Знатоки естествознания
методическая разработка по биологии (8, 9 класс) по теме
Сценарий с презентацией внеклассного мероприятия для предметной недели
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nedelja-estestvoznan.zip | 2.42 МБ |
Предварительный просмотр:
"Знатоки естествознания". Осиевская И.А.
Знатоки естествознания
Сценарий к мероприятию на предметной неделе. (Неделя биологии и химии)
Если предложенное мероприятие проходит между учащимися одного класса, тогда все учащиеся составляют две команды. Возможно участие в игре нескольких параллелей 8-го или 9-го класса, тогда часть учащихся является болельщиками, и им могут быть заданы вопросы викторин.
Мероприятие проводится в классе или актовом зале, в состав жюри входят учителя-предметники или учащиеся старших классов. У каждого члена жюри – оценочный лист. После окончания каждого конкурса жюри подводит и объявляет итоги.
Цели:
Обучающие:
Формировать умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях;
Формировать интерес к изучению химии, биологии.
Развивающие:
Развивать эмоции и мотивы, способствующие формированию коммуникативных умений и навыков;
Развивать умение формулировать полные ответы.
Воспитательные:
Воспитывать умение работать в коллективе, сдержанности, внимательности к чужому мнению (ответу).
Оборудование: Компьютер, экран, выставка рисунков и плакатов на темы биологии, экологии и химии, музыкальные фрагменты, карточки с заданиями для команд. У участников команд на груди – эмблемы.
Ведущий: Здравствуйте. Мы собрались здесь, чтобы поучаствовать в состязании знатоков естествознания.
Ежедневно в школе мы изучаем много различных предметов, которые, как правило, имеют основания в науках. Мы изучаем физику, химию, биологию и не знаем, что все они имеют единое исходное зерно — это науки которые изучают окружающий нас мир и относятся к естествознанию. Естествознание изучает природные объекты и процессы, а также объекты, которые появились в результате деятельности человека.
Естествознание – знание о «естестве». Слово «естество» в словаре русского языка (С.И.Ожегов. М.: Русский язык, 1977) разъяснено как «самая сущность, природное свойство… природа». Естествознание – совокупность наук (физика, химия, биология, экология и т.д.) о природе. Естествознание общезначимо, оно дает истину, пригодную и принимаемую всеми людьми. Поэтому естествознание является эталоном объективности. Его основной принцип – знания о природе должны допускать эмпирическую проверку, т.е. опыт в конечном счете является решающим аргументом любой теории.
Сегодня мы проявим свои знания и находчивость в таких науках, составляющих естествознание как химия и биология.
1. «Литературный конкурс»
Задание выдается командам по вариантам, карточки с заданиями вытаскивают капитаны команд.
Для определения какая команда будет первой начинать игру мы проведем литературный конкурс.
продолжи фразу по смыслу…
Вариант 1
- Лечи легкую болезнь, чтобы не пришлось … (лечить тяжелую)
- Здоровье дороже … (богатства)
- Захворать – один день, а поправляться - … (семь недель)
Вариант 2
- Лакомств тысячи, а здоровье … (одно)
- Не в меру еда – болезнь и … (беда)
- Чем лучше пищу разжуешь, тем … (дольше проживешь).
Ведущий: Итак, мы начинаем игру. За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов.
I Раунд (звучит музыка)
Тема: «Ученые, определившие развитие физики, химии и биологии»
Вопросы:
- Основатель классической химии; ввел понятие «химический элемент», создал номенклатуру веществ, доказал, что воздух состоит из кислорода и азота, дал название многим элементам.
Когда этот великий француз попросил отсрочить казнь, чтобы закончить серию химических опытов, то получил ответ: «Республике не нужна ни химия, ни его опыты».
- Когда местный щеголь, увидев у него на рукаве дыру, сострил: «Мудрость выглядывает?», на что получил остроумный ответ: «Нет, глупость заглядывает».
Ученый – естествоиспытатель, энциклопедист, основоположник физхимии; поэт, заложивший основу современного русского языка; художник, историк, поборник русского в науке, в просвещении.
Установил, что: «Масса веществ до реакции равна массе веществ после реакции».
- Ученый, девиз которого было «Умей себя побеждать». Ему принадлежит заслуга открытия одного из основных законов химии.
В своём труде "Основы химии" он впервые обобщил и систематизировал огромное число разрозненных химических фактов и наблюдений, заложив фундамент здания современной химической науки.
- Английский математик, механик, астроном и физик, создатель классической механики.
Обобщив результаты исследований своих предшественников в области механики и свои собственные, создал огромный труд «Математические начала натуральной философии» («Начала»), где сформулировал основные законы классической механики. Открыл закон всемирного тяготения, дал теорию движения небесных тел, создав основы небесной механики. Пространство и время считал абсолютными.
В 1705 г. за научные труды королева Анна возвела его в рыцарское звание
- Шведский натуралист, «отец современной ботанической систематики» и создатель современной биологической номенклатуры.
Хотя его классификация во многом искусственна, она была настолько удобнее всех существовавших в то время систем, что вскоре получила всеобщее признание. Ее правила формулировались столь просто и четко, что казались законами природы.
- Сегодня трудно найти человека, который не слышал бы о нем. Его имя стоит в первом ряду величайших ученых мира.
В работе «Происхождение видов путем естественного отбора» он, обобщил результаты собственных наблюдений и достижения современной ему биологии и селекционной практики, вскрыл основные факторы эволюции органического мира.
Его труды оказали огромное влияние на историю человеческой мысли, ознаменовали собой новую эпоху в развитии биологии и других наук.
Ответы:
- Антуан Лоран Лавуазье
- Михаил Васильевич Ломоносов
- Дмитрий Иванович Менделеев
- Исаак Ньютон
- Карл Линней
- Чарльз Дарвин
Жюри подводит итоги. В это время для зрителей проводится Конкурс «Ребусы».
Ведущий: Отдохнули? А теперь небольшая химическая викторина. Право ответа предоставляется команде, набравшей меньшее количество баллов за два конкурса. За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов.
II Раунд (звучит музыка)
Тема: «Из истории металлов»
Вопросы:
- Этот элемент открыт Английский химик Гемфри Дэви. Он входит в состав вещества, которое до 1914 года покупалось в Германии, хотя в России запасы были огромные.
Металл, горящий в холодной воде.
«Поташ, селитру, сильвинит какой металл объединит?»
Ион этого металла окрашивает пламя в фиолетовый цвет.
- Вспомните за возможно более короткое время, в каких географических названиях встречается слово «медь»?
- Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии болели желудочно-кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковыми, а вот посуда – разная.
Из какого металла посуда изготавливалась для офицеров?
- Во время второй мировой войны, из сплавов с данным металлом, делались лопасти самолетов. И когда винты гнулись, при ударе о землю, их выпрямляли и продолжали летать.
Этот металл используется: в бенгальских огнях, термитной смеси, в краске - «серебрянке».
Элемент занимает 3 место по распространенности в земной коре.
- Если бы существовал приз «за активность», то атомам какого из металлов вы бы его присудили?
- Экспедиция полярного исследователя Р. Скотта к Южному полюсу в 1912г. погибла из-за того, что потеряла весь запас горючего: оно находилось в запаянных оловом банках.
Какой химический процесс лежал в основе этого?
Ответы:
- Калий. Название: от арабского "аль-кали поташ" (соединение калия, добывающееся из древесной золы).
Калий важнейший биогенный элемент, постоянно присутствующий во всех клетках всех организмов. Ионы калия К+ участвуют в работе ионных каналов и регуляции проницаемости биологических мембран, в регуляции деятельности сердца и других мышц, в различных процессах обмена веществ.
- Медногорск – город на южном Урале,
о. Медный – один из командорских,
о. Кипр – от лат. КУПРУМ…
- Серебро. У офицеров посуда была из серебра,
обладающего бактерицидными свойствами.
- Алюминий. Алюминий был очень дорогим металлом, и вплоть до начала XX века, его стоимость была выше стоимости золота.
В 1855 г. его называли «серебро Девиля», которое демонстрировалось на Парижской всемирной выставке 2400 марок за 1 кг.
В 1886 году химиком Ч.М. Холлом был предложен способ, который позволил получать металл в больших количествах.
- Франций (Fr).
- большой радиус;
- 1 электрон на внешнем слое.
Он самый неустойчивый из первых 100 элементов. Период полураспада всего 22 минуты.
Самый тяжелый (среди щелочных) и самый активный металл.
- Аллотропия. Из β-олова оно на морозе превращалось в α (альфа)-олово. Это серый порошок - неметалл.
Подведение итога и новый конкурс «Защита эмблем». Капитаны команд представляют название, девиз и эмблему команды.
Ведущий: А теперь викторина биологическая. За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов.
III Раунд (звучит музыка)
Тема: «Биологическая викторина»
Вопросы:
- Ученые утверждают, что между горением и дыханием есть много общего. Впрочем, на первый взгляд, это не так – дыхание не сопровождается появлением пламени, света и т.д. Что же объединяет эти два процесса?
А Потребность в притоке энергии
Б Выделение угарного газа
В Взаимодействие с углекислым газом
Г Самопроизвольное начало процесса
Д Зависимость от доступа кислорода - Питание – один из неотъемлемых атрибутов жизни. Впрочем, есть организмы, которые никогда не питаются и даже не имеют органов пищеварения. Среди приведенных насекомых выберите такое, которое никогда не питается во взрослом состоянии.
А Махаон В Слепень
Б Овод Г Тля
Д Божья коровка - Растительноядные животные разнообразны по выбору пищи. Существуют такие, которые могут поедать до 60 видов растений, а есть и такие, которые питаются исключительно одним видом. Выберите животное, которое можно назвать монофагом (одноедом).
А Жираф В Бегемот
Б Окапи Г Коала
Д Кенгуру - Известно, что многие из биотехнологических процессов приготовления пищи применялись еще в Древнем Египте. Выберете вариант, в котором древние египтяне топтались ногами
А пива В хлеба
Б сыра Г вина
Д квашеных овощей. - Диатомовые водоросли покрыты кремнеземным панцирем, который гораздо тяжелее воды. Для поддержания плавучести эти водоросли накапливают жир, а не крахмал, как это делает большинство наземных растений. Назовите стратегию повышения плавучести, используемую диатомовыми водорослями.
А Уменьшение количества тяжелых веществ
Б Замена тяжелых ионов более легкими
В Удаление ионов без их замены (разбавление жидкостей организма)
Г Запасание веществ с плотностью меньшей, чем у воды
Д Использование полостей, заполненных газами - Ранее в Красной Книге было четыре категории животных:
- исчезающие виды,
- редкие виды,
- сокращающиеся виды и
- виды, степень опасности исчезновения которых еще не установлена.
Потом появилась пятая категория, сведения о которой печатаются на зеленых страницах. Что это за категория?
Ответы:
- Дыхание и горение с точки зрения химии действительно можно описать одинаковыми суммарными уравнениями, хотя внешне эти процессы и непохожие. Общее между ними – это зависимость от доступа
кислорода. Ответ Д. - Среди приведенных насекомых именно овод во взрослом состоянии никогда не питается. Он живет за счет накоплений, сделанных на личиночной стадии жизненного цикла. Его самка откладывает яйца, прикрепляя их к шерсти коней. Личинка, вышедшая из яйца, всверливается в кожу, вызывая зуд. Лошади, зализывая пораженные места, слизывают личинки и проглатывают их. Дальнейшее развитие овода происходит в желудке лошади. Месяцев через десять они оставляют пищеварительный канал с фекалиями, падают на землю и
окукливаются в почве или в навозе. Ответ Б. - Монофагом из приведенных растительноядных животных является коала. Взрослые коалы питаются исключительно листьями эвкалиптов. Ответ Г.
- Приведенная на рисунке сцена иллюстрирует процесс приготовления хлеба. На
это указывают следующие элементы: связывание снопов, обмолот колосьев, просеивание муки, помещение ее в глиняные сосуды, замешивания теста, выпечка хлеба в печах. Ответ В. - Поскольку диатомовые водоросли накапливают жир для поддержания своей
плавучести, их стратегия называется «запасание веществ более легких, чем вода». Это вытекает из общеизвестного факта о том, что плотность жира меньше плотности воды. Ответ Г. - Виды, опасность исчезновения которых миновала.
Во время подсчёта результатов рассказать о художнике У. Шиммель и показать его картины.
Ведущий: Возможно вы обратили внимание на титульный слайд нашей игры. Эту работу создал американский художник-анималист Уильям Шиммель мл. или "Schim" (как он предпочитает себя называть). Родился в Тусконе в 1954. Как и его отец, Шим много лет преподавал живопись. В отличие от своего отца, чьи акварели выставляются во многих галереях не только в Штатах, но и в Европе, Шим рисует картины в смешанном стиле с использованием компьютерной графики с наложением различных спецэффектов. Работы Шима популярны во всем мире. Он не только талантливый художник, но поэт-песенник и музыкант. Шиммель был пионером школы "эко-сюрреализма", которое теперь очень популярно.
«Я надеюсь, что, когда вы увидите мои работы, вы почувствуете смысл этого единства, ту же любовь и страсть, которые я испытываю к нашей планете, ее животным, и этой невероятной Вселенной, которую мы называем своим домом" Уильям Шиммель.
Итак, друзья, вы неплохо потрудились и продемонстрировали знания по двум предметам естествознания, химии и биологии. А сейчас – слово жюри.
Объявление итогов, награждение победителей.
Приложение 1
Продолжи фразу по смыслу…
Вариант 1 1. Лечи легкую болезнь, чтобы не пришлось … ________ ____________________________________________________ 2. Здоровье дороже … ______________________________ ____________________________________________________ 3. Захворать – один день, а поправляться - … __________ ____________________________________________________ |
Продолжи фразу по смыслу…
Вариант 2
____________________________________________
____________________________________________ 3. Чем лучше пищу разжуешь, тем …_______________ _________________________________________________ |
Приложение 2
Оценочный лист
Команды | «Литературный конкурс» | I Раунд ««Ученые, определившие развитие физики, химии и биологии»» |
II Раунд «Из истории металлов» | конкурс «Защита эмблем» | III Раунд «Биологическая викторина» | Итог |
1. Команда | ||||||
2. Команда |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок естествознания 10 класс "Традиции и революции в естествознании. Религиозная традиция"
В течение определенного времени научные исследования любой области опираются на прошлые достижения, которые в этот период времени признаются основой для развития данной области знания.Эти достижения с...
Физико- химический КВН "Знатоки естествознания"
Материал содержит методическую разработку внеклассного мероприятия, проведенного в рамках предметной недели химии, биологии и физики для 11 класса...
Мероприятие для учащихся 7-8 классов в дни Декады естествознания - создание и защита проектов «Мой любимый город» Мероприятие для учащихся 7-8 классов в дни Декады естествознания - создание и защита проектов «Мой любимый город»
Тип мероприятия: формирующий, проблемный, развивающий.Участники: классы одной параллели.Задачи:Образовательные:- активизировать глубокий, познавательный интерес учащихся к истории первого города...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по естествознанию в 6 классах "В мире естествознания"
В данном материале представлена игра по станциям....
Технологическая карта занятия "Путешествие в прошлое. Великие ученые естествознания" Интегрированный курс "Естествознание"
Первое занятие интегрированного курса "Естествознание" "Образовательное путешествие в прошлое"...
Внеклассное мероприятие "Знатоки естествознания"
Внеклассное мероприятие среди 7-8 классов ...
КВН для старших классов "Знатоки Естествознания"
КВН для старших классов «Знатоки Естествознания».Цель:· формирование естес...