Конспект урока по биологии с технологической картой "Эволюция человека" 9 класс
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Урок в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Эволюция человека"20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Эволюция человека

Цель урока: создание условий для осмысления и применения новой учебной информации, проверка уровня изученных знаний, умений и навыков.

Задачи:        

обучающие:

  1. Распределить факторы антропогенеза на биологические и социальные.
  2. Составление характеристики основных этапов эволюции человека.
  3. Освоение приемов описания внешнего строения предков человека.
  4. Выявление причинно-следственных связей в процессе эволюции человека.
  5. Сравнение особенностей внешнего строения архантропов, палеоантропов и неоантропов.

воспитывающие:

  1. воспитывать общей культуры личности;
  2. прививать чувства товарищества у учащихся

развивающие:

  • Личностные УУД: проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы
    Мотивация на решение проблемы
  • Регулятивные УУД: преобразуют практическую задачу в познавательную;
    планируют собственную деятельность;
    осуществляют контроль и оценку своих действий
  • Коммуникативные УУД: обмениваются знаниями между собой для принятия эффективных решений
  • Познавательные УУД: проводят  анализ, выдвигают предположения (моделируют процессы) и осуществляют их экспериментальную проверку

Планируемые результаты:

Предметные: усвоение понятий, освоение

Личностные: устойчивый познавательный интерес

Метапредметные: управление своей деятельностью на уроке, действия учащихся совместные с учителем  и одноклассниками

Основные понятия: Дриопитеки, Понгиды, Гоминиды, Рамапитек, Австралопитек, Человек умелый, Человек прямоходящий, Неандерталец, Кроманьонец, Человек разумный

Методы:  

По характеру познавательной деятельности обучающихся – частично-поисковый (в начале урока поставлена проблема, самостоятельная работа над новым материалом).

По источнику знаний: наглядный; словесный (пояснение, уточнение нового материала).

По степени активности обучающихся: продуктивный (изучение нового материала, оценивание ситуаций и их возможные пути решения).

Формы организации учебной деятельности:

работа в группах, парах

индивидуальная работа

Приемы учебной деятельности:

создание проблемы,

решение ситуаций из жизни,

Оборудование:  

презентация «Эволюция человека», учебник «Биология. Общие закономерности»,9 класс             С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, тесты для закрепления.

Тип урока: комбинированный урок.

Технологическая карта проектируемого урока:

Предмет

Биология

Класс - 9

Тема урока

«Эволюция человека»

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

Личностные

Охарактеризовать каждый этап эволюции человека.

Выявить основные признаки для сравнения различных этапов эволюции человека.

Сравнить скелет обезьяны и человека и установить сходства и различия.

Доказать факт наличия эволюции человека.

Доказать факт наличия эволюции человека разумного.

Установить связь между последовательностью этапов эволюции человека.

Определить местоположение человека в системе живой природы.

Доказать действие эволюционных факторов на человека

Осознание человека как части природы, подверженного влиянию эволюционных факторов.

Понимание единства происхождения всех людей и ценности жизни каждого человека

Решаемые учебные проблемы

Установление этапов эволюции человека и его родства с современными обезьянами.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Дриопитеки
Понгиды
Гоминиды
Рамапитек
Австралопитек
Человек умелый
Человек прямоходящий
Неандерталец
Кроманьонец
Человек разумный

Вид, используемых на уроке информационных и коммуникативных технологий (ИКТ)

Презентация PowerPoint «Эволюция человека»

Методическое назначение средств ИКТ

Изучение нового материала

Аппаратное и программное обеспечение

Компьютер и проектор. PowerPoint

Образовательные интернет-ресурсы

http://www.macroevolution.narod.ru/human.htm
http://www.youtube.com/watch?v=6SWaYLbqfOM
http://www.medbiol.ru/medbiol/antrop/000191f3.htm#00052fde.htm
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/filin/05.php

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Формирование конкретного образовательного результата

Постановка основных проблем урока перед детьми.
Гипотезы происхождения человека

Длительность этапа

10 минут

Основной вид учебной деятельности

Лекция

Методы обучения

Словесный
Наглядный

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Демонстрация презентации «Эволюция человека»

Форма организации деятельности учащихся

Общеклассная форма - лекция

Функции и роль учителя на данном этапе

Учитель излагает материал и наглядно демонстрирует фрагменты лекции

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (осуществляемые действия)

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Постановка основных проблем урока перед детьми.

Выделение цели урока на основе вводного слова учителя

Обсуждение проблемы урока

Формулировка темы урока.

Постановка учебной цели и задач учащимися

Элементы лекции с демонстрацией фрагментов презентации

Понимание материалов, представленных в «Эволюция человека»

Обсуждение

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

Формирование конкретного образовательного результата

Решение основных проблем, поставленных на первом этапе урока.
Характеристика основных этапов эволюции человека

Длительность этапа

20 минут

Основной вид учебной деятельности

Лекция

Методы обучения

Словесный
Наглядный

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Презентация PowerPoint «Эволюция человека»

Форма организации деятельности учащихся

Общеклассная форма - лекция

Функции и роль учителя на данном этапе

Учитель излагает материал на основе презентации «Эволюция человека»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (осуществляемые действия)

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Чтение лекции «Характеристика основных этапов эволюции человека» с использованием презентации PowerPoint «Эволюция человека»

Особенности строения, характерные для человека на разных этапах его эволюции.

Выбор критериев для сравнения этапов эволюции человека на основании характеристик, данных в процессе лекции учителя.

Участие в коллективном обсуждении выделенных самостоятельно критериев для сравнения этапов эволюции человека

Планирование работы в малых группах на основании выбранных критериев для сравнения этапов эволюции человека

Этап 3. Проверка полученных результатов. Коррекция.

Длительность этапа

10 минут

Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов

Работа в группах (описание этапов эволюции человека по выбранным критериям) и индивидуально (тестирование по изученной теме) по вопросам решаемых проблем урока.

Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности

Презентация PowerPoint «Эволюция человека»

Методы контроля

Письменный ответ

Самоконтроль пройденного теста

Способы коррекции

Слежение за этапами выполнения работы группами

Форма организации деятельности учащихся

Индивидуальные формы работы в классе – работа с литературой
Групповые формы обучения – групповая работа на уроке

Функции и роль учителя на данном этапе

Консультация учеников по возникающим вопросам в процессе выполнения самостоятельны заданий.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (осуществляемые действия)

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Слежение за этапами выполнения работы группами

Консультация учеников по возникающим вопросам в процессе выполнения самостоятельны заданий.

Установление причинно-следственных связей эволюции человека и культуры.

Подготовка письменного ответа малыми группами.

Обсуждение результатов теста

На основании пройденных тестов и составленных описаний этапов эволюции человека по выбранным критериям, осознание качества и уровня усвоенности материала урока

Этап 4. Подведение итогов, домашнее задание

Рефлексия по достигнутым, либо недостигнутым образовательным результатам

Осознание человека как части природы, подверженного влиянию эволюционных факторов.

Принятия факта происхождения человека от животных, понимание единства происхождения людей всех рас и ценности жизни каждого человека

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (осуществляемые действия)

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Подведение итогов урока.
Формулирование домашнего задания:

УМК Сонина Н.И. по биологии для 9 класса (Эволюция человека, стр. 12-17)

Подготовка докладов в малых группах по предложенным темам

Доказательство человека как части природы, подверженного влиянию эволюционных факторов.

Разрешение конфликта «Происхождение человека от животных»

Планирование выполнения домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по биологии на тему "Фотосинтез" (6 класс)

Раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле....

Конспект урока по биологии по теме « Лишайники» 7 класс

Конспект урока соответствует современным требованиям к уроку и соответствует требованиям ФГОС....

Конспект урока по биологии по теме "Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Общая характеристика".

Данный урок помогает расширить и углубить знания о типе Членистоногие путем изучения класса насекомых,  выявить наиболее прогрессивные признаки класса в сравнении с ракообразн...

Конспект урока "Соединение брусков" с технологической картой 6 класс

Предлагаю вам подробный конспект урока по теме "Соединение брусков" в 6 классе. К конспекту прилагается технологическая карта....

Конспект урока английского языка с технологической картой, 4 класс

Конспект и технологическая карта урока английского языка по теме "Сравнительная степень многосложных прилагательных"...

Конспект урока английского языка с технологической картой, 2 класс

Конспект урока английского языка разработан по теме "My family" по учебнику "Rainbow English" для обучающихся 2 класса в соответствии с требованиями ФГОС....

Конспект урока английского языка с технологической картой, 7 класс

Конспект,  технологическая карта и презентация  к уроку по теме "Экологические проблемы и пути их решения"....