Знатоки естествознания
методическая разработка по биологии (8, 9 класс) по теме

Сценарий с презентацией внеклассного мероприятия для предметной недели

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon nedelja-estestvoznan.zip2.42 МБ

Предварительный просмотр:

"Знатоки естествознания". Осиевская И.А.

Знатоки естествознания

Сценарий к мероприятию на предметной неделе. (Неделя биологии и химии)

Если предложенное мероприятие проходит между учащимися одного класса, тогда все учащиеся составляют две команды. Возможно участие в игре нескольких параллелей 8-го или 9-го класса, тогда часть учащихся является болельщиками, и им могут быть заданы вопросы викторин.

Мероприятие проводится в классе или актовом зале, в состав жюри входят учителя-предметники или учащиеся старших классов. У каждого члена жюри – оценочный лист. После окончания каждого конкурса жюри подводит и объявляет итоги.

Цели: 

Обучающие:  

Формировать умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях;

Формировать интерес к изучению химии, биологии.

Развивающие:

 Развивать эмоции и мотивы, способствующие формированию коммуникативных умений и навыков;

Развивать умение формулировать полные ответы.

Воспитательные: 

Воспитывать умение работать в коллективе, сдержанности, внимательности к чужому мнению (ответу).

Оборудование: Компьютер, экран, выставка рисунков и плакатов на темы биологии, экологии и химии, музыкальные фрагменты, карточки с заданиями для команд. У участников команд на груди – эмблемы.

Ведущий: Здравствуйте. Мы собрались здесь, чтобы поучаствовать в состязании знатоков естествознания.

Ежедневно в школе мы изучаем много различных предметов, которые, как правило, имеют основания в науках. Мы изучаем физику, химию, биологию и не знаем, что все они имеют единое исходное зерно — это науки которые изучают окружающий нас мир и относятся к естествознанию. Естествознание изучает природные объекты и процессы, а также объекты, которые появились в результате деятельности человека.

Естествознание – знание о «естестве». Слово «естество» в словаре русского языка (С.И.Ожегов. М.: Русский язык, 1977) разъяснено как «самая сущность, природное свойство… природа». Естествознание – совокупность наук (физика, химия, биология, экология и т.д.) о природе. Естествознание общезначимо, оно дает истину, пригодную и принимаемую всеми людьми. Поэтому естествознание является эталоном объективности. Его основной принцип – знания о природе должны допускать эмпирическую проверку, т.е. опыт в конечном счете является решающим аргументом любой теории.

Сегодня мы проявим свои знания и находчивость в таких науках, составляющих естествознание как химия и биология.

1. «Литературный конкурс»

Задание выдается командам по вариантам, карточки с заданиями вытаскивают капитаны команд.

Для определения какая команда будет первой начинать игру мы проведем литературный конкурс.

продолжи фразу по смыслу… 

Вариант 1

  1. Лечи легкую болезнь, чтобы не пришлось … (лечить тяжелую)
  2. Здоровье дороже … (богатства)
  3. Захворать – один день, а поправляться - … (семь недель)

Вариант 2

  1. Лакомств тысячи, а здоровье … (одно)
  2. Не в меру еда – болезнь и … (беда)
  3. Чем лучше пищу разжуешь, тем … (дольше проживешь).

Ведущий: Итак, мы начинаем игру. За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов.

I Раунд (звучит музыка)

Тема: «Ученые, определившие развитие физики, химии и биологии»

Вопросы:

  1. Основатель классической химии; ввел понятие «химический элемент», создал номенклатуру веществ, доказал, что воздух состоит из кислорода и азота, дал название многим элементам.

Когда этот великий француз попросил отсрочить казнь, чтобы закончить серию химических опытов, то получил ответ: «Республике не нужна ни химия, ни его опыты».

  1. Когда местный щеголь, увидев у него на рукаве дыру, сострил: «Мудрость   выглядывает?», на что получил остроумный ответ: «Нет, глупость заглядывает».

Ученый – естествоиспытатель, энциклопедист, основоположник физхимии; поэт, заложивший основу современного русского языка; художник, историк, поборник русского в науке, в просвещении.

Установил, что: «Масса веществ до реакции равна массе веществ после реакции».

  1. Ученый, девиз которого было «Умей себя побеждать». Ему принадлежит заслуга открытия одного из основных законов химии.

В своём труде "Основы химии" он впервые обобщил и систематизировал огромное число разрозненных химических фактов и наблюдений, заложив фундамент здания современной химической науки.

  1. Английский математик, механик, астроном и физик, создатель классической механики.

Обобщив результаты исследований своих предшественников в области механики и свои собственные, создал огромный труд «Математические начала натуральной философии» («Начала»), где сформулировал основные законы классической механики. Открыл закон всемирного тяготения, дал теорию движения небесных тел, создав основы небесной механики. Пространство и время считал абсолютными.

В 1705 г. за научные труды королева Анна возвела его в рыцарское звание

  1. Шведский натуралист, «отец современной ботанической систематики» и создатель современной биологической номенклатуры.

Хотя его классификация во многом искусственна, она была настолько удобнее всех существовавших в то время систем, что вскоре получила всеобщее признание. Ее правила формулировались столь просто и четко, что казались законами природы.

  1. Сегодня трудно найти человека, который не слышал бы о нем. Его имя стоит в первом ряду величайших ученых мира.

В работе «Происхождение видов путем естественного отбора» он, обобщил результаты собственных наблюдений и достижения современной ему биологии и селекционной практики, вскрыл основные факторы эволюции органического мира.

Его труды оказали огромное влияние на историю человеческой мысли, ознаменовали собой новую эпоху в развитии биологии и других наук.

Ответы:

  1. Антуан Лоран Лавуазье
  2. Михаил Васильевич Ломоносов
  3. Дмитрий Иванович Менделеев
  4. Исаак Ньютон
  5. Карл Линней
  6. Чарльз Дарвин

Жюри подводит итоги. В это время для зрителей проводится Конкурс «Ребусы».  

Ведущий: Отдохнули? А теперь небольшая химическая викторина. Право ответа предоставляется команде, набравшей меньшее количество баллов за два конкурса. За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов.

II Раунд (звучит музыка)

Тема: «Из истории металлов»

Вопросы:

  1. Этот элемент открыт Английский химик Гемфри Дэви. Он входит в состав вещества, которое до 1914 года покупалось в Германии, хотя в России запасы были огромные.

Металл, горящий в холодной воде.

«Поташ, селитру, сильвинит какой металл объединит?»

Ион этого металла окрашивает пламя в фиолетовый цвет.

  1. Вспомните за возможно более короткое время, в каких географических названиях встречается слово «медь»?
  2. Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии болели желудочно-кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковыми, а вот посуда – разная.

Из какого металла посуда изготавливалась для офицеров?

  1. Во время второй мировой войны, из сплавов с данным металлом, делались лопасти   самолетов. И когда винты гнулись, при ударе о землю, их выпрямляли и продолжали летать.

Этот металл используется: в бенгальских огнях, термитной смеси, в краске - «серебрянке».

Элемент занимает 3 место по распространенности в земной коре.

  1. Если бы существовал приз «за активность», то атомам какого из металлов вы бы его присудили?
  2. Экспедиция полярного исследователя Р. Скотта к Южному полюсу в 1912г. погибла из-за того, что потеряла весь запас горючего: оно находилось в запаянных оловом банках.

Какой химический процесс лежал в основе этого?

Ответы:

  1. Калий. Название: от арабского "аль-кали поташ" (соединение калия, добывающееся из древесной золы).

Калий важнейший биогенный элемент, постоянно присутствующий во всех клетках всех организмов. Ионы калия К+ участвуют в работе ионных каналов и регуляции проницаемости биологических мембран, в регуляции деятельности сердца и других мышц, в различных процессах обмена веществ.

  1. Медногорск – город на южном Урале,

о. Медный – один из командорских,

о. Кипр – от лат. КУПРУМ…

  1. Серебро. У офицеров посуда была из серебра,

обладающего бактерицидными свойствами.

  1. Алюминий. Алюминий был очень дорогим металлом, и вплоть до начала XX века, его стоимость была выше стоимости золота.

В 1855 г. его называли «серебро Девиля», которое демонстрировалось на    Парижской всемирной выставке 2400 марок за 1 кг.

В 1886 году химиком Ч.М. Холлом был предложен способ, который позволил получать металл в больших количествах.

  1. Франций (Fr).

- большой радиус;

- 1 электрон на внешнем слое.

Он самый неустойчивый из первых 100 элементов. Период полураспада всего 22 минуты.

Самый тяжелый (среди щелочных) и самый активный металл.

  1. Аллотропия. Из β-олова оно на морозе превращалось в α (альфа)-олово. Это серый порошок - неметалл.

Подведение итога и новый конкурс «Защита эмблем». Капитаны команд представляют название, девиз и эмблему команды.

Ведущий: А теперь викторина биологическая. За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов.

III Раунд (звучит музыка)

Тема: «Биологическая викторина»

Вопросы:

  1. Ученые утверждают, что между горением и дыханием есть много общего. Впрочем, на первый взгляд, это не так – дыхание не сопровождается появлением пламени, света и т.д. Что же объединяет эти два процесса?
    А Потребность в притоке энергии
    Б Выделение угарного газа
    В Взаимодействие с углекислым газом
    Г Самопроизвольное начало процесса
    Д Зависимость от доступа кислорода
  2. Питание – один из неотъемлемых атрибутов жизни. Впрочем, есть организмы, которые никогда не питаются и даже не имеют органов пищеварения. Среди приведенных насекомых выберите такое, которое никогда не питается во взрослом состоянии.
    А Махаон      В Слепень
    Б Овод           Г Тля
    Д Божья коровка
  3. Растительноядные животные разнообразны по выбору пищи. Существуют такие, которые могут поедать до 60 видов растений, а есть и такие, которые питаются исключительно одним видом. Выберите животное, которое можно назвать монофагом (одноедом).
    А Жираф       В Бегемот
    Б Окапи         Г Коала
    Д Кенгуру
  4. Известно, что многие из биотехнологических процессов приготовления пищи применялись еще в Древнем Египте. Выберете вариант, в котором древние египтяне топтались ногами
    А пива    В хлеба
    Б сыра    Г вина
    Д квашеных овощей.
  5. Диатомовые водоросли покрыты кремнеземным панцирем, который гораздо тяжелее воды. Для поддержания плавучести эти водоросли накапливают жир, а не крахмал, как это делает большинство наземных растений. Назовите стратегию повышения плавучести, используемую диатомовыми водорослями.
    А Уменьшение количества тяжелых веществ
    Б Замена тяжелых ионов более легкими
    В Удаление ионов без их замены (разбавление жидкостей организма)
    Г Запасание веществ с плотностью меньшей, чем у воды
    Д Использование полостей, заполненных газами
  6. Ранее в Красной Книге было четыре категории животных:

-  исчезающие виды,

-  редкие виды,

-  сокращающиеся виды и

-  виды, степень опасности исчезновения которых еще не установлена. 

Потом появилась пятая категория, сведения о которой печатаются на зеленых страницах. Что это за категория?

Ответы:

  1. Дыхание и горение с точки зрения химии действительно можно описать одинаковыми суммарными уравнениями, хотя внешне эти процессы и непохожие. Общее между ними – это зависимость от доступа
    кислорода. Ответ
    Д.
  2. Среди приведенных насекомых именно овод во взрослом состоянии никогда не питается. Он живет за счет накоплений, сделанных на личиночной стадии жизненного цикла. Его самка откладывает яйца, прикрепляя их к шерсти коней. Личинка, вышедшая из яйца, всверливается в кожу, вызывая зуд. Лошади, зализывая пораженные места, слизывают личинки и проглатывают их. Дальнейшее развитие овода происходит в желудке лошади. Месяцев через десять они оставляют пищеварительный канал с фекалиями, падают на землю и
    окукливаются в почве или в навозе. Ответ
    Б.
  3. Монофагом из приведенных растительноядных животных является коала. Взрослые коалы питаются исключительно листьями эвкалиптов. Ответ Г.
  4. Приведенная на рисунке сцена иллюстрирует процесс приготовления хлеба. На
    это указывают следующие элементы: связывание снопов, обмолот колосьев, просеивание муки, помещение ее в глиняные сосуды, замешивания теста, выпечка хлеба в печах. Ответ
    В.
  5. Поскольку диатомовые водоросли накапливают жир для поддержания своей
    плавучести, их стратегия называется «запасание веществ более легких, чем вода». Это вытекает из общеизвестного факта о том, что плотность жира меньше плотности воды. Ответ
    Г.
  6. Виды, опасность исчезновения которых миновала.

Во время подсчёта результатов рассказать о художнике У. Шиммель и показать его картины.

Ведущий: Возможно вы обратили внимание на титульный слайд нашей игры. Эту работу создал американский художник-анималист Уильям Шиммель мл. или "Schim" (как он предпочитает себя называть). Родился в Тусконе в 1954. Как и его отец, Шим много лет преподавал живопись. В отличие от своего отца, чьи акварели выставляются во многих галереях не только в Штатах, но и в Европе, Шим рисует картины в смешанном стиле с использованием компьютерной графики с наложением различных спецэффектов. Работы Шима популярны во всем мире. Он не только талантливый художник, но поэт-песенник и музыкант. Шиммель был пионером школы "эко-сюрреализма", которое теперь очень популярно.

«Я надеюсь, что, когда вы увидите мои работы, вы почувствуете смысл этого единства, ту же любовь и страсть, которые я испытываю к нашей планете, ее животным, и этой невероятной Вселенной, которую мы называем своим домом" Уильям Шиммель.

 Итак, друзья, вы неплохо потрудились и продемонстрировали знания по двум предметам естествознания, химии и биологии. А сейчас – слово жюри.

Объявление итогов, награждение победителей. 

Приложение 1

 

Продолжи фразу по смыслу…

 

Вариант 1

1.        Лечи легкую болезнь, чтобы не пришлось … ________

____________________________________________________

2.        Здоровье дороже … ______________________________

____________________________________________________

3.        Захворать – один день, а поправляться - … __________

____________________________________________________

 

Продолжи фразу по смыслу…

 

Вариант 2

  1. Лакомств тысячи, а здоровье … _________________

____________________________________________

  1. Не в меру еда – болезнь и … ___________________

____________________________________________

3.        Чем лучше пищу разжуешь, тем …_______________

_________________________________________________

Приложение 2

Оценочный лист

Команды

 «Литературный конкурс»

I Раунд ««Ученые, определившие

 развитие физики, химии и биологии»»

 

II Раунд  «Из истории металлов»

конкурс «Защита эмблем»

III Раунд «Биологическая викторина»   

Итог

 1. Команда

2. Команда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок естествознания 10 класс "Традиции и революции в естествознании. Религиозная традиция"

В течение определенного времени научные исследования любой области опираются на прошлые достижения, которые в этот период времени признаются основой для развития данной области знания.Эти достижения с...

Физико- химический КВН "Знатоки естествознания"

Материал содержит методическую разработку внеклассного мероприятия, проведенного в рамках предметной недели химии, биологии и физики для 11 класса...

Мероприятие для учащихся 7-8 классов в дни Декады естествознания - создание и защита проектов «Мой любимый город» Мероприятие для учащихся 7-8 классов в дни Декады естествознания - создание и защита проектов «Мой любимый город»

Тип мероприятия: формирующий, проблемный, развивающий.Участники: классы одной параллели.Задачи:Образовательные:- активизировать глубокий, познавательный интерес учащихся к истории первого города...

Технологическая карта занятия "Путешествие в прошлое. Великие ученые естествознания" Интегрированный курс "Естествознание"

Первое занятие интегрированного курса "Естествознание" "Образовательное путешествие в прошлое"...

Внеклассное мероприятие "Знатоки естествознания"

Внеклассное мероприятие среди 7-8 классов ...

КВН для старших классов "Знатоки Естествознания"

КВН для старших классов «Знатоки Естествознания».Цель:·                     формирование естес...