Конспект открытого урока на тему: "Деление клетки", 6 класс
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Конспект открытого урока на тему "Деление клетки" в 6 классе по умк Сонин Н.И. "Биология. Живой организм"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок на тему «Деление клетки», 6 класс
Учитель: Качалина Л.В.
Цель:
1. образовательная: изучить типы деления клеток, их роль в организм;
2. развивающая: развивать мышление путём решения проблемных задач;
3. воспитательная: формировать ценностное отношение к предмету «Биология».
Задачи урока:
1. образовательные:
а) сформировать знания учащихся о разных видах деления клетки (митозе и мейозе);
б) сформировать представление о главных чертах сходства и различия между процессами митоза и мейоза, их биологической сущности.
в) рассмотреть механизмы, обеспечивающие генетическую идентичность дочерних и материнских клеток.
2. развивающие:
а) развивать навыки работы с разными видами информации и способами её представления;
б) способствовать приобретению навыков анализа и сравнения процессов деления клетки.
3. воспитательная: формировать познавательный интерес к информации из разных областей науки.
Планируемые достижения учащихся: умение обсуждать проблемные вопросы и делать выводы; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; понимание биологического смысла митотического деления клетки.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: проблемный.
Авторский медиапродукт – презентационное сопровождение урока (среда POWER POINT).
ТСО: экран, проектор, компьютер, таблицы «Строение растительной клетки», «Схема строения животной клетки», кинофильм «Деление и рост растительной клетки», схема «Деление клетки», микроскоп, микропрепараты растительных и животных клеток.
Структура урока:
1. Организационный этап.
2. Этап проверки домашнего задания.
3. Этап актуализации знаний.
4. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
5. Этап формирования новых знаний.
6. Этап закрепления новых знаний.
7. Этап формирования умений и навыков.
8. Подведение итогов урока.
9. Этап информирования учащихся о домашнем задании.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
- Есть ли отсутствующие в классе? - Все ли готовы к занятию? Учитель проверяет наличие учебников и тетрадей. Проверка подготовленности классного помещения к уроку. Организация внимания учащихся.
2. - Все из вас выполнили домашнее задание? - Почему не справились? [Слайд 2]Тест по домашнему материалу (1 минута. 5 вопросов, на каждый по 10 -15 секунд). Использование взаимопроверки учащихся. Проверка и обсуждение результатов теста. Выполнили? Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг другу. [Слайд 3] - Ребята, на ваших столах лежат: лист «Работа в паре» и «Лист самооценки деятельности». Подпишите лист «Работа в паре» (оценивающий, оцениваемый Ф.И.). Здесь вы даете взаимооценку вашей работе в паре. Теперь на «Листе самооценки деятельности» оцените свою работу. Работа с микроскопами. [Слайд 4] – На ваших столах находятся микроскопы. Рядом с каждым из них 2 засекреченных готовых микропрепарата. Известно, что это клетки. Ваша задача: определить, какие именно клетки перед вами: растительная или животная. Обоснуйте свой выбор. Прежде чем приступить к работе давайте вспомним правила работы с микроскопом. [Слайд 5] Парная работа. Использование самоконтроля учащихся. - Ребята, возьмите лист «Работа в паре» проведите взаимооценку вашей работы в паре. На «Листе самооценки деятельности» оцените свою работу. Учитель оценивает уровень домашней подготовки. Определяет типичные недостатки в знаниях и их причины. Исправляет ошибки, допущенные учащимися. Осмысление учителем своей деятельности на прошлом уроке. 3. – Молодцы, ребята. Теперь скажите, знакомы ли вы с элементарной единицей живого? [Слайд 6] – Перед вами определение одного из важнейших свойств характерных для живого организма. «… - процесс увеличения размеров организма, за счет потребляемых им питательных веществ». Посмотрите видеофильм. Попробуйте ответить на вопрос: за счет чего растет организм? [Слайд 7] – Откуда же берутся новые клетки на смену старым? 4. –Итак, какая тема у нас сегодня, скажите ребята? О чём пойдёт речь? [Слайд 8] –Скажите, а все ли клетки делятся одинаково? – Тогда какие виды деления вы знаете? – С какой проблемой мы столкнулись? –Итак, в таком случае, сформулируем цель нашего сегодняшнего урока? Какая будет цель? [Слайд 9] – Какие задачи возникают? [Слайд 10] – Сегодня нам предстоит решить поставленные задачи. 5. – Способность к делению - свойство клетки, как живой самоорганизующейся системы. Что же сказано о делении в наших замечательных учебниках? (стр.25) [Слайд 11] – Существует несколько видов деления и каждое из них имеет свое особое предназначение. Закончите схему виды деления. (учебник стр.25) 1.Митоз - деление соматических клеток. 2.Мейоз - деление половых клеток. 3.Амитоз - деление стареющих, патологических клеток. [Слайд 12, 13] Задание: – На экране два процесса, с которыми должен справиться определённый тип деления: 1.Заживание раны после пореза. 2. Размножение организмов. | Дети приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Называют отсутствующих, если таковые имеются. Класс должен быть проветрен перед уроком. Доска готова к работе. Отдельные ученики называют причины невыполнения домашнего задания. Принятие решения к его выполнению на следующее занятие. Выполняют тестовые задания. После выполнения обмениваются тетрадями. Происходит взаимопроверка по ключу к тесту. Подписали листы, отметили нужный вариант. Оценивают свою работу. Определяют тип клетки (растительная и животная), обсуждают и объясняют свой выбор. Приводят наличие зелёных пластид (хлоропластов), как отличие растительной клетки от животной. Использование взаимопомощи учащихся. Привлечение к проверке домашнего задания учеников-консультантов. Заполняют необходимые пункты. Оценивают свою работу. – Да. Это клетка. Внимательно читают определение. Думают, с каким процессом оно связано. Приходят к выводу, что речь идёт о Росте. Смотрят фильм. Составляют ответ на поставленный вопрос. Предположительный ответ: – Для поддержания своего нормального роста и развития организм должен производить новые клетки на смену старым. – Они появляются в результате деления предшествующей клетки. – «Деление клетки». Записывают число и тему урока. Слушают учителя. –Нет, не все клетки делятся одинаково. – Мы еще не изучили их. У нас еще не достаточно знаний о делении клетки. – Наша цель изучить типы деления клеток, их роль в организме. – Познакомиться с разными видами деления клетки. Узнать в чем их сходство и различие. Установить биологическое значение. Дети внимательно слушают учителя. Работая по учебнику, самостоятельно формулируют ответ: – Деление – важнейшее свойство клеток, без него были бы невозможны рост и развитие многоклеточного организма, замена и восстановление отдельных клеток, тканей и целых органов. Слушают учителя. Смотрят на слайд. – Есть деление, которое называется митоз, оно справится с задачей под номером 1. И есть деление, в ходе которого образуются половые клетки, обеспечивающие размножение организмов. Это деление называется мейоз. |
[Слайд 14] Физкультминутка. Небольшой перерыв (до 1 минуты). Звучит классическая музыка. Дети закрывают глаза. Делают упражнение «Правильное дыхание». - Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали? | |
– Настало время более детально познакомиться с первым типом деления, который называется… [Слайд 15] –Просмотр фильма о митозе (1мин 35 сек). [Слайд 16] – Мы уже сказали, что митоз характерен для неполовых клеток. Какой набор хромосом у неполовых клеток? – Сколько из одной материнской клетки образуется дочерних в результате митоза? – Идентичны ли они материнской клетке? – За счет чего они идентичны? Что происходит с дочерней клеткой в период между делениями? - В чем заключается биологический смысл митоза? – Что происходит после деления клетки? [Слайд 17] Итак, митоз – это…… [Слайд 18] - Фильм о мейозе. (2 мин 28 сек). - Ответьте на вопросы. [Слайд 19] - В чем же сущность мейоза? 6. Этап закрепления новых знаний. Учитель предлагает детям выполнить задание 27 на стр. 19 в тпо. - Заполните «Лист самооценки». [Слайд 20] – В чем заключается биологический смысл митоза и мейоза? Наводящие вопросы, в случае затруднения: Сколько клеток образуется в результате митоза и мейоза? Идентичен ли хромосомный набор дочерних клеток и материнской клетки? 7. Этап формирования умений и навыков. [Слайд 21] На слайде мы видим снимки фаз митоза и мейоза, увиденные в микроскоп. Рассмотрите их внимательно, сравните их. Сравните наблюдаемые фазы деления с рисунками учебника. [Слайд 22] Определите фазы митоза и установите их порядок. –Все ли виды имеют одинаковый набор хромосом? - А теперь не забудьте заполнить «Лист самооценки» по итогам заданий. 8. Закрепление. Итог урока. Учитель спрашивает, что нового узнали учащиеся на уроке. – В чем биологический смысл митоза и мейоза? – В основе каких процессов лежит митоз и мейоз? - Отлично. Мы с вами выполнили цель урока. Мы изучили типы деления клеток и их роль в организме. - Ребята, на «Листе самооценки деятельности» проверьте, всё ли вы заполнили. - Кто выполнил все задания верно? - Кто ошибся? В каком задании и почему? - Исходя из критериев, данных на листе «Работа в паре», дайте оценку работы вашей пары и других пар. - Сдайте оценочные листы. Учитель оценивает работу учащихся: как работал класс, отдельные учащиеся по тем же критериям. [Слайд 23] В целом на уроке мне работать было… Мне было интересно….. Я теперь понял… Но мне не совсем понятно…. | – Митоз. Слушают. – Двойной (Диплоидный). Обозначается 2n. – Две дочерние клетки. –Да – В период между делениями клетка растет. Готовится к делению. В ней образуются белки, удваиваются органоиды. Чтобы при делении содержимое материнской клетки было поделено поровну между дочерними и они были идентичны. - В результате митоза образуются 2 клетки похожие на материнскую. - Рост клетки о подготовка к следующему делению. - Образование 4-х клеток из 1 материнской с числом хромосом вдвое меньше, чем у материнской клетки. Слушают задание учителя. Заполняют. – В результате деления материнской клетки, образуются две дочерние, получающие наследственную информацию, как у материнской. Это при митозе. А при мейозе происходит образование 4-х клеток из 1 материнской с числом хромосом вдвое меньше, чем у материнской клетки. Работают со слайдом, рассматривают снимки микропрепаратов на экране, сравнивают увиденное с рисунками учебника. Делают выводы, находят сходства и отличия. Выполняют задание. – Нет. Каждый вид имеет свой кариотип. Заполняют. – В результате деления, дочерние клетки получают наследственную информацию, идентичную материнской. Это при митозе. А при мейозе происходит образование 4-х клеток из 1 материнской с числом хромосом вдвое меньше, чем у материнской клетки. – Митоз лежит в основе роста организмов, вегетативного размножения, зарастания ран, восстановления утраченных органов и т.д. Мейоз в основе полового размножения. Ответы ребят и их аргументы. В соответствии с критериями высказывают своё мнение о деятельности пар. |
9. Домашнее задание. [Слайд 24] Изучить тему 4 учебника. Выполнить в «Рабочей тетради», задания 28-28 к теме №4 «Деление клетки»; составить модель фаз митоза и мейоза (например, из пластилина). Составить в тетрадях сравнительную таблицу митоза и мейоза. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме: «Деление обыкновенных дробей» 6 класс.
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «ДЕЛЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ» 6 класс ТЕМА: «Деление обыкновенных дробей», 6 класс. ЦЕЛЬ УРОКА: Обобщить и системат...
Открытый урок по теме: "Деление. Решение уравнений" 5 класс
Открытый урок в коррекционном классе с использованием презентации....
Конспект открытого урока по теме: "Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции:"
Конспект открытого урока по теме: "Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции" содержит конспект урока, технологическую карту урока и опорный конспект....
открытый урок по теме: "Деление десятичной дроби на натуральное число" 5 класс,ФГОС
структура и ход урока + технологическая карта урока+ презентация...
Конспект открытого урока по теме "Деление дробей" 6 класс
Конспект открытого урока в 6 классе по теме "Деление дробей" в рамках областного семинара "Особенности организации образовательного процесса с детьми, имеющими нарушения слуха"....
Открытый урок по теме "Деление натуральных чисел". математика 5 класс
Открытый урок по теме "Деление натуральных чисел". математика 5 класс...
Открытый урок на тему Деление клетки
Открытый урок...