Технологическая карта к уроку биологии по теме: "Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности"
план-конспект урока по биологии (8 класс)
Технологическая карат к уроку биологии по теме: "Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности" сдожержит полную информацию об этапах урока, харпктеристику УУД .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности»
Тип урока: комбинированный
Цель урока: сформировать представление о характерных чертах внешнего и внутреннего строения и жизнедеятельности паукообразных.
Основные понятия: Особенности строения и жизнедеятельности в связи с жизнью на суше. Клещи — вредители культурных растений и меры борьбы с ними. Паразитические клещи — возбудители и переносчики опасных болезней. Меры защиты от клещей. Роль клещей в почвообразовании.
Планируемые результаты:
Предметный:
- характеризовать принципы классификации животных, вид как основную систематическую категорию, основные систематические группы животных (паукообразные);
- применять биологические термины и понятия (в том числе: паукообразные, членистые конечности, сенокосцы, ядовитая железа, паутина, скорпионы, пауки, клещи);
- характеризовать процессы жизнедеятельности представителей паукообразные: движение, питание, дыхание, транспорт веществ, выделение, регуляцию, поведение, рост, развитие, размножение;
- выявлять причинно-следственные связи между строением, жизнедеятельностью и средой обитания;
- различать и описывать животных изучаемых систематических групп, отдельные органы и системы органов по схемам, моделям, муляжам, рельефным таблицам;
- выявлять признаки классов членистоногих и хордовых;
- классифицировать животных на основании особенностей строения;
- использовать методы биологии: проводить наблюдения за животными, описывать животных;
- демонстрировать на конкретных примерах связь знаний биологии со знаниями по математике, физике, химии, технологии, предметам гуманитарного цикла, различным видам искусства.
Метапредметные:
- выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);
- устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
- с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
- проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта (процесса) изучения, причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов между собой.
Личностные:
- понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;
- ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды;
- соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде;
- готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
- развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности.
Межпредметные связи: «испарение», «конденсация»
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах, коллективная работа
Ресурсы, оборудование: учебник, компьютер, электронная доска или проектор, цифровое дополнение к учебнику: https://multibook.lecta.ru/book/18-1003-01?pid=b94ce08e-bca3-4c7a-8088-fa253dc6bac5
Этап урока. | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемый результат |
УУД | |||
1 этап. Организационный | Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих.(приём Wi-Fi) | Демонстрируют готовность к уроку. | Коммуникативные УУД: - слушать собеседника и понимать речь других; - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
2 этап. Постановка целей и задач | Знакомит с легендой о появлении пауков на Земле; Помогает сформулировать тему урока и поставить задачи. Знакомство с древнегреческой легендой: «В далекие времена в Лидии жила Арахна – дочка красильщика пурпуром Идмана. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Вскоре Арахна возомнила себя равной Богам, равной солнцу. «Скоро я вытку ковер, коих не было в мире, И не сравнится с моим твое мастерство, о Афина, Равных мне нет ни на грешной земле, ни в безоблачных высях, Только одна в этом мире есть мастерица, и это – Арахна!» Арахна выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за дерзость состязаться с Богами не признала ее достоинств и наказала Арахну за гордость и тщеславие. «Будь же ты проклята, век ты плети паутину, Арахниды – пауки в переводе с латинского. Арахнология -наука о пауках. | Обобщают ранее изученный материал; Анализируют полученное задание; Самостоятельно формулируют тему урока, ставят задачи. | Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - устанавливать закономерности, строить рассуждения; - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления; - выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их; - структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках; - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока; - определять цель учебной деятельности. Коммуникативные УУД: - воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; - слушать и понимать речь других; - формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи; - оформлять свои мысли в устной форме; - высказывать свое предположение; - сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке; - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - принимать и сохранять учебную цель и задачи; - организовать выполнение заданий учителя; - высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, прогнозировать предстоящую работу (составлять план); - планировать и прогнозировать свои действия, формулировать учебную задачу с помощью учителя. |
3 этап. Актуализация знаний | Демонстрирует на экране задание «Признаки Членистоногих»». Предлагает сравнить изображённых на рисунке животных; Акцентирует внимание учащихся на вопросах классификации животных, характерных особенностях типичных представителей членистоногих. Вопросы к обсуждению: 1. Какие черты характерны для типа Членистоногие? 2. Какие классы включает в себя тип Членистоногие? 3. Приведите доказательства того, что представители класса Ракообразные относятся к типу Членистоногие. | Обобщают ранее изученный материал; Анализируют полученное задание (при анализе изображений представителей разных классов учащиеся на основе собственных наблюдений называют не только отличия, но и черты сходства). Самостоятельно формулируют тему урока, ставят задачи. | Познавательные УУД: - осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - определять и формулировать проблему; - осуществлять синтез как составление целого из частей. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - строить понятные для собеседника высказывания; - высказывать свое мнение (точку зрения); - анализировать и делать выводы; - строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей; - выстраивать осознанное речевое высказывание в устной и / или письменной форме по теме; - воспринимать информацию на слух; - слушать, наблюдать, объяснять результат демонстрационного эксперимента; - дополнять, уточнять высказанные мнения; - отвечать на вопросы учителя. Регулятивные УУД: - планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой; - выполнять пробные учебные действия; - фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии; - применять установленные правила в планировании способа действия; - принимать и сохранять учебную задачу; - оценивать правильность выполнения действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; - самостоятельно формулировать цель и задачи урока; - выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их; - прогнозировать предстоящую работу (составлять план); - организовать выполнение заданий учителя. |
4 этап. Первичное усвоение новых знаний | С помощью ЭОР «Многообразие паукообразных» и материалом параграфа учебника знакомит учащихся с основами классификации паукообразных, а также ролью в природных сообществах и жизни человека. Важно отметить ядовитых пауков и скорпионов. Наблюдает за ходом выполнения практической работы. Консультирует при выполнении лабораторной работы «Изучение внешнего строения паука-крестовика» на с. 111 (возможно использования 3D-модель: «Внешнее строение паука-крестовика»; Акцентирует внимание на педипальпах и хелицерах, при необходимости демонстрирует 3D-модель: «Внешнее строение паука-крестовика» Вопросы учителя: Возникали ли в ходе выполнения практической работы трудности, если да, то какие? Какие навыки при выполнении практической работы вам пригодились, а какие новые вы приобрели? | Знакомятся с информаций в ЭОР «Многообразие паукообразных» и материалом параграфа с.108-110; Дополняют информацию, представленную на слайдах из материалов учебника; Выполняют лабораторную работу «Изучение внешнего строения паука-крестовика» на с. 111, задают вопросы. Изучают материал учебника на с. 111 «для любознательных», делают вывод об особенностях пищеварения пауков, задают вопросы. | Познавательные УУД: - формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности; - соотносить информацию, представленную в разных формах; - извлекать необходимую информацию из текста; - ориентироваться в учебнике; - сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения; - структурировать учебный материал, выделять в нем главное; - развивать элементарные навыки работы с приборами; - устанавливать причинно-следственные связи; - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления. - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - находить и использовать информацию для решения учебных ситуаций; - анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения; - анализировать и действовать с позиции содержания предмета; - самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной деятельности; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - планировать и осуществлять информационный поиск в соответствии с поставленной задачей; - выделять главное, критически оценивать достоверность информации; - переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу); - систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию; - выделять существенную информацию из текстов разных видов; - осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные УУД: - строить монологическую и диалогическую речь; - строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей; - слушать и понимать речь других; - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. - использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; - договариваться о совместной деятельности в паре, умение находить общее решение; - осуществлять работу в паре (группе); - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); - сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); - высказывать и обосновывать свою точку зрения. Регулятивные УУД: - сознательно организовывать свою познавательную деятельность; - оценивать свои учебные достижения, поведение; - работать по плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - принимать и сохранять учебную задачу; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; - осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; - определять способы для достижения поставленной цели; - организовать выполнение заданий учителя; - делать выводы по результатам работы; - действовать по алгоритму, правилу; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. |
5. Первичная проверка понимания | Предлагает выполнить задания ЭОР: «Орган паука и выполняемая функция»; «Биологические профессии»; «Значение паутины»; Корректирует и дополняет пояснение учащихся; | Выполняют задания ЭОР: «Орган паука и выполняемая функция»; «Биологические профессии»; «Значение паутины»; | Познавательные УУД: - ориентироваться в содержании предмета; - использовать информацию для решения учебной задачи; - систематизировать, обобщать изученное. Соединять части в целое; - структурировать учебный материал, выделять в нем главное; - формировать элементарные навыки работы с приборами. Коммуникативные УУД: - высказывать суждения по результатам сравнения; - аргументировать свое мнение. Регулятивные УУД: - организовать выполнение заданий учителя; - делать выводы по результатам работы; - действовать по алгоритму, правилу. |
6. Первичное закрепление | Организует выполнение ЭОР; Предлагает выполнить задание «Характеристики класса паукообразные» и обосновать свой выбор суждений из предложенного перечня. При выполнении задания «Дыхание у паукообразных» нацеливает на осмысление преимуществ появления у паукообразных новых органов дыхания, скрытых внутри тела и хорошо защищённых от высыхания в условиях сухопутной жизни. Задание содержит межпредметные понятия «испарение», «конденсация» и при затруднении у обучающихся учитель обращается к межпредметному словарю. При выполнении задания «пищеварение у пауков» актуализирует понятия «внутриклеточное пищеварение», «полостное пищеварение». Вопросы для актуализации знаний:
Корректирует и дополняет пояснение учащихся; | Выполняют задание «Характеристики класса паукообразные» и обосновывают свой выбор суждений из предложенного перечня Выполняют задание «Дыхание у паукообразных», разбирают понятия «испарение», «конденсация», а при затруднении обращаются к межпредметному словарю. | Познавательные УУД: - использовать новую информацию для решения учебных заданий; - осуществлять действие по образцу и заданному правилу; - самостоятельно отбирать (использовать) информацию (из различных источников), используя ее для решения поставленной задачи; - обобщать на уровне формулирования правила, закона и др.; - обобщать и классифицировать по признакам; - выдвигать гипотезы (предположения); - анализировать, сравнивать, группировать; - извлекать необходимую информацию для выполнения учебных задач; - применять знания в нестандартной ситуации; - формировать умения смыслового чтения; - извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц; - осуществлять решение учебной задачи самостоятельно с опорой на предложенный план; - находить в тексте ответы на вопросы (находить и выделять необходимую информацию); - систематизировать, обобщать изученное. Коммуникативные УУД: - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - оформлять свои мысли в устной форме; - осуществлять работу в паре (в группе). Регулятивные УУД: - осуществлять самоконтроль/взаимоконтроль; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - планировать своё действие; - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - осуществлять познавательную и личностную рефлексию; - самостоятельно (или с помощью учителя) планировать свою деятельность по решению учебного задания; - действовать по алгоритму; - ориентироваться в содержании предмета; - самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своих действий; - контролировать и корректировать свою деятельность; - контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и способу действия. |
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | Комплексное задание «Сатин восточного моря» позволяет найти практическое применение знаний о природных материалах (паутинной нити) и разработке способов создания аналогов. Учитель корректирует и дополняет пояснение учащихся; | Анализируют информацию в задании; Сравнивают информацию со своими знаниями и формулируют свои предположения. | Познавательные УУД: - систематизировать, обобщить изученное; - анализировать, синтезировать и сравнивать информацию. Коммуникативные УУД: - высказывать свои суждения, доказывать правоту; - аргументировать, формулировать выводы на основе анализа предметного материала; - выступать публично; - участвовать в групповой деятельности; - высказывать суждения по результатам сравнения; - строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей. Регулятивные УУД: - оценивать коллективную работу и свой вклад; - оценивать работу друг друга; - оценивать свою работу на уроке на разных этапах; - самостоятельно контролировать время при выполнении задания; - осуществлять самоконтроль; - контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность, с помощью оценочных листов. |
8. Домашнее задание | §23, ЦРТ по ссылке: https://multibook.lecta.ru/classroom/homework/launcher?homeworkId=4e4b47a7-27e4-4e34-aaef-ea25e415557d Творческое задание: подготовить лэпбук «В мире пауков» Учитель объясняет особенности и условия выполнения | Учащиеся слушают, задают вопросы | Познавательные УУД: - систематизировать, обобщить изученное; - соотносить имеющиеся знания с новым материалом; - использовать схемы (правило) для решения задач; - использовать алгоритм для решения задач; - работать с информацией в разной форме; - устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - самостоятельно контролировать время при выполнении задания; - осуществлять взаимный контроль; - логически мыслить, продумать и сформулировать вопрос; - формировать навыки речевой деятельности; - учитывать разные мнения и стремиться к координации, уметь договариваться. Регулятивные УУД: - включать новый способ действий в систему знаний, закрепление ранее изученных способов действий; - выделять в системе знаний изученную единицу; - планировать своё действие; - прогнозировать результаты уровня усвоения; - осуществлять контроль, различать результат и способ действия; - осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов. |
9. Рефлексия. | Учитель предлагает подвести итоги сегодняшнего занятия по алгоритму «Билетик на выход». 3 три важных момента, которые я сегодня узнал: 2 новых знания, которые мне точно пригодятся: 1 вопрос, который у меня возник во время урока: После выполнения рефлексии, учитель прощается с обучающимися и благодарит их за проделанную работу. | Учащиеся проводят рефлексию и покидают кабинет | Познавательные УУД: - систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. Коммуникативные УУД: - строить монологическое высказывание; - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; - оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других. Регулятивные УУД: - соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; - соотносить цели и результаты собственной деятельности; - анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно усвоить; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии в 7 классе. Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе, практическое значение
Урок биологии был представлен на ЕМД в школе....

Урок на тему: «Отдел Папоротниковидные. Особенности строения и жизнедеятельности»
УМК: учебник «Многообразие организмов», 7 класс под редакцией Н. И. Сонина, CD «Многообразие организмов» - 7 класс. Ресурсы: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, растения и гербарн...

Разработка урока ОТДЕЛ ХИТРИДИОМИКОТА. ОТДЕЛ ЗИГОМИКОТА. ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
автор Сонин...

Разработка урока по теме "Отдел Голосеменные. Особенности строения и жизнедеятельности"
Представляю разработку урока "Отдел Голосеменные. Особенности строения и жизнедеятельности". Цель урока: создание условий для осмысления новой учебной информации....

Технологическая карта конструирования урока биологии по теме: "Внешнее строение листа. Листорасположение " с использованием СДМ.
Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС по биологии....

технологическая карта урока биологии 5 класс Тема: «Особенности строения клеток. Пластиды»
технологическая карта урока биологии 5 класс Тема: «Особенности строения клеток. Пластиды»...

Технологическая карта открытого урока биологии 6 класса по теме «Внешнее строение листа», ФГОС
Цель: изучить внешнее строение листа, формы листовых пластинок, виды жилкования и типы листорасположения листьев; развивать речевые навыки учащихся через групповую форму работы.Задачи:Сформироват...
- Мне нравится (1)