Открытый урок по теме «Задачи на составление уравнений. Применение технологии проблемного обучения в ходе организации групповой работы на уроке», математика 6 класс
методическая разработка по математике (6 класс) на тему

Потехина Татьяна Викторовна

применение новых технологий

в образовательном процессе

 

 

Открытый урок по теме

 «Задачи на составление уравнений.

Применение технологии проблемного обучения в ходе организации  групповой работы на уроке»               

                           в  6«А» классе

тип урока: рефлексия знаний

 

технологии:

технология проблемного обучения

уровневая дифференциация

компьютерные технологии

групповая форма работы

 

Учитель математики: Потехина Т.В.

тезисы урока по теме

 «Задачи на составление уравнений.

Применение технологии проблемного обучения

в ходе организации групповой работы на уроке»               

    

 

(конспект урока программы «Математика 6 класс» по учебнику Н.Я. Виленкина

 учителя АОУ школы №6 г. Долгопрудного Потехиной Татьяны Викторовны)

 

 

Тип урока: урок отработки навыков

 

На данном уроке в 6 классе обучающиеся отрабатывают навыки решения задач на составление уравнений. Учитель применяет технологию развивающего обучения, используя групповую работу. Обучающиеся учатся ставить цели и находить соразмерные их возможностям способы работы. Ребята обучаются способам организации учебного процесса, анализа ситуации, проектирования, рефлексии.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Задачи на составление уравнений.

Применение технологии проблемного обучения

в ходе организации групповой работы на уроке»                

     тип урока: урок отработки навыков

Цели:

  • образовательные: повторить правила решения уравнений; учиться решать текстовые задачи разных типов  способом составления уравнений.
  • развивающие: развитие мышления, учебного самоопределения, формирование рефлексивных способностей, формирование умения работать в команде, навыков организаторской работы,
  • воспитательные: воспитание чувств товарищества, ответственности, сотрудничества

Ход урока:

  1. Организационный момент: приветствие, пожелание успехов в работе; особенности организации работы- групповая работа, раздаточный материал
  2. Фиксация затруднений решения уравнений, выход из них .Самоопределение к деятельности:
  • Найти ошибки в решении уравнения
  • Фиксация затруднений : Правила решения уравнений ( проговаривание во внешней речи)П1(раскрытие скобок),П2(приведение подобных слагаемых),П3(перенос слагаемых через равенство),П4(умножение, деление уравнения на число) ,В (слайд2)
  • Классификация уравнений по способу решения У1(умножение и деление обеих частей уравнения на число),У2(перенос слагаемых через равенство),У3( пропорция) (слайд 3)
  • Групповая работа : решение уравнений парами с перекрестной проверкой, запись ответов групп на маркерной доске ( группа- У1,У2,У3)
  • Расшифровка темы урока «Задачи на уравнения»( слайд 4)
  1. Актуализация.(слайд 5-8)
  • Классификация базовых текстовых задач, решаемых с помощью уравнений: «на изменение величины», «на формулу умножения», «на части», «на составление пропорции».
  • Задание фронтальное: придумать задачу по краткой записи решения. Оформление решения: введение переменной, выражение величин задачи через X (в таблице), составление уравнения .
  1. Физкультминутка.
  2. Решение задач по группам. Самопроверка.
  • Распределение задач по группам. Выбрать из списка задач задачу нужного типа. (слайд 9)
  • Решение задач( 1 группа-1 задача)
  • Защита решения у доски. Голосование ( «согласен»/ «не согласен» участникам группы).Дополнительные задании по карточкам некоторым участникам этой группы
  • Запись решения с доской остальными учащимися.
  • В итоге: у каждого решено не менее 4-х задач.
  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.
  • Правила решения уравнений
  • Классификация уравнений, сводящихся к линейным по способу решения
  • Классификация типов задач
  • Требования к оформлению задач на составление уравнений.
  • Оценка  своей работы на уроке : все получилось, были затруднения, ничего не получилось.
  • План дальнейшей работы над ошибками.
  1. Домашнее задание:

творческое ( по выбору): на листе А4 записать условие, решить свои 4 задачи ( разные типы)+рисунки иллюстрации

базовое ( для всех): учебник Н.Я. Виленкин и др.,п.42,№1346,1347,1349,1509(а)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задачи на уравнения областной семинар 18.04.13 учитель Потехина Т.В.

Слайд 2

Решение уравнений 6 (х - 3) + 2 (х + 2) = 1 6х - 18 + 2х + 2 = 1 8х = 1 – 2 + 18 8х = - 2 1 П 1 :раскрытие скобок П 2 :приведение подобных слагаемых П 3 :перенос слагаемых П 4 : нахождение множителя В : вычислительная ошибка 4 Ответ: 15 4 Ответ: Найдите ошибки:

Слайд 3

Классификация уравнений У 1 Умножение (деление) на число. 3,6 m =-7,2 0,01 x=1 5(0 ,2- x )=25 0,1( x- 0,8)=0,9 У 2 Перенос слагаемых через равенство 4x+12=3x+8 3x-7=8x+18 5y+27=4y+21 7m-11=10m+16 У 3 Пропорция 17 3 44 -5 -2 100 -4,8 9,8 -4 -5 -6 -9 Буквы: -6 3 -4,8 17 100 -9 9,8 -5 -2 44 -4 А У Д Р З В Е Ч Н Я И

Слайд 4

Тема урока -6 3 -4,8 17 100 -9 9,8 -5 -2 44 -4 А У Д Р З В Е Ч Н Я И «Задачи на уравнения» 100 -6 -4,8 -6 -5 -4 -2 -6 3 17 -6 -9 -2 9,8 -2 -4 44 З А Д А Ч И Н А У Р А В Н Е Н И Я

Слайд 5

Пусть в I __ - x литров, тогда во II __ -3x литров Уравнение: Придумайте задачу «на изменение величины» было (л) изменение(л) стало (л) I x -20 x - 20 II 3x +20 3x+20 = X-20=3x+20

Слайд 6

Пусть __ I - x км/ч, тогда __ II - ( x -50) км/ч Уравнение: Придумайте задачу «на формулу умножения» V ( км/ч) t (ч) S (км) I x 0,8 0,8 x II x-50 1 ,8 1,8(x-50) = 0,8x=1,8(x-50)

Слайд 7

Придумайте задачу « на части» Пусть __ - x м. Уравнение: 0,56x+ x+240=x ___( м) I 0,56x II x x III 240

Слайд 8

Придумайте задачу «на составление пропорции» Пусть x г __ было в растворе первоначально Уравнение: ____(г) ____(%) было x 40 стало x+120 70 зависимость-

Слайд 9

Зарядка 1 2 3 Для глаз

Слайд 10

Распределение задач На изменение величины На формулу умножения На части На составление пропорции 1 бригада 2 бригада 3 бригада 4 бригада



Предварительный просмотр:

РЕШЕНИЕ  ЗАДАЧИ  НА  СОСТАВЛЕНИЕ  УРАВНЕНИЯ:

1.ВВЕДЕНИЕ  Х

2.ВЫРАЖЕНИЕ ЧЕРЕЗ  Х  ВЕЛИЧИН ЗАДАЧИ

3.ОБОСНОВАНИЕ  РАВЕНСТВА

4.СОСТАВЛЕНИЕ УРАВНЕНИЯ

5.РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЯ

6.КОММЕНТАРИЙ РЕШЕНИЯ

7.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСКОМОЙ ВЕЛИЧИНЫ

8.ОТВЕТ



Предварительный просмотр:

БРИГАДА №1

№1

Решить уравнение. Найти ошибки в решении ( см. на доске).

6(х-3)+2(х+2)=1

№2

Укажите способы решений уравнений.

  1. 3,6 m=-7.2 __________________________________________________________
  2. 4x+12=3x+8 ________________________________________________________
  3.  ___________________________________________________________

Решите уравнения.

  1. Ответ:_______
  2. Ответ:_______
  3. Ответ:_______

№3

Допишите недостающие ответы (место ответа см. на доске). Расшифруйте тему урока.

-6

3

-4,8

100

-9

9,8

-5

44

А

У

Д

Р

З

В

Е

Ч

Н

Я

И

100

-6

-4,8

-6

-5

-4

-2

-6

3

17

-6

-9

-2

9,8

-2

-4

44

№4

Задачи.

  1. Найдите среди предложенных задач, задачу на изменение величины.
  2. Решите эту задачу.
  • Введите х
  • Выразите через х величины задачи ( таблица)
  • Обоснуйте равенство
  • Составьте уравнение
  • Решите уравнение
  • Прокомментируйте найденную величину
  • Определите искомую величину
  • Запишите ответ задачи
  1. Решение задачи объясните у доски.

А) № 1322

Длина отрезка АВ на 2 см больше, чем длина отрезка CD. Если длину отрезка АВ увеличить на 10 см, а длину отрезка CD увеличить в 3 раза, то получатся равные результаты. Найдите длину отрезка АВ.

Б).№ 1329

На отливку блока объемом 2,5 м3 требуется 5,5 т бетона. На сколько увеличится расход бетона при отливке блока объемом 2,9 м3?

В). № 1325

В спортивном лагере прибывших туристов разметили в гостинице, - в летних домиках, а остальные 75 туристов- в палатках. Сколько туристов прибыло в спортивный  лагерь?

Г). Д.М. С-31 А1 №3

Автомобиль ехал 3 часа по шоссе и 2 часа – по проселочной дороге, где его скорость была на 15 км/ч меньше, чем на шоссе. Всего за 5 часов автомобиль проехал 270 км. Найдите скорость автомобиля на шоссе.

БРИГАДА №2

№1

Решить уравнение. Найти ошибки в решении ( см. на доске).

6(х-3)+2(х+2)=1

№2

Укажите способы решений уравнений.

1).0,01х=1 __________________________________________________________

2).3х-7=8х+18 ________________________________________________________

3). ___________________________________________________________

Решите уравнения.

1).Ответ:_______

2).Ответ:_______

3).Ответ:_______

№3

Допишите недостающие ответы (место ответа см. на доске). Расшифруйте тему урока.

-6

-4,8

17

-9

9,8

-2

44

-4

А

У

Д

Р

З

В

Е

Ч

Н

Я

И

100

-6

-4,8

-6

-5

-4

-2

-6

3

17

-6

-9

-2

9,8

-2

-4

44

№4

Задачи.

1).Найдите среди предложенных задач, задачу на формулу умножения.

2).Решите эту задачу.

  • Введите х
  • Выразите через х величины задачи ( таблица)
  • Обоснуйте равенство
  • Составьте уравнение
  • Решите уравнение
  • Прокомментируйте найденную величину
  • Определите искомую величину
  • Запишите ответ задачи

3).Решение задачи объясните у доски.

А) № 1322

Длина отрезка АВ на 2 см больше, чем длина отрезка CD. Если длину отрезка АВ увеличить на 10 см, а длину отрезка CD увеличить в 3 раза, то получатся равные результаты. Найдите длину отрезка АВ.

Б).№ 1329

На отливку блока объемом 2,5 м3 требуется 5,5 т бетона. На сколько увеличится расход бетона при отливке блока объемом 2,9 м3?

В). № 1325

В спортивном лагере прибывших туристов разметили в гостинице, - в летних домиках, а остальные 75 туристов- в палатках. Сколько туристов прибыло в спортивный  лагерь?

Г). Д.М. С-31 А1 №3

Автомобиль ехал 3 часа по шоссе и 2 часа – по проселочной дороге, где его скорость была на 15 км/ч меньше, чем на шоссе. Всего за 5 часов автомобиль проехал 270 км. Найдите скорость автомобиля на шоссе.

БРИГАДА №3

№1

Решить уравнение. Найти ошибки в решении ( см. на доске).

6(х-3)+2(х+2)=1

№2

Укажите способы решений уравнений.

1).5(0,2-х)=25 __________________________________________________________

2).5у+27=4у+21 ________________________________________________________

3). ___________________________________________________________

Решите уравнения.

1).Ответ:_______

2).Ответ:_______

3).Ответ:_______

№3

Допишите недостающие ответы (место ответа см. на доске). Расшифруйте тему урока.

3

17

100

-9

9,8

-5

-2

-4

А

У

Д

Р

З

В

Е

Ч

Н

Я

И

100

-6

-4,8

-6

-5

-4

-2

-6

3

17

-6

-9

-2

9,8

-2

-4

44

№4

Задачи.

1).Найдите среди предложенных задач, задачу на части.

2).Решите эту задачу.

  • Введите х
  • Выразите через х величины задачи ( таблица)
  • Обоснуйте равенство
  • Составьте уравнение
  • Решите уравнение
  • Прокомментируйте найденную величину
  • Определите искомую величину
  • Запишите ответ задачи

3).Решение задачи объясните у доски.

А) № 1322

Длина отрезка АВ на 2 см больше, чем длина отрезка CD. Если длину отрезка АВ увеличить на 10 см, а длину отрезка CD увеличить в 3 раза, то получатся равные результаты. Найдите длину отрезка АВ.

Б).№ 1329

На отливку блока объемом 2,5 м3 требуется 5,5 т бетона. На сколько увеличится расход бетона при отливке блока объемом 2,9 м3?

В). № 1325

В спортивном лагере прибывших туристов разметили в гостинице, - в летних домиках, а остальные 75 туристов- в палатках. Сколько туристов прибыло в спортивный  лагерь?

Г). Д.М. С-31 А1 №3

Автомобиль ехал 3 часа по шоссе и 2 часа – по проселочной дороге, где его скорость была на 15 км/ч меньше, чем на шоссе. Всего за 5 часов автомобиль проехал 270 км. Найдите скорость автомобиля на шоссе.

БРИГАДА №4

№1

Решить уравнение. Найти ошибки в решении ( см. на доске).

6(х-3)+2(х+2)=1

№2

Укажите способы решений уравнений.

1).0,1(х-0,8)=0,9 __________________________________________________________

2).7m-11=10m+16 ________________________________________________________

3). ___________________________________________________________

Решите уравнения.

1).Ответ:_______

2).Ответ:_______

3).Ответ:_______

№3

Допишите недостающие ответы (место ответа см. на доске). Расшифруйте тему урока.

-6

3

-4,8

17

100

-2

44

-4

А

У

Д

Р

З

В

Е

Ч

Н

Я

И

100

-6

-4,8

-6

-5

-4

-2

-6

3

17

-6

-9

-2

9,8

-2

-4

44

№4

Задачи.

1).Найдите среди предложенных задач, задачу на составление пропорции.

2).Решите эту задачу.

  • Введите х
  • Выразите через х величины задачи ( таблица)
  • Обоснуйте равенство
  • Составьте уравнение
  • Решите уравнение
  • Прокомментируйте найденную величину
  • Определите искомую величину
  • Запишите ответ задачи

3).Решение задачи объясните у доски.

А) № 1322

Длина отрезка АВ на 2 см больше, чем длина отрезка CD. Если длину отрезка АВ увеличить на 10 см, а длину отрезка CD увеличить в 3 раза, то получатся равные результаты. Найдите длину отрезка АВ.

Б).№ 1329

На отливку блока объемом 2,5 м3 требуется 5,5 т бетона. На сколько увеличится расход бетона при отливке блока объемом 2,9 м3?

В). № 1325

В спортивном лагере прибывших туристов разметили в гостинице, - в летних домиках, а остальные 75 туристов- в палатках. Сколько туристов прибыло в спортивный  лагерь?

Г). Д.М. С-31 А1 №3

Автомобиль ехал 3 часа по шоссе и 2 часа – по проселочной дороге, где его скорость была на 15 км/ч меньше, чем на шоссе. Всего за 5 часов автомобиль проехал 270 км. Найдите скорость автомобиля на шоссе.



Предварительный просмотр:

Бригада№___

Фамилия Имя______________________________

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.

1.Тип задачи: «на изменение величины»                                          ____№________

Пусть х___-

Было (        )

Изменение (          )

Стало (            )

отрезок АВ

отрезок CD

   

2.Тип задачи: «на формулу умножения»                                          ____№________

Пусть х___-

V (          )

t(            )

S(          )

по шоссе

по проселочной дороге

3.Тип задачи: «на части»                                                                      ____№________

Пусть х___-

Количество (            )

в гостинице

в летних домиках

осталось

4.Тип задачи: «на составление пропорции»                           ____№________

Пусть х___-

Объем (         )

Масса (        )

I блок

II блок

Зависимость-



Предварительный просмотр:

тезисы урока по теме

 «Задачи на составление уравнений.

Применение технологии проблемного обучения

в ходе организации групповой работы на уроке»                

     

(конспект урока программы «Математика 6 класс» по учебнику Н.Я. Виленкина

 учителя АОУ школы №6 г. Долгопрудного Потехиной Татьяны Викторовны)

Тип урока: урок отработки навыков

На данном уроке в 6 классе обучающиеся отрабатывают навыки решения задач на составление уравнений. Учитель применяет технологию развивающего обучения, используя групповую работу. Обучающиеся учатся ставить цели и находить соразмерные их возможностям способы работы. Ребята обучаются способам организации учебного процесса, анализа ситуации, проектирования, рефлексии.



Предварительный просмотр:

МОУ средняя школа №6 г. Долгопрудный

применение новых технологий

в образовательном процессе

Открытый урок по теме

 «Задачи на составление уравнений.

Применение технологии проблемного обучения в ходе организации  групповой работы на уроке»                

                           в  6«А» классе

тип урока: рефлексия знаний

технологии:

технология проблемного обучения

уровневая дифференциация

компьютерные технологии

групповая форма работы

Учитель математики: Потехина Т.В.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме «Понятие отношения. Применение технологии проблемного обучения на уроке рефлексии», математика 6 класс

(конспект урока программы «Математика 6 класс» по учебнику Н.Я. Виленкина учителя АОУ школы №6 г. Долгопрудного Потехиной Татьяны Викторовны) тип урока: урок рефлексии  технологии:...

Эффективные методы применения технологии проблемного обучения и технологии применения ИКТ на уроках математики

Статья о б Эффективных методах применения технологии проблемного обучения и технологии применения ИКТ на уроках математики...

Урок по теме «Папоротники. Особенности строения и жизнедеятельности» (технология проблемного обучения)

Урок биологии в 7 классе по теме "Папоротники. Особенности строения и жизнедеятельности."...

Проект урока геометрии в 9 классе по теме «Длина окруж-ности» с применением технологии проблемного обучения

Математика – наука древняя, интересная и полезная. Сегодня мы с вами в очередной раз убедимся в этом. Очень хочется, чтобы каждый из вас сделал для себя хотя бы небольшое, но открытие.Нам с вами...

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ КОНСТРУКТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

В настоящей работе предложен методический материал, демонстрирующий пример урока русского языка на основе технологии проблемного обучения, составленного по схеме В.Д. Шадрикова (см. в методике оценки ...

Методическая разработка урока в 6 классе по теме: «Эти коварные приставки» с применением технологии проблемного обучения

Урок разработан в соответствии с ФГОС с применением технологии проблемного обучения ,развития критического мышления. Цель урока ознакомить учащихся с правописанием приставок -пре, - при...