||
2 | Наука о живой природе | 1 | ||
3 | Методы изучения природы. Лабораторная работа №1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований».(демонстрационная) | 1 | ||
4 | Увеличительные приборы. Лабораторная работа №2 «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними» | 1 | ||
5 | Живые клетки. Лабораторная работа № 3 «Строение клеток кожицы чешуи лука» | 1 | ||
6 | Химический состав клетки. Лабораторная работа№4 «Определение химического состава семян пшеницы» | 1 | ||
7 | Вещества и явления в окружающем мире | 1 | ||
8 | Великие естествоиспытатели. Тест по теме «Живой организм» | 1 | ||
Раздел 2. Многообразие живых организмов | 14 | |||
9 | Как развивалась жизнь на Земле | 1 | ||
10 | Разнообразие живого | 1 | ||
11 | Бактерии | 1 | ||
12 | Грибы | 1 | ||
13 | Общая характеристика растений. Водоросли. | 1 | ||
14 | Мхи. Папоротники. | 1 | ||
15 | Голосеменные растения | 1 | ||
16 | Административная контрольная работа за I полугодие (Промежуточная аттестация) | 1 | ||
17 | Покрытосеменные (цветковые) растения. Значение растений в природе и жизни человека. | 1 | ||
18 | Животные. Простейшие | 1 | ||
19 | Беспозвоночные | 1 | ||
20 | Позвоночные | 1 | ||
21 | Значение животных в природе и жизни человека | 1 | ||
22 | Контрольная работа по теме «Многообразие живых организмов» | 1 | ||
Раздел 3. Среда обитания живых организмов | 6 | |||
23 | Три среды обитания живых организмов | 1 | ||
24 | Жизнь на разных материках | 1 | ||
25 | Природные зоны Земли. Лабораторная работа № 5. «Определение наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации» | 1 | ||
26 | Жизнь в морях и океанах | 1 | ||
27 | Практическая работа №1 «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания» | 1 | ||
28 | Контрольная работа по теме «Среда обитания живых организмов» | 1 | ||
Раздел 4. Человек на Земле | 6 | |||
29 | Как человек появился на Земле. Лабораторная работа №6 «Измерение своего роста и массы тела» | 1 | ||
30 | Промежуточная аттестация. Тестирование | 1 | ||
31 | Как человек изменил Землю | 1 | ||
32 | Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней? | 1 | ||
33 | Здоровье человека и безопасность жизни. Практическая работа №2. «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи» | 1 | ||
34 | Ядовитые животные и растения. Обобщение и повторение изученного за год | 1 | ||
Всего | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...
Рабочая программа учебного предмета « Биология » 8 класс
Рабочая программа учебного предмета « Биология » по программе «Человек и его здоровье» авторов А.Г. Драгомилов и Р.Д. Маш, опубликованной в сборнике «Биология в основной школе». Программы. М. Ве...
Рабочая программа учебного предмета «Биология» 9 класс
Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, федеральной Примерной программы основного общего образования...
Рабочая программа учебного предмета «Биология» 7 класс
Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7...
Рабочая программа учебного предмета «Биология» 8 класс, углубление
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими ...
Рабочая программа учебного предмета «Биология» 5 класс
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта ООО, авторской программы Н.И. Сонина....
Рабочая программа учебного предмета «Биология» 6 класс
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта ООО, авторской программы Н.И. Сонина...