Технологическая карта урока биологии в 7 «В» классе по теме "Головоногие моллюски - "приматы моря".
методическая разработка по биологии (7 класс)
Тип урока: Комбинированный урок (проблемный урок)
Задачи урока:
Предметные:
- формировать умение отличать классы Брюхоногие и Двустворчатые моллюски по особенностям внешнего и внутреннего строения от представителей класса Головоногие моллюски;
- систематизировать знания учащихся о значении моллюсков в природе и деятельности человека;
- продолжить развитие навыков работы с электронными образовательными пособиями и таблицами.
Метапредметные и личностные:
Регулятивные УУД
- развивать умение назвать тему урока, его цели и задачи
- развивать умение работать с электронными образовательными ресурсами и таблицами
- овладевать основами самоконтроля и самооценки
Познавательные УУД
- уметь определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы
- развивать умение работать в паре
- обосновывать результаты работы
- развивать умение обобщать, делать выводы
Коммуникативные УУД
- демонстрировать готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, приводить доказательства
- продуктивно взаимодействовать со своими партнерами при взаимообучении.
- использовать информационные ресурсы для поиска информации о разнообразии Головоногих моллюсков
- формировать экологическое мышление, развивать умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике
Личностные УУД:
- продолжить развивать интерес к изучению биологии, способствовать развитию интереса к животному миру
- продолжить формировать научное мировоззрение на основе понимания познаваемости окружающего мира
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сопроводительный материал к уроку в номинации 5.1.5. Урок биологии с «Экзамен-Медиа».
Технологическая карта урока биологии в 7 «В» классе по теме "Головоногие моллюски - "приматы моря".
Учитель биологии высшей категории Бирюкова Светлана Валерьевна.
МБОУ "Лицей № 87 имени Л.И. Новиковой" г. Нижний Новгород.
Программа: авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. - М.: Вентана-Граф, 2017.
Учебник: Биология. 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В. М. Константинов, В. Г. Бабенко, В. С. Кучменко; - М., Вентана-Граф, 2018.
Два уровня целей урока:
Виды целей | Учащиеся научатся | Учащиеся получат возможность научиться |
Цель-предмет (познавательный предметный результат) | - определять особенности строения моллюсков класса Головоногие; - определять отличия внешнего и внутреннего строения моллюсков класса Головоногие от других классов моллюсков; - определять и находить моллюсков класса Головоногие на рисунках и фотографиях; - объяснять особенности Головоногих моллюсков, связанных с их более высоким уровнем развития по сравнению с другими классами моллюсков | - распознавать отличия внешнего и внутреннего строения моллюсков класса Головоногие от других классов моллюсков; - приводить примеры моллюсков класса Головоногие, распознавать их на рисунках и фотографиях; - объяснять особенности Головоногих моллюсков, связанных с их более высоким уровнем развития по сравнению с другими классами моллюсков |
Цель-способ (развивающий, метапредметный результат) | - выявлять сходства и различия моллюсков класса Головоногие с другими классами моллюсков; - объяснять особенности Головоногих моллюсков, связанных с их более высоким уровнем развития по сравнению с другими классами моллюсков; - объяснять значение Головоногих моллюсков в природе и жизни человека | - применять полученные знания при решении качественных задач, имеющих практическое значение; - прогнозировать результат своей деятельности; - осуществлять рефлексивный контроль; - объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; - применять правила делового сотрудничества. |
Цель-ценность (воспитывающий, личностный результат) | - выражать различные эмоции, связанные с обнаружением имеющегося знания-незнания; - проявлять заинтересованность в поиске способа действия; - проявлять терпение и доброжелательность в субъект-субъектных отношениях при осуществлении поиска способа действия в парах | - мотивировать свои действия; - выражать положительное отношение к процессу познания; - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, ответственность, причины неудач; - сравнивать разные точки зрения. |
Класс: 7 «в»: учебная деятельность семиклассников побуждается и направляется разными учебными мотивами. В их основе лежат познавательная потребность и потребность в саморазвитии. Это интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается и интерес к процессу деятельности - как, какими способами достаются результаты, решаются учебные задачи.
При развитии психических функций, доминирующей в этом возрасте является - мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы. А от интеллекта зависит развитие остальных психических функций. Так же в этом периоде завершается переход от наглядно-образного к словесно - логическому мышлению. Рассуждая, ребёнок использует операции, но они ещё не формально - логические.
Память в этом возрасте развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Дети не произвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесённый в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями.
Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки.
Что касается развития психических функций в этом возрасте, продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально - логическими операциями. Подросток, абсорбируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в словесном плане. На основе общих посылок он строит гипотезы и проверяет их. Так же он приобретает взрослую логику, происходит дальнейшая интеллектуализация восприятие и памяти, воображения. Появляется подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают яркие, изменчивые увлечения. Появляется склонность к самоанализу.
Тип урока: Комбинированный урок (проблемный урок)
Задачи урока:
Предметные:
- формировать умение отличать классы Брюхоногие и Двустворчатые моллюски по особенностям внешнего и внутреннего строения от представителей класса Головоногие моллюски;
- систематизировать знания учащихся о значении моллюсков в природе и деятельности человека;
- продолжить развитие навыков работы с электронными образовательными пособиями и таблицами.
Метапредметные и личностные:
Регулятивные УУД
- развивать умение назвать тему урока, его цели и задачи
- развивать умение работать с электронными образовательными ресурсами и таблицами
- овладевать основами самоконтроля и самооценки
Познавательные УУД
- уметь определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы
- развивать умение работать в паре
- обосновывать результаты работы
- развивать умение обобщать, делать выводы
Коммуникативные УУД
- демонстрировать готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, приводить доказательства
- продуктивно взаимодействовать со своими партнерами при взаимообучении.
- использовать информационные ресурсы для поиска информации о разнообразии Головоногих моллюсков
- формировать экологическое мышление, развивать умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике
Личностные УУД:
- продолжить развивать интерес к изучению биологии, способствовать развитию интереса к животному миру
- продолжить формировать научное мировоззрение на основе понимания познаваемости окружающего мира
Необходимое оборудование: компьютер, проектор, таблица «Класс Головоногие моллюски», интерактивное учебное пособие «Наглядная биология. Животные» «Экзамен-Медиа».
Учебная задача урока:
«Как объяснить, что Головоногие весьма близко подошли к уровню умственного развития, высшим критерием которого является человеческий интеллект?»
Исходное состояние обучающихся:
Знают об особенностях строения и жизнедеятельности моллюсков классов Брюхоногие и Двустворчатые;
умеют выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам; самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи;
понимают, что усвоено, а что ещё нужно усвоить; устанавливают соответствие полученного результата поставленной цели; соотносят правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
Этапы урока, в которых используется прием сценирования
1. Организационный этап
2. Этап проверки домашнего задания
3. Этап всесторонней проверки знаний
4. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала
5. Этап усвоения новых знаний
6. Этап закрепления знаний
7. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
8. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
Использование интерактивного наглядного пособия «Наглядная биология. Животные» «Экзамен-Медиа»
на уроке биологии позволит интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы. Преимущества наглядного пособия «Наглядная биология. Животные» «Экзамен-Медиа» многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя.
Структура и ход урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1 2 3 4 5 6 7 8 | Организационный этап Этап проверки домашнего задания Этап всесторонней проверки знаний Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала Этап усвоения новых знаний Этап закрепления знаний Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. | - Приветствует учащихся; - проверяет готовность к уроку и порядок в классе; - эмоционально настраивает на восприятие учебного материала. – Добрый день! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Итак, настроимся на поиск, творчество и начнём наш урок.
Сообщает учащимся о том, что проверка домашнего задания будет проходить с использованием интерактивного наглядного пособия «Наглядная биология. Животные» «Экзамен-Медиа». Предлагает учащимся вспомнить особенности строения Брюхоногих моллюсков с помощью рисунка (какие органы и системы обозначены ? знаком) Затем учащиеся объясняют особенности строения Двустворчатых моллюсков, используя рисунок интерактивного пособия «Наглядная биология». На этом этапе происходит активизация учебно-познавательной деятельности, формирование ключевых компетенций учащихся (информационной, коммуникативной, самообразования). Учитель осуществляет устную проверку знаний учащихся о ранее изученных классах Брюхоногих и Двустворчатых моллюсков с использованием тестовых заданий и вопросов интерактивного наглядного пособия «Наглядная биология. Животные» «Экзамен-Медиа». Вступительное слово учителя: - Зоолог Дж. Клинджел пишет: «Головоногие весьма близко подошли к уровню умственного развития, высшим критерием которого является человеческий интеллект». Учитель сообщает, что к головоногим моллюскам относятся кальмары, каракатицы, осьминоги – всего около 700 современных видов. Головоногие – самые необычные, самые крупные и самые высокоорганизованные из моллюсков, у них нет даже раковины, столь типичной для мягкотелых. Обитают эти животные исключительно в океанах и морях, содержание соли в воде которых составляет не менее 33%. После вступления учитель обращает внимание учеников на проблемный вопрос: почему головоногие так резко отличаются от других моллюсков, и в чем выражается их более высокая организация? - Какова цель нашего урока? (учащиеся называют). - Во многих книгах их называют приматами моря, а вот почему – вы попробуете ответить в конце урока. Учащиеся формулируют тему урока «Головоногие моллюски – «приматы моря». Далее учитель демонстрирует на подносе дальневосточного кальмара. Рассматривая моллюска, ученики различают у него два главных отдела – голову и туловище, на голове обнаруживают десять щупалец («ног»), ротовое отверстие и глаза. Ребята сами объясняют, почему этого моллюска называют головоногим: видоизмененная «нога», мускулистый орган, помещается на головном отделе тела. Учитель поясняет, что передняя часть ноги, расщепившись, превратилась в щупальца, а задняя – в воронку, которая находится на брюшной стороне тела позади головы. Ученики отмечают, что тело кальмара – хорошо обтекаемое, с обоих концов заостренное, замечают, что спинная сторона тела темная, а брюшная – светлая, находят плавники. Учитель подчеркивает, что кальмар, обитатель открытого моря, – великолепный пловец, он может мчаться под водой со скоростью поезда – около 50 км/ч. Учитель разъясняет механизм действия реактивного передвижения. Кальмар толчком передвигается в сторону, противоположную выброшенной струе воды, по тому же принципу устроен реактивный двигатель, поэтому кальмар плывет толчками, задним концом вперед. Кальмар – хищник, питается в основном рыбой и проплывает за ее стаями тысячи километров. Настигнув добычу, кальмар хватает ее длинными ловчими щупальцами, удерживает остальными щупальцами около рта и откусывает по кусочку острыми роговыми челюстями. Потом пища перетирается в глотке с помощью специальной терки – радулы. Все туловище кальмара покрывает мантия, от раковины осталась лишь роговая пластинка на спинной стороне тела. Учитель задает вопрос: почему у кальмара нет раковины? Ученики после обсуждения приходят к выводу, что исчезновение раковины у головоногих связано с развитием хищного способа питания, переходом к подвижному образу жизни. Далее учитель рассказывает о способах защиты кальмара. Защищаясь, моллюск выбрасывает черную жидкость и скрывается за образовавшейся завесой. О способности кальмара менять свою окраску в зависимости от цвета дна и воды благодаря пигментным клеткам, залегающим в покровах тела. Переходя к рассказу о строении кровеносной системы головоногих, учитель говорит о том, что кровь у них голубая, т.к. вместо гемоглобина, содержащего железо, в ней содержится гемоцианин, в состав которого входит медь. Далее учитель рассказывает, что кальмар обладает хорошо развитой нервной системой – в частности, нервные головные узлы у него слились вместе и образовали нечто вроде головного мозга, который защищен хрящевой капсулой. У кальмара очень хорошо развиты органы чувств, особенно глаза, которые по сложности могут конкурировать с глазами совы, кошки и человека. Глаз кальмара имеет роговицу, радужину, хрусталик, стекловидное тело и сетчатку. Учитель предлагает ученикам найти в строении осьминога особенности, отличающие его от кальмара и связанные с придонным образом жизни. Говоря о внутреннем строении осьминога, учитель отмечает наличие у него, как и у других головоногих, трех сердец: одно (главное, состоящее из желудочка и двух предсердий) гонит голубую кровь по всему телу моллюска, а два других – жаберных – проталкивают ее через жабры. Но самое удивительное у осьминога – это высокоразвитый головной мозг, который имеет зачаточную кору. Учитель спрашивает: кто покупал и ел консервы из кальмаров? Демонстрирует консервную банку с изображением кальмаров. Оказывается, кальмара не только консервируют, но и вялят, жарят, варят. Учитель предлагает учащимся ответить на несколько вопросов: - Почему моллюски получили название Головоногие? - Назовите представителей Головоногих моллюсков? - Распределите предложенные объекты по классам: Головоногие, Брюхоногие, Двустворчатые. - Ответить на вопросы и выполнить задания интерактивного учебного пособия «Наглядная биология. Животные» «Экзамен-Медиа». - Ответьте на проблемный вопрос - Почему Головоногих называют «приматами моря»? 1. Составить кластер о значении Головоногих моллюсков в природе и жизни человека. 2. Составить синквейн со словом осьминоги. 3. Подготовить сообщение или презентацию о представителе любого класса моллюсков - по желанию. 4. Творческое задание: выполнить модель осьминога из пластилина или других поделочных материалов. Учитель: - Вот и заканчивается наш урок. Наступает время подведения итогов. - Что нового сегодня вы узнали на уроке? - Как оцениваете свою работу? - Если вы чувствовали себя комфортно на уроке, выберите улыбающегося осьминога, если у вас было волнение, переживания, выберите грустного осьминога. - Могут ли пригодиться полученные на уроке знания о Головоногих моллюсках в жизни? В заключении учитель говорит о том, что многие моллюски находятся на грани гибели, и людям стоит задуматься о бережном отношение к ним. Всего в Красную книгу занесено 123 вида моллюсков, а это сигнал, что животные терпят бедствие. | Учащиеся приветствуют учителя; проверяют готовность к уроку; называют отсутствующих на уроке. Учащиеся активно работают с наглядным пособием, отвечают на вопросы учителя, демонстрируют навыки владения монологической и диалогической речью. Учащиеся активно работают с интерактивным наглядным пособием, отвечают на вопросы учителя, демонстрируют навыки владения монологической и диалогической речью, демонстрируют свои знания о ранее изученных ими классах Брюхоногих и Двустворчатых моллюсков. Учащиеся формулируют цель и тему урока. Учащиеся активно работают, отвечают на вопросы учителя, демонстрируют навыки владения монологической и диалогической речью. Учащиеся отвечают на вопрос учителя, демонстрируют навыки владения монологической и диалогической речью, демонстрируют свои навыки участия в коллективном обсуждении проблемы. Учащиеся отвечают на вопросы учителя, работают с интерактивным наглядным пособием, демонстрируют навыки владения монологической и диалогической речью, демонстрируют свои знания о изученном на уроке классе Головоногих моллюсков. Учащиеся отвечают на проблемный вопрос - «Почему Головоногих моллюсков называют приматами моря»? Учащиеся получают информацию о домашнем задании, задают учителю уточняющие вопросы по его выполнению. Учащиеся оценивают личностную значимость полученных на уроке знаний. | Регулятивные: - организация рабочего места Коммуникативные: - сотрудничество с учителем и сверстниками Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог, - умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, - владение монологической и диалогической речью Познавательные: - умение строить речевое высказывание - установление причинно-следственных связей - умение слушать и вступать в диалог - умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации Познавательные: - умение строить речевое высказывание Коммуникативные: - сотрудничество с учителем и сверстниками - участие в коллективном обсуждении проблем - умение слушать и вступать в диалог - владение монологической и диалогической речью Познавательные: - умение строить речевое высказывание Коммуникативные: - сотрудничество с учителем и сверстниками - участие в коллективном обсуждении проблем - умение слушать и вступать в диалог - владение монологической и диалогической речью Познавательные: - формирование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение. Коммуникативные: - умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других, умение работать с информацией на опережение Коммуникативные: - сотрудничество с учителем и сверстниками - участие в коллективном обсуждении проблем - умение слушать и вступать в диалог - владение монологической и диалогической речью Познавательные: - анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления Коммуникативные: - умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Познавательные: - анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления Коммуникативные: - умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Коммуникативные: - сотрудничество с учителем и сверстниками Познавательные: -рефлексия способов и условий действий - контроль и оценка способов и результатов действий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока биологии в 8 классе. Тема урока «Скелет. Строение, состав и соединение костей»
Технологическая карта урока биологии в 8 классе.Тема урока «Скелет. Строение, состав и соединение костей»...
Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".
Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе".
Представлена технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе", согласно ФГОС нового поколения....
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
технологическая карта урока биологии в 9 классе по программе Н.И.Сонина. Тема урока "Наследственность и изменчивость"
Технологическая карта урока биологии в 9 классе " соответствует программе Сонина Н.И.. Урок обобщения по теме "Наследственность и изменчивость"...
Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник
Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник...
Технологическая карта урока биологии в 6 классе. Тема "Фотосинтез". Учебник -И.Н. Пономарёва + дополнительные материалы к уроку
Данный урок является составной частью темы «Питание живых организмов». Он опирается на знания учащихся, полученные при изучении темы «Корневое питание растений», знания о внутр...