Технологическая карта к уроку биологии по теме: "Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности"
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Жаренко Татьяна Николаевна

Технологическая карат к уроку биологии по теме: "Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности" сдожержит полную информацию об этапах урока, харпктеристику УУД . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_k_uroku_paukoobraznye.docx46.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: сформировать представление о характерных чертах внешнего и внутреннего строения и жизнедеятельности паукообразных.

Основные понятия: Особенности строения и жизнедеятельности в связи с жизнью на суше. Клещи — вредители культурных растений и меры борьбы с ними. Паразитические клещи — возбудители и переносчики опасных болезней. Меры защиты от клещей. Роль клещей в почвообразовании.

Планируемые результаты:

Предметный:

  • характеризовать принципы классификации животных, вид как основную систематическую категорию, основные систематические группы животных (паукообразные);
  • применять биологические термины и понятия (в том числе: паукообразные, членистые конечности, сенокосцы, ядовитая железа, паутина, скорпионы, пауки, клещи);
  • характеризовать процессы жизнедеятельности представителей паукообразные: движение, питание, дыхание, транспорт веществ, выделение, регуляцию, поведение, рост, развитие, размножение;
  • выявлять причинно-следственные связи между строением, жизнедеятельностью и средой обитания;
  • различать и описывать животных изучаемых систематических групп, отдельные органы и системы органов по схемам, моделям, муляжам, рельефным таблицам;
  • выявлять признаки классов членистоногих и хордовых;
  • классифицировать животных на основании особенностей строения;
  • использовать методы биологии: проводить наблюдения за животными, описывать животных;
  • демонстрировать на конкретных примерах связь знаний биологии со знаниями по математике, физике, химии, технологии, предметам гуманитарного цикла, различным видам искусства.

Метапредметные:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);
  • устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
  • с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
  • проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта (процесса) изучения, причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов между собой.

Личностные:

  • понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;
  • ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды;
  • соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде;
  • готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
  • развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности.

Межпредметные связи: «испарение», «конденсация»

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах, коллективная работа

Ресурсы, оборудование: учебник, компьютер, электронная доска или проектор, цифровое дополнение  к учебнику: https://multibook.lecta.ru/book/18-1003-01?pid=b94ce08e-bca3-4c7a-8088-fa253dc6bac5 

Этап урока.

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемый результат

УУД

1 этап. Организационный

Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих.(приём Wi-Fi)

Демонстрируют готовность к уроку.

Коммуникативные УУД:

- слушать собеседника и понимать речь других;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;

планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

2 этап. Постановка целей и задач

Знакомит с легендой о появлении пауков на Земле;

Помогает сформулировать тему урока и поставить задачи.

Знакомство с древнегреческой легендой:

«В далекие времена в Лидии жила Арахна – дочка красильщика пурпуром Идмана. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Вскоре Арахна возомнила себя равной Богам, равной солнцу.

«Скоро я вытку ковер, коих не было в мире,

И не сравнится с моим твое мастерство, о Афина,

Равных мне нет ни на грешной земле, ни в безоблачных высях,

Только одна в этом мире есть мастерица, и это – Арахна!»

Арахна выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за дерзость состязаться с Богами не признала ее достоинств и наказала Арахну за гордость и тщеславие.

«Будь же ты проклята, век ты плети паутину,
Будь безобразной Арахной, которую люди
Гнать и преследовать будут всегда, и вовеки
Будут страшиться тебя, и давить, и рвать паутину.
А мастерство твое, коим ты столько гордилась,
Пусть остается тебе в утешенье навеки с тобою:
Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину».

Арахниды – пауки в переводе с латинского. Арахнология -наука о пауках.

Обобщают ранее изученный материал;

Анализируют полученное задание;

Самостоятельно формулируют тему урока, ставят задачи.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- устанавливать закономерности, строить рассуждения;

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления;

- выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их;

- структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках;

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока;

- определять цель учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

- воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя;

- слушать и понимать речь других;

- формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- высказывать свое предположение;

- сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность действий на уроке;

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- принимать и сохранять учебную цель и задачи;

- организовать выполнение заданий учителя;

- высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- планировать и прогнозировать свои действия, формулировать учебную задачу с помощью учителя.

3 этап. Актуализация знаний

Демонстрирует на экране задание «Признаки Членистоногих»». Предлагает сравнить изображённых на рисунке животных;

Акцентирует внимание учащихся на вопросах классификации животных, характерных особенностях типичных представителей членистоногих.

Вопросы к обсуждению:

1. Какие черты характерны для типа Членистоногие?

2. Какие классы включает в себя тип Членистоногие?

3. Приведите доказательства того, что представители класса Ракообразные относятся к типу Членистоногие.

Обобщают ранее изученный материал;

Анализируют полученное задание (при анализе изображений представителей разных классов учащиеся на основе собственных наблюдений называют не только отличия, но и черты сходства).

Самостоятельно формулируют тему урока, ставят задачи.

Познавательные УУД:

- осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- определять и формулировать проблему;

- осуществлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- строить понятные для собеседника высказывания;

- высказывать свое мнение (точку зрения);

- анализировать и делать выводы;

- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;

- выстраивать осознанное речевое высказывание в устной и / или письменной форме по теме;

- воспринимать информацию на слух;

- слушать, наблюдать, объяснять результат демонстрационного эксперимента;

- дополнять, уточнять высказанные мнения;

- отвечать на вопросы учителя.

Регулятивные УУД:

- планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой;

- выполнять пробные учебные действия;

- фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии;

- применять установленные правила в планировании способа действия;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- оценивать правильность выполнения действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- самостоятельно формулировать цель и задачи урока;

- выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их;

- прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- организовать выполнение заданий учителя.

4 этап. Первичное усвоение новых знаний

С помощью ЭОР «Многообразие паукообразных» и материалом параграфа учебника знакомит учащихся с основами классификации паукообразных, а также ролью в природных сообществах и жизни человека. Важно отметить ядовитых пауков и скорпионов.

Наблюдает за ходом выполнения практической работы.

Консультирует при выполнении лабораторной работы «Изучение внешнего строения паука-крестовика» на с. 111 (возможно использования 3D-модель: «Внешнее строение паука-крестовика»;

Акцентирует внимание на педипальпах и хелицерах, при необходимости демонстрирует 3D-модель: «Внешнее строение паука-крестовика»

Вопросы учителя:

Возникали ли в ходе выполнения практической работы трудности, если да, то какие?

Какие навыки при выполнении практической работы вам пригодились, а какие новые вы приобрели?

Знакомятся с информаций в ЭОР «Многообразие паукообразных» и материалом параграфа с.108-110;

Дополняют информацию, представленную на слайдах из материалов учебника;

Выполняют лабораторную работу «Изучение внешнего строения паука-крестовика» на с. 111, задают вопросы.

Изучают материал учебника на с. 111 «для любознательных», делают вывод об особенностях пищеварения пауков, задают вопросы.

Познавательные УУД:

- формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности;

- соотносить информацию, представленную в разных формах;

- извлекать необходимую информацию из текста;

- ориентироваться в учебнике;

- сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения;

- структурировать учебный материал, выделять в нем главное;

- развивать элементарные навыки работы с приборами;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления.

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- находить и использовать информацию для решения учебных ситуаций;

- анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения;

- анализировать и действовать с позиции содержания предмета;

- самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной деятельности;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- планировать и осуществлять информационный поиск в соответствии с поставленной задачей;

- выделять главное, критически оценивать достоверность информации;

- переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу);

- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию;

- выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Коммуникативные УУД:

- строить монологическую и диалогическую речь;

- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;

- слушать и понимать речь других;

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

- использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

- договариваться о совместной деятельности в паре, умение находить общее решение;

- осуществлять работу в паре (группе);

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

- сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

- оценивать свои учебные достижения, поведение;

- работать по плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

- осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять способы для достижения поставленной цели;

- организовать выполнение заданий учителя;

- делать выводы по результатам работы;

- действовать по алгоритму, правилу;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

5. Первичная проверка понимания

Предлагает выполнить задания ЭОР:

«Орган паука и выполняемая функция»;

«Биологические профессии»;

«Значение паутины»;

Корректирует и дополняет пояснение учащихся;

Выполняют задания ЭОР:

«Орган паука и выполняемая функция»;

«Биологические профессии»;

«Значение паутины»;

Познавательные УУД:

- ориентироваться в содержании предмета;

- использовать информацию для решения учебной задачи;

- систематизировать, обобщать изученное. Соединять части в целое;

- структурировать учебный материал, выделять в нем главное;

- формировать элементарные навыки работы с приборами.

Коммуникативные УУД:

- высказывать суждения по результатам сравнения;

- аргументировать свое мнение.

Регулятивные УУД:

- организовать выполнение заданий учителя;

- делать выводы по результатам работы;

- действовать по алгоритму, правилу.

6. Первичное закрепление

Организует выполнение ЭОР;

Предлагает выполнить задание «Характеристики класса паукообразные» и обосновать свой выбор суждений из предложенного перечня.

При выполнении задания «Дыхание у паукообразных» нацеливает на осмысление преимуществ появления у паукообразных новых органов дыхания, скрытых внутри тела и хорошо защищённых от высыхания в условиях сухопутной жизни. Задание содержит межпредметные понятия «испарение», «конденсация» и при затруднении у обучающихся учитель обращается к межпредметному словарю.

При выполнении задания «пищеварение у пауков» актуализирует понятия «внутриклеточное пищеварение», «полостное пищеварение».

Вопросы для актуализации знаний:

  1. Какое пищеварение можно назвать «внутриклеточным»? Приведите примеры организмов с таким питанием.
  2. Какое пищеварение можно считать «полостным»? Приведите примеры организмов с таким питанием.
  3. А что у нас с пищеварением у Паукообразных? Выполните задание «пищеварение у пауков».

Корректирует и дополняет пояснение учащихся;

Выполняют задание «Характеристики класса паукообразные» и обосновывают свой выбор суждений из предложенного перечня

 Выполняют задание «Дыхание у паукообразных», разбирают понятия «испарение», «конденсация», а при затруднении обращаются к межпредметному словарю.

Познавательные УУД:

- использовать новую информацию для решения учебных заданий;

- осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

- самостоятельно отбирать (использовать) информацию (из различных источников), используя ее для решения поставленной задачи;

- обобщать на уровне формулирования правила, закона и др.;

- обобщать и классифицировать по признакам;

- выдвигать гипотезы (предположения);

- анализировать, сравнивать, группировать;

- извлекать необходимую информацию для выполнения учебных задач;

- применять знания в нестандартной ситуации;

- формировать умения смыслового чтения;

- извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

- осуществлять решение учебной задачи самостоятельно с опорой на предложенный план;

- находить в тексте ответы на вопросы (находить и выделять необходимую информацию);

- систематизировать, обобщать изученное.

Коммуникативные УУД:

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- осуществлять работу в паре (в группе).

Регулятивные УУД:

- осуществлять самоконтроль/взаимоконтроль;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- планировать своё действие;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

- самостоятельно (или с помощью учителя) планировать свою деятельность по решению учебного задания;

- действовать по алгоритму;

- ориентироваться в содержании предмета;

- самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своих действий;

- контролировать и корректировать свою деятельность;

- контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и способу действия.

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Комплексное задание «Сатин восточного моря»

 позволяет найти практическое применение знаний о природных материалах (паутинной нити) и разработке способов создания аналогов.

Учитель корректирует и дополняет пояснение учащихся;

Анализируют информацию в задании;

Сравнивают информацию со своими знаниями и формулируют свои предположения.

Познавательные УУД:

- систематизировать, обобщить изученное;

- анализировать, синтезировать и сравнивать информацию.

Коммуникативные УУД:

- высказывать свои суждения, доказывать правоту;

- аргументировать, формулировать выводы на основе анализа предметного материала;

- выступать публично;

- участвовать в групповой деятельности;

- высказывать суждения по результатам сравнения;

- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей.

Регулятивные УУД:

- оценивать коллективную работу и свой вклад;

- оценивать работу друг друга;

- оценивать свою работу на уроке на разных этапах;

- самостоятельно контролировать время при выполнении задания;

- осуществлять самоконтроль;

- контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность, с помощью оценочных листов.

8. Домашнее задание

§23, ЦРТ по ссылке: https://multibook.lecta.ru/classroom/homework/launcher?homeworkId=4e4b47a7-27e4-4e34-aaef-ea25e415557d

Творческое задание: подготовить лэпбук «В мире пауков»

Учитель объясняет особенности и условия выполнения

Учащиеся слушают, задают вопросы

Познавательные УУД:

- систематизировать, обобщить изученное;

- соотносить имеющиеся знания с новым материалом;

- использовать схемы (правило) для решения задач;

- использовать алгоритм для решения задач;

- работать с информацией в разной форме;

- устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно контролировать время при выполнении задания;

- осуществлять взаимный контроль;

- логически мыслить, продумать и сформулировать вопрос;

- формировать навыки речевой деятельности;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации, уметь договариваться.

Регулятивные УУД:

- включать новый способ действий в систему знаний, закрепление ранее изученных способов действий;

- выделять в системе знаний изученную единицу;

- планировать своё действие;

- прогнозировать результаты уровня усвоения;

- осуществлять контроль, различать результат и способ действия;

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов.

9. Рефлексия.

Учитель предлагает подвести итоги сегодняшнего занятия по алгоритму «Билетик на выход».

3 три важных момента, которые я сегодня узнал:

2 новых знания, которые мне точно пригодятся:

1 вопрос, который у меня возник во время урока:

После выполнения рефлексии, учитель прощается с обучающимися и благодарит их за проделанную работу.

Учащиеся проводят рефлексию и покидают кабинет

Познавательные УУД:

- систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

- строить монологическое высказывание;

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

- оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Регулятивные УУД:

- соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;

- соотносить цели и результаты собственной деятельности;

- анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно усвоить;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему: «Отдел Папоротниковидные. Особенности строения и жизнедеятельности»

УМК: учебник «Многообразие организмов», 7 класс под редакцией Н. И. Сонина, CD «Многообразие организмов» - 7 класс. Ресурсы: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, растения и гербарн...

Разработка урока по теме "Отдел Голосеменные. Особенности строения и жизнедеятельности"

Представляю разработку урока "Отдел Голосеменные. Особенности строения и жизнедеятельности". Цель урока: создание условий для осмысления новой учебной информации....

Технологическая карта конструирования урока биологии по теме: "Внешнее строение листа. Листорасположение " с использованием СДМ.

Технологическая   карта   урока   разработана  в соответствии   с  требованиями  ФГОС  по   биологии....

технологическая карта урока биологии 5 класс Тема: «Особенности строения клеток. Пластиды»

технологическая карта урока биологии 5 класс Тема: «Особенности строения клеток. Пластиды»...

Технологическая карта открытого урока биологии 6 класса по теме «Внешнее строение листа», ФГОС

Цель: изучить внешнее строение листа, формы листовых пластинок, виды жилкования и типы листорасположения листьев; развивать речевые навыки учащихся через групповую форму работы.Задачи:Сформироват...