план - конспект урока по теме "Пресмыкающиеся, особенности строения и процессы жизнедеятельности"
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме
разработка урока по биологии для 7 класса и использованием личносно - ориентированных технологий: проблемного обучения, игровыХ технологий. На этом уроке развивается умение сравнивать изучаемых животных с предыдущим классом земноводные. работа с учебником способствует развитию монологической речи учащихся. Элементы урока могут быть использованы при проведении внекласных занятий по биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
presmykayushchiesya.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Гимназия №5» г. Белгорода
Бавыкина Нина Алексеевна, учитель биологии.
Тема. Пресмыкающиеся, особенности строения, жизнедеятельности, многообразие.
Цель: сформировать знания об особенностях строения и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся
Задачи:
изучить особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся, связанных с приспособлением к жизни на суше;
развивать умения сравнивать, делать выводы;
осуществлять экологическое воспитание.
Оборудование: картинки с изображением крокодила, черепахи, ящерицы, презентация, учебник В.В.Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова Биология 7 класс, М: Просвещение, 2009
Ход урока.
- Оргмомент. Определение темы урока, используя представленные картинки, определение цели урока. Что мы можем узнать на уроке, чему можем научиться?
Цель: познакомиться с особенностями строения, образа жизни пресмыкающихся. Научиться различать животных, определять их роль в природе, жизни человека.
- Общая характеристика пресмыкающихся. Работа с текстом на стр. 200. Наземные животные, размножаются на суше яйцами с запасом питательных веществ и покрытых оболочкой. Дышат легкими, температура тела непостоянная.
- Внешнее строение пресмыкающихся.
А) отделы тела: голова, шея, туловище, конечности, хвост.
Б) покров тела: сухая кожа с роговыми чешуйками. Происходит линька.
В) органы головы: глаза, имеющие третье веко, барабанная перепонка – среднее ухо.
- Внутреннее строение. Составить таблицу.
Система органов | Особенности строения |
Опорно – двигательная (скелет) | Появление шеи грудной клетки |
Кровеносная система | Неполная перегородка в желудочке сердца |
Дыхательная | Всасывающий тип дыхания за счет грудной клетки |
Половая система | Внутреннее оплодотворение, размножение яйцами |
- Систематика пресмыкающихся. Составление схемы
Пресмыкающиеся
Отряд чешуйчатые
Отряд клювоголовые
Отряд черепахи отряд крокодилы
Интересное из жизни животных. Сообщения учащихся.
Знаете ли вы животное зем - зем? Серый варан, пустынный крокодил
Кто не читал замечательный рассказ А.П. Чехова «Хамелеон»? Почему Чехов дал рассказу такое название? Кто такой хамелеон?
Змеи могут заглатывать крупную добычу? Уж, например, довольно легко заглатывает лягушек. Благодаря чему это возможно?
Часто используют выражение «крокодиловы слезы», верно ли оно?
- Значение пресмыкающихся. К каким пресмыкающимся и почему имеют отношение перечисленные слова и словосочетания: грызуны, чемодан, оправа для очков, кухня, заповедник, железнодорожная насыпь
- Закрепление знаний.
А) Игра «Третий – лишний»
Гаттерия варан анаконда кобра
Веретеница кайман гюрза уж
Кобра гавиал хамелеон гадюка
Б) тест. 1 вариант – признаки пресмыкающихся, 2 вариант – признаки земноводных
1.постоянная температура тела
2.непостоянная температура тела
3.обитают на суше и в воде
4. тело покрыто влажной, слизистой кожей
5.кожа сухая, покрытая роговыми чешуйками
6. сердце трехкамерное с неполной перегородкой в желудочке
7.шея имеется
8. дыхание при помощи легких
9.органы дыхания – легкие и кожа
10. оплодотворение внутреннее
11. оплодотворение наружное
Ответы.
Пресмыкающиеся – 2,5,6.7,8,10
Земноводные – 2,3,4,9,11
В) что нужно делать, если вас или вашего товарища укусила ядовитая змея?
Г) к какому отряду относится животное, имеющее характеристику:
Водный и наземный образ жизни
Панцирь – внешний скелет
Челюсти без зубов, имеют роговой клюв, покрывающий челюсти
Размножение на суше, развитие без превращений
- Домашнее задание
П. 52. Составить 2 цепи питания, в которых пресмыкающиеся являлись бы одним из звеньев. По следам ящеров, сон, который приснился мне.
Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "Класс Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных"
Конспект урока " Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека"...
план - конспект урока природоведения по теме "Строение Вселенной по Аристотелю и Птолемею"
Данный урок проходит в игровой форме встречи с учеными древности, которые излагают свою точку зрения об устройстве Вселенной. Такая форма изучения нового материала расширяет кругозор обучающихся, дает...
План-конспект урока по биологии. Тема: "Строение растительной клетки"
Цель урока: изучить строение растительной клетки.Задачи урока:Образовательные:-сформировать понятие о клетке как о живой единице растительного организма, об оболочке, цитоплазме, ядре и вакуолях...
План-конспект урока с ЭОР "ЗНАЧЕНИЕ, СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ"
Разработка урока с использованием ЭОР...
конспект урока "Класс Насекомые, особенности строения"
Конспект составлен в рамках авторской программы "Художественная керамика в практической биологии". расчитан для учащихся 7-го класса по УМК Н.И. Сонин,Биология. Многообразие живых организм...
План-конспект урока биологии в 6 кл "Регуляция процессов жизнедеятельности организмов и их связей с окружающей средой".
Комбинированный (изучение нового материала) урок, сочетающий методы: урок проблемного изложения, частично-поисковый.Цели урока:1.Образовательные: познакомить учащихся с регуляцией процессов жизнедеяте...
Технологическая карта урока биологии по теме "Особенности строения и процессов жизнедеятельности бактерий" (6 кл)
Данная разработка содержит технологическую карту урока и приложения. Материал ориентирован на УМК Лапшиной В.И., Рокотовой, изд-во "Академкнига/Учебник"....