Урок биологии в 9 классе "Происхождение человека"
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме
Урок биологии в 9 классе "Происхождение человека"( урок-эссе)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proishozhdenie_cheloveka_urok-esse.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок –эссе по теме: « Происхождение человека» в 9 классе.
Дидактическое обеспечение: слайды компьютерной презентации, рабочие материалы к уроку.
План урока:
- Организационный момент.
- Изучение нового материала.
- Закрепление знаний.
- Задание на дом.
Учитель обсуждает с учащимися тему и план урока, знакомит их с рабочими материалами к уроку.
Приход наш и уход загадочны – их цели
Все мудрецы Земли осмыслить не сумели.
Где круга этого начала, где конец,
Откуда мы пришли, куда уйдем отсель?
Омар Хайям
(Звучит “Вальс дождя” Я. Никитина)
Много миллионов лет назад, когда в бушующих волнах Мирового океана возникла первая капля живого существа, на одной из планет Солнечной системы – планете Земля зародилась Жизнь.
Оглядываясь вокруг, мы восхищаемся великим многообразием природы и населяющих ее существ, происшедших из этой капли живого вещества. Они отличаются друг от друга цветом, формой, величиной, сложностью строения. Но всех их объединяет одно – жизнь. И высшим проявлением этой жизни, высшим достижением природы являемся мы – люди, Человек. Сколько бы тысяч, миллионов лет не прошло с той поры, неизменным свойством всего живого на Земле является одно важнейшее свойство – создание себе подобных. Сегодняшний урок я хотел бы посвятить тайнам зарождения жизни человека. Я хотел бы, чтобы мы с вами поняли ценность и значимость человеческой жизни, нашей с вами жизни.
Проникнуть в тайны своего рождения человек пытался очень давно, чуть ли не на заре своей истории. Но в течении многих веков на пути человека к истинному познанию происхождения жизни стояла религия. Так возникли понятия “бог”, “душа”, “мировой дух”. Жизнь стала рассматриваться как нечто сверхъестественное, созданное богом и недоступное человеческому познанию.
И только благодаря развитию науки, трудам таких ученых как Гиппократ, Андрей Везалий, Уильям Гарвей и многих, многих других, мы проникли во многие тайны зарождения и развития человека. Фрагменты: фото ученых (Гиппократа, Андрея Везалия, Уильяма Гарвея).
ЧЕЛОВЕК, КАК ЗВЕЗДА РОЖДАЕТСЯ СРЕДЬ НЕЯСНОЙ ТУМАННОЙ МЛЕЧНОСТИ,
В БЕСКОНЕЧНОСТИ НАЧИНАЕТСЯ И КОНЧАЕТСЯ, В БЕСКОНЕЧНОСТИ…
ПОКОЛЕНЬЯМИ СОЗИДАЕТСЯ ВЕК ЗА ВЕКОМ ЗЕМЛЯ НЕТЛЕННАЯ.
ЧЕЛОВЕК КАК ЗВЕЗДА РОЖДАЕТСЯ, ЧТОБ СВЕТЛЕЕ СТАЛА ВСЕЛЕННАЯ!
Каждого человека, как только он начинал осознавать себя личностью, посещал вопрос: “Откуда мы взялись?”. Несмотря на то, что вопрос звучит весьма просто, единого ответа на него не существует
Какие существуют теории, объясняющие возникновение человека на Земле?
Какое положение занимает человек в системе животного мира?
Доказательства происхождения человека от животных.
Развитие взглядов на происхождение человека.
Антропогенез (от греч. «антропос» - человек и «генезис» - происхождение)– процесс исторического развития человека.
Антропология – раздел науки о человеке, изучающей эволюцию человека. Этот раздел биологии касается нас более всех других, поэтому вызывает повышенный интерес и жаркие споры.
Антропогенез - одна из величайших загадок, которая едва ли будет когда либо разгадана. Издавна люди пытались осмыслить свое место в мироздании и понять: откуда они пришли? Кто они? Отвечая на эти вопросы, сложилась система мифологических представлений о происхождении людей. Мифы о происхождении человека занимают центральное место в культурах всех народов Земли. Антропологические мифы есть даже у «примитивных» народов. Самые первые мифы рассказывали о появлении не всего человечества, а конкретного племени.
В изучении происхождения человека в настоящее время пролили свет массовые раскопки разнообразные методы определения возраста горных пород, применение методов молекулярной генетики. На других уроках будут приведены современные взгляды на последовательные стадии антропогенеза.
Место человека в системе животного мира.
Заполнение таблицы с предварительным обсуждением.
Название систематической категории | Обоснование принадлежности человека к этой категории |
1. Тип Хордовые | |
2. Подтип Позвоночные | |
3. Класс Млекопитающие | |
4. Отряд Приматы | |
5.Надсемейство Человекообразные обезьяны | |
6. Семейство Гоминиды |
В системе живой природы вид Homo sapiens sapiens занимает следующее положение:
Тип Хордовые. ( Двусторонняя симметрия тела, наличие в зародыше хорды и жаберных щелей в полости глотки).
Подтип Позвоночные. ( Наличие двух пар конечностей, внутреннего осевого скелета и позвоночного столба, центральная нервная система имеет вид трубки, головной мозг, состоящий из 5 отделов).
Класс Млекопитающие (Живородящие, вскармливание детенышей молоком, наличие молочных желез, волосяной покров, теплокровность, возможность терморегуляции, дыхательная система представлена легкими, трахеей, бронхами, альвеолами, наличие диафрагмы. Проявление атавистических признаков, рудиментарных органов).
Отряд Приматы. (Подвижные конечности хватательного типа, первый палец противопоставлен остальным, развиты ключицы, шаровидные плечевой и тазобедренный суставы, наличие менструального периода, беременность 9 месяцев, наличие гомологии ДНК, одинаковая чувствительность к одним и тем же болезням, наличие ногтей, крупные и направленные вперед глаза, обеспечивающие бинокулярное зрение).
Надсемейство Человекообразные обезьяны. ( Папиллярные узоры на пальцах, образуют замкнутые фигуры, дуги и петли, редукция хвостового отдела позвоночника, увеличение числа крестцовых позвонков до 4-5 для укрепления таза, три доли в правом легком и две в левом, аппендикс, группы крови О, А, В, АВ и др.).
Семейство Гоминиды. (Поредение волосяного покрова, прямохождение, и связанные с ним особенности скелета, развитие переднего мозга).
Биологические характеристики Homo sapiens sapiens: рост, развитие, обмен веществ с окружающей средой, способность к размножению, адаптация к изменяющимся условиям окружающей среды.
Таким образом, по своим биологическим характеристикам человек принадлежит к миру живой природы и это обусловлено его биологическим происхождением.
Каждый из нас – это мельчайшая частичка Вселенной, частичка нашей прекрасной планеты – планеты под названием планета Земля. Но каждый из нас обладает высшим даром природы – Разумом. И это отличает нас от всего остального мира живой природы. И именно нам с вами предстоит сделать этот мир еще прекрасней.
Поиск продолжается! Всё новые и новые факты поступают на вооружение
учёных. Они убедительно свидетельствуют об успехах науки в одной из самых
сложных областей исследования, такой как происхождение человека. И я
уверен, недалёк тот день, когда будет снята завеса тайны над появлением Homo
Sapiens на нашей планете.
В основе современных представлений о происхождении человека лежит концепция, в соответствии с которой человек вышел из мира животных, причем первые научные доказательства в пользу этой концепции были представлены Ч.Дарвином в его труде «Происхождение человека и половой отбор» (1871). Об этом мы будем говорить на следующем уроке.
Закрепление знаний. Обобщающая беседа с использованием заданий:
1. Охарактеризуйте некоторые взгляды на происхождение человека.
2. Назовите систематическое положение человека, перечислите признаки, подтверждающие место человека в системе живой природы.
Задание на дом. Изучить параграф. В дополнительной литературе найти интересные мифы о происхождении человека.
Презентация (происхождение человека).
Каждый из нас – это мельчайшая частичка Вселенной, частичка нашей прекрасной планеты – планеты под названием планета Земля. Но каждый из нас обладает высшим даром природы – Разумом. И это отличает нас от всего остального мира живой природы. И именно нам с вами предстоит сделать этот мир еще прекрасней.
Поиск продолжается! Всё новые и новые факты поступают на вооружение учёных. Они убедительно свидетельствуют об успехах науки в одной из самых сложных областей исследования, такой как происхождение человека. И я уверен, недалёк тот день, когда будет снята завеса тайны над появлением Homo Sapiens на нашей планете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация урока биологии нервная система человека
очень доступный материал для проведения урока с использованием ИКТ по теме: "Нервная система человека."...
Урок биологии «Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них».
Урок знакомит учащихся с основными группами доказательств происхождения человека от животных, которыми располагает современная биологическая наука, формируеть умение сравнивать человека с д...
Конспект урока биологии "Мочевыделительная система человека"
Цель урока: раскрыть значение выделения из организма продуктов обмена веществ, показать роль системы мочевыделения в выделительных процессах. Развить знания о строении и функциях органов мочевыделения...
Методическая разработка интегрированного урока биологии и обществознания "Человек среди людей" для 10 кл
Интегрированный урок по биологии и обществознанию "Человек среди людей"может быть использован при подготовке к ЕГЭ, во внеклассной работе, на обобщающих уроках. Результативность урока выражается...
Презентация к уроку биологии "Мочевыделительная система человека"
Презентация к уроку биологии в 8 классе по теме"Мочевыделительная система человека"...
План-конспект урока биологии "Науки о человеке"
План-конспект урока биологии...
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В РАЗДЕЛЕ «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ»
Одной из жизненных вопросов современного общества и образования является формирование здорового образа жизни, связанного с загрязнением окружающей нас среды и продуктов питания...