Технологическая карта урока на тему: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Бактерии», «Грибы».
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Технологическая карта урока на тему: "Обобщение и систематизация знаний по теме "Бактерии", "Грибы"
Класс: 5
Тип урока: урок систематизации знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_kl._1_marta.docx | 48.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: биология
Класс: 5
Дата: 30-08.01.17
Тема урока: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Бактерии», «Грибы».
Цели урока: формирование способностей к структурированию и систематизации материала по теме «Грибы», «Бактерии»; выявление уровня теоретических знаний по данным темам.
Тип урока: Урок систематизации знаний
Ф.И.О учителя: Панченко Анастасия Павловна
Задачи: Образовательная: выявить степень усвоения материла по главе «грибы», «бактерии».
Развивающая: расширять кругозор учащихся, способности сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитательная: развивать экологическую грамотность учащихся, бережное отношение к природе.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемы результаты | |
Предметные | УУД (Познавательные – П, Регулятивные - Р, коммуникативные -К, личностные - Л | |||
I.Орг. момент. II. Мотивация Формирование темы и целей урока. 2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действииIV. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи. V Этап включения изученного в систему знаний. VI. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями и их коррекция. Этап рефлексии. Домашнее задание | Приветствие учителя Теперь сформируйте группы, придумайте своей команде название и выберите капитана. « Сегодня на уроке мы ещё раз попутешествуем по царству бактерий и грибов, будем собирать «урожай» – т.е подведём итоги по изученной теме. Какие цели мы ставим перед собой? Проблемные вопросы. 1. Может ли существовать биосфера без бактерий? Французский ботаник Вайан, выступая в 1918 году в Париже перед многочисленной аудиторией, охарактеризовал грибы как дьявольское изобретение, нарушающее общую гармонию природы. Он заявил, что грибы созданы дьяволом только для того, чтобы смущать и приводить в отчаяние самых талантливых ботаников. Вопрос. 1.Что общего у грибов и животных? (отсутствие в клетках пластид; неспособность к фотосинтезу; по способу питания- гетеротрофы; содержание в клеточной стенке хитина). Что общего у грибов и растений? (Неподвижный образ жизни, питание растворимыми органическими веществами, наличие прочных клеточных стенок, способ размножения- спорами, верхушечный и неограниченный рост ). Работа в группах: решение проблемных задач. 1гр:бактерии;2 гр:шляпочные грибы;3 гр:плесневые грибы;4 гр: дрожжевые грибы. Вставьте пропущенные слова в предложения. Группы получают карточки.Чья группа быстрее справится с заданием-получает гриб. Игра: «Съедобные-несъедобные» Физкультминутка. Гриша шел — шел - шел, (Шагаем на месте.) Тест с проверкой по эталону.
Оценка вашей работы учителем, анализ работы, комментарий оценок «Мишень» Задание на дом. 1.Выполнили все задания без ошибок - можете выполнить творческое задание ( смотри ниже); 2. Иногда испытывали затруднения в работе и допускали ошибки - повторите тему по учебнику. 3. Творческой задание: Придумайте и запишите загадки о грибах ( с отгадками). | Приветствие - подготовка рабочего места; Формулируют цели урока. Дают ответы на вопросы. Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников. Записывают свои ассоциации на отдельный лист(работа в группе) Называют то, что записали. Работают с карточками. Выполняют упражнения. Выполняют тест с последующей самопроверкой по эталону. Выявляют пробелы в знаниях. Составляют план по их устранению. Самооценка своей работы на уроке. Отмечают на мишени свое отношение к уроку. Записывают домашнее задание. | Систематизация и обобщение понятий по темам «грибы», «бактерии». умеют работать с тестом, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами;знают значение бактерий и грибов. объяснять роль представителей царства грибов в природе и жизни человека. | Коммуникативные- формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе; принимать другое мнение и позицию, находить ответы на вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач Личностные- формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы Регулятивные- самостоятельно определять цель учебной деятельности осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы Познавательные- структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; объектов живой природы, сравнения роли грибов; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приёмы работы с информацией; устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений. . Р.Умение планировать свою деятельность К. Высказывают свое мнение и умеют выслушать и принять мнение товарища Личностные- понимание ценности здорового и безопасного образа жизни Р. Умеют адекватно оценивать свою деятельность на уроке Р-выполнять задания в соответствии с целью самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания |
- 1. По составу и строению клеточная оболочка бактерий существенно отличается от клеточной оболочки …………. и грибов.
- 2.Подвижные бактерии передвигаются при помощи …………… или за счет волнообразных сокращений.
- 3.Некоторые бактерии способны к ……………, хотя большинство использует готовые органические вещества.
- 4.Некоторые почвенные бактерии способны поглощать азот из воздуха-это ………………………………….
- 1. По составу и строению клеточная оболочка бактерий существенно отличается от клеточной оболочки …………. и грибов.
- 2.Подвижные бактерии передвигаются при помощи …………… или за счет волнообразных сокращений.
- 3.Некоторые бактерии способны к ……………, хотя большинство использует готовые органические вещества.
- 4.Некоторые почвенные бактерии способны поглощать азот из воздуха-это ………………………………….
- 1. По составу и строению клеточная оболочка бактерий существенно отличается от клеточной оболочки …………. и грибов.
- 2.Подвижные бактерии передвигаются при помощи …………… или за счет волнообразных сокращений.
- 3.Некоторые бактерии способны к ……………, хотя большинство использует готовые органические вещества.
- 4.Некоторые почвенные бактерии способны поглощать азот из воздуха-это ………………………………….
- 1. По составу и строению клеточная оболочка бактерий существенно отличается от клеточной оболочки …………. и грибов.
- 2.Подвижные бактерии передвигаются при помощи …………… или за счет волнообразных сокращений.
- 3.Некоторые бактерии способны к ……………, хотя большинство использует готовые органические вещества.
- 4.Некоторые почвенные бактерии способны поглощать азот из воздуха-это ………………………………….
Материалы и проблемные задания для работы в группах.
- Существует такая история. Пастушок гнал отару овец по склону горы возле селения Рокфор во Франции. Внезапный ливень заставил искать убежище в пещере, где он и забыл мешочек с хлебом и сыром. Когда юноша через некоторое время оказался в этой пещере, он нашел забытую провизию, сыр в мешочке уцелел, он его попробовал. Вкус оказался в сто раз лучше. Это история появления Рокфорского сыра. Как выглядел сыр? Что явилось причиной вкусовых качеств сыра?
(Сыр был насквозь пронизан зеленой плесенью, которая улучшила качества сыра. С тех пор сыры стали носить в пещеры продукт зеленел и приобретал особую пикантность.)
- Собирать эти грибы большое искусство. И помогают в этом свиньи. Свинью ведут в лес. Подземные клады хавронья чувствует издалека, примерно с 50 м. Бросается вперед. Подкапывает землю и выволакивает к ногам хозяина находку – подземный гриб. Что это за гриб?
(Трюфели.)
- В 1840 г. этот гриб попал в Европу. Далее события стали развиваться быстро и неумолимо. В 1844 г. был поражен грибом картофель в Бельгии, Франции, Англии и Шотландии, но благодаря сухому лету распространение болезни замедлилось. Зато 1845 и 1846 гг. стали поистине драматичными в судьбе народов Северо-Западной Европы. В июле 1845 г. картофель был поражен на всей территории Франции и Голландии, а уже в августе болезнь захватила всю Европу. От этой картофельной болезни возник страшный голод, который вызвал вымирание целый селений. Как называется этот картофельный гриб? Как проявляется картофельная болезнь, вызываемая этим грибом?
(Гриб называется фитофтора. Болезнь вызывает почернение и скручивание листьев, отмирание кустов и гниение клубней.)
- Средневековые рукописи рассказывают нам о вспышках странной болезни, уносившей порой не меньше людей, чем чума и холера. У заболевших ею начиналась гангрена или одолевали «злые корчи» (конвульсии). Во время одной из сильных вспышек этой болезни в конце X в. во Франции погибло 40 тыс. человек. За болезнью точно закрепилось название «огонь Святого Антония», или «Антонов огонь». В чем причина этой болезни? Как выглядят ее виновники?
(Причина болезни — отравленные зерна, зараженные грибом-паразитом — спорыньей. Спорынья имеет вид черных рожков, которые выделяются среди зерен в колосе.)
- У этих грибов с возрастом пластинки чернеют и растекаются в темную жидкую массу. Жидкость в древности сливали, добавляли в нее немного клея или вишневой помады, а для «духовитости» — несколько капель гвоздичного масла. Грибными чернилами обычно подписывали документы государственной важности, царские указы, завещания, векселя. Из каких грибов в XIII в. получали чернила такого рода?
(Это — грибы-навозники, или копринус.)
- Этот гриб считался хорошим средством для лечения желудочно-кишечных заболеваний и различных опухолей — об этом говорилось в документах XVI в. В сохранившейся летописи говорится, что им лечили опухоль на губе Владимира Мономаха. Современная медицина подтвердила, что отвар этого гриба при систематическом употреблении оказывает общее стимулирующее и тонизирующее действие, способствует лечению некоторых видов опухолей, улучшает состояние больных, излечивает у людей гастриты и другие заболевания желудочно-кишечного тракта. Что это за гриб? На каких деревьях он растет?
(Это — чага, гриб-трудовик, растущий на стволах берез.)
Во время этой пандемии за 50 лет погибло около 100 млн. человек. Вторая пандемия началась в XIV веке в Крыму, быстро распространившись на Средиземноморье и Западную Европу. За 5 лет эпидемии умерло около 60 млн. человек. В конце XIX веке возникла третья пандемия, начавшаяся в Гонконге, виновниками которой стали крысы с морских судов. Это привело к вспышке эпидемий более чем в 100 портах многих стран. В одной Индии эта эпидемия унесла 12 млн. жизней. Что это за болезнь?
- В чем заключается положительная роль бактерий, а в чем отрицательная?
- Охарактеризуйте строение бактериальной клетки.
- На какие группы делят бактерии по значению в природе?
- Какое значение имеют шляпочные грибы?
- Каково строение шляпочного гриба?
- Что такое микориза?
- Какую роль играют плесневые грибы?
- Охарактеризуйте строение плесневых грибов?
- Чем отличаются плесневые грибы мукор и пеницилл?
- Каково значение дрожжевых грибов?
- Какое строение имеют дрожжевые грибы?
- Как размножаются дрожжи?
Эти организмы обычно скрыты от наших глаз под опавшей листвой или сучьями. Не так давно ученые относили их к царству растений, основываясь на неограниченном росте существ. Однако в отличие от растений в их клетках нет хлорофилла, и они не способны образовывать органические вещества в процессе фотосинтеза.
А как они питаются? Клетки, находящиеся под землёй, часто образуют микоризу с растениями и всасывают воду с питательными веществами всей поверхностью тела.
На поверхности почвы формируется надземная часть – плодовое тело. Плодовые тела некоторых видов съедобны и издавна используются людьми для приготовления пищи.
У загаданного нами организма споры созревают в трубчатых спорангиях. А найти их можно под кроной лиственных деревьев. Чаще всего – под березами.
Почему убежало тесто?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок физики в 8 классе по теме: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Тепловые явления».
. «Обобщение и систематизация знаний по теме «Тепловые явления» - это 24 урок к главе «Тепловые яв¬ления». Пройдены темы: «Температура», «Внутренняя энергия», «Виды теплообмена», «Закон сохранения в...
Урок на тему "Обобщение и систематизация знаний по теме "Атомы химических элементов", 8 класс
Цель урока: создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме «Атомы химических элементов», используя активные методы обучения. ...
Открытый урок по теме : Обобщение и систематизация знаний по теме "Степень с рациональным показателем".
Заключительный урок по теме. Подготовка к контрольной работе....
Урок русского языка в 7 классе. Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени».
Цели:Деятельностные - создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развити...
Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме: "Обобщение и систематизация знаний по теме «Азот и фосфор» (учебник Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г.)
Размещена технологическая карта обобщающего урока химии по теме "Азот и фосфор", отражающая элементы содержания образования, межпредметные связи, основные средства обучения, планируемые (предметные и ...
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме «Обобщение и систематизация знаний по теме «Причастие» ( ФГОС)
Урок - путешествие по теме "Причастие" (ФГОС)...
Технологическая карта и презентация на обобщение и систематизация знаний по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"
План-конспект урока 1. ФИО (полностью)Монгуш Чокпак Артуровна2. Место работыМБОУ «СОШ с. Тоора-Хем им. Л. Б. Чадамба» Тоджинского района РТ3. ДолжностьУчитель математик...