Урок по теме «Папоротники. Особенности строения и жизнедеятельности» (технология проблемного обучения)
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Урок биологии в 7 классе по теме "Папоротники. Особенности строения и жизнедеятельности."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
paporotniki._osobennosti_stroeniya_i_zhiznedeyatelnosti.docx | 67.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
«Папоротники. Особенности строения и жизнедеятельности»
(технология проблемного обучения)
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||
Этап I. Создание проблемной ситуации и постановка проблемы | |||||||||||||||||
Предлагает ученикам ознакомиться со справочной информацией, размещенной на в распечатанном виде на каждом столе . В повести "Вечера накануне Ивана Купала" Н. В. Гоголь рассказывал о старинном народном предании, по которому раз в год зацветает цветок папоротника, и кто сорвет его, тот добудет клад и разбогатеет. Н. В. Гоголь в "Вечерах накануне Ивана Купала" так описывает цветение папоротника: «Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя". "Теперь пора!" - подумал Петро и протянул руку... Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках. Все утихло..." Сорвал цветок папоротника и подбросил его вверх, присовокупив специальные наговоры. Цветок поплыл в воздухе и опустился как раз над тем местом, где хранился сказочный клад.» - Как вы думаете, каким растениям будет посвящен наш сегодняшний урок? - Почему ни один человек до сих пор не нашел цветок папоротника? Распределяет учеников по группам, предлагает им задание. Найдите, пожалуйста, среди предложенных растений те, которые относятся к водорослям, мхам, папоротникам. - 1 группа, поднимите, пожалуйста, изображение водоросли. - 2 группа - изображение мха - 3 группа, поднимите, пожалуйста, изображение папоротника. - Вы точно знаете, что правы? Обоснуйте ваше решение? Какое задание вам предлагалось выполнить? Формулирование темы урока с ее записью в рабочих тетрадях. Папоротники. Особенности строения и жизнедеятельности. | Читают предложенный текст. Отвечают на вопросы, размышляют. Демонстрируют свое отношение к предлагаемой теме. 1.Рассматривают, рисунки, гербарные образцы, сравнивают, обсуждают в группах (парах). 2. Проговаривают основные особенности внешнего строения водорослей, мхов, папоротников. 3. Выбирают растение в соответствии с заданием. Учащиеся поднимают выбранное изображение или гербарный экземпляр растения. Обосновывают свой выбор. Отвечают на вопросы учителя, определяют свои затруднения и их причины. В результате возникшей проблемной ситуации предлагают свои варианты формулировки темы урока. Записывают тему в рабочих тетрадях. | ||||||||||||||||
Этап II. Выдвижение гипотез, предположений о возможных путях решения проблемы, обоснование оптимальных из них | |||||||||||||||||
Создание условий для формулирования рабочих гипотез. -Я прошу вас записать свою собственную гипотезу ответа на проблемный вопрос урока. -Для решения поставленных перед нами задач и ответа на проблемный вопрос мы разберем сегодня следующие вопросы:
| Выдвижение рабочих гипотез. | ||||||||||||||||
Этап III. Опытная проверка принятых гипотез | |||||||||||||||||
Организует самостоятельную работу с текстом учебника. -Откройте учебник, прочитайте 1 абз.. -Найдите слова и словосочетания, которые дадут нам общие сведения о папоротниках. -Выпишите их в тетрадь. -Проконтролируйте по образцу
Организует работу с текстом учебник « Среда и местообитание папоротников.» Организует выполнение лабораторной работы и работу с текстом учебника “Строение папоротников”. . Какие органы выделяют у папоротников?
Организует групповую работу с текстом “Размножение папоротников. -Используя рис на стр. 63 подготовьте рассказ о размножении папоротников. -Сопоставить вопросы для проверки усвоения знаний. Проводит перекрестный контроль по вопросам проверки усвоения знаний. Заросток Обоеполый гаметофит Разноспоровые папоротники Микроспора Мегаспора
-Папоротники интересны не только особенностями строения, но и происхождением, значением. Используя материал учебника, найдите ответы на следующие вопросы: 1 группа - Происхождение и значение древних папоротников 2 группа - Значение в природе 3 группа - Значение для человека | Рассматривают рисунки папоротников на стр. 64-65 учебника; Отвечают на вопросы . Обмениваются тетрадями, и проверяют по образцу. Рассмотривают рис. учебника стр. 64-65 и текст к нему, заполняют таблицу.
Делают вывод. Читают статьи учебника “Строение папоротников”. Рассматривают папоротник, анализируют его строение, описывают существенные признаки. Предлагают понятия для обозначения . Узнают и запоминают существующие понятия «вайи», «корневища», «спорангии». Дают их определение. Разрешают возникшее затруднение путем поиска информации. Моделируют строение спороносящего папоротника, делая схематический рисунок. Составляют рассказ о размножении папоротников, используя рис. 63
Каждая из групп по очереди представляет свои результаты. | ||||||||||||||||
Этап IV. Обобщение результатов, закрепление и применение их в теории и практике | |||||||||||||||||
Выполним задания в контрольных листах. 1. Заполните пропуски. 2. Подпишите основные обозначения в жизненном цикле папоротника. | Выполняют задания в контрольных листах.. Сравнивают результаты с образцом. Оценивают результаты работы. | ||||||||||||||||
Этап V. Рефлексия | |||||||||||||||||
Ведет беседу. Предлагает проанализировать свою деятельность в ходе урока и оценить её. -Вспомните, какую цель мы ставили с вами в начале урока? (Узнать характерные признаки папоротников). -Достигли ли мы этой цели? (Да) • Сегодня я понял… • Сегодня я научился… • Сегодня я задумался… • Больше всего мне понравилось… • Самым интересным сегодня на уроке было… • Самым сложным для меня сегодня было… | Высказывают свое мнение, анализируют свою деятельность на уроке, осуществляют самооценку. | ||||||||||||||||
Этап VI. Включение новых знаний и умений в уже освоенную систему личностных, метапредметных и предметных результатов обучения | |||||||||||||||||
-Что значит сравнить? Сравнение – способ познания посредством установления сходства и (или) различия объектов. Сходство – то, что у сравниваемых объектов совпадает, а различие – то, чем один сравниваемый объект отличается от другого. Заполнить таблицу.
| Работают с учебником и гербарным материалом . Заполняют таблицу. | ||||||||||||||||
Подведение итогов урока |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока "Отдел Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности"
Аттестационная работа: проект урока по биологии: «Отдел Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности» 7класс...
Открытый урок в 7 классе по теме " Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности"
Цель урока: проследить учащимися ,связь между, особенностями строения и жизнедеятельностью паукообразных и наземной средой, воспитать умение работать коллективно, оценивать возможности свои и возможно...
план - конспект урока по теме "Пресмыкающиеся, особенности строения и процессы жизнедеятельности"
разработка урока по биологии для 7 класса и использованием личносно - ориентированных технологий: проблемного обучения, игровыХ технологий. На этом уроке развивается умение сравнивать изучаемых животн...
Урок-путешествие "Отдел Плауновидные, особенности строения и жизнедеятельности"
Данная разработка урока позволяет изучить особенности строения, жизнедеятельности растений отдела плауновидных, усложнение организации плаунов в ходе эволюции; выявить роль плауновидных в природе и и...
Открытый урок по теме «Задачи на составление уравнений. Применение технологии проблемного обучения в ходе организации групповой работы на уроке», математика 6 класс
применение новых технологий в образовательном процессе Открытый урок по теме «Задачи на составление уравнений.Применение технологии проблемного обучения в ходе организации групп...
Проект урока геометрии в 9 классе по теме «Длина окруж-ности» с применением технологии проблемного обучения
Математика – наука древняя, интересная и полезная. Сегодня мы с вами в очередной раз убедимся в этом. Очень хочется, чтобы каждый из вас сделал для себя хотя бы небольшое, но открытие.Нам с вами...
Урок русского языка в 5 классе (с использованием технологии проблемного обучения) \ Тема: «Синонимы»
Этот урок поможет систематизировать ранее изученное о синонимах, их роли в речи; сформировать умение употреблять синонимы в речи с целью её обогащения; познакомить со словарями...