Конспект урока по биологии с технологической картой "Эволюция человека" 9 класс
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Эволюция человека
Цель урока: создание условий для осмысления и применения новой учебной информации, проверка уровня изученных знаний, умений и навыков.
Задачи:
обучающие:
- Распределить факторы антропогенеза на биологические и социальные.
- Составление характеристики основных этапов эволюции человека.
- Освоение приемов описания внешнего строения предков человека.
- Выявление причинно-следственных связей в процессе эволюции человека.
- Сравнение особенностей внешнего строения архантропов, палеоантропов и неоантропов.
воспитывающие:
- воспитывать общей культуры личности;
- прививать чувства товарищества у учащихся
развивающие:
- Личностные УУД: проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы
Мотивация на решение проблемы - Регулятивные УУД: преобразуют практическую задачу в познавательную;
планируют собственную деятельность;
осуществляют контроль и оценку своих действий - Коммуникативные УУД: обмениваются знаниями между собой для принятия эффективных решений
- Познавательные УУД: проводят анализ, выдвигают предположения (моделируют процессы) и осуществляют их экспериментальную проверку
Планируемые результаты:
Предметные: усвоение понятий, освоение
Личностные: устойчивый познавательный интерес
Метапредметные: управление своей деятельностью на уроке, действия учащихся совместные с учителем и одноклассниками
Основные понятия: Дриопитеки, Понгиды, Гоминиды, Рамапитек, Австралопитек, Человек умелый, Человек прямоходящий, Неандерталец, Кроманьонец, Человек разумный
Методы:
По характеру познавательной деятельности обучающихся – частично-поисковый (в начале урока поставлена проблема, самостоятельная работа над новым материалом).
По источнику знаний: наглядный; словесный (пояснение, уточнение нового материала).
По степени активности обучающихся: продуктивный (изучение нового материала, оценивание ситуаций и их возможные пути решения).
Формы организации учебной деятельности:
работа в группах, парах
индивидуальная работа
Приемы учебной деятельности:
создание проблемы,
решение ситуаций из жизни,
Оборудование:
презентация «Эволюция человека», учебник «Биология. Общие закономерности»,9 класс С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, тесты для закрепления.
Тип урока: комбинированный урок.
Технологическая карта проектируемого урока:
Предмет | Биология | Класс - 9 | |||||
Тема урока | «Эволюция человека» | ||||||
Планируемые образовательные результаты: | |||||||
Предметные | Личностные | ||||||
Охарактеризовать каждый этап эволюции человека. Выявить основные признаки для сравнения различных этапов эволюции человека. Сравнить скелет обезьяны и человека и установить сходства и различия. | Доказать факт наличия эволюции человека. Доказать факт наличия эволюции человека разумного. Установить связь между последовательностью этапов эволюции человека. Определить местоположение человека в системе живой природы. Доказать действие эволюционных факторов на человека | Осознание человека как части природы, подверженного влиянию эволюционных факторов. Понимание единства происхождения всех людей и ценности жизни каждого человека | |||||
Решаемые учебные проблемы | Установление этапов эволюции человека и его родства с современными обезьянами. | ||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Дриопитеки | ||||||
Вид, используемых на уроке информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) | Презентация PowerPoint «Эволюция человека» | ||||||
Методическое назначение средств ИКТ | Изучение нового материала | ||||||
Аппаратное и программное обеспечение | Компьютер и проектор. PowerPoint | ||||||
Образовательные интернет-ресурсы | http://www.macroevolution.narod.ru/human.htm | ||||||
Организационная структура урока | |||||||
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | |||||||
Формирование конкретного образовательного результата | Постановка основных проблем урока перед детьми. | ||||||
Длительность этапа | 10 минут | ||||||
Основной вид учебной деятельности | Лекция | ||||||
Методы обучения | Словесный | ||||||
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | Демонстрация презентации «Эволюция человека» | ||||||
Форма организации деятельности учащихся | Общеклассная форма - лекция | ||||||
Функции и роль учителя на данном этапе | Учитель излагает материал и наглядно демонстрирует фрагменты лекции | ||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся (осуществляемые действия) | ||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Постановка основных проблем урока перед детьми. | Выделение цели урока на основе вводного слова учителя | Обсуждение проблемы урока | Формулировка темы урока. Постановка учебной цели и задач учащимися | ||||
Элементы лекции с демонстрацией фрагментов презентации | Понимание материалов, представленных в «Эволюция человека» | Обсуждение | |||||
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. | |||||||
Формирование конкретного образовательного результата | Решение основных проблем, поставленных на первом этапе урока. | ||||||
Длительность этапа | 20 минут | ||||||
Основной вид учебной деятельности | Лекция | ||||||
Методы обучения | Словесный | ||||||
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | Презентация PowerPoint «Эволюция человека» | ||||||
Форма организации деятельности учащихся | Общеклассная форма - лекция | ||||||
Функции и роль учителя на данном этапе | Учитель излагает материал на основе презентации «Эволюция человека» | ||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся (осуществляемые действия) | ||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Чтение лекции «Характеристика основных этапов эволюции человека» с использованием презентации PowerPoint «Эволюция человека» | Особенности строения, характерные для человека на разных этапах его эволюции. Выбор критериев для сравнения этапов эволюции человека на основании характеристик, данных в процессе лекции учителя. | Участие в коллективном обсуждении выделенных самостоятельно критериев для сравнения этапов эволюции человека | Планирование работы в малых группах на основании выбранных критериев для сравнения этапов эволюции человека | ||||
Этап 3. Проверка полученных результатов. Коррекция. | |||||||
Длительность этапа | 10 минут | ||||||
Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов | Работа в группах (описание этапов эволюции человека по выбранным критериям) и индивидуально (тестирование по изученной теме) по вопросам решаемых проблем урока. | ||||||
Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности | Презентация PowerPoint «Эволюция человека» | ||||||
Методы контроля | Письменный ответ Самоконтроль пройденного теста | ||||||
Способы коррекции | Слежение за этапами выполнения работы группами | ||||||
Форма организации деятельности учащихся | Индивидуальные формы работы в классе – работа с литературой | ||||||
Функции и роль учителя на данном этапе | Консультация учеников по возникающим вопросам в процессе выполнения самостоятельны заданий. | ||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся (осуществляемые действия) | ||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Слежение за этапами выполнения работы группами Консультация учеников по возникающим вопросам в процессе выполнения самостоятельны заданий. | Установление причинно-следственных связей эволюции человека и культуры. Подготовка письменного ответа малыми группами. | Обсуждение результатов теста | На основании пройденных тестов и составленных описаний этапов эволюции человека по выбранным критериям, осознание качества и уровня усвоенности материала урока | ||||
Этап 4. Подведение итогов, домашнее задание | |||||||
Рефлексия по достигнутым, либо недостигнутым образовательным результатам | Осознание человека как части природы, подверженного влиянию эволюционных факторов. Принятия факта происхождения человека от животных, понимание единства происхождения людей всех рас и ценности жизни каждого человека | ||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся (осуществляемые действия) | ||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Подведение итогов урока. УМК Сонина Н.И. по биологии для 9 класса (Эволюция человека, стр. 12-17) Подготовка докладов в малых группах по предложенным темам | Доказательство человека как части природы, подверженного влиянию эволюционных факторов. | Разрешение конфликта «Происхождение человека от животных» | Планирование выполнения домашнего задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по биологии на тему "Фотосинтез" (6 класс)
Раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле....
Конспект урока по биологии по теме « Лишайники» 7 класс
Конспект урока соответствует современным требованиям к уроку и соответствует требованиям ФГОС....
Конспект урока по биологии по теме "Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Общая характеристика".
Данный урок помогает расширить и углубить знания о типе Членистоногие путем изучения класса насекомых, выявить наиболее прогрессивные признаки класса в сравнении с ракообразн...
Конспект урока "Соединение брусков" с технологической картой 6 класс
Предлагаю вам подробный конспект урока по теме "Соединение брусков" в 6 классе. К конспекту прилагается технологическая карта....
Конспект урока английского языка с технологической картой, 4 класс
Конспект и технологическая карта урока английского языка по теме "Сравнительная степень многосложных прилагательных"...
Конспект урока английского языка с технологической картой, 2 класс
Конспект урока английского языка разработан по теме "My family" по учебнику "Rainbow English" для обучающихся 2 класса в соответствии с требованиями ФГОС....
Конспект урока английского языка с технологической картой, 7 класс
Конспект, технологическая карта и презентация к уроку по теме "Экологические проблемы и пути их решения"....